Существует ли дружба между мужчиной и женщиной? Типы дружеских отношений.docx - Классный час «Типы дружеских отношений


Приятельские отношения возникают, когда люди чувствуют взаимную симпатию друг к другу. Причинами для возникновения приятельских отношений могут быть общие интересы, моральные ценности, нравственные идеалы, чувство юмора, а также манера поведения, внешняя привлекательность, черты характера. Приятельские отношения не предполагают глубины, ни к чему не обязывают, если только со временем они не перерастают в дружеские. Дружба - это бескорыстные отношения между людьми, которые основываются на доверии, искренности, иногда на любви, на общих интересах и увлечениях. Чаще всего приятельские отношения возникают между соседями. Мы предлагаем вам несколько советов, как поддерживать приятельские и дружеские отношения.

Как поддерживать хорошие добрососедские отношения

Старайтесь быть внимательными к своим соседям, особенно если это пожилые люди. Всегда откликайтесь на любые просьбы о помощи (передвинуть, разгрузить, погрузить, перенести и т.п.). Позаботьтесь о том, чтоб вовремя возвращать всё, что вы брали взаймы. Если ваши дети, вы или ваша собака нанесли ущерб соседям, сразу же компенсируйте его. Без всяких просьб помогайте соседям по всяким мелочам (помочь донести тяжёлую сумку, поднять коляску по лестнице и т.п.).


Находите возможность поговорить с соседями. При встрече здоровайтесь, улыбайтесь, перекиньтесь хотя бы парой слов, даже ничего не значащих.


По возможности приглашайте соседей в гости. Это один из лучших способов ближе познакомиться, пообщаться с ними. Также можно устроить вечеринку для всех соседей, включая и тех, с кем вы не знакомы. Лично приглашайте всех, беседуйте с каждой семьёй хотя бы несколько минут. Даже если кто-то из них и не сможет прийти к вам в гости, то всё равно вы познакомитесь с ними и оставите о себе самые хорошие впечатления.


Знакомьтесь с новосёлами. Они могут чувствовать себя неуверенно и одиноко, особенно если жили раньше в других условиях или приехали издалека. Если у новосёлов есть дети, подскажите, у кого из соседей есть их сверстники. Объясните, где находятся магазины, школы, детские сады, парки, кафе и рестораны. Не засиживаясь, пригласите новых соседей в гости и оставьте свой номер телефона.


Для поддержания хороших отношений с соседями, не паркуйтесь на соседской стоянке и не позволяйте этого делать своим гостям.


Учтите тот момент, что не все любят детей и домашних питомцев. Не разрешайте своим детям с криками бегать по улице или под окнами дома. Устанавливайте для детей границы их активности - место, время, уровень шума. Не отпускайте свою собаку бегать без намордника и поводка. Периодически спрашивайте у соседей, не беспокоит ли их чем-либо ваше семейство. Это произведёт на соседей хорошее впечатление.

Дружеские отношения и как их поддерживать

Находите время для друзей. Если вы считаете человека своим другом и дорожите этими отношениями, старайтесь чаще встречаться с ним или хотя бы время от времени звоните.


Не становитесь другу обузой. Помните, что отношения между друзьями должны быть равноправными. Учитывая, что характеры и возможности у всех людей разные, перед тем, как обратиться к другу за помощью, прикиньте, сколько сил, средств, времени может вам уделить друг, не испытывая раздражения. И наоборот, не лезьте из кожи вон, чтоб только угодить другу. Такие отношения не бывают прочными. Как только вы замечаете, что вы даёте намного больше, чем получаете, начинайте обсуждать создавшуюся ситуацию.


Всегда имейте под рукой телефоны друзей. Как у вас появится несколько свободных минут (в пробке, в очереди, за чашкой кофе в кафе и т.п.), звоните кому-нибудь из друзей и разговаривайте на самые разные темы.


Создайте традицию встречаться раз в месяц с друзьями в один и то же день, час, в одном и том же месте. Это ещё больше вас сблизит.


Защищайте друга даже в его отсутствие. Если вы услышите, что в адрес вашего друга звучит нелестный отзыв, неважно, что это - оправданная критика или досужий вымысел, прервите говорящего и попросите воздержаться от подобных высказываний в адрес вашего друга. Рано или поздно ваш друг узнает об этом и это ещё больше укрепит дружбу.


