Вторник на масленой неделе. Блинная неделя. Как называются масленичные дни

Масленица является подвижным праздником, дата которого связана с Пасхой. Пасха не может отмечаться ранее 4 апреля и позже 8 мая. Соответственно, Масленица может быть в феврале или марте.

О Масленице

Масленицу празднуют в последнюю неделю перед Великим постом. Народ Масленицу (сырную неделю, сыропустную седмицу) называет широкой, веселой, обжорной, пьяной, разорительницей, госпожой Масленицей или барыней Масленицей. В языке закрепилось выражение: «Не житье, а масленица», что подразумевает сытую веселую жизнь в эту неделю. Правда, с оговоркой: «Не все коту масленица, будет и Великий пост» (В.И. Даль). Во времена язычества у славян существовал праздник, связанный с приходом весны. День проводов надоевшей зимы сопровождался плясками, обильной едой и сжиганием соломенной куклы, богини зимы Марены. Горсть пепла распыляли на поле или в огороде, чтобы родился хороший урожай.

До нас дошли легенды, связанные с Масленицей. Интересна одна из таких историй. У Мороза, жившего на холодном Севере, родилась доченька. Когда она подросла, то часто подходила к жилищам людей. Девушка пряталась за сугробами и никогда ни с кем не общалась. Поговаривали, что эту нежную красавицу можно увидеть только в морозную пору. Так продолжалось до тех пор, пока однажды в тяжкие холодные и голодные времена люди, забывшие про радость и веселье, не обратились к дочери Мороза с просьбой о помощи. Дочь Мороза их услышала и вышла из леса. Вопреки всем ожиданиям, она оказалась дородной бабой-хохотуньей с озорными глазами и румянцем на щеках. И такое веселье с играми, кулачными боями и обжорством устроила, что всем это очень понравилось. С тех пор Масленицу стали каждый год приглашать.

Христианство сохранило многие элементы старого праздника. Но с некоторыми ограничениями. Так, в масленичную неделю, которая называется сыропустной седмицей, нельзя есть мясо. Допускаются яйца, рыба, молочные продукты, сливочное масло, сладости, мучные изделия и многое другое.

Масленичная неделя день за днем

Масленичная неделя была строго регламентирована. В деревнях в первый день Масленицы родственники и соседи специально собирались, чтобы обсудить «план». В городах тоже следовали традициям празднования Масленицы. Конечно, жизнь постоянно вносила свои коррективы, но общий характер праздника оставался прежним.

В субботу (накануне масленичной недели ) поминали усопших родственников. Блины в этот день были не только символом поминовения, но и прощания с зимой, «солнышком». Начинались первые забавы «малой Масленки». Детишки и девушки с парнями скатывались с горок. А мужиков, которые с базара возвращались, дети грозно спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» И со смехом лаптями били, если те отвечали: «Нет».

Воскресенье перед Масленицей называлось мясным. В этот день звали гостей или сами их навещали. Готовили мясо («барана доедали») и всех гостей угощали. Впереди ожидалась сырная неделя с блинами, вином и водкой. Считалось, что «на Маслену не пить — Бога гневить».

Понедельник. Встреча Масленицы. Масленицу первой детвора встречала. Ребятишки распевали приветствия-скороговорки и, раскинув руки, бежали навстречу Масленице. Они оповещали всех, что Масленица приехала! В столице все делалось солидно. Сам царь Петр Первый Масленицу открывал. После этого качался на качелях вместе с офицерами. Устраивались шутовские представления и санные катания на лошадях с бубенцами. В понедельник было много разных представлений, связанных со встречей Масленицы.

С этого дня многие люди уже не работали. Дел и без того было много: нужно успеть закупить рыбу, водку, крупу, муку, сладости, обновки бабам и подарки детишкам. А за ними приходилось на базар или в соседнее село ехать. Семья к Масленице загодя готовилась: денежки откладывала и продукты запасала. Грехом считалось Масленицу не отметить, душу не потешить, гостей не угостить. С этого дня разрешалось наряжать чучело Масленицы. Все хозяйки пекли блины. Первый блин отдавали нищим, чтобы они помолились об усопших.
С понедельника до четверга в городах и деревнях шли гуляния. А как царские дворы веселились! Устраивались катания с горок, маскарады, фейерверки и пиршества. Было шумно и весело. Грохотали пушки, и ревели медведи на привязи. К Масленице сооружали ледяные горки, которые старались ярко украсить. В городах — ледяными фигурами и фонариками, в деревнях — срубленными деревцами и ветками, к которым привязывали лоскутки яркой ткани. Были и импровизированные бои за взятие снежного городка.

