Курсовая работа роль матери в воспитании детей

Значение мужского воспитания мальчиков не оставляет сомнения. Однако, в настоящее время имеет место большое количество неполных семей, где воспитанием сыновей занимаются только матери. Да и школьное воспитание из-за недостатка педагогов-мужчин, преимущественно – женское. В полной семье, где есть отец, воспитанием детей также занимаются, в основном, матери, так как это и является их непосредственной функцией. Поэтому разговор о том, какова роль матери в воспитании сына, важен для каждой семьи и для любой матери, которая заинтересована в воспитании сына как успешного человека, уверенного мужчины, хорошего мужа и отца в будущем.

1.Роль материнской любви в воспитании сына.

Общение матери с ребенком начинается еще во время беременности. В настоящее время УЗИ-диагностика позволяет определить пол ребенка, когда он еще в утробе матери. Хорошо это или плохо? С медицинской точки зрения, видимо, хорошо. Но не все родители, получив информацию о том, каков пол младенца, с удовлетворением принимают данную новость.

Однако, уже в утробе матери ребенку необходимо чувствовать безусловную ее любовь и принятие. Желанный ребенок впитывает энергию любви матери, а через нее и энергию отца, что очень важно для его нормального развития. С момента рождения ребенок нуждается в физическом контакте с матерью, что дает ему ощущение любви и безопасности. Поэтому младенца нужно брать на руки, обнимать, целовать, прижимать к себе.

В процессе взросления сына материнская любовь должна проходить процесс эволюции.

По мере взросления мальчика, маме необходимо гибко и своевременно перестраиваться в отношениях с сыном, мудро сопровождая, а иногда просто наблюдая его развитие. Что нужно учитывать матери, чтобы правильно настроиться на естественный процесс возрастного изменения сына?

Необходимо постепенно снижать дозу открытого проявления материнской любви .

Мама – это, прежде всего, чувства и эмоции. Безудержная ласка матери, которую она выплескивает на малыша в его раннем возрасте, по мере взросления сына, должна переходить от форм телесного контакта к формам контакта душевного. Сын взрослеет, и маме необходимо с ним.

От проявления опеки и тотальной заботы материнская любовь постепенно должна переходить в форму доверия, поощрения ответственности сына, поддержки сильных качеств его личности. После 12 лет наступает время, когда маме необходимо начинать воспринимать сына не как объект воспитания и приложения своей безграничной любви, а как «формирующуюся автономию», отношения с которой должны складываться не сверху вниз, а переходить на один уровень. Маме полезно иногда спрашивать у сына совета, просить поддержки и помощи, проявляя любовь к сыну через искреннюю благодарность.

2. Мать должна быть готова постепенно с любовью «отпустить» сына .

В подростковом возрасте возникает естественная потребность мальчика внутренне отделиться от матери. Это не означает, что сын разлюбил мать. Отделение необходимо для полноценного взросления сына. Иначе, мальчик будет физически расти, но медленно взрослеть, оставаясь зависимым от матери. В связи с этим, среди современных молодежи встречается немало инфантильных молодых мужчин.

Матери необходимо понять и принять естественность данного этапа развития мальчика и научиться постепенно внутренне отпускать своего сына. Это особо тревожное время для мамы. Однако, нужно набраться терпения, поскольку все проблемы данного периода необходимы для формирования сына, как самостоятельной личности. Не следует стремиться решать за него все вопросы, пытаться защитить его от всего… и всех… Пришло время отпускать, то есть позволять сыну самому решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, делать выбор и принимать решения. Лучшее, что может сделать мама, чтобы выразить свою любовь – поддержать сына, с пониманием отнестись к его неудачам, порадоваться его победам. То есть поступать по отношению к сыну так, как она поступала бы по отношению к мужчине, в котором уверена.

Вместо упреков и нравоучений мама может просто говорить сыну о том, что она чувствует: тревогу, радость, удивление и т.д. Сыну необходимо научиться поступкам, которые не причиняют боль кому-либо, в данном случае, его маме.

Другими словами, «отпустить» — значит признать самостоятельность сына . В противном случае, возможны два варианта реакции подростка: открытый протест («плохой мальчик») или скрытый протест («хороший мальчик»). И то, и другое — крайности.

В этот период мальчик ни хороший, ни плохой. Он просто активно познает реальность, потому что начался процесс обретения собственного жизненного опыта. На данном этапе следует учить сына с осознанием , делать выводы и двигаться дальше (для этого самой маме придется принять ошибки своего сына и его мальчишеское ).

Большую роль в жизнеутверждающем настрое сына играет умение матери быть позитивной, верить в сына и говорить ему об этом. Ни в коем случае, не нужно сравнивать подростка с более успешными сверстниками, у них свой путь и свой опыт развития.

