Что означает понятие "асоциальный"? Это черта характера или психическое заболевание? Что значит асоциальный человек

Асоциальные личности и их проблемы

"Посеешь характер - пожнешь судьбу"
(народная мудрость)

Попытаемся рассмотреть особенную группу людей, которых называют «асоциальными личностями» (социопатами). Они безответственны, у них нет никакой морали, им совершенно неинтересны другие люди. У них безобразное поведение, направленное исключительно только на свои собственные потребности . Обычные люди уже с раннего детства знают нормы поведения и понимают, что иногда необходимо жертвовать своими интересами ради интересов другого человека, но не в случае асоциальных личностей. Они никогда не принимают в расчет интересы либо желания других людей, им важно только их собственное желание. Они стараются незамедлительно удовлетворить свои потребности, несмотря ни на что .

Следует сказать, что к людям, совершающим какие-либо асоциальные действия, термин «асоциальная личность» не относится. Причинами асоциального поведения, конечно же могут являться и преступные группировки и какая-нибудь криминальная компания, но есть люди, которые вообще не способны контролировать свои импульсы. Асоциальные личности не испытывают никаких чувств к другим индивидам: ни сострадания за причиненную ими боль, ни угрызения совести .

Еще одной характеристикой асоциальной личности является то, что они с легкостью могут солгать, они приводят себя в возбуждение, и совершенно не изменяют своего поведения. После наказания они искренне просят прощения и клянутся, что никогда так не будут делать, но все это лишь слова. При встрече, их можно чаще всего принять за интеллигентную, привлекательную личность, они легко контактируют с окружающими. Они легко могут устроиться на работу, но, как правило, долго там не задерживаются, так как их выдает импульсивность и вспыльчивость. Такие люди совсем не сочувствуют другим людям и не проявляют к ним никакого интереса, у них совсем отсутствует чувство вины и стыда .

В настоящее время различают некоторые группы факторов, формирующие асоциальную личность: биологические детерминанты, отношения родителей и ребенка, стиль мышления.

Причины асоциального поведения можно рассмотреть на генетическом уровне. Например, вероятность наследования криминального поведения у детей-близнецов очень высока.

У детей с проблемным поведением выявлены психические отклонения, вызванные последствием приема наркотиков матерью, недоедания во время беременности и так далее. Эти дети раздражительны, импульсивны, они очень активные, а в школе, как правило, они невнимательны и отстают от сверстников в учебе. Из-за плохой успеваемости возрастает риск плохого отношения родителей к таким детям.

Третий фактор - это индивидуально-психологические особенности детей. Эти детки в отношении себя ждут только агрессивного поведения и себя ведут так же, к тому же, такие дети считают, что агрессия, направленная на них, совсем неслучайна.

А вам приходилось сталкиваться с ярко выраженными социопатами?

Отличаться от других - хорошо это или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный – это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой – это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?

Асоциальный – это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный – это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие "асоциальное поведение" определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой - это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Антисоциальность

Антисоциа́льность (от др.-греч. ἀντί - против, и лат. socialis - общественный) - отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, стремление противодействовать им. В том числе и к традициям той или иной социальной группы людей.

Описание

Антисоциальность отличается от асоциальности тем, что во втором случае индивид относится к социальным нормам с безразличием и непониманием, и не стремится противодействовать им.

А. Л. Венгер отмечает, что «при асоциальности и, особенно, при антисоциальности, нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм».

Разумовская отмечает, что «наиболее опасная форма антисоциального поведения выражается в преступности», а также, что «антисоциальное поведение проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения личности».

Качества антисоциального поведения

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева согласно DSM-IV выделяют следующие отрицательные качества лиц с антисоциальным поведением:

  1. частые уходы из дома с невозвращением на ночь;
  2. склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
  3. жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
  4. сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
  5. целенаправленные поджоги;
  6. частое враньё, вызываемое разнообразными причинами;
  7. склонность к кражам и грабежам
  8. стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

  1. трудности в учёбе, связанные с неподготовкой домашних заданий;
  2. трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них;
  3. частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе;
  4. частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством;
  5. несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер;
  6. раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим;
  7. невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам);
  8. отсутствие планирования своей жизни;
  9. импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели;
  10. лживость;
  11. отсутствие лояльности к окружающим со стремлением «свалить» вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни. Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни. Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других.
  12. отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях. Частые разводы.
  13. отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
  14. не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии.

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева отмечают, что стремление взрослых наказать лиц с антисоциальным поведением «сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения».

Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия

О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и отдельных личностей. Противоположно антисоциальному поведению.

В целом просоциальное поведение характеризует поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы. Это определение верно и в том случае, когда помогающий тоже получает пользу. Необходимо осознать важную истину о просоциальном поведении: люди редко помогают по какой-то одной причине. Мы помогаем, чтобы: 1) улучшить наше собственное благополучие; 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других; 3) поддержать наш образ «я»; 4) справиться с собственным настроением и эмоциями.

Асоциальное поведение – тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Асоциальное поведение и антисоциальное поведение – не одно и то же. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Чаще в психологической литературе антисоциальное поведение именуют агрессивным.

Агрессия – поведение, рассчитанное на причинение вреда другому человеку.

Выделяют следующие виды агрессии:

непрямая и прямая агрессия (непрямая агрессия: причинение вреда другому без конфликта лицом к лицу, например, злобные сплетни; прямая агрессия: причинение кому-нибудь вреда «в лицо», например, физическая агрессия – удары руками, ногами, или вербальная агрессия – оскорбление, угрозы);

эмоциональная и инструментальная агрессия (эмоциональная агрессия: поведение, причиняющее вред другому человеку, дающее выход гневным чувствам, например, кто-то в ярости бросает в сослуживца стул; инструментальная агрессия: причинение кому-либо вреда с целью достижения какой-либо другой (неагрессивной) цели, например, наемный киллер убивает ради денег).

Если рассматривать социальное поведение с точки зрения продуктивности, то в социальной психологии известные исследования, показывающие, что в определенных обстоятельствах другие могут способствовать улучшению результатов, а в других случаях – ухудшению. В первом случае речь идет о социальной фасилитации, а во втором – социальной ингибиции.

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач: сложные, творческие задачи в большинстве случаев лучше выполнять в одиночестве, а простые – в группе. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.

Руководители различных уровней осознанно или неосознанно часто учитывают процесс социальной фасилитации, организуя рабочие места таким образом, чтобы каждый сотрудник постоянно находится на виду у коллег и у начальства.

Однако, по мнению ряда ученых, не всегда другие люди способствуют повышению эффективности деятельности. Ф. Олпорт писал: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает, тем не менее, воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции

Социальная ингибиция – ухудшение показателей деятельности в присутствии других людей.

Окружающие вольно или невольно отвлекают и даже раздражают. Особенно когда дело не ладится – тут чужое присутствие не только не помогает, но даже мешает сосредоточиться на задаче. Соответственно и эффективность работы падает. Т.е. присутствие окружающих не только подстегивает, но и одновременно отвлекает внимание.

Явление социальной фасилитации и ингибиции хорошо объясняется с помощью понятия «доминантная реакция». Доминантная реакция – это временно господствующая рефлекторная система, т.е. система привычных действий, которая придает поведению целенаправленный характер. Так вот, возбуждение, которое обусловлено присутствием других, всегда усиливает доминантную реакцию. Повышенное возбуждение улучшает решение простых задач. Но это же возбуждение мешает выполнению неосвоенных и сложных операций.

Большое влияние на поведение человека оказывает научение. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, т.е. научение – процесс преимущественно неосознаваемый для субъекта. Поэтому социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления. Наше собственное научение и, соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. научение является социальным процессом.

Чему учиться и как учиться – все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителем группы).

Регуляция поведения конкретного человека зависит от того, как осуществляется контроль со стороны различных социальных групп.

Социальный контроль – система воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения.

Социальный контроль в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.

В основе регуляции социального поведения человека, по мнению В.А. Ядова, лежит система личностных диспозиций.

Личностная диспозиция – внутренняя готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать и действовать в отношении какого-либо объекта.

Ученым предложено выделять 4 уровня личностных диспозиций , каждый из которых влияет на различные уровни активности.

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных (пояснить термин)потребностей и в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях». Этот уровень диспозиций можно обозначить как элементарная фиксированная установка. Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции заключается в том, что личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Третий уровень определяет общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности.

Кто такой асоциальный элемент?

Гарик авакян

АСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Встречается хорошо узнаваемый тип людей – так называемый Асоциальный тип. Главной его чертой, осью, пронизывающей всю личность, поведение, поступки Асоциального, является удовлетворение своих инстинктивных потребностей.

Но это особое удовлетворение, «без тормозов» . Без внутренней борьбы мотивов, без сомнений… Не приемлющее ни в чём препятствий. Ни в выработанных веками требованиях общества, ни в общепринятых нормах морали, ни в осуждении друзей или близких, ни в возможном наказании, ни в ожидании «расплаты» , угрызений совести… .

Асоциальная личность проявляет себя уже в раннем возрасте. Это может быть агрессивное поведение, ранние беспорядочные половые контакты (промискуитет) , особый механический взгляд на секс («приятно, полезно для здоровья») , склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотиков.

В зависимости от времени, от места жительства, окружающей обстановки, проявляются либо отдельные из перечисленных признаков, либо все в комплексе.

Собственные побуждения, рождающиеся из простых инстинктивных потребностей, чувствуются, ощущаются Асоциальным, как неотложные, задержка в реализации которых немыслима. А если задержка всё-таки случается по каким-то причинам, то Асоциальный выдаёт реакцию агрессии, в которой порой проявляется и жестокость.

Здесь может проявляться своеобразный гендерный детерминизм. Асоциальный мужчина, особенно при необременённости высоким интеллектом, может выразить свою агрессию прямо, в виде физического насилия, нанесения телесных повреждений тому, кто в чём-то препятствует, либо, круша и ломая окружающие неодушевлённые предметы. Женщина асоциального типа может проявить свою агрессию в жестокой клевете, особом изощрённом коварстве по отношению к «недоброжелателю» .

Асоциальный, завязывая тесные межличностные отношения, ориентируется исключительно на себя, на получение внимания, тёплых чувств, заботы и любви. Ничего, или почти ничего не отдавая взамен.

Как результат – невозможность, неспособность человека асоциального типа к поддержанию близких и осмысленных межличностных отношений. Отношений, которые предполагают наличие качеств, отсутствующих у Асоциального.

Общаясь с Асоциальным, окружающие, со временем, обычно «прочитывают» его основные характеристики. По нарастающей испытывая ощущения: непонимания – неудовлетворённости – напряженности – раздражения и, в результате, разрывают отношения.

Лишь самые близкие родственники (родители, братья, сёстры, дети Асоциального) долго могут находиться в плену привычных иллюзий, незаметно, плавно возникших в результате длительного совместного проживания, перекошенной системы внутрисемейных отношений. Также долго объектом манипуляции Асоциального может оказаться человек Зависимого типа личности (описание см. Характеры. ЗАВИСИМЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.) .

Асоциальные типы склонны к обману, к манипуляции собеседником, близкими людьми, причем, используя своё «обаяние» , мнимое «доброжелательство» , они искренне не видят, не способны ощутить те последствия, ту человеческую боль, которые возникают у кого-либо в результате их действий. Такова природа Асоциальных.

Мила

Такая хрень! Откройте статью Википедии и не надо ничего мудрить.
Асоциальный - далёкий от общественной жизни. Не надо характеризовать как преступника какого-то.
Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.
Асоциальность (социальное безразличие) - отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности. Асоциальность отличается от антисоциальности тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и/или к обществу в целом. Не следует также асоциальность путать с мизантропией.

Что делать, если ты асоциален?

Чипенко антон

Ну мне кажется даже при асоциальности можно найти какие нибудь плюсы,например когда человек находится в одиночестве он много размышляет по крайней мере если вообще способен размышлять.Часто одиночество способствует разнообразному творчеству,так что я бы не сказал что одиночество это так сильно плохо,но конечно не нужно доводить одиночество до крайней меры,естественно нужно контактировать с окружающим миром,да и приходится в любом случаи контактировать с окружающими миром потому что по другому просто не выживешь.Но разумеется если человек хочет избавится от асоциальности значит ему это мешает по жизни,следовательно нужно работать над собой,выходить для начала на короткие растояния.

Alisa1976

Если человек сам страдает от своей замкнутости и неконтактности, ему надо попробовать постепенно, шаг за шагом себя хоть немного изменить. Для начала стоит поучиться общению в Интернете, если реальных друзей уж совсем нет, а потом и в жизни. Можно пробовать задавать вопросы хотя бы в магазинах, на улицах для того, чтобы преодолеть свою робость, если речь идет именно об этом.

Master key 111

Ничего не делать, зачем менять себя, у меня есть знакомый который просто ненавидит быть на людях так он постоянно ходит в походы, или просто сидит дома с близкими, или один, это не плохо и не хорошо, просто есть такие люди и они живут как им нравится, а это главное.

