Подросток не хочет в школу. Подросток отказывается ходить в школу что делать. Если подросток не хочет учиться: советы психолога

Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

Переходный возраст – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение.

К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.

Изначально, каждый ребёнок стремиться к знаниям, природой в нём заложены любознательность и желание понять неизвестное. Однако, в настоящее время система школьного образования очень далека от идеальной. Многие родители и учителя больше всего заинтересованы в прилежных детях, не имеющих собственного мнения и внимательно слушающих что говорят старшие. Не удивительно, что многие ученики выступают против этой системы. Вполне объяснимо, что ребёнок не желает учиться.

Вспомните себя, вам правда нравились все учебные дисциплины, изучаемые в школе? А много ли школьных знаний пригодилось вам во взрослой жизни? Возможна, проблема не так серьёзна как вам кажется.

Чтобы понять своего «трудного подростка», важно выявить причину или совокупность причин, отбивающих у ребёнка интерес к учёбе.

Вполне вероятно, нежелание учиться может быть спровоцировано чрезмерной нагрузкой. Многие дети настолько загружены выполнением домашних заданий, что у них не остаётся свободного времени на обычные подростковые радости.

Вторая причина – разочарование в преподавательском составе. Ребёнок младшего возраста смотрит на учителя как на короля только благодаря его профессиональной принадлежности. К 12 годам подросток сам способен формировать оценочные суждения об окружающих людях. Скучная, вялая подача информации и грубый назидательный тон учителя надолго отобьют у ребёнка интерес к предмету.

Сложные отношения с одним из педагогов или с одноклассниками вызывают стойкое нежелание ходить в школу. Тут родителям обязательно надо вмешаться в ситуацию, иначе плохие отношения с авторитетным учителем или сверстниками могут привести к печальным последствиям.

Частой причиной, по которой у ребёнка пропадает желание учиться являются проблемы в семье. Родители склонны полагать что их мелкие семейные скандалы никак не связаны с двойками и тройками их ребёнка. Однако, это утверждение ошибочно. Подросток, не воспринимающий семью как надёжную тихую гавань, не имеет ресурса к получению знаний, поскольку все его моральные силы уходят на переживание семейных конфликтов.

Если подросток не хочет учиться: советы психолога помогут ему и родителям правильно расставить приоритеты и наладить сложные отношения со школой.

Как же помочь подростку?

  • Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
  • Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного: вот Николай Владимирович тоже на одни двойки учился, а сейчас директором фирмы стал;
  • Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
  • Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
  • Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь -будешь дворы мести» - самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
  • Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
  • Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно чем синусы и интегралы.

Главный совет, который нужно дать родителям – доверяйте своему ребёнку, любите его и дайте ему право выбрать свой жизненный сценарий.

Успеваемость всех детей к подростковому возрасту сильно ухудшается. К юношескому возрасту потребность в знаниях, в желании себя реализовать благодаря продолжению обучения, возрастает.

Плохая успеваемость может быть из-за субъективных или объективных причин. Объективные – нарушения некоторых структур мозга (возможно наследственных) из-за которых ребенок медленно считает или анализирует, но при этом ребёнок здоров. В семье неблагоприятные отношения, плохие материальные условия. Субъективные– родители (возможно и первый учитель) недостаточно сформировали познавательную активность ребенка, мотивацию к учебе, не привили навыки к учебе. У ребенка негативная установка на учебу. В семье отсутствует отношение к знаниям, как к ценности. Родители высокомерно относятся к учителям, к школе к людям вообще. В семье отсутствует установка на труд, как на усилие к достижению цели. Учитель в начальных классах был невнимателен и нечувствителен к индивидуальности ребенка. В начальных классах родители недостаточно или совсем не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам. Необходимо присмотреться, прислушаться к ребенку, понаблюдать за ним: что ему интересно, к чему он склоняется – к компьютеру или спорту, к литературе или к физике, и помочь ребенку сформировать свои интересы с учебой, помочь ему сформировать мотивацию «зачем учиться».

