Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: Весна. Конспект НОД по познавательному развитию «Весна-зелена» в средней группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Программное содержание: формировать знания детей о весеннем времени года; знакомить с названиями времен года, их последовательностью; познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной; уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной; активизировать словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей; воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.

Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна), картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка» ; иллюстрации диких животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.

Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».

Ход занятия

Педагог:

Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.

Педагог : Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды. Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).

Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

(Педагог выставляет картинку весны).

Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши - солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).

На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло - и на улице тепло?
Ки-ки-ки - зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы - запели звонко птицы?
Ты-ты-ты - скоро вырастут цветы?
На-на-на - это к нам пришла весна!

Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (Для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое?

Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое

Педагог: первое чудо весны - это теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: снег тает.

Педагог: а почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.

Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.

Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)

Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)

Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).

Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка

Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).

Педагог: Молодцы!

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .

Что вы услышали? (Ответы детей) .

А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)

Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут на этой полянке :

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)

(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).

Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .

У лисы - …. (Ответы детей) .

У волка - …. (Ответы детей) .

Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?

Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?

Дети: Подснежник.

Педагог: Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: ответы

Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…

Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей) .

У Весны много дел : пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны , которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?

Конспект игрового занятия для средней группы детского сада для детей с нарушением зрения.

Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Тема: "Весна Сезонные изменения".
Маркова Елена Владимровна.
Описание материала. Материал занятия доступен для восприятия детьми среднего возраста; в игровой форме закрепляются знания о твёрдых и мягких звуках, развиваются умения сравнивать два множества, уточняются и расширяются знания о весенних изменениях в природе.
Цель: уточнить и расширить представления детей об изменениях в природе весной.
Задачи:
образовательные:закрепить знания о твёрдых и мягких звуках, умение сравнивать два множества; продолжить формировать представления детей об изменениях в природе с приходом весны;
развивающие:развивать диалогическую речь, умение использовать в речи сравнения, прилагательные, звуковую культуру речи;воспитательные: воспитывать экологическую культуру,уважение к собеседнику;коррекционные:развивать артикуляцию, речевое дыхание, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Предварительная работа: чтение, беседы по содержанию произведений Г.Скребицкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина; рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам, по картинам художников; организация вечеров загадок и примет о весне, просмотр видеоматериалов о пробуждении природы весной.
Материалы. Демонстрационный:две игрушки котят с зелёным и синим бантиками, мешочек с разноцветными шариками(пять штук) и надписью"Тим и Том", крупное изображение капели, проталин, подснежников, ледохода, медуницы, весенника.
Раздаточный: пособие "Звукобол"(полоска из белого картона А3, разделённая чёрной узкой полоской на две равные части, ворота зелёного и синего цвета, по пять штук кружков зелёного и синего цвета), листы А4 с заданием"Соедини по точкам рыбку".
Технические средства:диск Е.и С. Железновых"Тим и Том".
Оборудование:магнитная доска, лазерная указка, зрительный тренажёр по Базарному.Оргмомент ."Давайте поздороваемся".(Дети в кругу:"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:"Доброе утро!"И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!"
1. Мотивационный этап.
(В группе слышится мяуканье котят(аудиозапись).
-Кто это? Давайте поищем!(Находят).

