Взрослый вопрос маленького человека, или Как появляются дети? Как объяснить ребенку откуда берутся дети (в картинках). (36 картинок)

Впервые ребенок задумывается над этим в трехлетнем возрасте . Или сам задумается или его направят на эту мысль обстоятельства:

  • Ему сообщили, что у него будет братик или сестричка;
  • он узнал, что у кого-то будет братик или сестричка.

Ребенок знает, откуда берутся новые игрушки, одежда, еда, но откуда возьмут такого же, как он человечка? Видно, там, где и его. А где взяли его?
Вот тут-то и проснется его настойчивый интерес к пониманию такого для него важного аспекта жизни. Он поймет или, скорее, почувствует, что этим вопросом заглядывает во взрослый мир.

Для деток на 3-4 году жизни, пожалуй, ответ на вопрос об их появлении на свет, найти наиболее просто. Главное – дать понять, что ребенок родился у мамы с папой, которые его очень любят. В этом возрасте крошка уже понимает отличие между девочками и мальчиками и знает, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков – мужчины.

Итак, отличным ответом станет сказка с родителями в образе главных героев: когда мама и папа поженились, папино семечко попало в животик к маме и из него получился вот такой замечательный мальчик Артемчик. В мамином животике у Артемчика был домик, то мальчик вырос, и в домике ему стало тесно. Когда сыночек захотел выйти, внизу маминого животика открылась дверца и он родился. Для крошки в 3 года такого ответа станет более чем достаточно.

На вопрос о том, почему именно там, – «потому что в животике ребенок находится в полной безопасности».

На данном возрастном этапе ребенку достаточно будет этого объяснения. Большего он пока и не осмыслит. Ведь эта информация сильно расходится с тем, что ему предлагали сказки.

Первый интерес к признакам полового различия

В этом же возрасте малыши замечают и начинают интересоваться отличием мальчиков от девочек, соответственно, мужчин от женщин и физиологическими особенностями этого отличия – половыми признаками. Их заботят собственные признаки принадлежности к мужскому или женскому полу и свое сходство с представителями своего пола. Это естественный интерес, и они задают вопросы об этом также искренне, не стесняясь, как любой вопрос абсолютно другого рода. Вы тоже не должны выказывать стыда, испуга и, тем более, неодобрения.

При этом, вы уже можете указать на деликатность этой темы и порекомендовать говорить об этом наедине, особенно не при детках другого пола.

Ответ для деток на 4-6 году жизни

До этого возраста детки уже должны знать, что их рожают мамы. Если каким-то образом им это еще не известно, вы должны побеспокоиться, чтобы ребенок имел в виду, что он родился.

Обычно ребенку в дошкольном возрасте уже мало ответа, что он сначала появился в мамином животике, а позже – родился через дверцу. И они пытаются разузнать как можно больше об этом процессе, желательно с подробностями.

Конечно, следующий вопрос вполне предсказуемый:

КАК РЕБЕНОК СМОГ ПОПАСТЬ В МАМИН ЖИВОТИК?

В этой ситуации вас выручит шрам на животе от кесарева сечения или от аппендицита. Вы можете ответить таким образом: когда ребеночку становится тесно в мамином животике, маму увозят в больницу, а там доктор разрезает ей живот и достает малыша.

Если же у вас нет шрама, объясните, что дитя родилось через маленькое отверстие, которое есть внизу животика у каждой мамы. Когда крошка попросит показать его, напомните ему, что у каждого человека есть на теле места, которые нужно скрывать и показывать только маме с папой или доктору с разрешения мамы. Одновременно убедитесь, знает ли ваше чадо об этих секретных местах. Таким образом вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: удовлетворите любопытство и убережете ребенка от любимых игр «в доктора» между сверстниками в детском саду.

Когда дошкольник будет настойчиво интересовать процессом оплодотворения, расскажите ему следующее. Когда мама и папа женятся, они очень любят друг друга. Ты же видел, что мама и папа спят в спальне, так вот, когда папа и мама прижимаются, самая шустрая папина клеточка проникает к маминой клеточке, они соединяются и появляется крохотный ребеночек. Он такой маленький, что поместиться у тебя на пальчике. Каждый день ребеночек растет, и через девять месяцев становится довольно большой, чтобы помещаться в мамином животике.

