План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звук Ж.". Логопедическое занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе "звук с"

Программное содержание
Образовательные задачи:
Познакомить детей со звуком Ж, показать его артикуляцию.
Учить произносить звук Ж изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
Развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука Ж в словах.
Развивать воображение, память, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Методы и приёмы:
Словесные (художественное слово, объяснение, указание);
Игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент);
Практические (упражнения на закрепление знаний);
Форма организации детей:
Фронтальная, в кругу, индивидуальная.
Материалы и оборудование: Игрушка собака, ёж, жук.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Ходьба по линии (Под музыку).
Дыхательные упражнения:
"Заморозь ладошки" (вдох -выдох холодный воздух 3 раза) .
"Согрей ладошки" (вдох - на выдохе произносят "ха-ха-ха" 3 раза) .
Голосовые упражнения:
Изобразить завывание зимнего ветра:
у-у-у-у-у. (Громко, тихо) .
Распеваем гласные звуки:
ау, ау, аукаем осень при-аукиваем.
Упражнения с пальчиками «Жук»

Шесть мелькает ножек-рук
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то.
(Изображаем пальчиками лапки жука).

2.Рассказ воспитателя:
«Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то поёт песенку: «ж-ж-ж-ж».
Я не умею так петь, огорчился Язычок. Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня другая. Она звонкая: «ж-ж-ж-ж». А у листьев песня не такая звонкая: ш-ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычкам. Спойте звонкую песню: ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песня у…(называет имя ребёнка и ещё 3-4 ребёнка).
« Ж-ж-ж»- это песня жука, (объясняет педагог). Она поётся так же, как песня ш, но только звонко, с голосом. Песню «ж» поёт горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «ж-ж-ж». Что вы слышите? Песня поётся уже в горлышке. А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поёт горло?
- Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал… Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж-ж». Затем дети поют песню маленького жука и большого.
2. Проводится игра «Жуки».
Ребята берутся за руки, образуют круг. За его пределы воспитатель выводит 6-7 детей. Это жуки.
- Круг – это большая комната со множеством окон. Все люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки). В комнату влетели жуки, загудели: ж-ж, стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Но жуки смело полетели к окнам, не разглядели стёкол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам - повернём их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают». (Игра повторяется 2 раза).
3. Игра инсценировка.
На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.
Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».
- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).
Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).
- Обиделся. (Удивляется Дружок).
- Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).
Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).
- Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).
- Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»
- Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).
Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?
«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,
Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).
Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.
Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».
- Спасибо, жучок. (Дружок).
Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

4. Итог занятия.
- Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.
Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»
- Спасибо, до новых встреч!

Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию зв.[ж], упражнять в правильном произношении звука [ж], развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление. Задачи: -уточнить представление детей о смене времен года (помочь ёжику разобраться, где зима, где лето); -выработка воздушной струи («Вертушки») -развитие артикуляционной моторики («Веселый язычок») - пальчиковый тренинг «Повстречал ежонка еж…»; - обучение звуковой культуре речи: развивать умение правильно произносить зв.Ж, проговаривание чистоговорки со звуком [ж], использование игры «Доскажи словечко», «Чудесный мешочек». Материал: игрушка ёжик, картинки с изображением летних и зимних пейзажей, вертушки, игрушки в названии которых есть звук [ж] и др. звуки, зеркала. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент. Педагог: Ребята, я приготовила картинки, но кто-то их все перепутал. (Раздается плач, появляется ёжик) Педагог: Это кто? Здравствуй ёжик. Как ты очутился в зиме? Дети, что ёжики делают зимой? (Ответы детей) Ёжик: Я хотел зиму посмотреть, поэтому и не лег спать. Я так сильно замерз. Воспитатель: А почему ёжик замерз? (Ответы детей). Мы тебе поможем про зиму узнать. У нас на ковре лежат картинки. Ты их перепутал? Ребята, их надо разобрать. Каждый возьмите по одной картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето, где солнышко. II. - Однажды ежик пошел в лес, но там поднялся сильный ветер (упражнение с ветрячками на выработку воздушной струи). Ходил Ежик, ходил и встретил в лесу Веселого язычка (артикуляционная гимнастика): Шли ежик и Язычок по лесу (упр-е «Качели» - движения языка вверх-вниз), Подошли они к опушке ровной-ровной (упр-е «Блинчик»), На опушке росло большое дерево (упр-е «Иголочка»), А в лесу был ветер и дерево качалось (упр-е «Маляр» - движение вперед-назад по тв.небу, Пришли они к Веселому Язычку в гости и сели чай пить из красивой чашки (упр-е «Чашечка»). - Молодцы! Ребята! Я прочитаю вам стишок, а вы скажите, какой звук часто в нем встречается: Шьет своим ежатам ежик Восемь кожаных сапожек, Каждому на ножки – Ежиные сапожки. (ответы детей – звук Ж). - Правильно! А теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как же правильно нужно произносить звук Ж. Откройте ротики и произнесите звук Ж. Где находится язычок? (за верхними зубками, «чашечкой» прижимается к тв.небу) Педагог: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки. Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж]. Чистоговорка: Жа-жа-жа - есть иголки у ежа, Жу-жу-жу – молочка дадим ежу, Жу-жу-жу – я с ужами не дружу, Жи-жи-жи – в лесу живут ежи, Жи-жи-жи – мне ежаток покажи III. Физминутка «Пальчиковая гимнастика» Повстречал ежонка ёж. Здравствуй, ёжик! Как живёшь! IV. По очереди соединяют пальчики двух рук Сжимают ладошки вместе Слева направо Справа налево Д/и «Доскажи словечко» Лежебока рыжий кот Отлежал себе……(живот) И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по ……….(животикам) Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…….(жираф) А рядом бегемотики Схватились за ………(животики) Д/игра «Хлопни в ладоши» Хлопни в ладоши: жук, клубок, желудь, очки, ёж, носки, жаба, подснежник, медвежонок, журнал, живот, ножницы, крыжовник, шапка, душ. Д/и «Чудесный мешок». Давайте подарим ёжику игрушки со словами, в которых слышится звук [ж]. Доставайте игрушки из мешочка, и если в названии игрушки слышится звук Ж, ставьте рядом с ежиком. V. Итог занятия. - Ребята! Помогли мы сегодня с вами Ежику? А с каким сегодня звуком мы познакомились? Ежик нам очень благодарен за помощь и решил вам подарить картинки со своим изображением. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка д/с 15 «Семицветик» Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе. Подготовила учитель-логопед, Соколова Светлана Евгеньевна Озерск 2011

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: закреплять правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи (коррекционно-развивающие):

  • учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова;
  • развивать фонематические представления;
  • учить составлять предложения по опорным картинкам;
  • закреплять умение определять место звука в начале и конце слов;
  • активизировать словарь прилагательных;
  • закреплять умение слушать текст и отвечать на вопросы словами из текста;
  • формировать пространственные представления;
  • совершенствовать слуховую память и слуховое внимание;
  • развивать двигательную координацию и мелкую моторику;
  • укреплять глазодвигательные мышцы.

1. Сегодня мы поиграем с одним звуком. А вот с каким, вы догадайтесь сами. Внимательно слушайте, и все вместе повторяйте за мной:

Са – са – са – под сосной сидит лиса (слайд 2) .
Су – су – су – суп собаке я несу (слайд 3) .
Сы – сы – сы – встал слонёнок на весы (слайд 4).
Со – со – со – сыплет снег на колесо (слайд 5) .
Ас – ас – ас – я пью квас (слайд 6).
Ос – ос – ос – у собаки нос (слайд 7).
Ис – ис – ис – я ем рис (слайд 8).

Какой звук мы чаще всего произносили?

2. Я буду произносить звуки, слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

С, п, к, с, м, с;

Са, ма, ко, со, су, ву, пы, сы;

Сок, кот, мак, слон, лес, коза, коса, мясо, шуба, капуста, шнурок, замок, сапоги, сумка, шкаф.

3. Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

  • санки – шанки,
  • замокат – самокат,
  • посуда – пошуда,
  • лиса – лиша,
  • рис – риш,
  • суп – щуп,
  • автобус – автобуш,
  • посылка – позылка,
  • осёл – озёл,
  • песок - пезок.

5. Составьте предложения по двум картинкам. Предложения могут быть небылицами:

собака – сундук (слайд 9) ,

салют – самолёт (слайд 10) ,

сорока – сапоги (слайд 11) ,

санки – стрекоза (слайд 12) .

6. А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук С тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова (в клювике или на хвостике птички). Слушайте и проверяйте (слайд 13) :

снег, нос, лес, соль, сорока, кокос, квас, сын, абрикос (слова обязательно читаются по порядку).

7. Символ, какого звука вы видите? (насос – слайд 14) .

Давайте с вами прочитаем, что нам написал звук С (чтение закрытых (слайд 15) и открытых (слайд 16) слогов по зрительным символам звуков Т.А.Ткаченко).