Вторник имел особое название — заигрыш. День тоже проходил весело: ели блины и катались с горок.

Среда называлась лакомкой, когда все объедались блинами. Зятья приходили на блины к теще. Заглядывали и соседи.

Четверг считался широким, разгульным днем, Масленица набирала обороты. К этому дню (иногда к пятнице) изображение Масленицы должно было быть готово. Чаще всего делалась не кукла, а соломенное чучело, наряженное в женскую одежду. Масленицу по деревням возили на санях, украшенных лентами, лоскутками ткани, еловыми ветками и бумажными цветами. Веселились, как могли. Помимо общего чучела Масленицы во многих домах делали свои. Ставили их перед избами или привязывали к забору. Широкая масленица тещиными блинами знаменита.

С четверга народ на лошадей пересаживался. Самым популярным занятием в это время становилось катание на санях. Тройки лошадей имели расписные дуги с бубенцами и цветными лентами. Украшали и деревенские дровни, которые заранее ремонтировали и чистили. Мужикам нередко приходилось много верст проехать, чтобы попасть на массовые катания. Упоминается, что в одном торговом селе Вологодской области на Масленицу собиралось до 600 повод с лошадьми! Во время катаний все старались своим достатком похвастаться. У одних лошадь оказывалась быстрее, у других — шуба богаче. Пишут, что девушки даже варежки на руки не надевали, чтобы люди могли их кольца сосчитать.

Нельзя не упомянуть кулачные бои: один на один или стенка на стенку. Нередко такие сражения заканчивались массовыми драками с серьезными увечьями.

Пятница — тещины вечерки. В этот день зятья приглашали тещ к себе в гости, чтобы блинами угостить. Со временем тещи сами стали угощать родственников блинами. В пятницу чучело Масленицы подправляли и устраивали с ним шествие. Пели веселые песни и катались на санках. Спускали с горок Масленицу, накрепко привязанную к салазкам. На ночь ее прятали в сарае.

Суббота — золовкины посиделки. Невестки золовкам (сестрам мужа) дарили какой-нибудь подарок. В этот день чучело Масленицы усаживали на сани, в которые впрягали лошадь. Коней полагалось наряжать по-праздничному. Сани с Масленицей возили по деревни, останавливались, чтобы поесть и выпить. В субботу начинали готовить костер для проводов Масленицы.

Прощеное воскресенье

Воскресенье (сыропустное воскресенье). Этот день в народе называли целовальником, Прощеным воскресеньем или проводами Масленицы. Просили прощения у живых и умерших. Считалось, что в этот день нужно успеть побывать на кладбище, чтобы попросить прощение за причиненные обиды и оставить блины на могилках умерших родственников. В Прощеное воскресенье родственники и соседи друг другу в ноги кланялись, целовались и прощения просили. Не только у людей, но и у Бога. На просьбу простить следовало отвечать: «Бог простит». Смысл заключался в том, чтобы перед Великим постом у людей не осталось обид, их совесть очистилась, а на душе стало спокойно.

Сжигание Масленицы

В воскресенье провожали Масленицу. Если костер накануне не успели приготовить, то складывали его утром. Чучело Масленицы на шесте водружали в центре костра. Иногда в этот день устраивали целые представления, связанные с уходом зимы. Недалеко от костра накрывали столы: угощались блинами, сладостями, пили вино и водку. При этом обязательно вспоминали Масленицу. Одни благодарили ее за веселый праздник, другие, по суеверным соображениям, больше ругали. Но все надеялись, что с уходом Масленицы кончится зима, весне дорогу освобождая. Когда зажигали костер, то появлялась возможность кинуть в огонь какой-нибудь предмет, прихваченный из дома, чтобы все семейные беды сгорели вместе с Масленицей.

Сырная неделя часто заканчивалась баней. Со следующего дня начинался Великий пост .

Еще во времена язычества древние славяне с песнями и забавами традиционно провожали зиму и встречали весну. В ту давнюю пору веселье длилось около двух недель. С приходом христианства церковнослужители пытались искоренять языческие обряды, но с Масленицей это никак не удавалось. Поэтому, праздник остался, а сокращены и перенесены были лишь сроки празднования.

