Перспективное планирование "игры по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного пособия у детей младшего возраста с овз". Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей

Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Нальчик-20»

Перспективно- тематическое планирование работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Воспитатель старшей группы

ГКДОУ «ЦРРДС «Нальчик-20»

Москаленко В.Н.М

п. Звёздный 2012 г.

Младшая группа

Сентябрь

«Розовый букет»

Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

«Божья коровка»

«Помидорки на грядке»

Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

«Урожай яблок»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

«Дорожка для ежика»

Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

«Осенние листочки»

Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

«Волшебные листочки»

Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы.

«Далматинец»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

«Оладушки для мишки»

Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

«Первый снег»

Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей.

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи.

Тема: «Я - человек»

1. Разглаживание смятых бумажных комочков (контур человека) и наклеивание на лист бумаги

2. Выкладывание дома из геометрических фигур с соблюдением пропорции (для человека)

3. Рисование клубочков.

4. Обвести по трафарету фигуру человека.

5. Лепка из пластилина колобка, колбасок, баранок.

6. Сортировка двух видов семян.

7. Порвать желтый лист бумаги на мелкие части (листопад).

8. Застегивание пуговиц.

Тема: «Овощи и фрукты»

1. Обвести по трафарету овощи и фрукты и раскрасить цветным карандашом в одном направлении.

2. Складывание картинки из четырех частей.

3. Лепка из пластилина овощей.

4. Обвести по контуру фрукты.

5. Разглаживание мятых комочков, что получилось? (овощи и фрукты)

6. Рисование овощей фруктов пальцем.

7. Выкладывание овощей и фруктов из мелкой цветной мозаики.

Тема: «Птицы осенью»

1. Выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

2. Имитация клевания зёрен, каждым пальцем и всеми одновременно.

3. Собирание птицы из частей.

4. Обвести по трафарету птицу.

5. Лепка птицы из пластилина

6. Отрывание мелких кусочков от целого листа бумаги.

7. Складывание птицы из геометрических фигур по образцу.

8. Сортировка семечек и гороха.

Тема: «Труд в природе»

1. Определение орудия труда «чудесный мешочек» (вырезанных из картона).

2. Обматывание палочки шнурком.

3. Обводка инструментов по трафарету, закрашивание.

4. Собирание разрезной картинки из толстого картона.

5. Работа пипеткой накапай до отметки.

6. Упражнение со шнуровкой.

7. Скатывание комочков из салфеток.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести по контуру одежду и раскрасить её.

2. Раскрась платье в горошек.

3. Сматывание толстых ниток в клубок.

4. Собери одежду и обувь из разрезной мозаики.

Тема: «Мебель, посуда»

1. Выкладывание мебели из палочек по образцу.

2. Выкладывание по контуру мебели из пластилиновых палочек.

3. Обводка посуды по трафарету, наклеивание на неё цветных кружков.

4. Откручивание и закручивание пластиковых пробок.

Тема: «Город, транспорт»

1. Постройка зданий из мелкого деревянного строителя.

2. Выложить из палочек дом по образцу.

3. Обвести по трафарету транспорт и наклеить на него окошки.

4. Рисование палочкой на песке.

5. Обводка машины по контуру и раскрасить её.

6. Собрать из разрезной картинки машину.

7. Собрать грузовик из геометрических фигур.

8. Нарисуй с помощи пипетки дождик.

Тема: «Зимний лес»

1. Обвести по трафарету деревья разной величины.

2. Совместно с детьми наклеить из манки снег на деревьях.

3. Выкладывание веток дерева ниткой.

4. Изготовление снежных комочков из салфеток.

Тема: «Дикие животные»

1. Определить на ощупь мелкие игрушки.

2. Обвести по контору фигурку лисы, раскрасить.

3. Выкладывание разрезной картинки медведя.

4. Лепка морковки из пластилина для зайца.

Тема: «Дикие животные. Домашние животные»

1. Выкладывание из геометрических фигур животного по образцу.

2. Лепка ежа из пластилина, иголки из спичек.

3. Переливание воды ложкой из стакана в тарелку.

4. Рисование клубочков карандашами.

5. Собрать картинку домашнего животного.

6. Разглаживание комочков, что за зверёк?

7. Определи на ощупь домашнее животное.

8. Лепка щенка из пластилина

Тема: «Птицы зимой»

1. Выбрать из семян корм для птиц.

2. Отщипывание маленьких кусочков от пластилина, скатывание в шарики.

3. Прокапавание пипеткой по 4 капельки синицы и воробью.

