Что делать, если у ребенка переутомление после школьных нагрузок? Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

    Связанная с большими энергозатратами (физич.)

    Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

    снижение работоспособности

    ослабл внутр акт-го тормож

    снижение функционального состояния анализаторов

    чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки :

    длительное умственных и физических функций

    нервно-психические расстройства

    стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

    снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

    неправильная организация труда и учебного процесса

    несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

    несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

    Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

    Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

    Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

    Медицинский контроль за подростком

    Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

    Различные виды деятельности

    Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

    Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

вторник, среда – оптим.

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

5 – 6 2,5 – 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

    Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

    учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

    достаточные перерывы для отдыха

    дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Черчение 3

Рисование 2

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

    амбулаторный прием учащихся

    учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

    оснащение медицинского кабинета всем необходимым

    скрининг-тестирование

    информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

    контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

    Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Медицинские критерии:

    уровень биологического развития

    состояние здоровья в момент осмотра

    острая заболеваемость за предшествующий год

Психофизиологические критерии:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека

    качество звукопроизношения

    мотометрический тест

показатели оценки биологического возраста:


Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

    Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

Нормы для помещений:

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

2,0 м 2 на 1 реб – спальня

2,0 м 2 на 1 реб – игровая

1 м 2 – рекреация

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

Микроклимат.

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

    Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

Разрывы между корпусами:

    между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

    м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Приемное отделение:

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

    имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2)

    боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2)

    сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

    предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

    детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

    Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

    6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

    перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

    обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

Поликлиника

40% - терапевтич отделение

20% - хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Аспекты проф ориентации:

    Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

    Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

    Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

    врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

    Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

    Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

    наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

    медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

    вводная часть – 5 - . мин

    подготовит – 12 – 15

    основная № 20 – 25

    заключительная – 3 – 5

в ДДУ выделяют 3 части:

    вводная (общеобучающая)

    основная (обучение основным движениям)

    заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин

7 – 14 лет – 140 – 160

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

    Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

    Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

    Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

    Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул - спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

    систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

    Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

    Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

    комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

    Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

    Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

    проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

    Предварительная проверка лагеря

    Укомплектование кабинета и изолятора

    Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

    Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

    Сопровождение детей в лагерь и обратно

    Лечебно-профилактическая работа в лагере

    Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

    Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

    Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

    Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

    Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

    Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

    Организация и проведение п/эпид мероприятий.

    Сан-просвет работа

    Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

    Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

    Мед документация

    Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

Анализируются:

    физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

    функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

    уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

    заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

    преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

    нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

    Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

    Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

    Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

    Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

См вопрос 17.

    Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить: абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%

R приt 1 = 16,48

по таблице 90%

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

Ну что, давайте знакомиться с моими "прекрасными" друзьями. Они мирные, но бывает, что мелок "Машенька" их угомонить не может
1) самый, порой, бесящий вид... почему-то он проявляет свою активность будучи в гостях... Я не могу пить из чашек и кружек ничего, кроме чая и кофе. Для всех остальных напитков нужен бокал. И обязательно, чтоб чашка/кружка/бокал были сухими
2) этот вид мирный и никого не бесит. Я не могу есть мокрые фрукты, овощи, ягоды, листья салата. Я вытираю все. Вкус воды мешает насладиться вкусом овощей и фруктов.
3) Я не доедаю за детьми и перестаю есть если в мою тарелку кто-то (даже если это самый любимый и родной человек) влез. Хочешь попробовать, что в моей тарелке-без проблем. Давай свою тарелку, я тебе положу сама. Но не надо лезть. Так же не даю откусить от своего яблока никому.
4) Мои вещи брать без разрешения нельзя. Никакие! Даже лежащую под столом резинку. Нет, она не валяется-она там лежит и она моя. Нужна тебе моя ручка-бумажка-вот та фиговина-спроси!
5) Я не люблю, когда меня заставляют что-то делать, прям давят... Я-то сделаю, но галочку жирненькую поставлю. Да, у меня есть блокнотик, куда я ставлю галочки (смайл рукалицо)
6) Еда не должна стоять в холодильнике... поэтому, если вне работы, то готовлю много (5-6 раз) в день порционно. Приготовила-поели-помыли посуду. В холодильнике только йогурт, молоко, соки, вода, сыр, овощи и фрукты.
7) Самый мой дурацкий таракан это "вотпрямщас"... с ним я борюсь постоянно... Муж раньше делал большие глаза и не понимал, какая разница когда сделан чай. Но чай, который был сделан через 5 минут после моей просьбы выливался в раковину... Вот честно, прилагаю массу усилий, чтоб этого усача уничтожить!
Рассказывайте про ваших "товарищей". Дружите? Способы борьбы? Кто побеждает?
С весенним обострением-леди. Пусть погода, настроение, чувства-будут теплыми и радостными.