Будет очень уместно расспросить ребенка о том, что он знает про «особые места» принадлежности к мальчикам или девочкам. Объяснить, что они не постыдные, но интимные, предназначенные природой для будущего материнства и отцовства, и не следует проявлять любопытство к ним у других деток, и, тем более, нельзя чужим людям их показывать, давать трогать.

Уместно будет воспользоваться иллюстрациями из детских книг-пособий, к примеру, авторства Дорис Рюбель, или из детской энциклопедии.

Если до 6 лет тема ребенком ни разу не подымалась, то стоит самому направить разговор на тему зарождения жизни и появления на свет. Иначе, к ребенку может поступить сомнительная информация из других источников, и отношение к этому вопросу может быть заложено также не вами.

Вообще, темы жизни и смерти должны интересовать детей в этом возрасте – это признак здоровой любознательности. И от вашей реакции и ответов на эти вопросы зависит его отношение к этим природным и естественным понятиям устройства жизни.

Именно вы, родители, должны освещать темы сексуальных отношений и закладывать у ребенка их здоровое восприятие и отношение к ним как к светлой части взрослой жизни, основой которой должна являться любовь.

Ведь только вы можете ему рассказать о тех чувствах, продолжением которых являются сексуальные отношения и зачатие ребенка.

В этом возрасте обычно интерес к щекотливой теме немного стихает, ведь ребенок загружен уроками, кружками, у него появляется множество других знаний и интересов. Но точно ребенок готов слышать ответы и он отчетливо реагирует на Ваше стиснение в этой теме. Поэтому, Вам лучше потренироваться и спокойно называть интимные части тела. И, что важно, объяснить ребенку последовательность: любовь – супружество – дети.

Если ребенок все-таки продолжает интересоваться темой собственного появления на свет, подыщите ему обучающие мультики или купите специальную книжку. Благо, на сегодня в любом книжном магазине найдется литература с иллюстрациями, рассчитанными на детей младшего школьного возраста, которая просветит и ответит на все вопросы в рамках морали.

Просто приобретите нужную книжку и подойдите к ребенку со словами: вот книжка, в которой описаны все отличия между мужчиной и женщиной, а также как рождаются дети. Если тебе это интересно, можешь почитать.

Ответ для подростка

С подростками разговор совсем другой, и, скорее на тему – как предохранятся, чтобы не было детей. Но, если говорить о подростковом детстве – 9-14 лет, здесь как раз и необходимо рассказывать о сексе, как и когда это происходит. Очень важно, рассказывать о любви, которая предшествует интимной близости, о детородных функциях организма и о готовности (физической и моральной).

Объяснение должно уже относиться непосредственно к зачатию. «Если мужчина и женщина любят друг друга и хотят ребенка, они обнимаются, целуются и ласкают друг друга, при этом из пениса мужчины семенная жидкость через отверстие внизу живота женщины (влагалище) попадает во внутренний женский орган (матку), где мужские сперматозоиды соединяются с женской яйцеклеткой – зарождается новая жизнь».

Можете также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии или из детских книг-пособий, но уже для подростков.

Главное правило разговора на деликатные темы с подростком, – доверительная атмосфера, от вас должно исходить спокойствие и уверенность.

Это необходимо для того, чтобы ребенок без сомнений приходил к вам с сокровенными вопросами. Ведь вам предстоят следующие этапы сексуального воспитания – донести информацию о правилах контрацепции, о ранних абортах, о болезнях, передающихся половым путем.

То есть здесь важно не запугать ребенка, о том, что “залетишь” или “в подоле принесешь”, а о важности отношений между взрослыми мужчиной и женщиной, и о осознанном желании иметь детей.

В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:

  1. Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
  2. Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
  3. Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
  4. При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему. Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
  5. Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
  6. Очертите границы допустимого интереса:
    - его интереса к чужим половым органам;
    - чужого интереса к его половым органам.

Донесите до ребенка важность того, что ни при каких обстоятельствах никаким чужим людям не показывать свои половые органы во избежание сексуального насилия, и что о любом подобном предложении вы должны узнавать немедленно.

Каждый по-своему пытается попасть в будущее: люди отправляют послания в бутылке, замораживают тела, пишут книги, сажают деревья и строят дома… Но самый простой способ передать «частичку себя» сквозь время - создать ребенка с помощью методов полового размножения (впоследствии также воспитать его в духе традиционных ценностей и позаботиться о том, чтобы появились внуки и генеалогическое древо продолжало давать плоды). Что именно передает человек своему потомку и как это происходит - в новом материале Genotek.

