Подростковый кризис психология. Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Подростки обладают уникальной особенностью - им не свойственно доверять словам. Они предпочитают всё проверять своими силами, что порой может стать причиной печальных последствий. Когда ребенок переживает кризис он общается преимущественно со своими сверстниками, и родители не имеют возможности контролировать его действия. В подавляющем большинстве случаев подростки не слушают старшее поколение, а чаще всего делают все наперекор. Порой взрослые даже не догадываются о том, чем занят их ребенок.

Статистика довольно печальна: многие дети в возрасте от 12 до 15 лет умирают на стройках, оказываются под колесами машин либо тонут. Им свойственно кататься на крышах электричек, цепляться за автобусы, прыгать с высоты, совершать необдуманные вещи на спор. и решения могут отразиться на дальнейшей судьбе ребенка, именно поэтому родителям очень важно не упустить момент Кроме этого, подростковый кризис очень часто сопровождается первой любовью, которая, как правило, отличается эмоциональностью и чувствительностью. Столь сильные и яркие чувства порой приводят к случаям самоубийств (когда любовь оказывается невзаимной или когда отношения по каким-то причинам прекращаются). Со стороны взрослых любовь в раннем возрасте - просто временное явление, однако глазами ребенка все выглядит не просто серьезно, а жизненно важно. Подростку кажется, что другой любви у него уже не будет, поэтому если отношения не складываются (а особенно, если они осложняются предательством партнера), то дальнейшая жизнь утрачивает всякий смысл.

Кроме того, происходит и социальной позиции, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Именно от в том числе и от родительского отношения ко всем переменам, будет зависеть как сложится дальнейшая судьба человека: будет ребенок лидером либо останется заурядной личностью.

Если сравнивать кризис со всеми прочими кризисами, то он имеет свойство развиваться медленно и по нарастающей. Ребенок постепенно становится непослушным и дерзким. Именно поэтому родителям довольно тяжело заменить ту грань, за которой сын или дочь из послушного превращается в неуправляемого. Первый признак - это демонстрация своей независимости. Данное явление может проявляться совершенно по-разному. Ребенок может не посещать школьные занятия, не ночевать дома, закрываться у себя в комнате и даже иногда становится участником тайных организаций и сект. Все советы взрослых и их рекомендации не имеют для ни малейшего значения. Кризис подростков сопровождается чрезмерной чувствительностью. Ребенок сильно переживает по поводу изменений в своем организме (ломающийся голос у мальчиков, признаки полового созревания и проблемная кожа и волосы).

Именно поэтому метод пряника и кнута просто неприемлем. Дерзость и хамство - это попытка контакта со взрослыми и своеобразная маскировка неуверенности и растерянности, и это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Всё намного хуже, если ребенок и вовсе не желает разговаривать. Даже негативное отношение - это уже какое-то взаимодействие и попытка сообщить о своих проблемах. Не стоит бояться и переживать, кризис подросткового возраста - природное явление, которое играет важную роль в становлении личности. Все родители должны быть готовы пережить этот период жизни ребенка, причем с наименьшими потерями. Главное оружие - терпение, понимание и никаких силовых методов, вопреки обидам и боли, которую может причинить необдуманное поведение ребенка.

Если взглянуть со стороны психологии, то подросток намного больше напуган своим состоянием, нежели родители. Ведь он совершенно не понимает, что с ним происходит. На родителей возлагается важная функции: они, как обладатели большого опыта, должны подготовиться и приложить максимальные усилия для того, чтоб кризис подросткового возраста стал началом для успешной и счастливой жизни в дальнейшем. Готовиться стоит с самого рождения. С первых дней жизни стоит строить отношения основанные на любви, доверии и взаимопонимании. Нужно быть не только опекуном, но и другом, который всегда поможет и подскажет. С первых дней садика и заканчивая последним днем школы стоит разговаривать с ребенком. Откладывайте работу и все дела, ведь если ключевой момент будет упущен, дальше уже сделать ничего не получится. Необходимо принимать непосредственное участие в жизни ребенка. Быть в курсе событий и знать всех его друзей. Узнавать о проблемах и грустить, узнавать о победах и радоваться. Не стоит относится к подросткам как к детям, покажите что вы воспринимаете ребенка как самостоятельного человека с правом отстаивать свое мнение, каким бы ошибочным оно не было. При резкой перемене поведения не стоит пытаться лезть с советами, это может только навредить. Стоит изучить обстановку, пообщаться с друзьями и лишь потом приступать к действиям. Следуйте основному правилу родительства - любите ребенка, каким бы он ни был, и относитесь ко всему с пониманием. Не забывайте о том, что компромисс - лучший вариант решения всех конфликтов. Только тогда весь негатив пойдет в другом направлении, ведущем к лидерским позициям. Кризис подросткового возраста при правильном подходе может стать периодом самой большой близости с ребенком. Вы можете направлять все действия в нужную сторону, однако не стоит все решать самостоятельно. Успех отношений кроется во взаимной помощи и на взаимном понимании.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Эмоциональная сфера

Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:

  • целеустремленность и импульсивность;
  • самоуверенность и легкая ранимость;
  • неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.

Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.

Когнитивное развитие

Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:

  • видеть перспективы;
  • ориентироваться на возможное будущее;
  • анализировать собственное поведение;
  • мыслить гипотетически;
  • планировать будущее;
  • двигаться от общего к частному;
  • запоминать материал с помощью мнемонических приемов.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации.

Екатеринбургский колледж физической культуры.

Курсовая работа

по дисциплине: Возрастная психология.

Тема: Кризис подросткового возраста.

Выполнил студент

Группы № 41

Киселёва А. А.

Научный руководитель:

Преподаватель ЕКФК

Кругликова С. В.

Екатеринбург

Введение…………………………………………………………………….………..3

1.Кризис………………………………………………………………………………4

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста…………………………4

2. 2. Варианты выхода из кризисных состояний…………………………….....7

3. Помощники во время кризисных состояний.

3.1.Друзья…………………………………………………………………..…….…14

3.2.Родители………………………………………………………………………...18

Выводы…………………………………………………………………………...…21

Список литературы…………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………………………24

Введение.

Несмотря на все богатства фундаментальных исследований, сегодня нет целостного описания развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. От того, как пройдет подростковый период зависит отношение человека к самому себе и к миру в целом.

Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского .

Цель нашей курсовой работы – раскрытие сущности подросткового кризиса, специфические особенности проявления кризисных состояний.

1) Изучить литературу по данному вопросу.

2) Рассмотреть главные особенности кризисных состояний подросткового возраста.

3) Описать пути выхода из кризисных состояний.

1. Кризис.

Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром .

Кризис - он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя, или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни .

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости .

Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения .

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, – изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности .

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми .

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни .

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют. Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет. Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности. И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер.

Характеристика кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях. В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.
  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане.

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Как помочь подростку пережить кризис?

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать. С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.