Если подросток стал плохо учиться - значит, его интерес к учебе пропал или уменьшился. У него в жизни появилось что-то более интересное, занимающее все его мысли. Хорошо было бы выяснить, куда направляется его энергия. И если ничего опасного для подростка в его увлечении нет - договариваться о необходимости отвлекаться еще и на уроки. И точно не стоит его пугать тем, что он не сможет закончить школу, станет хуже всех учиться, никуда не поступит.

Причиной резкой неуспеваемости может быть не только лень или любовные приключения. Есть научное объяснение: 1) утомляемость нервной системы из-за изменений в гормональной системе ; 2)снижение памяти, внимания из-за изменений в развитии организма; 3) проблемы в общении с учителями, одноклассниками; 4) переоценка важности предмета для себя. Очень часто в подростковом возрасте нарушается кровоснабжение головного мозга, возникает тяжесть и боль в сердце из-за того, что тело растёт быстрее, чем сосуды и нервная система.

Плохая учёба – это один из признаков подросткового периода. Для подростка становится более важным общение с себе подобными, самовыражение, поиск себя. А учёба часто так далека от этого… Но это пройдёт и чуть позже они всё наверстают. Главное: не наседать на подростка, не воевать с ним – пусть научится ответственности за своё поведение уже сейчас. Не стоит боятся: «Вот, он (она) не учится – что из него (неё) получится?». Получится, и не сомневайтесь. Ведь учёбу всегда можно наверстать – было бы только желание у самого ребёнка. Пройдёт подростковый период – и сами родители не узнают своих детей. Учёба наладится.

Нужно выяснить причину. Постараться помочь ребенку если эта причина психологическая, вызвать в нем интерес. Возможно, что эта проблема сама решится по мере взросления, но стоит все же точно понять суть конкретного случая, если родители не уверены стоит обратится к психологу. Хотя считается, что снижение успеваемости в школе типично для подросткового возраста, причины всегда индивидуальны. Уже много об этом написано, и все - правда. Стоит пообщаться с учителями, выслушать их мнение и наблюдения, ведь вы, как-никак – одна команда в деле обучения вашего ребенка. Конечно, стоит в доверительной форме поговорить с ребенком о том, что происходит. Лучше всего обратиться к специалисту и вместе найти проблему и решение. И будьте готовы, что плохая успеваемость ребенка может оказаться лишь неким симптомом проблем вашей семейной системы и работать с этим нужно будет и Вам.

Выяснить причину плохой успеваемости - это может быть плохие отношения с учителем или страх отвечать перед всем классом, трудности в усвоении предмета и др. Очень важно, чтобы остался интерес к учебе, а оценки всегда достаточно субъективные.

Важно поговорить с ребёнком, что могло стать причиной возникших трудностей. Скорее всего, Вы вместе с ребёнком поймете, в чём причина. И тогда необходимо будет формировать стратегию выхода из сложившейся ситуации. Возможно, понадобиться Ваша помощь и поддержка, возможно контроль по выполнению домашних заданий, возможно снижение дополнительных нагрузок. Здесь нужно смотреть индивидуально. А если разговор с ребёнком не прояснит ситуацию, необходимо идти в школу и разговаривать с классным руководителем, преподавателями, школьным психологом, что бы разобраться и помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности.

Выяснить причину. Поговорить откровенно, как со взрослым, как с равным. Попытаться понять логику такого поведения. Обязательно поддержать, и по возможности устранить препятствие. (Конструктивизма будет больше, если не критиковать, а озвучить свои чувства. К критике у подростков очень быстро условный рефлекс вырабатывается. А вот если сказать «мне больно видеть в пустую потраченное время, я беспокоюсь за тебя, меня расстраивают звонки со школы, я так хочу гордиться твоими достижениями» - это может возыметь эффект!)

«Ребенок не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2.У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3.Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4.Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5.Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться?