Всю мясопустную неделю перед Великим постом уже не употребляли мяса, но молочными продуктами и рыбой еще можно было питаться.

Главным блюдом на Руси в издревле были блины. Ими лакомились всю неделю. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался усопшим родственникам. Его клали на подоконник, или отдавали нищим вместе с просьбой помянуть покойных.

Всю масленичную неделю старики, дети и взрослые безудержно веселились, невзирая на свое материальное положение и социальный статус.

В строгой последовательности придерживались определенных обрядов, которые соответствовали дням масленичной недели.

В понедельник отмечали день встречи. В этот день изготовляли из соломы Масленицу, рядили ее в женское платье, затем с помощью шеста прикрепляли к саням и катали по всей деревне. Ближе к вечеру Масленицу устанавливали на высокой снежной горке, обозначая место веселых гуляний, песнопений и катания на санках.

Во вторник отмечали заигрыш. С этого дня начинались народные гулянья с песнями, катанием на санках с горки и на тройках, с веселыми представлениями и толпами ряженых.

В среду отмечали лакомку. В деревнях сообща варили пиво. В каждом доме угощали блинами, в торговых палатках продавали орехи и пряники, а из напитков подавали сбитень и горячий чай из самовара.

Самое неуемное веселье приходилось на четверг . Его назвали разгульным или широким четвергом. Этот день славился известными еще со времен Древней Руси кулачными боями. Кулачные бои представляли собой не грубую потасовку, а своеобразное соревнование для желающих помериться силой. Существовали правила ведения таких боев и они строго соблюдались. Нельзя было бить лежачего или ниже пояса. Запрещалось бить одного, если соперников много. Разрешались бои друг с дружкой или компания на компанию.

А еще, в четверг отмечали тещины вечера. В этот день зять посещал тещу, а она угощала его блинами. В некоторых случаях зять мог угощаться тещиными блинами и в среду. В таком случае, теща сама посещала зятя в пятницу, и уже он угощал тещу блинами. Накануне теща предавала своему зятю все необходимые продукты для блинов и кухонную утварь для их приготовления. Тесть снабжал зятя мукой и маслом. Если зять игнорировал тещины вечера и не готовился к встрече, это становилось поводом к серьезным размолвкам и длительной вражде.

В пятницу, молодожены приглашали своего свадебного дружку, дарили ему подарок и все вместе посещали гостей, гулявших на их свадьбе. После застолья молодожены со своими свадебными гостями устраивали катания на санях с заснеженной горки, а дружка выполнял свою свадебную роль, заправляя весельем.

В субботу праздновались золовкины посиделки. Молодую невестку посещали отец с матерью и другие ее родственники. Молодая хозяйка накрывала на стол и ставила угощение.

Воскресенье называлось Прощеным, или Целовником. В этот день люди, встретившись, просили друг у друга прощение и целовали друг дружку в знак примирения.
В этот же день отправлялись на кладбище, чтобы оставить на могиле усопшего родственника блин и помолиться за его душу.

В воскресенье, снова водружали в сани, рядом садилась деревенская красавица, а в сани впрягались молодые ребята. Эти сани возглавляли масленичный поезд, состоящий из вереницы других саней, который вывозил всех участников действа за околицу. Здесь, Масленице вручали блин и сжигали ее чучело на костре в знак окончания зимы и наступления весны. Действо сопровождалось традиционными песнями, в которых Масленицу укоряли в том, что она вынуждает людей придерживаться Великого поста, разорив их и не оставив еды. Тут же, пели благодарные песни зиме за все ее праздники и отправляли морозную зиму восвояси, готовясь встретить весну и теплые дни.

Кроме этого, праздник имел еще несколько важных значений. Во-первых, способствовал укреплению родственно-семейных Например, На селе им устраивали своеобразные смотрины: ставили к столбам ворот и заставляли на глазах у всех целоваться.

Также по традиции, молодые пары должны были «выезжать в люди» . Муж и жена наряжались, садились в расписные сани и отправлялись к друзьям и родственникам, гулявшим у них на свадьбе год назад. Кроме этого, на масленичную неделю проходило много обрядов, которые

Во-вторых, масленичная неделя ведь во время гуляний

В-третьих, на Масленицу, народ выплескивал накопившуюся за зиму негативную энергию, и подходил к Посту «очищенным».

