Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Чтение в дошкольном возрасте. Развить произвольное внимание

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.


Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».


  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Как научить ребенка читать — видео


Оказалась полезной статья «Секреты, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях быстро»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Когда до школы остается совсем мало времени, а ребенок еще не умеет читать, родители начинают паниковать, ведь малыш поступит в первый класс не подготовленным. Возникает проблема, как быстро его научить читать. Сделать это можно и в домашних условиях, не прибегая к помощи педагогов. В статье мы ответим на основные вопросы, которые могут возникнуть у родителей, старающихся быстро научить ребенка читать.


Как понять, что ребенок готов к обучению?

Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

Поспособствовать пробуждению интереса к чтению у ребенка можно личным примером. Дома должны быть книги и журналы, ребенок должен видеть, что родителям процесс чтения доставляет удовольствие. Отвечая на вопросы ребенка, можно говорить ему о том, в какой книге есть этот ответ.


Лучший стимул для ребенка научиться читать - пример родителей

Понять, готов ли ребенок к обучению чтению, можно, если проанализировать ряд факторов:

  • Умеет ли ребенок достаточно владеть речью: он должен иметь богатый словарный запас, уметь строить фразы, согласовывать слова, понятно выражать свои мысли, уметь рассказывать об окружающих его предметах и явлениях;
  • Достаточно ли развит фонематический слух. Обратите внимание, может ли малыш различать звуки речи, назвать первый или последний звук в слове, может ли он воспроизвести услышанные звуки;
  • Нет ли проблем со слухом и произношением. У ребенка должны быть поставлены все звуки, соблюден правильный темп речи, ритм;
  • Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве, знать понятия право-лево, верх-низ.

Если все эти факторы выполняются в полной мере – ваш ребенок готов учиться читать.


Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

Все обучающие и развивающие занятия с дошкольниками должны проходить играя. В таком возрасте ребенок просто не способен воспринимать новую информацию по-другому. Игра – это самая активная форма, с помощью которой дошкольник познает мир. Она является естественным состоянием для ребенка такого возраста. Все занятия должны быть ненавязчивыми, устроены по принципу «как бы, между прочим», тогда ребенок усвоит информацию более полно.

Для обучения чтению можно использовать массу игровых пособий и игр. Используя игровую деятельность в обучении, мы создаем положительный эмоциональный фон, который поможет ребенку усвоить полученные знания. С помощью игры мы сможем привить любовь к чтению. В игре нет обязательности, ребенок развивается так, как он может.

Если, к примеру, малыш пока не может перейти от чтения по слогам к чтению слов слитно, значит он пока не готов. Не стоить завышать требования. Если вдруг у ребенка возникает стойкое нежелание учиться читать, значит, взрослый где-то допустил ошибку. В этом случае следует остановить обучение, сделать паузу и попробовать заново, предлагая малышу интересные игры.

Видеообзор самых популярных методик обучения чтению смотрите в видео:

Обзор эффективных игр и методик

Учите ребенка не буквам, а звукам. Малышу будет сложно понять, что буква «эм» (или даже «мэ») читается как «м», и слово МАМА он будет читать ЭМАЭМА. Сначала только звуки и только когда ребенок поймет, как нужно читать, переходите к изучению правильного названия букв.


Ребенок должен знать, как звучат буквы, а уже потом - как называются

Эффективные методики

Кубики Зайцева

Современные родители много слышали окубиках Зайцева. Это одна из популярнейших методик в настоящее время, с помощью которой можно обучить ребенка чтению довольно быстро. Этот способ обучения подходит для активных малышей, которым трудно усидеть на одном месте. Склады, написанные на кубиках, принимаются за одну единицу. Это отличает эту методику от обычных, где одна единица – это одна буква. Произносить эти склады сможет говорящий ребенок практически в любом возрасте.

На кубиках Зайцева есть разные типы складов:

  • склады, в которых только одна буква,
  • склад, сочетающий две буквы: согласную и гласную, согласную и мягкий знак, согласную и твердый знак.


Кубики Зайцева считаются одной из самых быстрых методик обучения чтению

Кубики имеют различный цвет и в зависимости от него называются по-разному. Кубики с гласными называются золотыми, их цвет – золотистый. Склады, которые звучат звонко, называют железными, их цвет – серый. Деревянные, или коричневые кубики – склады с глухим звучанием. Знаки препинания обозначают белые и зеленые кубики.

Кубики имеют свое наполнение и, в зависимости от него, свое звучание и различный вес. Они могут наполняться:

  • палочками из дерева;
  • колокольчиками;
  • песком;
  • камнями;
  • маленькими предметами из металла;
  • крышечками и пробками.

Также кубики различаются по размеру. Если кубик обычного размера, это значит, что склад на нем мягкий. Если кубик сдвоенный, то склад на нем будет твердый.

Кроме кубиков, используются таблицы, на которых написаны все склады. Эти таблицы всегда на виду у детей.

Посмотрите видеообзор покупательницы набора Кубиков Зайцева:

Уже с 2 лет можно использовать кубики, чтобы познакомить ребенка с чтением. Чем старше ребенок, тем меньше занятий ему понадобится для обучения чтению. Так, дети до 3 лет смогут освоить этот навык приблизительно за полгода, в то время как шестилетнему ребенку для овладения навыком чтения понадобится только лишь 5-6 занятий.