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»

1.Исследования показывают неэффективность негативных отзывов взрослых на деятельность детей. Они не повышают желание подростка учиться.

2.Эффективно использовать положительную обратную связь: похвала, признание успехов, поощрение. В силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери. Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием.Эффективно использовать положительную обратную связь: похвала, признание успехов, какие-либо вознаграждения в виде интересных мероприятий.

3. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил поможет улучшить учебу.
К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1.Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3.Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4.Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5.Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным.

От администрации:

Рекомендуем прочитать статьи по этой теме

Комментариев нет

Школьные годы в «папо-мамской» истории не всегда ассоциируются с цепью побед. Аналогии с полосой препятствий напрашиваются не реже. Особенно если подросток не хочет учиться и вопрос «что с этим делать» без психологической помощи решить родным трудновато. Родительский авторитет, безотказно срабатывавший на младших ступенях, вдруг утратил актуальность, а 12-14-летний . Что предпринять, и как мотивировать подростка на учебу?

Почему подросток не хочет учиться: выясняем традиционные причины

  • Несовпадение особенностей интеллекта и уровня развития школьника с профилем учебного заведения. Ребенка творческого, с подчеркнуто образным восприятием мира, может тяготить необходимость работать по перенасыщенному точными либо естественными науками расписанию в школе несовместимого с его натурой уклона. Как и прирожденного «технаря» будет раздражать языковая «избыточность» гуманитарной гимназии.
  • в подаче и системе изучения школьных предметов. Виновата ли сама программа и стандартные учебники или в деле «замешан» преподаватель, неспособный подать тему нескучно, доступно, вперемешку с занимательными, интригующими фактами – это внимательные, думающие родители установят сами. Чтобы принять решение, как ситуацию «развернуть» в пользу чада.
  • Чрезмерная загрузка ученика, которую слишком требовательные взрослые игнорируют. Режим разносторонних по увлечениям детей часто изобилует кружково-спортивно-клубными занятиями. В переходном возрасте даже «организованный» ребенок-идеал устает, если перерывы на прогулки, игры, релакс сведены к нулю. К тому же школьникам-подросткам нужно общаться. Создайте им временную нишу для расслабляющего отдыха.
  • «Перекосы» с контролем в сторону тотальности или полного его отсутствия. То и другое – явный негатив. У парня/девочки в «среднешкольном» периоде аккумулируется заряд протеста, а чересчур жесткий нажим вызывает отторжение. Мягкостью, желанием понять человека вы добьетесь большего, чем приказами и давлением. Но и взваливать функции отвыкшего трудиться лентяя на себя – не выход. Приучайте его к самостоятельности.
  • Проблемы дискомфорта в общении с друзьями-ровесниками и педагогами. На ровном месте конфликты не вырастают – здесь неплохо бы проанализировать предысторию. Как появляются дети-изгои, почему распался коллектив одноклассников на достойных и не внушающих уважение – этими подробностями займется педагог-психолог. Безучастность учителей, лишивших мальчишку/девчонку внимания и способных невзлюбить ученика, усугубляет дело.

Разберитесь в тонкостях происшедшего досконально. Побеседуйте с классным руководителем, директором, учителями-предметниками. Возникнет потребность – переведите подростка в другую школу. Это не лучшая, но иногда единственно верная тактика. И помните: уговаривать в подобных случаях нежелательно, но учесть мнение виновника ваших тревог, обсудить это в семейном кругу придется.

Привычки, стресс, комплексы – попутные осложняющие обстоятельства

Напряженная обстановка в семье, где нелады между «предками» – ссоры, ругань, насилие – травмируют незрелую психику и рождают мысли о ненужности ребенка, способствует развитию у него чувства неполноценности. Подросток испытывает сложности в коммуникации и замыкается. Наличие физических недостатков (сутулости, плохого зрения/слуха) угнетает и ведет к самоизоляции. Тут без профессионала не обойтись.

