Подростковое одиночество как социальная проблема. Исследовательская работа: "Проблема одиночества среди подростков"

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Одиночество и его особенности у подростков

Быстро меняющиеся социальные, экономические и идеологические процессы обострили неблагополучие подростка, трудности его взросления стали принимать самые разные формы. Одна из психологических причин этих трудностей – дезадаптация, а следствие – одиночество. Многие годы предполагалось, что одиночество – спутник людей зарубежного постиндустриального общества. Но переход нашего государства от одной социальной системы к другой автоматически не снимает личностные проблемы, а наоборот, порождает новые, в том числе ощущение потерянности и отчуждения. Сложилось мнение о том, что одиночество – удел человека пожилого возраста. Но на самом деле одиночество отмечают у дошкольника и младшего школьника, юноши и взрослого человека. Однако самыми опасными симптомы одиночества и отчуждения являются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильные фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и покинутость приводят к суицидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую ситуацию, где подросток физически находится один, следует рассматривать как результат неприкаянности, покинутости и отчужденности. Некоторые виды деятельности человек вообще должен выполнять один (творчество, решение шахматных задач и задач по программированию). Более того, разобраться в себе и других помогает именно одиночество, позволяющее путем самоанализа определить, почему совершены ошибки, и принять окончательное решение о будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности. С нашей точки зрения, оно – неудовлетворенная аффилиативная потребность (в присоединении к кому–то). Однако дефицитарность этой потребности проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, ребенок хочет играть с тем, у кого есть новая игрушка, а его не принимают в игру. Тогда у него возникает досада, печаль из–за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна и компенсация, т. е. он начинает играть с другими, у которых тоже есть интересные игрушки. Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек, то дефицит в общении с другими будет восприниматься положительно. Однако если деятельность требует совместных способов ее выполнения, невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет переживание отвергнутости. Это переживание не исчезает бесследно. В аналогичных ситуациях возникает установка на принятие другими. Человек анализирует свой арсенал средств, которыми он располагает для выполнения данной деятельности.

Как о сильном детском переживании в ситуации отвержения пишет будущий психолог:

Я позвонила Марине и позвала ее гулять. Она сказала, что гулять не пойдет. Тогда я пошла к другой подружке и увидела там Марину. Я так растерялась. В следующий раз мы договорились отправиться вместе в цирк. Девочки сказали, что не пойдут, потому что не сделали уроки. В цирк мы поехали с мамой, и там все встретились. Я так расстроилась, что плакала. Мама не могла ничего понять, потому что вокруг все смеялись. Я так боялась, что меня бросят девочки, и унижалась. Угощала их фруктами и конфетами, но они все равно меня сторонились. Мне было так одиноко, но я ничего не могла сделать. Потом я поняла, что меня использовали, просили списать контрольную. Они были вежливые. А потом опять уходили вместе, говорили, что торопятся. Я никому не могла об этом рассказать, мне было стыдно. Этот горький опыт в 11 лет остался на всю жизнь и помог мне по глазам детей понять, как им бывает плохо, когда их не берут в компанию другие дети. Это ведь так жестоко…

Подобные ситуации сродни предательству, когда попираются ранние договоренности или дружба. Девочка–подросток пишет об этом:

Одно из самых неприятных воспоминаний в детстве связано с переходом в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев. Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним мальчишки из класса подружились. Но самое обидное было то, что мой друг в школе ко мне даже не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе, и с ним тоже не будут разговаривать. Но хорошо, что семья у меня хорошая. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля. Мы решили тебя проучить».

К сожалению, обе эти ситуации разворачивались без контроля со стороны педагога. Правда, в последнем случае одиночество не достигло своего пика – помогли родители. А ведь могло быть и не так: появились бы двойки, так как девочка побоялась бы отвечать. Игнорирование сверстниками могло привести к депрессии и нервному срыву.

Как понятно из приведенных случаев, одиночество подростков негласно санкционируется взрослыми, которые не увидели расстройства настроения, не обратили внимания на причины скуки и т. п. Но иногда они сами провоцируют возникновение у подростков чувства одиночества и потерянности тем, что что–то не досказали, сделали за спиной нечто гадкое и подлое, коварное. В качестве иллюстрации сошлемся на наше исследование психических травм и их значения для взросления подростка.

В семье я поздний ребенок, но родители у меня были любящие, жили не в большом достатке, но все самое необходимое у меня всегда было. У моего отца была и есть сестра, моя тетя. К нашей семье она всегда относилась предвзято, пыталась учить мою маму, отца.

И вот однажды моя тетя взяла меня с собой в лес за ягодами. С нами была еще подруга тети. Ходим, собираем ягоды. И тут я слышу, как моя тетя говорит подруге: «Да что ты хочешь, брошенный ребенок, родители пьют. Я думаю, что возьму ее». Я на всю жизнь запомнила эту черничную поляну. У меня внутри до сих пор сидит боль, обида за ту неправду, которую я услышала. С какой простотой она это говорила! Для меня это был гром среди ясного неба. Как могут близкие люди так бесстыдно врать?! Моих родителей уже нет, а тетя здравствует и приходит ко мне. Часто зовет меня в гости, но я не могу прийти к ней, несмотря на то что больше родственников нет. Лучше быть одной, чем с этой тетей.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и наоборот. Вот почему одиночество – это реакция на окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и подростком.

