План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Н.О.Д. в подготовительной группе "Путешествие в мир доброты и вежливости". Конспект занятия в подготовительной группе "путешествие в мир доброты и вежливости"

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир доброты и вежливости"

Цель:

Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.

Задачи:

  • Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
  • Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое добро, доброта, вежливость.
  • Познакомить детей с пословицами о доброте.
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика) .
  • Анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;

Совершенствовать графические навыки.

  • Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Методы и приемы:

Игровой метод: вхождение в воображаемую ситуацию, диалогический метод: беседа, вопросы – ответы, формулировка выводов; проблемный метод: проблемные вопросы, творческий метод: презентация; развивающий метод: рефлексия, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод: определение понятий; игра «Шар» , метод мозгового штурма; игра: «Хорошо – плохо» , прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемой ситуации; прием, повышающий интерес к занятию: использование художественного слова.

Материалы и оборудование:

Презентация, иллюстрации доброго и злого поступка, листы бумаги, цветные карандаши, магнитная доска, маркер.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Доброты и Вежливости.

Воспитатель. А почему наше путешествие так называется?

Дети. Здесь все любят друг друга и желают друг другу добра.

Воспитатель. А что такое добро?

Дети. Это самое лучшее, приятное и полезное на Земле.

Воспитатель. А какая наша Земля?

Дети. Круглая.

Воспитатель рисует Землю (круг) на доске. Что же мы считаем самым лучшим, приятным и полезным на Земле.

Мама – это Добро? - Пририсовать лучик к кругу – Земле.

Семья? - Добавить еще один лучик.

Игрушки? Дружба? – Ещё лучики.

А драка?

Здоровье? Ласка? Любовь? – Лучики.

Болезни? Землетрясение?

Цветок? Птичка? - Лучики.

Мир? - Лучик.

Вот оно какое – Добро! На что же оно похоже? (На солнышко) .

Воспитатель. – Добро и Доброта – очень похожие слова. Добро – это…

Дети. Все самое лучшее, приятное и полезное на Земле.

Воспитатель. А когда это добро попадает в человека, то каким он становится?

Дети. Добрым.

Воспитатель. О таком человеке говорят: в нем живет Доброта. Получается, что Доброта – это все самое лучшее, приятное и полезное где?

Дети. В человеке!

Воспитатель. – А где у человека живет Доброта?

Дети. В сердце.

Воспитатель. Недаром люди говорят: «Доброта, что солнышко!» Как вы понимаете эту пословицу?

Солнышку все рады – и доброму человеку тоже. Если погаснет солнышко, наша планета погибнет. Если исчезнет Доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится Зло, люди перессорятся, начнутся войны.

Воспитатель. Как проявляется Доброта в человеке? Как мы можем её увидеть или почувствовать?

Дети. В мимике лица (добрый взгляд, улыбка – злобный взгляд, страшная гримаса) , в жестах.

Воспитатель. Изобразите на своих лицах радость, злость. Сравните иллюстрации доброго и злого человека. (дети рассматривают и сравнивают доброго и злого человека) .

Воспитатель. А что такое вежливость?

Дети. Это красивое поведение.

Воспитатель. Вежливости мы учимся. Доброту мы чувствуем, она – в сердце.

Воспитатель. Ребята, послушайте свои сердечки. Сердечки горячие, потому что добрые. Злые сердца всегда холодные. Пусть ваши сердечки всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло.

Воспитатель. Поиграем в игру «Шар» . Я возьму шар и мы будем его передавать из рук в руки по кругу и говорить добрые слова рядом стоящему.

Дети. Илюша ты очень веселый; Аминочка, я тебя люблю; Никита ты хороший друг…

Воспитатель. Ребята, давайте нарисуем человека по-настоящему добрым и интересным. дети рисуют человека на листе бумаги, а воспитатель задает им наводящие вопросы и рисует на магнитной доске).

Воспитатель.

Добрые люди приятны или неприятны? - Приятны.

Какой ротик мы нарисуем нашему человечку? - Улыбку.

Конечно, добрые люди всегда приветливы, они часто улыбаются, им приятно видеть других людей, общаться с ними. У них добрые глазки, носик, ротик.

Какие волосы у доброго человека: опрятные или лохматые? - Опрятные.

Как вы думаете, добрых людей любят животные? Нарисуйте собачку. Почему животные любят добрых людей? –

Животные чувствуют, что этот человек их не обидит.. Он ласково поговорит, поиграет, покормит. Поэтому животные любят добрых людей. – Нарисуйте бант на веревке в руках у человека, миску перед собакой.

У добрых людей много друзей? - Много. Нарисуйте несколько человек.

Ведь людям светло и тепло с добрым человеком. Он никого не обижает, не толкает, не обзывает. Люди хотят с ним дружить, часто приглашают его в гости, дарят подарки (нарисуйте воздушные шарики в руке) , угощают вкусным (нарисуйте конфету) .

Хорошо быть добрым? - Хорошо.

Вам бы хотелось подружиться с таким человеком? - Нам бы хотелось подружиться с таким человеком.