Можно дать ещё множество советов, как укрепить приятельские и дружеские отношения. Главное, в любых отношениях быть честным, искренним, добрым, тогда у вас будет много приятелей и настоящих друзей.

Любовь

3. Семья

1. Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

Единении с другими людьми;

Безопасности;

* эмоционально-положительных отношениях;

* самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлениюличных отношений способствуют:

* близость людей;

* внешняя привлекательность;

* сходство убеждений, интересов;

* взаимная симпатия.

Формы личных отношений; любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

2. Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объек­та, на который она направлена. Можно выделить:

* любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к ми­лосердию (возвышающая любовь);

* любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

* любовь к родителям, детям, женщинеили мужчине (может быть со­ставляющей смысла жизни человека);

- любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

* основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

* утверждает другого человека как уникальное существо;

* означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

* открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные воз­можности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее ком­понентами являются:

* забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

* ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполне­ние долга);

* уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

3. Семья - первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

* чувство безопасности, комфортности, поддержки;

* условия для самосовершенствования;

* облегчение житейских забот;

* нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают :

* чувство долга;

* ответственность за членов своей семьи;

* самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования : соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

4. Дружба - это:

* межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;


* отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

* основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений;

Дружеские отношения могут реализовываться в формах :

* эмоциональной привязанности;

* деловой общности;

* духовной общности;

* комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности : деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

Товарищество - отношения:

* имеющие нравственную ценность;

* проявляются в основном в групповых отношениях;

* являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

* основаны на равенстве и взаимном уважении;

* нивелируют различия социальные, экономические и др.;

· основаны на интересах общей деятельности.

Приятельские отношения:

* не имеют высокой нравственной ценности;

* являются устойчивыми отношениями;

* подразумевают комфортность общения;

* не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовы­ручку;

* не предполагают дополнительных обязательств, кроме обычных норм.

Знакомство - это взаимная симпатия, возникшая на основе поверхно­стного восприятия друг друга. Отношения знакомства не имеют нрав­ственной ценности и не накладывают дополнительных нравственных обязательств.

Тема: «Типы дружеских отношений»
Цель: показать учащимся, что понятие «дружба» и взаимоотношения между
людьми сохранили свою значимость, не потеряли глубины чувствования и
восприятия в современном мире
Задачи:
расширение представлений о важности созидания человеком добрых
отношений в коллективе на основе взаимопонимания;
воспитание стремления к взаимопониманию во взаимоотношениях с
людьми;
подготовка учащихся к изучению следующей темы;
спобствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание»;
способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
Ход урока:
2. Проверка домашнего задания:
3. Объяснение новой темы:

Прежде, чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное
предложение:
1.
2.
Друг - это тот, кто...
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как...
Мудрые высказывания о дружбе.
­ Как вы их понимаете?
Непонимание делает из друзей врагов.
Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их.
Л. Фейхтвангер
У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав - всякий будет с
тобой.

М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Л. Толстой
Сидящих за твоим столом, ты не спеши назвать друзьями.
Их проверяют не вином, а горем, помощью, годами…
Объяснение темы учителем: Дружба – это форма межличностных
взаимоотношений, основанная на общности интересов и взаимной
привязанности.
Еще античные философы пытались разобраться в этой необыкновенной и
удивительно прекрасной способности человека. Другом может быть не
каждый. Для дружбы, во­первых, необходимо духовное единство,
преданность и верность. Другу можно доверить тайны и поговорить обо всем,
зная, что он сможет помочь в трудную минуту и не осудит за ошибки.
Аристотель высказывал мысль о трех видах дружбы. Она может быть
основана на взаимной пользе, удовольствиях или добродетелях (т.е.
способности на добрые дела, чувство справедливости и понимание). Поэтому
настоящих друзей у человека не много, т.к. не каждый способен на искреннее,
добросердечное отношение к другому.
­ Как вы понимаете пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто
ты»?
Обратите внимание: не про родителей спрашивается, не про возлюбленного/­
юю. Про друга. Они сходятся не по чувственному влечению, не по
обязанности, установленной родственными связями, а на добровольно­
договорных началах – полная свобода, никаких законов, судов и контроля.
«Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений», ­
Цицерон.
Существуют различные виды дружбы:
1. Школьная дружба

искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, т.е. на
самые важные для хорошего человека и семьянина свойства.
2. Дружба, основанная не на общности натур, а на
их противоположности
3. Так называемая, фронтовая дружба. Когда доверяешь кому­то
безоглядно и полностью. Про таких друзей говорят: «С ним можно пойти в
разведку», «Ему можно доверить прикрывать спину».
– она очень важна для испытания юной души на

(люди дополняют друг друга).