Вся масленичная неделя делится на два периода - Узкая Масленица и Широкая Масленица. К Узкой Масленице, когда можно было заниматься хозяйственными работами, относятся первые три дня: понедельник, вторник и среда.

Все остальные дни недели - четверг, пятница, суббота и воскресенье - относятся к Широкой Масленице. В этот период прекращались все работы, и начиналось массовое веселье.

Понедельник — встреча

В этот день свекор и свекровь отправляли невестку с самого утра к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Вместе они договаривались о времени и о месте гуляний, а также обсуждали список предстоящих гостей.

К первому дню масленичной недели достраивались снежные горы, балаганы, качели. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Масленичное чучело из соломы и старой одежды делали также в понедельник и всю неделю возили по улицам в санях.

Вторник - заигрыш

День, который был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест - многие масличные обряды сводились именно к сватовству, чтобы уже после Великого поста сыграть свадьбу. Как правило, это происходило на Красную горку, которая приходится на первое послепасхальное воскресенье.

Во второй день Масленицы молодежь уже с утра шла кататься с гор и есть блины. Собирались все родные и знакомые, зазывали Масленицу, приговаривая: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Ряженые ходили по улицам и катались на тройках или даже простых розвальнях. В уличных балаганах проходили представления, одним из главных героев которых был Петрушка и масленичный дед.

Среда — лакомки

Фото: Михаил Дзябенко

К середине недели Масленица набирала обороты. Праздновать ее начинали массово во всех домах - пекли блины, звали гостей. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину варили пиво.

На улицах начиналась бойкая торговля. Продавали сладости и напитки: пряники, каленые орехи, горячие сбитни и чай.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг

Этот день был первым днем Широкой Масленицы, когда страивались всевозможные потехи, кулачные бои, катания на лошадях. Проходили различные конкурсы и соревнования, завершающиеся массовыми пирушками. Кульминацией забав этого дня становился захват снежного городка.

Гулянья и игры, в которых участвовало большое количество народу, помогали выбросить негативную энергию, накопившуюся за зиму, и разрешить различные конфликты между людьми. Это один из важных моментов в праздновании Масленицы - к Великому посту нужно было подойти «очистившимся».

Пятница — тещины вечерки

Зять должен был в ответ на недавнее тещино гостеприимство также продемонстрировать свое хорошее отношение к ней, а также к ее близким. Если он нарушал традиции, это Неуважение зятя считалось обидой и бесчестием.

Суббота — золовкины посиделки

И других его родственников. Если сестры были незамужними девушками, то жена могла позвать и своих незамужних подруг. Если золовки были семейными, то со своей стороны жена также звала замужних подруг или родственниц. Невестка должна была обязательно преподнести золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы, целовальник, Прощеное воскресенье

Последний день Масленицы - кульминация всех праздничных гуляний. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. В этот день за все причиненные в году обиды и неприятности. Традиционно люди приветствовали друг друга поцелуем. При этом один говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй должен был ответить: «Бог тебе простит, и я прощаю!».

В воскресенье полагалось поминать усопших. Они приносили на могилы близких блины, иногда еще и водку. Затем женщины на коленях просили прощения у покойников. Три раза кланялись и говорили: «Прости меня (имя), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». После этого уходили. Дорогой женщины, как правило, старались не разговаривать. Молча, приходили на кладбище и также, молча, с него уходили.

Масленица Фото: www.russianlook.com

Традиционно Правда, сначала чучело возили по улицам: ставили его на сани, рядом сажали красивую девушку. В сани впрягались трое парней. За главными санями с Масленицей ехали другие сани. Все это называлось масленичный поезд.

Чучело сжигали за околицей Пепел развеивался по полю. Перед тем, как поджечь Масленицу, ей давали блин. А когда чучело начинало полыхать, народ приговаривал: «Гори, блины, гори, Масленица!». Блины и остатки другой праздничной еды тоже

Масленица Фото: www.russianlook.com

Песни на Прощеное воскресенье были уже не такие веселые, как прежде. В них часто говорится о том, что поев у них все припасы, и теперь людям придется урезать себя в еде и соблюдать Великий пост.

