Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома. Формирование практических навыков у детей дошкольного возраста

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, чрезмерная опека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Отсутствие мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью воспитателя или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий, например, берет в руки ложку, пытается надеть шапку.

Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Прием пищи.

Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Как показывает опыт работы с такими детьми, начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Умывание.

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования - учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Навыки одевания, раздевания.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.

Социально-бытовые навыки.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, воспитатели и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Вывод.

Таким образом, из всего изложенного хотелось бы добавить: положительная динамика в освоении навыков самообслуживания будет достигнута только при успешном взаимодействии воспитателей и родителей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Государственное Автономное Учреждение Саратовской области

«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

«Развитие социально – бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовила воспитатель:

Саранча Надежда Алексеевна.

г.Маркс

2015г

С рождения начинается социализация младенца. Активность проявляется в первых эмоциях малыша (улыбка, агуканье) как реакции на общение с родными. А уже в пятимесячном возрасте мамино дитя позитивно реагирует на пребывание в кругу семьи оживлением и смехом. К году использует мимику, жесты и осмысленное звукоподражание для установления контакта и выполняет несложные элементарные правила поведения, ориентируясь по словам «можно», «нельзя».

На втором году малыш доброжелательно, заинтересованно относится к окружающим, устанавливает контакты в определенных ситуациях (туалет, прием пищи). Он понимает смысл слов-требований «надо», «не надо» и действует сообразно этим указаниям, выполняет поручения взрослых («положи игрушку на место», «принеси куклу»), тем самым подчиняясь новым требованиям.

Трехлетний ребенок активен в ситуативно-деловом общении, помогает взрослым, приучаясь беречь результаты труда (в том числе коллективного). Он стремится к позитивной оценке своих действий окружающими – это свидетельствует о том, что навыки у детей формируются правильно, идет становление самооценки.

Младшие дошкольники рады общению со взрослыми, ведь оно носит познавательный для них характер. Со сверстниками у них формируются партнерские отношения. Они внимательны к эмоциям окружающих и своим собственным, иногда даже пытаются сдерживать свой гнев и злость. Взрослые развивают у малышей адекватную самооценку, воспитывают чувство уважения к себе и окружающим. Дети приобретают гибкость в социальном поведении: мирятся, улыбаются, смотрят в глаза. Они пытаются сдерживать ситуативные желания (а я хочу!).

Социальные и бытовые навыки детей этого возраста дополняются формированием оценочно-контрольных действий при выполнении бытовых поручений: «Убери игрушки», «Отнеси книгу», «Поставь чашку». Дети умеют умываться, пользуясь мылом, мыть руки, вытираться полотенцем и без напоминания класть мыло, вешать полотенце на место.

Малыши правильно и в определенной последовательности одеваются, раздеваются, складывают одежду на лицевую сторону. Они самостоятельно замечают и устраняют непорядок в одежде, своевременно пользуются носовыми платками, салфетками, туалетом и соблюдают правила приема пищи, используя необходимые столовые приборы. Ребенок хочет быть хорошим, слышать одобрение взрослых, чувствовать уверенность в своих силах.

Дети среднего дошкольного возраста уже способны адекватно оценить результативность своих поступков для других и самого себя, хотя более объективны в оценке окружающих. Они дружелюбны и стремятся к положительным и безопасным действиям в быту: поддержании чистоты, порядка, личной гигиены.

Дошкольники совершенствуют свои бытовые навыки по уходу за одеждой, обувью, тщательней одеваются, помогают убирать в доме, даже пылесосить, подметать пол и вытирать пыль. Они участвуют в сервировке стола, мытье посуды, самостоятельно ремонтируют игрушки, книги, ухаживают за комнатными растениями, проявляют заботу о младших в семье.

Аккуратность и опрятность дети приветствуют как необходимость для их здоровья, они самостоятельны в самообслуживании. Ребята осознают доброжелательное отношение к себе, замечают смены настроения у других, проявляют внимание и сочувствие. Они адекватно высказываются о собственных чувствах в данный момент, стараются не повторять поступки, получившие негативный отклик окружающих. Хозяйственно-бытовой труд организуется взрослым в виде поручений.

