Страничка инструктора по физкультуре. Проект по физкультуре (старшая группа) на тему: Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы "Наше здоровье в наших руках"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 146»

Коминтерновский район город Воронеж


ПРОЕКТ

по физическому воспитанию детей


«Растим детей здоровыми»

2014 - 2017

Руководитель проекта заведующий:

ТАМБОВЦЕВА

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Заместитель заведующего по УМР

КУДИНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

инструктор по физкультуре

ПОПОЛИТОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА

Принят на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 29.08.2014 года

Идеал воспитания – это сочетание

ума мудреца с силой и здоровьем атлета.

Ж.Ж.Руссо.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ (В.Г.Алямовская «Здоровье», 1993г, Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»,1996, В.Г.Кудрявцев Развивающая педагогика оздоровления» 2000г, «Здоровье» Л.Г.Татарникова). Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствия механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.

Здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться не только психофизиологическими величинами, но и способностью ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности. Только комплексный подход к оценке уровня здоровья позволит найти оптимальные пути оздоровления ребенка. Первостепенная задача – установление индивидуальных особенностей потребности ребенка в движении.

Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: Программы воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой, «Здоровье» Л.Г.Татарниковой.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа направлена на обеспечение укрепления здоровья детей, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.Закон РФ «Об образовании»

2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ И Госсанэпиднадзором.

3.Устав образовательного учреждения

4. Положение о ДОУ

Цель программы : научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Программа направлена на воспитание у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, обогащение знаний о себе и своем организме, о способах сохранения здоровья, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Для достижения поставленных целей необходимо:

Сформировать навыки ухода за телом

Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм

Выработать стойкую привычку к самомассажу

Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью

Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами

Дать основные представления о строении и функции тела

Убедить: если беречь свое тело, правильнопитаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, здоровым, красивым, умным.

Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих

Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями

Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, поре, ссадина)

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)

Основные направления программы:

Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада

Организация и надлежайшее выполнение санитарно-гигиенического режима

Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания

Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики

Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики

Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров

Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Обеспечение реализации основных направлений программы

1.Техническое и кадровое обеспечение:

Приобретение необходимого оборудования

Осуществление ремонта пищеблока, коридоров, игровых площадок

Оборудование помещений: спортивного зала, групповых комнат

Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями, нестандартными ковриками, массажерами

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ

2.Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение:

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

Элементы точечного массажа (по А.А.Уманской)

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой

Психогимнастика по методике Чистяковой

Создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье, проведение консультаций, стендовые сообщения.

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.

Принципы создания программы :

1.доступность

Учет возрастных особенностей

Адаптированность материала к возрасту детей

2.систематичность и последовательность

Постепенная подача материала от простого к сложному

Частое повторение усвоенных правил и норм

3.наглядность

Учет особенностей мышления

4.Динамичность:

Интеграция программы в разные виды деятельности

5.дифференциация:

Учет возрастных особенностей

Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации:

Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я-человек», «Я и движение»,

«Я осваиваю гигиену и этикет»,

«Я и опасные предметы», « Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни.

Работа с родителями, Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады – родитель- воспитатель- ребенок для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы.

Методы реализации программы

Практические

словесные

Наглядные

1.создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду

2.демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка

3.организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

4. закаливающие мероприятия

5.оформление уголка ОБЖ в МДОУ

6.разметка дорожного движения на участке детского сада

1.беседы

2.чтение художественной литературы

3.заучивание стихотворений

4.дидактические игры

5.сюжетно-ролевые игры

6.подвижные игры

7 развлечения

8.моделирование ситуаций

9консультации

10 наблюдения

1.организация выставок. Конкурсов

2.сбор фотоматериалов

3.рассматривание иллюстраций

4.аудиовизуальная техника

5.информационно-агитационные стенды

6.театральная деятельность

7.личный пример взрослых

Ожидаемые результаты :

1.полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья

2.приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни

3.полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

4. разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста

5.обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

Объекты программы

1.дети дошкольного образовательного учреждения

2.семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение

3.педагогический коллектив образовательного учреждения

Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня

возраст

Организационно-методические указания

Младшая группа

1.Утренний прием:

Функциональная музыка

Элементы слово-сказко-арттерапии

2.Умывание и утренняя гимнастика: -мытье рук с произношением потешек

Комплекс ОРУ

3. свободная деятельность:

Словотератпия

Арттерапия

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

4.Завтрак:

Эстетическое оформление блюд

Спокойный тон воспитателя и помощника воспитателя

Гигиеническое полоскание рта

5.Подготовка к прогулке, прогулка:

Одевание

Наблюдение

Хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев

Хождение босиком, воздушные и солнечные ванны

Зимние забавы

Дыхательные и физические упражнения

Создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния

- успокаивающая ласковая музыка, звучание тихое

Использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового, настольного театра, голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

Использование стихов и потешек, побуждающих проводить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа

Подбор комплекса общеразвивающих упражнений игрового характера, использование игрушек и атрибутов

Чтение сказок, стихов, беседы с малышами

Обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье

Настольные игры, игры с любимыми игрушками

Использование слово- арттератии

Привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

Пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

Рассказ о необходимости, пользе полоскания рта

Успокаивающая музыка

Подвижные игры, психогимнастические этюды

Хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой

Пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям

В зимнее время игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам

Обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений

Укрепление дыхательной системы детей

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяется дыхательная гимнастика.

В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Большое внимание уделяется очистительному дыханию- вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую ноздрю и наоборот. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.

В средней группе – брюшное и грудное дыхание. Обучая грудному дыханию, предложить держать ладони на груди, понюхать, как пахнуть цветы_ сделать вдох, а затем сдуть пух с одуванчиков. А упражнение «покачай ладошку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская живот с помощью дыхания.

Дети старших и подготовительных групп знакомятся с разными типами дыхания.

Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное – приносит пользу здоровью.

Элементы антистрессовой гимнастики для детей

Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим – стресс. Именно стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому с раннего возраста надо приучать детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью малыша, напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуются естественные движения детей. Это стряхивание с себя капель дождя, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма. Антистрессовую гимнастику необходимо проводить не менее 1 раза в неделю, преследуя при этом следующие задачи:

Помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов

Повысить защитные силы детского организма

Формировать нравственное здоровье ребенка.

Применение антистрессовой гимнастики в условиях детского сада позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Какие показатели характеризуют физическую культуру ребенка? К ним относятся:

· Достаточный уровень здоровья, психофизического развития

· Сформированный навык правильной осанки во время выполнения физических упражнений и в повседневной жизни

· Соответствующий возрасту уровень гигиенической культуры

· Достаточный уровень развития физических качеств

· Адекватный возрасту уровень культуры движений(двигательный опыт), его красота и двигательное творчество

· Осознанность занятий физкультурой, определяемая наличием знаний в области физической культуры и здоровьесбережений в целом

· Стойкий интереск занятиям физической культурой

· Умение самостоятельно организовывать свой досуг и подвижные игры со сверстниками

1. для повышения защитных сил организма давать ребенку легкую, но полноценную. Пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами

2. включать в рацион кисломолочные продукты (кефир, биолакт, ацидофилин) Кисломолочные напитки обязательно дают на полдник. Перед ночным сном ребенку предлагают стакан кефира.

3. следует приучать ребенка к салатам из сырых овощей и фруктов, винегретам, овощным пюре, рагу, запеканкам из овощей. В качестве гарниров ко вторым блюдам лучше давать овощи, а не каши и макаронные изделия.

4. детям, не приученным к овощам, предлагают «замаскированные блюда, соединяя овощи с теми продуктами, которые дети едят охотно, например, с кашей или творогом. Можно добавить фруктовое пюре, во время еды предложить запивать овощное пюре фруктовым соком.

5. для обогащения рациона детей витаминами и минеральными веществами вместо кипяченой воды или чая полезно давать несладкие овощные соки, отвар из овощей, настой шиповника.

6. для профилактики острых респираторных заболеваний в питание включают зеленый лук и чеснок, которые содержат фитонциды- ароматические летучие вещества, обладающие высоким бактерицидным действием.

Закаливание

Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.

При организации необходимо соблюдать ряд требований

1.провести комплексную оценку здоровья ребенка

2.определить тип и дозировку закаливания

3.выбрать метод

4. скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания

5.учитывать противопоказания к закаливанию организма

Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки

Менее двух недель после обострения хронического заболевания

Высокая температура в вечерние часы

Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей

Протест и страх ребенка

Температура окружающего воздуха ниже нормы

Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, постоянно консультироваться с педиатром. Ни в коем нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья Предпочтение отдается воздушному закаливанию.