4. Собрать птиц из геометрических фигур

Тема: «Семья. Профессии»

1. Обвести по трафарету человека.

2. Выкладывание фигуры человека из геометрических фигур.

3. Разгладь смятую одежду.

4. Развесь бельё (прищепки)

Тема: «Профессии»

1. Построить дома из кубиков.

2. Выкладывание дома из цветных палочек.

3. Заготовь бланки, разрезание листа бумаги и складывание пополам.

4. Лепка из пластилина блинов и пряников.

Тема: «Продукты питания»

1. Определи на ощупь продукты питания.

2. Лепка продуктов для магазина.

3. Рассортируй гречку и рис.

4. Выгибание контура овощей из проволоки.

Тема: «Мамин день»

1.Рисование цветов на листе бумаги.

2. Вылепи пирог из теста для мамы.

3. изготовим открытку, вырезание по контуру цветов

Тема: «Начало весны»

1. Рисование пальцем ручейков.

2. Скатывание солнышка из салфеток.

3. Работа с водой и пипеткой.

4. Выкладывание лучиков солнца из палочек

Тема: «Игрушки»

1. Собрать игрушки - картинки из частей.

2. Определить плоские игрушки на ощупь.

3. Разглаживание игрушек из смятой бумаги.

4. Собрать пирамидку из цв. бумажных овалов разного размера.

5. Выкладывание машины из г. ф.

6. Лепка неваляшки из пластилина.

7. Вырезать детали к кукольной мебели и выложить по образцу.

8. Безотрывное рисование мяча от точки путём наращивания по окружности.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести одежду и обувь по трафарету.

2. Упражнения в шнуровки.

3. Штриховка одежды.

4. Поставь нужную заплатку по цвету и форме.

Тема: «Дикие и домашние животные»

1. Определи на ощупь фигурку животного.

2. Лепка животного из пластилина.

3. Наматывание нитки в клубок.

4. Нанизывание пуговиц на нитку.

Тема: «Птицы весной»

1. Вырезание птиц по контуру.

2. Сортировка фасоли и гороха.

3. Выкладывание силуэтов птиц из готовых г.ф.

4. Лепка птиц из пластилина

Тема: «Весна. Цветы. Деревья»

1. Разглаживание разноцветных цветов из мятой бумаги.

2. Сажание лука в лунки.

3. Выкладывание деревьев из палочек.

4. Приклеивание листочков к дереву.

Тема: «Весна. Труд весной»

1.Сделать лунки, посадить цветы.

2. Выкладывание забора из палочек.

3. Плоскостная лепка, цветы.

4.Сортировка семечек арбуза и дыни

Тема: «Город, транспорт»

1.Выкладывание дома из мозаики по образцу.

2. Выложить автобус из г. ф.

Тема: «Чему научились за год»

1. Работа с прищепками, пипетками, шнуровка.

2. Проволока, счётные палочки, бусы.

3. Аппликация из мелких г.ф.

4. Штриховка, закрашивание.

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

для обследования дошкольников

на развитие сенсомоторной координации

и тонкой моторики руки

Для определения результативности использованной системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук применяются следующие методики:

«Дорожки» (Венгер Л.А., 1988г.).

«Домик» (Гуткина Н.И., 1998г., в упрощённом варианте).

Манометрический тест (Гаврина С.Е., 1998г.)

Шнуровка (Большакова СЕ., 1996г.).

«Штриховка» (Захарова Ю.А., 2000г

Перспективный план работы

по развитию мелкой моторики рук

подготовительная группа

Период

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Обследование руки

Выявить отклонения для дальнейшей работы

Рамки и вкладыши

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Штриховка

Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах

Пальчиковые игры « Встреча», « Спит на льдинке целый день».

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Ноябрь

Математическая мозаика

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.

Конструирование из геометрических фигур

Развивать воображение, сообразительность.

Работа в тетрадях – «Продолжи узор»

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»

Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Декабрь

Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Мишка», «Слоник».

Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.

Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие

Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка

Январь

Штриховка косыми линиями

Развивать умение штриховать в определенном направлении.

Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко»

Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой»

Работа в тетрадях.

Развивать координацию движений

Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Февраль

Штриховка дугами

Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом.

Поделки из проволоки

Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер

Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка»

Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

Штриховка волнистыми линиями

Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.

Пуговицы, шнуровка

Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их

Подарок маме (вышивка на ткани)

Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой

Игры: «Цветок», «Составные картинки», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Апрель

Книжки- раскраски

Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.

Закладки

Учить изготовлять закладки из фотопленки, обшивая по краям иголкой с нитью.