Вот как реагирует девочка 12 лет на поступки взрослых, которые ничего не объяснили и поставили ее перед фактом:

Летом меня отправили к бабушке, а старшую сестру родители взяли с собой в отпуск. Мне постоянно казалось, что я лишняя, меня любят меньше, чем сестру. Я чувствовала одиночество и боялась, что меня оставят у бабушки навсегда. Это было год тому назад. Теперь старшей сестре покупают больше вещей, говорят, что ей нужнее. Я же все за ней донашиваю, и опять мне кажется, что я никому не нужна.

Значит, одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Как мы видели, переживание одиночества неоднозначно. Наступает период в жизни, когда возникает даже потребность в одиночестве, когда человек хочет побыть наедине со своими мыслями и чувствами. Вместе с тем ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма и протестных реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества. Об этом мы тоже будем говорить.

Прежде чем рассмотреть теоретические подходы к проблеме одиночества, остановимся еще на одном примере. О своем одиночестве пишет взрослый человек, осваивающий профессию психолога.

Да, я ощущала одиночество, нехватку любви, внимания в течение всей жизни. Давно не видела отца и поэтому не знала и до сих пор не знаю отцовской любви.

Живя в одной комнате с мамой, я ощущаю одиночество, так как мама не уделяла мне внимания. Но, несмотря на это, мама одевала, кормила меня. Благодаря ей я понимала, что нужно делать в жизни. Неудивительно, что мы с мамой скандалили почти каждый день по пустякам, но спустя 20 минут разговаривали как ни в чем ни бывало. Я не умею обижать людей, но мои слова могут задеть за живое или обидеть кого–нибудь. Мне было все равно, что подумают люди обо мне. Я научилась прощать всех, но в этом помог психолог нашей школы.

Раньше была замкнутая, ни с кем не разговаривала, меня обижали, унижали, но я не страдала, редко плакала. Но была я как тень, которую никто не замечал. Мне было все равно, главное в жизни было учиться, учиться. Это была главная цель.

Я не люблю, когда мне говорят одно и то же. Меня это раздражает. Иногда нервничаю, когда что–то не получается или меня выгоняют из кабинета. Иногда плачу, от чего никак не избавиться.

Этот отрывок характеризует причины одиночества и его последствия, а также связь со всеми другими структурами личности – темпераментом, характером, направленностью. Видно, что перед нами натура глубокая, противоречивая, с застревающей и возбудимой акцентуацией характера. Целеустремленность и самообладание позволили этой женщине справляться со многими неприятностями, которые она сама же и провоцировала своей нетерпимостью, категоричностью и противоречивостью. Одиночество – как бы спутник ее жизни, но, думается, когда она научится отвечать за других, тогда и станет терпимее, мягче, выносливее. Обратим внимание на то, что мать не подготовила девочку к жизни без отца. Неудовлетворенная потребность привела к дефицитарности – значимость отца высокая, но общей с ним деятельности и общения нет. Возможно, это иллюзия, которая позволяет думать, что с отцом не будет одиночества.

Под одиночеством будем понимать такое психологическое образование, которое характеризует личность в структуре взаимодействия с другими людьми, наиболее для нее значимыми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия.

Как рассматривается одиночество в контексте разных психологических учений?

Анализ психологической литературы позволяет выделить следующие подходы (табл. 13).

Таблица 13

Теоретические подходы к одиночеству

Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные причины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству.

Представим эти взгляды в таблице, где характеризуются причины одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов (табл. 14).

Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временой протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взгдядов, несмотря на контакты с людьми).

Таблица 14

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению – вынужденным

и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.

Исследования Г. Р. Шагивалеевой показали, что субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие – 57 %, скука – 52 %, тревога – 42 %, равнодушие и безразличие – 36 %, смирение – 33 %. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога – почти у 63 %, скука – 50 %, жалость и сочувствие к себе – 47 %, плохое настроение – почти у 42 %, тоска – 35,5 %. Как видно, и в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества.

«Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением… Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил».

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Исследование чувства одиночества у подростков Москвы выявило, что почти половина респондентов (48,5 %) его не испытывают, а больше трети опрошенных (35,5 %) в той или иной степени переживали его. Тех, кто испытывал чувство одиночества, можно было отнести к трем уровням. К первому, критическому, относились 2,3 % ребят. У них зафиксировано острое состояние одиночества. Часто возникало состояние одиночества у 7,7 % (средний уровень), периодически – у 25,5 % подростков. Авторы считают, что эта группа ребят наиболее адаптивна. В общем, исследователи обнаружили, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, но внимание исследователей привлекли подростки, находящиеся в критической группе, т. е. в группе риска. Связь между полом, возрастом и состоянием одиночества не установлена. Это чувство более характерно для старших подростков, что связано с кризисом идентичности.