Занимаясь, дети не проводят время на одном месте. Они всегда в движении. Все занятия проводятся только в игровой форме.

Самыми популярными играми с кубиками являются:

  • Веселый паровоз. Дети складывают из кубиков с гласными складами паровоз. Паровоз начинает движение тогда, когда все склады на кубиках будут пропеты.
  • Колобок . Ребенок кидает кубик-колобок в любое место комнаты. Ему нужно догнать кубик и прочитать тот склад, который оказался сверху.
  • Найди пару. К любому понравившемуся складу на кубике нужно найти в таблице такой же.
  • Голоса животных. Ищем на кубиках склады, которые соответствуют звукам, издаваемым животными (ме, мяу, бе, му).


Благодаря издаваемым звукам кубиками Зайцева интересно играть даже самым маленьким

Отзывы родителей о данной методике не однозначны. Кто-то говорит о том, что с помощью этой методики малыш полюбил чтение. Они помогли развить в ребенке логику, мышление, умение мыслить критически, и поспособствовали его всестороннему развитию. Заниматься с ребенком таким родителям оказалось абсолютно не сложно, они отметили, что дети с легкостью перешли на самостоятельное чтение.

Ряд родителей не увидели результатов в обучении по кубикам. Дети не поняли суть такого чтения, им было сложно перейти на чтение по слогам. Для этих ребят не подходила индивидуальная форма обучения, возникали сложности. При коллективной форме обучения успехов было больше.

Посмотрите еще одно занимательное видео о кубиках Зайцева:

Логопедическая методика Н. Жуковой

Еще одной, не менее популярной, методикой быстрого обучения чтения является методика, разработанная Н. Жуковой. В ее основе логопедический подход. С его помощью можно предупредить появление дефектов речи. Обучение происходит с помощью Букваря, героем которого является «Веселый мальчик». Мальчик помогает ребенку осваивать правильное чтение, процесс этот происходит очень быстро. Начинается Букварь с обучения чтения слогов. Постепенно появляются слова и в конце предлагаются для чтения тексты.

В Букваре минимум ненужной информации, отвлекаться от процесса ребенку не на что, в нем немного развлекательных игр и картинок. Методика подойдет только высокомотивированным пятилетним детям, которые хотят быстрее пойти в школу.

Игры, способствующие быстрому обучению ребенка чтению

Игры для изучения букв

  • Создать совместно с малышом яркие и запоминающиеся образы букв, с которыми потом он сможет играть. Для таких целей можно воспользоваться готовыми карточками, на которых изображены красочные буквы.

Можно заниматься с букварем Елены Бахтиной. Она предлагает цветные буквы, которые можно вырезать, занимательные картинки и интересные рассказы о каждой букве. Можно воспользоваться раскрасками, где буквы напоминают различные предметы.


  • Для запоминания букв можно использовать короткие стихи, рассказывающие о букве.
  • Конструирование букв из спичек, счетных палочек, пластилина, проволоки.


  • Создать с ребенком таблицу «напоминалочек» о каждой букве.

Таблица-"напоминалочка" о буквах

  • Создать альбом, в котором будут жить буквы. Каждая страница – это жилье для отдельной буквы. Жилье можно украсить картинками, начинающимися на эту букву, раскрасками, написать стихи о этой букве.


  • Назови буквы, которые спрятались. Ребенку предлагается картинка, на которой он должен найти различные буквы.




  • Вместе с ребенком можно создать дом для букв. В доме для каждой буквы должно быть окошечко-кармашек. После изучения буквы, мы заселяем картонную букву домой. Изученным буквам можно предлагать то угощение, которое с нее начинается (А – абрикос, ананас). Сказочные герои могут ходить в гости к той букве, с которой начинается их имя (Л – Леопольд, М – Маша). С помощью такого домика для букв ребенок будет учиться узнавать изученные буквы, определять первую букву в слове.


  • «Поймай звук» Кидаем ребенку мяч, называя разные слова. Если в слове есть изучаемая буква, то мяч ловим. Если буквы нет, мяч необходимо отбивать.


  • Для изучения букв можно использовать настольные игры. Хорошо в этом помогают лото и домино с буквами. Идеальным вариантом будет лото, которое не содержит картинок, а только буквы. Так этап запоминания букв пройдет намного быстрее. Такое лото вы можете сделать самостоятельно. Для него потребуется 6-8 карточек с написанными буквами и маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках.





  • Загадки, в которых часто повторяется изученный звук.

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

  • «Рыбалка ». В тазик складываются картинки, к которым прикреплены магниты. Задача ребенка: поймать все слова, в названии которых есть изученная буква.

Пример еще одной обучающей игры смотрите в видео:

Игры, направленные на умение складывать слоги

После того, как вы с ребенком изучили все буквы, наступает следующий этап – складываем слоги.

  • По такому же принципу, как и сделано лото для букв, можно сделать слоговое лото.
  • Можно использовать игры-ходилки. Такие игры можно сделать самостоятельно, используя готовые игры-ходилки в качестве основы. В пустые клеточки, по которым необходимо передвигать фишку, надо вписать различные слоги. Во время игры ребенок как обычно кидает кубик. Отличие в том, что он должен читать слоги, которые встретились на его пути. Так могут получиться звуковые дорожки, состоящие даже из 6 слогов. По такому же принципу можно изготовить гоночную трассу. Ребенок должен передвигать машинку, читая слоги, встретившиеся на его пути. Кто быстрее прочитает все слоги, тот быстрее доедет до места назначения и победит в гонке.