Математический диктант

Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление

Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Ориентировка на листе бумаги

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

Работа с ножницами

Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части

Рассказывание сказки руками

Развитие тонких моторных координаций обеих рук

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», « Часы», «Лакомка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.

Для успешной работы, я стала учитывать особенности памяти детей своей группы. Всем известно что, дети воспринимают мир, и познают его по-разному в зависимости от своих индивидуальных возможностей. Например, есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, размер…); «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают все, что слышат; «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентированы в пространстве, однако длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание им тяжеловато. Естественно эти характеристики условны. К тому же в «чистом виде» «зрителей», «слушателей», «деятелей» так же мало, как и обладателей «чистых» типов темперамента. Для достижения своей цели я остановилась именно на «многоканальности» в подаче материала, имея в виду зрение, слух и осязание.

Работу по развитию движений рук я провожу регулярно, я стараюсь, чтобы задания, предложенные мной, приносили ребенку радость, не допускаю скуки и переутомления, стараюсь вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогаю концентрировать внимание на учебной задаче. А это все – достоинства игрового метода и приемов. Я уверенна что, решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Работая по данной теме, я обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В играх я стараюсь равным образом развивать движения пальцев обеих рук, а в выполнении действий с предметами в обиходе как-то распределять между ними.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются первоначальные представления о развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук детей, я обязательно показываю ребятам сами способы действий и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала я сокращаю, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме.

Весь процесс моей работы (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки.

В свою работу я включила ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе развития и подготовки руки дошкольников к письму:

    Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;

    Развитие ручной умелости;

    Развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху - вниз, вперед-назад...);

    Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

    Развитие графических умений.

Для развития точной ручной координации , я использую следующие игры:

    Зарядка для пальчиков;

    Пальчиковые игры и упражнения;

    Игры и занятия с пуговицами;

    Игры и занятия с крупой и зернобобовыми;

    Тактильные таблички;

    Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек;

    Ниткопись;

    Игры с конструктором, мозаикой.

Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений я сопровождаю стихами, рассказами, которые произношу сама или сами дети.

На занятиях, в качестве физкультминуткимы с ребятами часто используем зарядку для пальчиков, ведь ребята быстро устают, внимание их улетучивается, а после проведенной игры, они вновь готовы сосредоточиться и слушать воспитателя. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, помогают расслабиться. А потешки, которые я использую для зарядок, не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие. Хотела бы заметить что, поскольку такая зарядка не требует от ребенка значительных усилий, ее можно начинать проводить с самого раннего возраста.

Важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Ребенку предлагаю с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны, а, как известно, игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников. Ребятам особенно нравятся пальчиковые игры с использование атрибутики. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов я использую перчатки, очень нравятся детям использовать изображения небольших фигурок из журналов, открыток. Особо ребята в восторге от теневого театра. Большое внимание я уделяю упражнениям, которые способствуют развитию щепоти, что в дальнейшем формирует правильный захват орудия письма («Посолим суп», «Урожай», «Курочка», «Катаем Шарик»).

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пуговицами, с помощью которых они могут нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворения, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов. Во время упражнений с пуговицами я развиваю у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки («Лето», «Цирк» и др.), изображают предмет – отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные мной упражнения, дети научились катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи.

На занятиях я часто использую крупы и семена, я учу детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек, камушек : фигурок, букв, сюжетных картинок, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При этом я всегда стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из спичек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо изображения. Я учила детей сначала с помощью ниткописи выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик). Надо учесть что, это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.

Также я провожу интересные игры с пластилином , которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки…, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей.

Много времени я уделяю самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры: « Мозаика», «Пуговицы», «Шнуровка», «Сенсорный куб», «Веселые ежики» и т.д., которые развивают мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Для реализации задач в данном направлении в группе создана предметно развивающая среда, включающая как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное самостоятельно.

Я считаю, что для организации систематической и целенаправленной работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики необходимы специальные пособия и оборудование. Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна, они должны быть яркими, красочными, многофункциональными, вызывать у детей интерес. При сборе наглядных пособий для игр по развитию мелкой моторики рук огромную помощь внесли родители с детьми. Благодаря их активности в нашей группе имеются камешки, бусы, прищепки, свободные катушки для наматывания ниток, дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнурком, различные виды застежек, веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек и многое другое. Еще в группе имеется сухой бассейн, (Миска, наполненная галькой, на дне которой спрятаны мелкие предметы. Дети опускают руки и выискивают игрушки. Эффекты данного пособия: массаж, развитие координации пальцев.)