В других исследованиях также получены данные примерно об одинаковом количестве девочек и мальчиков, испытывающих одиночество.

Были определены следующие типы одиночества.

У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.

? «Застенчивые, робкие» с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его.

Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.

? «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.

Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение. Приведем пример зарождения замкнутости и чувства покинутости у подростка.

У нас растет дочь. Ей уже 13 лет, она добрая и отзывчивая, только подруг у нее не стало в одночасье.

Это было поздней осенью. К утру подморозило, и выпал первый снег. Наша девочка надела новую куртку, обула новые сапоги и радостная ушла в школу. Ничего не предвещало беды.

Дети на свежем снегу прокладывали первые следы. Все кругом было покрыто белым снегом. В сторонке от тротуара сантехники оставили открытой канализационную яму. Она была полна вонючими отходами, но сверху вода замерзла и покрылась легким снежком. Наша девочка, не заметив ямы, провалилась, она пыталась выбраться, но тяжелый рюкзак тянул вниз. Играющие рядом дети испугались и убежали в школу. Не растерялась только подруга нашей дочери и стала ее тащить наверх. Но могла держать ее за руки, чтобы наша дочь не провалилась окончательно. Дети позвали учительницу, которая вместе с ребятами вытащила девочку.

Через некоторое время мне позвонили домой и сказали, что дочь провалилась в канализационную яму, что ее надо было воспитывать правильно. Когда я пришла в школу, я увидела такую картину: моя девочка сидела на полу в вестибюле, вокруг нее никого не было. Все проходили мимо, заткнув нос. По–видимому, прошло два урока, как это все случилось. Я схватила девочку, надела на нее свое пальто, кое–как добралась до дома. Отмыла от фекалий, стала вызывать «скорую» – я боялась, что она наглоталась гадости. Мне сказали, что если будет плохо (?), тогда к ним надо будет обращаться. Три дня дочь была в шоке, молчала и не спала. За это время никто не позвонил и не пришел ее проведать. Когда девочка стала ходить в школу, с ней рядом никто не хотел стоять, сидеть, что–то вместе делать. Учителя каждый раз напоминали, что надо окна держать открытыми от вони, что если дети будут бегать где попало, то, как К., попадут в сортир и прославятся… Учителя нам сказали, что девочка сама виновата, не надо было подходить к этому люку.

Никто не стал закрывать люк, грязная вода продолжала сочиться. Через несколько дней после происшествия муж пошел и огородил этот люк. Но кажется, что и это осталось незамеченным, так как ограда стоит уже два года.

Я стала ходить с дочерью в школу вместе, сидела на уроках. Она стала замкнутой и нелюдимой, ей казалось, что все на нее смотрят и отворачиваются, так как от нее воняет. Учителя по поводу и без всякого повода напоминали об этом и всех спрашивали, есть ли запах в классе. Ее ближайшая подруга изредка ей звонит, но разговаривает с ней свысока, как будто К. чего–то недопонимает. Мы хотели перевести дочь в другую школу, но в нашем поселке только одна средняя, другая за несколько десятков километров. Мне не хочется, чтобы дочь из–за этого происшествия стала хуже учиться, но у нее появились тройки.

Анализ этой ситуации приводит к выводу, что взрослые – и в первую очередь педагоги – ответственны за отчужденность и неприкаянность девочки–подростка. Увы, на ее месте мог оказаться любой, даже директор школы. И можно ли было оставлять эту ситуацию без контроля? Думается, девочке надо было посочувствовать и все время ее поддерживать.

Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 26. Не разочаровывайте подростков! Жизнь подростков - иллюзии. Это должно быть не только важной частью их воспитания, но и одним из самых счастливых отрезков жизни, поскольку жизнь - это прежде всего процесс. Подростки, если захотят, способны представить себе

Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик

Центр для подростков Из 15 подростков, которые посещают наш Центр, 7 перешли из Центра для детей, а 8 других пришли либо из так называемых дневных стационаров, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения, либо непосредственно из семьи, так как для них не

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

День в Центре для подростков У подростков день организован иначе, именно потому, что это подростки. Приезжая в Центр, они сами идут в общую комнату. Они также знакомятся со своим расписанием надень, но их деятельность направлена больше на обучение, то есть это будут

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ У ПОДРОСТКОВ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ В публикациях прошлых лет, посвященных вопросам нарушений идентичности у подростков, такие вещи, как кризис идентичности и диффузная идентичность, не отделялись друг от друга. Так что еще можно встретить

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

НАРЦИССИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ У ПОДРОСТКОВ Сначала надо сказать, что, по-видимому, лишь пациенты с наиболее выраженными типами нарциссической личности обращаются к нам в подростковом возрасте. Многие люди с нарциссической личностной организацией, которые функционируют

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

8. ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ Терапевт, оценивающий при первом контакте состояние подростка и его семьи, ставит перед собой следующие основные задачи: поставить диагноз, дать рекомендации относительно терапии и прежде всего обговорить те условия, при