3. Роль матери в установлении связи с отцом

Мальчику необходима связь с отцом. Отцовский пример влияет на формирование качеств личности сына, моделей поведения и жизненных программ. Через мать устанавливается энергетическая связь с отцом, даже если его нет рядом. Сыну важен положительный пример отца. Поэтому маме необходимо делать акцент на достоинства папы своего ребенка.

Часто матери думают, что указывая на недостатки отца, они воспитают в сыне мужчину, в котором не будет, подобных изъянов. На самом деле, дети – продолжение своих родителей, и неприятие женщиной отца своего ребенка, в первую очередь, вредит его продолжению — сыну.

Бывает, мама не может понять, почему сын так похож на своего папу именно в отрицательных качествах. Ведь она рассказала ребенку обо всех недостатках его отца, разложила по полочкам все его плохие поступки, думая, что предостерегла сына от всего дурного, что есть в его отце.

Почему же происходит все не так, как предполагает мама, а наоборот.

Во-первых, возникает протест: мальчик неосознанно протестует против неприятия матерью мужского начала в лице его отца.

Во-вторых, мама заложила в сына негативные программы, сама того не ведая. Полагая, что внушает ребенку положительные установки через отрицание плохих качеств папы.

В-третьих, у ребенка пропадает чувство целостности. Ведь «отец- мать – сын» в восприятии ребенка — целостность. Мать передает энергию от отца к сыну. Критикуя отца своего ребенка, она разрушает необходимую ребенку энергетическую связь, которая проходит через нее. В результате, у мальчика возникает неосознанное отчаяние, страх, желание мести, что может выражаться в демонстрации агрессии по отношению к матери, его участии в плохих компаниях, в появлении вредных привычек.

Даже не высказанные претензии к отцу ребенка, передаются ему от мамы. Поэтому видимость благополучия, создаваемая матерью, приносит мало пользы, если женщина внутренне кипит от злобы к отцу своего сына. В таком случае, ребенок может сильно заболеть. Обычно, это бывает неосознанной формой протеста у примерных и послушных детей, которые открыто не могут выражать свою агрессию.

Маме следует обращать внимание сына на положительные качества и поступки папы. Очень важно, чтобы она проявляла уважение к отцу своего ребенка. Таким образом, мать будет способствовать формированию устойчивой связи между отцом и сыном.

Конечно, бывает, что отец явно не образец для подражания или его вовсе нет. В таком случае, следует найти для сына другой достойный мужской пример в семье, в спортивной секции, среди взрослых мужчин близкого окружения. При этом оставить негативный образ отца в покое, чтобы не причинять ребенку боль и не взращивать в его душе агрессию и обиды (скрытая агрессия).

4. Роль матери в формировании правильного отношения сына к противоположному полу.

На воспитание сына, как будущего мужчины, влияет модель отношений мужчины и женщины, которую демонстрируют родители. В идеале, это должны быть отношения любви, уважения и искренности. Не менее важны и отношения, которые формируются между сыном и матерью в процессе его взросления.

Мама – первый и главный образец женщины в жизни сына. Это большая ответственность. Матери необходимо демонстрировать взрослеющему сыну образ женственности, слабости, терпения, нежности, тепла и ласки. Женственность мамы должна проявляться не только в ее душевных качествах и в поведении, но и во внешнем виде. Чем старше сын, тем требовательнее мама должна относиться к своей внешности. Современные женщины забывают об этом.

Мужественная внешне и силовая в поведении мама, к сожалению, подавляет развитие мужских качеств личности сына. Особенно, если папа на фоне сильной мамы выглядит слабым. Мальчик теряет правильный ориентир в том, какие качества являются проявлением конкретно мужского и женского начал. Неуважительное отношение матери к отцу сына лишает мальчика внутреннего стержня, формирует безволие и слабость, определяет неправильное восприятие женского пола.

Только по-настоящему женственная, уважающая мужчину мать побуждает сына заботиться, помогать, быть опорой женщине, делает его сильным и уверенным мужчиной, стимулирует на проявление мужских качеств личности и формирует правильное мужское поведение.

Следует помнить, что отношения, которые складываются между матерью и сыном, в подавляющем большинстве случаев, закладывают основу взаимоотношений повзрослевшего сына с женщинами в будущем. Если, например, сын боялся в детстве свою мать, он, повзрослев, будет испытывать страх перед женщинами. Если мама слишком опекала сына в детстве, скорее всего, в будущем он выберет в супруги женщину, которая будет играть для него роль мамы. Иные отношения выстраивать сын, скорее всего, не решится, или же такой опыт может быть очень болезненным.

Желательно, чтобы в детстве мальчик видел, что такое дружная семья, уют, тепло домашнего очага, наблюдал правильную роль женщины в семейной иерархии, ее уважение к мужу, отцу своих детей. Таким образом, будут заложены ориентиры на семейную жизнь и ее правильное построение.