Моя практика подтверждает, насколько эмоционально значимы игры, приведенные выше, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ручной умелости, котораяподразумевает выполнение разнообразных практических дел, овладение навыками самообслуживания. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т.п., эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Также я отмечаю важную роль следующих видов деятельности:

    Обрывание листа бумаги

    Вырезание

    Плетение

  • Рукоделие

В младшем дошкольном возрасте ребятам обычно предлагают бумагу для произвольного обрывания («Снежок», «Цыпленок», «Облако»), но с детьми старшего возраста эту работу я усложнили. Мы начали из отщипанной бумаги составлять сюжетные картинки («Зима», «Букет мимозы»), обрывали бумагу по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные). Эта техника связана с содружеством обеих рук и очень важна при развитии мелкой моторики.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для моих будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. У меня в группе 6 « левшей». Некоторым из них работа с ножницами дается трудновато, поэтому я чаще с ними провожу индивидуальные работы. «Левши» настойчивы в осуществлении в желании, они не хотят отставать от «правшей». Также очень эмоциональны; радуются, если их работа получилась удачно.

В старшем дошкольном возрасте возможность точных движений возрастает, поэтому я предлагаю своим детям выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги, ткани и тесьмы . Освоив принцип плетения из бумаги, ребята самостоятельно начали придумывать узоры ковриков, сочетания цветов; используют этот способ плетения в других поделках. Во время плетения ребенку нужно сложить бумагу пополам; сделать ровный надрез ножницами, не выходя за контур; затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Это требует точности и согласованности движений кисти рук, аккуратности, настойчивости, а ведь именно эти качества будут необходимы детям в школе.

Я часто использую в работе с детьми такой вид художественной деятельности как оригами . Этот вид работы, у меня в группе, очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, малышам с ясельной группы. Постоянно принимаем участие в конкурсах декоративно – прикладного искусства. Вместе с ребятами регулярно просматриваем все то, что им удалось сделать. При этом я демонстрирую искреннюю заинтересованность, положительно оцениваю инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку пережить радость созидания. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.

Особую роль в подготовке руки к письму я уделяю рукоделию . Сначала мы с детьми рассматриваем швейные принадлежности, уточняем их назначение, осваиваем правила обращения с иголкой. Первый шов, который освоили мои ребята, это шов «вперед иголку». Учимся вышивать на бумаге – картоне («Тропинка», «Яркое солнышко», «Цветок»). Освоив шов «через край» ребята обшивают кусочки картона, закладки для книг, сувениры для мам… Детям поначалу было трудно научиться завязывать узел на нитке. Обучала я их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.

Елена Штоль
Перспективный план по развитию мелкой моторики в средней коррекционной группе

Перспективный план по развитию мелкой моторики

в средней коррекционной группе .

Сентябрь 3 неделя : Тема «Ягоды»

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Учить детей сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие , точные движения кистей рук.

3. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)

4 неделя : Тема «Осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» , «Осень» , «Капельки» , «Осень наступает»

Учить детей выполнять сложные элементы пальчиковой гимнастики, развивать

3. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей) развивать простейшие навыки анализа и синтеза.

4. «Идет Дождик» - проводить линии от тучки в лужу

5. Завязывание узелков

6. Рисование палочками на песке

7. Выкладывание предметов из палочек и мозаики

8. Застегивание пуговиц

Октябрь 1 неделя : Тема «Овощи»

Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста» , «Базар» , «У Лариски две редиски» , «Хозяйка однажды с базара пришла»

Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев

3. Трафареты «Овощи»

Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру.

4. Выложи овощ из семян

5. Прокати пальчиками бусинку

6. Работа с вкладышами

2 неделя : Тема «Фрукты»

Формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» , «Компот» , «В сад за сливами»

Учить детей имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.

3. Трафареты «Фрукты» . Учить детей работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру.

4. Нарисуй яблоко и заштрихуй

5. Выложи фрукты из камушек

6. Нанижи бусы на леску

7. Игры с кубиками

3 неделя : Тема «Грибы»

Формировать у детей умение катать каштан между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Грибы»

Учить детей складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.

3. Игра «Выложи грибок» (мозаика) Учить детей составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.

4. Нанижи ягоды на нитку

5. Закрути крышку на бутылке

6. Отбивание мяча об пол

7. Застегивание молнии

8. Мять руками поролоновые шарики

4 неделя : Тема «Игрушки»

2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»

Закрепить умение детей сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.