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

3.4. Разрушающее поведение подростков О разрушающем поведении подростков необходимо рассказать по нескольким причинам. Оно тоже служит проявлением дезадаптации, поскольку приводит к отклонению от нормального процесса социальной адаптации. Разрушающее поведение в

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

…только для подростков Друзья, вы любите музыку? Это здорово! Скажу по секрету: скорее всего, и ваши родители в свое время слушали то, что не очень нравилось вашим бабушкам (по-расспрашивайте их о том времени). Маленький совет, как избегать ненужных конфликтов дома:

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

«Исследовательское» поведение подростков Источником многих школьных конфликтов, в том числе и между сверстниками, является своеобразное поведение подростков. Многие совершенно тихие, «незаметные» дети вдруг превращаются в дерзких, неуправляемых, ведущих себя

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

11.5. Сексуальные преступления подростков Насильственные преступления на сексуальной почве в настоящее время получили среди подростков значительное распространение. Этому способствовал целый ряд факторов. Современные подростки относительно рано достигают полового

Из книги автора

Раздел I. Тренинги для подростков Теоретическое обоснование Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V-VIII классы). Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со

Из книги автора

Мир юности и мир подростков: в чем разница? Отбушевали подростковые шторма, и наши дети снова меняются. Да и дети ли это теперь?Они становятся более взрослыми, уравновешенными и серьезными, даже если нам кажется, что в совершенно недостаточной степени.Так или иначе, но

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и

Ученики старших классов часто жалуются на то, что взрослые из не понимают и они вынуждены решать многие задачи самостоятельно. Дезадаптация подростков — серьезная проблема и разобраться в ней под силу только опытным профессиональным психологам.

Одиночество подростков — это не миф. Многие школьники, действительно, чувствуют себя не очень комфортно и обособленно от внешнего мира. Почему же с этой проблемой сталкиваются именно они? Специалисты считают, что в переходном возрасте изменяется очень многое, происходит целый ряд гормональных перестроек, что не может не оказывать влияния на психику.

В определенный момент подростки начинают замечать, что становятся взрослее, их тело меняется. Это дает им право причислять себя к разряду взрослых. Они уже перестают быть детьми, но родители, учителя не всегда готовы общаться с ними на равных. Это одна из причин, приводящих к обособленности. Школьнику начинает казаться, что его никто не понимает, он одинок в своих чувствах и стремлениях.

Подростковое одиночество может выражаться сразу в нескольких формах. Чаще всего школьнику начинает казаться, что никто его не понимает и в мире нет человека, с которым он мог бы поговорить искренне и открыто. Иногда подросток, действительно, испытывает дефицит общения со сверстниками, со взрослыми людьми. При этом зачастую он не предпринимает никаких шагов навстречу, то есть не делает ничего для того, чтобы избавиться от чувства одиночества. Это происходит по той лишь причине, что подрастающий, но еще далеко не взрослый человек просто не знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, нужно ли ждать, когда кто-то сделает первый шаг, либо начинать активно действовать.

Подростковое одиночество бывает кратковременным, ситуативным и хроническим. В первом случае негативные чувства и эмоции могут появляться изредка, но через какое-то время все налаживается. Ситуативное одиночество связано с определенными изменениями в жизни. Например, оно может быть вызвано ссорой с другом, переездом в другой город. На этом этапе очень важно получить поддержку со стороны родителей. Хроническое одиночество очень опасно. Оно грозит появлением депрессивных и даже суицидальных мыслей. Такое состояние требует обязательной коррекции.

Среди причин, вызывающих чувство обособленности, выделяют несколько основных. К ним можно отнести:

— неполноценное общение со сверстниками, вызванное недостаточно развитыми коммуникативными навыками;

возрастной кризис самооценки. Подростки очень часто склонны к разбору своего характера, внешности. При этом они находят у себя сразу множество недостатков и им кажется, что эти недочеты видят другие. Это приводит к нежеланию общаться со сверстниками;

— завышенные требования к другими людям;

— неправильные представления о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми;

— внешние социальные факторы (частые переезды, отсутствие постоянного круга общения, невозможность посещать школу, кружки);

— плохие отношения с родителями, учителями;

— гиперопека;

— плохой пример семьи.

Если в семье не все ладится, родители постоянно ругаются, это может привести к тому, что у ребенка возникнет неправильное представление об общении. Он будет избегать дружбы со сверстниками из-за уверенности в том, что такое близкое общение все равно ни к чему хорошему не приведет.

Чувство одиночества разрушает психику подростка, лишает его радостей жизни. Школьник при этом часто выглядит подавленным. Это обязательно должно насторожить родителей и педагогов. Мнения специалистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что подросток сам должен справляться с возникающими трудностями и выстраивать отношения со сверстниками. Но большинство все-таки уверены в обратном. Они призывают родителей оказать своим детям помощь на данном этапе взросления. Без поддержки школьнику очень сложно. Именно взрослый должен научить подрастающего человека общаться правильно, не позволять развиваться комплексам. Педагоги также обязаны оказать школьникам своевременную помощь. Существует множество методик, включая разнообразные тесты, которые позволяют вовремя выяснить, насколько комфортно ощущает себя ученик в коллективе, как складываются его отношения с семьей. При получении неудовлетворительных результатов нужно немедленно оказать подростку поддержку или даже профессиональную помощь в виде бесед с психологом, проведения тренингов.