Почему котята прибежали в детский сад?(варианты ответов:хотят поиграть с детьми, прогнала хозяйка, в доме случился пожар и др.)
-Котят зовут Тим и Том(написано на мешочке), а кто из них Тим, а кто Том?
Дети:"Это Тим с зелёным бантом,его имя начинается с мягкого звука, а это Том с синим бантом, его имя начинается с твёрдого звука."
-Поздороваемся с котятами.
2. "Котята Тим и Том играют с детьми".
- Шарик выбирайте, игру начинайте!
(в мешочке дети выбирают шарик, напр. синий).
Котята предлагают игру "Весенний звукобол".(Котята "встают"на свои ворота соответствующего цвета; демонстрируется картинка поочерёдно, то с начальным мягким звуком, то с начальным твёрдым звуком: ледоход, капель, проталины, медуница, подснежник, весенник;дети сравнивают количество забитых голов-кружков, подводят итоги игры).
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(в мешочке дети выбирают шарик, напр. красного цвета).
Игра "Что бывает красного цвета?" (ягоды, цветы и др.)
Зрительная гимнастика на тренажёре(воспитатель читает стихотворение и указкой водит по тренажёру; выполняется стоя, голова прямо,плечи расслаблены, работают только глаза).
И.Токмакова.К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
А. Леонтьев. Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!Тают белые снежинки.
Кап-кап! Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап! А зима сидит и плачет.
-Как зима плачет?(Дети имитируют плачь, вытягивая губки вперёд:"У-у-у!")
-А как дети радуются весне? (Дети радуются, широко открывая рот:"Ха-ха-ха!")
-Шарик выбирайте игру начинайте!(Дети выбирают,напр.,зелёного цвета.)
Игра"Что бывает зелёного цвета?" (листья, трава и др.)
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(Достают шарик жёлтого цвета.)
Игра "Что бывает жёлтое? (солнышко, лимон и др.)
- Котята приглашают поиграть "Повтори, не ошибись!(диск"Тим и Том")
- Шарик выбирайте, игру начинайте! (шарик оранжевого цвета; апельсин, лиса и др.)
- Вам было весело с котятами? Подготовим для них сюрприз. (Рисование по точкам рыбки).
Котята благодарят детей.
3.Подведение итогов.
- Кто приходил в гости?
- Что понравилось?
- Какое настроение?

Тема: «Весенние чудеса» ».

Группа: средняя

: познавательное развитие.

Задачи

Обучающие:

- познакомить весной ;

весной ;

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, -развивать эстетическое восприятие красоты природы,

Воспитательные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Весенние чудеса» по познавательному развитию для средней группы»

Тема: «Весенние чудеса» ».

Группа: средняя

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.

Задачи

Обучающие:

Формировать знания детей о весеннем времени года;

Продолжать знакомить с названиями времен года, их последовательностью;

- познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной ;

Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной ;

Активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь - отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание,
-развивать эстетическое восприятие красоты природы,

Совершенствовать грамматический строй речи,

Способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей;

Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту;

Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего леса), мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Картинки- слайды времен года (осень, зима, весна, лето), ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина – слайд «Весенний лес» ; картинки- слайды животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.

Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»

Ход образовательной деятельности

    Вступительная часть

Педагог: Подходи ко мне дружок

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … ВЕСНА.

    Основная часть

Педагог : - Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное.

Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды).
(Педагог показывает слайды двух времен года: осень и зима).
Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет).

Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

(Педагог выставляет слайд- весны).

Скажите, ребята, что изменилось? (ответы детей).
Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с

утвердительной
интонацией).
На первом предложении педагог дает
образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна!

Педагог: Ребята, время года, которое наступило сейчас, называется весна. Весна приходит после зимы.

(педагог показывает слайды: осень, зима, весна)

(для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года: осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое?

Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое

Педагог: первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: снег тает.

Педагог: а почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.

Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.

Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)

Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)

Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).

Физкультминутка:

Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка

Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).

Педагог: Молодцы!

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .

Что вы услышали? (Ответы детей) .

А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А мы с вами отправляемся в весенний лес, (слайд- весенний лес).

Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут в нашем лесу:

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)

(Педагог вместе с детьми рассматривают слайды с изображением лесных животных).

Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами.

Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .

У лисы - …. (Ответы детей) .

У волка - …. (Ответы детей) .

Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?

Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?

Дети: Подснежник.

Педагог: Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: ответы

Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…

Елизавета Мельникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие»

Задачи: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обобщение представлений детей о признаках весны; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (весной небо, чистое, безоблачное; солнце весеннее, теплое, яркое; сосулька холодная, гладкая, скользкая; и т. д.); развитие связной, грамматически правильной речи.

«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений.

Предварительная работа:

Наблюдения за первыми признаками весны: солнце светит ярче, тает снег, капель, и др. ;

Рассматривание иллюстраций о весне;

Отгадывание загадок, чтение книг и разучивание стихотворений о весне.