А вы – добрые дети? - Добрые.

Тогда вспомним доброе упражнение.

Физминутка «Мы за руки возьмемся» .

Мы за руки возьмемся, Дети берутся за руки и качают ими.
Друг другу улыбнемся: Наклоняются вправо, влево и улыбаются
Вот так, вот так. Друг другу.
Мы не будем ссориться, Грозят указательным пальчиком.

Будем мы дружить, Жмут две руки у себя над головой.
Ручками своими Крутят кистями перед лицом («фонарики» ) .
Тепло души дарить. Гладят друг друга по рукам, по спине
Воспитатель. Добрый человек как бы светится изнутри. Его сердце дарит людям свет, тепло, ласку, заботу. Он всем помогает, обо всех заботится. Добрых все любят: и люди, и животные.

Жить привыкла красота
Там, где рядом доброта.
Отправляюсь я пешком
Красоту смотреть кругом.

Это радуги краса,
Это зореньки роса,
Это поле ветерка,
Нежность в запахе цветка.

Рыбки плещутся в пруду,
Фрукты спелые в саду,
Лес грибной,
кругом цветы.

Сбережём всё я и ты.
Если в сердце доброта,
Не исчезнет красота!
Расцветай, земля моя!
Ты добра и добрый я.

Воспитатель. А можно сделать так, чтобы вокруг нас были только добрые люди?

Дети. Можно.

Воспитатель. Как?

Дети. Надо самому быть добрым со всеми, дарить добро другим. Это добро попадет в другие сердца, и люди вокруг нас подобреют.

Воспитатель. А сами-то вы умеете отличать добрые поступки от злых?

Игра «Хорошо – Плохо» . Воспитатель называет поступки, а дети комментируют их движениями: одобряя – хлопают, порицая – топают.

Поступки: здороваться, помогать маме, кричать на друзей, поливать цветы, кормить птиц, улыбаться людям, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубы, кушать грязными руками.

Воспитатель. Ребята, закончилось наше путешествие в Мире Доброты и Вежливости. Будьте здоровы, всего вам доброго!

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути

Будет легче ехать и идти.

Здравствуйте! - ты скажешь человеку,

Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо» ?
За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста» ?
Повторяем его поминутно,

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось?
Какое у вас настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что нового узнали?

Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.

Задачи:

  • Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
  • Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое добро, доброта, вежливость.
  • Познакомить детей с пословицами о доброте.
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика) .
  • Составлять небольшие рассказы по картинкам.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации доброго и злого поступка, сюжетные картинки плохих и добрых поступков, листы бумаги, цветные карандаши, магнитная доска, маркер, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки, пластилин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.О.Д. в подготовительной группе "Путешествие в мир доброты и вежливости" (речевое развитие, продуктивная деятельность)

Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.

Задачи:

  • Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
  • Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое добро, доброта, вежливость.
  • Познакомить детей с пословицами о доброте.
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика) .
  • Составлять небольшие рассказы по картинкам.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации доброго и злого поступка, сюжетные картинки плохих и добрых поступков, листы бумаги, цветные карандаши, магнитная доска, маркер, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки, пластилин.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в Мир доброты и вежливости. А как вы понимаете слово добро.

Ира - Добро это такие дела и поступки людей, от которых другим становятся хорошо, радостно и приятно. Вероника Г. Добро –это забота о других. Вероника П. Добро никого не обижает и ничего не разрушает. Алиса - Добро всё ровно, что солнышко весной светит, греет, от него все сияет, оживает, всем становится радостно и тепло. Карина добро-это самое лучшее, приятное и полезное на Земле. (Карина выходит к доске)

Воспитатель: А какая наша Земля? (круглая) Карина рисует круг;
Что мы считаем самым лучшим, приятным и полезным на Земле.

Дети: мама семья, игрушки, дружба, здоровье, (Карина рисует лучики ) Воспитатель: А драка, землетрясения, война. (нет не полезные)
Вот оно какое добро. На что оно похоже (на солнышко).

Воспитатель: Добро и доброта очень похожие слова. Мы уже сказали, что такое добро. Всё самое лучшее, приятное и полезное на земле. А когда это добро попадает в человека, то каким он становится? (Добрым)

Воспитатель : А где у человека живет доброта? (в сердце). Недаром люди говорят: «Доброта, что солнышко» . Жанна , как ты понимаешь эту пословицу. Солнышку все рады - и доброму человеку тоже. Если погаснет солнышко, наша планета погибнет. Если исчезнет доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится зло, люди перессорятся и могут начаться войны.
Воспитатель: Как мы можем увидеть доброту или почувствовать? (добрый взгляд человека, когда говорят хорошие слова, обнимают друг друга и т.д.)

Посмотрите вот на эти предметы (на подносе разные предметы -

Зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер). Ребята, какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?

