Что делать, если ребенок изгой

Изгой в классе. Как предотвратить трагедию?

Каждый коллектив строится, функционирует и развивается по определенным законам. В каждой группе (детской, подростковой или взрослой) есть популярные люди и не очень. В любой группе время от времени могут возникать недопонимание и конфликты. В «здоровом» коллективе любая конфликтная ситуация - это ступень к дальнейшему развитию, но, к сожалению, в детских коллективах это встречается не так часто.

Как правило, мы сталкиваемся с явлением, которое называется буллинг (от англ. bully - задирать, запугивать). Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку «жертвы» (изгоя) и её деятельности, отказ в доверии. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг. Это ситуация, при которой «жертва» получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или в социальных сетях. Насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем традиционные формы школьного преследования.

Изгоем ребенок может оказаться в случае игнорирования, когда просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются жизнью одноклассника. Причины, по которым дети в школьной жизни порой вынуждены примерить на себя статус изгоя, могут быть абсолютно разными: от недостаточно красивой, по мнению одноклассников, одежды, до низкой самооценки и неумения общаться.

Кто такие изгои? Как правильно себя вести родителям в сложившейся ситуации? Давайте попробуем разобраться.

В ситуации травли всегда есть «зачинщики», их «жертвы» и, конечно, «преследователи» - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Важно понимать, что чаще всего в основе преследования зачинщиками кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо. Как правило, самоутвердиться за чей-то счет стремятся дети, сами не уверенные в себе, это некая компенсация своих обид и ощущения собственной неполноценности. Если говорить о «преследователях», то здесь следует отметить в первую очередь их несамостоятельность, нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в себе.

Теперь о самих изгоях. Наблюдая за взаимоотношениями в классном коллективе, можно отметить, что зачастую отвергаемые дети могут сами провоцировать нападки в свой адрес. Временами они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые реакции. Как правило, дети обижают тех, кто обижается, кто «выдает» бурную реакцию, будь то драка или слезы, на любое поддразнивание, замечание, высказывание в свой адрес. В «жертве» всегда есть что-то такое, что провоцирует нападки со стороны окружающих. Это может быть необычная внешность (заметные шрамы, хромота, косоглазие), мягкий характер, неумение за себя постоять, неумение общаться, неопрятная одежда, частые пропуски занятий, слабая успеваемость и тому подобное.

Распространенное мнение о том, что дети должны учиться сами решать конфликт между собой, в данном случае не является верным. В подобных случаях просто необходимо вмешательство взрослых.

В соответствии с личностными особенностями ребенка и отношениями, сложившимися в классе, реакция и поведение родителей будет варьироваться. Вот примерный алгоритм действий для родителей:

  1. Прежде всего, нужно разобраться в причинах подобной ситуации.
  2. Необходимо поддержать своего ребенка, научить его быть более активным, спокойнее реагировать на замечания и защищать себя.
  3. Нужно больше хвалить и поощрять ребенка, отмечая даже самые мелкие достижения, и не ругать за плохие оценки. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его обижать и дразнить. Чувствуя защиту своей семьи, ребенок сможет в конечном итоге научиться самостоятельно справляться с проблемами, давать отпор тем, кто его обижает.
  4. Объясните и покажите ребенку, как можно изменить его поведение, приведите и проиграйте различные ситуации по ролям. Важно понимать: если стереотип поведения сложился, то любой поступок будет предсказуемым и будет проигрываться по заданной схеме. Но если вы научите его на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих одноклассников, но и сделать шаг к преодолению этого стереотипа. Например, вместо того, чтобы на обидное замечание начинать драться или плакать, начать смеяться вместе со всеми или отпустить какую-нибудь шутку.
  5. Важно, чтобы вы прислушивались к своему ребенку и помогали ему соответствовать требованиям школы, возраста и не быть «белой вороной». Например, если девочка-подросток хочет современную сумку, не стоит заставлять ходить ее в школу с детским ранцем, или настаивать на одежде, которую она считает несовременной.
  6. Приложите усилие и помогите вашему ребенку наладить общение с одноклассниками в школе и вне ее. Например, можно пригласить их в гости на тематическую вечеринку, день рождения. Помогайте ребенку участвовать в классных мероприятиях, поездках, экскурсиях, дополнительных секциях, групповых занятиях.
  7. Не надо приходить в школу и лично разбираться с «обидчиками» своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, обратиться к школьному психологу и попросить их понаблюдать и разобраться в ситуации.