  • Игры «Магазин» и «Почта». На монетках для игры в магазин напишите различные слоги. Покупатель должен дать монетку, на которой написан слог. С этого слога должно начинаться название товара (монетка со слогом ба – покупаем банан, монетка со слогом ма – покупаем машинку, монетка со слогом пла – покупаем платье). Принцип игры «Почта» такой же, как и игры «Магазин». Здесь для игры необходимо приготовить конверты, вместо адреса на которых будут написаны слоги. Адресатами являются игрушечные животные. Задача игры – правильно доставить почту (конверт со слогом со – собаке, конверт со слогом ли – лисичке).
  • Домики со слогами. Для этой игры потребуются домики, на которых написаны слоги; вырезанные из картона фигурки человечков с написанными именами; вырезанные из журналов картинки с мебелью, фруктами, овощами и другими различными предметами. Во время игры для каждого домика нужно найти жильца, человечка, имя которого начинается со слога, написанного на домике. При этом человечек сходит в магазин и купит себе что-нибудь, что начинается с этого же слога. Например, Дима поселится в домике со слогом ди и купит себе диван, Полина поселится в домике со слогом по и купит себе помидоры.
  • Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на картонных карточках и разрезать их пополам по горизонтали. Карточки перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать слоги, написанные на них.
  • «Закончи слово». На карточках пишем слова, разделенные на слоги. Лучше использовать слова из двух слогов, например каша, лужа, поле, перо. Разрезаем карточки на отдельные слоги. Слоги с началом слов отодвигаем в одну сторону, слоги с окончанием слов – в другую. Для игры берем карточку с началом слова, громко читаем слог, который написан на ней и слово, которое ребенок должен составить. Например, КА – КАША. Задача ребенка найти карточку со слогом, которым заканчивается слово. В данном случае, карточку со слогом ША.


Домик со слогами

На этапе обучения чтению ребенком слов и предложений приходится много заниматься по книгам. Для того, чтобы привить любовь к чтению такие занятия необходимо разбавлять игровой деятельностью. Здесь можно предложить следующие игры.

  • Найди загаданное слово. Правила: выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Его задача выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «лук, стол, качели, кот», найти «живое» слово, овощи, предмет мебели, детское развлечение на улице. После каждого поиска карточку лучше положить обратно и слова перемешать для того, чтобы ребенок не показывал карточки по памяти.
  • «Слово в слове». Ребенок должен найти в слове слово. Например, ТОВАРИЩИ – ТОВАР, ВАРИ, ЩИ, СМЕХ – МЕХ.
  • «Составь слово» Разноцветные круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением моря. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог МО, на втором – РЕ. Картинка с изображением неба. Ребенок выбирает круги со слогами НЕ и БО.

Развивающая игра "Продолжи слова"

  • «Следы со словами». Добраться из одного конца комнаты в другой можно только по следам с написанными на них словами. Наступая на след необходимо прочитать слово на нем.
  • «Собери слово». Ребенку предлагаются буквы, из которых он должен собрать слово. Например, ХСЕМ – СМЕХ, ИНКО – КИНО.
  • «Аэропорт» или «Парковка». Для игры нужно подобрать похожие слова, например, КОТ, КРОТ, РОТ, КОРТ, которые нужно разложить по полу. Это необходимо для того, чтобы ребенок не делал выбор по памяти, а читал слова. Самолетик летает из одного аэропорта в другой. Названия аэропортов-слов говорите ребенку вы. Если это игра «Парковка», то машина ребенка паркуется на предложенное ему парковочное место.

Можно самостоятельно или совместно с ребенком придумать такие игры, опираясь на увлечения вашего малыша. Игры нужно постоянно менять. Ваша фантазия обязательно поможет вам в столь не легком процессе обучения ребенка чтению.


Самым эффективным обучением для дошкольников является игра

Упражнения и игры для закрепления навыков чтения

Для закрепления первоначальных навыков чтения детям можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Составь слово». Ребенку предлагается составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – Лисичка решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел ветер и все перемешал. Давай поможем лисичке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами букв и слогов слова. РТОТ – ТОРТ, ФЕ КО ТЫ Н – КОНФЕТЫ, ВЕ Ц ТЫ – ЦВЕТЫ, КИ Ч О – ОЧКИ, Ч РО КУ КА – КУРОЧКА….
  • Игра «Ремонтируем слова»

Мы - обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня.. Ну и ну!

Все они сбежали!

БРБН СТРТ СТКН КРТ

В этом стихотворении можно заменить букву «а» на любую другую гласную.

  • Упражнения с чтением коротенького рассказа с пропущенными буквами.
  • «Буквенная арифметика»

Ко + мир – ир + на + таня – ня = Комната

К + нить – ть + гам – м = Книга


Карточка для обучающего лото может выглядеть примерно так

  • Упражнение «Прочти быстро»

Соль, соль, соль, сел, соль.

Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.

Пила, пила, пила, липа, пила.

Река, река, рука, река, рука.