Оборудование для педагога: Мнемотаблица «Весна», изображение солнца с недостающими лучиками, сосульки, корзина с подснежниками, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Оборудование для детей : желтые прищепки по количеству детей, Картинки с признаками зимы, картинки с признаками весны для каждого ребенка, «смайлик-настроение» для каждого ребенка.

1. Организационный момент. Коммуникативная игра «Раз ладошка»

Раз ладошка, два ладошка,

Поиграй со мной немножко

Мы ребята дружные

Дружные, послушные!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

Правильно, ребята!

Педагог обращает внимание на мнемотаблицу «Весна».

Ребята, посмотрите, какое время года спряталось в этой картинке? Почему вы так думаете? Здесь я вижу снег, значит это зима. А здесь – травка, значит это лето?

Дети рассматривают мнемотаблицу, рассуждают, дают обоснованный ответ.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, может быть, весна и нам принесла подарки?

Дети замечают первый подарок – солнышко.

Вопросы к детям: Какое солнышко, что делает солнышко весной?

А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков.

2. Игра «Солнышко с прищепками» (Дети добавляют лучики – прищепки к заготовке из картона).

Воспитатель: Поищем подарки еще, ребята?

Находят второй подарок - сосульку.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Рассматривание и обследование сосульки. Вопросы детям: Какая сосулька? Почему тает?

Воспитатель: Ой, замерзли от ледяной сосульки? Ребята, давайте поиграем, погреемся и покажем, как весна к нам идет!

3. Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

А вот и еще подарочек, корзина с весенними цветами.

Как называются первые весенние цветы? Почему они так называются?

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

4. Физминутка “Подснежники просыпаются”

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.

Продолжим искать подарки весны? А это что за чудо (находят «снежный холмик»)

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

5. Чистоговорка “Весна пришла”

Ла-ла– ла к нам весна пришла.

Ло-ло-ло на улице тепло.

Пель-пель-пель– капает капель.

Ля-ля-ля расцветай, земля!

Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

Воспитатель: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

6. Игра “Мама и детеныш”

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.

У медведицы нос, а у медвежонка носик.

У медведицы уши, а у медвежонка ушки.

У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.

У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.

У медведицы спина, а у медвежонка спинка.

У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Воспитатель: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

Назовите, у кого кто появился.

7. Игра “У кого кто”

Воспитатель показывает картинки, с изображенными животными, дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Вот сколько сюрпризов приготовила нам весна!

8. Дидактическая игра «Подбери картинку».

Педагог сообщает, что зима не хочет уходить и поэтому весенние приметы перемешала со своими - зимними. Надо помочь Весне отобрать только ее приметы. Педагог «превращает» детей в волшебников, которые ищут приметы весны. Правильные отбирают, а неправильные оставляют.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на свои картинки и давайте вместе расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются лужи.

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной появляются первые цветы: подснежники.

Весной просыпаются от спячки звери.

Весной бегут ручейки.

Весной распускаются листочки на деревьях.

Весной дети много гуляют.

Весной идут первые дожди.

Весной появляется первая травка.

Воспитатель: Ребята, вам понравились подарки весны? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать смайлик, который подходит к вашему настроению. (Дети выбирают себе смайлики).

Публикации по теме:

«К нам Весна шагает быстрыми шагами!» Весеннее экологическое развлечение для средней группы Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Весна Дети: медведь - Аю, заяц - Куян, дятел- Почтальон. Ведущий: Девчонки и мальчишки! Собирайтесь,.

(с использованием здоровьесберегающих технологий) Программные задачи: познакомить детей с понятием "перелётная птица" (скворец). Обогатить.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и аппликации в средней группе «Весна идет» Программные задачи: познакомить детей с понятием "перелётная птица" (скворец). Обогатить речь детей новыми словами (скворец, скворечник,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «К нам Весна шагает» (вторая младшая группа) Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой "Весна". Обогощать речь детей существительными и прилагательными. Образовательная.

Конспект НОД в старшей группе «К нам весна шагает быстрыми шагами…» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «К нам весна шагает быстрыми шагами…» Цель:Расширять представления.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Весна» Цель: формирование интереса и внимания к явлениям весенней природы, получение новых знаний о смене сезонов и об особенностях ранней весны.

