Назван самый опасный для детской психики мультфильм. Опасные мультфильмы: вред для психики ребенка

Одной из самых обсуждаемых тем в интернете среди родителей, является тема вредных мультфильмов для детей. Давайте, вместе определим, а существуют ли такие мультфильмы? Какие анимационные творения с мультяшными героями лучше всего показывать своему чаду, а от каких лучше всего вообще оградить ребенка?

Каждому родителю не понаслышке известно, что наличие дисков с мультиками в собственной видиотеке очень помогает им. Ведь когда ребенок капризничает и не слушается родителей, его легко успокоить и занять — просто поставив какой-нибудь детский анимационный шедевр на видеопроигрывателе либо компьютере.
В таком случае ребенок может просто застыть, смотря в экран несколько часов. Дети настолько увлечены всем тем, что происходит на экране, что просто забывают обо всем, полностью погружаясь в мир с увлекательными историями.
Маленькая напоминалочка для родителей! Для того чтобы зрение во время просмотра телевизора не портилось, ребенку можно находиться без отрыва от экрана не более 15 минут. Помните и не забывайте про это!
Всем известно, что медаль имеет две стороны. Вроде с одной стороны в таком случае у родителей появляется больше свободного времени для выполнения домашних дел, но и с другой стороны мультяшные герои анимационных шедевров, могут очень сильно влиять на ребенка и его психику, что может привести к неверному восприятию ребенком действительности и развить глубокие комплексы, которые устранить помогут лишь профессиональные психологи.
Из-за того, что ребенок неспособен аналитически мыслить, ему очень сложно оценивать и понимать положительные и отрицательные качества мультяшных героев. Да и сегодня создатели «шедевров» выпускают в прокат такие картины, что и иногда и взрослому человеку сложно в них разобраться, что там говорить уже о детях.
Более двадцати лет все кому не лень наговаривают на советское наследие. В сторону советских мультиков очень часто летят такие слова как «совок», «болото», «безнадежность». Одно только радует, что этот поток депрессивных эпитетов в последние годы немного уменьшился. Мотивом, наверное, стало истинное лицо без масок иностранных псевдо-друзей.
Если отвлечься от всего и полностью сосредоточить свое внимание на особенности советских мультик, можно заметить большое количество хороших качеств, заметно отличающихся от заграничных аналогов.
Конечно, известно всем, что анимационные технологии СССР были на очень примитивном уровне. Тогда миру не было известно о фотошопе, который на сегодняшний день позволяет творить невероятные шедевры на уровне кинематографии. Собственно говоря, и в те времена компьютер можно было увидеть только на службе государства.
Нельзя упустить из внимания тот момент, что Советские кинематографы при создании мультфильмов старались изобличать все негативные стороны мультяшных героев.
Героев мультиков СССР наделяли скромностью, целомудренностью и некой загадочностью. Припомните хоть один мультик,где советский мультяшный герой был с подчеркнутыми женскими формами, неким эротизмом и сексуальностью…Все верно их просто не было…Красота героев в те времена заключалась в естественности и ненарочистости.
Полной противоположностью советским персонажам являются герои зарубежных мультфильмов
нашего времени. Их импульсивное поведение и протесты постоянно настораживают. И это не зависит от того добрые они или злые.
Персонажи женского пола наделены сексуальностью. Девочки имеют нереально узкую талию, очень большой бюст и широкие бедра. Мужские персонажи мускулистые, их поведение агрессивное, жестокое и порой даже непредсказуемое.
При постоянном просмотре таких мультиков формируется ошибочное представление о канонах красоты и ее эталонном образе, которые на самом деле очень далеки от действительных человеческих образов. В определенном возрасте ребенок способен испытывать душевные муки, осмысливая то, что между ним и героем нет ничего подобного. И для ребенка это является трагедией.
Поведение других героев из мультиков, которые вообще без половых признаков и часто даже неодушевленные существа, может просто шокировать. Это нечто просто выходи за границы добра и зла.
Приведу пример известного мультика «Губка Боб» от которого идет пугающая деградация и отупение. Герои мультика якобы завуалировано пропагандируют вред взрослой жизни, но в тоже время прославляют отставание в личностном развитии.
Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, как влияет такая анимационная лента на малыша. Центральная нервная система ребенка очень восприимчива к мгновенным заразам.
Некоторые люди бьют во все колокола и твердят, что мультфильм про Машу и медведя – самый плохой. «Маша и медведь» является отечественным шедевром, кишащий негативными примерами. Мультипликационная лента создана так, что претензий к ней нет. Да и с графической точки там тоже все идеально. Но вот мораль и нравственность там хромает.
Мораль мультика заключается в том, что некой девочке Маше можно вести себя вызывающе. Веселая и яркая девчонка привлекает внимание зрителя. Она гиперактивная, при этом постоянно создает массу проблем другому герою – медведю. И этот безликий и малозаметный медведь даже не прикладывает сил, чтобы хоть как-то наказать за шалости маленькую вредину.
Вывод из этого мультика можно сделать только такой: ты ведешь себя как угодно, когда тебе захочется и где угодно. И за это тебе ничего не будет, все проститься. Это некое прославление разрушительного и недопустимого детского поведения. Скорее всего, создатели не ставили такую цель перед собой во время создания мультфильма, но все же они не смогли объективно охарактеризовать Машу как негативного персонажа.
Но не все подряд мультики зарубежного происхождения одинаково направлены на разрушения детской психики. На заметку родителям, не стоит полностью доверять планшетам, телевизорам и компьютерам. Лучшим вариантом будет — совместное просматривание с ребенком мультфильмов. Так вы сразу сможете отделить белое от черного. Ведь вредные мультфильмы для детской психики нужно обязательно исключать!