  • «Шифровальщики » Детям предлагается расшифровать написанное слово. 3124 – ГРИА (ИГРА), 461253 – УРЦОЕГ (ОГУРЕЦ).
  • «Догадайся, что неверно». Ребенку можно предложить картинки, на которых изображены животные или любые другие предметы. Названия на картинках подписаны неправильно (вместо корова – корона, вместо барабан – баран). Ребенок должен найти ошибку, внимательно читая и задумываясь о смысле написанного слова.
  • «Граница стран» . В игре на листе необходимо написать различные слова. Эти слова будут жителями стран. Необходимо, чтобы группы написанных слов были полной противоположностью друг друга. В качестве примера можно взять живое-неживое, дикие и домашние животные, летние явления – зимние явления и пр. Задача ребенка прочитать названия всех жителей и провести границу между странами. Такая игра будет способствовать не только закреплению навыков чтения, но и заставит ребенка читать вдумчиво, рассуждать.

Посмотрите полезное видео с уроком чтения Светланы Орочко:

  • «Составь пословицы»

Потехе, делу, а, время, час – Делу время, а потехе час.

  • Чтение слов наоборот ВЕСНА – АНСЕВ, ЗИМА – АМИЗ.
  • Можно воспользоваться серией книг-блокнотов «Письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Здесь на третьем уровне сложности гномик пишет большие по объему письма для ребенка, читая которые ребенок будет также закреплять приобретенные навыки.

Самое главное на этом этапе – не сделать чтение скучным занятием. Добавьте ребенку сказки, волшебства… Увлеките его игрой… Даже чтение текста несколько раз, как рекомендуется для лучшего его понимания, можно сделать интересным читая по разному.

В видео, представленном ниже, рассказано несколько секретов, как привить малышу любовь к чтению:

Стоит ли смотреть видео-уроки?

Ответ на этот вопрос – конечно стоит. С помощью видео-уроков вы сможете разнообразить процесс обучения. Ребенок с удовольствием будет смотреть видео, внимание ребенка при этом будет полностью на нем сосредоточено. Как правило, такие уроки короткие по времени, но эффект от их использования – максимальный.

При обучении ребенка чтению необходимо использовать любую возможность, чтобы этот процесс стал красочным и увлекательным. Использование видео-уроков поможет вам в этом нелегком деле.

Например, посмотрите этот обучающий мультфильм "Лунтик учит буквы":

Как научить запоминать прочитанное?

Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.


Ребенок должен читать в тихой и спокойной обстановке

Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

  • Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
  • Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
  • На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
  • Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части . Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
  • Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее. Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
  • Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
  • Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте. Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

  1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
  2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

Пример:

В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами. Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

Определите, какой вид памяти у ребенка развит лучше: зрительная или слуховая. Иногда детям для запоминания лучше дополнительно прослушать прочитанный текст.


Как ускорить темп чтения школьников

В настоящее время учеников нагружают все больше и больше. Для успешного обучения школьники должны уметь читать осознанно и быстро. Помогая ребенку ускорить темп чтения, вы можете помочь ему преуспеть в учебе, ведь, как говорят психологи, лучше всего запоминается тот текст, который прочитывается в темпе произносимой речи.

При низком темпе чтения текст не запоминается первоклассником. Причиной этого является то, что когда он прочитает весь текст до конца, он уже забудет что было в начале. При слишком высокой скорости чтения ребенок «проглатывает» большую часть прочитанного, не понимая ее.


Часто на начальном этапе обучения дети не запоминают то, что только что прочитали

Нормой техники чтения, когда ребенок оканчивает 1 класс, считается чтение 35-40 слов в минуту. Читая ребенок должен понимать о чем он прочитал, читать надо не торопясь, правильно. К концу учебного года ребенок должен перейти от слогового чтения к чтению отдельными словами.

В конце второго года обучения ребенок должен прочитывать не менее 55-60 слов в минуту. Сейчас читать он должен целыми словами, осознанно, не допуская ошибок. В 8-9 лет ребенок уже должен уметь соблюдать необходимые паузы, логическое ударение и интонационную окраску текста.

В конце третьего класса темп чтения должен увеличиться до 75-80 слов в минуту. При этом ребенок 10 лет должен уметь показать понимание прочитанного, соблюдая паузы, интонации, логическое ударение.

К окончанию начальной школы ребенок должен читать бегло, осознанно, правильно. Ученик уже должен уметь показать с помощью интонаций свое отношение к прочитанному, соблюдая паузы, логические ударения. В 11 лет ребенок уже должен уметь использовать все необходимые средства выразительности устной речи.

Родители должны понимать, что при проверке техники чтения скорость, с которой читает ребенок, не будет главным показателем. Помимо скорости чтения, проверяется способ чтения (слоговое или чтение словами), осознанность чтения (ребенок должен понимать, о чем он читает), выразительность, наличие ошибок во время чтения.

Ниже представлено довольно полезное видео об обучении детей скорочтению:

Для того, чтобы ускорить темп чтения ученика, при котором он будет понимать прочитанное, необходимо разобраться с причинами, мешающими ребенку прочитывать текст в быстром темпе и с пониманием прочитанного.