У подросткового одиночества может быть целый ряд негативных последствий. Именно это должно насторожить взрослых людей. Многие из этих последствий являются крайне серьезными и даже опасными. К ним можно отнести:

— отчаяние;

— депрессию;

— бродяжничество;

— пристрастие к алкоголю и наркотикам;

— вступление в неформальные молодежные группировки;

— суицид.

Многие подростки, находясь в поиске тех, кто их, действительно, будет понимать, связываются с «плохими компаниями». Новые приятели кажутся им очень добрыми, щедрыми и положительными во всех отношениях. При этом такое общение приводит к целому ряду неприятностей. Подросток может начать употреблять спиртные напитки или даже наркотики, прогуливать школу.

Одиночество заставляет школьников отказаться от посещения занятий. Они просто перестают видеть в этом смысл, ведь в классе, как им кажется, их никто не понимает, не желает к ним прислушиваться. Суицид, либо попытки свести счеты с жизнью — это самое неприятное, с чем может столкнуться семья подростка. К сожалению, в настоящее время в сети действуют целые группировки, которые только способствуют появлению в голове подростков суицидальных мыслей. Членами подобных группировок являются такие же школьники или даже ребята постарше. Все они чувствуют себя одинокими и видят родственные души лишь в лице друг друга. Такое общение не приводит ни к чему хорошему.

Что же делать родителям подростков для того, чтобы их подрастающие дети не чувствовали себя одинокими? Для начала стоит взять за правило прислушиваться к своему сыну или дочери, наблюдать за всеми изменениями, которые могут с ними происходить. Совершенно не обязательно соглашаться со всеми доводами школьника. Можно настаивать на своем, спорить и даже что-то запрещать, но все должно быть аргументированно. Нельзя подавлять волю подростка и давать ему понять, что его мнение ничего не значит.

Не нужно требовать от подростка слишком многого. Нередко причиной появления подобного рода проблем в семье становится желание родителей видеть своих сыновей и дочерей самыми лучшими, успешными. При этом каждая неудовлетворительная оценка в дневнике становится причиной для скандала. Давить на подростка или, тем более, запугивать его, категорически запрещено.

Психологи также советуют не действовать сгоряча. Каждое решение должно быть обдуманным. Если есть какие-то сомнения, можно посоветоваться со специалистом, попытаться вместе найти пути решения проблемы. Ни в коем случае нельзя оскорблять подростка, разговаривать с ним на очень повышенных тонах и, тем более, применять физическое насилие. Все это лишь приводит к тому, что пропасть между ребенком и взрослым становится все шире и шире. Подросток начинает все острее чувствовать свою обособленность.

Ситуативное одиночество нередко перерастает в хроническое, поэтому в данном случае очень важно помочь ребенку преодолеть этот кризис. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Можно предложить подростку пригласить одноклассников на День рождения, помочь накрыть стол, поговорить со школьником о том. что необходимо предпринимать для сближения со сверстниками. Если чувство одиночества возникает от недостаточной загруженности, следует подумать о том, как организовать досуг сына или дочери. Возможно, следует записать его в какой-то кружок. Это поможет найти новых друзей, завести новые знакомства, а также позволит неплохо проводить свободное от учебы время.

Подростковое одиночество — очень серьезная проблема. Чтобы избежать серьезных последствий, нужно дать взрослеющему человеку понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых людей, почаще уделять им внимание.

Подростковое одиночество отличается от одиночества взрослого своим состоянием дерзкого вызова всему миру, в котором подростка никто не понимает.

Проблема подросткового одиночества

Интернет переполнен стонами подростков, которые страдают от чувства одиночества.
Если мы присмотримся к этим запросам внимательнее, то заметим некоторые закономерности.

«Я так одинока. Ужасно хочется взаимопонимания и разговоров по душам. Но такой мир есть только в красивом кино. В жизни совсем иное. Внутри тоска и ощущение своей ненужности. Часто я вижу, что вокруг какие-то животные, а не люди - грубые, мерзкие, ругаются матом и ржут как лошади.»
(форум подростков)

«Мы переехали в другой район, все старые друзья остались в той школе. В новой друзей нет. Мне очень плохо от этого и сильно одиноко на душе.»
(форум подростков)

Преодолевать такие состояния действительно сложно. Эта статья поможет разобраться в проблеме такого разного одиночества и взрослым, и подросткам. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать разные типы одиночества, понять внутренние желания человека, согласно его врожденным психическим особенностям (векторам)

Одиночество - такие разные чувства

Одиночество испытывают многие. Но у всех для этого разные причины . Согласно системно-векторной психологии это зависит от врожденных векторов человека, то есть особенностей его психики.

Так причины подросткового одиночества в зрительном векторе - это страхи, болезненный разрыв отношений или несчастная первая любовь. Мы видим, что первый запрос как раз об этом. Об отсутствии эмоциональных связей.