Действуя мудро в роли матери, жены и просто женщины, мама может взрастить в сыне мужские качества, воспитать в нем правильное отношение к противоположному полу, повлиять на счастливый выбор спутницы жизни.

Доклад

Второй ряд проблем, связанных с матерью, которые дают нам схему поведения при завязывании и развитии различных видов взаимоотношений.

Какие негативные схемы поведения могут быть заложены:

Нежелания близости или трудности в близких отношениях ;

Привычка угождать всем;

Подавление чувств, невозможность открыться для партнера;

Агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины;

Избыточный контроль других, членов семьи;

Недоверие людям….

Все это оплетает мозг человека, который создан, как воспринимающее и воспроизводящее существо родительских схем. Ваш стиль воспитания и поведения с детьми сегодня закладывает схему того образа жизни, который они усвоят и будут воспроизводить в своем будущем, строить свою жизнь.

Как вы, мама, ведете себя во время бракоразводного процесса или данного периода жизни, будет усвоено ребенком, как вести себя в любых жизненных кризисных ситуациях, которых, к сожалению, никому не избежать.

Вот почему, мы обречены воспроизводить усвоенные ложные образцы отношений и поведения до тех пор, пока не осознаем их и не сумеем изменить.

Качества матери, которые важны для роста и развития детей:

Теплота;

Мягкость;

Нежность в отношениях;

Подбадривание;

Эмоциональная поддержка…

Дети с здоровым чувством привязанности к матери. В подростковом возрасте детям со здоровым чувством привязанности присущи:

Черты лидерства;

Инициативность;

Отзывчивость;

Сочувствие;

Самостоятельность;

Популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве , влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей». Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях , интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Нездоровая привязанность формируется тогда, когда: - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают , что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть чем-то задетого родителя. Дисциплина – это обучение пределам и ценностям и принуждение ребенка к ответственности за последствия, которые наступают в случае нарушения этих правил.

Ребенку нужна свобода (в допустимых пределах), чтобы он мог сам выбирать одежду, друзей, еду. Самовыражение не обходимо сдерживать определенными рамками, однако внутри этих рамок должна царить свобода.

Типы взаимоотношения в семье.

Взаимоотношения в оценки важности семьи в развитии ребенка и становлении его как личности. Как уже известно, есть 4 типа взаимоотношения в семье. Это диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

.

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль матери в нравственном воспитании ребенка .

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

Солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.


Рождение ребенка - ответственный и важный шаг в жизни женщины. Прежде чем принимать решение о зачатии, хочется быть уверенной, что все сложится и получится в самом лучшем виде: необходимо не просто родить, но и вырастить нового, полноценного человечка. Дать ему не только жизнь, но и счастливую судьбу. И возникает вопрос: какова роль мамы в воспитании ребенка, сына или дочери? Что она обязана дать малышу, от чего зависит становление нового человека? Какими знаниями необходимо обладать, чтобы задать правильный сценарий жизни для своего чада?

Какова роль матери в воспитании ребенка: сына или дочери?
Какая разница в роли матери для младенца и для ребенка более старшего возраста?
Что важно понимать, чтобы правильно исполнять роль хорошей матери?

Рождение и взросление нового человечка может показаться некоторым хаосом: как пойдет, так и пойдет. Ребенок приходит в этот мир, как-то развивается, живет, чего-то хочет и кое-как вырастает. Бывает - в хорошего полноценного члена общества, а бывает - и в неуправляемого, взбалмошного, капризного антигероя.

Как это ни удивительно, но все эти процессы выглядят хаосом не только посторонним людям, но и родителям. Особенно, когда начинаются проблемы с детьми. И, кажется, что-то где-то упустили, потеряли, недодали. Возникает вопрос: какова роль матери в воспитании ребенка? Сына или дочери? Что она обязана дать своим детям? Чтобы не вышло по пословице: хотели как лучше, а получилось, как всегда.

Роль матери в семейном воспитании

На самом деле в становлении детей нет никакого хаоса. Желания, интересы, предпочтения человека исходят из их врожденных свойств-векторов . На развитие векторов влияет врожденный темперамент ребенка, родители, общество - через социальные надстройки и менталитет. Человек полностью формируется до перехода во взрослую фазу во время подросткового возраста и потом на этой базе можно только развивать то, что было задано в детстве.