Еще проблемней справиться с вредными наклонностями, сопровождающими этапы взросления. Курение и геймерство, токсикомания и бродяжничество – лишь часть типичного для «трудной» детворы списка крайностей. Да и гиперактивность не у всех двенадцатилетних «деток» остается в прошлом. Озадачиться воспитателям есть чем. Настроившись на работу не только с собственным дитятей, но и с его ближайшими друзьями.

Итак, как заставить подростка учиться? Инерция «нехотения» преодолевается не сразу. Это длительный путь, и без промахов его пройти вряд ли удастся. Но благородная цель таких усилий стоит. Минимизируют ошибки рекомендации грамотных специалистов – для каждого формирующегося индивидуума свои, личностно ориентированные. Сумеют папы-мамы поддержать дух разумного экспериментаторства – результат их порадует. А пока .

  • Если учиться ваш отпрыск не хочет, а образованность для вас – главная жизненная ценность, примените гибкую систему поощрений с элементами наказания. Попробуйте создать атмосферу доверия, настраивающую на совместные размышления о силе знаний, успешности лиц высокообразованных, умении интеллектуалов и людей творческих профессий обеспечить себе комфортное, содержательное, счастливое будущее.
  • Нравится вашему парню/барышне – не препятствуйте капризу. Пусть пробует. Со временем поймет, что чтение-письмо-счет в нормальной позе продуктивнее. Обожает животных – сведите с работниками питомника/зоопарка, запишите в кружок будущих зоологов при вузовской кафедре. Ненавидит алгебру-физику – подкорректируйте образовательный профиль. Пускай вместо цифр сосредоточится на том, что понятнее и притягательней.
  • Рационализируйте форму подачи-усвоения материала. Подберите учебники-справочники талантливых авторов, увлекательные видеокурсы. Предложите позаниматься с репетиторами по отдельным дисциплинам, плохо усваиваемым разделам. Подарите подростку шанс ощутить себя неглупым, уважаемым в детско-юношеской среде, привлекательным для окружающих. Это повысит самооценку.

Как поступать в перспективе

Накапливающийся в организме к «середине» обучения дефицит йода затрудняет возрастную гормональную перестройку. Это чревато ухудшением памяти, «провалами» в наглядно-образном мышлении, не дает сконцентрироваться на насущных задачах. Изменяется и тип характера. Нередко подросток не только не хочет учиться– он становится неуправляемым, импульсивным – склонным к неоправданным приступам агрессии.

Такое надо понять и пережить. Запаситесь терпением. Речь о преходящей беде, но стратегии она требует грамотной и достаточно твердой. Допуская неуважение к себе, этот бой вы рискуете проиграть. На роль безропотных жертв мать с отцом соглашаться не должны. Однако и давить, унижать ребенка нельзя. Беседа-обмен – действенный и перспективный ход. Постарайтесь использовать его почаще, подчеркивая, что взгляды сына/дочки для вас значимы.

Забудьте об угрозах и обвинениях – даже если высказывания подростка-протестанта кажутся вам неприемлемыми. Выслушивайте его спокойно. Не перечеркивайте, а тактично корректируйте «видение» ситуации и реакцию собеседника. Не придумывайте «страшилок» вроде «станет наркоманом», «совершит преступление», – оценивайте каждый день без спешки, радуясь маленьким победам. Начнете советоваться с ребенком сами – он станет рассудительнее и ответственней.

Если параллельно начнется выработка мотивации учебно-трудовых навыков, привитие правил поведения личности в социуме – считайте, перелом в воспитательном процессе состоялся. Надежда на успешное формирование базы на пути к старшей школе, где юноше/девушке предстоит определиться с выбором специальности по душе и складу умственной деятельности, у вас есть. Воспользуйтесь ею.

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины. Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса. Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» - составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Видео по теме

Часто можно слышать от современных родителей, что их дети не такие, какими были они в их годы. Также нередко говорят о том, что подрастающее поколение потеряло всякие ценности, что для подростков нет ничего святого. Однако это заблуждение взрослых.

Взрослым важно понять, что дети никогда не будут такими, какими были они в их годы. Причиной тому временные изменения. Однако не правы те, кто утверждает, что для современного подростка не существует никаких ценностей, кроме материальных.

Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время духовные ценности утрачивают значимость, и подростков волнует поддержание некого «статуса» в среде сверстников. Часто они стараются выделиться из толпы не умом и любознательностью, а наличием айфона, планшета, модных джинсов, брендовых маек и пр. Те, кто по каким-то причинам этого не имеют, становятся изгоями.

Есть и более глубинные проблемы. Например, наркомания. Согласно опросам, 19% опрошенных подростков обеспокоены проблемой употребления и распространения наркотиков в молодежной среде. В связи с этим вырисовывается еще одна проблема -передачи ВИЧ-инфекции в среде наркомана.

По статистике, 31% подростков обеспокоены своими напряженными взаимоотношениями с родителями. Причина тому непонимание их родителями и неуступчивость со стороны ребенка. Иногда нежелание учиться. Кстати родители не считают эту проблему настолько острой, как дети.

На позднем этапе подростничества ребят волнует проблема самоопределения в жизни. Большинство хочет заняться не просто делом, приносящим неземные блага, но оно обязательно должно нравиться и приносить моральное удовлетворение. Несмотря на то, что институт семьи постепенно теряет свои позиции, по-прежнему подростки хотят в дальнейшем нормальной полноценной семьи и детей.

Взрослым стоит помнить, что подростки чаще всего стесняются говорить о своих проблемах, рассказывать о них. При этом пережитое в подростковый период – с 13 по 17 лет – откладывает отпечаток на всю будущую жизнь. По мнению доктора Ирвина, взрослые склонны недооценивать эмоциональные и психологические проблемы своих детей, акцентируя внимание лишь на внешней оболочке.

Если вы проявите сочувствие и сострадание к подростку, поучаствуете в его проблемах, то он вам отплатит сторицей, пусть не сразу, но потом обязательно.

Видео по теме

Для родителей подростков одна из самых актуальных тем – о чем говорить с подростком, чтобы он слышал вас, а вы – его.

Первое и самое главное правило - говорить с подростком о нем самом

Подростковый возраст – это время, когда в жизни ребенка происходят изменения, меняет и сам ребенок – физически и психически, его отношение к себе и окружающим. Подросток пребывает в поиске своего «я», своей идентичности. Поэтому важно обсуждать с подростком его чувства, происходящие изменения, помогать разобраться в себе, совладать с гормональной и эмоциональной бурей. При этом важно разговаривать не тоном нравоучений и нотаций, а стать мудрым советчиком и другом, которому можно доверять. Разговаривайте с подростком о том, чем он интересуется – о его хобби, любимой музыке, книгах, фильмах, компьютерных играх. Проявляйте искренний интерес к тому, что рассказывает подросток, постарайтесь погрузиться в его мир, ведь он мгновенно отличит наигранное внимание от настоящего.

Но одновременно, не стоит пытаться и лезть подростку в душу, потому что «я мама, и ты должен мне все рассказать». Также, получив пропуск в мир увлечений и переживаний подростка, не пытайтесь перекраивать его на свой лад и устанавливать свои правила – иначе вас попросят удалиться. В это время человек пробует быть самостоятельным, поэтому, возможно, что ребенок не всем будет вам рассказывать. С этим придется смириться. Поймите, что это не проявление лживости, скрытости и делается «на зло» родителям. Просто ребенок повзрослел, он осознает и устанавливает некие границы, защищая свою хрупкую новорожденную индивидуальность.