Подростки с анальным вектором, ценностью которых является дружба, честность, справедливость, - их одиночество возникает, потому что лучший друг уехал, предал, подвел или обманул.

Но все это видимые страдания души, такие моменты легко заметить, да и подростки сами проговаривают эти проблемы вслух. Чаще всего, когда удается наладить эмоциональные связи или найти друга, страдания прекращаются и одиночество исчезает.

А вот совсем другое одиночество подростка. Очень тревожный звоночек. Почувствуйте разницу.

Одиночество - внутренняя пустота

«Я одинок. мне 14 лет. Адекватен, спортивен, но одинок. Это гложет меня, убивает. Невыносимая внутренняя пустота... я просто в отчаянии. Не знаю, как справиться с этим. Ухожу в другую реальность, в музыку. В свое время даже пил, потом бросил. Одним словом - все сложно. Что посоветуете? Можно ли научиться преодолевать это состояние?»
(форум подростков)

Одиночество, в его тисках очень горько. Но окружающим не видны невыносимые внутренние страдания его души.

Полное, гнетущее, постоянное одиночество тяжелой плитой придавливает подростка и приводит его к состоянию депрессии.

Возникает отчаяние, становится невыносимо больно. В таком состоянии подросток может даже подумывать о суициде. Важно различать эти разные типы одиночества, чтобы помочь подростку.

Подростковое одиночество - причины

Причиной таких страданий, часто не видимых глазу, является звуковой вектор. Это не просто какой-то термин, это особое устройство психики человека. Таких людей немного - всего 5%.

В приоритете у таких людей ответы на постоянно возникающие у них в голове вопросы о смысле жизни. Другие думают, что такие вопросы возникают от безделья или неудач в жизни. Нет, это реальные вопросы, на которые есть ответы, и их во чтобы то ни стало нужно найти юному философу. Именно поэтому часто одиночество их удел.

Звуковой вектор доминантен. Это единственный из восьми векторов, чьи желания не материальны.

Именно такие люди еще в раннем детстве (4-5 лет) задают вопросы: «зачем мы живем?», «кто я и зачем пришел в этот мир?» В подростковый период эти вопросы возникают снова, и мучают с новой силой, не дают жить как все - житейскими радостями.

Внутренние вопросы о смысле бытия доминируют и пульсируют в голове.И полное одиночество позволяет насладиться поисками ответов. Такие подростки любят ночь, тишину и одиночество.

А все вопросы мирского характера: любовь, материальный достаток, даже учеба и будущая профессия - для него вообще не важны. Вернее без ответа на свой главный вопрос - другие отходят на второй план.

Для него наша материальная жизнь с ее бесконечной гонкой потребления - это реальный сумасшедший дом, из которого хочется бежать в одиночество или в соцсети.

Одиночество - точка отчаяния

Весь этот шум и балаган реального мира очень сильно его раздражает и возникает даже некоторая ненависть к людям и миру. Часто у подростка возникает внутренний вопрос: «А кто управляет этим театром абсурда?»

Все вокруг озабочены нарядами, деньгами, страдают от неразделенной любви. Но главное, постоянно КРИЧАТ об этом в своих разговорах.

В семье тоже крики и нудные разговоры «ни о чем» : о профессии и важности зарабатывания денег в дальнейшем.

Все эти разговоры для звуковика - лишнее раздражающее дребезжание. И он еще сильнее уходит в себя. Сильное одиночество, состояние пустоты и отчаяния овладевает ребенком.

Разные попытки преодоления одиночества

В поисках выхода он начинает отгораживаться от мира наушниками. «Вот оно долгожданное одиночество. Я никого не слышу, меня не трогают.»

Одно дело, если это просто грохот тяжелого рока. Своего рода бегство в одиночество. Хуже, если это наркотический дурман, который создает иллюзию того самого измененного состояния сознания, к которому бессознательно стремятся звуковики. На самом деле это попытка заглушить страдания души, проскочить в иной мир через измененные на физическом уровне состояния сознания.

Только в хорошем состоянии звуковые люди создают гениальные мысли и совершают уникальные открытия для всего человечества, как Перельман с его доказательством гипотезы Пуанкаре. А в плохих - начинают физически изменять состояние сознания. Очевидно, что такое воздействие разрушительно действует на любой мозг, а подростковый особенно.

Но тинейджеры попадают в эту ловушку, чтобы избежать страданий, от внутренней пустоты.

Преодолевать такие подростковые состояния очень сложно, и без помощи тут не обойтись. Но взрослые, даже психологи, его не понимают. Спрашивают: «ну что случилось, тебя кто-то обижает? Девочка отвергла? Пятерку не получил?» В глазах звуковика все эти психологи обесцениваются - ему кажется, что в этом мире одни идиоты и его вообще не способен никто понять! Но это не так.

На самом глубинном уровне бессознательных желаний понять одиночество звукового подростка позволяет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И вот когда мы раскрываем внутренние причины таких состояний, то появляется возможность помочь подростку выскочить из этой ловушки.