– это парни и девушки, объединение
4. Дружба­служба – очень распространенный вид между подростками –
основой всегда служит преимущество одного (сила характера, физическая
сила, способности, модные вещи, авторитет и т.д.) и неудовлетворенные
способности другого. «Король без свиты, как известно, ­ не король. И не
понятно: кто кому в большей степени нужен.»
5. Дружба­соперничество
– это сходство равносильных натур. Их тянет
друг к другу, особенно, если круг увлечений их схож, но самолюбие, жажда
лидерства, споры разводят их в разные споры. Они могут долго не мириться,
но и не разрывать отношения. Кстати, встретившись через годы, друзья­
соперники становятся подлинными товарищами, т.к. нет надобности «делить»
что­то, все уже поделено временем и жизнью.
6. Дружба­компанейство

внешкольными интересами. Вне этих занятий – каждый сам по себе, но вот
сошлись вместе (например, на спортивной или собачьей площадке, сцене и
т.д.) и нет ближе товарищей.
Но существует и другой тип компанейских обществ, которые вырабатывают
свой кодекс и бывают строго беспощадны к нарушителям этих правил. Войти
в такую компанию – не просто, а выйти – совсем трудно.
7. Дружба­исповедание

связаны – одной лишь потребностью поговорить по душам, с полной
убежденностью, что они будут поняты, что их тайны останутся в сохранности.
В исповедниках у подростков, как правило, оказываются люди старшие по
возрасту, но не родители.
­ Почему? Может быть ребят останавливает предположение, что у столь
разумных и правильных родителей, какими обычно предстают перед ними их
мамы и папы, ничего подобного в их жизни произойти не могло. Вдруг они не
поймут, не простят ошибок.
Вот что пишет доктор философских наук И.С.Кон: «При опросе группы
старшеклассников, отвечая на вопрос, с кем они предпочитают проводить
свободной время, мальчики ставят родителей на последнее (6), а девочки на 4
место». Зато на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в трудной жизненной
ситуации?» ­ и те, и другие поставили на первое место мать, на 2 место
мальчики ставят отца, а девочки подруг.
8. Двуполая дружба

отношениями и любовью, которая может умереть от глупых насмешек. Ведь
злые языки, страшнее пистолета. Их выстрелы нередко сражают и взрослых
людей, не то что юных подростков. Но нужно помнить, что любое чувство
проверяется испытаниями. И возникают сомнения: а была ли то настоящая
дружба, если от глупых насмешек она умерла.
– никакими делами, увлечениями эти люди не
– это переходный этап между приятельскими

Ответы на вопросы анкеты помогут
7. Анкета «Знаете ли вы?»:
учащимся понять, достаточно ли хорошо они знают друг друга и как
складываются отношения между мальчиками и девочками в классе.
­ Ответьте на вопросы анкеты «Знаете ли вы?». Если вы не знаете ответа на
вопрос, то обведите его номер кружком.
Анкета «Знаете ли вы?»
1. Где живет ваш сосед (ка) по парте?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Есть ли у него (нее) брат, сестра?
Когда у него (нее) день рождения?
Есть ли у него (нее) дома какие­либо животные?
Какое у него (нее) увлечение?
Любимые его (ее) школьные предметы (уроки)?
С кем он (она) дружит в классе, во дворе?
Сравните, чего больше: ответов с кружочками или без. Какой вывод можно
сделать? Достаточно ли вы внимательны друг к другу?
8. Вывод урока: современные юноши и девушки не изъясняются со своими
друзьями возвышенным стилем, не льют слез при встречах и расставаниях, как
описано в старинных романах. Но слезы и объятия не единственные символы
чувствительности. Часто взрослые, слушая телефонный разговор двух
старшеклассников, выходят из себя от его бессодержательности и
незначительности: «Опять ты болтаешь со своим Вовкой! Вам что друг другу
сказать нечего? Сорок минут болтовни - и ни одной стоящей мысли, ни
одной законченной фразы, одни междометия! До чего пустая молодежь
пошла!»
Но этот разговор со стороны кажется пустым потому, что его главное
жизненное содержание не логическое, а эмоциональное. И выражено не
столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, акцентах,
недоговоренностях, недомолвках, которыми пытаются донести друзья друг до
друга тончайшие нюансы настроений, что остается бессмысленным и
непонятным для постороннего слушателя. Современная молодежь не
потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в
дружбе, все это живо, трепетно, ранимо, но часто тщательно скрывается за
внешней бравадой и скепсисом.