Ребенку может мешать :

  • Плохая память. Пока ребенок дочитает предложение, он уже забыл, что читал в его начале. Ему приходится читать снова и снова, до тех пор, пока он не поймет смысл этого предложения. В этом случае необходимо развивать память ребенка. Для этого есть много различных упражнений.
  • Невнимательность. Ребенок читает автоматически, не сосредоточившись на чтении. В его мыслях в этот момент что-то абсолютно другое. В итоге получается, что текст прочитан, но не понят. Внимательность – это то качество, от которого очень сильно зависит понимание и запоминание текста. Внимание, так же как и память, необходимо развивать. Для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Но в первую очередь, нужно исключить все отвлекающие факторы при чтении, создать соответствующую обстановку.
  • Ребенок мало читает дома, не любит читать . Увлекайте ребенка чтением. Например, начните ребенку читать рассказ с захватывающим сюжетом и остановитесь на самом интересном месте. Если он хочет узнать продолжение, то должен прочитать сам. Вы, конечно, продолжите, но не сегодня, не сейчас, может быть завтра.… Предлагайте ребенку как можно больше интересной художественной литературы для чтения. Своим примером показывайте, что любите читать. Положительным моментом выступит то, что если ребенок будет много читать, расширится его словарь.
  • Ограниченность поля зрения. Выражаться это может в том, что ребенок не видит слова, которое следует за читаемым. Время уходит на то, чтобы это слово увидеть, прочитать и понять. В решении этой проблемы могут помочь занятия с таблицами Шульте.
  • Регрессия движений глаз . Ребенок взглядом возвращается на уже прочитанные слова. Помочь в решении этой проблемы можно, если закрывать каждое уже прочитанное слово листом бумаги или линейкой. При постоянном повторении глаза ребенка привыкнут к правильному движению и не будут смотреть на прочитанный текст.
  • Артикуляционный аппарат развит недостаточно. Здесь можно порекомендовать занятия с педагогом-дефектологом. Дома вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок говорил не торопясь, спокойно, проговаривая каждое слово до конца. Учите скороговорки, чистоговорки, пойте песни вместе с ребенком для тренировки растягивания слов.
  • Логопедические проблемы. В их решении вам может помочь логопед. Не оставляйте занятия с логопедом пока не увидите закрепленного результата. Возможно, ребенку будет необходим курс массажа.

Внимательно посмотрите, нет ли каких-то из выше перечисленных проблем у вашего ребенка. Если вдруг таковые обнаружились, то не медлите, принимайте меры для их решения. Это будет важным шагом в помощи вашему ребенку научиться читать быстро и осознанно.


В следующем видео показаны задания для тренировки внимания с помощью таблицы Шульте.

Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и делал это без напоминаний и с удовольствием, смотрите в видео:

  1. Устраивайте читательские пятиминутки. Несколько раз в течение дня попросите ребенка прочитать маленький текст. Ребенку при этом совсем не обязательно читать вслух. Здесь можно практиковать и чтение про себя. Затем попросите его рассказать о том, что он прочитал.
  2. Слова, в которых много согласных подряд (например, иНСТРумент) вызывают у первоклассника огромные затруднения при чтении. Такие слова можно выписать на отдельные карточки и разучивать с ребенком до тех пока он не сможет их быстро прочитывать и четко проговаривать.
  3. Просмотр диафильмов, в которых небольшая фраза заменяется красочной картинкой, не дает ребенку устать во время чтения . Здесь роль играет быстрая переключаемость с чтения на просмотр.
  4. Если ребенок не может долго читать, то разделите текст на 1-2 предложения и читайте их с перерывами. Во время перерыва ребенок отдыхает и после готов к чтению следующих предложений.
  5. Учите ребенка пересказывать прочитанные тексты. Тексты для пересказа не должны быть большими.

Диафильм, в котором малышу потребуется самостоятельно прочитать текст, представлен ниже:

Родителям, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, нужно быть очень деликатными в процессе обучения. Здесь приведены правила и советы для тех родителей, которые не хотят, чтобы у ребенка пропал интерес к чтению, а хотят привить ребенку любовь к нему.

Начинать обучение чтению можно даже тогда, когда ребенок еще не говорит.

Чем раньше вы начнете, тем лучше. В раннем возрасте можно по всему дому развесить карточки с буквами и называть их ребенку по несколько раз в день. Можно купить озвученный плакат «Алфавит» с веселыми стишками, песенками о буквах. Пальчиком ребенка обводить контур буквы, называя ее.

Занимайтесь, только играя с ребенком!

Это самое важное правило. Вся информация, которую дошкольник получает через игру, усваивается намного быстрее, чем информация, которая преподнесена ему в форме скучного занятия.

Возможно, представленное ниже видео поможет понять причины того, почему ребенок не любит читать:

Заинтересовывайте ребенка чтением.

Если вы начнете заставлять ребенка читать, то у него навсегда отпадет это желание. Заинтересуйте ребенка. Читайте ему сами как можно больше интересных рассказов, сказок, стихов. Дома должен быть богатый выбор художественной литературы для детей. Рассказывайте ему о том, что все ответы на его вопросы можно найти в книгах. Читайте сами, ребенок должен видеть, что окружающие его близкие любят читать. Именно с них он берет пример, стремится быть похожим на своих родителей.

Попробуйте учить слоги, а не буквы.

Некоторым детям порой проще научиться читать слогами, чем буквами. Можно самостоятельно сделать карточки с различными слогами и расположить их по всей квартире. В течение дня показывайте ребенку эти слоги, называйте их. Можно попробовать составлять слова из слогов. Пусть ребенок поищет указанный слог в слове. Меняйте карточки со слогами каждый день.

