Профилактика депрессии в подростковом возрасте. Виды проявления депрессии. Негативное влияние подростковой депрессии

У многих подростков в период с 12 по 19 лет происходит важный период жизни сопровождающийся рядом физических, эмоциональных, психологических и социальных изменений.

Сильное давление и постоянная несправедливость суровой реальности всегда приводят к глубоким разочарованиям, т.к. тинейджеры по-особенному чувствительно реагируют на жизненные изменения и стрессы, которые зачастую перерастают в такой диагноз, как подростковая депрессия.

По статистике Всемирной ассоциации здравоохранения, депрессиям подвергнуты 20% от всего количества подростков, причем девочки страдают от депрессии чаще, чем мальчики.

Согласно официальным данным, первопричиной многих случаев инвалидности и смертности среди подростков является именно депрессия.

Итак, из общего количества подростков, которые страдают депрессией, 10-15% регулярно имеют отдельные симптомы депрессии, 6% мучаются от клинически выраженной депрессии и целых 30% из них испытывают затяжные депрессивные расстройства продолжительностью более года.

Подростковая депрессия симптомы

Подростки зачастую испытывают при обострениях депрессии:

  • головную боль;
  • колики в животе;
  • вялость;
  • сонливость;
  • частую плаксивость.

В этот период дети могут особенно часто болеть простудными заболеваниями.

Признаки депрессии у подростков​​​​​​

  1. Раздражение и мгновенная вспыльчивость.
  2. Постоянное беспокойство.
  3. Чувство вины не по делу и самобичевание.
  4. Разбитость и полное игнорирование.
  5. Низкая самооценка.
  6. В зависимости от индивидуальных особенностей организма — резкая потеря веса.
  7. Неопрятный внешний вид.
  8. Бессмысленность существования.
  9. Потеря интереса и мотивации.
  10. Желание остаться наедине с самим собой.
  11. Рассеянность.
  12. Мысли о самоубийстве.
  13. Сложности с коммуникациями.
  14. Печаль и грусть.
  15. Энергетическая опустошенность.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Тинейджеры испытывают депрессию более эмоционально и с сильно выраженными внешними проявлениями, в отличие от взрослых.

В силу того, что в юношеском возрасте люди чаще всего пытаются не показывать слабости, то в конечном счете скапливают боль внутри себя и не обращаются за помощью к профессионалам (или хотя бы к близким людям).

Подростки сильнее, чем взрослые подвержены критике и при первых же словах в свой адрес, сразу же чувствуют угнетенность и потерю настроения.

Дети зачастую страдают от отсутствия друзей, расизма, нежелания ходить в школу или от продолжительного отсутствия родителей рядом.

Подростки постарше страдают от недопонимания окружающих, обостренного социального неравенства, зачастую из-за отношений с противоположным полом, а также депрессия возникает в связи с экзаменами и выбором дальнейшей профессии и т.д.

Негативное влияние депрессии

Депрессия разрушительно влияет на психику тинейджера, они подавлены и сущность их личности ломается.

Депрессии подвластны абсолютно все подростки, в том числе представители из благополучных, полных и обеспеченных семей.

В попытке уйти от сложной реальности, некоторые подростки погружаются с головой в лучшем случае — в виртуальный мир, в худшем случае — пытаются уйти от проблем с помощью алкоголя, курения и наркотиков. Естественно, при этом проблемы только усугубляются.

У детей часто развиваются дистимии, продолжительность которых в среднем составляет 4 года. В данном случае дети трактуют такое подавленное состояние как норму и даже не могут жаловаться на колебания своего настроения.
Часто постоянные издевательства сверстников за лишний вес влекут за собой помимо глубокой депрессии еще и анорексию и булимию. Постоянные стрессы ведут к злокачественным опухолям, сахарному диабету или астме.

Из-за нескончаемых негативных мыслей, недостатка энергии, отсутствия концентрации внимания и плохого настроения, падает работоспособность и пропадает интерес к учебе. Все это напрямую оказывает влияние на успеваемость в школе, иногда к прогулам и срыванию уроков.

Подросток и самоубийство

Россия занимает 4 место в мировом рейтинге по количеству самоубийств среди подростков.

Суицид, как правило, является тщательно продуманным планом, который созревает долгое время в уме подростка и воплощается при «точке кипения», когда все наболевшее доходит до пика и наступает полнейшая безысходность.