Масленица - один из самых популярных праздников в России, Украине и Белоруссии. Помимо религиозного подтекста торжества, масленичная неделя имеет еще и уникальный колорит, традиции, которые создавались веками. Как же празднуется масленица по дням недели, и как следует готовиться к каждому этапу торжества? Сейчас узнаете!

День первый - встреча (понедельник)

Как называются дни масленицы, немногие знают, особенно среди молодого поколения. Однако в данном случае важны не названия масленичных дней, а традиции, присущие именно этому отрезку времени. Итак, что же по традиции должно происходить в первый день празднования?

Традиционно первый день считался подготовительным и самым скромным в плане народных гуляний. В этот период свекор со свекровью посылали невестку к сватам, а вскоре и сами отправлялись навстречу с родственниками.


День второй - заигрыши (вторник)

В этот день шумных гуляний практически не происходило. Все празднование сводилось к сватовству невест. Потенциальные женихи зазывались в дом для проведения торжественного ужина с блинами и лепешками. Считалось, что именно в масленичную неделю заключались самые крепкие союзы.

Стараясь устроить самые пышные смотрины для невест, родители мечтали организовать свадьбу сразу после Пасхи, на Красную горку, поскольку союз, заключенный в этот период, считался крайне крепким и счастливым.

Молодежь во второй день масленичной недели продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Старшее поколение занималось исключительно готовкой и прочими хозяйственными делами.

День третий - лакомка (среда)

В современном мире многие традиции масленичной недели уже забыты, но обряд ходить по средам к теще на блины все еще популярен.

Именно в третий день празднования зять отправлялся к матери своей супруги, чтобы отведать ее угощений.

Сама хозяйка дома старалась выставить на стол все самое вкусное и лучшее, чтобы показать расположение к зятю.

Помимо зятя в дом приглашались его друзья и многочисленные родственники, и зачастую празднование третьего дня плавно перетекало в новые торжества.

Интересно и то, что именно на третий день торжеств хозяйка дома старалась выставить на стол максимальное разнообразие блинов, демонстрируя собственные кулинарные способности. Так, например, на столе появлялись пшеничные, овсяные, гречневые и многие другие варианты блинчиков.





Чем богаче в третий день был стол, тем выше был рейтинг хозяйки дома.

День четвертый - разгул (четверг)

В четверг неделя масленицы переживала свой перелом, и именно в этот день начинались самые глобальные и пышные празднества. Для этого этапа торжества характерны следующие особенности:


Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи. Важнейшими считались мероприятия по разведению костров разного размера. Прыгая через них, человек мог очистить свою душу от грехов. На деле же, ритуал превращался в очень веселую, порой даже опасную игру. Через костер прыгала не только молодежь, но и все желающие.

В некоторых губерниях обряды заметно трансформировались. Так, например, в некоторых селах Старого Оскола молодые люди устраивали традиционные проказы. Они запирали все двери в доме, заваливали снегом окна, забирались на крышу и переодевались там в смешную одежду. Такая забава была распространена и в других городах страны. Также традиционно именно с четверга повсюду начинали петь колядки, специальные песни с религиозным подтекстом.

Также в
церквях проходили традиционные службы, посвященные празднику и предстоящему великому посту. Однако службы по четвергам не пользовались большой популярностью, поскольку в данный период было принято веселиться и посещать разнообразные застолья.

Разумеется, в этот день продолжали печь блины, но в гости приглашали уже не только родственников, но и всех знакомых и даже простых прохожих. Поскольку все готовились к великому посту, считалось хорошим тоном есть от пуза, попутно угощая всех, кто попадется под руку.

Именно в этот день на центральных площадях устраивались самые масштабные гулянья, которые затихали только к понедельнику.

День пятый - тещины вечерки (пятница)

После того как тещины блины были съедены, на пятницу назначался ответный визит. Теща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери, где устраивались основные торжества. Какие же традиции существуют для этого дня?


Праздничный стол традиционно собирала жена хозяина дома.

Считалось, что ей никто не должен помогать, а сама женщина, готовя разнообразные угощения, должна была доказать свою состоятельность как хозяйка.

День шестой - золовкины посиделки (суббота)

Этот день считался одним из самых скромных за всю масленичную неделю. На время масштабные гулянья затихали, а люди старались проводить время либо дома, либо в гостях.

Традиционно в этот день молодая невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Если сами золовки были еще не замужем, то им в подмогу приглашались незамужние подружки хозяйки дома. Если же золовки были замужние, то и все остальные гостьи должны были быть семейными. Девушки редко устраивали масштабные застолья, и для них праздник был лишь поводом посплетничать и посудачить обо всех знакомых.