Сегодня некоторые специалисты утверждают, что от матери зависит, чуть ли не вся жизнь ребенка. Мол, только идеальная мама сможет вырастить хорошего человека. Но на самом деле, роль матери в жизни сына или дочери в этом плане сильно преувеличена. Правда в том, что ребенок, лишившийся матери в раннем детстве или же обделенный ее вниманием и любовью, действительно теряет очень многое – ему труднее других. Но история знает множество примеров, когда общество брало на себя функцию взращивания сирот и брошенных детей и очень преуспевало в этом. Так, по методике Макаренко было воспитано много детей, потерявших родителей в войну. То есть нельзя сказать, что без матери ребенок не сможет развиться, но можно абсолютно точно утверждать, плохая мать, которая допускает глобальные ошибки в воспитательном процессе, способна вырастить настоящее чудовище.

Трудно переоценить роль мамы в жизни ребенка, которая сумела дать ему все, что требуется. Необходимо только точно различать, где заканчивается чисто животная часть, которая называется материнский инстинкт, и начинается воспитательный, педагогический момент.

Материнский инстинкт – особая роль матери в жизни ребенка

Для того, чтобы родить ребенка и воспитать его, нет необходимости заканчивать институт или долго тренироваться на чужих детях. Роль матери в жизни ребенка начинается с первого визга после рождения и называется материнским инстинктом. В момент появления на свет малыша у женщины полностью меняются приоритеты: жизнь ребенка для нее зачастую становится намного ценнее собственной. С первых дней она научается легко и просто распознавать желания ребенка по первому его зову. По одному крику младенца она определяет его настроение, голоден ли он или может быть пеленки стали мокрыми.

В первые годы жизни именно мать научает ребенка правилам безопасности: нельзя выбегать на дорогу играть в мяч, нельзя есть камушки с земли, нельзя отбирать игрушки у младших. Это еще не воспитательный процесс и не образование: а просто информация об устройстве мир. Любая развитая женщина может дать ее малышу, не важно, где они живут: в центре Москвы или в далеком племени Тумба-Юмба.

Природой специально сделано так, что дети слушаются маму и понимают ее. Кто-то предполагает, что это любовь ребенка к матери. Однако, это не так: любовь – чувство, которое формируется чуть позже. Ребенок же с первого дня жизни ощущает такое же животное чувство к матери, как и она к нему. У нее это – материнский инстинкт, а у ребенка – ощущение защиты. Даже самый маленький младенец ощущает маму по запаху, прикосновению, голосу – он успокаивается, ему хорошо в ее руках. Эта связь очень важна, нарушая ее, нарушается база, основа жизни.

Воспитательная роль матери в жизни сына или дочери

Вот тут и кроется ошибка: если бы мир был устроен так просто, то дети бы всегда просто продолжали дело родителей. Но ведь это не так. У матери-актрисы сын может стать великолепным биологом, у матери-врача дочь можем выбрать роль учительницы. Сегодня выбор профессий и жизненного пути разнообразен и роль матери в жизни ребенка - не навязать ему свои приоритеты и ценности, а постараться прочувствовать его врожденные желания и развить их.

Если маме нравилось в детстве наряжать кукол, совершенно не обязательно, что дочке это тоже понравится. У матери, которая еще в детском саду во всю крутила сердцами мальчиков, может родиться мальчик, до 17 лет вообще не обращающий внимания на противоположный пол. В этом нет ничего страшного – это нормально. Ребенок не обязан повторять все характеристики своих родителей. Трагедия возникает тогда, когда маме кажется, что ее роль в том, чтобы переиначить ребенка, навязать ему свои ценности и стереотипы.

К сожалению, часто можно наблюдать картину, когда мама воспитывает ребенка, кричит на него, лишает чувства защищенности, обижает, даже не задумываясь над этим. Когда ребенок капризничает , выходит из-под управления, упирается, не хочет делать предложенного, мать пытается вывести его из этого состояния, действуя через свои собственные ограничители. Которые часто оказываются неэффективными или же даже вредят.

Если посмотреть на процесс воспитания через системно-векторную психологию , то легко узнать четкие сценарии взаимоотношений матери и детей, которые определяют будущую судьбу ребенка.

К примеру, мама с кожным вектором . Кожный человек очень экономный от природы, у такой мамы каждая минута на счету. Она часто так и говорит: «Хватит заниматься ерундой, не стоит терять время». Сама себе она никогда не позволяет лениться или ничего не делать, всегда найдется что-то, где необходимо ее живое участие – сидеть сложа руки для нее смерти подобно. Так же она относится и к своему ребенку: подгоняет его, стремится чтобы он делал все более проворно, быстро, шустро. "Сделал дело, гуляй смело" – утверждает она.

Но вот "беда", ее ребенок может быть обладателем анального вектора – такой человек уже с раннего возраста не живет в категориях быстро-медленно. Для него главное - сделать качественно, именно качество, а не время является его ценностью. Ребенок с анальным вектором никогда не будет отталкиваться от времени, когда делает дело. И правильней всего научить ребенка делать дело очень качественно. Но кожная мама зачастую пытается научить его сделать не качественно, а быстро. На базе такого внутреннего конфликта возникает проблема: чем больше ребенка с анальным вектором подгоняют, тем больше от замедляется, впадает в ступор, тем больше мама с кожным вектором видит, что ребенок медлит, тем больше она нервничает, что теряет время.