Родителям необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей и принимать в ней активное участие, чтобы быть в курсе событий и своевременно на них реагировать.

Очень часто ситуация «изгоя» в классе складывается не случайно и многие случаи проще предотвратить, чем разбираться с последствиями. Если в классе есть изгой, это проблема всего коллектива, а не одного конкретного ребенка, так как идет нарушение развития межличностных отношений у каждого ребенка, что в дальнейшем может сказаться на системе их жизненных ценностей и отношений. Проблему школьной травли и игнорирования невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные симптомы. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным, то есть необходимо выявить причины, мотивы участвующих сторон и оказать им необходимую помощь. Важно не закрывать глаза на существование проблемы и подойти к решению деликатно. Если ваша семья столкнулась с подобной ситуацией, помните, что в школе есть психологи, которые могут помочь в разрешении этого вопроса. 

Как правило, разговоры об учительской несправедливости и нелогичности - это «любимый конёк» подростков. С одной стороны, они по сравнению с младшими школьниками более критично относятся к взрослым, с другой - у них больше уверенности в своих силах, своей способности конфронтировать со взрослыми вообще и с учителями в частности.

Пап, а это нормально...?! Математичка дала нам контрольную без предупреждения; литераторша хочет, чтобы мы за две недели прочитали "Войну и мир", физрук сказал, что я слабак, если не могу подтянуться десять раз... - вариации на тему могут быть самыми разными. Уже в самой постановке вопроса скрыто утверждение о том, что как минимум одному человеку - вашему сыну или дочке - описываемая ситуация нормальной отнюдь не кажется и вызывает массу негативных чувств.

Что же это могут быть за чувства? Злость, раздражение, обида, страх, тревога, растерянность и стыд. Первые три возникают в тех случаях, когда подросток считает, что с ним поступили несправедливо. Страх - это эмоциональный ответ на ситуацию опасности, причем в отличие от тревоги, при страхе всегда есть представление о том, что именно пугает. Стыд возникает в ответ на упрек внешний (т.е. реально произнесенный) или внутренний (когда я сам себя упрекаю), причем только в том случае, если этот упрек воспринимается как явное указание на неприемлемость, неадекватность, недостойность поступка. И, наконец, растерянность появляется чаще всего тогда, когда учитель, которого подросток уважает или хотя бы привык слушаться, говорит или делает что-то, что не кажется подростку справедливым, правильным или хотя бы допустимым.

Любая ситуация может вызывать какую-то одну эмоцию или же пробуждать целый их "букет". Так, например, подросток может злиться на учителя за то, что тот дал контрольную работу и стыдиться полученной двойки или бояться нагоняя от родителей. За рассказом вашего ребенка о том, что учитель накричал на кого-то из одноклассников, использовал в его адрес оскорбительные выражения или выгнал из класса, может помимо злости стоять страх, что с ним самим могут однажды поступить точно также (накричать, оскорбить, выгнать).

О какой бы ситуации ни шла речь, очень важно удержаться автоматического "присоединения" к своему ребенку в его осуждении учителя или от такого же автоматического объяснения, что он или его друзья сами виноваты в своих неприятностях. В первом случае вы рискуете настроить подростка против учителя и серьезно затруднить их отношения. А при регулярном повторении этого сценария еще и сформировать у подростка уверенность, что в любых возникающих у него проблемах в школе всегда виноваты учителя и только учителя - не нашли с ним контакт, не мотивировали его на учебу, не смогли объяснить материал так, чтобы он понял. Во втором случае (когда взрослый объясняет подростку его неправоту) есть риск испортить отношения со своим ребенком. Ведь никто не любит слышать в ответ на свои переживания высказывания в духе "Сам виноват".

Чего же ждет подросток и чем ему можно помочь? Того же, что и любой человек, оказавшийся в непростой для себя ситуации и испытывающий в ней какие-то сильные чувства - понимания и поддержки. И задача взрослого - помочь подростку осознать свои чувства, справиться с ними и найти выход из трудной ситуации.

Для решения этих задач подростка нужно прежде всего выслушать. Это как раз тот случай, когда хорошо работает прием, который называют эмпатическим или активным слушанием. Такое слушание предполагает, что мы пытаемся понять ситуацию и отразить те чувства, которые стоят за словами собеседника. На практике это может выглядеть так.

Подросток (П.): Она опять закатила нам контрольную без предупреждения!

Взрослый (В.) Похоже, ты здорово сердишься.

П.: Ага, так она еще и прибавила, что, типа, не понимает, в чем проблема - в контрольной будут задачи, аналогичные тем, что были заданы на дом. Контрольная не домашка! Дома сиди и думай, сколько хочешь. А тут 40 минут и всё!

В.: Тебе не хватило времени, и ты боишься, что плохо написала?

П.: Да, не... Не очень. Ну, не оценки, в смысле. Просто обидно. Мне контрольные писать трудно, даже если нормально тему знаю, всё равно боюсь, а тут Наталья Александровна так об этом говорит, будто это так просто.

Такое слушание позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации, побудить подростка к более подробному рассказу о том, что его волнует, продвигает его в самостоятельном решении проблемы. Эта самостоятельность может проявиться по-разному: как возникшее у ребенка решение проблемы или как просьба о помощи или совете. На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы между тем, чтобы сразу предложить совет или помощь и тем, чтобы предложить их после просьбы со стороны своего ребенка. Но на самом-то деле разница довольно существенная.

В первом случае взрослый сразу предлагает свое готовое решение. Это может быть обидным, ибо даёт понять, что ситуация, которая представляется ему трудной, для вас - "плёвое дело". Опять же, когда подросток захвачен своими переживаниями, ему может быть трудно адекватно воспринять совет родителя, особенно, если следование этому совету требует частичного признания своей неправоты или значительных усилий по его реализации.

Во втором случае, при неспешном обсуждении проблемы, у подростка появляется возможность самому найти решение или же сформулировать, в чем именно ему нужны помощь или совет и спокойно принять их.

А если я считаю, что подросток неправ, что он не имеет права злиться или обижаться на учителя? Неправ и не имеет права на какие-то чувства - это совсем разные вещи, хотя часто они упоминаются через запятую. Любой человек имеет право испытывать в любой ситуации любые чувства, т.к. это "отражение" индивидуального видения ситуации, и сами по себе они не могут нанести никакого вреда другому человеку. Возможно, подросток просто неверно понял ситуацию, и тогда его чувства изменятся, как только он сможет в ней разобраться. Возможно, в ситуации есть какие-то неочевидные для вас моменты, тогда важно постараться понять, какие именно. Высказать свою точку зрения вы успеете, когда эмоциональный накал ситуации несколько спадет, и подросток сможет услышать ваши логические замечания.

А если активное слушание не помогает: ребенок все равно остается при своем мнении? Активное слушание - это не способ менять мнение ребенка, не способ добиться того, чего вы от него хотите. Это способ показать ребенку, что вы его понимаете и принимаете, способ поддержать или наладить с ним теплые любящие отношения. Ответом на ваши искренние участие и интерес будут искренность и доверие подростка, его готовность делиться с вами своими радостями и горестями, вера в вашу любовь и понимание.

Бывают, однако, ситуации, когда сопереживания, эмоциональной поддержки и совета недостаточно. Это ситуации, когда слова или действия учителя оскорбительны или опасны для физического или психологического состояния подростка. В этих ситуациях вам необходимо стать посредником между ним и учителем, возможно, привлечь школьного психолога и администрацию. Обязательно предупредите подростка о своих намерениях и получите его согласие. Подросток должен знать, что во всех ситуациях, которые ему действительно не по силам, мама и папа без сомнения придут на помощь.

В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей.

Обычно травлю начинают два или три человека, которым по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают дразнить ребенка, высмеивать его, не принимают в игры и демонстративно игнорируют. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться.

Недавно одна мама рассказала о беде своей шестнадцатилетней дочери: девочка — изгой в своем классе. Вместе с этим классом девочка учится уже второй год. У нее нет друзей, над ней смеются, на неё обзываются нехорошими словами: «дура», «тупица» и т.д. Как быть? Первое, что можно посоветовать маме: перевести ребенка в другую школу. Но и в новом коллективе не все может быть гладко.

Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит целый класс подростков. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют.

Так что же делать, если ребенка отвергают?

«Первое, что стоит сделать родителям, — говорит профессор-психолог Т. Файнберг, — вздохнуть поглубже и успокоиться».

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Не стоит самому искать и наказывать обидчика ребенка. Но и нельзя сидеть сложа руки и ждать, что ситуация разрешится сама собой. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и определить причины, по которым ваш ребенок стал «изгоем».

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Необходимо обратить особое внимание на так называемые предупредительные сигналы:

1. Синяки, появление которых он не может объяснить
2. Приходит домой с порванной одеждой, книгами и другими предметами
3. Ребёнок не хочет идти в школу (частые пропуски и опоздания)
4. Ребёнок внезапно теряет интерес к учёбе и другим мероприятиям
5. У него бывают частые перемены настроения
6. Ребёнок бывает грустным, напряжённым перепуганным
7. Избегает окружающих
8. Говорит о самоубийстве, пытается покончить собой
9. Жалуется на недомогание (плохой аппетит, головные боли и другие симптомы)

Условно выделяют несколько видов отвержения:

— травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.);

— активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения);

— пассивное неприятие , возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»);

— игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье.

Если вашего ребёнка часто обижают сверстники, значит, ему не хватает уверенности в себе. Поднимайте самооценку ребёнка. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить. Детям недостаточно, чтобы их только любили. Им нужно слышать признания в любви, чувствовать прикосновения, испытывать радость общения с родителями. Ругая ребёнка, оценивайте не его, а только его поступок.

Ребенок очень нуждается в вашей поддержке. Не упрекайте его за то, что он не может «постоять за себя» или «не обращать внимания на дураков». Обсудите вместе, что мешает ему поддерживать дружеские отношения с другими ребятами. Постарайтесь, убедите его в том, что скоро все сложится по-другому.

Не спешите решать конфликт за ребёнка. Дайте возможность справиться самостоятельно: репутация «маменькиного сынка» только усугубит ситуацию. Внимательно выслушайте, поддержите ребёнка. И посоветуйте сменить тактику поведения.

Например так:

1. Пока не позовут по имени, выпады обидчика можно игнорировать.
2. Попытаться спокойно объясниться с обидчиком: «Мне неприятно это слышать, почему ты хочешь меня обидеть?».
3. Не поддаваться на провокации, но и не терпеть молча. Спокойно сказать в глаза обидчику: «Стоп, с меня хватит!».

Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация «изгоя в классе» складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Первый - это клоун . Такие дети, хоть это и удивительно, самостоятельно подставляют себя под насмешки одноклассников. Они попросту отгораживаются от детского коллектива, так как не желают жить по правилам, принятым в данном социуме, которые им не по душе. Обычно такие дети очень развиты, и это качество позволяет им никогда не доводить до критической точки конфликтную ситуацию. В какой-то момент они могут попросту совершить какой-то нелепый поступок или сказать что-то забавное. Стоит отметить, что для детской психики такой тип наименее травматичен.

Второй психотип называется «белая ворона» . В отличие от уже знакомых нам «клоунов», такие дети не в состоянии управлять ситуацией, ведь существуют какие-либо внешние факторы или причины, делающие их совершенно непохожими на других. Зачастую это дети другой расы, религии, этнической группы. По этой причине их цвет кожи, одежда, да и внешний вид в целом могут стать своеобразным барьером, который отгораживает их от сверстников.

Самый тяжелый психотип - это антагонист . Антагонистами становятся те мальчики и девочки, которые из-за ситуации в семье или воспитания ведут себя в высшей мере эгоистично, считают себя умнее всех и лучше всех в классе. Обычно поведение таких детей надменное, они регулярно настраивают сверстников против себя, поскольку постоянно подчеркивают свою уникальность и превосходство. Такие дети могут унижать, оскорблять всех одноклассников.

Однако неважно к какому типу относится ребенок-изгой. В любом случае существует общая черта характера, которая объединяет всех таких деток - это неспособность конструктивно мыслить. Дети-изгои не понимают, по какой причине они стали изгоями, не планируют никак исправить сложившуюся ситуацию. В основном в своих бедах они обвиняют одноклассников, а о своем поведении даже не думают.


Итак, что же делать, если ваш ребенок изгой? Для начала родителям стоит поговорить с ребенком начистоту, узнать, что происходит у него в классе. Не стоит делать никаких выводов до тех пор, пока ситуация не прояснится. Кроме того, можно поговорить с учителями. Возможно, так вы сможете посмотреть на проблему по-другому. Однако при этом разговоре ваш ребенок не должен присутствовать, идеально, если он вообще не будет о нем знать. В противном случае ребенок может поменять свое отношение к педагогу.