544

Mila

Добрый вечер дорогие форумчанки! Тему эту навеял разговор сегодня с приятельницей, которая позвонила и интересовалась моим здоровьем, я обедала и ела селедку с жареной картошкой, на что приятельница так бурно высказала свое Фи... насчет селедки, она ее вообще не ест и сказала что даже запах ее не переносит(((Я селедку люблю и ее фи... как то мимо ушей пропустила, но потом задумалась и начала вспоминать, что я тоже не ем никогда и так же фи...Никогда не притронусь к пенке с молока, не смогла дуриан в Тае попробовать, не смогла змею попробовать, не ем манную кашу, видимо в детстве перекормили, и творог для меня тоже фи...Никогда не ем почки, для меня это ужас. А у Вас есть так же фи... Тема болтательная

497

Sofiko Sofiko

Доброго дня всем!

Настало время подвести итоги конкурса на звание самого красивого мужчины

Ни на что подобное не рассчитывала, когда создавала тему с голосованием и хочу первым делом поблагодарить всех откликнувшихся: и кто добавлял кандидатов, и кто голосовал, и кто вносил живость и веселье в тему своими обсуждениями. Наверно, мы побили все бывшие здесь когда-либо рекорды. Спасибо всем огромное!

314

Мадам Н.Д.

Сегодня подвели итоги замечательного голосования за звание самого красивого мужчины. НО- большинство из них- "импортные" товарищи! А я хочу поддержать наших, родных и любимых, Российских и Советских мужчин, и добавить дополнительные номинации. Ведь красота- это преимущество дам, а мужчины и другими качествами отличаются!
Добавляйте своих любимцев. А я начинаю!

267

Катаруся

Много тем с фото кошек было уже на форуме. Но сегодня их день, давайте еще раз покажем своих любимых питомцев.
Это наша Принцесса Грейсси. В конце сентября была подобрана на улице. Бывшедомашняя кошечка провела на улице примерно 8-9 месяцев. На первом фото, такой мы ее подобрали. На других она сейчас. Считайте, что хвастаюсь. Я очень рада за нее и нас, что мы нашли друг друга.
Выкладывайте фото своих питомцев, рассказывайте про них интересное.

247

Львица Страстная

А вы слышали, что в Исаакиевском соборе в Питере 23 февраля состоялся праздничный концерт? Последняя была песня «На подводной лодочке с атомным моторчиком» . Она написана еще в 1980 г бардом А. Козловским. Тогда она воспринималась как шутка и даже советская сатира...Но сейчас- и в таком суперсерьезном исполнении, после «потрясывания ракетами» не смешно. Мне точно -нет...
Вот кусочек песенки:
На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
«Наводи, говорю,- Петров, на город Вашингтон!»
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Все могу за три рубля!
Здравствуй, новая земля
Неприятеля!
Кстати исполнители и организаторы объясняют-так это шутка! И я вот думаю, может и нашу современность (и законы) потом будут воспринимать: «Так это шутка! Вы что ж, дурачки, поверили?!»...и саечку за испуг!)))

***
Ну все же это культур-мультур. Укрепим и мы культурные ценности? Побудем сегодня «вшивыми интеллигентами» ?
Ватрушка книжная, шутяшная. Мои «переломные" книги:
-Властелин колец. Д.Толкиен. 1954 (научила любить мир во всей красе)
-Слепота Ж. Сарамаго (научила защищать и защищаться)
-Куда приводят мечты. Р.Мэтисон.1978 (научила бесконечности бытия)
-Мастер и Маргарита. М.Булгаков. 1940 (научила любить отдавая)
-1984. Д. Оруэлл 1949 (научила быть свободной)

А как «буковки» повлияли на вас? Приветствуются любимые произведения, цитаты....а можно и нелюбимые: Вот «100 лет одиночества» Га. Га. Маркеса- не моя книга. Ну кто был «убийца», я все же ж прочитала, влезла на последние страницы...)))