Вторая категория тем - о том, о чем хочет узнать подросток

А это в первую очередь, темы сексуальности, взаимоотношения полов, контрацепции. Как бы не были сложны для некоторых родителей разговоры об этом, но просвещение в таких важных и деликатных вопросах не стоит доверять только «улице». Это позволит уберечь подростка от многих рисков и проблем и поможет улучшить ваши отношения. Ведь если вы ждете от подростка откровенности и доверия, то запретных тем быть не должно.

И третье – говорите о себе

Подростковый возраст – это период, когда человек начинает критично оценивать своих родителей, которые раньше были непререкаемым идеалом. Не надейтесь – спрятаться за маской идеала и подавить подростка авторитетом у вас не получиться. Научитесь признавать ошибки, делитесь с сомнениями, а главное – своим успешным опытом, ведь именно его так не хватает подростку. Так вы сможете сблизиться и стать другом и советчиком своему ребенку, и сможете сохранить эти доверительные отношения на всю жизнь.

Видео по теме

В современном мире дети развиваются все так же, как и много лет назад. Подростковый период доставляет родителям немало хлопот и переживаний. Многие подростки думают, что сами могут о себе позаботиться и решать когда прийти домой. Но, если попытаться помочь ребенку пережить вместе этот этап в жизни, все может стать по - другому…

Решение проблем вместе. Бывает так, что ребенок, сам того не ведая, попадает в сети наркомании, хулиганства и плохой компании. Становится опасным для окружающего социума. Для родителя главной задачей является не пропустить момент, что с ребенком происходят перемены. Не надевать «розовые очки»! Главное действовать. В такой ситуации нужен постоянный контроль. Возьмите на работе отпуск, попросите родственников помочь. Если нужно, обратится, а помощью к специалистам: психологам, наркологам. Постарайтесь найти контакт с вашим ребенком.


Скажите ему, что вы с ним в любой ситуации. Смотрите на него, как на равного. Помогите ему найти другие увлечения. Это могут стать спортивные секции, по возможности экскурсии в места, в каких он мечтал побывать. Разделите вместе с ребенком все горести, расскажите ему о своих подростковых проблемах. И он потянется. Главное правило на этот период – не кричать, уметь выслушать. Если вы хотите достучаться до своего чада, чтобы он слушал вас, вам самим надо научиться это делать. Родители, которые слушают и слышат, своего ребенка всегда пользуются авторитетом . Терпение и любовь к своему ребенку расставит все на свои места. Со временем ребенок будет благодарить вас за проявленное сочувствие, заботу и готовность понять в трудную минуту. А вы, твердо будете уверены в том, что все сделали правильно.


Не вините себя. При появлении на горизонте неприятностей, родители часто думают над таким вопросом: «В чем я виноват? Что я сделал не так? Когда упустил?». Эти вопросы могут загнать вас в угол, и вызвать депрессию. Не позволяйте таким мыслям вас одолевать. Таким образом, вы навредите себе и своему чаду, которое в данный момент нуждается в вашей поддержке, как никогда. Конечно, стоит признать, что когда ваш ребенок подрос, возможно, вы стали меньше уделять ему внимания. А ведь он и сейчас нуждается в общении с вами. Но винить себя, бесполезная трата времени. Попытайтесь исправить ситуацию, откровенно поговорив с ребенком. Большинство с удовольствием идут на такие контакты.


И главное – любите ребенка такого, какой он есть, и тогда у вас все получится.

Видео по теме

Ситуации, когда подросток не живет дома и периодически убегает от родителей, психологи считают защитной реакцией ребенка на неблагоприятную для него домашнюю атмосферу. Чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах побега и их устранить.

Инструкция

В процессе выявления причин не закатывайте истерик, не угрожайте и не применяйте силу по отношению к ребенку. Многие родители ошибочно полагают, что если прятать вещи ребенка и повсюду его сопровождать, он перестанет убегать из дома. Такое давление лишь укрепит его стремление к самостоятельной жизни.

Проанализируйте, что в последнее время изменилось в семейных отношениях. Нередко причиной побегов