Не нужно обещать ребенку, что вы непременно накажете его обидчиков. Вмешательство родителей в конфликт может попросту усугубить уже сложившуюся ситуацию. Дайте ребенку возможность самостоятельно справится с проблемой, таким образом кроха станет куда более сильным и научится защищать себя.

Важно понимать: скорее всего та причина, по которой ваш мальчик или девочка стал изгоем в классе, кроется в самом ребенке. Детский коллектив - это просто индикатор, который позволил рассмотреть проблему. Нужно постараться создать дочке или сыну условия, которые помогут ему избавиться от комплексов. К примеру, если ваш малыш любит рисовать в одиночестве и вообще не стремиться с кем-то общаться, то постарайтесь записать его в художественную школу или кружок рисования. Там он сможет найти друзей со схожими интересами. Старайтесь приглашать детей в гости - ваш сын или дочь обязательно отблагодарит вас за это. Вот увидите, ребенок вскоре избавится от комплексов и в итоге в его классе воцарится мир и покой.

Приветствую, дорогие читатели и гости моего блога. Сегодня хочу затронуть больную тему. Наверняка многие родители сталкивались и сталкиваются с тем, что их ребенок изгой в классе, другими словами его обижают, избегают и недолюбливают одноклассники.

И если такие проблемы постоянные, а не эпизодические, то Вам следует задуматься о том, что у ребенка в характере есть такие черты, которые не дают ему уживаться в классе. Какие это черты?

Он - отверженный?

Ребенок, который отвергнут одноклассниками испытывает чувство одиночества и ненужности; у таких детей занижена самооценка; они неуверенные в себе, а так же, очень озлобленные на людей, окружающих его. Довольно часто такие детские проблемы плохо влияют на будущее. Уже став взрослым, человек все время оглядывается на проходящих мимо людей и думает: а не смеются ли над ним, что они о нем думают, как воспринимают, как-то не так смотрят?

Такие дети крайне тяжело воспринимают любой конфликт, так как постоянно подозревают, что одноклассник хочет специально его унизить и «уронить» в глазах других ребят. Постоянное подозрение нервирует и мешает нормальной жизни, учебе, общению.

Он - обидчивый?

Такие детки воспринимают любой смешок или шутку одноклассников всерьез, принимая, как личное оскорбление. К примеру, он споткнулся, ударился лбом во время игры с другим ребенком или что-то еще... Случайный смех друзей и все - конфликт начался.

Родителям следует объяснить ребенку, что если всерьез обижаться на смех и шутки, то можно к окончанию школы скопить внушительную коллекцию обид на ребят.

Такие дети, могут сами подшучивать над одноклассниками при этом, болезненно реагировать на все - не понравившиеся ему - шутки со стороны друзей и одноклассников. НО, ребятам приметив это, наоборот начнут подшучивать, чтобы нарочно сделать обидчивому другу больно. В особенности, если заметят, что одноклассник во время обиды, еле-еле сдерживает слезы...


Могут подшучивать над фамилией, над не выговоренными буквами или словами, над слабостью, неуклюжестью, ... Если ребенок замешкался у доски, когда отвечал на вопрос учителя, то ребята будут вспоминать и это, долго передразнивая его и вспоминая, как именно он стоял, что писал и как давал ответ.

Он - высокомерный?

Такое ребята быстро замечают и никогда не прощают! Даже, мстят... И проблема кроется не в одноклассниках, а в самом ребенке, ведь относясь к другим «с высока» он за собой этого не замечает. А когда одноклассники что-то ему говорят или передразнивают, то просто считает, что над ним издеваются и придираются.

Ребенок - зеркало своих родителей. И если он высокомерный, значит и в доме такие же отношения. Он часто слышит от родителей, что они самые лучшие, всегда правы, а все вокруг, лишь пешки. Учителя в школе - малоимущие, одноклассники (немного отклонюсь, для тех кому нужна информация — , тогда читайте) - недоумки, гости в квартире - незваные налетчики, которых никто не ждал.


Ребенок слышит, да запоминает, а потом следует самовнушение... Ведь так говорил папа, так говорила мама... А они лучше знают, они всегда правду говорят. Лох тот, кто не может нанят репетитора , придурок тот, кто не может решить эту задачку, слабак тот, кто не смог отжиматься на физкультуре...