Метод

методика

Противопоказания

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде

Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком

Медицинский отвод после болезни

прогулка

Прогулка на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха

Температура воздуха в спальне ниже 14 С

Воздушные контрастные ванны, Гимнастика после сна

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в спальне, в групповой комнате

Температура воздуха ниже нормы

Наличие противопоказаний.

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура ниже нормы, наличие медицинских отводов

Полоскание рта отварами трав или кипяченой водой

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с первой младшей группы

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванию лица, процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов.

Туалет носа

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

Прогулка. Солнечные ванны, световоздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня) Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды

Изменение продолжительности процедуры

Лихорадочные состояния, хронические заболевания, температура свыше 30С

Метод воздушного закаливания позволяет при минимальных организационно-технических затратах и без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществить за ними контроль. Это закаливание проводится воспитателем после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (Спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24, а другой –на 3-5 ниже и за 6-8 недель снижается до 12-16С. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный настрой, и лежа в постели, поверх одеяла выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все мышцы тела. Затем по команде воспитателя дети снимают спальную одежду и в трусах и майках выполняют в течение 1-2 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные движения) попеременно в холодном и теплом помещениях то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий 12-15 минут с пребыванием в каждой 1-2 минуты составляет не менее 6.

При организации закаливания учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Любой метод закаливания предполагает его непрерывность, Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.

Правильно организованная система закаливания:

Поддержит температурный баланс тела

Нормализует поведенческие реакции ребенка

Снизит инфекционно-воспалительные заболевания

Улучшит показатели физического развития

Повысит уровень физической подготовленности.

Организация работы с семьей

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье.

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в МДОУ.

Для решения этих проблем необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и ДОУ и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Важно учесть условия семейного воспитания детей, своевременно рекомендоватьродителям приобретать необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, чтобы способствовать повышению двигательной активности детей и в домашних условиях; нужно привлекать к совместным подвижным играм дошкольников старших сестер, братьев и других членов семьи. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности ребенка. Задача этих праздников – приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.

Для организации эффективного сотрудничества родителей с МДОУ мы используем анкетирование родителей, совместные физкультурные праздники, проведение дней открытых дверей с просмотром занятий в физкультурном зале, семинары-практикумы, текстовые информации.

Наглядная агитация, консультации, беседы, практикумы помогают знакомить родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводят в курс тех проблем и достижений, которые есть у ребенка.

Увлечь пап и мам, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – важные задачи ДОУ.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основными методами, содержанием и приемами физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду, а педагоги используют лучший опыт работы семейного воспитания

2.Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей

· участие в составлении индивидуальной работы по оздоровлению ребенка

· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального режима и питания, закаливания, оптимального температурного режима

· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

· обучение конкретным приемам и методам оздоровления.

В этих целях широко используются:

Информация вродительских уголках, в библиотеке

Консультации

Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания

Семинары-практикумы

Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми

Открытые дни для родителей с просмотром и проведением занятий

Сроки

Мероприятия

ответственные

сентябрь

1.Анкетирование родителей

2.Оформление «Уголка здоровья»

3.Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка»

Воспитатель

Инструктор по физкультуре

Воспитатели

октябрь

1.Консультация «Точечный массаж при ОРЗ»

2.выставка овощных блюд, включающих лук и чеснок

Врач

Воспитатели, повар

ноябрь

Семинар-практикум «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

Ст.медсестра

декабрь

Выступление родителей на тему физического оборудования в домашних условиях

2.показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования

Родители, воспитатели

Инструктор по физкультуре

январь

1.Оформление фотостенда «Отдых в выходные дни»

2.Консультация «Игры и зимние развлечения детей»

Воспитатели

февраль

Музыкально-физкультурное развлечение «Папа и я – спортивная семья»

2.Консультация «Основы правильного питания»

Музыкальные руководители, инструктор по физкультуре

Старшая медсестра

март

Музыкально-физкультурное развлечение «Мама лучше всех»

Муз.рук., инструктор по физкультуре, воспитатели

апрель

1.Консультация «Роль витаминов в детском питании»

2.Показ физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп

Старшая медсестра

Инструктор по физкультуре

май

Диагностика состояния здоровья детей- выпускников детского сада

Инструктор по физкультуре, воспитатели

Июнь- август

1.Организация летнего отдыха детей- консультация

2.Минипоходы детей с родителями в лес- рекомендации

3.Консультация «Собирайте лекарственные травы»

Воспитатели

врач

Литвинова Н.В., Чернуха И.А., Соболева Е.В., ГБОУ
СОШ №16 СПДС №6 «Солнышко» г.о. Жигулевск

Руководитель проекта:

Воспитатель: Литвинова Наталья Викторовна; Чернуха Ирина Алексеевна;

Инструктор по физической культуре: Соболева Елена Викторовна

Координатор проекта:

Старший воспитатель: Тимофеева Тамара Владимировна

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы;
  • Родители воспитанников;
  • Воспитатели;
  • Инструктора по физической культуре.