227

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.

Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором. При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости , которая может привести к переутомлению. Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?

Переутомление и механизм его развития

Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина. Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления. Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.

Утомлением называют психофизиологическое состояние, связанное с совершением какой-либо деятельности и приводящее к временному снижению ее эффективности. Это состояние является естественным для организма. Более того, оно может быть даже полезно.

Полезно знать: несильное утомление тренирует организм, заставляя задействовать его резервы, развивать возможности, повышать работоспособность. Но чрезмерное напряжение резервов при длительном утомлении сказывается отрицательно.

Состояние утомления - это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.

Субъективными ощущениями при утомлении является дискомфорт, мышечное напряжение в конечностях, снижение концентрации внимания, апатия, замедление реакций и речи, раздражительность и другие.

Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах. В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.

Переутомление развивается на фоне физического, интеллектуального и психического истощения. В первом случае это выражается в нарушении мышечных функций, как снижение силы, точности, замедление скорости реакции, отсутствие согласованности в движениях.

Полезно знать: если ребенок учится или занимается спортом на пределе своих возможностей, то это неминуемо ведет к переутомлению, особенно если при этом он имеет неполноценные или недостаточные периоды отдыха, не позволяющие полностью восстановить работоспособность.

При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.

Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.

После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так. Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию , если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо. Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.

К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:

  • если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
  • если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
  • в случае , когда без применения антигистаминных средств не обойтись,

Среди болезненных состояний, способных привести к переутомлению, находятся нарушения сна, сердечна недостаточность, длительно текущие инфекционные заболевания, гормональные изменения, онкологические болезни, патологические состояния дыхательной системы, как астма, эмфизема легких и прочие.

Симптомы переутомления у детей

Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья. Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма. В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.

О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха. Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время. В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.

Характерными проявлениями на этой стадии переутомления также является спонтанные колебания температуры тела, снижение рефлексов, .

Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.

Дети в состоянии переутомления плохо справляются с любыми психическими и физическими нагрузками, постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, им трудно усидеть на одном месте, поэтому они часто меняют позу или осуществляют несвойственные им движения (грызут ногти, теребят волосы, ковыряют в носу), теряют интерес к ранее любимым занятиям, которые требуют от них внимательности.

Полезно знать: работоспособность у таких мальчиков и девочек существенно снижается, продуктивные периоды очень короткие и для достижения намеченных целей им приходится напрягать оставшиеся резервы организма.

Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения. Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности. Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.

К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы. При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид , глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.

При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным - крайне плохое самочувствие . При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв , когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.

Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия. Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта. Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система , что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.

Важно: если ребенку вовремя не оказать помощь, то у него могут развиться различные психические и неврологические нарушения вроде невроза, истерии или нейроциркуляционной дистонии, соматические заболевания, как язвенная или гипертоническая болезнь.

Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.

Лечение переутомления у детей

К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени. Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам. На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.

Совет: основополагающий принцип терапии при этом отклонении сформулировать довольно просто. Он заключается в том, чтобы снизить все виды нагрузки и полностью исключить воздействие факторов, которые привели к такому состоянию.

В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель. К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно . На это ему может потребоваться месяц и более.

При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель . В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.

Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни. К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки. Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.

Важно: если состояние прогрессирует, то нельзя оставлять это без внимания, следует постараться снизить уровень нагрузки.

Как избежать переутомления у детей?

Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада. Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест. К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Важно: с целью профилактики переутомления у своих малышей родителям, во-первых, следует пересмотреть свои приоритеты и решить, что для них важнее образование и хорошие отметки или здоровье их чада.

Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка. Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях. Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.

Определить эту самую меру и узнать насколько притягательным для ребенка является то или иное дело на самом деле не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Если школьник по возвращению домой с восторгом в глазах делится впечатлениями, рассказывает о своих достижениях, то это значит, что он получает удовольствие от дополнительных занятий. Тоже касается и самых маленьких.

Полезно знать: все методики раннего развития или другая деятельность хороши до тех пор, пока приносят малышу радость от познания чего-то нового.

Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.

Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.

Полезно знать: следует заметить, что физическое переутомление детям практически не свойственно. Они инстинктивно прекращают активную игровую деятельность. Гораздо чаще малыши страдают от психического (нервного) переутомления.

Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых. При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов . Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).

Причины и признаки переутомления у детей. Видео

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.