Конспект занятия (средней группы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Сказка» с. Становое

Конспект

образовательной деятельности

область «Познавательное развитие»-

ознакомление с миром природы

на тему: «Путешествие в весну»

для детей средней группы

Воспитатель

Соломатина Елена Викторовна

с. Становое

Цель: обобщить знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи :

Развивающие:

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.

Образовательные:

уточнить представления детей о лесных обитателях (растения, птицы, животные, насекомые);

обучать устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе;

обучать выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет);

закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны.

Воспитательные:

воспитывать в детях нравственных качеств: доброта, взаимопомощь, бережное отношение к природе, растениям, животным;

воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие природы средствами музыки.

Материалы и оборудование : электронные носители с записью презентации, аудиозапись: «Голоса птиц», « Звуки весеннего леса». Конверт с письмом, картинка сороки, клубочек, картинки - пазлы с цветами, картинки насекомых с загадками, картина « Жизнь лесных животных весной», корзина с рогаткой, камнем, палкой, пистолетом, маленькие солнышки из картона (по количеству детей).

Методы и приёмы:

Наглядные: слайдовая презентация, картинки.

Словесные: беседа, отгадывание загадок, поисковые вопросы, обсуждение.

Игровые: игровая ситуация; сюрпризный момент; игры: «Весенние загадки», «Четвёртый лишний».

Практические: собирание разрезных картинок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций весеннего леса, птиц, насекомых, чтение стихов о весне, о перелетных птицах, загадывание загадок, наблюдение за сезонными изменениями в природе. Работа с календарем природы, погоды, слушание аудиозаписи о временах года. Игры-опыты с водой, льдом, снегом. Продуктивная деятельность на весеннюю тематику.

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие»

« Социально - коммуникативное развитие»

« Художественно - эстетическое развитие»

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (коммуникативная игра, дыхательная гимнастика, технология музыкального воздействия); игровые технологии.

Воспитатель: Мальчики и девочки, сегодня замечательный день. Давайте поприветствуем его.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны - «крона дерева».)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны!

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то за окном щебечет, пойдемте, посмотрим.

Подходят к окну, воспитатель достаёт картинку с изображением сороки к клюву которой прикреплено письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

Правильно, к нам прилетела сорока, и у нее в клюве письмо. Какой красивый конверт. Хотите узнать, что в этом письме?

Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Слайд №1

На экране появляется картинка солнца.

Солнце. Ребята, я - Солнце. Мне нужно помочь весне одолеть холод, растопить снега, но не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если вы мне поможете и правильно выполните задания, мой день станет длинней, и я смогу помочь Весне. А в помощь я даю вам вот этот клубочек. Он не простой.

Слайд №2

Воспитатель: Посмотрите на экран, как низко над землей солнце, оно не может растопить снег. Ребята, поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело. А если мы поможем солнышку, значит, поможем и Весне одолеть зиму. Тогда нам нужно срочно оправляться в дорогу. А куда идти вы знаете? Так у нас есть клубочек помощник. Ребята, а клубок-то, оказывается, и разговаривать умеет, он говорит мне, что поведёт нас в лес и покажет нам много сюрпризов, говорит, что и задания будут.

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Клубочек предлагает отправиться в лес пешком. А как вы думаете, почему? (не нарушать жизнь птиц и животных, не наступать на насекомых, не помять цветы)

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил корзинку с запиской. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой - выручалкой, все цветочки посшибать.

— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

Слайд № 3

Воспитатель : Молодцы, посмотрите на экран, солнышко вам улыбается.

Ой, ребята, а клубочек хочет с нами поиграть. К кому он прыгнет, тот и будет отвечать. Будьте внимательны. Слушайте весенние загадки:

Зима холодная, а весна? (теплая)

Зимой солнце холодное, а весной? (теплое)

Зимой идет снег, а весной? (дождь)

От мороза вода замерзает, а от тепла? (тает)

Что весной бежит, журчит? (ручей, река)

Слайд№ 4

Воспитатель : Ребята, какие изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, появились проталины).

Ребята, вы заметили, что вокруг в лесу много птиц. Каких птиц вы здесь узнали?

