Обиженный ребенок. Обидчивый ребенок: как ему помочь

Обида — это чувство, которое знакомо не только детям, но и взрослым. И тот, кто постоянно живет с этим чувством, всегда будет жаловаться на жизнь.

Детская обида — что это и откуда она берется

Состояние обиды характеризуется болезненным переживанием человека из-за того, что его игнорируют или отвергают другие люди, не хотят с ним общаться. Первое чувство обиды человек испытывает еще до 3-летнего возраста. Обычно его вызывают окружающие, которые, по мнению ребенка, не уделяют ему внимания или не выполняют всех его желаний. Но такие обиды мимолетны и не остаются в памяти детей надолго. Настоящее чувство обиды приходит в более сознательном возрасте, после 5 лет. Обидчиками в этот период, как правило, выступают сверстники. Ребенок начинает обижаться на других, когда его ущемляют в чем-то или не прислушиваются к мнению.

Ситуации, которые могут послужить этому:

  • недостаточное внимание или полное игнорирование со стороны сверстников;
  • неудовлетворение желаний;
  • обзывания и неуважение со стороны других детей;
  • отсутствие похвалы родителей или преподавателей.

Все вышеперечисленные моменты заставляют детей подвергаться такому эмоциональному чувству, как обида. Но не всегда. Каждый маленький человечек — это индивидуальность, поэтому нельзя предугадать, как именно ваша кроха отреагирует на ту или иную ситуацию. Одни дети сразу обижаются, а другие пытаются найти компромисс или проявляют агрессию. Обиженный малыш никогда не полезет в драку и не будет пытаться разрешать спор. Все его усилия направлены на привлечение к себе внимания, чтобы показать, насколько он несчастен. Чтобы продемонстрировать всю горечь обиды, ребенок отстраняется от других детей или родителей. Он не желает разговаривать, отворачивается или уходит, пытаясь таким образом заставить своего обидчика почувствовать вину.

Когда малыш обижается

Обижаются все без исключения, но чувство обиды каждый переносит по-своему. Кто-то зацикливается на ней, а кто-то быстро оставляет все позади и идет дальше. Существует 2 повода для обиды: адекватный и неадекватный. Адекватным поводом будет считаться, если ребенок действительно подвержен плохому отношению сверстников или недостаточному общению с родителями и взрослыми. Особенно остро дети реагируют, когда их лишают внимания те люди, которые для них являются авторитетом. Неадекватным поводом для обиды будет считаться, если малыш сам себя накручивает. К примеру, все дети играют в песочнице, а его не зовут, но и он не делает никаких попыток для того, чтобы стать полноценным участником игры в коллективе.

Независимо от того, какая причина вызвала обиду, от родителей требуется научить малыша правильно вести себя в сложившейся ситуации и искать пути для ее разрешения. Ведь характер формируется с самых малых лет, а постоянные жалобы на окружающих могут впоследствии сделать ребенка отчужденным и необщительным. Это значительно затруднит его взрослую жизнь. Есть даже такое психологическое расстройство у взрослых, которое называется синдромом обиженного ребенка.

Как реагировать и правильно вести себя родителям

Для правильного развития и воспитания детей необходимо позволять им выплескивать свои эмоции. Главное для родителей — это донести до ребенка то, что обида не поможет разрешить конфликтную ситуацию. Она лишь усугубит положение. Гнев и грусть — это адекватная реакция малыша, но нельзя замыкаться в себе. Требуется найти решение проблемы и позволить ребенку самому понять и ответить на вопрос, почему случился конфликт.

Поведение отца и матери должны дать ребенку возможность понять истинную причину обиды и вынести из нее урок.

Что требуется от родителей:

  1. Сын или дочка должны идти с вами на контакт и изложить суть проблемы.
  2. Объясните своему чаду, что именно он чувствует, и поделитесь своим мнением. Поддержите обиженную кроху, всячески продемонстрируйте понимание, но не наговаривайте на других детей.
  3. Дайте малышу выразить свое недовольство, даже если он неправ. Для родителей важно наладить общение.
  4. Весь разговор должен быть построен на том, что вы воспринимаете маленького ребенка как взрослого и к его проблеме относитесь с особой важностью. Это позволит ему не замкнуться в себе.