Другой вариант - у мамы с кожным вектором рождается ребенок со звуковым вектором . Для таких малышей очень важно иметь возможность поразмышлять, подумать в тишине и одиночестве - со стороны может показаться, что ребенок со звуковым вектором просто сидит и ничего не делает, ведь вся бурная деятельность происходит у него в голове. И чем больше кожная мама, с самыми лучшими побуждениями, будет придумывать для ребенка все больше занятий, чем больше будет заставлять его делать то и это, тем больше звуковик, не имеющий возможности сосредоточиться на своей мысли, будет замыкаться на себе, отстраняться от нее.

Анальная мама всегда пытается научить своего ребенка качественному подходу к любому делу. Чтобы это ни было: выполнение уроков или уборка в доме. Главное – основательно подойти к делу. Ей кажется, что начать новое для ребенка – это проблема, ведь именно так все и обстоит для человека с анальным вектором. Она старается научить ребенка делать все правильно, без ошибок, чтобы избежать всеобщего позора. Но ребенку с кожным вектором тяжело в такой обстановке: ему утомительно делать одно и тоже, он в принципе не способен часами учить уроки, не переключая внимание на что-то другое. Для него делать качественно - это каторга и изменить его, переиначить нельзя.

Зрительная мама всеми силами навязывает ребенку свои зрительные ценности: любовь, доброта, сострадание. Это отлично действует на зрительных детей и, собственно, ничего плохого нет, прививать такие ценности и детям без зрительного вектора. Чтобы ограничить ребенка, заставить не делать плохие вещи, зрительные мамы, сами будучи в состоянии страх, могут пугать детей, что приводит к

Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник «День матери». В этот день принято поздравлять всех матерей. И я поздравляю Вас, дорогие мамочки, с прошедшим праздником! Как хорошо, что всем нам Бог дал это великое чувство – МАТЕРИНСТВО! К сожалению, оно дано не всем женщинам!

Материнство воспето в произведениях поэтов, писателей, композиторов, музыкантов, художников. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы.

«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова писателя Николая Островского, можно поставить эпиграфом к нашей беседе.

Все вы помните поучительное Стих. Дмитрия Кедрина «Сердце матери» Дивчину пытает казак у плетня: -Когда же, Оксана, полюбишь меня? Мне полюбится тот, кто матери сердце мне в дар Клинком разрубил он матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Входя на крылечко споткнулся казак И матери сердце, упав на порог Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

А какой трогательный образ матери создал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»: «Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих… она глядела на них вся, глядела всеми своими чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их- и только последний миг видит их перед собою… Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. Она с жаром и страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их мать отдала бы себя всю. И несмотря на это, она благословила сыновей на ратные подвиги за Отчизну».

Стих Н. Рыленкова: Я помню руку матери моей, хоть нет её, давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, чем жесткие, мозолистые эти.

Как гимн матери звучат слова Максима Горького: «Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! Вся гордость мира – от матерей! Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя!»

Можно бесконечно приводить высказывания о матерях.

Но у меня задача другая. Посвящая свою беседу Дню матери, я бы хотела поговорить с вами о том, как мать может повлиять на становление личности ребенка.

Мать для каждого человека - большого или маленького, молодого или пожилого- самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Мать – единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Много сказано о матери добрых, теплых слов. И все же это тысячная доля того, что она заслужила. Материнство по праву называют подвигом. И в этом нет преувеличения. Материнство не приходит само собой. Иногда говорят: «материнский инстинкт». Но инстинкт – это только первый импульс в рождении вечной материнской любви, за которой следуют высшие социально- нравственные начала. Материнство - великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Недаром в народе говорят: «не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Это выражение подчеркивает важность воспитательной роли матери и величие материнского подвига женщины, воспитавшей неродных детей.

В.Белинский писал: «Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в её руках находится возможность дать его побуждающим мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны».

Современный мир – это время когда меняется все, и перемены происходят настолько стремительно, что мы просто не успеваем за ними. И еще больше сегодня говорят о новаторстве, о новаторстве во всем, и воспитание детей, не стало исключением, и как-то невольно возникают мысли, а стоит ли доверяться этому новому, стоит ли экспериментировать с воспитанием. Существует такая трактовка – эксперимент это опыт, проба. А еще в науке есть утверждение отрицательный результат, тоже результат. Но согласитесь, в воспитании ребенка отрицательный результат – вовсе не результат, и второго шанса, исправить ошибки не будет. И может, стоит задуматься о традициях воспитания, проверенных не одним поколением. И, безусловно, самым неизменным, самым мощным фактором воспитания является образ матери.

Ответьте мне на вопрос - На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?

В одном исследовании ответы на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

1. На матери- 50% 2. На отце и матери в равной степени-42% 3. На отце-7%. 4. На других членах семьи - 1%

Итак, в половине семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль. К сожалению все еще бытует мнение, будто семейное воспитание - дело женское. (Потому и в школах работают 99% женщин).

Как же это отражается на воспитании? Есть такие данные - почти 70% слабоуспевающих школьников - из семей, где воспитание целиком переложено на мать (дети выходят из под контроля матери и она не справляется с воспитательными задачами). Хорошее мужское влияние на детей также необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание является ущербным. Недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Еще П.Ф. Каптарев, русский педагог и психолог отмечал: «В высокой степени важно и даже необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. А когда отца просто - нет? Из 75 детей нашей школы – 16детей (21%) воспитывают матери - одиночки. Где брать хороших отцов?

Конечно, каждая мама, хочет, чтобы дети были добрыми, заботливыми, счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих. Никто не хочет непослушных, склонных к вредным привычками и преступлениям. Но откуда же берутся «трудные» дети?

А причина проста- в результате ошибок в воспитании родители, и в частности матери, теряют авторитет. Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие:

1. На воспитание сына или дочери обращалось мало внимания в первые годы жизни, в дошкольный период и в школьный период. Родила и отдала бабушке (мать- кукушка). А бабушка, есть бабушка. Ребенок вынужден занимать себя сам, самостоятельно находить себе занятие, или искать тех, кто разделит с ним его интересы. А когда он станет подростком, мама с наивностью будет удивляться, почему он её не слушает, почему мнение друзей для него важнее, чем её материнское мнение. Ответ прост, когда мама была нужна ребёнку, когда ребенок был готов её слушать, ей было некогда, она упустила свой шанс и потеряла свой авторитет. Равнодушие к детям порождает непослушных детей. Любите своих детей и никогда не бросайте!

2. Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери), которая приводит к вседозволенности и потребительству. Вырастают дети эгоисты.

3. Нетребовательность родителей к сыну (дочери) и попустительство. Все дозволяют, что захочет ребенок, такие помыкают родителями, чаще мамой и мама не справляется с таким ребенком. Ребенок предоставлен сам себе. Что хочу, то и делаю! Часто мы, учителя, в своей практике слышим от родителей: «Я ничего не могу с ним сделать, он меня не слушается». Почему так происходит, а причина проста – родители, и в частности матери, потеряли авторитет. Ведь авторитет появляется не на пустом месте. Вот какой человек является авторитетным для вас? (знающий, компетентный, тот, кому вы доверяете, кто сумел доказать вам каким либо поступком свою правоту). А как понять ребенку, что если он будет делать, так как сказала мама, то получит положительный результат, ведь он не в состоянии понять ваших глобальных замыслов, о воспитании настоящего человека. А авторитет складывается из маленьких дел, в результате, которых ребенок может убедиться сделал, так как сказала мама, получилось хорошо. Надо быть требовательными, последовательными в требованиях и к себе и к детям!

4.Единственный ребёнок в семье является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. Вырастает избалованный эгоист, который кроме себя никого не любит.

5.У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) детство должно быть беззаботным и легким. Отстраняют детей от посильного домашнего труда. Лучше сама все сделаю (чище, быстрее, а то еще разобьёт, испортит, лучше сама). В корне неверно - вырастают ленивые, белоручки, неумёхи, тунеядцы. А мама, если ребёнок не разделяет с ней домашний труд, в его глазах превращается в некий обслуживающий персонал, и в этом образе не может быть для него авторитетом. Она просто прислуга, появляются повелительные нотки в общении с матерью (принеси-подай). А если загянуть в историю, не совсем даже в древнюю, лет сто назад, авторитет родителей был, несомненно, очень высок. И отчасти потому, что дети видели процесс труда своих родителей и его результат, сами принимали в нем участие. Итак, важное правило- все, что можно делать вместе с ребенком, делайте вместе с ребенком! Труд, разумная занятость детей - одно из главных условий воспитания положительных привычек.

6.Современная мама основное время сосредоточила на улучшении материально - бытовых условий семьи. А воспитанию детей придает второстепенное значение. Современная мама каждый день уходит на работу, и непонятно, что там она делает. А вечером, приходя с этой самой работы, мама в сумке приносит все что нужно (еду, угощения). И вечером мама уже устала и даже еду для семьи готовит на скорую руку. И зачастую все чаще мама прибегает к «быстрой еде» - полуфабрикаты, пельмени из пакета, торты, печенья, пирожные. Ей все время некогда, не хватает времени, но как сказал известный философ Артур Шопенгауэр: «Человек всегда найдет время на то, что ему действительно интересно». Осталось лишь честно ответить себе на вопрос: «А что мне интересно?».

7. Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании. Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания. Родился ребенок и растет как трава, идет все в семье само собой, по накатанному. Многие женщины думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно бы было сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. Нет, материнство – великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Если не воспитывают детей в семье, их подхватит улица (они найдут других воспитателей), станут достоянием плохих кампаний.

8. Сын (дочь) избалованы хорошими материальными условиями. Это так называемая «золотая молодёжь» - потребители, они воспринимают родителей как источник финансирования, как «кошелек». Дети растут и потребности их тоже растут. До беды –один шаг.

9. Противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерное запугивание, завышенная строгость, неуместные наказания, то, наоборот, чрезмерная нетребовательность и попустительство), это воспитывает в детях лживость и лицемерие.

10.Чрезмерная строгость и авторитаризм по отношению к детям (грубая родительская власть, применение физических наказаний) - дети запуганные, робкие, неуверенные в себе, не общительные. Взрослея, на насилие отвечают вспышками грубости и откровенной ненавистью. Вырастают злобные и мстительные.

11.Родители делят детей на любимых и нелюбимых «постылых». Мама любит дочь. Папа сына. Ревностные отношения в семье. Любите своих детей одинаково!

12.Неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, самый талантливый, необыкновенный, самый-самый»)- захваленные дети, дети с завышенной самооценкой, рассчитывают только на успех, воспринимают неудачи как катастрофу.

13.Перекладывание забот о воспитании детей на школу, д/сад, другие общеобразовательные учреждения. (Я кормлю, одеваю, а учителя пусть воспитывают, им за это деньги платят!). Да, школа воспитывает, но первые воспитатели – это мать и отец!

14. Неурядицы в семье, ссоры родителей в присутствии ребенка, разводы родителей. Очень болезненно воспринимаются детьми, особенно когда родители предлагают ребенку выбор чьей-то стороны (быть за папу или за маму, а ему хочется любить и папу и маму), от этого дети очень страдают

15. Неправильное поведение отдельных родителей в быту, пьянство, дебоширство, аморальное поведение мам-одиночек, которые устраивают личную жизнь (молодость бывает только раз!) и им некогда заниматься детьми. Пьют родители - страдают дети. Таких детей видно в школе (они неухоженные, грязные, от них неприятно пахнет, у детей Ф-20). Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестает заботиться о доме, детях, опускается, не следит за собой. Превращается в жалкое подобие женщины! Такие семьи мы ставим на учет как неблагополучные . Дети, которые растут в неблагополучных семьях, подвержены опасности жизни , их не кормят, не одевают, не воспитываю. Они часто пропускают уроки без уважительных причин, и,как следствие, плохо учатся. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Дети принимают такой образ жизни, считают, что так и нужно жить. (защищают мать, попробуй сказать о матери плохо!). Одним из серьезных последствий пьянства в таких семьях является раннее привыкание детей к алкоголю. (пример налицо, а дети склонны к подражательству). Часто таких детей воспитывает улица, они приобретают весьма некультурные привычки и совершают правонарушения. Детей из таких семей забирают, и о них заботится государство. Матерям дают срок на исправление, но исправляется 1% женщин. Получается, наоборот, «мамашкам» развязывают руки, и они продолжают катиться по наклонной.

Перечисленные ошибки нередко встречаются в семьях, иногда дополняют одна другую, еще больше осложняя воспитательную обстановку в семье. Они отрицательно воздействуют на формирование личности ребёнка. На формирование у детей трудолюбия, честности, самостоятельности и многих других качеств личности.

Отцы и матери должны видеть ошибки других родителей и не поступать так. Знать ошибки семейного воспитания необходимо, чтобы предупреждать их появление. Осознание того, что ты, родитель, допустил в воспитании ребенка ошибку, и обдумывание, почему это произошло, помогает найти пути исправления ошибки в каждом конкретном случае. И родителям этому надо учиться.

А какая мать – хорошая мать?

Хотя идеальных людей нет, но, тем не менее, вот несколько критериев , по которым можно определить и сказать: «Вы хорошая мать!»:

1.Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит ребенок; она - первый «объект любви» сына или дочери. Если мать соответствует этой потребности (не совершает вышеперечисленных ошибок и достойно выполняет свою материнскую долю), любовь обращается на нее. Если нет - ребенок оказывается в одиночестве и начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.

2. Хорошая мать должна быть не только любимой, но и любить . Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие чувства. Просто любить ребенка - это ещё мало. Мать любит своих детей больше, чем себя. Любовь её бескорыстна и не требует наград. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Она готова жертвовать собой ради ребенка, быть отзывчивой и внимательной к его потребностям, готова отдать за ребенка свою жизнь!