Сроки реализации проекта: 4 месяца

Актуальность проекта

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Цель проекта: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр

Задачи:

  • Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми
  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.) . Удовлетворять потребность детей в движении
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.) .
  • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Таблица 1 - Возможные риски проекта

Литература

  • Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: Аркти, 1993
  • Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
  • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010
  • Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
  • Снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр;
  • Привитие интереса к здоровому образу жизни;
  • Умение детей играть в подвижные игры;
  • Развитие двигательной активности детей;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Обогащение словарного запаса детей. (считалки, новые для детей слова).

Итог проекта

  • У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.
  • У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.
  • Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
  • У детей повысилась двигательная активность.
  • Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.

«Физическая культура» и «Безопасность»

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заведующей

МБДОУ № 21 «Золотой ключик»

­­­­­­­­­­­_____________________М. Н.Ни

«_______» ______________2012г.

№______________________

Физкультурно – оздоровительный проект «Крепыши»

по образовательным областям

«Физическая культура» и «Безопасность»

(для среднего дошкольного возраста)

Разработали:

инструктор по физическому воспитанию

;

воспитатели группы «Соболек»:

,

г. Шарыпово уч. г.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: смешанный. По времени проведения: одногодичный. По характеру контактов: в рамках ДОУ. Участники проекта: дети средней группы «Соболек», инструктор по физическому воспитанию, медицинский персонал, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта.

Групповой.

Актуальность

В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания и оздоровления детей.

Обоснование образовательного проекта

Сложившаяся практика физического воспитания в ДОУ полностью воспроизводит дух спорта, высоких достижений, по – своему, учитывая возрастные особенности дошкольников. Однако традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, несмотря на то, что собственно, в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные навыки оформляются в традиционном содержании, какой ценой достигается их прочное усвоение. Возникает необходимость фундаментального статуса физической культуры, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника . Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий контекст детского развития.

Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Проанализировав все это, мы наметили цель нашей работы по данному проекту

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

Укрепить физическое и психическое здоровье детей; совершенствовать функций организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям путем закаливания.

Образовательные задачи:

Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности; выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Воспитательные задачи:

1. воспитывать у детей потребности в здоровом образе жизни;

2. вырабатывать привычку к соблюдению режима, соблюдению культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх;

3. развивать в играх и повседневной жизни свободное общение детей и взрослых;

4. воспитывать положительные черты характера.

Предполагаемый результат :

Снижение уровня заболеваемости. Повышение уровня физических качеств детей (быстрота, сила, ловкость, выносливость, координация движений). Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Снижение заболеваемости детей и увеличение процента посещаемости ДОУ; Обогащение связной речи детей и их свободное общение между собой и взрослыми.

Методы проекта:

· Прием детей на улице в теплое время года:

· Занятия по физической культуре (сюжетные, игровые, нетрадиционные, интегрированные)

· одно занятие на улице виде подвижных игр;

· подвижные игры, упражнения, физкультминутки, динамические паузы;

· спортивные праздники, досуги и развлечения;

· походы и экскурсии;

· индивидуальная работа в спортивном уголке;

· различные виды гимнастик;

Стратегия осуществления проектной деятельности :

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ №21 «Золотой ключик» и в комплексе с образовательными областями «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация, «Познание», «Музыка». С детьми – в различных видах деятельности ; с родителями и педагогами – в совместной деятельности.

Этапы проекта

№ п/п

Этапы проекта

Результат

Подготовительный этап

Разработка и утверждение проекта

Создание условий для его реализации.

Диагностика детей.

Анкетирование родителей.

Создание паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей и маркировка согласно ГОСТ

Реализация проекта

Соблюдение двигательного режима;

Профилактическая и

оздоровительная работа;

Условия для формирования навыков здорового образа жизни;

Выполнение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

Работа с родителями.