Закреплять полученные знания нужно как можно чаще.

Чем чаще вы это делаете, тем скорее ребенок научится читать.

Действуйте, постепенно переходя от простого к сложному.

Не требуйте от ребенка прочтения слова, если он еще плохо знает звуки. Занимайтесь поэтапно. Выучите с ребенком все звуки. После этого переходите к чтению по слогам, научите его сливать слоги. Только после того, как ребенок будет с успехом справляться с этой задачей, можно переходить к обучению чтению целых слов.


Начинайте учить с простого.

Начинать надо с самых простейших слов с повторяющимися звуками: МАМА, ПАПА, БАБА. Далее переходите к обучению чтению слов состоящих из слога и согласной: ДЕД, КОТ, РОТ. После переходите к словам, состоящим из 2-3 и более слогов. Когда ребенок начнет хорошо читать отдельные слова, можно переходить к чтению простых предложений, МАМА МЫЛА РАМУ. Слова с буквами Ь, Ъ, Й читайте в последнюю очередь.

Играйте в дидактические игры.

Можно найти массу игр на изучение какой-либо буквы. Самым простой игрой можно назвать поиск изучаемой буквы в тексте. Лото, домино… Используйте все возможности.

В видеозаписи, представленной ниже, показан пример, как трехлетний ребенок научился читать по логопедическому Букварю Е. Костиковой:?

Создавайте ситуации, когда ребенку будет необходимо знание букв.

Пусть бабушка передаст ребенку записку, он может получить письмо от Деда Мороза, поздравительную открытку. Покажите ребенку, что умение читать очень важное в жизни каждого человека.

Давайте ребенку стимул для чтения.

За успехи в обучении чтению ребенку можно давать небольшой подарок. Только не делайте из этого привычку. Ребенок должен сам захотеть научиться читать, полюбить чтение, а не читать за что-то.

Закрывайте прочитанный текст.

Это нужно, чтобы избежать регрессии движений глаз. Ребенок отвлекается от чтения, когда его взгляд возвращается к прочитанному. Глаза должны двигаться только вперед. Закрывайте линейкой, закладкой или просто полоской белого листа каждое прочитанное слово.

Будьте всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.

Если у ребенка что-то не получается, значит он еще не готов к этому. Не надо его ругать и сравнивать с кем-то, кто смог научиться быстрее. Этим вы отобьете у ребенка желание читать навсегда.


Посмотрите следующие видео Светланы Орочко, в которых она рассказывает о том, как родители в домашних условиях могут быстро научить ребенка-дошкольника читать.

Никто не спорит, что навыки быстрого сложения букв в слова, а затем в предложения - это основа получения знаний. Пока малыш путается в тексте, не понимая, что там написано, он не сможет освоить материал, понять, что от него требуется. Каждый родитель, столкнувшийся с проблемой, задумывается, как научить ребенка быстро читать. 1 класс, как говорится, на носу, пора что-то делать. Многие полагают, что для этого как раз и существует школа: учителя все сделают. Но, как показывает практика, далеко не всегда к окончанию первого года обучения ребенок умеет нормально читать. На это есть много причин, и не всегда нужно обвинять учителя в непрофессионализме. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности подхода

Выясняя, (1 класс), необходимо начать с характера вашего чада. Усидчивого и внимательного от природы малыша значительно легче увлечь процессом, чем подвижного и рассеянного егозу. Это совсем не недостатки, скорее особенности восприятия. Нужно отталкиваться от них как от исходных условий при решении задачи. Тогда ваши слова: "А теперь учимся читать!" будут восприниматься с удовольствием, а не со слезами. Итак, вам нужно понаблюдать и выяснить, чем лучше мотивировать ребенка. Затем подобрать правильную методику из тех, что описаны ниже. Естественно, сразу все не получится. Придется постараться, выделяя каждый день определенное время на приобретение навыков. При правильном подходе вы и сами удивитесь, что через пару дней ваш любимый отпрыск будет к вам приставать с вопросом: «Учимся читать?»

Вовлечение в процесс

Теперь перейдем непосредственно к методам решения вопроса о том, как научить ребенка быстро читать. 1 класс - это ведь только начало, первый шажок к огромному массиву знаний. На ученика обрушивается водопад информации! А ведь первоклашки - это еще маленькие дети. Им тяжело даже просто высидеть урок, не говоря уже обо всем остальном. Родителям совет: вспомните те времена, когда вас сажали за скучную азбуку! Как же это было тяжко (почти у всех). Освободите свое любимое чадо от таких воспоминаний. Пока еще ничего лучше игры не придумали. Малыш должен быть уверен на сто процентов, что он не учится, а развлекается. Методы просты: пусть вместе с вами садится любимый мишка и читает быстрее, чем ребенок. Устройте соревнования. Либо задавайте вопросы, ответы на которые находятся в тексте. Если ребенку будет интересно, то он не заметит трудностей. Такие легкие обучающие игры рекомендуются с самого начала, то есть с периода узнавания букв. Если сами ничего не сможете придумать, то купите книжку специальных стихов. Такие есть. В них каждой букве посвящено четверостишие (иногда, не одно). Затем - такой план. Восклицаете: «Учимся читать буквы»! Когда внимание зафиксировано, первым делом - четверостишие. Потом - буква. Через некоторое время (довольно-таки быстро) малыш выучит их все: и буквы и стихи. Тогда можно устраивать игру в угадывание. Так материал фиксируется.