Когда дети своей обидой пытаются манипулировать, чтобы получить желаемое, необходимо объяснить, что не все в жизни будет так, как того хочется. Если разговоры не помогают — не кричите. Постарайтесь найти отвлекающее занятие или игру. Нельзя слишком нахваливать свое чадо, иначе вырастет эгоист. Он должен формировать правильную самооценку и понимать, что не только он заслуживает похвалы, но и другие дети тоже. Зависть — очень плохое качество. Обида на фоне зависти к другим возникает, когда взрослые проявляют чрезмерную опеку и позволяют ребенку все. Для родителей важно найти ту грань, которая разделяет любовь и заботу от избыточных привилегий.

Все усилия должны быть направлены на то, чтобы научить малыша самому отвечать на обиду, а не бежать и жаловаться маме с папой. Но не считайте виноватым всегда и во всем свое чадо. Дети только учатся проявлять свои эмоции и высказывать мнение, которое может непреднамеренно послужить поводом для обиды. Поведение и поступки родителей должны быть примером для малыша. Не оскорбляйте других и не позволяйте ему присутствовать при ссорах. Дети должны научиться самостоятельно справляться с обидами и не обижать других.

Может потребоваться и вмешательство родителей для разрешения конфликта, если ребенка постоянно обижают в детском саду, а воспитатель не принимает мер или сам ущемляет малыша по каким-то причинам. Здесь уже не обойтись без помощи взрослых.

Конечно, добиться от маленького человека в 3 или 4 года трезво оценивать обстановку сложно. Стоит быть готовым к тому, что малыш проявит агрессию на обидную фразу и полезет в драку. Тогда уже к вам придут чьи-то мама или папа разбираться, кто прав, а кто нет.

В возрасте трех-пяти лет дети искренне считают, что мир вращается вокруг них. Естественной реакцией ребенка на несоответствие реальности его ожиданиям становится обида. Мама не купила новую игрушку в магазине, папа не выслушал рассказ о новых друзьях по детской площадке, бабушка запретила есть мороженое на улице – любой отказ или запрет взрослых в этот период может стать для малыша поводом почувствовать себя оскорбленным. О причинах детских обид и о том, как правильно вести себя с обидчивым ребенком, родителям расскажет портал «Я родитель».

Детям свойственно обижаться на родительские отказы и запреты. На отсутствие внимания, похвалы и одобрения своих действий со стороны близких людей. Большинству взрослых их обиды кажутся незначительными и надуманными, но на самом деле это не так – малыши глубоко переживают конфликты с родителями, а отсутствие должной поддержки мам и пап в таких ситуациях может привести к внутреннему дискомфорту и развитию психологических проблем у ребенка.

Повышенная обидчивость у детей трех лет может быть связана с возрастным кризисом, пик которого приходится на два с половиной-три года, когда у ребенка формируется чувство собственного достоинства. В этот период поведение малышей отличают повышенная эмоциональность и склонность к конфликтам. Ребенок реагируют обидой, плачем и криками даже на малейший, самый незначительный повод.

Начиная с пяти лет, детские обиды уже больше похожи на те переживания, которые испытывают взрослые люди. В этом возрасте для ребенка важно признание его в детском коллективе, а также положительное отношение к нему сверстников. Поэтому все обиды, недовольства и недоразумения родителям стоит разбирать со своим чадом.

Как вести себя с обидчивыми детьми?

Обидчивые дети очень ранимы и часто находят повод для расстройств там, где его нет. Эксперты портала «Я-родитель» дают , как помочь ребенку справиться с обидой.

