Асоциальное поведение: как проявляется и что с ним делать. Что означает понятие "асоциальный"? Это черта характера или психическое заболевание

Термин, вынесенный в заголовок, является довольно распространенным, употребляемым как специалистами, сталкивающимися с таким поведением по роду своей работы, так и обычными людьми. Однако ни в одном из словарей – психологическом, социологическом, философском, этическом – его нет, причем это относится ко всем советско-российским изданиям XX в. Парадокс! Но такое бывает, когда слово кажется настолько понятным и однозначным, что никто не затрудняется уточнением его дефиниции… Попробуем разобраться с этим загадочно-мистическим понятием.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. Аксиоматично считается, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным.

Асоциальное (от греч. «а» – отрицательная частица) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений. Похоже обстоит дело и с понятиями мораль – нравственность и асоциальное поведение. Все их знают, употребляют, но четкой разницы между ними невозможно найти ни в одной работе по этике, не говоря уже о том, что сами эти понятия также не имеют ясных определений. Мораль – это некое совмещение «Я» и «Ты», возможность диалога, единства. Общество обособляет, а мораль выступает своеобразной компенсацией за отчуждение. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность. К примеру, гедонистическая мораль, где основной принцип – наслаждение, эгоизм, не является социальной. Почему? Человек озабочен только собой и стремится получить максимум положительных эмоций и минимум отрицательных. Звучит заманчиво. А почему мы должны стремиться к отрицательным эмоциям? Подвох в том, что здесь имеет место озабоченность только собой, а интересы другого просто не принимаются в расчет. Отсюда базовое противоречие. Внутри своей морали человек сохраняет идеалы и ценности, а мораль выступает способом или формой их реализации. При взаимодействии с другими людьми, чьи интересы он вольно или невольно игнорирует, его поведение будет восприниматься как асоциальное.

Если рассмотреть в исторической перспективе представления о правилах человеческого поведения, то древнегреческие воззрения, которые очень стали популярны и в наше время, объясняли обусловленность норм человеческого общения общемировыми, космическими процессами и порядками. Аристотель считал позитивным поведение, устанавливающее порядок, а негативным – нарушающее, при этом основным понятием для него являлась дихотомия «справедливое-несправедливое». И асоциальное поведение для него выступало как несправедливое. В дальнейшем представления о правильном и неправильном в человеческих отношениях и поступках сопровождались формализацией неких рациональных правил, но изначально речь шла о социальной регуляции поведения, осуществляемой с помощью этих правил.

Можно посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации – дезадаптации. Тогда социальное поведение будем расценивать как адаптивное, а асоциальное как дезадаптивное. Но поможет ли это? Ведь общеизвестно, что именно неадаптивное поведение вело к прогрессу человечества. Так, ритуальные захоронения, наскальная живопись не имели никакой утилитарной, приспособительной цели. Отсюда совершенно очевидно, что дезадаптация может быть и со знаком плюс. Конечно, асоциальное поведение – это дезадаптивное поведение, но, к сожалению, кроме очевидной констатации, нам это ничего не дает в силу размытости понятия «дезадаптация», усугубляющей неясность исходного термина.

Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Отклонение от нормы называется асоциальным прежде всего потому, что социальной является сама норма.

Известный юрист В. Н. Кудрявцев понятие «социально-негативное поведение» употребляет как аналог термина «асоциальное поведение», которое представляет собой относительно распространенное явление; поэтому оно предполагает, как правило, разработку и осуществление организованных форм борьбы с ним. Такое поведение «приносит вред всему народу, отрицательно влияет на развитие личности, препятствует поступательному движению общества» 2 . В юридической литературе подчеркивается, что четкое разделение различных видов социальных отклонений не всегда возможно, например, одно и то же поведение может включать нарушение административных, моральных и эстетических норм. На уровне личности социально-негативное поведение проявляется в преступлениях, правонарушениях, аморальных проступках, нарушениях правил человеческого общежития.

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», или «преступное», поведение, но по объему криминальное, или уголовное, поведение значительно реже, чем асоциальное, которое включает и иные формы правонарушений, и аморальное поведение.