Телевизор – это удобно: посадил ребенка перед мерцающим ящиком и выгадал несколько свободных минут для себя. Вот только малыш, глядя в телевизор, не развлекается, в это время его мозг напряженно работает. Все, что он видит на экране, он воспринимает как правду, реалистично, из-за невозможности, в силу возраста, мыслить критически.

Задача хорошей анимации – научить чему-то полезному. Для самых ответственных родителей мы составили список мультфильмов, признанных психологами, неврологами и самими родителями, опасными для психического здоровья детей.

Маша и медведь
Сюжет: на голову цирковому медведю в отставке сваливается неугомонная девочка Маша, которая, как магнит, притягивает к себе неприятности.
Мультик с приятной графикой, качественно прорисован, дети его обожают. Но то, что любят дети, не всегда полезно для них. Маша – гиперактивный ребенок с явным дефицитом внимания, наглая, невоспитанная, эгоистичная. Балуется, развлекается, шкодит, стоит на ушах. Медведь смиренно терпит ее выходки, почти не наказывает и мечтает, чтобы его оставили в покое.
Опасность: посыл мультфильма – "нарушай все правила приличия, веди себя, как вздумается, тебе все простят". Это никак не способствует послушанию, и снимает внутренние табу ребенка на плохие поступки. Сериал спорный, рекомендуется смотреть в присутствии родителей, сопровождая подробными разъяснениями, почему, как Маша, поступать нельзя.


Клуб Винкс – школа волшебниц
Сюжет: шесть девочек-волшебниц учатся в школе фей, активно занимаются личной жизнью, параллельно воюя с темными силами.
Опасность: героини – барышни эффектные: огромные глаза, стройные длинные ноги, широкие бедра, узкая талия, распущенные волосы и броская сексуальная одежда. Над созданием образов потрудились, кстати, дизайнеры Дольче и Габбана. В подкорку маленькой девочки закладываются ложные стандарты красоты, с вытекающим комплексом неполноценности: отражение в зеркале никогда не будет дотягивать до идеального образа.
Традиционно женские качества – скромность, целомудрие, милосердие – в этом мультфильме откровенно высмеиваются, предлагается взамен модель мира, где царствует женская сила. Волшебницы сами могут за себя постоять, нагрубить или сдать сдачи. У ребенка формируются ошибочные понимания женского и мужского поведения. Анимационный сериал пропитан идеей: "Хочу яркой легкой жизни без усилий и труда". Обладая сверхспособностями, несвязанными с уровнем интеллекта, феи не утруждают себя даже мелкой работой, за них ее выполняют летающие мини-помощницы.


Школа монстров
Сюжет: вампиры, зомби, мутанты, оборотни и прочие монстры-подростки обучаются в одной школе.
Задумка была похвальной – собрать героев легенд и мифов разных стран в одной мультистории, но исполнение подвело. Режущая глаз анимация, тупые шутки, жаргонная речь – никак не повышают словарный запас и не обогащают новыми знаниями. Из серии в серию герои презирают учебу (не учиться – это здорово), обсуждают шмотки, парней, внешность. Такие понятия, как уважение к взрослым, семейные ценности, дружба, понятия о прекрасном опошляются.
Опасность: в психике ребенка заложен стандарт – хорошее должно быть красивым, симпатичным, отрицательные герои – наоборот. Если все персонажи одинаково уродливы, ужасны, у ребенка нет ориентиров, кто плохой, кто хороший, кто поступает правильно, а кто плохо. Плюс, когда ребенок вынужден подражать страшному герою, то страдает самоощущение малыша. У детей притупляется страх смерти, как один из сильнейших сдерживающих барьеров, помогающих избежать опасности. Наоборот, в "Монстрах" активно воспевается культ смерти и гламур загробного мира.


Губка Боб – квадратные штаны
Сюжет: морская губка работает поваром в ресторане. Увлекается охотой на медуз, карате, пусканием мыльных пузырей. Отличается крайней степенью наивности, оптимизма.
Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные предметы, называют друг друга "тупицей", "идиотом", бьют поочередно по голове кувалдой, поедают несъедобное (фонарики, например). Все это вперемешку с примитивным юмором о мире взрослых, "Как стать взрослым: выпяти грудь, скажи "подоходный налог", а теперь прими многозначительный вид". И этот мир кажется им непривлекательным, непонятным, требует тяжелого однообразного труда.
Опасность: от мультика веет пугающей деградацией и отупением, впечатлительные же дети могут броситься повторять мультяшные эксперименты на практике. Завуалированная мораль Боба – а зачем вообще взрослеть – грозит вырастанием поколения инфантильных людей.


Барбоскины
Сюжет: пять щенят пытаются ужиться между собой, самостоятельно решая свои проблемы.
Показана явно нездоровая модель семьи, где родители заняты собой и появляются, когда надо кого-то отругать или что-то купить. Дети не дружат, напротив, не прочь поиздеваться друг над другом, подначивают, ябедничают, пакостят и обзываются
Опасность: грызня между братьями и сестрами, интриги – не лучший пример для решения конфликтов. Плюс, мультсериал напичкан избитыми стереотипами: тупая красавица, ботан, недалекий спортсмен, ребенок без особых дарований.


Том и Джерри
Сюжет: кот пытается поймать мышонка, и сам страдает от этого на протяжении всех серий.
Опасность: агрессивность. В эпизодах регулярно показываются сцены насилия, жестокости, демонстрируются вредные привычки. Ни кот, ни мышь не несут ответственности за свои издевательства. (Альтернатива – советский мультфильм "Кот Леопольд", где противные мыши попадаются в свои же ловушки).


Трансформеры
Сюжет: затяжная война роботов.
Хитросплетения ребенку трудно понять, от длительного просмотра накапливаются злость и раздражение.

Опасность: роботы превосходят человека по разуму, способностям, малыш искренне восхищается непобедимыми и всемогущими героями, подавляя собственное "я", снижая свою самооценку. Легко привыкает к острым ощущениям – просмотру агрессивных сцен, и после этого спокойные и добрые мультфильмы кажутся ему скучными, пресными.


Все виды аниме (Покемон, Сейлор Мун, Наруто)
Ребенок любит все яркое и броское, его внимание приковано от и до (пример с рекламой), он, как завороженный, готов сутками пялиться в экран, плохо улавливая суть происходящего.
Опасность: яркие цвета, компьютерная графика, не передающие настоящую мимику – и малышу трудно осознать, какие чувства испытывает герой. Смущает и внешний вид героев: неестественно большие глаза, нереальные изображения рта и носа, неправильные пропорции тела ломают понятие ребенка о том, как должен выглядеть нормальный человек. Ядовитые краски, мельтешение провоцируют излишнюю возбужденность, а хаотичный видеоряд может привести к логоневрозу (речевым нарушениям), поскольку информация не успевает усваиваться. Стоит предостеречь от просмотра "Покемонов" особенно впечатлительных детей, склонных к подражанию. Были зафиксированы случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон, трюки, которые они пытались повторить, сопровождались серьезными травмами.