Если вы имеете ввиду, уход от общения, то ничего не надо делать.

Возможно вы думаете, что это не нормально, могу вас успокоить, это не так.

Уход от общения, это этап взросления личности. Вы же не залезли в бочку как Диоген(это все же крайность). Кстати Диоген ярчайший пример асоциальности и гениальности.

Гении часто асоциальны.

Нужно бороться со своими страхами, пытаться общаться, шутить и как можно больше контактировать с людьми. Да, в нашей жизни не все вырастают ораторами, которые ведут толпы за собой. Но и мириться с таким фактом фактом нельзя, так как человек социальное существо и без общения чахнет.

Встречается хорошо узнаваемый тип людей - так называемый Асоциальный тип. Главной его чертой, осью, пронизывающей всю личность, поведение, поступки Асоциального, является удовлетворение своих инстинктивных потребностей.

Но это особое удовлетворение, «без тормозов». Без внутренней борьбы мотивов, без сомнений… Не приемлющее ни в чём препятствий. Ни в выработанных веками требованиях общества, ни в общепринятых нормах морали, ни в осуждении друзей или близких, ни в возможном наказании, ни в ожидании «расплаты», угрызений совести….

Асоциальная личность проявляет себя уже в раннем возрасте. Это может быть агрессивное поведение, ранние беспорядочные половые контакты (промискуитет), особый механический взгляд на секс («приятно, полезно для здоровья»), склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотиков.

В зависимости от времени, от места жительства, окружающей обстановки, проявляются либо отдельные из перечисленных признаков, либо все в комплексе.

Человек с асоциальным ядром не имеет в себе достаточно развитой части самосознания, которая позволила бы оценивать, принимать во внимание и считаться с удобством и безопасностью окружающих. Окружающие для Асоциального рассматриваются лишь в двух позициях: источник опасности, источник удовольствия.

Собственные побуждения, рождающиеся из простых инстинктивных потребностей, чувствуются, ощущаются Асоциальным, как неотложные, задержка в реализации которых немыслима. А если задержка всё-таки случается по каким-то причинам, то Асоциальный выдаёт реакцию агрессии, в которой порой проявляется и жестокость.

Здесь может проявляться своеобразный гендерный детерминизм. Асоциальный мужчина, особенно при необременённости высоким интеллектом, может выразить свою агрессию прямо, в виде физического насилия, нанесения телесных повреждений тому, кто в чём-то препятствует, либо, круша и ломая окружающие неодушевлённые предметы. Женщина асоциального типа может проявить свою агрессию в жестокой клевете, особом изощрённом коварстве по отношению к «недоброжелателю».

Асоциальный, завязывая тесные межличностные отношения, ориентируется исключительно на себя, на получение внимания, тёплых чувств, заботы и любви. Ничего, или почти ничего не отдавая взамен.

Как результат - невозможность, неспособность человека асоциального типа к поддержанию близких и осмысленных межличностных отношений. Отношений, которые предполагают наличие качеств, отсутствующих у Асоциального.

Общаясь с Асоциальным, окружающие, со временем, обычно «прочитывают» его основные характеристики. По нарастающей испытывая ощущения: непонимания - неудовлетворённости - напряженности - раздражения и, в результате, разрывают отношения.

Лишь самые близкие родственники (родители, братья, сёстры, дети Асоциального) долго могут находиться в плену привычных иллюзий, незаметно, плавно возникших в результате длительного совместного проживания, перекошенной системы внутрисемейных отношений. Также долго объектом манипуляции Асоциального может оказаться человек Зависимого типа личности (описание см. Характеры. ЗАВИСИМЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.).

Асоциальные типы склонны к обману, к манипуляции собеседником, близкими людьми, причем, используя своё «обаяние», мнимое «доброжелательство», они искренне не видят, не способны ощутить те последствия, ту человеческую боль, которые возникают у кого-либо в результате их действий. Такова природа Асоциальных.

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам. Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален. Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет. Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто. Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.

Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими. Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами. Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Лечение

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.
Асоциальные элементы это:

  • личности без определенного места жительства,
  • попрошайки,
  • зависимые от алкоголя и наркотиков,
  • люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.

Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным.
Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу.
Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Кто такой асоциальный человек?

Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:

Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя.
Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой.
Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем. Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими. А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.
Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.

Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.

Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:

  • лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
  • помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
  • социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.

Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.