Предварительно с ребенком следует обсудить предстоящую работу, оценить ее важность, рассказать о том, что дошкольнику надо сделать, чтобы результат был достигнут. Необходимо учить малыша обращать внимание на состояние игровой зоны, видеть необходимость труда, включаться в процесс по собственной инициативе.

Ребенок стараться аккуратно повесить одежду в шкаф, сложить игрушки, убрать посуду, найти нужную вещь, выполнять другие простые бытовые операции. Взрослый обращает внимание на качество выполнения, своевременность, хвалит за положительный результат.

Старшие дошкольники понимают свое социальное соответствие в партнерских отношениях с однолетками. Их социальные и бытовые навыки позволяют им оценивать свои и чужие действия более аргументировано, избегать импульсивности. Дети и при отсутствии контроля должны делать мелкие покупки, участвовать в приготовлении пищи: перебирать и мыть овощи, фрукты, помогать лепить пирожки, пельмени.

Они заботятся о животных, присматривают за младшими детьми, умеют отвечать на звонки по телефону, находят себе полезные дела, испытывая при этом моральное удовлетворение. Дети руководят своим поведением, стараясь общаться и действовать, не мешая другим.

В этом заслуга мудрых взрослых, которые их воспитывают, радуются успехам детей, объясняют их права, помогают занять достойное место в системе отношений с ровесниками и взрослыми.

Включая ребенка в активную и полную жизнь в семье (совместные прогулки, постоянные бытовые поручения, подготовка к праздникам), взрослые должны научить ребенка не только внешне проявлять вежливость, но и быть заботливым, внимательным, понимать настроение близких, т.е. учить ребенка делать добро.

Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умеренной умственной отсталостью они сформированы в основном, как в условиях дома, так и вне дома, но уровень развития различен. Среднее значение сформированности этих навыков в домашних условиях составляло

12,4 балла (при максимуме 13), а вне дома - 31,1 балла (при максимуме 34). Как в условиях дома, так и вне его, в группе обследованных с умеренной ум­ственной отсталостью 94,1% молодых людей имели высокий уровень сформи­рованное™ социально-бытовой адаптации (табл. 9).

В группе молодых людей с тяжелой умственной отсталостью сформирован-ность социально-бытовых навыков была ниже. У 83,0% обследованных в до­машних условиях и у 70,0% - вне дома выявлялась низкая социально-бытовая адаптация, причем ее средние значения составляли 8,0 баллов дома и 14,5 бал­лов - вне дома, то есть были в 1,6 и 2,1 раза ниже, чем при умеренной ум­ственной отсталости. По уровням сформированности этих навыков (табл. 9) выявлялась неоднозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 58,9% тя­жело умственно отсталых дома и у 29,4% - вне дома. У достаточно большого числа обследованных этой группы выявлен низкий уровень, чего не наблюда­лось в группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью.

Таблица 9

Уровни сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с нарушением интеллекта,%


Навыки

Уровень молодых людей группы с УУО

Уровень молодых людей группы с ТУО

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Социально-бытовые навыки в домашних условиях

94,1

5,9

58,9

18,0

23,1

Социально-бытовые навыки вне дома

94,1

5,9

-

29,4

23,5

37,1

При получении представлений о степени владения молодыми людьми на­выками личной гигиены нами выделены следующие уровни оценки:

П высокий уровень (ВУ) - владеет самостоятельно (чистит зубы, не тре­бует помощи при посещении туалета, принятии ванны и т. д.);

П средний уровень (СУ) - владеет частично, требуется посторонняя по­мощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур;

□I низкий уровень (НУ) - в вопросах личной гигиены не самостоятелен, требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых.

Самостоятельно владеют навыками личной гигиены большинство (74%) лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Они не требуют помощи при умывании, чистке зубов, посещении туалета, принятии ванны. Эти результаты можно видеть на рис. 9.