Подростки думают, что в смерти есть смысл, т.к. только в этом случае они могут достучаться до мира со своими протестными убеждениями, либо доказать кому-то как же много они потеряют при исчезновении этого человека. Поэтому если говорить с точки зрения случаев самоубийств, то причины подростковой депрессии заключаются в том, что окружающие довели своими издевательствами подростка до состояния никчемности и он решил таким способом прекратить мучения.

Подростки нередко дают понять о скором уходе из жизни неоднозначными намеками, двусмысленными прощаниями и опрометчивыми поступками. Третья часть тинейджеров, которые уже пытались покончить жизнь самоубийством однажды, не останавливаются и доводят свои попытки до конца.

Очень важно вовремя обратиться к специалисту за помощью, не упустив момент, пока проблема еще не сильно запущена.

Методы диагностики

Распространенность подростковых депрессий возросла за последнее десятилетие и диагностируется во все более раннем возрасте. Правильно поставленный диагноз и подходящий метод лечения имеют решающую роль при диагностике депрессии.

В развитых странах уже давно принято посещать психолога для решения такого рода проблем, тем более на начальном этапе любая проблема легко устраняется.

Рассмотрим несколько методов диагностики депрессии у подростков:

  1. Тестирование.
    Существует около 20 различных методик по тестированию пациентов, по результатам которых назначается лечение. Необходимо ответить на ряд вопросов о своих беспокойствах.
  2. Осмотр.
    Если врач предполагает, что первопричиной может выступать иное заболевание, то он дополнительно проводит физикальное обследование, чтобы подтвердить или исключить физическое происхождение депрессии.
  3. Лабораторные тесты.
    Врач выписывает направление на прохождение анализа крови, цитохром Р450, либо анализ крови на гормоны щитовидной железы.
  4. Психологическая оценка.
    В результате личной беседы обсуждаются мысли, чувства и переживания подростка. Определяется степень, характер развивающейся депрессии, а также риск суицида.
    Полное заключение психолог составляет на основе критериев «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)», запатентованной методике, подтвердившей свою эффективность на практике.

Подростковая депрессия: как бороться и методы лечения

  1. Лекарственные препараты.
    Согласно решению FDA, было одобрено два препарата в целях борьбы с депрессией в подростковом возрасте: Флуоксетин и Эсциталопрам.
    Психиатр может выписать и иные препараты, в случае, если так сложится клиническая ситуация.
  2. Когнитивно-поведенческая терапия.
    Основана на работе с комплексами, самооценкой и робостью. Цель такой методики — это полная социальная адаптация подростка.
  3. Индивидуальная психотерапия.
    Нацелена на выработку у тинейджера способности давать отпор, высказывать свое мнение
  4. Семейная психотерапия.
    Если причина осложнений кроется в семейных конфликтах, недопонимании и рукоприкладствах, то необходима работа не только с ребенком, но и с родителями. Семейная психотерапия поможет сбалансировать отношения между членами семьи и прийти к компромиссам.
  5. Госпитализация.
    В некоторых случаях, когда есть риск того, что подросток может как-нибудь навредить себе, либо своим близким, то на помощь приходит психиатрическое лечение в специализированном учреждении.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Мнения специалистов о положительном и негативном влияниях на мозг подростков очень разнятся, однако обе стороны признают эффективность этих препаратов.

Доказано, что существует прямая зависимость приема некоторых препаратов, которые меняют нейронные сети мозга при повышении уровня активности серотонина. Антидепрессанты при проведенных опытах, активируют нейрогенез (процесс образования новых нейронных клеток).

Зачастую подросткам выписывают антидепрессанты, которые относятся к группе СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), которые заставляют быстрее работать левое полушарие мозга, а правое — медленнее.

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Подросток очень нуждается в поддержке, поднятии самооценки и искреннем интересе близких людей.

Круг общения должен быть по максимуму комфортным для тинейджера и тогда у него появится доверие к социуму.

Т.е. если он нуждается в смене школы, то так и нужно поступить, ведь формирование здоровой личности намного важнее на данном этапе. Необходимо в общении с подростком соблюдать деликатность, принимать всерьез реально существующие проблемы и при любых осложнениях обращаться к специалисту. Подростковая депрессия — явление устранимое при правильном подходе к лечению и надлежащей моральной поддержке. Эмоциональные сдвиги бывают у всех и каждого человека. Подростковая психика только формируется и ей свойственны перепады в зависимости от тех или иных внешних и внутренних факторов. Т.к. фундамент определенных поведенческих характеристик закладывается именно в переходном возрасте, важно вовремя отреагировать на негативные изменения в поведении подростка, чтобы в конечном счете его жизнь стала полноценной и свободной от проявлений депрессии.

Видео на тему

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.