3. Трафареты «Игрушки»

4. Собирание матрёшки

5. Игры с напольной мозаикой

6. Штриховка посуды

Ноябрь 1 неделя : Тема «Одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

Формировать умение детей катать фасоль между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рукавицы» , «Магазин одежды» , «Обновки» , «Стирка»

Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого

3. Шнуровка «Завяжи шапочку» , мелкую моторику рук , пространственное ориентирование.

4. Игры с прищепками

5. Обведение одежды по контуру

6. Рисование варежки с обведением руки

2 неделя : Тема «Обувь»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение катать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Ботинки» развивать

3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки» Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику .

3 неделя : Тема «Мебель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение детей прокатывать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Стол, стул»

Развивать мелкую моторику детей .

3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки)

Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу.

4. Сделай «Стульчик» (кулачок- ладошка) меняя положение рук

5. Закрепление формы предметов «На что похоже»

6. Упражнение «Футбол» забивание шариков одним или двумя пальцами.

7. Штриховка мебели разными способами (слева- направо, сверху вниз) .

4 неделя : Тема «Посуда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать

2. Пальчиковая игра «Помощники»

Формировать у детей умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки) .

3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха)

Формировать умение действовать по указанию педагога, учить детей брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев

4. Выложи предмет из частей

5. Закрути крышки

6. Игры с кубиками

7. Игры с мозаикой

Декабрь 1 неделя : Тема «Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Учить детей прокатывать каштан между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Погреем ручки» Упражнять детей в самомассаже отдельных частей тела (нос, шея, предплечья, плечи, колени, развивать мелкую моторику .

3. Рисование в н\т «Снежинки» (пальчиками)

Учить детей рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику , усидчивость.

4. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз)

5. Вращение кистями рук

6. Лепить снежки из снега

7. Мять бумагу

8. Растягивать резинку

9. Застегивать кнопки и пуговицы

2 неделя : Тема «Зимняя одежда»

Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками.

2. Пальчиковая игра «Варежки»

Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей) .

Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер , усидчивость.

4. Раскрашивание одежды (штриховка)

5. Нанизывание пуговиц на нитку

6. Выкладывание картинки из пазлов

7. Одевать и раздевать кукол

3 неделя : Тема «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы» Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей .

3. Игры с прищепками «Снежинка» . Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость , координации движений.

4. Игры в снежки

5. Шнуровка

6. Рисование снежинок

4 неделя : Тема «Новый год»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»

Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.

3. Рисование «Украсим ёлочку» (рисование пальчиками) .

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, учить рисовать кончиками пальцев.

4. Выкладывание ёлочки из счётных палочек

5. Шнуровка «Ёлочка»

6. Упражнение «Новогодние фонарики»

Январь 2 неделя : Тема «Домашние птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2. Пальчиковая игра «Петушок» Упражнять детей в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.

3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками) Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику , усидчивость.

4. Намотай клубочек (левой, правой)

5. Выложи узор из мозаики

6. Застегни пуговицу

3 неделя : Тема «Домашние животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошки.

2. Пальчиковая игра «Котята»

3. Разрезные картинки «Домашние животные» (4-5 частей)

Учить детей собирать из отдельных частей картинку, развивать наблюдательность , мелкую моторику

4. Пальчиковая гимнастика «Коза»

Цель : Упражнять детей ходить по столу, пальцалт (указательным и мизинцем, развивать речь , память «Пальчиковая гимнастика» Е. Косинова стр 34

5. Сделай из пальчиков «лошадку» , «собачку»

6. штриховка слева - направо

4 неделя : Тема «Дикие животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение детей прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Белочка»

Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках.

3. Разрезные картинки «Дикие животные» (4-5 частей) Продолжать учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.

4. Поочередно показать один палец, два, три, четыре, пять

5. Обведи трафарет животного

6. Развяжи узелки .

Февраль 1 неделя : Тема «Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Учить детей вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.

2. Пальчиковая игра «Семья»

Учить детей по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики.

3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)

Учить детей выкладывать фигуру человека из пуговиц.

4. Разомни пластилин

5. Намотай нитку на катушку

6. Выложи домик из палочек (геометрических фигур)

2 неделя : Тема «Профессии»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Продолжать учить детей мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.

2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

Учить детей имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Игра «Завяжи узелки»

Развивать сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки.

