Неонатальный периоды развития ребенка. Введение

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Неонатальный период (от греческого - новый и латинского natalis - относящийся к рождению) - первые 4 недели жизни ребёнка после его рождения.

Неонатальный период объединяет два под периоды.

1. Ранний неонатальный период (от рождения до 7-и суток – 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.

2. Поздний неонатальный (от 7-и до 28-го дня жизни – 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.

В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существования вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начинают функционировать малый круг кровообращения, пищеварительный тракт, ребенок начинает питаться молоком матери. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий температурный режим.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд приспособительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гиперемией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3-4-й день отпадает остаток пуповины.

В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптационные процессы в организме ребенка.

Неонатальный период - один из важнейших критических периодов жизни человека, в течение которого происходит адаптация новорождённого к условиям внеутробной жизни. Особое место в неонатальном периоде принадлежит раннему неонатальному периоду, или периоду острой адаптации (1-я неделя жизни после рождения). Переход от внутриутробного развития к внеутробному требует значительных изменений физиологических и биохимических процессов в организме новорождённого.



Прекращение обменных процессов через плаценту вызывает необходимость активизации в неонатальном периоде функций разных органов и систем: лёгочного дыхания для обмена кислорода и углекислого газа, пищеварения для усвоения продуктов питания, почек для вывода шлаков и поддержания гомеостаза, печени для нейтрализации и выведения токсических веществ, иммунной системы для защиты от инфекции, сердечно-сосудистой и эндокринной систем и других.

В неонатальном периоде все основные функции организма ребёнка находятся в состоянии неустойчивого равновесия и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжёлым нарушениям важнейших жизненных функций. Патология в неонатальном периоде связана в первую очередь с нарушением биохимических и физиологических механизмов адаптации новорождённого в результате преждевременных родов, врождённых пороков развития и неблагоприятного влияния окружающей среды до наступления родов, во время и после них.

При высокой сопротивляемости организма матери ребёнок рождается с преходящим пассивным иммунитетом к столбняку, дифтерии, кори, паротиту эпидемическому и ветряной оспе. Однако новорождённый не имеет иммунитета к тем микроорганизмам, которые вызывают местные и общие инфекции. В комплексе защиты против патогенных влияний среды можно выделить специфические (см. Иммунные факторы) и неспецифические факторы зашиты. Для предупреждения заболеваемости в неонатальном периоде важен уход за новорождённым, желательно грудное вскармливание, при котором ребёнок наиболее эффективно защищён от кишечных инфекций.

Неонатологу необходимо знать международные определения и использовать их в повседневной практике. Приведённые ниже критерии употребления ряда понятий (таких как недоношенность, переношенность и др.) обеспечивают сопоставимость результатов работы и достоверность сравнительного анализа.

Знание статистических терминов и методик расчёта статистических величин необходимо для анализа результатов работы акушерского стационара и объективных сопоставлений показателей на разных территориях.

В определениях многих терминов, касающихся неонатологии, используют понятие о гестационном возрасте. Под термином «гестационный возраст» понимают продолжительность срока беременности, которую высчитывают от первого дня последней нормальной менструации и выражают в полных днях или полных неделях. При отсутствии данных о последней менструации оценку гестационного срока базируют на доступных клинических исследованиях. Для ясности вычисления рекомендуют подсчитывать как недели, так и дни, прошедшие от первого дня последней менструации (пример: гестационный возраст 31 нед и 4 дня соответствует 31 полной неделе). Любой плод (мертворождённый или живорождённый), родившийся после 20 нед гестации, должен быть взвешен в первые минуты или час после рождения. Масса тела при рождении - результат первого взвешивания новорождённого, зарегистрированный в течение первого часа жизни (т.е. до того, как в постнатальном периоде произойдёт потеря массы). Большинство (более 85-90%) новорождённых имеют массу тела 2500-4000 г и длину тела 46-52 см.

Доношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 38-42 нед. Большинство доношенных имеет массу тела более 2500 г и длину тела более 46 см, однако у 10% новорождённых отмечают как более низкие, так и более высокие показатели массы и длины тела.

Недоношенным считают ребёнка, родившегося до окончания 37-й недели беременности. 70-80% недоношенных детей имеют массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см, 20-30% - массу и рост, характерные для доношенных новорождённых. Независимо от массы тела недоношенные дети обычно морфофункционально незрелы. Морфологические признаки недоношенности описаны в главе «Недоношенные дети».

Переношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 42 нед и более. Масса и длина его тела могут значительно превышать показатели доношенных детей, однако в ряде случаев встречают относительно низкие антропометрические показатели, что связано с прогрессирующей плацентарной недостаточностью. Морфологические признаки переношенности - сухость, шелушение, мацерация кожи, прокрашивание меконием пуповины, оболочек последа, наличие ядер окостенения проксимального эпифиза большеберцовой и плечевой кости.

Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания выделяют следующие категории детей:

Ребёнок с низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 2500 г;

Ребёнок с очень низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1500 г;

Ребёнок с экстремально низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000 г.

Перинатальный период

Согласно определению, приведённому в Международной классификации болезней и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10), перинатальный период начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й полный день после родов. Несмотря на то, что перинатальный период заканчивается: первой неделей жизни, клинические проявления заболеваний, возникших в это время, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а их неблагоприятные последствия - в течение многих лет жизни. Перинатальные заболевания возникают вследствие воздействия на плод патогенных факторов, тесно связанных с экстрагенитальной и акушерской патологией матери.

Перинатальный период разделяют на три периода: антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный.

Антенатальный период

Антенатальный период начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов. С онтогенетической точки зрения антенатальный период целесообразно делить на эмбриональный, ранний фетальный и поздний фетальный. Различные неблагоприятные факторы, воздействующие на организм человека в антенатальном периоде, могут приводить к врождённым порокам развития и спонтанному прерыванию беременности на ранних сроках.

Неблагоприятные воздействия на плод в раннем фетальном периоде нередко приводят к уменьшению массы органов и тканей плода, а также к гипоплазии плаценты. Наиболее типичное клиническое проявление внутриутробных заболеваний в этом периоде - симметричная форма задержки внутриутробного развития плода (ЗВУР) и выраженная недостаточность маточно-плацентарного кровообращения. Различные неблагоприятные воздействия на плод в позднем фетальном периоде приводят к нарушению процессов морфофункционального созревания плода. Хроническая недостаточность маточно-плацентарного кровообращения сопровождается развитием асимметричной формы ЗВУР, иммунные и инфекционные факторы вызывают острые врождённые заболевания - гемолитическая болезнь новорождённых (ГБН), гепатиты, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.

Интранатальный период

Интранатальный период исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребёнка. Несмотря на свою непродолжительность, данный период имеет чрезвычайное значение для здоровья плода и новорождённого, так как осложнения процесса родов приводят к неблагоприятным последствиям в виде тяжёлой асфиксии плода и родовой травмы.

Неонатальный период

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. В рамках неонатального периода выделяют ранний неонатальный период (с момента рождения до 6 дней 23 ч и 59 мин жизни) и поздний неонатальный период (7 дней - 27 дней 23 ч 59 мин).

В раннем неонатальном периоде на организм ребёнка могут оказывать неблагоприятное влияние некоторые антенатальные факторы (биохимические последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, цитопатогенное действие антител (AT) матери при иммунном конфликте, инфекционный процесс, связанный с врождённой инфекцией), а также факторы, возникшие в неонатальном периоде (гипотермия, дефицит сурфактанта, госпитальная инфекция и др.).

Большинство заболеваний новорождённых, связанных с воздействием на плод в перинатальном периоде различных неблагоприятных факторов, в МКБ-10 представлены XVI классом «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде». В этот раздел включены поражения плода и новорождённого, обусловленные патологическим состоянием матери, осложнениями беременности и родов, расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода, а также поражения плода и новорождённого, специфические для перинатального периода. Отдельно от этих состояний учитывают врождённые пороки развития плода и новорождённого, а также некоторые специфические инфекции.

Чрезвычайно важны определения живорождения и мертворождения. Живорождением называют полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, в случае наличия у него хотя бы одного из признаков жизни (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или явные движения произвольной мускулатуры) независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения считают живорождённым. Мертворождением называют смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. Смерть определяют по отсутствию дыхания и любых других признаков жизни у плода. Для анализа качества акушерской помощи целесообразно выделять антенатальную и интранатальную смерть плода, при этом величина антенатальной смертности характеризует качество помощи на амбулаторном этапе, а интранатальная смертность - качество помощи в родах. Дополнительно предлагают выделять раннюю смерть плода (смерть до 20 нед беременности), промежуточную смерть плода (смерть в период 20-28 нед беременности) и позднюю смерть плода (смерть на 28-й неделе беременности и позднее). Аборт (выкидыш) - прерывание беременности сроком до 22 нед гестации при массе плода менее 500 г. Для оценки качества перинатальной медицинской помощи предлагают отдельно учитывать частоту смерти плода до госпитализации - соотношение числа случаев внутриматочных смертей после 20 нед беременности до госпитализации к числу всех беременностей сроком более 20 нед, выраженное в процентах.