Радости полового размножения

Среди эволюционных биологов до сих пор ведутся споры о том, как эволюция пришла к половому размножению, почему это может быть выгодно живым существам и как же живут те, у кого половое размножение отсутствует. Наша цель сегодня - не ввязываться в споры, а выяснить, «что там у людей». С антропоцентрической точки зрения, половое размножение похоже на контракт с дьяволом. Есть представители животного мира, которые оказались мудрее (или, наоборот, недостаточно продвинутыми). Например, амеба: она не подписывала контракт с дьяволом и не познает радостей полового размножения и планирования семьи. В обмен на это амеба получает бессмертие. Ведь каждая из клеток, полученных путем деления исходной амебы, - ее точная генетическая копия.

Грибные гендерные исследования

Если мы говорим о половом размножении, требуется как минимум два различных пола. Человек - удобный пример для обсуждения, а грибы - неудобный, потому что у грибов может быть до 36 000 полов . Воистину свобода самоопределения!

Фаза движения хромосом по китайскому календарю

Эмбрион не имеет половых признаков до 4–5 недель эмбрионального развития. Половая железа такого существа представляет собой мешочек, в который заселяются предшественники половых клеток. Только потом запускается одна из выбранных программ развития. Опустим подробности выбора пола и патологий, связанных с этим процессом. Важно, что выбор в данном случае происходит не по воле родителя, и тем более не по «календарю» или таблице зачатия - это молекулярно-генетический процесс. Самое важное для понимания полового размножения в целом: полный набор хромосом здорового человека включает в себя 23 пары.

Танец для 23 пар

Хромосома - это не абстрактное понятие, а одна большая свернутая молекула ДНК, удерживаемая белками. При этом хромосомы каждой пары, несмотря на то, что в них заключена информация об одном и том же, могут нести различные варианты генов (аллели). Половые клетки человека содержат всего 23 хромосомы (а яйцеклетка - еще и митохондриальную ДНК, важную маленькую молекулу!). Это не значит, что гаметы (половые клетки) представляют собой порубленные напополам клетки тела. Их образованию предшествует изящное, похожее на танец, деление клетки, в ходе которого хромосомы каждой пары обмениваются друг с другом фрагментами и расходятся по разным клеткам. Этот танец называется мейоз. По сути, любой ДНК-тест - это анализ талантов ваших хромосом. Потом гаметы встретятся и получится совершенно новый человек, удивительно похожий отдельными чертами на родителей. Но нам интересно то, что происходит накануне.

Ladies first

Образование яйцеклеток у женщин происходит в период эмбрионального развития. Этот процесс называется «о(в)огенез» (дословно - образование яйца). Его можно поделить на три этапа: размножение, рост, созревание. После того как пол эмбриона определен как женский, мешочек с предшественниками половых клеток становится яичником. Клетки-предшественницы начинают активно делиться подобно большинству клеток нашего тела. Пока что они все одинаковые, и нужно просто сделать как можно больше клеток. Возможность увеличить число будущих яйцеклеток у женщины есть только в ходе эмбрионального развития. Далее клетки переходят к следующему этапу - росту. Во время роста и ядро, и сама клетка существенно увеличиваются в размерах, накапливая запасы разных молекул, которые понадобятся, когда оплодотворение все-таки произойдет. Финальный этап развития яйцеклетки - мейоз- начинается еще в эмбрионе. Потом наступает пауза, и окончательное созревание яйцеклетки происходит у женщин раз в месяц с пубертатного периода до менопаузы.

The XX

Деление при созревании яйцеклетки имеет тот же базовый принцип, что был указан выше: происходит «танец хромосом». У яйцеклеток есть две особенности. Первая заключается в том, что после деления не все клетки станут яйцеклетками и какие-то из них будут использованы в качестве вспомогательного ресурса яйцеклеток. Второе интересное свойство: окончательное созревание яйцеклетки заканчивается только после оплодотворения. По большей части, клеточная биология интересна клеточным биологам. Для простых смертных важно ответить на вопросы в духе «Как привязанность к «Ягуару» в 9-м классе/работа на химическом производстве/5-летний стаж курения (нужное подчеркнуть) смогли повлиять на мои яйцеклетки?» Курение, алкоголизм и стрессовые ситуации ведут к окислительному стрессу в организме. Иными словами, «токсичные ситуации» и вредные привычки стимулируют выработку активных форм кислорода в организме. Негативное влияние окислительного стресса на репродуктивную функцию женщины доказывают через исследование яичников, цикла, развитие фолликула и анализ случаев невыношенной беременности. Нужно беречь себя и свои яйцеклетки от активных форм кислорода. Просто потому что других внутри вас нет.