Закончить предложения:
9. Домашнее задание:

1. Друг - это тот, кто...
2. С другом я часто...
3. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как...
4. С другом можно...
5. Я дружу с... потому, что...
Собрать пословицу о дружбе и объяснить её
10. От сердца к сердцу:

значение:
Плохой друг что тень: в солнечный день/ не отвяжешься, а в ненастный не
найдешь.
С кем хлеб­соль водишь,/ на того и походишь.
Не та дружья рука, что только гладит,/ а и та, что за вихор таскает.
Плохо без друга, который потерян,/ но плохо и с другом, который
неверен.
С иным водиться,/ что в крапиву садиться.
Не тот друг, кто на пиру гуляет,/ а тот, кто в беде помогает.
Нет друга - ищи,/ а нашел - береги.
Дерево держится корнями,/ а человек - друзьями.
Был Филя в силе - все други к нему валили,/ а пришла беда - все
прочь со двора.
Старый друг - /лучше новых двух.
Конь познается при горе,/ а друг при беде.









Взаимодействие людей друг с другом и с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые возникают между людьми в их социальной жизни. Объективные отношение и связи (зависимость, подчинение, сотрудничество, соперничество, взаимопомощь и др.) неизбежно и закономерно возникают в обществе в целом и в любой реальной группе. Отражаясь в сознании человека, преломляясь через призму внутреннего мира личности каждого члена группы, насыщаясь эмоциями, эти объективные отношения превращаются в субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний и взаимодействий в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения определяются взаимной готовностью партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения.

В работах Н.Н.Обозова предложена следующая классификация межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные; особо выделены деструктивные взаимоотношения. Данная классификация не претендует на полноту и законченность, но она отражает основные типы значимых отношений и оказывается практически полезной для анализа реальных повседневных взаимоотношений.

Эта классификация построена на нескольких критериях: глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений.

Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней характеристик:

общевидовые (пол, возраст, расовая принадлежность);

социокультурные (национальность, социальный статус, профессия,

образование, политическая и религиозная принадлежность и т.п.);

психологические (темперамент, характер, интеллект, мотивация и т.п.);

индивидуальные (уникальные, неповторимые особенности внутреннего мира личности, обусловленные своеобразием жизненного пути человека).

Разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Каждый уровень характеристик играет для определенного вида свою более или менее важную роль. Наиболее полна и глубока включенность личности в дружеские и семейные отношения.

Второй критерий – степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить по числу признаков значимых для установления и поддержания отношений. Наиболее избирательны люди в отношениях дружбы, супружества; наименее – в отношениях знакомства. Чем меньше людей могут быть вовлечены в отношения, тем более тщательным и пристрастным становится отбор. У каждого из нас знакомых больше чем приятелей, а приятелей больше, чем друзей.

Третий критерий, выделенный исследователями межличностных отношений, – функции (цели, назначение) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые разрешаются в межличностных отношениях, потребности, которые удовлетворяются в этих взаимоотношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных взаимоотношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, использование ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, уходят ролевые клише.

Для понимания существа дружбы и товарищества необходимо знать их антиподы; вражда, соперничество. Для одних видов межличностных взаимоотношений в реальной жизни можно обнаружить их противоположности: дружба – вражда, товарищество – соперничество. Однако некоторые виды межличностных взаимоотношений не имеют антиподов, их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Прекращение таких отношений выражается в полном исчезновении контакта, переходе их в другой вид взаимоотношений (например, супружества в знакомство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).

Практическая польза знаний особенностей межличностных отношений в обыденной жизни в наибольшей степени осознается тогда, когда участники взаимоотношений квалифицируют (оценивают) их по-разному, и каждый ведет себя в соответствии со своей оценкой взаимоотношений. «Взаимоотношения не сложились…». Эта формула известна всем. Не складываются они по разным причинам, но, пожалуй, самая распространенная причина – это несоответствие поведения одного партнера ожиданиям другого. Допустим, один из партнеров оценивает отношения как приятельские, а другой как дружеские. В этом случае, скорее всего первый будет казаться второму холодным, а второй первому – навязчивым.