3. Хорошая мать всегда придет на помощь в преодолении трудностей , начиная с самого раннего детства и до взрослости.
Это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

4. Хорошая мать гордится своими детьми , они хорошо учатся в школе, участвуют в школьных делах, трудолюбивы, у детей есть домашние обязанности, хобби, они радуют мать своими успехами.

5. Залог успеха в формировании характера сына или дочки - доброжелательные отношения в семье между родителями. Тремя китами семейного счастья должны быть любовь, взаимопонимание и доверие.

Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве - это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии. Именно дочери чаще всего выбирают мамину модель поведения с мужчинами.

Готовясь к собранию , я провела анкетирование уч-ся 9 класса. Детям было предложено ответить на 2 вопроса: Для чего нужна мама? Почему ты любишь маму?

Вот что ответили дети………………………….

Упражнение «Букет из ласковых слов» Дорогие мамы! В том, что вы любите своих детей, нет никакого сомненья! А теперь я хочу спросить, каким способом чаще всего вы говорите ребенку о своей любви, о своих чувствах? Вспомните ласковые и нежные слова о своем ребенке. Мы составим виртуальный букет из ласковых слов и посмотрим много- ли их? ………………….

Оказывается есть 97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Я предлагаю вам памятку, которая так и называется «97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Надеюсь, что она поможет вам в воспитании ваших детей…………..

1. Молодец!

2. Хорошо.

3. Удивительно!

4. Великолепно!

5. Прекрасно.

6. Грандиозно!

7. Незабываемо.

8. Остроумно.

9. Талантливо.

10. Именно этого мы от тебя ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Отлично!

13. Классно!

14. Поразительно!

15. Красота.

16. Несравненно.

17. Неподражаемо.

18. Как в сказке.

19. Очень ясно!

20. Очень эффектно!

21. Здорово!

22. Поздравляю!

23. Ух!

24. Потрясающе!

25. Это как раз то, что нужно.

26. Ярко, образно.

27. Еще лучше, чем прежде.

28. Ты одаренный!

29. Ты сегодня много сделал.

30. Ты чудо!

31. Гораздо лучше, чем я ожидала.

32. Ты на верном пути.

35. Я тобой горжусь.

36. Мне очень важна твоя помощь.

37. Я просто счастлива.

38. Работать с тобой радостно.

39. Сегодня уже лучше.

40. Ты самый замечательный!

41. Сказано здорово!

42. Ты мне необходим.

43. Я тобой восхищаюсь.

44. Ты моя надежда.

45. Ты мое счастье.

46. Ты моя радость.

47. Ты моя опора.

48. Ты великодушен.

49. Я от тебя в восторге.

50. С тобой тепло как при солнышке.

51. Как ты ловок и умел.

52. Ясный, как звездочка.

53. Для меня важно все, что тебя тревожит и радует.

54. Для меня нет никого красивее тебя.

55. Научи меня делать так же.

56. Чудо мое!

57. Тут мне без тебя не обойтись.

58. Ты талантлив!

59. Что бы я без тебя делала?

60. Я горжусь тобой.

61. Удивительно, как мне с тобой хорошо!

62. У тебя руки золотые.

63 . Я тебе благодарна.

64. Как чудесно все у тебя получается!

65. Ай, да умница!

67. Иди, пожалею!

68. Цветик ты мой!

69. Как, ты аккуратен!

70. Я не сомневаюсь в тебе.

71. У тебя непременно все получится.

72. Будь смелее, дерзай!

73. Я верю в тебя.

74. Ты мой защитник.

75. Расскажи мне о своей беде.

76. Ты не подведешь.

78. Это не беда.

79. Спи сладко.

80. Что ты чувствуешь?

81. Как ты считаешь?

82. Солнышко мое!

83. Моя кровиночка!

84. Чудо, а не ребенок!

85. Давай вместе подумаем.

86. Бывают же такие дети!

87. Звездочка моя!

88. Я нуждаюсь в твоей поддержке.

89. Зайка, мой!

90. Ты - удивительный ребенок!

91. Я знаю - тебе это по силам.

92. Я горжусь тем, что тебе это удалось

93. Я сам не смог бы сделать лучше.

94. Пусть тебе присниться чудесная сказка.

95. Не отчаивайся, я рядом.

96. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне тебя!

97. К этому осталось добавить: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!

Заканчивая свое выступление, мне искренне хочется верить, что разговор, сегодня был не напрасным, и вы о многом задумаетесь. МАМА- главное слово на свете, а для мамы- главное слово – ДЕТИ!
Помните самое главное, для ребенка мама- это целый мир, и то каким этот мир будет, зависит только от вас. И не забывайте дарить любовь своим детям и учите этому своих детей!

А сейчас поэтические и музыкальные поздравления Вам подарят Ваши дети!