Асоциальное поведение рассматривается и как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей она выражается по-разному: физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно, но реальность такова, что не существует людей, у которых бы она полностью отсутствовала. Люди отличаются только объемом и удельным весом агрессивных паттернов в своем поведенческом репертуаре. Многочисленные теории агрессии выявляют и объясняют истоки человеческой агрессивности, ее механизмы, но ни одна из них не говорит о том, что возможно ее полное отсутствие, хотя предлагаются всевозможные способы ее контроля и коррекции. Гуманистические психологи прямо высказываются об агрессии как о форме естественной энергии, вспоминая энергию ветра, солнца, воды, которая может убить или помочь. Человек может подавлять энергию агрессии, и тогда это чревато болезнями. Другой вариант – когда волна энергии вырывается наружу в форме слов и дел, иногда конструктивных, иногда нет. Нет общего правила для выражения агрессии. Вопрос ставится о ее трансформации, об изменении мишени и формы проявления. То есть агрессивное поведение может быть деструктивным и конструктивным или креативным. Один из основателей американского крыла экзистенциальной психотерапии Ролло Мей связывает агрессию с проявлением силы, причем у каждого человека в потенциале наличествуют пять уровней силы. Первый уровень – сила жить, она проявляется в том, как ребенок плачет, добиваясь того, что он хочет, из чего он черпает свою силу и как ее реализует. Если действия ребенка не вызывают отклика окружающих, то он не развивается, и крайним проявлением такого бессилия является смерть. Сила жить – это не добро или зло, она первична по отношению к ним. И она должна проявляться в течение жизни, в противном случае человека ждут психозы, неврозы или насилие. Второй уровень – это самоутверждение. Мы не только живем, но и нуждаемся в утверждении своего бытия, отстаивая свою значимость и обретая тем самым самоуважение. Третий уровень силы – отстаивание своего «Я». Эта форма поведения характеризуется большей силой и направленностью вовне, чем самоутверждение. В нас заложена реакция на нападение, и мы готовы на него реагировать. Человек отстаивает свои и чужие интересы, причем зачастую чужие с большей энергией, чем свои, но это тоже форма отстаивания своего «Я», так как отстаивает эти интересы он. Четвертый уровень силы – агрессия, которая появляется тогда, когда нет возможности отстаивать свое «Я». И здесь человек внедряется в чужое пространство, частично забирая его себе. Если нас лишить возможности выплеснуть агрессивные тенденции в течение какого-то времени, то это выльется в депрессию, невроз, психоз или насилие. Пятый уровень силы – насилие, оно происходит тогда, когда все остальные способы отстаивания своей силы блокированы. Таким образом, у каждого из нас есть негативная сторона, которая вносит свой вклад в потенциал добра и зла, и без которой мы не можем жить. Важным, хотя не простым для осознания, является принятие того факта, что значительная часть наших успехов связана с противоречиями, порождаемыми негативными моментами. Жизнь, считает Р. Мей, это достижение добра не в стороне от зла, а вопреки ему.

Отсюда понятно, что агрессивное поведение – понятие значительно более широкое, чем асоциальное поведение; с другой стороны, они могут пересекаться. За 20 лет существования на факультете психологии специализации юридическая психология был получен солидный массив данных по особенностям агрессии лиц как с социальным, так и асоциальным поведением. Так, в дипломном исследовании Э. П. Булатчик сравнивались особенности агрессивности у лиц с разными видами асоциального поведения, а именно: лиц, совершивших кражи и убийства. Оказалось, что у убийц уровень агрессии значительно выше, особенно агрессии директивного типа, которая проявляется в установке превосходства над другими людьми в ожидании того, что остальные будут вести себя в соответствии с их интересами. При этом у убийц полностью отсутствует потребность считаться с другими людьми, принимать их в расчет. Сходные результаты оказались и при сравнении несовершеннолетних с теми же видами асоциального поведения. Когда исследовался такой вид асоциального поведения, как проституция (дипломная работа И. Волковой, 1994 г.), то оказалось, что по уровневым показателям агрессии различия между студентками и представительницами одной из древнейших профессий, обнаружились именно в агрессии по директивному типу, причем у студенток директивность значительно выше. Таким образом, нельзя ставить знак равенства между выраженностью агрессии по директивному типу и асоциальным поведением. Тем более что исследования, проведенные среди учителей и воспитателей детских садов, чье поведение абсолютно социально, показывают, что у них эти показатели значительно выше.

Зачастую уровень агрессии лиц с асоциальным поведением выше, чем с социальным, но выявилась также, что «удельный вес» агрессии в поведенческом репертуаре имеет значительно большее значение, чем абсолютные показатели агрессии. Школьники обычных и элитарных школ, студенты различных вузов, в том числе Санкт-Петербургского института богословия, учителя, врачи, воспитатели детских садов, банковские служащие, юристы, психологи – все имеют некий уровень агрессии. У кого-то он выше, у кого ниже, но таких испытуемых, у которых показатели агрессии полностью отсутствуют, не было! И конечно, как правило, разница между лицами с асоциальным и социальным поведением заключалась не в уровневых показателях агрессии, а в ее весе, в объеме и месте, которое она занимает среди других поведенческих паттернов.