Неотъемлемый признак устойчивых межличностных отношений – их обоюдность. Обоюдное приятельство может длиться сколь угодно долго. А вот отношения «знакомый – друг» не могут существовать долго, потому что неизбежно влекут за собой непонимание, недоразумения, взаимное неудовольствие. Такие отношения либо прекратятся совсем либо перейдут в другой вид отношений. Причем для разрыва отношений достаточно желания одной стороны, а для изменения необходимы усилия обоих партнеров.

Н.Н. Обозов на основании исследований межличностных отношений предложил психологические характеристики различных видов отношений.

Отношения знакомства. Эти отношения не определяются родством или целями совместной деятельности. Круг лиц, с которыми человек вступает в отношения знакомства – самый широкий. Он может охватывать до нескольких сотен лиц, т.е. знакомых у нас столько, сколько может удержать наша память. Но дело здесь, конечно, не только в памяти. Малообщительный, замкнутый человек, интроверт даже при хорошей памяти включит в число знакомых гораздо меньше людей, чем общительный.

Отношения можно назвать отношениями знакомства, если:

знаешь в лицо, узнаешь, обмениваешься приветствиями и иногда «светскими фразами», например, о погоде.

Предлагаем выполнить следующее упражнение: напишите список всех Ваших знакомых. Включите в него и тех, отношения с кем принадлежат к другим видам отношений. Список можно составлять несколько дней, выбрав свободные минуты. Предложите выполнить это упражнение тем людям, отношения с которыми позволяют обращаться с подобными просьбами.

Круг знакомств в значительной мере определяется возрастом, полом, профессией, местом жительства, социальным статусом человека.

Ситуации возникновения знакомства разнообразны и различны для разных культур (молодежная субкультура в этом смысле наиболее демократична). Поддержание и сохранение отношений знакомства во многом зависят от психологических особенностей людей (общительности, обаяния, уверенности в себе, активной жизненной позиции и др.) и также определяется культурными традициями.

Отношения знакомства проявляются в акте опознания и приветствия. Отношения знакомства – источник осознания социальной и видовой принадлежности: половой, возрастной, территориальной и т.д. При знакомстве формируется первое впечатление о человеке.

Отношения знакомства наименее эмоционально насыщенны. К просто знакомым мы испытываем, как правило, легкую симпатию, антипатию или безразличие. Когда мы находимся в привычной социальной среде отношения знакомства обычно не слишком занимают нас. Негативные переживания вызывает полное отсутствие отношений знакомства. Это знает каждый, кому доводилось менять место жительства, привычную среду обитания. Отношения знакомства, несмотря на кажущуюся незначительность, играют важную роль в нашей жизни.

Приятельские отношения возникают на основе отношений знакомства. Для становления приятельских отношений необходим достаточно устойчивый круг знакомых, значимые для партнеров условия совместной деятельности в различных сферах (быт, труд, учеба, досуг), взаимный интерес.

Отношения становятся более избирательными. Приятельские отношения, как правило, связывают людей близких по возрасту. Пол, образование, социальный статус здесь важны настолько, насколько они допускают общность интересов и сходство основных ценностей.

Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия, когда симпатии-антипатии являются одним из основных условий возникновения и поддержания отношений. В приятельские отношения в большей степени, чем в отношения знакомства включены эмоциональные переживания и оценки. Для возникновения положительных взаимооценок в общении важно сходство мнений по тем или иным вопросам, касающимся различных сфер жизнедеятельности: личная жизнь, профессия, политика, искусство, увлечения и т.п. При общении с приятелями затрагиваются темы более важные, чем при отношениях знакомства. Круг приятелей уже, чем круг знакомых. Число приятелей зависит от общительности человека, его потребности в контактах с другими людьми. Проведенный опрос показал, что приятелями чаще всего называют тех, с кем приятно и интересно провести время, поговорить.

Постарайтесь на основе «списка знакомых» составить «список приятелей».

Дружеские отношения возникают из отношений знакомства и приятельских отношений, когда появляются условия, способствующие более тесному сближению людей.

Важную роль в становлении дружеских отношений играет время. Длительные отношения знакомства и приятельства приводят к тому, что люди лучше узнают друг друга, на основе углубляющейся симпатии отношения становятся более устойчивыми, возрастает доверие, возникает привязанность, потребность друг в друге. Отношения превращаются в дружеские.