Слайд № 5

Воспитатель: Пока вы называли птиц, на нашем экране появились ещё птицы, назовите их. (Скворец, грач, ласточка, снегирь). Среди птиц есть лишняя, говорит мне клубочек, найдите её.

Проводится игра «Четвёртый лишний».

Дети должны определить и объяснить, почему птица лишняя. (Снегирь).

Слайд № 6

Воспитатель . Ребята, посмотрите на нашу картину. Какие ещё изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, прилетели птицы).

Воспитатель: Клубочек зовет нас в дорогу. Продолжаем наш путь.

Физкультминутка

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель . Мы очутились на цветочной полянке. Но все цветочки попрятались. Для того чтобы они расцвели, нужно достать их из волшебных разноцветных конвертиков и сложить, как пазл. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какая красивая полянка у нас получилась, как много цветов на ней.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох - носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок ». Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.

Воспитатель: Среди цветов под ногами можно увидеть разных насекомых, они сейчас прилетят на аромат цветов, если вы отгадаете их.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

3.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

4.Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая (пчела).

5. Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает (муха)

6. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет.(Божья коровка.)

7. На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?... (Стрекоза)

8. В темноте летает кто-то,

издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно, майский... (жук)

Дети отгадывают и, отгадавший загадку ребенок сажает насекомого на свой цветок.

Слайд № 7

Воспитатель: Отлично! И с этим заданием справились. Смотрим на наше солнышко нам ярко улыбается, значит, мы на верном пути!.

Воспитатель: Клубочек говорит мне, что мы в лесу не одни.

Посмотрите в свои бинокли вон туда. В просвет между деревьями дикие животные. Давайте присядем, понаблюдаем. Чтобы не спугнуть их, говорить будем шепотом. Кого вы видите? А почему мы не видели зимой медведей? (они спали). А с медведицей медвежата. Где и когда они родились (зимой в берлоге). Чем кормила их мам? (молоком). А что едят медведи весной (траву, насекомых, рыбу)

А кто же это такой бегает по дорожке на коротких ножках, с колючками на спине, а за ним детеныши? (ёж с ежатами)

Весной у ежа тоже появляются дети - ежата. Зимой ежата спят под пенечками, спрятавшись от всех.

А лиса с лисятами? А вот посмотрите, что это за норка, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом и рядом такие же только маленькиу зверьки. Рыжая мама умеет тявкать у нее очень хороший слух. Она сразу издалека услышала, что мы гуляем по лесу

Воспитатель: Молодцы! Давайте не будем мешать лесным жителям, пойдем своей дорогой.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Слайд № 8

Воспитатель: Ребята, посмотрите, опять произошли изменения на картине, какие? (Солнце поднялось еще выше и светит ярко, вышли из зимней спячки медведь и еж; заяц линяет, белка стала рыжей)

Релаксация музыка

Воспитатель: Давайте сядем на пенечки отдохнем и послушаем волшебные голоса весеннего леса (Дети слушают в аудиозаписи журчание ручья, весенний гром, пение птиц и т. д.)

Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки. Дышите спокойно. Давайте вспомним сегодняшний весенний день и волшебный лес, в котором мы сейчас находимся. Представьте себе, что вы идете по тропинке, вдоль которой возвышаются раскидистые деревья, растут незнакомые кустарники и очень красивые цветы. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. Вы заходите все дальше в лес. В самой чаще стоит скамейка. Присядьте на неё, отдохните.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, журчание ручья. Вы ощущаете запахи цветов, их так много. А теперь открывайте глазки.

Слайд № 9

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу картину. Что изменилось на ней? (Солнце поднялось высоко, снег почти весь растаял, проснулись животные, прилетели птицы)

Сюрприз от солнышка (маленькие солнышки для каждого ребенка в знак благодарности за помощь)

Подведение итога занятия.

Вам понравилось наше путешествие по лесу? Что мы делали в лесу? Кому мы сегодня помогли? Что вам понравилось? Что было для вас трудным?

Воспитатель Ребята, наше путешествие по весеннему лесу закончилось. Пора возвращаться в наш любимый детский сад.