Men’s health

С мужчинами все несколько иначе. На протяжении всей жизни у них в семенниках есть пул стволовых клеток, которые могут дать начало клеткам семенной жидкости. С пубертатного возраста клетки готовы к делению. Нужно разделить пазл генетического материала человека на две половины (посчитать число способов, которыми это можно сделать, - отдельная математическая задача). После того как клетки поделились, каждая из них получает гаплоидный набор хромосом. Нужно собрать сперматозоид - компактную клетку со жгутиком. Помимо известной функции доставки генетического материала, сперматозоид также должен активировать яйцеклетку, которая «остановилась в развитии».

Делиться - хорошо, но не всегда

Образование спермы происходит постоянно, полный цикл регенерации запаса составляет до 3 месяцев. Образование гамет (половых клеток) мужчины отличается от образования гамет женщины. Во-первых, оно более массовое, во-вторых - помимо тех клеток, что станут сперматозоидами, всегда остаются стволовые клетки-предшественницы. Несмотря на то, что будущие сперматозоды и яйцеклетки защищены от внешней среды, деление клеток - это всегда большой риск. Доказано , что в ходе образования сперматозоидов частота возникновения мутаций при делении снижается у молодых мышей и резко возрастает у старых. Помимо этого, риск возникновения мутации в гамете выше именно у мужчин, а не у женщин. Клетки с мутациями, разумеется, менее живучи. Большинство из них просто не доползает до яйцеклетки.

Генетический коллаж человека

Удивительное заключается в том, что человек представляет собой случайный набор генов, случайно собранный от других людей, живших в разное время. При этом наше тело исправно работает. Среди генов, впрочем, можно найти довольно много мусора. Есть такие гены, которые пока не мешают никому жить. Они существуют в теле в двух вариантах: в «сломанном» и «нормальном». Благодаря работе «нормального» повреждений не заметно, а человек может и не знать, что является носителем «гена муковисцидоза» или «гена фенилкетонутрии». Это ни в коем случае не специальный ген с болезнью - это вариант гена (аллель), который кодирует нефункциональный белок. Парадоксальная ирония: люди, идеально совместимые друг с другом душой, телом и бытом, могут также иметь сходные мутации в одной из копий гена! При этом они, сами не зная о своем особом статусе, являются носителями очень неприятного заболевания. Вероятность рождения больного ребенка у такой пары составляет 25%. Из-за двух поломанных копий одного и того же гена, доставшихся ему от мамы с папой, жизнь такого ребенка (и его родителей) будет во много раз сложнее.

***

Процессы, связанные с планированием семьи, требуют, прежде всего, осознанности. Ответственность за собственный генетический материал - крупица в море бесконечных вопросов, ответы на которые не стоит искать на форумах для беременных. Вместе с этим, создание новой человеческой жизни - это не только анализы, фолиевая кислота, большой живот и «смотри, он толкает ножкой». Этот серьезный процесс запускают два человека, и им обоим следует понимать, что они делают.

Родители знают все – в этом уверены все малыши. Мама сможет объяснить, почему осенью опадают листья с деревьев, почему не холодно на улице собаке, почему исчезают лужи на солнце, но вот вопрос об «этом» вводит ее в замешательство. Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Современные дети достаточно умны и сообразительны. Их окружает такой поток информации, что трудно остаться несведущим в каком-либо вопросе. Даже интимные темы сегодня для них не такие уж и неизведанные: с рекламных щитов на кроху смотрят полуобнаженные девушки, по телевизору мелькают ролики о женских средствах гигиены и контрацептивах. Конечно, малыш понимает только поверхностную часть сущности всех этих вещей, до глубин он доберется позже, но вот один вопрос его все же мучает. Откуда же берутся дети?