1. Контролируйте собственные эмоции

Чтобы научить малыша справляться с эмоциями, родителям стоит научиться контролировать собственные чувства и эмоции. Если в порыве гнева или обиды вы повышаете голос, бросаете обвинения и упреки в адрес обидчика, то вполне ожидаемо, что и ребенок в похожих ситуациях будет вести себя аналогично. рекомендуют избавиться от этой привычки. Для этого научитесь разговаривать с окружающими спокойным голосом. Обсуждая проступки ребенка, возьмите за правило заменять обвинительные фразы на нейтральные. Например, вместо фразы «Ты совершенно не умеешь себя вести» можно сказать: «Я очень расстроилась, когда ты сделал то-то…». Помните, маленькие дети часто копируют поведение и поступки родителей, в особенности их агрессивное поведение, поэтому старайтесь сохранить авторитет в глазах своего ребенка и привить ему уважение к старшим.

2. Проявляйте внимание к ребенку

Если ребенок часто обижается, будьте более внимательны к нему. Всегда спрашивайте, что произошло, если видите, что он вот-вот расплачется, хвалите его за каждый добрый поступок, выслушивайте ребенка, если он хочет о чем-то рассказать. Действуя таким образом, вы показываете малышу, что вам небезразличны чувства, которые он испытывает.

3. Сопереживайте своему чаду

Если вы отказались купить ребенку новую игрушку, а он в ответ устроил истерику, не стоит говорить «Не плачь», «Обойдешься» или «Ничего страшного не произошло, у тебя и так их много!». Эти фразы не утешат малыша. В этой ситуации разумнее дать ему возможность выговориться или поплакать, не прерывая его. Помните, обиженному ребенку крайне важна родительская поддержка, ведь ему хочется, чтобы его поняли, услышали и разделили его горе. Поэтому проявите сочувствие и понимание к своему чаду. Скажите, что вы его полностью понимаете, и что на его месте вы бы тоже испытывали негативные чувства.

4. Научите ребенка управлять негативными эмоциями

Когда первоначальный всплеск эмоций утихнет, объясните ребенку, что обида – это негативная эмоция и расскажите, как правильно с ней бороться. Например, пусть он представит, как может выглядеть обида, и нарисует ее на бумаге. Помогайте ему наводящими вопросами: какого она цвета, формы, на что похожа? Когда малыш закончит «портрет обиды», вместе с ним разорвите и выбросьте рисунок. Объясните ему, что те же самые действия он может выполнять каждый раз, когда испытывает негативные эмоции. Научите его и мысленной визуализации обиды, чтобы ребенок мог избавляться от этого чувства даже тогда, когда под рукой нет бумаги и фломастеров.

О том, как снизить уровень тревожности у ребенка трех-шести лет и научить его управлять своими эмоциями, вы узнаете из видеоурока с участием эксперта портала «Я-родитель» психолога Анастасии Ситниковой.

Виктория Грицук

Пройдите психологический тест, разработанный экспертами портала «Я-родитель», который поможет определить, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку.

В общих чертах обида понимается как тяжелое переживание человеком того, что его игнорируют или отвергают партнеры по общению. Это явление появляется уже в дошкольном возрасте. С 3-4 лет дети способны жаловаться на сверстников, требовать к себе внимания, расстроиться из-за отрицательной оценки взрослых, но все эти формы детской обидчивости еще носят ситуативный, непосредственный характер - малыши не «зацикливаются» на данных переживаниях и забывают их очень быстро. Феномен обиды начинает свое проявление во всей полноте после пяти лет, т.к. в этом возрасте появляется потребность в уважении и признании - сначала взрослого, а затем и сверстника. Именно в этот период главным предметом обиды выступает сверстник, а не взрослый.

Обида проявляется в тех ситуациях, когда ребенок очень остро переживает, что его проигнорировали. К этим случаям можно отнести недостаточное внимание со стороны партнера по общению, отказ в чем-то желанном и нужном (не дали обещанную игрушку, отказывают в подарке или угощении, неуважение со стороны других - отсутствие похвалы, превосходство и успех других, дразнилки).