Вот простые шаги, которые может сделать каждый:

1. Обеспечить подростку возможность побыть наедине со своими мыслями. Создать для него этакий островок тишины и покоя. Обеспечить ему то самое одиночество, точнее возможность уединения, которое так важно для баланса его психики.

2. Исключить дома в семье крики, скандалы и даже грохочущий телевизор.

5. Обязательно предложить подростку сложные задачи. Это могут быть задачи из квантовой физики или вообще нерешенные или недоказанные теоремы. Для него это достойный вызов. Его мозг должен быть нагружен: программированием, олимпиадными задачами по математике, физике, химии. Он может писать рассказы или сценарии компьютерных игр, сочинять музыку. Это то, что займет и обеспечит мозг нужной работой.

6. А лучше всего дать ему послушать ролики Юрия Бурлана. Он узнает себя и тогда тягостное чувство, сильное одиночество уйдет из его ощущений.

Для родителей, дети которых проходят подростковый возраст, вышесказанные советы могут показаться издевкой. Как же ему предложить задачи и поговорить, если он видеть никого не желает? Здесь есть универсальный совет. Постарайтесь наладить эмоциональную связь с подростком. Это сложная задача, но первостепенная. Потому что в период пубертата подросток настроен на другую волну и часто не слышит доводы здравого смысла. Задача взрослых быть более чуткими и внимательными, настроиться на ребенка, чтобы подсказать ему, как можно избавиться от груза одиночества.

Одиночество - где выход?

Подростковый возраст - это всегда сложно. Помочь подростку пройти его с наименьшими потерями можно. Вот как это сделали участники тренинга:

«… «Наше бессознательное знает всю правду», - говорит Юрий. Теперь мне было понятно, что надо делать и о чем с сыном говорить. О эмоциях, о корне страха и о том что бы было, если бы его не было, проводила параллели с недавними событиями и с чем ему предстоит столкнуться в ближайшие дни, о его чувстве ответственности, переживаниях и достижениях. Подтвердить, заверить и закрепить.

В его взгляде появилась ясность и осмысленность. Я физически ощущала, как его покидает напряжение, как будто в сосуде, находящемся под высоким давлением, кто-то отвинтил крепление клапана. Сын прослезился, слова благодарности сыпались из него так, как еще никогда раньше.

Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще - «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

«…Отношения с сыном подростком (АН-Кож-Звук-Зрит), если бы не прошла два уровня СВП, - то не знаю, как бы мы вообще с ним общались, парню 15 лет, эгоцентризм зашкаливает.

Как-то чисто интуитивно я его воспитывала без повышения голоса, без физических наказаний, сделав вывод из своего детства: я битая, с простреленными матами ушками и зрением - сделала вывод, что такого унижения никому не пожелать, тем более маленькому существу со своим хрупким миром внутри.

Берегла моего звукового мальчика, испуганного еще в животе ультразвуком ТАК, что до сих пор видны последствия, врачи пророчили отставание в развитии, советовали спецшколу заранее искать, а мой звуковичек до 8 класса отличником в обычной школе отучился, потом заявил, что больше ботаном быть не хочет и пару четверок в четверть «приобрел», что бы быть «как все».

Моя реакция? Уважаю его, люблю и могу теперь понимать изнутри, благодаря СВП. Слегка, постепенно то тут, то там подкидываю темы для размышления из СВП - протестует, ведь он умнее, чем кто-либо, но я то знаю, что понимание придет - это неизбежно…»

Вообще, подростковое одиночество - это важный этап в формировании мировоззрения человека и формирования его души.

Дайте шанс подросткам выйти из жутких состояний одиночества и тоски.
На бесплатный онлайн тренинг - это место, где вам действительно помогут.

P.S. Если статья была интересна - поставьте лайк. Если вы знаете, кому она могла бы быть полезна - нажмите репост.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Почти каждый подросток проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что ты один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной, испытываешь подобные чувства. Тебе кажется, что ты отделен от всех невидимой стеной, что тебя окружает непроницаемое облако. И никто тебя не понимает.

Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть свой табель о рангах: кто-то самый популярный из популярных, а кто-то стоит среди них на последнем месте и должен как-то мириться с этим. На самом деле ты не единственный, у кого есть проблемы, и если ты рискнешь поговорить об этом с друзьями, то будешь поражен тем, как хорошо они поймут тебя, и какое облегчение это будет для них — получить возможность самим поговорить о своих проблемах. С другой стороны, они могут «закрыть ставни».

Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными.

Не посещают ли и тебя порой подобные чувства — чувство одиночества и отрезанности от окружающего мира, чувство собственной ненужности и внутренней опустошенности? Если да, не падай духом. Хотя в одиночестве и мало приятного, во всяком случае, от этого не умирают. Другими словами, одиночество — это как сигнал. Чувство голода подает сигнал, что пора подкрепиться. Чувство одиночества предупреждает, что нам не хватает тесного, дружеского общения. Пища нужна для поддержания жизненных сил. А общение — для поддержания душевного равновесия.