Как рассказать про «это» в 3-4 года

Это возраст, когда впервые в голове ребенка рождается интересный вопрос. Взрослые думают, что малышу нужны подробности зачатия, поэтому придумывают различные отговорки: нашли в капусте, купили в магазине, аист принес. Думаете, никто не почувствует ложь? Проще и правильнее отметить для крохи эмоциональную сторону появления младенцев на свет . Скажите, что все детки до своего рождения живут у мамы в животике, она носит малыша под сердцем и дарит ему тепло. Трехлетке этого будет достаточно, хотя есть довольно любопытные ребятишки, которые могут поинтересоваться, а как же ребенок попал в животик и почему нельзя там поселиться снова? Можно сказать, что малыши в животиках вырастают из волшебного зернышка, которое папа дарит маме. Это же правда, только сильно завуалированная.

В 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте знаний уже достаточно много, возможно, и тайна появления малышей на свет известна вашему чаду, только он не может объяснить все последовательно. Кто же ему сказал? Книги и средства массовой информации! Чтобы в голове сложился пазл, нужно кое-что уточнить. В этом возрасте эмоциональной составляющей не отделаешься, поэтому подготовьтесь заранее к этому и подумайте, как рассказать ребенку о сексе. В этом вам помогут различные пособия: энциклопедии, макеты, возможно, обучающие мультфильмы. Ребенок воспринимает наглядную информацию, поэтому если использовать только вербальное объяснение, у него останется много вопросов.

Помните, вы рассказываете естественные вещи, поэтому скажите «нет» чувству стыда . Начните с половых признаков мальчика и девочки, затроньте тему любви, отношений между членами семьи. Такие разговоры очень полезны для ребенка в плане воспитания: лучше рассказать все самому, чем дождаться, пока сын захочет провести эксперимент и посмотреть в садике, чем мальчик отличается от девочки. Затроньте также тему того, что секс – это дело взрослых. Наиболее впечатляющим оказывается для ребенка момент непосредственного рождения. Его можно опустить и сказать обобщенно: «У мамы внизу живота есть специальное место, откуда и появляются дети». Если сын или дочка попросят уточнить, скажите, что это секретное место, и они есть у каждого человека. Секрет - табу для детей.

В 7-10 лет

Если родители грамотно объяснили чаду основы анатомии и не боялись отвечать на вопрос, откуда берутся дети, в раннем возрасте, то ребенок уже многое знает. Период 7-10 лет – это этап полового созревания. Вскоре у девочки начнется менструация, а мальчик узнает, что такое поллюции. Обо всем этом надо рассказывать, чтобы подобные ситуации не стали для ребенка сюрпризом. 7-10-летние дети часто задают вопросы о сексе родителям, проверяя, скажут ли им правду или нет. Психологи советуют не отмалчиваться и не посылать дочь к маме, а сына – к отцу, считая, что представители одного пола быстрее найдут общий язык. Ребенок идет к тому, от кого хочет услышать информацию, к тому, кому доверяет. Не стесняйтесь и не переводите разговор на другую тему : расскажите о физиологических изменениях, затроньте тему первой влюбленности, отношений между мальчиками и девочками. Лишний раз акцентируйте внимание на том, что секс и рождение детей – это то, о чем должны думать взрослые.

В 11-16 лет

Самый опасный для подростка период. Он чувствует себя взрослым, хочет не отставать от своих сверстников, а в некоторых вопросах и опередить их. По статистике, современные дети начинают половую жизнь в возрасте 14-16 лет. Если вы все еще думаете, как и когда рассказать ребенку о сексе, знайте, что уже настал критический момент . Подросток не будет спрашивать маму и папу об интимных отношениях, он попробует все узнать сам. Ваша задача не запрещать, а донести до сознания чада мысль о том, что ранний секс – это не круто, а опасно. Он может привести к серьезным заболеваниям, а может закончиться беременностью. Это ответственность, которая ложится на обоих партнеров. Именно об этом надо рассказать папе сыну, а матери – дочери. С ребенком надо обсудить момент нежелательной беременности: какие существуют виды контрацептивов, какие есть виды секса и что они влекут за собой. Чтобы донести всю информацию до подростка, надо правильно выбирать время разговора и его стиль: не навязчиво, не читая нотаций, а как бы между делом. Возможно, сильный эффект будут иметь рассказы о собственной жизни.

Никогда не бегите от этой темы. В каждом возрасте есть свои особенности восприятия информации. Какой бы способ не избрали вы, знайте, что молчать на эту тему нельзя. Интимные вопросы сложные, но это именно те разговоры, которые сближают родителей и детей.