У 16% лице УУО и у большей части лиц с ТУО (63%) эти навыки сформиро­ваны частично, то есть в ряде случаев им необходима помощь либо контроль над выполнением со стороны взрослых.

В обеих обследованных группах встречаются молодые люди, у которых на­выки личной гигиены не сформированы вообще (10% - среди лиц с УУО; 16% - у лиц с ТУО), что кажется трудно объяснимым: эти дети воспитывают­ся в семьях, и следовательно, родители просто не занимаются с ними.

Степень владения молодыми людьми навыками самообслуживания оцени­вали в зависимости от объема и качества выполнения ими действий по само­обслуживанию.

Исследование навыков самообслуживания показало, что незначительная часть лиц с УУО и ТУО владеют ими удовлетворительно (37 и 21 %, соответствен­но), то есть они могут самостоятельно переодеться, подогреть себе пищу, схо­дить в магазин за покупками, заняться дома уборкой. И все же почти у полови­ны лиц в обеих группах (42 и 47%) эти навыки сформированы недостаточно, в связи с чем необходим контроль над их выполнением со стороны взрослых.

21 % лиц с УУО и 32% лиц с ТУО вообще не владеют навыками самообслу­живания, нуждаются в постоянной посторонней помощи при одевании-раз­девании, приготовлении и принятии пищи и т. д., что еще раз подтверждает наше мнение об отсутствии систематической работы с ними в семье.

Следовательно, улице УУО наиболее высокий уровень сформированности навыков личной гигиены. Хотя многие из этих молодых людей обучались в школе, и к моменту нашего исследования они уже вышли из детского возраста (им было от 15 до 29 лет), даже жизненно важные навыки самообслуживания и приема пищи развиты лишь у части из них, а остальные нуждаются в помощи либо совершенно не могут выполнять простые действия самостоятельно. Эти факты крайне тревожны, поскольку взрослые дети проживают с родителями и другими родственниками, которые уделяют им мало внимания, не пытаясь обучить самостоятельности и стараясь сделать все за них. Полученные резуль­таты настораживают еще и потому, что более половины из этих детей (59,5%) обучались в школе, где также, очевидно, очень мало внимания уделялось кор-рекционной работе с ними и подготовке их к самостоятельной жизни в преде­лах их возможностей. Возможно также, что часть из них потеряли ранее полу­ченные адаптивные навыки.

В группе лиц с ТУО только около 33% детей владеет навыками самостоя­тельного приема пищи, однако с помощью других они довольно сносно реали­зуют навыки личной гигиены, самообслуживания и питания. Очевидно, здесь есть достаточно значимый резерв для их обучения и развития этих навыков в большей степени .

Представления о предметах одежды у умеренно умственно отсталых моло­дых людей (табл. 11) достаточно хорошо развиты, даже в отношении диффе-

Табл и ца 10 Представления умственно отсталых молодых людей о предметах одежды,%


Группы обследованных

Одежда

Летняя - зимняя

Мужская - женская

Спортивная - для отдыха



89,0

90,0

80,0

Молодые люди с тяжелой умственной отсталостью

42,9

48,0

-

ренцировки спортивной одежды и одежды для отдыха. В группе обследован­ных с тяжелой умственной отсталостью менее половины молодых людей раз­личают летнюю и зимнюю, мужскую и женскую виды одежды и ни один из них не дифференцирует спортивную одежду и одежду для отдыха.

Для социализации молодых людей с умственной отсталостью крайне важ­ны умения и навыки работы по дому. Мы наблюдали их способности справ­ляться с мытьем посуды, пола, сервировкой стола, с необходимостью подогреть себе пищу, сделать бутерброды, постирать свою одежду, вытереть пыль и проч.

По способности умственно отсталых молодых людей справляться с обязан­ностями по дому были выявлены три уровня.

Было установлено, что имели постоянные обязанности (сервировка стола, мытье посуды, уборка и др.) и выполняли их на высоком уровне 74% лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Эти молодые люди были способны пользоваться пли­той для разогревания пищи, стирать белье, ходить в магазин за элементарны­ми покупками. В целом, у них наблюдалось позитивное отношение к домаш­ней работе, ответственное и своевременное ее выполнение.

Средний уровень выполнения обязанностей по дому был присущ 26% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Для молодых людей этого уровня было характерным выполнение определенных домашних обязанностей, однако зачастую у них отмечались низкая мотивация, нерегулярность исполнения и избегание рабо­ты по дому.

Не могли справляться с домашними обязанностями либо выполняли их на очень низком качественном уровне 32% лиц с ТУО, в то время как среди УУО таких не было вовсе. В данном случае такие низкие результаты можно, види­мо, объяснить тяжестью нарушений их развития, в частности - моторной сфе­ры, а также низкой мотивацией к выполнению какой-либо работы по дому.

Большую важность представляет знание умственно отсталыми молодыми людьми правил техники безопасности дома, поскольку зачастую они находят­ся дома одни и многие ситуации (насыщенные электроприборами, газовыми горелками и химическими веществами) могут представлять для них опасность. В связи с этим мы обследовали степень владения навыками безопасного пове­дения дома по следующим параметрам: понимание смысла слов «опасно» и «безопасно»; выполнение элементарных правил пользования водой, газом, некоторыми электроприборами, режущими предметами; адекватное реагиро­вание на звонок в дверь незнакомого человека.

Изучение осведомленности молодых людей о правилах техники безопаснос­ти дома приведено по уровням владения этими знаниями.

Среди лиц с УУО 68% хорошо знают и выполняют правила техники безо­пасности дома, 32% выполняют их частично, например, умеют пользоваться водой, газом, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испы­тывают затруднения при пользовании электроприборами.

Молодые люди с ТУО выполняют правила безопасности дома. Не знакомы сданными правилами 26% обследованных молодых людей этой группы.

Немаловажной составляющей процесса успешной социальной адаптации умственно отсталого человека является умение связаться с нужным учрежде­нием по телефону в экстремальной ситуации.

Выявлено, что большинство УУО молодых людей (86%) умеют пользовать­ся телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 4% не умеют пользоваться им вообще.

Напротив, среди обследованных лиц с ТУО лишь 4% способны уверенно пользоваться телефоном (в 20 раз реже, чем молодые люди с УУО), 53% из них могут делать это только в случаях вынужденной необходимости, а для 43% лю­дей этой группы пользование телефоном недоступно.

Подобные низкие результаты в группе лиц с ТУО выглядят естественно, поскольку многие из молодых людей этой группы являются «безречевыми», следовательно, общение по телефону для них не представляется возможным.

3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома

Для полноценной социальной реабилитации весьма важно научить умствен­но отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» (в магазине, в городе, в лесу)).

Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людь­ми правил поведения на улице и в транспорте позволило выявить 3 уровня овла­дения этими навыками:

1) высокий уровень (ВУ) - знаком с правилами дорожного движения, мо­жет самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин;

2) средний уровень (СУ) - знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор , на более дальние расстояния - в сопровожде­нии взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может;

3) низкий уровень (НУ) -знания не сформированы, выходит из дома толь­ко в сопровождении взрослых.

Изучение правил поведения на улице и в транспорте показало, что все об­следованные с УУО имеют представление о правилах поведения на улице и в транспорте, из них 57% знают их хорошо и выполняют, 43% - выполняют их частично и не всегда (рис. 10).

Иную картину демонстрируют данные по лицам с ТУО: только 10% из них хорошо знают и выполняют данные правила (почти в 6 раз меньше), 64% имеют элементарные представления, а 26% совсем не осведомлены по этому поводу.

У обследованных этой группы наибольшие трудности вызывал субтест «Если ты заблудился», с ним не справились 80%.

3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности

Исследование показало, что существуют значительные различия в степени владения учебными навыками (письма, счета, чтения) лицами с УУО и с ТУО. В достаточной степени эти навыки сформированы у 53% лиц с УУО, в то время как никто из группы обследованных лиц с ТУО не владеет таковыми. Могут написать свое имя, адрес, сосчитать до 5-10 и проч. 37% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Следует отметить, что среди молодых людей с УУО у 10%, атакже у 53% лиц с ТУО даже элементарные навыки письма, счета, чтения не сформирова­ны вообще.

При исследовании выполнения более тонких и сложных трудовых операций разного рода (работа с ножницами, цветной бумагой, клеем и т. д.) были выяв­лены различия в способности их реализации обследуемым. Хорошо справля­лись и имели высокую мотивацию 32% лиц с УУО и небольшая часть лиц с ТУО (10%).

Большая часть обследуемых обеих групп (68% лиц с УУО и 43% лиц с ТУО), хотя и овладели навыками работы с ножницами, бумагой, клеем и т. д., делали это неохотно и лишь при помощи взрослых членов семьи. Среди молодых лю­дей с ТУО почти половине (47%) было недоступно выполнение элементарных трудовых операций.

По субтесту «Представление о профессиях» также выявлены отчетливые различия в обследованных группах (табл. 11).

Почти у половины обследованных с тяжелой умственной отсталостью пол­ностью отсутствуют представления о профессиях.

Понимание молодыми людьми с нарушениями интеллекта значимости тру-

Табл и ца 11



Представление

о профессиях

Группы обследованных

Полное

Частичное

Отсутствие представления

Молодые люди с умеренной умственной отсталостью

63,5

46,5

-

Молодью люди с тяжелой умственной отсталостью

14,5

39,5

46,0

довой деятельности для человека выявляли по задаваемым вопросам и предъяв­ляемым картинкам. Для этого использовались следующие вопросы: «Для чего люди ходят на работу?» «Какая профессия тебе нравится? Почему?» и др.

Большая часть молодых людей с УУО (53%) и очень небольшая часть лиц с ТУО (10%) имеют достаточно хорошо сформированное представление о зна­чимости труда для человека, на примере могут рассказать, для чего нужно тру­диться, какую пользу это приносит самому человеку и окружающим.

Частичные представления имеют 37% лиц с УУО и 69% лиц с ТУО. Эти мо­лодые люди смогли лишь фрагментарно описать смысл трудовой деятельности человека. Отвечая на уточняющие вопросы, они испытывали затруднения.

Совсем не сформированными оказались представления у 10% лиц с УУО и у 21 % лиц с ТУО (в 2 раза больше), которые не смогли дать ответа на постав­ленные вопросы.

Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно отсталых молодых людей, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и интеллектуальном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индиви­дуальных случаях может оказаться невозможным. Однако систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков приносит ве­сомые положительные результаты. Как правило, удовлетворительным уровнем сформированности тех или иных навыков обладают те молодые люди, родите­ли которых прилагают к этому достаточно усилий и времени. Отношение са­мих родителей к воспитанию «особого» ребенка и их реалистичная оценка воз­можностей своих детей играют существенную роль в развитии, реабилитации и дальнейшей социальной адаптации.

3.6. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптомати­ки психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответству­ют степени нарушений в познавательной сфере. Обычно высшие чувства (дол­га, дружбы и т. д.) оказываются менее сформированными, а имеющиеся

эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцирова-ны и нередко не соответствуют реальным стимулам. Крайне недостаточны мо­тивации, побуждающие к познавательной деятельности (Д. Н. Исаев, 1982).

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталых обусловлена, в первую оче­редь, особенностями развития их потребностей, мотивов и интеллекта. Так, установлено, что у умственно отсталых дошкольников и школьников недораз­витие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игра дол­го задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подра­жательных стереотипов, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со свер­стниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития (В. В.Лебединс­кий, 2003).

