Анализ сцен свидания печорина и веры, печорин и мери. Сравнительная характеристика печорина и веры

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины своего несчастного характера: «Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви - беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина - эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа - глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.

В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, - ведь все это свидетельства истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно.

Утрата Веры для Печорина - это, пожалуй, самая большая потеря, но личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.

Для меня роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.
Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»…
А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»
Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!
Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».
Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из важнейших качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.
Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: «…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр». Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.
Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.
Послание Веры Печорину автор создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.
Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов романа «Герой нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

Задачи и тесты по теме "Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Основное действующее лицо «Героя нашего времени» - Григорий Александрович Печорин воспитан в дворянском семействе. Он достаточно молод, обладает интересной внешностью, живым умом и остроумием - такие мужчины пользуются популярностью.

Образ Веры и ее чувства к главному герою

У Печорина неоднократно завязывается романтические отношения - с княжной Мери, Бэлой, но та, кто оставила самый значимый след в душе центрального персонажа, - Вера. Их роман, скорее всего, длится долгие годы: чувства то затихают, то разгораются с прежней силой. Вера понимает внутренний мир героя лучше всех остальных, отпускает его, мучаясь от ревности и не предъявляя никаких обвинений. Ее отношение к Григорию Печорину явственно видно из письма, отправленного перед отъездом.

Вера состоит во втором браке, но каждому супругу решается изменить из-за любви. Характеры Веры и Печорина очень похожи. Она так же действенна и проницательна. Вышла замуж за пожилого человека по расчету. Вера может быть слабой лишь перед Печориным, превращаясь в беспечную женщину, увлеченную своей страстью. Иногда она сильна и способна жертвовать собой ради любимого мужчины, но иногда она лишена такой силы. Ее любовь преданна и горяча, несмотря на отсутствие женской гордости.

Она не отворачивается от Печорина из неудавшихся в прошлом отношений. Новая встреча в Пятигорске приводит к тому, что Вера вновь отдается чувствам с прежней легкостью.

Когда женщина узнает о предстоящей дуэли Печорина с Грушницким, то теряет контроль над собой и рассказывает супругу о своих чувствах.

Муж решает увезти ее из города. Перед тем, как покинуть Пятигорск, Вера пишет письмо Печорину, в котором откровенно пишет о своей любви, прямо говоря, что думает о своем любимом. Она полагает, что «ни в ком зло не бывает так привлекательно...» Ее любовь сродни болезненной зависимости. Она хорошо понимает, что за человек стал объектом ее любви, но не может от него окончательно отказаться.

Место Веры в сердце Печорина

Главный герой своей рукой описывает отношение к женщинам в дневниковых записях, утверждая, что никогда не становился рабом любимой. Он не пишет конкретно о Вере, но эти слова в полной мере относится и к ней. Она пытается понять душу любимого, но не желает понимать, что это не удастся ни одному человеку. Характерная черта Григория - отвержение самопожертвования ради кого-то и искренней привязанности, неприятие взаимности.

Он не воспринимает Веру как кого-то особенного, но их судьбы связаны. Она словно следует за Печориным многие годы.

Основа отношений этих персонажей - таинственность и пылкая страсть. При этом, с его стороны присутствует заметное равнодушие, а с ее - настоящая жертвенность. Она воспринимает эти болезненные отношения с немного романтических позиций. А Печорин принимает и понимает свои чувства к ней, когда становится слишком поздно.

Таким образом, история любви оттеняет и подчеркивает внутреннее одиночество Печорина, его разъединенность с остальным миром. Вера не сделала его счастливым, но причина неудачи в нем самом.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В стихах этих - весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков он в истории с Бэлой, в эксперименте с Мери. Точно так же Печорин ведет себя и по отношению к Вере.

Вера - главная женщина в его жизни. Роман с ней длится, очевидно, еще со времен его юности. Вера - замужняя женщина, однако она не любит своего второго мужа, впрочем, как и первого. Похоже, она всю жизнь любит Печорина. Судьба снова сводит их в Пятигорске, и Вера вверяется ему «с прежней беспечностью».

Однако Печорин вновь заставляет ее страдать и мучиться ревностью. Чтобы отвлечь подозрение от Веры, он обещает ей познакомиться с Литовскими и немного поухаживать за княжной Мери. Однако Печорин «весьма преуспевает» в своем «волокитстве»: Мери Литовская влюбляется в него. И Вера вновь терзается подозрениями, сомневаясь в чувствах Печорина. Узнав от мужа о дуэли Печорина с Грушницким, она не выдерживает и открывается во всем Семену Васильевичу. Муж увозит ее, перед отъездом она пишет Печорину письмо, которое ярко характеризует Веру и ее отношения с Печориным.

Вера - умная, проницательная женщина, она прекрасно понимает душу Печорина, его характер, его внутренний мир. «Я не стану обвинять тебя - ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», - пишет Вера. Однако героиня приемлет такую мораль. И в этом сказывается не только недостаток «женственной гордости», но и длительная жизнь Веры в светском обществе, где она усваивает именно такой тип отношений мужчины и женщины.

Вера чувствует, что Печорин глубоко несчастен. И она поддается тайному, чисто женскому желанию пожертвовать собой для того, чтобы сделать своего избранника счастливым. И в этом - глубокое заблуждение героини. Она не может сделать Печорина счастливым, так как никто не может сделать этого. Григорий Александрович не способен к настоящей любви, надежда Веры и ее жертва напрасны. Однако героиня не сознает этого.

Письмо Веры проливает свет на характер ее отношений с Печориным. «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому что ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...», - признается Вера. Ее чувство к Печорину не что иное, как болезненное обожание, болезненная зависимость. «Любовь охватывает ее с такой силой, что все остальные чувства как бы атрофируются. Она теряет „нравственное равновесие"».

Об этом говорит и сам Печорин, рассуждая о своих отношениях с женщинами. «...Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь», - признается герой в своем дневнике. Именно таковы его отношения с Верой.

Белинский считал, что образ этой героини неуловим и неопределенен, что отношения ее к Печорину похожи на загадку. «То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, скорее по слабости, чем по увлечении чувства».

Другой исследователь выдвигает свою версию поведения Веры. «Идеальный и романтический элемент играл большую роль в ее любви, чем страсть», - замечает Стороженко.

Думается, оба критика правы. В отношениях с Печориным, безусловно, Веру привлекает романтизм: таинственность этих отношений, исключительность личности избранника. Но в героине ощутим и недостаток чувства собственного достоинства. Это натура не самостоятельная, слабая, попадающая под чужое влияние. Слабость характера Веры, ее неуверенность подчеркивают последние строки ее письма к Печорину: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...» В интонациях Веры - неуверенность, растерянность.

Вместе с тем, вероятно, подсознательно она догадывалась, какое впечатление произведет на Печорина ее послание. И действительно, при возможности потерять Веру она становится для него «дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья». Как безумный он мчится в Ессентуки, пытаясь догнать ее. Однако увидеть Веру Печорину не суждено: он загоняет своего коня и остается в пяти верстах от Ессентуков.

Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе.