Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Проектная работа «Формирование потребности к ЗОЖ у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательной работе, в условиях школы-интерната VIII вида

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, – результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья.

Понятие и особенности формирования потребности в здоровом образе жизни

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Визитей Н. Н., В.А. Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (М.Я. Виленский и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" .

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .

Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

· освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

· освоение пособий для педагогов и учащихся;

· создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

· обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

· Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

· Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути .

3. Принцип "Не навреди"!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности .

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .

Организуя образование в области здоровья, нужно помнить:

· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости .

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи .

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

ГБОУ Школа №1375 г. Москва.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
(Путь к здоровью через двигательную активность)

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровья? Здоровье – это многогранное и многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» . Таким образом,здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, здоровьет.е. это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования показали, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит»-гиподинамию. Таким образом, интенсивность физического развития детей,и их здоровье зависит от двигательной активности. Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Формирование необходимых двигательных умений;
Формирование моральных качеств (выносливость,сила воли);
Развития интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
Профилактика простудных заболеваний;
Коррекционно-восстановительная работа,направленная на предупреж-
дение в физическом развитии;
Выявление интересов и способностей детей через систему спортивно-оздоровительной работы.

Необходимо формирование активной деятельности, в физическом самосовершенствовании, получения удовольствий от игр, упражнений и танцев.

Надо сделать так, чтоб ребенок хотел быть здоровым,ловким,сильным,смелым.

Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, преодолевать трудности физического и психического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но часто родители заняты работой. В этой ситуации возрастает роль дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни ребенка.

Формами организации физкультурно-оздоровительной в детском саду являются:

Физкультурные занятия;
Подвижные игры;
Утренняя гимнастика;
Физкультминутки;
Закаливающие процедуры;
Оздоровительные процедуры (бассейн);
Прогулки;
Дни здоровья;
Физкультурные досуги;
Самостоятельная двигательная активность;
Работа с родителями.
Родителям должен быть предложен алгоритм формирования здорового образа жизни:
Здоровое питание;
Рациональный режим;
Спортивные секции;
Танцевальные студии;
Посещение бассейнов, спортивных площадок;
Ежедневные прогулки;
Закаливающие процедуры;
Различные виды массажа;
Формирование культурно-гигиенических навыков.

В каждой возрастной группе хорошо бы провести родительское собрание по воспитанию здорового образа жизни. Значимость результатов в работе с родителями состоит в том,что,помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни группы,у родителей изменилось отношение к собственному здоровью и здоровью детей.

Успехов в укреплении здоровья детей,их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Необходимо превратить здоровый образ жизни в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей на основе личной ответственности.

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии . И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном ус ловии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, по няв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о сво ем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен челове ческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст - сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст - когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь ото брать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в ин тересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сей час много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо де лать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специально го времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладо сти; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать те мой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Поче му этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему пред ставить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья - это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой орга низм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливаю щим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых по рах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопро тивляемость и устойчивость организма против болезней, закаля ет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бы вает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обра щаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух лит ров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада - искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закалива ния. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражне ний, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится пре одолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопо казаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физи ческую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физиче ские упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием соб ственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот при ем. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатыва ется мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. со хранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его орга низма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а при менять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относить ся к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоя тельно, установив связь между неправильным поведением и болез нью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребен ка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

  1. Я забываю мыть руки перед едой.
  2. Я ем фрукты и овощи немытыми..
  3. Я ем слишком быстро.
  4. Я плохо пережевываю пищу.
  5. Я ем слишком много, переедаю.
  6. Я люблю чипсы и ем их часто.
  7. Я грызу ногти на руках.
  8. Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ре бенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здо ровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохране ния хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не под лежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, по буждая ребенка размышлять, делать выводы из специально созда ваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мель чайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки ды хательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, ко гда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здо ров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо из бегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внеш ними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего на ступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отды ха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослаб ляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической куль турой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется боль шое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах воз никают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникнове ния пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и со общить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из го рящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользо ваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прика саться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их поль зоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стираль ная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь бал кона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или вы ходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрас те. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нару шающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правила ми на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней заряд ки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигие нические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтро ля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражне ний.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естест венными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к зака ливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - за лог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и вос питывать положительное отношение к соблюдению режима пи тания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профи лактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.
  2. Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.
  3. Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.
  4. Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

М.И. Обухова,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет педагогики и методики начального образования, 4 курс, научный руководитель – старший преподаватель Кобялковская Т.Н.

Формы и методы формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников.

Особую актуальность в современной начальной школе приобретает проблема охраны и укрепления детского здоровья.

Об этом свидетельствуют результаты научных исследований. По данным Федерального агентства по образованию Российской Федерации было установлено, что у большинства детей имеется нарушение зрения, осанки, наличие хронических заболеваний. Незначительный процент составляют относительно здоровые дети. Исходя из этого, становится ясно, что необходимо искать новые подходы решения проблемы сохранения и укрепления детского здоровья.

Решение этой проблемы тем более необходимо, что оптимизация педагогического процесса, увеличение объема учебного материала к приводит к нервному и физическому истощению учащихся и влияет в конечном итоге, на состояние общего здоровья.

Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, которая требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Известно, что основы здоровья закладываются в детском возрасте. Начальной школе отводится значительная роль профилактике различных заболеваний, так как именно через обучение в начальной школе проходят все дети. А ведь здоровые дети – это здоровая нация, более продуктивное развитие страны.

Целью нашей работы является: изучение опыта работы учителей современной начальной школы по проблеме формирования потребности в здоровом образе жизни.

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: формы и методы воспитания потребности в здоровом образе жизни младших школьников.

Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственность, экология, система и доступность здравоохранения, политическая и экономическая ситуация в стране. Однако особое место среди них занимает образ жизни человека.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Такие знания преподносятся в ходе уроков безопасности жизнедеятельности, природоведения, окружающей среды, в процессе разнообразной внеурочной деятельности.

Важным моментом является форма преподнесения этого материала. Очевидно, что обычные лекции не заинтересуют малышей и тем более не привьют им любовь к спорту, скорей, наоборот, у них сложиться впечатление, что это неинтересное навязанное и скучное. А вот «уроки здоровья», практические занятия, беседы, рисование на определенную тематику, наблюдение за природой, игры, проектная деятельность детей - те методы, которые, несомненно, вызовут интерес учащихся.

Известно, что самый эффективный метод деятельности младшего школьника - это игра. Она позволяет удерживать внимание ребенка максимально долго. В играх дети примеряют различные роли и формы отношений, таких как: сотрудничество, соподчинение, взаимопомощь и др. Это также развивает и социальные качества детей, что является основой духовно – нравственного здоровья.

Подвижные игры создают условия для развития движений, мелкой моторики, укрепляют костно-мышечную систему. В играх, где используется соревновательные элементы, воспитывается творческое отношение детей к двигательной активности. Формируются такие качества как целенаправленность, активность, ловкость, быстрота, умение преодолевать препятствия, развивается фантазия и смекалка, исчезают страхи. В работе направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни могут быть использованы и такие методы как: занимательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение детских книг, инсценирование ситуаций, просмотр видеоматериалов.

В формировании потребности в здоровом образе жизни имеют значение и формы работы, которые может использовать учитель. К ним можно отнести: занятия на природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины, уроки-семинары, дебаты, дискуссии. Очень важно чтобы эти формы повышали активность детей и способствовали формированию потребности в здоровом образе жизни.

На наш взгляд, также было бы полезно говорить не только о важности здорового образа жизни, но и о негативных последствиях «неправильного» образа жизни.

Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия применяемых форм и методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при их выборе. Важным условием, повышающем эффективность данной работы является личный пример педагога и родителей.

В процессе работы над исследованием нами были просмотрены статьи из журналов, посвященные опыту работы учителей начальной школы по формированию потребности в здоровом образе жизни.

С нашей точки зрения наиболее интересен опыт учителей Лаврентьевой С.Е., Новолодской Е.Г., Чичковой Г.М.

Они используют такие формы как: здоровьесберегающий урок, спортивно-оздоровительные мероприятия (утренняя зарядка, игровые перемены, дни здоровья). Наиболее интересен подход Новолодской Е.Г., она используют театральную педагогику в контексте здоровотворческого подхода в образовании.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

Решение данной задачи возможно при условии систематической и целенаправленной работы по охране и укреплению здоровья младших школьников, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей, сохранению и укреплению их психического состояния и физического здоровья.

Литература.

    Боброва И.В. «Формирование здорового образа жизни младших школьников» [Электронный ресурс], 2013.

    Лаврентьева С.Е, «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий» [Электронный ресурс], 2012.

    Новолодская Е.Г. «Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников»// Начальная школа плюс до и после.- № 8, 2013.

    Чичкова Г.М. «Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников»// Начальная школа плюс до и после.- № 1, 2013.