И что же получается, ребенок смотрит на одноклассников и преподавателей свысока. И вскоре начинает замечать, что в классе у него с общением проблемы.

Он - выскочка?

Таким детям недостаточно просто общения, просто того, что его приняли в компанию. Надо чего-то большего! Быть всегда в центре, быть лидером. Но, как правило, «трон» уже занят кем-то или же имеется несколько конкурентов, которые так же, стремятся занять его. И чем больше в классе таких стремящихся к лидерству, тем жестче атмосфера и тихоням тут не «ужиться». Таким ребятам сложнее достичь победы - быть звездой в классе, а если уж и получилось, то с каждым днем, удержать позицию все сложнее.

Если выскочку не пустили «в центр», то он начнет привлекать внимание по-другому. Например, наглостью, экстравагантностью, нелепыми шутками... Кстати, шутками привлечь внимание проще-простого, вот только слава шута «не греет» и он начинает придумывать что-то другое...

Он - не принял этику класса?

Как такое возможно? Например, класс заранее договорился не пользоваться на контрольной шпаргалками, чтобы за оценки никому не было обидно. А вот этот ребенок, согласился со всеми, но все сделал по-своему. В итоге, получил отличную отметку не используя свои знания. следовательно это приводит к разборкам после уроков.

Такой злостный нарушитель, рискует быть постоянно избитым, не принятым в компанию и... отвергнутым. Ссоры с одноклассникам могут быть настолько серьёзными, что родителям придется подыскивать новую школу для чада.

Он - требовательный?

Такой ребенок постоянно ждет, что кто-то из одноклассников и преподавателей все сделают за него. Друг должен его защищать, сосед по парте давать списывать, учительница не вызывать к доске, когда он не выучил урок... Должны делиться конфетами или булочками, на перемене играть только в то, во что он хочет, причем, обязательно поддаться и проиграть... Разговаривать только с ним и если решено прогулять урок, то друзья должны следовать за ним...


А вот сам он, на подобные жертвы, не готов! И чаще всего, такие ребята - выходцы из таких же семей! Как правило, у родителей ребенка мнение о людях такое же, причем, давным-давно переросшее в культ! Кстати, разбираться с ребенком, почему у него в школе ссоры со сверстниками, они считают - что это пустая трата нервов, времени и просто неуместно.

Он - застенчивый?

Тихоням в школе «живется» не сладко. Вроде бы не дерется, никого не высмеивает, ни с кем не ссорится и друзей тоже нет. А все почему? Просто его не замечают. Он тихий, он застенчивый, он стеснительный, боязливый. Ребята считают, что и доверить такому человеку ничего нельзя! Он растеряется в нужный момент и «провалит все дело»!


Такому ребенку не доверяют роль в школьном театре, не зовут играть в эстафеты, участвовать в школьных олимпиадах. И у него просто нет возможности, чтобы проявить свои достоинства и знания. А ведь, как правило, тихони - ответственные дети и очень послушные!

  • Надо поговорить с ребенком в тихой обстановке. Понять причину и разобраться в конфликтах.
  • Узнав причины, не предвзято оценить их и разложить на составляющие.
  • Разобраться в собственных, семейных, отношениях. Скорее всего, «корни растут» отсюда!
  • Если проблемы ребенка произрастают из семейных отношений, значит, пришло то время, когда следует всей семьей сходит к психологу.
  • Если причины ссор с одноклассникам никак не связаны с семейными отношениями, значит, разобравшись в проблеме, ребёнку надо тихо и доходчиво объяснить, что в его поведении не так.
  • Надо и папе, и маме, и самому ребёнку продумать план действий, как искоренить ошибки в поведении и общении.
  • Не ругать и не кричать на ребенка, ведь то, что он не умеет общаться со сверстниками, вовсе не его вина! Это беда родителей! Не смогли воспитать, упустили момент!
  • Видя, что ребенок со школы пришел избитым или униженным - тянуть нельзя! Любое промедление ведет к новым издевкам и обидным прозвищам.
  • Идти в школу и при одноклассниках и преподавателях решать проблему ребёнка - глупость. После этого, ребенка могут прозвать «ябедой», «маминым сынком», «слабаком.» Он сам должен решить свои проблемы, с невидимой помощью родителей.

Ели вашего ребенока избегают в классе, то надеюсь статья поможет решить данную проблему. Главное не отчаиваться и не падать духом, из любой ситуации есть выход! Буду благодарен, если статья оказалась полезной, то поделитесь ей в социальных сетях. А так же подписывайтесь на ленту блога. Пока!