Толчком к сближению людей, закреплению их отношений нередко являются сложности, затруднения в работе или личной жизни. Этот факт отражен в пословице «Друг познается в беде». В то же время, не менее справедливы слова: «Друг познается в радости». Со-страдать легче, чем со-радоваться. Вероятно, сострадание и «сорадование » различны по своему происхождению и, может быть, по «возрасту» в психике человека. Наверное, нечто, напоминающее сострадание должны испытывать и животные, и это имеет биологическое приспособительное значение. Тревожные крики и другие признаки страдания животного рефлекторно вызывают у других животных состояние тревоги, страха, и включают механизмы защиты или бегства… Радоваться за другого может только человек, переживать успех, удачу другого как свои собственные может только настоящий друг. В отношениях дружбы нет места зависти.

Дружеские отношения начинается с симпатии, уважения, доверия.

Для дружеских отношений характерна очень высокая избирательность. Настоящий друг – это alter ego, т.е. второе Я.

В основе дружбы лежит общность интересов и сходство в основных целях и ценностях. Важный критерий дружеских отношений – их взаимность, адекватная оценка характера и ценности отношений обоими партнерами. Отношениями дружбы, как правило, связаны два или три человека. В компаниях друзей все связаны отношениями дружбы, но наиболее тесные контакты устанавливаются в парах, своеобразных микрогруппах.

В дружеских отношениях выделяют инструментальную и эмоционально-исповедальную составляющие. Их удельный вес в отношениях может быть различным.

Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в различных жизненных обстоятельствах.

Эмоционально-исповедальные отношения предполагают эмоциональную поддержку, высокую степень доверия, взаимопонимания и абсолютную доброжелательность. Это не только не исключает возможности критики, но как раз и делает ее действенной.

Лучшие друзья, как правило, ровесники, что отражает психологическую потребность в отношениях, основанных на принципах равенства и сходства базовых характеристик.

Отношения дружбы характерны для всех людей независимо от пола и возраста, однако существует возрастная и половая специфика дружбы.

Возрастная динамика дружбы проявляется в степени ее избирательности, устойчивости и интимности. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости и психологической интимности.

Особую ценность дружеские отношения приобретают в юношеском возрасте. Они занимают исключительное место в ряду юношеских привязанностей. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, дружба не только предвосхищает любовь, но и включает ее в себя.

Дружеские связи в зрелом возрасте, сохраняя основные признаки дружбы (избирательность, устойчивость, интимность), теряют свою «тотальность», часто выступая как дополнение семейных привязанностей.

Половые различия проявляются, в том, что женской дружбе, как правило, доминирует эмоционально-исповедальная составляющая, а в мужской – инструментальная составляющая дружеских отношений. Женщины более тонко воспринимают взаимоотношения, острее реагируют на их нюансы, чем мужчины.

Дружеские отношения высоко ценились и ценятся у всех народов и во все времена, однако существуют люди, у которых потребность в психологической близости, удовлетворяемая в дружбе, слабо развита. Это бывает следствием как эгоизма или эмоциональной бедности, так и гипертрофии мотива достижения. Человек всецело поглощенный предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.

Запишите, пожалуйста, на листе бумаги имена своих друзей.

Товарищеские отношения , близки к инструментальным дружеским. Также как инструментальные дружеские они реализуются в сфере предметной деятельности, но обусловлены не личными предпочтениями, а ситуацией совместной деятельности, принадлежностью к одной общности, как правило, производственной. Товарищеские отношения ориентированы на достижение групповых целей. Атрибуты товарищества – взаимопомощь, содействие, сотрудничество и т.п. повышают эффективность совместной деятельности.

Товарищеские отношения функционируют при любом количественном составе, так как связи между товарищами задаются групповыми целями.

В недавнем прошлом отношения товарищества «воспитывали дух коллективизма», рассматривались в контексте достижения целей коммунистического строительства и имели существенную идеологическую нагрузку. Сейчас коллективы чаще называют командами, а дух коллективизма – корпоративным единством. Идеологическая функция отношений товарищества сохраняется, но изменяется ее содержание. Отношения товарищества в группе совместно работающих людей способствуют повышению эффективности совместной деятельности, достижению корпоративных целей.

