Принципы методики марии монтессори. Как происходит обучение детей по методике Монтессори

30.03.2015 16:56

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе. Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций. С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для :

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Критика метода Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют , на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

Педагогика Монтессори

Учебные материалы системы Монтессори

Педагогика Монтессори , также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом , учёным и мыслителем Марией Монтессори . Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении .

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды . В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда

Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Литература

На русском языке

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. - 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. - Кн. 5-6. - 1915. - C. 72-91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. - M.: Сотрудник школ, 1915. - 375 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. - М.: Задруга, 1915. - 316 c.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. - М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. 3-е изд. - М.: Задруга, 1918. - 335 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. - М.: Задруга, 1920. - 209 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Вып. 1. - Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по просвещению, 1920. - 190 c.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Вып. 2. - Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. - 210 c.
  • Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек // Просвещение. - 1921. - № 1. - C. 125-133.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922. - 200 c.
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17. - C. 419-424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C. 4.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168 c.
  • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. - 1993. - № 2, 3, 5.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 c.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. - М., 1997. - 176 с.
  • Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. - М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2000.
  • Монтессори М. Дети - другие. - М.: ИД «Карапуз», 2004.

На иностранных языках

  • Kramer R. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. - ISBN 3-596-12455-7 .
  • Montessori M. Kinder sind anders. - DTV, 1997. - ISBN 3-423-36047-X .
  • Montessori M., Oswald P., Schulz-Benesch G. «Kosmische Erziehung». 7. Auflage. - Freiburg: Herder, 2004. - ISBN 3-451-21233-1 .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогика Монтессори" в других словарях:

    Монтессори, Мария Дата рождения: 31 августа 1870(1870 08 31) Место рождения: провинция Анкона, Италия Дата смерти … Википедия

    Монтессори, Мария Мария Монтессори (31 августа 1870 6 мая 1952) итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные .

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 - 9 лет или от 9 - 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори :

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников (Русская школа, 1915).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу (М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 - 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

  • Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 - 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 - 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". - М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка .

Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка . Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка . Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность попробовать сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для правильного развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки - положи их в беспорядке, они вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее для личностного развития ребенка. Мария вообще считает, что порядок органичен для малыша, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу для воспитания и развития ребенка, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике развития детей дошкольного возраста . Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так развитие ребенка по Монтессори проходит в несколько этапов: от 0 до 6 лет развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться ценными для правильного развития ребенка появившимися у него возможностями, то малыш может потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять физическое и психическое развитие ребенка , но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед малышом скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает правильному развитию детей. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Удивительно, но если для развития детей в детском садуучитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха». Главная задача взрослого в методе развития ребенка по Монтессори помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка . На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы, где происходит развитие ребенка по Монтессори.

Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение в своей методике развития детей дошкольного возраста, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ развития ребенка по Монтессори довольно много.

В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются и развиваются в детях на занятиях в классах Монтессори.

К концу тридцатых годов в педагогической системе развития ребенка по Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.

Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для обучения иразвития ребенка по методике Марии Монтессори и придают ей стройность и завершенность.

В материале изложены основные идеи педагогической системы Монтессори, педагогические принципы, цели и задачи воспитания детей по этой системе, а также методы, с помощью которых удаётся добиться положительных результатов. Но, в каждой системе, даже самой хорошей есть свои недостатки. В материале также изложены недостатки педагогической системы М. Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори - это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение мировой гармонии, построение универсального общества.

Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии :

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи : 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.

Педагогические принципы М Монтессори:

1)Содействие естественному развитию (природосообразность);

2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;

3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;

4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.

Главный метод Монтессори - это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Методы воспитания в различные периоды развития:

От 0 до 6 лет используют методы воспитания : наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет используют методы воспитания : наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».

В группе есть определенные правила , со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори - материалами - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей - это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.