Следующий шаг - слоги

Выучив буквы, малыш не сразу научится их складывать. Дело в том, что это уже совсем иной процесс. Планируя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), учтите, что придется преодолеть два главных препятствия: найти нужный стимул и преодолеть слоги. Причем, по наблюдениям учителей, второе гораздо сложнее. В школе ребенку расскажут, как сложить две буквы в слово. Дома обязательно нужно повторять пройденное. Не пускайте дело на самотек! Начните с самого простого. Попробуйте собрать воедино 2 буквы: да, ма, па и так далее. Потом переходите к коротким словам, в которых меняется лишь один звук (кит, кот). Увидите, как малыш быстро усвоит «хитрое составление букв». Вот этот шаг, пожалуй, самый сложный. После этого процесс пойдет легче, и вы сможете научить ребенка читать по слогам.

Параллельное чтение

Этот метод применяется для того, чтобы малыш наблюдал на примере, как читаете вы. Делаем так. Берем два одинаковых текста (можно те, что разделены на слоги) и сами читаем, а ребенок водит пальчиком по тексту. Потом меняйтесь ролями. Можете привлекать к процессу игрушки или животных. Главное, чтобы не потерялся интерес. Данный метод, если вы его вместе освоите, пригодится и далее. Его применяют, чтобы ускорить чтение. Как замечено, ребенка нужно начинать учить тогда, когда к буквам просыпается интерес. Всему свое время. Нужно понять, когда вашего малыша вдохновит призыв: «Учимся читать!». 5 лет ему или больше - не суть важно. Ребенку интересно? Начинайте!

Использование в быту

Следующий шаг для стимулирования процесса - организация «совершенно необходимой» переписки. Это тоже своеобразные игры: учимся читать по слогам. Только игры, имеющие сугубо практическое значение. Например, уходя в магазин, не оглашайте малышу, куда вы идете, а напишите. Пусть занимается в ближайшее время. Сами увидите, как быстро он научится не просто расшифровывать ваши послания, но и отвечать на них своими. Хорошо, если в данный процесс вы сможете вовлечь всех членов семьи. Пусть ребенок разбирает записки от папы, брата, бабушки, Жучки и так далее. В процессе наработки навыков важна практика. Ее необходимо организовать.

Увлекательные комиксы и диафильмы

Еще одно увлекательное занятие, которое помогает научить читать ребенка. Игры - это хорошо, только надоедает быстро. Сами проследите, сколько времени ваш малыш может заниматься однообразным делом? Как правило, не более получаса. Рекомендуется сменить упражнение. Полезным, в нашем случае, занятием может стать просмотр диафильмов, комиксов, слайдов. В конце концов, если нет необходимой аппаратуры, их можно быстро набрать на компьютере, используя картинки. Важно, чтобы они сопровождались надписями, удобными для восприятия малыша. Поначалу разбитыми на слоги, затем целыми словами и предложениями. Следует добиться того, чтобы ребенок не просто читал, но и рассказывал, о чем повествует надпись. Здесь уже начинается Ведь цель наша - не просто научить читать, а научить воспринимать информацию.

Преодолеваем естественные препятствия

Среди сложностей, с которыми столкнется малыш, выделяют «спотыкание» о несколько согласных, стоящих вместе. Это нужно преодолевать, как говорится, в зародыше. Существует специальное упражнение. Нужно каждый день писать такие и просить ребенка прочесть. Их следует периодически менять, т. к. малыш их быстро заучит наизусть. Поэтому важно подбрасывать ему все новые задачки. Чтобы он освоился, попробуйте написать ряд согласных, среди которых будет одна гласная. Пусть попробует решить, какая буква лишняя. Естественно, ряд нужно каждый раз менять. Когда ребенок освоит данное упражнение, пусть сам составляет задачки для вас, папы, бабушки и так далее. И ничего страшного, если он не умеет писать. Для этого есть буквы на магнитах.

Походы и прогулки

Прививать навыки ребенку можно не только во время игры. «Учимся читать» - такое предложение сработает в любом месте, особенно в магазине, на улице, в поликлинике. Это же гораздо интереснее, чем просто бродить за мамой, пока она выбирает продукты (или что-то другое)! Рекомендуется не забывать об этом «бабушкином» методе. И ненужно брать с собой специально подготовленную книгу или распечатку: ребенку будет намного веселее изучить ценники, названия улиц, объявления, витрины и так далее. Конечно, следите, чтобы они были приличными.

Ударение

Вот еще одно упражнение, которое обязательно понравится вашему малышу. Возьмите многослоговое слово и произносите его с разными ударениями. Слушайте вместе. Потом обязательно разберите, как правильно. Пусть ребенок сам определит. Данная игра помогает развить внимание, увеличить словарный запас. Известно, что именно скудность последнего мешает малышу хорошо учиться. Желательно уделять формированию этого самого запаса внимание с самых пеленок. Для этого детям читают сказки, стихи, рассказывают о том, что находится вокруг и так далее.