Ребенок в такие моменты ощущает себя ущемленным. Но в одном и том же случае один будет улаживать конфликт, другой начнет проявлять гнев, а третий – обидится. Обидевшись, он обычно отворачивается от других, перестает разговаривать, уходит в сторону и всем видом пытается показать, что ему плохо. Ребенок искренне себя чувствует обделенным и неполноценным. Отказ от общения обиженный использует как средство привлечения к себе внимания, способ вызывания чувства раскаяния и вины у того, кто его обидел. В эти моменты ребенок очень остро нуждается в заботе, понимании и любви со стороны взрослых.

Можно и нужно преодолевать такое чувство у детей, как обида. Как же вы это сможете сделать? Не оставляйте без внимания любые действия и поступки ребенка. Обязательно хвалите его за хорошо рассказанное стихотворение, поделки из пластилина или бумаги, рисунки, участие в уборке квартиры и т.п. Однако ни в коем случае при этом не сравнивайте его с остальными детьми, чтобы не вызывать чувства соперничества.

Научите ребенка как можно раньше, что оценка других людей не всегда является истиной, и это не повод для обиды. У каждого человека своя точка зрения, и он имеет на это право и не стоит из-за этого обижаться. Эмоции ребенка тактично направляйте в нужное русло. Переключите его с обиды на полноценное общение со сверстниками и на творчество – лепку, игры, рисование. Ролевые игры могут научить ребенка ценить друзей, избегать ненужных обид и ссор, делиться с ними чувствами и мыслями.

Добрый день, дорогие друзья! С вами психолог Ирина Иванова. Сегодня мы с вами обсудим, как быть, если ваш ребенок часто обижается.

Непросто жить бок о бок с маленьким «букой» и изо дня в день чувствовать на себе укоризненный взгляд. При этом родителей не покидает чувство, что если они и стараются устранить причины этих обид, недовольство малыша множится в геометрической прогрессии. Почему в семье, члены которой веселы и жизнерадостны, появляется такая проблема? Как лучше поступать окружающим, чтобы бесконечные обиды наконец-то закончились?

Причины повышенной чувствительности

Потребность в признании – одна из базовых потребностей человека. Нам постоянно нужны моральные и физические «поглаживания», чтобы увереннее чувствовать себя на плаву в волнах житейского моря.

Даже маленькая кроха нуждается во внимании и уважении со стороны взрослых и сверстников. Но не все дети владеют способами того, как можно заполучить желаемое признание, и пытаются его получить тем методом, который однажды сработал со стопроцентной точностью.

По каким же поводам чаще всего обижаются дети?

  • Игнорируют сверстники – не берут в игру, не делятся секретами, не дают роль ведущего;
  • Дети обижаются на родителей или близких, потому что им не удается получить от них желаемое – подарок, сладости, угощение;
  • Сверстники дразнят, обзываются, могут толкнуть, подставить подножку;
  • Не удается сравняться по уровню достижений с ровесниками, друзьями, сестрами;
  • Родные скупы на похвалу, не замечают достижения.

Дальнейшее поведение малыша зависит от типа его темперамента. Маленькие философы пытаются решить все миром, агрессивные крепыши бунтуют активно и впечатляюще, а наши буки всем своим видом демонстрируют вселенскую грусть, одним глазком поглядывая на других детей, не пора ли обидчику прийти к ним с повинной головой.


Почему он такой?!

Существует несколько причин, по которым дети становятся обидчивыми и постоянно обижаются на окружающих:

  • Врожденная особенность нервной системы – есть категория детей, обладающих повышенной чувствительностью, нередко эти реакции передаются по наследству от одного из родителей.
  • Подсознательное неприятие своего ребенка – существуют родители, любовь, которых обусловлена тем, соответствует ли поведение малыша тому идеалу, который они создали. Критика и упреки, наказания и ограничения могут вызвать или агрессию, или обиду.
  • Окружающая действительность постоянно поворачивается к ребенку не самой лучшей своей стороной – родители придерживаются авторитарного стиля воспитания, или ведут аморальный образ жизни, в семье появился , родители развелись. Огромная нагрузка на психику находит выход в частых обидах.
  • Гиперопека – слишком заботящиеся о своем ребенке родители, не ведают, что творят. Малейшие трудности, встретившиеся у него на пути, приведет к тому, что обида на весь мир будет расти и крепнуть.
  • Вседозволенность – выполнение всех желаний малыша формирует убеждение, что он — центр своей маленькой вселенной. Рано или поздно ему придется столкнуться с действительностью, которая не оправдает его ожидания. В таком случае, сбитый с толку малыш не знает, как на это реагировать. Обида – это та эмоция, которая ему знакома больше всего, реакция закрепляется.

Совсем маленькие дети не способы надолго обижаться. В 3-4 года им хватает внимания окружающих, они забывают негативные переживания, не запоминают обиды. Проблемы появляются, когда ребенок стремится подтвердить свою значимость, но не знает, как лучше это сделать. Это происходит, в среднем, в 5 лет, когда дети уже эмоционально зависят от оценок взрослого, стараются получить от него похвалу и одобрение.


Решаем проблему

Неравнодушным родителям трудно смотреть, как их ребенок плачет, испытывая обиду. А вам не кажется, что он вами манипулирует? Постарайтесь контролировать эмоции и помочь своему малышу адекватно оценить ситуацию.

Что делать в первую очередь?

  • Будьте , это спокойствие передается детям, впрочем так же, как и ваши неадекватные реакции.
  • Тактильный контактлучшее средство, чтобы успокоить малыша. Обнимите, погладьте пальчики, голову, посадите рядом с собой.
  • Предложите альтернативу, частичную замену желаемого.
  • Подскажите, как бы вы решили ситуацию, если бы были на месте малыша, можно использовать мультики и произведения детских писателей, сказки, и объяснить все это на примере героев.

Как научить ребенка не копить обиду, смотреть на ситуацию проще? Чаще беседуйте с ним, учите делиться эмоциями, повышайте самооценку. Для этого надо чаще хвалить малыша, не пропуская без внимания его достижения.

Найдите золотую средину – хвалить «за каждый чих» тоже не годится. Найдите смешные стороны ситуации, а так же все ее плюсы. Умение позитивно мыслить, смотреть на жизнь с юмором пригодится человеку до седых волос.

Все это невозможно сделать за месяц или два, требуется достаточно продолжительное время. Внимательные и думающие родители обязательно найдут причину чрезмерной обидчивости и помогут ребенку от нее избавиться.

Марина Таргакова отвечает на вопрос: что делать, если ребенок обижается на запреты?

” №3/2010 24.08.12

Вы всем сердцем стремитесь к тому, чтобы ваши отношения с малышом всегда были дружескими, радостными, сердечными. Но ребенок все чаще обижается на вас и даже плачет.

Денно и нощно вы опекаете ребенка. Ваша задача – уберечь его от любых неприятностей и научить всему, что необходимо уметь в этой жизни. Ведь опасностей так много! Поэтому вам часто приходится одергивать его, ограничивать, запрещать. А еще дисциплинировать, настаивать, заставлять.

Вы уверены, что ребенок должен понимать: все ваши требования справедливы и направлены только на его благо. А он капризничает, обиженно ревет. Вы нервничаете, сердитесь и чувствуете разочарование. И не знаете, как исправить ситуацию.

Прежде всего вам надо осознать: вы с ребенком разговариваете на разных языках: вы обращаетесь к нему на языке разума, а он понимает лишь язык чувств. Поэтому вам предстоит освоить язык ребенка и на нем вести диалог.

В любой ситуации - когда вы правы и когда не уверены в этом, когда понимаете, чего добивается ребенок, и когда не можете этого понять – вам нужно поддерживать его, утешать, быть верной союзницей.

Почему ребенок обижается?