Важными показателями, характеризующими как состояние здоровья женщин, так и качество помощи матерям и детям, считают показатели смертности новорождённых. Выделяют перинатальную смертность, мертворождаемость, раннюю неонатальную, позднюю неонатальную, неонатальную, постнеонатальную и младенческую смертность. Принципиально важный момент - гестационный возраст (масса тела), начиная с которого вычисляют показатели смертности. В МКБ-10 рекомендовано при расчёте национального показателя перинатальной смертности учитывать смерти, наступившие с 22-й недели беременности (вес 500 г и более), а для международных сопоставлений рассчитывать этот показатель, начиная с 28 нед (вес 1000 г и более). В Чехии, Швеции и других странах проводят комбинированный расчёт показателя (мертворождаемость рассчитывают с 28 нед, а раннюю неонатальную смертность - с 22 нед беременности), некоторые страны учитывают в показателях перинатальной и младенческой смертности всех новорождённых, начиная с массы тела 500 г (22 нед гестации).

Документом, регламентирующим учёт перинатальных потерь в Российской Федерации (РФ), считают действующий приказ Минздрава РФ № 318 от 04.12.1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) критерии живорождения и мертворождения». Согласно этому документу перинатальный период начинается с 28 нед беременности, включает период родов и заканчивается через 7 дней жизни новорождённого (168 ч). Исходя из этого определения, при расчёте статистических показателей перинатальной смертности детей, родившихся до 28-й недели гестации и умерших ранее 6 дней 23 ч 59 мин, не учитывают как новорождённых. При этом плодовые потери на 22-27-й неделе учитывают в статистической форме № 13 «Сведения о прерывании беременности» и № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам». В форме № 32 регистрируют число родившихся живыми, мертвыми и умерших новорождённых с массой тела 500-999 г, а также перечень их заболеваний и причин смерти.

В соответствии с информационным письмом Минздрава России от 01.07.2002 г., если родился живой плод в период 2227 нед беременности, прожил 168 ч и более, следует выдать «Медицинское свидетельство о рождении», ребёнка зарегистрировать в органах записи актов гражданского состояния как живорождённого, а матери оформить листок нетрудоспособности по беременности и родам.

Показатель перинатальной смертности в разных странах мира составляет от 4%о до 60%о. За последние 15 лет этот показатель в России снизился в 1,7 раза и достиг уровня 10%о. На рис. 1-1 (см. цв. вклейку) представлена динамика перинатальной смертности и её составляющих (мертворождаемости и ранней неонатальной смертности). Расчёт перинатальной смертности проводят по следующей формуле

(число мертворождённых + число умерших в первую неделю / общее число детей, родившихся живыми и мертвыми) х 1000.

Структура причин перинатальной смертности представлена на рис. 1-2 (см. цв. вклейку)

Исходя из деления периода новорождённости, рассчитывают показатели ранней неонатальной, поздней неонатальной и неонатальной смертности. Раннюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

(число детей, умерших в первую неделю жизни / число детей, родившихся живыми) х 1000.

Позднюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

{Число детей, умерших на 2-4-й неделе жизни (168 ч-27 дней 23 ч 59 мин) /

Число детей, родившихся живыми] х 1000. Неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

[число детей, умерших в первые 28 дней жизни (27 дней 23 ч 59 мин) / число детей, родившихся живыми] х 1000.

70-75% ежегодного количества детей, умерших в периоде новорождённости, погибает в раннем неонатальном периоде. Показатель поздней неонатальной смертности во многом отражает частоту случаев отсроченной смерти по врождённым и перинатальным причинам и составляет 20-25% всех умерших в периоде новорождённости. Структура причин ранней неонатальной смертности представлена на рис. 1-3 (см. цв. вклейку). Важно отметить, что в периоде новорождённости в России умирает около половины детей от числа умерших в возрасте до 1 г. Постнеонатальная смертность - более управляемый показатель, чем неонатальная, поэтому по мере улучшения качества педиатрической помощи доля неонатальной смертности в структуре младенческой возрастает. Благодаря совершенствованию перинатальных технологий за последние 10 лет младенческая смертность в нашей стране существенно уменьшилась (рис. 1-4).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Период новорожденности

ВВЕДЕНИЕ

1. Период новорожденности.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

1. Период новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Таблица 1

Бузусловные рефлексы новорожденного

Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания

Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.

Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.

Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.

Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.

Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

новорожденность перестройка организм ребенок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2016

    Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.

    статья , добавлен 27.11.2009

    Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.

    презентация , добавлен 02.05.2016

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.

В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Оценка состояния новорожденного ребенка

Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.

По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:

  • частота и ритм сердцебиений;
  • характер дыхания;
  • мышечный бонус;
  • рефлекторная возбудимость;
  • окраска кожных покровов.

Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.

Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:

Показатель

Оценка в баллах

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 в минуту

Более 100 в минуту

Отсутствует

Нерегулярное - гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая окраска всего тела и конечностей

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.

Статья прочитана 15 340 раз(a).