Психологический смысл отношений товарищества остается неизменным. Потребность установления дружеских или приятельских отношений с тем или иным человеком возникает изнутри. Необходимость поддержания товарищеских отношений, их продолжительность диктуются внешними факторами. Я дружу с этим человеком, потому что хочу этого; с этим человеком меня связывают товарищеские взаимоотношения, потому что так надо (разумеется, «надо» не исключает «хочу»).

Товарищеские отношения могут переходить в приятельские или дружеские. Практика показывает, что дружеские отношения могут негативно влиять на эффективность групповой деятельности. Во-первых, дружеские отношения переключает наше внимание с задачи на отношения, а, во-вторых (а, может быть, во-первых) этические ценности дружбы и товарищества не всегда совпадают. Основная ценность дружбы – благо друга; основная ценность товарищества – достижение совместных целей.

Любовные отношения строятся как форма удовлетворения эмоционально-сексуальных потребностей партнеров и могут переходить в другие виды отношений. Здесь необходимо подчеркнуть различие между отношениями любви вообще и любовными отношениями между сексуальными партнерами. Отношения любви не выделяются как самостоятельный вид межличностных отношений. Они представляют собой важнейший компонент супружеских и родственных отношений, могут быть включены в дружеские отношения, лежат в основе любовных отношений.

Чувство любви – высшая степень эмоционально-положительного отношения человека к человеку. Любовным отношениям свойственна исключительная избирательность в выборе партнера, что приводит к единичности или даже отсутствию этого вида отношений в жизни человека.

Глубина отношения любви объясняется тотальным вовлечением партнеров в это отношение.

Люди, связанные отношениями любви, склонны высоко оценивать положительные качества друг друга, особенно те, которые они считают наиболее значимыми в ценностном плане. Поэтому бытует мнение, что «любовь слепа». Философ и психотерапевт В. Франкл ставит под сомнение эту расхожую истину. Слепа ли любовь, которая заставляет видеть в объекте любви только хорошее? Может быть наоборот, любовь обладает особым зрением, позволяющим увидеть потенциальные возможности человека, которые могли бы проявиться, и которые не дано заметить без любви? Может быть, когда любовь уходит, человек не прозревает, а слепнет, утрачивая возможность видеть в другом человеке самое лучшее?

Отношения любви своеобразны и уникальны в каждом конкретном случае. Это – один из самых сложных предметов научного исследования сущность любви мы постигаем на собственном опыте и читая прекрасные произведения художественной литературы. «Тайна сия велика есть»*.

____________________________

* Выражение из послания апостола Павла к ефесянам, которое читается во время православного обряда бракосочетания.

Супружеские отношения возникают в результате официального оформления любовных отношений. Под супружеством как формой межличностных отношений понимают совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. С точки зрения общества функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. Для человека брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Эти потребности могут быть удовлетворены и вне брака, но супружество организует, стабилизирует, социально санкционирует их удовлетворение.

Полифункциональность супружеских отношений требует всестороннего включения личности, создает предпосылки для высокой избирательности при выборе партнера, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность. Для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребность в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении. Наиболее прочными и счастливыми оказываются те браки, в которых партнеров связывают отношения любви и дружбы.

Особое значение для семейного согласия, гармонии отношений имеет супружеская совместимость. Совместимость – такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пар (что выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости). Для супругов общение является не только средством решения семейно бытовых вопросов, но и самоцелью – как «общение ради общения».

Родственные отношения основаны на общности происхождения, связи по рождению. Число лиц, включенных в родственные отношения, зависит от многих факторов: фактическое число родственников, близость проживания, культурные традиции.

Человек не может по собственной воли выбирать лиц в отношении родства, и поэтому в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, родственные отношения могут проявляться в форме приятельских, дружеских, товарищеских отношений. В то же время, все родственные отношения имеют одинаковую основу и единую функцию – забота о поддержании физического и социального благополучия членов родственной группы.

В исследованиях антропологов прослеживается представление о роде как о социальной общности, выполняющей задачи поддержания, выживания и процветания членов рода. Видимо, эта функция характерна и для современных отношений родства, хотя и в более замаскированном виде.

К родственным отношениям относятся детско-родительские отношения. Именно эти отношения во многом определяют то, как на протяжении всей будущей жизни человека будут складываться у него все другие виды межличностных отношений. Взаимоотношениям родителей и детей посвящено очень много работ психологов и педагогов.