Мы, взрослые, ошибаемся, думая, что детям понятны наши объяснения. Кажется, будто все представления о плохом и хорошем должны быть мгновенно восприняты детьми и станут для них руководством к действию.

Но ребенок на то и ребенок. Он пока не может понять, что мы все делаем ради его пользы. Сейчас, в данную минуту, ребенок живет не разумом. Его жизненный опыт малыша совсем еще маленький. Умение делать рациональные выводы сформируется намного позднее. А сегодня ребенком руководят только чувства. Все его представления о хорошем и плохом определяются тем, ощущает ли он удовольствие и радость.

Смотреть увлекательный мультик – замечательно! Разбрасывать игрушки – легко и весело. А вот прекратить игру – плохо и неприятно. Собирать вещи – скучно и тягостно, а значит, не нужно. К тому же иногда бывает грустно неизвестно почему… И всего этого взрослые не понимают! Еще и ужесточают требования соблюдать порядок и дисциплину. Ребенок чувствует себя бессильным и одиноким. И ему очень обидно...

Как договариваться с ребенком

Означает ли это, что ребенку нужно предоставить свободу делать лишь то, что ему нравится? Что не стоит его учить, ограничивать? Нет, не означает. Но вы всегда должны вести себя так, чтобы ребенок ощущал: он не одинок. Ему нужно дать почувствовать – он вовсе не плох от того, что сейчас ему чего-то «не хочется» делать. Вы всегда любите его, понимаете. И помогаете справляться с трудностями.

  • При любом сопротивлении малыша не спешите тут же добиться от него послушания. Ребенок воспринимает жесткое давление как намерение его сломать. Не кричите на ребенка, не приказывайте ему «замолчать немедленно и выполнять «то, что сказано». Подойдите к нему, присядьте, загляните в глаза. Если ребенок не будет отталкивать вас, возьмите его за руку или положите руку на плечо, прикоснитесь к коленке. В этот момент вы становитесь ему ближе.
  • Произнесите волшебные слова: «Я тебя понимаю». И назовите, какие именно чувства ребенка вам понятны: «Ты злишься, что тебя заставляют», «Тебе неинтересно собирать игрушки», «Ты в отчаянии, что не можешь настоять на своем». Эти фразы несут малышу сообщение: мама не отвергает его, не осуждает, а признает его право на собственные чувства и желания. Ребенок ощутит, что у него есть поддержка, даже когда мама не соглашается с ним, и перестанет воспринимать вас как противника.
  • Зачастую бывает необходимо пожалеть непослушного упрямца. Поверьте, он в самом деле переживает сейчас настоящее горе, как бы ни был не прав с вашей, взрослой, точки зрения. Так и скажите ему: «Я вижу, что для тебя это настоящее горе. Мне очень тебя жалко». Не разбираясь еще в мотивах ваших требований, ребенок поймет: вы не стремитесь подчинить его любой ценой, а действительно знаете, как нужно сейчас поступать.
  • Коротко, не вдаваясь в длинные объяснения и нравоучения (без нотаций!), подведите черту под разногласиями: «Тебе все-таки придется делать так, как я говорю». Ребенок выполнит требования. Правда, насупившись или, может быть, даже возмущаясь. Но, будьте уверены, обида не ранит его маленькое сердечко.

Наказывать ли ребенка?

Порой ваши усилия не дают результатов. Ребенок отбивается, кричит. И обижаетесь уже вы. Ваша обида тоже требует выхода. Не владея собой, вы сгоряча шлепаете вредину по попе или бросаете ему: «Ты у меня еще покапризничай!» Знакомо? Если нет, то вы образец выдержки. Что-то напоминает вас? Значит, нужно научиться выражать свои чувства так, чтобы не унижать ребенка. Ведь «униженные и оскорбленные» перестают доверять обидчикам, замыкаются. Сделайте паузу. Считайте, задерживай дыхание… А потом скажите: «Меня очень обижает твое поведение. Я не заслуживаю такого отношения». Ребенок научится уважать ваши чувства, как вы уважаете его.