8. Какое наступило время года? (слайд 17). А как вы узнали, что пришла весна? Конечно же, на небе появилось солнышко. Давайте покажем, как идёт к нам весна (физкультминутка).

10. Мы так дружно показали приход весны, что даже солнышко спустилось с неба к нам. Но посмотрите, что-то солнышко не весело, что-то голову повесило. Светит тускло, не ярко и совсем не греет. Надо помочь нашему солнышку. Возьмите каждый по солнечному лучику и скажите солнышку ласковые, добрые слова. Солнышко, какое? (рис. 1)

От ваших слов солнышко засияло и полилось на землю тепло от его лучей (рис. 2)

11. А сейчас я расскажу вам историю про то, как утята искали солнышко (выкладывание картинок на коврографе).

Раз не вышло на небо солнышко. Залаяла собака, замяукала кошка, заплакала мышка, спряталась курочка, завял цветок. Собрались утята, и пошли искать солнышко.

Спросили утята у дерева, где найти солнышко? Дерево уронило лист. Полетел лист за ветром, а утята побежали за ним.

Видят впереди озеро. А за озером стоит домик.

Сели утята на камешек и задумались. Как туда попасть? А камень зашевелился. Это была старая черепаха. Перевезла черепаха утят через озеро.

Подошли утята к домику, открыли дверь. Стоит в комнате кровать. На ней спит солнышко. Разбудили утята соню и побежали домой.

Умылось солнышко, вытерлось полотенцем и вышло на небо.

Расцвёл цветок. Завиляла хвостом собака. Выгнула спинку кошка. Обрадовалась мышка. Вышла во двор курочка. Засияло всё кругом. Вот так утята нашли солнышко.

С тех пор солнышко спит в кроватке только ночью (рис. 3) .

12. Вопросы по тексту:

  1. Что однажды случилось с солнышком?
  2. Как повели себя собака, кошка, мышка, курочка и цветок?
  3. Кто пошёл искать солнышко?
  4. Кто подсказал дорогу утятам?
  5. Куда прилетел лист?
  6. Что стояло за озером?
  7. Кто помог перебраться утятам через озеро?
  8. Что же делало солнышко у себя в домике?
  9. Что произошло, когда солнышко вышло на небо и засияло?

13. Вы хотите поиграть с солнышком? (Дети выполняют задание самостоятельно: две тучки и солнышко у каждого ребёнка; проверяют на слайдах).

Солнышко светит над тучками (слайд 18),

Солнышко справа от тучек (слайд 19),

Солнышко между тучками (слайд 20),

Солнышко спряталось за тучками (слайд 21),

Солнышко засветило под тучками (слайд 22),

Солнышко слева от тучек (слайд 24),

14. Давайте расскажем солнышку, стихотворение, но необычное, а по картинкам (чистоговорка с показом) (слайд 24) :

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

15. Спасибо тебе, солнышко, за то, что было с нами.

Пришла пора прощаться – прощаемся с солнцем глазами (зрительная гимнастика) (слайд 25) .

Список использованной литературы.

1. Любовь Шайтанова “Стихи о природных явлениях севера” Издана при финансовой поддержке управления образования администрации г.Мончегорска, 2008;

2. Ткаченко Т.А. “Звуки и знаки” // М, 2001;

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий // СПб, 2006.

4. Смирнова Л.Н. Речевой дидактический материал // М, 2004

«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: ЗВУК Ж»:

Цель :

Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж» : изолированно, в слогах, в словах.

Развивать фонематический слух : учить слышать звук «Ж» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ж» ; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.

Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи , слуховое внимание.

Ход занятия:

Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?

Дети: - ш-ш-ш.

Воспитатель: - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Данил?

Да.

А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Рита?

Нет.

Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.

Ж-ж-ж.

Молодец. Теперь Миша.

Ж-ж-ж.

Умница.

Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука . (маленького- тихо, большого-громко).

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел, Приседают

Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.

Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).

Жжжук, кружжжок, жжжираф . Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Молодец. А сейчас Миша.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Умница.

Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.

Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются, предложить помощь :

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

Закрепление изучаемого звука в словах.

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - … флаЖок,

друг –….друЖок,

сапог –…сапоЖок,

круг –….круЖок,

утюг –…. утюЖок,

пирог –…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.

Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи,Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

Воспитатель: - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».

Воспитатель: -А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. (жираф, журавль, собака , еж, заяц , пожар, лыжи, лужа)

Справились, хорошо.

На этом наше занятие закончилось.

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

Познакомились с новым звуком «Ж»;

Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;

Учили чистоговорки;

Обводили картинки где есть звук «Ж».