Увеличиваем скорость чтения

Чтобы сложение слов и понимание информации не вызывало трудностей, необходимо довести полученные навыки до автоматизма. Следующие упражнения рекомендуются тем, кто освоил правила чтения.

1. «Ритм». Покажите, как определенную мелодию постукивать карандашом. Затем, при чтении вслух, пусть малыш попробует повторить его. Так внимание распределяется, тем самым тренируется мозг.

2. Интересный вариант - чтение «канон». В этом упражнении вы начинаете воспроизводить текст с листа, а ребенок как бы догоняет вас с опозданием на несколько слов.

3. «Поиск»: здесь необходимо быстро прочесть текст, а затем отвечать на вопросы по содержанию (это ученики должны уметь делать к концу первого класса).

4. Не забывайте, что существует множество устных и письменных игр в слова и буквы. Например: расчертите лист/магнитную доску на несколько колонок. Определите, что должно быть написано в каждой (город, страна, еда, растение и так далее). Затем выбирается буква, с которой должны начинаться все названия. Заполняется на скорость. Потом проводится проверка. Одинаковые слова вычеркиваются (если их использовали разные игроки). У кого осталось больше слов - тот победил. А бессмертная игра в города?! Это любимое занятие всех детей. И вовсе не обязательно использовать географические названия. Пусть это будут любые слова, принцип один и тот же: следующее слово должно начинаться на ту букву, которой закончилось последнее. Например: абрикос - сани - икра - антенна и т. д. В эту игру можно играть везде и всюду: по дороге в школу, в магазин, на прогулке, даже во время уборки. Ролевое чтение также пользуется любовью у начинающих «артистов». Для этого необходимо подобрать несколько легких диалогов и озвучивать их по очереди. Будет очень весело!

Возможные ошибки начинающих «преподавателей»

Если вам впервой учить ребенка чтению, то нужно ознакомиться с теми факторами, которые могут вызывать сложности. Среди них на первом месте стоит низкий уровень внимания. Очень часто бывает так, что малыш, пока складывает слоги в слова, забывает, с чего начал. Естественно, он отвлекается. Не стоит ругать его. Лучше учите стихи. нужно развивать. Второе - недостаточный охват текста. То есть ребенок видит только одну-две буквы, а не целое слово. Придется тренироваться. И еще. Тексты необходимо подбирать таким образом, чтобы малышу хотелось узнать, что же будет дальше. Если произведение не соответствует возрасту, то желаемого эффекта занятия не дадут. Ребенку станет скучно, вы будете разочарованы. Интерес к процессу обучения будет абсолютно потерян. А восстановить его ой как непросто. Успехов вам и вашим деткам!

Инструкция

Запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сравнивать его с другими детьми, мол, Ваня или Таня уже свободно читают, а ты застрял на месте, в кого только таким тугодумом уродился! В результате ребенок сам поверит в свою неполноценность. Будет ли он после этого охотно учиться – вопрос чисто риторический.

Не заставляйте его читать чуть ли не с утра до ночи, и уж тем более не наказывайте! Этим вы только добьетесь, что само слово «чтение» будет вызывать у малыша ассоциацию с чем-то ужасным, отвратительным. А вы ведь не хотите этого, верно? У вас иная цель.

Гораздо лучше будет, если вы умело, тактично и ненавязчиво поможете своему ребенку овладеть быстрым чтением. Самый простой и эффективный способ – читать вместе с ним. Выберите интересный, занимательный (для ребенка, разумеется, а не для вас) текст, распечатайте его в двух экземплярах. И начните вместе, одновременно читать вслух. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Сначала подстраивайтесь под скорость чтения ребенка, потом постепенно начинайте читать все быстрее и быстрее. В большинстве случаев малыш также начнет читать быстрее. Здесь главное правило: не форсировать обучение. Все должно происходить естественно, как бы само собой.

Внесите в обучение элементы игры и стимулирования. Например, напишите на полосках бумаги различные слова, относящиеся к самым разным сферам жизни и деятельности. Задача ребенка – как можно скорее собрать в одну корзину все слова, относящиеся к . Например, такие, как « », « », « », «тетрадь» и т.д. Объясните ему, что если он найдет все эти слова быстрее, чем за минуту, получит приз. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ребенок не уложится в назначенное время. Ничего непедагогичного в этом методе нет, а пользу он принесет большую.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, учреждений, просите их прочитать вслух. Если вы пойдете с малышом в зоопарк – проследите, какое животное вызвало у него особенный интерес, и попросите прочитать, что написано об этом животном на табличке у клетки, вольера. Любознательный ребенок наверняка охотно откликнется на вашу просьбу. Помните: ваша главная задача – пробудить в малыше интерес к чтению, чтобы он не относился к нему, как к скучному, надоедливому занятию, а сам , что читать очень полезно и увлекательно!

Видео по теме

Источники:

  • как научить ребенка быстро читать 2 класс

Одно из основных условий успеха в учении школьника является владение навыком чтения. Однако этот уровень чтения сегодняшних учеников вызывает тревогу у родителей и учителей. Как научить школьника ?

Вам понадобится

  • Книги, которые нравятся вашему ребенку.

Инструкция

Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.

Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).

Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.

При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.

Упражнения для : сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.

Постепенно увеличивайте угол зрения : читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы за окном. Затем снова возвращаться к . Расположите по углам страницы небольшие яркие , ребенок фиксировать их боковым зрением, не