Недетские вопросы: откуда появляются дети

Пожалуй, этот вопрос лидирует в топе самых . В шок могут повергнуть и некоторые книги по вопросам полового воспитания. Противоядие – достоверная информация, полученная от родителей.
Нужно ли рассказывать?
Так уж устроено: человек стремится восполнить недостаток информации, а в детстве – тем более. Фразы типа «Подрастешь – поймешь», «Все тебе знать надо!», «Любопытной Варваре…» сводят на нет сам акт коммуникации. В чем это поможет ребенку? Любой посторонний человек может дать такой ответ. За интересом ребенка стоит объективная потребность: ему не хватает информации, чтобы идти вперед. Неудовольствие и запреты взрослых заставят искать другие источники информации. И вот уже свой пульсирующий живой интерес ребенок несет куда-то дальше, мимо вас…
Когда-нибудь мальчик или девочка услышит разные версии, откуда появляются дети. Какими эти сведения будут по качеству? Из каких источников и как окрашены? Один ребенок был обескуражен рассказом друзей по детской площадке: он не понял почти ничего из-за нецензурных выражений.
Уход от объяснения, а также истории про аиста и капусту таят в себе некоторую опасность: ребенок получит недостающую для его развития информацию за пределами семьи. При этом будет считать родителей либо неосведомленными, либо неправдивыми. Короткое видео позволит взглянуть на ситуацию с юмором, без лишнего напряжения.

Не про это
Ответ на вопрос о появлении на свет ребенка должен соответствовать возрасту ребенка. Обычно впервые ребенок спрашивает об этом в 3-4 года . И интересует его именно появление человека на свет, а вовсе не межполовые отношения. Постепенно объем этой информации будет накапливаться и расширяться, а пока нужна самая основа, зерно этих знаний.
Как рассказать
Рассказ о пестиках и тычинка все-таки очень далек от конкретного вопроса ребенка.
Воздержитесь от деталей. Вся изложенная взрослым информация должна быть достоверна, правдива. В противном случае со временем, с накоплением ребенком знаний? она породит противоречия.
Обязательно расскажите, как вы ждали своего малыша, как радовались его появлению.
Если к 5–6 годам ребенок не спрашивал родных, как дети появляются на свет, расскажите на примере знакомых или родных: «Смотри, у тети Лены и дяди Славы скоро будет малыш. Ты знаешь, как рождаются дети?»
Детям до 5 лет достаточно рассказать: когда мама и папа хотят малыша, то он появляется и растет у мамы в животике. А потом, когда приходит время, врач ему помогает выйти.
Главное в рассказе о взаимоотношениях мужчины и женщины – это любовь .
К 5–6 годам , по мнению специалистов, можно рассказать в самых общих чертах о слиянии мужчины и женщины для рождения ребенка.

С 7–8 лет можно постепенно знакомить ребенка со строением репродуктивной системы и тем, как называются и для чего служат ее органы.
К подростковому возрасту (12-15 лет ) ребенок должен подойти с достаточно ясным представлением о процессах оплодотворения и деторождения. Обратить внимание подростка в беседах нужно на психологическую готовность. Половые отношения предполагают ответственность за себя, за любимого человека и за возможного ребенка. Уместно связать это с социальной стороной вопроса: всему свое время, сначала нужно получить профессию, а потом можно создать семью. Убедительны будут примеры из жизни близких.
Девочке будет комфортнее поговорить с мамой, мальчику – с папой, дядей. Цените доверие своего взрослого ребенка, будьте деликатны и терпеливы.

Мультимедиа в помощь
Если хотите воспользоваться вспомогательными средствами в виде книг, фильмов и

Если ваш 3-летний сынишка интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг друга по половому признаку. Обычная ситуация - любопытный ребенок, взгляд которого вы тщетно пытаетесь перевести на лирический пейзаж, спрашивает: "А что это там делают две смешные собачки и почему они залезают друг на друга?" Можно, конечно, ответить, что они играют в "лошадки". Но лучше, используя подходящий момент, объяснить, что вот таким образом у них появляются щенки. И не вдаваться в подробности, если ребенок о них не спрашивает. А если спросит, рассказать ему на уровне его понимания, примерно таким языком, каким вы стали бы объяснять, например, устройство будильника. При этом учтите, что последнее представляет для него не меньший интерес, чем вопрос, от которого у вас происходит резкий выброс адреналина в крови. А увлекшись, не перепутайте взрослый язык с детским и не напугайте ребенка на всю жизнь рассказами о разъяренном сперматозоиде, который всеми силами стремится проткнуть ничего не подозревающую яйцеклетку.