Ряд исследований лиц с асоциальным поведением показал, что существует взаимосвязь между таким поведением и импульсивностью. Под импульсивностью понимается поведение без предварительного обдумывания его последствий. Еще в 1934 г. Д.Гилфордом в рамках факторного подхода к изучению личности был впервые выделен фактор импульсивности. Позднее Г. Айзенком на большой выборке испытуемых было предпринято специальное исследование факторной структуры импульсивности. Соотнесение импульсивности с основными личностными факторами выявило, что фактор импульсивности положительно кореллировал с такими факторами, как психопатия и нейротизм, и оказался слабо связан с фактором экстраверсии. Эти данные позволили Г. Айзенку рассматривать фактор импульсивности как несущий высокий психопатологический тон, который может обусловливать возникновение асоциального поведения. Вывод Г. Айзенка получил подтверждение в ряде работ других исследователей, которые отмечали, что выраженная импульсивность тесно коррелировала с различной патопсихологической симптоматикой (гиперкинез и др.), а также со склонностью к асоциальному поведению независимо от возраста. Так, в 1987 г. в США С. Хормутом было проведено исследование, в ходе которого изучались 120 преступников (совершивших преступления разной тяжести), 90 солдат и 30 рабочих. Исследование было направлено на изучение влияния асоциального поведения, на контроль импульсивных тенденций и на личность в целом. Результаты показали, что преступники по сравнению с солдатами и рабочими проявляют меньший контроль импульсивных тенденций, более агрессивны, склонны к депрессии и возникновению неврозов, более открыты и эмоционально нестабильны.

Однако не только зарубежными, но и некоторыми нашими исследователями было отмечено, что для совершавших асоциальные действия характерна импульсивность. Так, проведенное В. П. Голубевым и Ю. Н. Кудряковым исследование лиц, совершавших грабежи и разбои, показало, что им свойственны: импульсивность, застревание аффекта (ригидность), склонность к подозрительности, злопамятность, отчужденность, уход в себя, стремление к сохранению дистанции между собой и окружающим миром.

Исследования, проведенные среди преступников (убийц, осужденных за корыстно-насильственные преступления, расхитителей, воров), проведенные Ю. М. Антоняном и др., показали, что ведущими личностными особенностями большинства из них являются импульсивность, высокая агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность к межличностными отношениям, отчужденность и дезадаптация. Самая высокая импульсивность при низком самоконтроле наблюдалась у осужденных за корыстно-насильственные преступления.

Одно из последних исследований импульсивности и асоциального поведения было проведено в рамках дипломной работы И. Ю. Васильевой (2001 г.). Исследовались подростки с асоциальным поведением (мелкое хулиганство, уход из дома, склонность к алкоголизму) в возрасте 15 лет в количестве 60 человек, равно разделенные по половому признаку. В результате оказалось, что у обследуемых не существует значимых половых различий по уровню импульсивности. Исследование также показало, что импульсивность подростков с асоциальным поведением взаимосвязана с такими особенностями личности, как агрессия, директивность, тревожность, эгоцентризм, высокий уровень напряжения, страха, склонность к открытому агрессивному поведению, враждебность, высокая самооценка, высокий энергетический уровень.

Итак, под асоциальным поведением будем понимать социально-негативное поведение, нарушающее правовые и общепринятые нравственные нормы, родственное по содержанию понятию «отклоняющееся поведение» (которое, по всей видимости, является более объемным), отличающееся высокой вероятностью проявления агрессии в открытом поведении, ее высоким удельным весом среди других поведенческих паттернов, несформированностью установок на социальную кооперацию, эгоизмом, эгоцентризмом и импульсивностью.

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам. Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален. Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет. Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто. Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.

Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими. Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами. Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих. Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Лечение

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека. Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

Слово асоциальный английскими буквами(транслитом) - asotsialnyi

Слово асоциальный состоит из 11 букв: а а и й л н о с ц ы ь

Значения слова асоциальный. Что такое асоциальный?

АСОЦИАЛЬНЫЙ. 1. Не относящийся к обществу или социальным проблемам. Это значение используется для описания ситуаций, событий, поведе ния или людей, независимых от социальных ценностей и обычаев…

Оксфордский словарь по психологии. - 2002

Асоциальный - (а + лат. socialis - общественный) - 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.

Асоциальный (а лат. socialis - общественный) - 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям или отсутствие способности их принимать…

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу. Философский энциклопедический словарь. 2010.

Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений.

Терминологический ювенологический словарь

Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.С 1938 года Управление социального обеспечения Германии призвало полицию арестовывать «асоциальных» личностей. Вместо помощи, нуждающиеся и бездомные собирались и уничтожались властями.

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений (МКБ 301.7) - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Краткий словарик по психиатрии. - 2002

РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7) - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Словарь психиатрических терминов

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Карманов А. Психологический словарь

Асоциа́льный; кр. ф. -лен, -льна.

Орфографический словарь. - 2004

Примеры употребления слова асоциальный


Троица вела асоциальный образ жизни: мужчины не имели паспортов, постоянного места жительства и работы.

Асоциальная личность


Характеристики асоциальной личности


Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.

Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.

Импульсивность, склонность жить моментом.

Необычайная лёгкость лжи.

Часто очень умело играют роли.

Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).

Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.

Окружающими часто часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди.

Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.

Отсутствие искреннего сочувствия к другим.

Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Ниже представлены три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.

Биологические факторы

Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.

Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.

Семейные факторы

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Стиль мышления

Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия - самый надёжный и эффективный инструмент.

Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.

Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.

Что означает понятие "асоциальный"? Это черта характера или психическое заболевание?

Отличаться от других - хорошо это или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение


Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный - это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой - это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?


Асоциальный - это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный - это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие "асоциальное поведение" определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры


Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Подводя итоги

Асоциальный - это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой - это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Асоциальное поведение

Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 .

Смотреть что такое "Асоциальное поведение" в других словарях:

Асоциальное поведение - (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь-справочник по педагогической психологии

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь по педагогической психологии

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… … Терминологический ювенологический словарь

Девиантное поведение, асоциальное поведение - поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… … Педагогический терминологический словарь

Поведение асоциальное - поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям … Социологический словарь Socium

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - П. человека (Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… … Социология: Энциклопедия

Поведение асоциальное - формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Определение понятия «асоциальность»


в Женском клубе!

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» - это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, - поверхностные отношения, недолговременные связи.

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат


Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения


Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики - даже взрослого, а не только растущего человека! - обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это - личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них.

И самый главный совет

Диссоциальное расстройство личности выражается как неустойчивая психопатия, люди с такой болезнью (социопаты) ведут асоциальный образ жизни, лишены высших нравственных чувств и не подчиняются общепринятым законам. Они нацелены лишь на самоудовлетворение, пренебрегая при этом возможными последствиями.

Отличительная черта социопатов – это неспособность контролировать и ограничивать свои действия и эмоции из-за недостаточной силы воли.

Больше всего данной патологии подвержен мужской пол. Как правило, это выходцы из неблагополучных семей и низшего слоя общества. Многие люди, находящиеся «за решеткой» имеют диссоциальное расстройство личности, попавшие туда из-за нужды в острых ощущениях, своей импульсивности, безответственности и безразличия к общепринятым социальным нормам. И, несмотря на неоднократное совершение противозаконных мероприятий и наказание за них некоторых индивидов, уроков из отрицательного опыта они не усваивают.

Антисоциальное расстройство личности, одновременно протекающее с иными видами заболеваний психики, к примеру, шизоидным или параноидальным расстройством личности, может привести к более серьезному нарушению приспосабливания в современном обществе.

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Личности, имеющие данный тип расстройства, уже с малых лет отличаются эгоистичностью, аморальностью, цинизмом, у них отсутствуют духовные интересы. Такие индивиды очень жестоки и лживы, зачастую они издеваются над теми, кто слабее, младше и беззащитными животными. У них рано формируется враждебное отношение к родным и людям близкого окружения. В период полового созревания асоциальные личности открыто показывают свое девиантное поведение, к примеру, устраивают побег из родного дома, не ходят на занятия образовательных учреждений, совершают жестокие поступки, поджоги или повреждают имущество, воруют, занимаются бродяжничеством.

При общении с другими людьми проявляют вспыльчивость, которая иногда приводит к агрессии и гневу. Со сверстниками, и не только, устраивают драки, сквернословят. Постоянное место деятельности они не переносят. В их послужной список входят множественные прогулы и постоянная смена работы.

Такие личности лишены душевных переживаний, не ценят традиции и устои, не имеют привязанности к родным и близким, неуважительно относятся к семье, нарушают общепринятые нормы и законы. По истечении некоторого времени такие люди оказываются в тюрьме. У одних индивидов при достижении 40 лет асоциальное поведение снижается, у других продолжает сохраняться весь жизненный цикл.

Асоциальное расстройство личности объясняется несколькими теориями: поведенческой, психодинамической, биологической и когнитивной. Рассмотрим более подробно:


Другие бихевиористы полагают, что некоторые родители непредумышленно развивают у своего потомства асоциальное поведение, постоянно подкрепляя враждебное поведения детей. К примеру, когда ребенок отличился нехорошим поведением (игнорирует просьбы отца или матери отвечает на них насильственными методами), чтобы достичь примирения, родители идут на уступки. Таким действием, они развивают в своем дите упрямство, или даже жесткость.

Не исключена возможность развития данного расстройства психики в результате перенесенных заболеваний и травм мозга головы. В этом случае у пациента обнаруживаются нарушения неврологического характера.

Клинические проявления

У больного человека диссоциальное расстройство личности проявляется явным самодовольством, твердым убеждением в своей правоте, подкрепленной отсутствием критики в собственный адрес. Любое его порицание или осуждение расценивается негативно.

Такие индивиды халатно относятся к финансам. В результате распития спиртных напитков они по отношению к окружающим становятся злобными, устраивают конфликты, нередко приводящие к дракам. Люди с таким расстройством склонны к ограблениям, кражам, насильственным актам, мошенничеству. При этом ими движет не только корысть, но и жажда унижения других людей.

Личности с такой патологией пойдут на все ради получения своей выгоды. В них отсутствует сострадание, совесть, чувство раскаяния. Из-за своего эгоизма и неспособности к сочувствию и сопереживанию часто манипулируют близкими и окружающими людьми.

Индивиды с диссоциальным расстройством личности, чтобы добиться своей цели, могут лгать, угрожать самоубийством, имитировать признаки выдуманных соматических болезней.

Люди с данной патологией всегда пытаются получить от жизни как можно больше, используя запрещенные методы.

Их не волнуют возможные негативные последствия, так как чувство тревоги и вины в них подавлено. Если раскрываются их недобросовестные проступки, то они легко могут найти оправдание своим действиям.

Известный психотерапевт и психолог – Эрик Берн выделил два типажа людей больных таким расстройством:


Личности с активным типом нарушения психики отрыто демонстрируют свой асоциальный характер, тогда как пассивные лживы и скрытны.

Диагностика

Диссоциальное расстройство личности выражается следующим поведением:


Помимо перечисленных признаков, личностям с данным типом расстройства присуще чрезмерная нервозность. В раннем и пубертатном возрасте, во многих случаях, диагностируют патологию в результате расстройства поведения.

Лечение и прогноз диссоциального расстройства личности

Лечению данной болезни подвергается около одной трети всего населения. Пациенты с такой патологией в редких случаях обращаются за квалифицированной помощью, так как считают, что у них нет каких-либо причин для этого. Но даже если человек с таким расстройством личности чувствует, что не находит общего языка с другими людьми, и приходит за консультацией на прием к психотерапевту, то вероятность того, что его состояние можно улучшить, невелики. Это зависит от того, что асоциальные личности не способны на переживания и стабильное взаимодействие со специалистом.

Зачастую, инициаторами лечения такого заболевания у человека приходятся сотрудники правоохранительных органов, работники учебных заведений и другие. Но эффективность такой терапии невелика, нежели самостоятельное обращение, так как человек испытывает в этом случае не только нежелание устанавливать контакт со специалистом, но и развивается внутреннее сопротивление такому действию. Исключением такого лечения являются группы взаимопомощи, в которых больные не боятся быть осужденными и надеются на поддержку участвующих.

Терапия данного вида расстройства психики будет эффективна в случае, если проводить лечение будет опытный специалист – психотерапевт, который не поддастся на провокации и манипуляции больного, а также положительный результат будет, достигнут в случае, если в комплексной терапии участвуют небольшое количество ведомых пациентов.

Лекарства показаны, если больной имеет ярко выраженную импульсивность и тревожное или депрессивное состояние. Ввиду большой вероятности образования зависимого состояния к препаратам, и как следствие снижение мотива к психотерапевтическому процессу, назначают небольшие курсы с малыми дозами.

Прогноз такого заболевания во многих случаях отрицательный, так как такое расстройство личности почти не поддается полному излечению.

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» - это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, - поверхностные отношения, недолговременные связи.

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики - даже взрослого, а не только растущего человека! - обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это - личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Автор: Евгения Бессонова