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

а кто-то сидит в одиночестве и слышит в свою сторону только упреки и насмешки?

Вопрос, на который однозначно ответить никто не может. Но пускать эту проблему

на самотек нельзя.

Как узнать о том, что ребенок изгой?

Не всегда дети открыты и могут рассказать о своих проблемах в общении со сверстниками и детьми со двора.

Иногда дети замыкаются и у них тяжело выведать, хоть какую ни будь информацию, и потому родитель должен

всегда обращать внимание на своего ребенка, и его поведение. Никогда нельзя забывать, что дети бывают

крайне жестоки и самая главная задача – это помочь ребенку выйти из этой ситуации.

Первые признаки:

  • Ни с кем из одноклассников не общается после уроков.
  • Приходит со школы в постоянно опущенном настроении.
  • Может плакать, запираясь в комнате или ванной.
  • Приходит с поломанными или разорванными вещами.
  • На теле синяки и ссадины.
  • Часто пропадают вещи.
  • Не хочет разговаривать про одноклассников.
  • Любыми способами пытается избежать похода в школу или на улицу (не путаем с простой ленью).
  • Стает агрессивным, закрытым и грустным.

Заметив такие симптомы, не надо бежать сразу с допросом, а постепенно подготавливаем к этому разговору ребенка

и себя. На разговор нужно уделить много времени, 5 минут однозначно не хватит.

Причины

Чтобы помочь, необходимо для начала разобраться с самой сутью проблемы. Факторы, которые вызывают

плохое отношение к ребенку:

  • Необщительный. Дети всегда на перерывах общаются, и если один из детей игнорирует общение,

то постепенно он становится изгоем, его просто-напросто пытаются выжить из класса.

  • Не опрятно выглядит. Грязная одежда, плохо пахнет и т.д.
  • «Не такой как все». Косоглазие, заикание, хромота и т.д.
  • Боится постоять за себя. Ребенок, который хоть раз даст себя унизить или обидеть, в дальнейшем всегда

будет подвергаться насмешкам, унижениям и побоям.

  • Ребенок все доносит родителям и учителям, из-за этого у одноклассников часто возникают проблемы.
  • Денежное неблагополучие семьи.

Но бывает, что ребенок не является изгоем, а он просто непопулярен в своем классе. Этот факт тоже

может приводить ребенка к огорчению и нежеланию ходить в школу.

Как помочь ребенку выйти из ситуации

Если ребенок не хочет открыться и рассказать о возникших проблемах, то нельзя откладывать решение

этой проблемы на завтра или послезавтра, а то и через год, нужно действовать немедленно, потому что

не все дети могут выдержать натиск одноклассников, и все это может закончиться суицидом.

Самым лучшим вариантом это поход к специалисту, который постепенно выведет на откровенный разговор

и найдет варианты решения проблемы. Если нет таких средств, то всегда можно обратиться к бесплатному

психологу в школе или педагогам за помощью. Но педагогам не всегда известно о взаимоотношениях в классе,

тем более что это может происходить только после уроков. Чтобы ребенок не рассказал, никогда не нужно идти

на разборки с криками и угрозами к детям и к их родителям. Нужно взять в себя в руки и начинать решать проблему

с умом, что бы ни усложнить жизнь ребенку.

Этапы помощи ребенку:

  • Уход за внешним видом ребенка;
  • Поход в кино, музей или другое место, где бы он хотел побывать.
  • Развивать чувство юмора.
  • Приложить усилия к исправлению речи или внешних отличий.
  • Не оскорблять и не унижать.
  • Научить защитить себя, не кулаками, а словом.
  • Записать на занятие по танцам, музыке, рисованию и т.д. Они помогут ребенку отвлечься от проблем, снять стресс и стать более уверенным в себе.

Самое главное не перестараться с количеством занятий, нужно помнить о том,

что ребенку нужно свободное время для себя. Если ребенок однозначно отказывается ходить в эту школу,

то задумайтесь о том, чтобы поменять школу. Здоровье и счастье детей зависит только от родителей

и нельзя перекладывать свою ответственность на педагогов,

и других родителей. Самым главным способом решения проблем — это быть ребенку лучшим другом,

к которому можно обратиться в любой ситуации и не услышать в свою сторону тысячу упреков.