Моментом, когда ваш 4- летний малыш спрашивает о таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он попытается получить ответ из других источников - начиная с фильмов и кончая "экспериментальными играми" с другими детьми. О, эти игры детей, родители которых вовремя не объяснили им, что в жизни существуют вещи не постыдные, но интимные, касающиеся отношений только двоих, близких друг другу взрослых!

История первая

Рассказывает воспитатель средней группы детского сада: "Из-за двери игровой комнаты я услышала стоны, томные аханья и восклицания: "Давай займемся любовью!". Войдя в комнату, я увидела, как девочки старательно укладывают на куклу Барби ее кавалера и озвучивают сцену, имитируя экстаз. И я в ужасе воскликнула: "Перестаньте заниматься этой гадостью!" Теперь я чувствую, что поступила неправильно, но как надо было повести себя в той ситуации, до сих пор не знаю".

История вторая

4- летний Коля смотрел по телевизору постельную сцену. В самый патетический момент, когда главный герой повалил свою неактивно сопротивляющуюся даму в койку, он, азартно помахивая кулаком, стал подбадривать, крича: "... и по морде, и по морде!". Родители смеялись до слез, умиляясь смешной наивности ребенка. А через неделю с балкона второго этажа с ужасом наблюдали, как он уложил на траву девочку и заинтересованно исследовал, чем она отличается от него, абсолютно при этом не стесняясь.

Хвататься в этом случае за голову и задавать себе трагический вопрос: "Откуда в моем ребенке Это? Кто его Этому научил?" - не стоит. Внешние проявления интереса к противоположному полу происходят не от лишних знаний, а от вопросов, на которые вы вовремя не дали ответа. Просто взрослые не объяснили ребенку, что могут делать вдвоем в кровати мужчина и женщина, и доходить до всего ему пришлось экспериментальным путем.

А что, собственно, говорить?

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос "А как ребенок появляется на свет?" - ответьте: "У мамы внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи доктора малыш выбирается на свет". - "Я хочу посмотреть!" - говорит ребенок. - "А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать". Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: "А как ребенок попадает к маме в живот?" Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: "У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме". В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: "Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь".

А главное, сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои сокровенные вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно.

В школе обо всем расскажут...

Однако давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии...

Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого нарасскажут... И потом урок есть урок: это лишь изложение каких либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами?

Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

"Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?" Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

А если не рассказывать?

Во времена нашего детства и юности как-то не были приняты разговоры родителей с детьми на подобные темы. Почему? Потому что, простите за банальное цитирование, "секса у нас не было". Семья была, прежде всего, ячейкой общества. Великий советский педагог Макаренко вдохновенно советовал: "... воспитывая в ребенке честность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине... мы тем самым воспитываем его в половом отношении". Бесспорно, половое воспитание - это не только разговоры об интимной стороне жизни, но если бы вся эта мораль внедрялась на фоне хоть какой-то сексуальной осведомленности!

А возрастные особенности растущих организмов требовали истины, и дети добивались ее тем или иным путем. Что же ребенок может добыть самостоятельно?

Елена С., 39 лет, рассказывает:

"Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе (это было в 5-м классе) мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками. И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают (!) "оттуда". Я этому не поверила. Летом я поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом..."

Вот так, методом проб и ошибок, с помощью рассматривания атласа анатомии, чтения крайне редких книг о сексе и собственного инстинкта молодежь с горем пополам во все времена разбиралась в тайне вопросов пола. Разумеется, конечно, и наши дети. Но, чтобы их голова не засорялась мешаниной неверных сведений, полученных из уст друзей и фильмов, лучше помогите им. Потому что только вы сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой жизни - это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь. И что есть вопросы, которые лучше обсуждать не в приятельском кругу, а с вами, родителями. Потому что вы произвели на свет его самого, а значит, имеете Опыт и сможете рассказать обо всем достоверно...

Анна Ишина, нейропсихолог

Александра Соболева, педагог

Журнал "Материнство", ноябрь 1999 г.