Итог

Оптимальный уровень физического развития детей (показатели «высокого» и «среднего» физического развития составят – 90%);

Снизиться уровень заболеваемости (до 14%);

Улучшится посещаемость детей (до 75%)

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Условия проектной деятельности

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа с воспитанниками средней группы строится по нескольким направлениям:

Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей группы через самообразование, посещение методических объединений, проведение интегрированных занятий; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками ДОУ; Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями педагогов группы, инструктора по физическому воспитанию. музыкального руководителя, работников и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении ДОУ имеются определенные условия:

1.Оборудован спортивный зал для физкультурных занятий.

2. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками и лестницами, мишенями для метания, оборудованием для лазания и подлезания.

3. Спортивный уголок в группе.

Занятия по физкультуре

По сетке занятий в течение года

Занятия на улице виде подвижных игр

1 раз в неделю

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

По необходимости

Физкультминутка

Во время занятий ежедневно

Подвижные игры,

физические упражнения на прогулке и самостоятельная двигательная активность детей

Во время прогулок в течение года

Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности; использование пособий физкультурного уголка.

В свободное от занятий время в течение года

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

Соревнования и эстафеты

По плану во время занятий в течение года

Спортивные праздники

3 раза в год

Походы, экскурсии

1 раза в месяц

Современная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:

Неделя здоровья;

различные виды гимнастик:

пальчиковая, для глаз, дыхательная, самомассаж и т. д.)

1 раз в год

Ежедневно в течение года

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно в течение года

Посещение спортивного зала

По графику работы зала

Открытые занятия для родителей и совместно с ними

1 раз в квартал

Спортивные праздники и развлечения совместно с родителями

2 раза в год и по плану работы

2 раза в неделю

2 – Коррекционно- профилактическая работа

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнение на формирование правильной осанки

На физкультурных занятиях и в группе в течение года

Наличие паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей и маркировка согласно ГОСТ

В течение года

3 - Оздоровительная работа с детьми

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Закаливающие мероприятия:

Приём детей на улице;

Проветривание помещений;

Гимнастика после сна;

Обширное умывание;

Сон без маек;

Ходьба по «ребристым» дорожкам;

Ходьба босиком;

Оздоровительный бег;

В зависимости от погоды в течение года

По графику

Ежедневно

После сна ежедневно

Во время сна ежедневно

После сна ежедневно

После сна ежедневно

Во время прогулки

В соответствии с нормами СанПиН

Ежедневно

Массаж ушных раковин;

Массаж стоп;

Полоскание полости рта;

Сухие бассейны для рук;

После сна ежедневно

После сна ежедневно

После приема пищи ежедневно

Постоянно в течение года.

В течение дня

Просветительская работа:

Уголок здоровья в группе;

Выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных здоровому образу жизни;

Открытые занятия;

Праздники, развлечения, досуги

Материал добавляется ежемесячно и по мере необходимости

Материал добавляется каждый квартал и по мере необходимости

2 раза в год

4 - Создание условий для формирования навыков

здорового образа жизни

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Формирование навыков личной гигиены:

Обучение (объяснение, напоминание, поощрение и т. д);

Демонстрация различных схем, моделей, правил, способствующих выполнению самостоятельных действий;

Беседы о полезности, целесообразности и необходимости выполнения правил личной гигиены;

Демонстрация информативного материала на тему: «Я и моё здоровье»

В соответствии с режимом питания, с учетом необходимости.

Формирование навыков культуры питания:

Сервировка стола;

Эстетика подачи блюд;

Этикет приема пищи

В соответствии с режимом питания, с учетом необходимости

Диагностика здоровья

Ежемесячно

Диагностика физического воспитания

2 раза в год

5 – Работа с родителями

№ п/п

Формы работы

График проведения

Анкетирование.

Консультации для родителей:

- «Особенности физического развития детей»».

- «Физическое воспитание детей в семье».

- «Закаливание горла и носоглотки – эффективная профилактика простудных заболеваний»».

- «Босиком от простуды и других болезней»».

- «Здоровый образ жизни ваших детей»».

-«О правильной осанке».

- «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления».

- «Игры на свежем воздухе зимой».

- «Профилактика плоскостопия дома».

- «Совместные занятия спортом детей и родителей»

Проведение совместных праздников

Открытые занятия

В начале года.

Ежемесячно

2 раза в год

2 раза в год

3.ИТОГ

1. Диагностика уровня физического развития.

2. Коэффициент уровня заболеваемости.

3. Посещаемость детей.

4. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Загадки о спорте и ЗОЖ

Главный человек на спортивной площадке (судья)

Жидкость, выжитая и овощей и фруктов (сок)

Зимняя спортивная игра (хоккей)

Летние коньки (ролики)

Вредная привычка (курение)

Липкое перевязочное средство (пластырь)

Куда нужно забивать гол (ворота)

Зимняя спортивная площадка (каток)

Простейший способ очистки воздуха в помещении (проветривание)

Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)

Узкая полоска марли (бинт)

1. Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду.

2. Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины.

3. Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду?

4. Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай?

Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел.

Мы играем в …(Волейбол)

Эти фрукты не съедобны,

Но огромны и удобны.

Их иной спортсмен часами

Лупит сильно кулаками.

(Боксерские груши)

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …(Гантели)

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь.(каток)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Значит там игра - … (Хоккей)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой.(клюшка)

По пустому животу

Бьют меня невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(футбол)

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.(сани)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети. (Стадион)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?(Коньки)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги –

И по большим снегам беги. (Лыжи)

Проект по физкультурно-оздоровительной работе на тему:

«Спорт и я – лучшие друзья»

Составила:

Воспитатель МБДОУ

34 «Чебурашка»

Пищаева Ю.В.

Паспорт проекта

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность: 1 месяц

Участники проекта: дети средней группы №5, воспитатели, родители, мед. сестра.

Актуальность :

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка впервые годы его жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также, свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. В настоящее время разработано много новых методик по сохранению и укреплению здоровья ребенка. Однако многие их этих технологий неизвестны родителям и редко применяются в работе педагогами ДОУ. Поэтому реализация данного проекта будет особенно эффективна при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель : укрепление психофизиологического и физиологического здоровья детей. Привлечение родителей к современной активной деятельности в организации физического воспитания и знакомство родителей с здоровьесберегающими технологиями.

Задачи:

заниматься оздоровлением организма путем использования различных здоровьесберегающих технологий;

Организовать консультации и обмен опыта между родителями;

Помочь родителям научиться играть со своим ребенком;

Обогащать детско-родительские взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.

Предполагаемый результат : укрепление и общее оздоровление детского организма, информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к закаливанию детей природными факторами. Родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей. А также облегчит общение родителей и педагогов ДОУ. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей.

Продукт проектной деятельности: физкультурно-оздоровительное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья!»

План реализации проекта

Дата

Название мероприятия

Ответственные

1 неделя

    Анкетирование родителей на тему: «Здоровье ребенка»

    Игровая ситуация: «Встреча с девочкой - чистюлькой»

    Общение с детьми на тему: «Как нужно заботиться о своем здоровье»

    Мультивикторина «Все здоровье в чистоте» (по мотивам сказок К. Чуковского)

    Консультация для родителей на тему: «Закаливание и оздоровление детей в ДОУ и дома»

Воспитатели групп, мед. сестра

2 неделя

    «Семейный клуб» обмен опытом между родителями на тему: «Как воспитать здорового ребенка»

    Бодрящая гимнастика с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики – мастер-класс для родителей.

    Образовательная деятельность по физической культуре на тему: «Путешествие в страну НЕБОЛЕЙКА» (с элементами ортопедической гимнастики)

    Инсценировка стихотворения “Как медведю зуб лечили”

    Психогимнастика с использованием технологии музыкального воздействия

Педагоги группы, родители воспитанников.

3 неделя

    Утренняя гимнастика с элементами ритмопластики

    Родительское собрание на тему: «Здоровье детей наша первая цель»

    Образовательная деятельность из серии «Здоровье» по формированию целостной картины мира на тему: «В здоровом теле – здоровый дух» (с элементами релаксации и фонетической ритмики)

    Физкультурный досуг на улице на тему: «Мы спортсмены»

    Оформление фотостенд для родителей на тему: «Заболеть мы не хотим - за здоровьем мы следим»

Педагоги группы, родители воспитанников

4 неделя

    «Вечер вопросов и ответов» - мероприятие для родителей

    Фольклорный досуг по физическому воспитанию на тему: «У медведя во бору…»

    Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Начинай день с утренней гимнастики»

    Общение на тему: «Спорт, спорт, спорт!!!» (с использованием ИКТ)

    Выставка детских рисунков на тему: «Спортивные зверята»

    Физкультурно-оздоровительный досуг на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Педагоги групп, родители воспитанников, мед. сестра

Литература и ресурсы

«300 подвижных игр для дошкольников» Власенко Н.А./Арт-пресс/2011 г.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» Бабенкова /изд. Перспектива/2013 г.