Приходилось ли тебе наблюдать за горящими углями? Если достать один уголек из общей кучи, он быстро погаснет. Но если бросить его обратно, он накаляется вновь! Так и мы, люди, оказавшись отрезанными от окружающего мира, не можем долго «гореть» — наши жизненные силы постепенно угасают. Ведь в нас изначально заложена потребность в общении.

Однако в некоторых случаях гнетущее чувство одиночества упорно не хочет отступать, и кажется, что ему не будет конца.

Многие подростки сталкиваются с так называемым хроническим одиночеством. Как можно вылечиться от воспаления легких, так можно избавиться и от хронического одиночества. Для начала нужно выяснить, почему оно возникает. Причина одиночества порой кроется в самих нас. Недостаток самоуважения мешает быть более открытой и находить себе друзей. Один исследователь говорит: «Те, кто хронически одиноки, склонны думать о себе так: «Я непривлекателен», «Со мной неинтересно», «Я никому не нужен». Возможно, ты сумеешь избавиться от чувства одиночества, развивая самоуважение. И когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества. Но, помни, что цветок предстает во всей свой красе, только тогда, когда он распустится, так и твои достоинства по-настоящему оценят только в том случае, если ты их раскроешь.

Не нужно заниматься самоуничижением и упиваться жалостью к себе. Встряхнись, займись делом, найди себе интересное занятие, пиши стихи, научись играть на гитаре, ну придумай что-нибудь.

Твое одиночество связано, во-первых, с типичными проблемами подросткового возраста, а во-вторых, с особенностями твоего характера. Если нет друга, то в этом виноват ты сам. Никто не подойдет с предложением дружбы, если ты выглядишь унылым и подавленным. Такие люди не привлекают других, а отталкивают от себя.

Что делать, если чувствуешь себя плохо?

Во-первых , тебе нужно понять, что ты не одинок. Внимательно понаблюдай за людьми вокруг себя, и ты увидишь тщательно скрываемое чувство недовольства собой. Когда ты пойдешь в школу, спокойно понаблюдай за учениками, которых встретишь по пути в школу. Уверяю тебя, у многих из них те же проблемы, которые беспокоят и тебя. Эти проблемы проявляются либо в застенчивости и робости, либо в чрезмерной шумливости, раздражении и агрессивности. Часто в глупом поведении или боязни принять участие в игре или соревновании, в частом смущении, в гордом или высокомерном поведении и упрямстве. Когда ты осознаешь, что многие чувствуют себя так же, как ты, ты уже никогда не будешь одиноким.

Во-вторых , посмотри прямо в глаза всем твоим проблемам, спрятавшимся в глубине твоего сердца или подсознании. Они словно черная туча, которая висит над тобой день и ночь. Останься наедине с собой, чтобы никто не помешал твоим мыслям. Затем составь список всего того, что тебе больше всего не нравится в себе самом. Покажи этот список только тем людям, которым ты очень доверяешь и с кем можешь быть предельно откровенным. Напиши все, что беспокоит тебя. Также отметь те качества, которые не нравятся в себе, включая склонность быстро выходить из себя и раздражаться (если это относится к тебе).

Определи свои самые серьезные проблемы как можно точнее. Может быть, ты проявляешь раздражение и злишься на людей, а потом чувствуешь себя виноватым? Или тебя пугает твоя робость в присутствии других людей? Может быть, ты не умеешь выразить словами свои эмоции и мысли? Чтобы ни беспокоило тебя, напиши обо все как можно точнее. Затем перечитай список, отметь пункты, которые тревожат тебя больше всего, и о которых ты постоянно думаешь и переживаешь.

Самое лучшее, что можно посоветовать тем, кто страдает от одиночества — это начать общаться с людьми. И этот совет действителен. Заботясь о других, человек не только перестает думать о своем одиночестве, но и побуждает окружающих интересоваться собой. Не жди, что кто-то избавит тебя от одиночества, с этим ты должен справиться сам.
Итак, начни с улыбки. Возможно, тебе в ответ тоже улыбнутся.

Выбери из своего класса, или может быть из ребят, с которыми ты рос во дворе, того, кто наиболее близок к тебе по интересам и так же одинок, и подойди первым. Затем заведи разговор. Наверняка у этого человека те же проблемы, что и у тебя, и вы сможете рассказать об этом друг другу. Даже одного приятеля, с которым интересно, достаточно, чтобы не чувствовать себя одиноким.

Ищи моральной поддержки у родителей. Возможно, ты решил, что им не до тебя, у них свои проблемы, они тебя не любят и не понимают. Это не так. Они ведь не знают, что ты страдаешь от одиночества, и если внешне это не очень заметно. Родители тебя по-прежнему любят и тоже страдают, чувствуя, как ты отдаляешься от них. Даже если они очень обременены заботами, все равно найдут время, чтобы тебя выслушать. И если ты расскажешь о том, что ты испытываешь, они будут поражены.

Многие взрослые убеждены, что отрочество — счастливое и беззаботное время. Возможно, они забыли, что в твоем возрасте тоже наверняка страдали от одиночества. И все же, если время от времени ты все-таки чувствуешь одиночество, не волнуйся. Это вполне естественно.