Мультфильм неотделим от детства, поэтому невозможно убрать анимацию из жизни ребенка, запретить ее. Более того, демонстративный запрет вызовет дополнительный интерес, к тому же вы лишите ребенка тем для общения со сверстниками. Лучше сесть рядом с чадом и разобрать досконально увиденное. Обсуждайте, узнайте точку зрения ребенка, задавайте вопросы.


Подберите те мультфильмы, где герои красивы и добры, мужественны, смелы. Пусть малыш копирует хорошие манеры, тактичность и доброжелательность, пусть слышит и повторяет правильную речь, улыбается и учится дружить, а не старается быть первым во всем, мстить и злиться, забавно хмуря бровки, как это делают большинство героев ненужных ребенку мультиков", – рассказала Дням.Ру детский психолог Татьяна Голубева.
Ребенку свойственно перенимать то, что он видит. Малыши с удовольствием подражают мимике и жестам, манерам и поведению, свойственным персонажам мультфильмов. "Когда родители замечают некрасивые гримасы, агрессивное поведение, слышат грубоватые жаргонные фразы и жалуются на это, то всегда хочется сказать, поменяйте мультяшный репертуар",– резюмирует эксперт.


Ура, мульти-пульти! Любой карапуз, еще не умея ходить, уже знает, какая кнопочка «включает» на экране яркие бегающие и говорящие картинки. Мультики буквально атакуют маленького зрителя, накрывают его волной приключений, веселья и… странностей. Как разобраться в этом анимационном «цунами», чтобы оградить чадо от мультиков, которые могут нанести вред его нежной душе и восприятию мира? Увы, не все мультфильмы одинаково полезны, и эти 10 признаков помогут вам «опознать» вредные, чтобы убрать их с глаз долой и заменить более приемлемыми историями.

Зачем нужен мульт-фильтр?

Все, что видит малыш, особенно с экрана, отражается на его психике и штришок за штришком, фиксируется в его картине мира. И не подумайте, что мы занудствуем, но часто мультфильмы для юного зрителя оказываются просто «разрывом мозга».

Если ребенок лет в 5-7 уже четко понимает, где шутка, а где явь, что «хорошо», а что «плохо», то 2-3-летнему малышу мультик это должен пояснить. А если он, наоборот, запутывает? Чтобы малыш легко сориентировался в том, в том, кто «плохой», а кто «хороший», кому подражать, а кого упрекнуть в нехорошем поведении, важно, чтобы мульт-герой был красивым или хотя бы милым. Вспомните, какие порой «ужастики» скачут по экрану.

Итак, давайте, не мудрствуя лукаво, отделим зерна от плевел - то есть, хорошие мультики от вредных.

10 признаков вредного мультфильма


Главные герои мультика внешне не вызывают симпатии - они плохо прорисованы, слишком бледные или очень пестрые, а то и откровенно уродливые.

Персонажи агрессивны - они жестоко поступают, калечат друг друга или даже убивают, но это преподносится с юмором, а якобы убитый герой через секунду оживает.

Герои мультика демонстрируют опасное для повторения в реальной жизни поведение. В таком случае у ребенка искажается ощущение боли и ценности жизни - малышу кажется, что та или иная травма не приведет к боли или трагичному исходу. Ну, котик же в мультике встал и побежал?..


Плохой поступок персонажа не наказывается или даже приводит к улучшению жизни и отношений с другими героями: он, навредив кому-то, становится более сильным, популярным, успешным, богатым.

В сюжете в позитивном ключе изображаются вредные привычки мульт-героев - они курят, выпивают, слишком много едят, идут на глупый риск ради интереса, портят чье-то имущество.


Персонажи ведут себя нестандартно: мужчины - как женщины, и наоборот. Маленькому ребенку разного рода гендерные «перекосы» пока не понятны - в системе координат малыша только формируется схема человеческих отношений. И мультик должен помогать в этом, а не приводить к «путанице» в голове юного любознательного мультомана.

Мультфильм изобилует сценами неуважения к людям, например, к пожилым, маленьким и более слабым, неуверенным, больным, бедным. Имеют место сцены жестокости к животным и природе.


В мультфильме усматривается пропаганда праздного образа жизни, когда каждый день - вечный праздник, а цели достигаются без труда или с помощью обмана.