«Формирование социально-бытовых навыков

в специальной школе VIII вида»

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития (умственно отсталые дети). Целью специального образования умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Для социализации данной категории учащихся необходим определённый уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоению общественных норм поведения. Причины затруднений связаны с особенностями интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньше возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство ведётся столь плохо, что научиться чему-либо в таких безобразных условиях сложно. Л. Г. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».

Учитель СБО должен способствовать формированию у школьников системы социально-бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности для интеграции в обществе. Перед ним встаёт задача поиска различных методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы.

Как эффективнее организовать процесс обучения, повысить активную самостоятельную деятельность умственно отсталых детей? Сегодня эта тема актуальна и современна.

Предмет СБО является необходимым в подготовке учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида к самостоятельной жизни, основным этапом в их социальной адаптации. В компьютеризированном мире каждому придётся столкнуться со многими запрограммированными материалами, заданиями, начиная с расписания движения транспорта и использования заводских инструкций, схем и заканчивая талончиком, на получение своей заработной платы и планом-схемой объема предстоящей работы. Элементарные сканворды, кроссворды и т.п. содержат элементарное программирование в занимательной форме. Организация социально-организованной ориентировки детей с нарушением интеллекта – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.

Каждый урок СБО представляет сложную диктатическую систему, состоящую из содержания, различных звеньев обучения – формирование новых знаний, различных методов и приёмов обучения.

Уроки СБО, как и все учебные занятия в специальной школе VIII вида, имеют коррекционно-развивающую направленность. На каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционно-развивающая.

При разработке тематического планирования учителю необходимо правильно определить место данного урока в системе уроков по определённой теме или разделу. На уроке должна быть обеспечена связь изучаемого материала с ранее усвоенными сведениями. Должна быть ясно представлена цель урока и она точно сформулирована в плане урока. Необходимо продумывать оптимальную организацию труда учащихся и отбирать приёмы и методы, адекватные поставленным на данном уроке задачам. При построении урока необходимо учитывать и не допускать слишком длительных периодов, когда учебный материал воспринимается только со слов учителя, так как учащиеся с ограниченными возможностями не способны к долговременному восприятию отвлечённого учебного материала. Наглядности должны соответствовать его цели и задачам. Следует использовать любой урок для активного содействия формированию положительных качеств личности учащегося.

Преподавание и учение – это процесс единый, при котором соблюдаются структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

Задачи личностно-ориентированного образования требуют применения новых средств обучения и способов организации деятельности детей. Перестройка отношений между педагогом и учеником, вызванная необходимостью решения задач личного развития, создаёт атмосферу любви, заботы, сотрудничества, формирует условия для самоосознания ребёнка.

Решение образовательных коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке различных методов обучения. Наиболее применяемыми методами является устный рассказ учителя. Устное изложение материала – самый удобный и совершенный метод обучения социально-бытовым навыкам в специальной школе, но этого недостаточно, так как внимание у них неустойчиво, через небольшой промежуток времени они отвлекаются и теряют смысловую нить рассказа учителя. Тем не менее, во вспомогательной школе этот метод занимает ведущее место в обучении, что вполне оправдано практикой. Устное изложение материала учителем может иметь несколько форм:

Без использования наглядных пособий;

С использованием наглядных пособий;

С использованием различных технических средств обучения (диафильмов, видеофильмов, диапозитивов).

Вопросно-ответная форма обучения – беседа – также способствует развитию у умственно отсталых школьников умению выражать свои мысли в устной речи, что следует признать важным и необходимым. Успешному применению метода беседы способствует хорошо подуманная система и форма вопросов, которые учитель предлагает ученикам в ходе беседы, и предъявление требований к ответам учащихся. Ответы и по существу, и по форме должны быть правильными и полными. В ответах следует исправлять в учащихся аграмматизмы, неправильное ударение, просить повторить фразу грамотно. Но учитель, задавая вопросы учащимся, также должен следить за их правильностью постановки, варьировать формы вопросов.

Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом.