4. Расстегивание застегивание пуговиц

5. Игры с конструктором

6. Обведи предметы по точкам

7. Накручивание бумаги на карандаш

8. Шнуровка

3 неделя : Тема «Транспорт»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Лодочка» Учить детей складывать ладошки «лодочкой» , развивать плавность и координированность движений.

3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)

Учить детей выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук , усидчивость.

4. Заводить ключом машину

5. Штриховка в разных направлениях

6. Кружить волчок (левой, правой)

7. Выложи машину из палочек

8. Собери спички

9. Игры с мозаикой

4 неделя : Тема «Праздник пап»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»

Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

4. Перелистывание страниц толстой книги

5. Игры с кубиками

Март 1 неделя : Тема «Весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Весна»

Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)

Учить детей рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику , внимание.

4. Упражнение «Пальчики здороваются» - пальцы правой руки с большим пальцем левой руки и наоборот.

5. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц.

6. Закручивание и откручивание крышек.

7. Рисование мелками на асфальте .

8. Выкладывание узоров из камешков, палочек.

2 неделя : Тема «Мамин праздник»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Мамочка»

Закрепить умение детей поочерёдно загибать пальцы на руках.

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику , усидчивость.

4. Вылепи для мамы угощение

5. Завяжи бантик

6. Покатай шарик каждым пальчиком

7. Выложи цветочек из мозаики

8. Игра с прищепками «Природа»

3 неделя : Тема «Весенние цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Мак»

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика) мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику .

6. Подбрасывание и ловля мяча

4 неделя : Тема «Весенние изменения в природе»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Весна» Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

3. Игра «Первая травка» (выкладывание из мозаики)

Формировать умение выкладывать весеннюю травку по образцу.

Апрель 1 неделя : Тема «Деревья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.

Формировать умение детей катать жёлуди между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Деревья» , «Дождь прошёл» , «Осенний букет» , «Осенние листья»

Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3. Игры с прищепками «Дерево»

Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость , координации движений.

4. Выложи елочку из спичек

5. Сложи дерево из геометрических фигур

6. Штриховка листочков снизу вверх

2 неделя : Тема «Космос»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Луноход»

мелкой и крупной моторики , слушать словесную инструкцию.

3. Игра «Собери ракету» (мозаика) Продолжать учить детей составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность.

3 неделя : Тема «Перелётные птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Кукушка» , «Грачи» Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики , слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Птицы» Учить детей рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки .

4. Заштрихуй крылышки

5. Сделай птичку из бумаги (оригами)

6. Игры с конструктором

7. Собери пирамидку

4 неделя : Тема «Насекомые»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Пчела»

Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики , слушать словесную инструкцию.

3. Шнуровка «Бабочка»

Продолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.

Май 1 неделя : Тема «Рыбы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Продолжать формировать умение прокатывать каштаны между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рыбки» Учить детей совершать плавные волнообразные движения кистями рук.

3. Рисование в н/т «Рыбки» (рисование ладошками)

Продолжать учить детей рисовать с использованием нетрадиционных техник рисования – отпечаток ладошкой.

4. Обводка трафаретов рыб

5. Штриховка рыбок в разных направлениях (наискосок, снизу вверх)

6. Волны (не отрывая руки)

7. Игра «Поймай рыбку»

2 неделя : «Наш город»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Домик» Развивать умение детей имитировать процесс надевания перчаток.

3. Игры с пуговицами «Собери домик» Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, формировать движения пальцев рук.

4. Шнуровка

3 неделя : Тема «Весенние цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Мак» Учить детей поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика) Формировать умение детей составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику .

4. Рисование цветов на асфальте мелом, на песке палочкой

5. Вращение скакалки левой и правой рукой

6. Подбрасывание и ловля мяча

4 неделя : Тема «Каникулы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Закрепить умение детей массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»

3. Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.

Тема «Продукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Каша» Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики , слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение детей работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш.

4. Вылепи баранки

5. Размотай клубочек, намотай клубочек (карандаш)

6. Застегни молнию

7. Развяжи узелки

8. Сложи картинку из частей

Тема «Поздняя осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Учить детей слегка прищипывать кончики пальцев прищепками.

2. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

Учить детей рисовать в воздухе контуры листьев, соблюдать ритм гимнастики.

3. Рисование в н/т «Дождь идёт» (ватными палочками)

Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике – с использованием ватных палочек, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику .

4. Упражнение «Собери пальцы в щепотку»

5. Складывание матрешек

6. Барабанить пальцами обеих рук по столу

Тема «Детский сад»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Наша группа » Развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству.

4. Конструктор «Лего»