В мультфильме герои насмехаются над семейными ценностями, традициями, а персонажи дети конфликтуют с родителями, которые изображены глупыми и неадекватными людьми.

В мультфильме герои говорят на «тарабарском» языке, который малышам сложно понять даже по поступкам героев. Разумеется, мультфильм вносим в список табу для детей, если в нем используется «слишком взрослая» лексика.

Сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» предлагает своим читательницам обсудить такую проблему, как современные детские мультфильмы, вред которых многие родители серьёзно недооценивают.

Многие из детей перед экраном телевизора или монитором компьютера проводят больше времени, чем в общении с родителями. Занятые мамы и папы с удовольствием включают своему ребёнку анимационные фильмы по первой его просьбе.

Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.

Нельзя сказать, что взрослые совсем не подозревают о вреде мультфильмов. Большинство мам и пап знают, что долго сидеть у экрана вредно для здоровья и для психики ребёнка. Но о том, насколько серьёзными могут быть последствия просмотренных малышами анимационных фильмов, точно знают только профессиональные психологи.

Вред мультфильмов для детей

Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.

Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию , которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.

Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.

Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков.

Кроме того, сайт сайт выяснил у профессиональных педагогов и психологов: маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.

Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения , предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.

Вред американских мультфильмов

Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике.

Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка» и др.

В результате они пришли к страшному выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.

Каким же образом работает психологическая программа, закодированная в мультфильмах?

Её главным орудием являются мультипликационные героини. Они — полная противоположность известным женским образам из советских мультфильмов. Ведь Алёнушка, Василиса, Золушка, Марья-Искусница и другие героини, столь любимые детьми предыдущих поколений, отличаются своей скромностью, целомудренностью, какой-то загадочностью. В них нет даже намёка на эротичность. Женственность их фигур едва подчёркивается, а красота является естественной.

У положительных героинь мультипликационных фильмов советской эпохи всегда добрые лица и приятный голос. Они являются олицетворением образа материнства и имеют некую схожесть с образом Богоматери.

Совершенно иными предстают героини американских мультфильмов: вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки.

Психологи заметили: практически все эти героини имеют одни и те же черты лица. Это приводит к формированию у мальчиков идеала женской красоты, которой в природе не существует. В итоге потом им будет сложно найти свою половинку.

К тому же, американские мультипликационные красавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу. Такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения. Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины – грубыми и безалаберными.

Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре . В результате они вырастают безответственными и неспособными решать взрослые проблемы.

Психологи, исследовавшие вред мультфильмов для детей, заметили, что в США эти анимационные произведения использовались для снижения рождаемости. В нашей стране эффект данного психологического оружия тоже уже заметен.

Но если для Америки снижение численности населения в своё время было необходимостью, то для России оно чревато вымиранием. Выходит, для уничтожения нашей нации Америке вовсе не нужно начинать какую-либо войну, достаточно просто распространять вредные мультфильмы.

Но, слава Богу, не всё так страшно. Взрослым вполне под силу защитить своих детей от негативного воздействия западной анимации.

Как защитить детей от вредных мультипликационных фильмов

Конечно, полностью исключить просмотр телевизора из режима дня ребёнка практически невозможно: всё-таки технический прогресс внёс определённые коррективы в наш образ жизни.

К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

  1. Необходимо хорошо знать содержание анимационных произведений, которые смотрит ребёнок. Нужно постараться, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал вульгарного юмора, нецензурных высказываний.
  2. Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями, комментирующими происходящее на экране. Родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где – отражение жизни.
  3. Мама может предложить своему малышу смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка». Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: «Лунтик», «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Барбоскины» и др.
  4. Нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями.

То есть, вред и польза мультфильмов для детей полностью зависят от родителей. Если мама предложит своему малышу хорошие анимационные фильмы, если научит его пересказывать и обсуждать увиденное, а позже – и анализировать, то в будущем ей можно будет не опасаться за влияние всех видов СМИ на его психику.

Доверив же воспитание малыша телевизору, родители могут потерять контроль над своим ребёнком полностью и навсегда.

Копирование этой статьи запрещено!

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема - иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш - развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.


Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков - одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен - выбирай: или кот, или я!», - восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», - рассуждает папа.


Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм - ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема - мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них - необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран - это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс - это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя - сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет - того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг - это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.