Трудно переоценить значение экскурсий в формировании социально-бытовых навыков умственно отсталых учащихся. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Правда, проведение экскурсий с учащимися вспомогательной школы представляет значительные трудности. Учителю во время экскурсии достаточно сложно вести объяснение, поддерживать контакт с учащимися, так как они часто отвлекаются, их внимание трудно сосредоточить. Поэтому учителю необходимо:

Тщательно готовиться к экскурсии, определив её цель, содержание, методы объяснения;

Подготовить учащихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, о формах работы на экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии;

При проведении экскурсии не упускать из виду ни одного из учеников, стремясь к тому, чтобы все учащиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;

Обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала.

Лабораторный метод. Организовать такую работу в обычном кабинете совсем не трудно. Такими работами может быть, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Необходимы упражнения в применении полученных знаний в процессе многократных повторений.

Методы проверки знаний. Правильный контроль знаний умственно-отсталого ученика представляется довольно сложной задачей. Но при этом учитывать различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения учащегося применять полученные знания на практике, в обыденной жизни.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, Следует не забывать, что в школе для детей с психическим недоразвитием часто не представляется возможным выдержать «в чистом виде» тот или иной тип урока. На одном и том же уроке учитель повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т. д.

1. Применение перфокарт поможет учителю раскрыть уровень знаний учеников. После проверки перфокарт выясняется, что знания учеников поверхностны, неточны или вообще отсутствуют.

2. Тестирование. Этот метод воспринимается учащимися позитивно, им нравится заполнять анкеты.

Использование этого метода важно тем, что школьники с заниженным интеллектом учатся работать с заданиям анкетного характера.

В самостоятельной взрослой жизни выпускникам вспомогательной школы не раз придётся заполнять различные анкеты при поступлении на работу, на учёбу.

3. Буквенные и цифровые задания – помогают повысить интерес к изучаемой теме. Выполнение в начале изученной темы этих занимательных заданий организует учащихся, повышает их внимание и интерес, настраивает на изучение новой темы. Во время выполнения таких заданий учащиеся повторяют проеденный материал, необходимый для изучения предложенной темы. Буквенные и цифровые задания дают возможность учителю осуществить межпредметные связи.

Для изучения темы «Расчёт стоимости покупки» или «Расчёт платы за электроэнергию» следует выполнить цифровое задание на счёт. Таким образом, повторяются математические навыки счета и подготовка к проведению вычислительных действий на уроках СБО. Учащиеся должны вспомнить способ сложения и вычитания чисел, изученный на уроке математики. Задание не должно превышать имеющие возможности ребят, методика проведения вычислений должна соответствовать той, что дал школьнику учитель математики.

Известно, что учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида испытывают затруднения при переносе знаний их одного предмета на другой без помощи и опеки учителя-предметника. Целью урока СБО является ориентировка применить знания, полученные в школе от разных учителей, при необходимости в различных жизненных ситуациях. Учитель СБО формирует способность использовать свои знания и навыки в социально-бытовой сфере. Учителю СБО отведена важная роль – научить ребят со сниженным интеллектом умению получить совет, помощь не только от учителя-предметника, но и от другого взрослого человека, а также от сверстника.

На уроке СБО невозможно объяснить тему урока, если не применить наглядность. Например, при объяснении темы «Средства связи» обязательно на уроке используются почтовые бланки и карточки, которые нужно заполнять.

При изучении темы «Личная гигиена» - различные таблицы. Например, учащимся предлагается заполнить таблицы:

На уроке также используются спортивно-ролевые игры при изучении тем: «Медицина», «Этика», «Торговля», «Я иду на день рождения», «Вы пришли в гости», «Я – покупатель», «Культура общения юноши и девушки», «Знакомство юноши и девушки».

При изучении темы «Питание» я использую различные иллюстрированные книги по кулинарии, газеты, журналы; книги для классных руководителей, разработки внеклассных мероприятий, классных часов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Воспитатель в своей деятельности осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки.

Таким образом, специальные коррекционные занятия по СБО направлены на формирование социально-бытовых навыков в специальной школе VIII вида, на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.