Уже
в этот день в некоторых семьях начинали сжигать чучело масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к великому посту. Также именно в субботу в храмах начинались службы, посвященные почитанию памяти предков и подготовке к Великому посту. Считалось, что в субботу следует посетить церковь для очищения души и подготовки к главному религиозному празднику - Пасхе.

Многие девушки в этот день традиционно проводили гадания на суженых или пытались заглянуть в свою судьбу. Мужчины в этот день также могли собраться в узком кругу и устроить застолье, но все же масштабное празднование шестого дня считалось неправильным.

День седьмой - проводы (воскресенье)

Одни из самых масштабных гуляний происходили именно в последний день масленичной недели. С самого утра люди начинали отмечать окончание Масленицы и приход весны. Какие же традиции были характерны для этого праздничного дня?


На самом деле, праздник в воскресенье хоть и был очень масштабным, но продолжался недолго. Он начинался с раннего утра, когда люди массовой процессией двигались к центральной площади для сжигания чучела масленицы. Эти чучела сжигались повсюду, даже во дворах собственных домов или рядом с дорогой. В костер бросали остатки еды, а также небольшие изображения масленицы, сделанные из соломы.

Считалось, что сжигание крошечных соломенных чучел помогает избавиться от грехов и улучшить материальное состояние.


Сейчас название каждого дня масленичной недели известно лишь самым ярым поклонникам данного праздника. Более того, сейчас празднование каждого дня ограничивается лишь приготовлением и поглощением блинов, а некоторые традиции и вовсе канули в лету. Шумные гулянья организовываются в современной России только в последний день - с традиционным, ритуальным сжиганием чучела.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/

Понедельник – встреча Масленицы. В этот день заканчивалась подготовка к праздничной неделе, и с вечера начинались посиделки. С утра достраивались горки, качели, столбы для лазанья, балаганы, катки и прочие увеселения. К обеду хозяйки заводили опару и начинали печь блины. По традиции, самый первый блин необходимо было отдать на поминовение усопших. Кстати, именно отсюда и пошла поговорка "первый блин комом" - ком, то есть комоедины, означал как раз поминки.

В понедельник жители поселения сооружали Масленицу – чучело из соломы, символизирующее зиму. Чучело обряжали в женское платье, повязывали на голову платок и привязывали к колу. Кол устанавливали в центре деревни, чтобы каждый проходящий мог видеть символ праздника. В некоторых регионах чучело предварительно возили в санях по всему селению.

В этот день впервые все родственники собирались за одним столом. Угощались первыми блинами, хвалили хозяйку дома и договаривались о неделе празднеств. Обсуждалось и время гуляний, и место, и порядок действий, и даже очерёдность походов в гости.

Вторник – заигрыш. Молодые люди заигрывали с будущими невестами. Парни звали девушек кататься с горок, те в ответ угощали блинами. Заигрыш служил своего рода смотринами, которые должны были привести к свадьбам после Великого поста.

Среда – лакомка. День "тёщиных блинов" - в этот день мать жены демонстрировала своё расположение зятю, приглашая его на блины в гости. И чем богаче был стол, чем обширнее угощение, тем больше тёща благоволила к мужу своей дочери. Первые три дня масленичной недели носили название Узкой Масленицы. В эти дни проводили ещё хозяйственные работы, однако полным ходом шла подготовка к празднику.

Четверг – разгуляй. Второе название масленичного четверга – разгул или широкой четверг. Этот день становился началом Широкой Масленицы. Все работы по хозяйству отходили на второй план, все подготовительные действия к гуляниям завершались, начинался непосредственно праздник. Катания на лошадях и на санках с горки, хороводы и песни, кулачные бои и множество иных способов поднять себе настроение. Но главное действо, традиционно проходившее в четверг – взятие снежного городка. Причём в забаве принимали участие не только дети, но и взрослые – выплеснуть накопившую за холодную зиму энергию хотелось каждому.

Пятница – тёщины вечерки. День ответного визита – тёща приходила в дом к дочери и зятю, где последний должен был самостоятельно угощать тещу блинами. Как правило, женщина приходила не одна, а с "товарками" - подругами, чтобы похвастать зятем, уважением, которое он ей оказывает.