Дети: (зёрнышками накормить птиц, цветок - полить, подарить, книгу- подклеить. Чашку - вымыть, цветок- подарить)

Воспитатель: Молодцы. А сейчас встали и изобразили доброго человека (улыбаемся, а теперь злого человека, сердитого). Ребята я знаю игру « Добрые слова » я начну, а вы заканчивайте.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…… (добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать…(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду….. (помоги ему)

Решай споры словами, а не…(кулаками )
Воспитатель. Я предлагаю поиграть еще в одну игру, если текст вас учит вежливости и добру, вы все хором отвечаете: «Это я, это все мои друзья», а если загадка вам не по душе – промолчите.

Кто, из вас проснувшись бодро,

«С добрым утром! » скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы ! Я рада, что вы не ошиблись.

Воспитатель: А что такое вежливость?

Дети: (красивое поведение, человек не грубит, здоровается всегда, говорит хорошие слова; здравствуйте, спасибо и т.д.)

Воспитатель: Вежливости мы учимся, а доброту мы чувствуем, она в сердце. Ребята вы знаете много добрых и волшебных слов, а чтобы они сопуствовали вам всегда поиграем в игру «Вежливость » У меня в руках три кружка (синий, зеленый, красный). Синий обозначает спасибо , зеленый – пожалуйста , красный- извините пожалуйста. Какой кружок я подниму такое слово вы произнесете и составите предложение.
Например:
Спасибо тебе Миша за машинку

Карина принеси мне пожалуйста куклу барби.

Максим извини меня за драку . Молодцы
Физкультминутка:

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

( Составление 3-4 рассказа по картинам, хорошие и плохие поступки)
Воспитатель: Есть хорошие поступки, есть плохие. Я предлагаю вам по картинам составить небольшие рассказы о поступках. (Миша, Лиза, Андрей Соколов, Ренат, Даша А.). Хорошо.

Воспитатель: Ребята вы иногда соритесь, обижаете друг друга, а потом сами страдаете от этого. Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые дела. Относитесь друг к другу с добром, любовью, уважением. А в знак примирения и дружбы сделаем цветы и нарисуем доброго человека и подарим тем, кого мы, когда- либо обидели.

Мастерская

(за 1-ым столом рисуем доброго человека, кого он любит, с кем он дружит -цветы, животных и т. д.) -5человек, листы бумаги, цветные карандаши, восковые.

(за 2-ым столом аппликация цветы тюльпаны- 5человек; 3-человека лепка цветов, заготовки 8 листов картона, заготовки для тюльпанов.

(за 3-им столом аппликация 4 ромашки, 4 розы заготовки для цветов, 8 листов картона).

(включается спокойная музыка, дети приступают к работе)

Воспитатель. Ребята, закончилось наше путешествие в Мире Доброты и Вежливости. Будьте здоровы, всего вам доброго! Послушайте стихотворения

Андрей Ступин Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Андрей Васильев - Здравствуйте! - ты скажешь человеку,

Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо» ?
За всё, что делают для нас.

Полина Русакова. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель : Всем спасибо за участие.

Тема: "Наука вежливости"

Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию.

Программное содержание:

Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Оборудование:

Сюжетные картины по теме.

Предварительная работа:

Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми... Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

Воспитатель: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).

Игра: «Приветствие!»

Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо « Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

«Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

И представьте – зря от Вити

Ждал я слова……

Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

Воспитатель: Давайте разберём ещё одну ситуацию.

Стихотворение: «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала-

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: « Не отдам!»

Воспитатель: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:

Один из вариантов : Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

Воспитатель: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?

Глупые ссорятся, а умные договариваются.

Ссора до добра не доводит.

А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.

Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.

Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Доброй ночи! - молвит тишина

Каждому сейчас она слышна

Говорит бесшумными словами:

Спите, я всю ночь останусь с вами.

За что мы говорим "Спасибо".

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Нам желают. - Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь

Тоже к доброму. Чему-нибудь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Воспитатель:

Доброта живет на свете

Только в добром сердце дети.

Игра: «Догадайся».

Закончи предложение.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия). Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».

Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.

Игра: «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Игра – превращение: «Медвежата»

Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здраствуй!

Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Воспитатель: Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?

- "Волшебное слово" Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Вспомним пословицы:

дети говорят:

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Ссора до добра не доводит.

    Друзья познаются в беде.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    Делу - время, потехе - час..

    Легко сломать, да трудно сделать.

    Добро творить – себя веселить.

    Добрые слова дороже богатства

    Слово лечит и слово калечит

Воспитатель:

Стихотворение «Странные вещи»

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются!

И огорчённые люди встречаются,

И огорчённо деревья качаются..

Я улыбаюсь – горе кончается!

Всюду весёлые лица встречаются.

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.

Будьте добры.

Добрый день

Доброе утро

Будьте так любезны

Простите, вы не подскажите

Вы так любезны

Благодарю вас

Большое спасибо

Простите

Извините

До завтра

До скорой встречи

Доброй ночи

Спасибо

Доброго пути

Здравствуйте

Пожалуйста

Будь здоров

Позвольте

Извините, я не хотел

Я виноват перед вами

Прошу прощения

Виноват

Прошу простить, я не хотел вас обидеть

Пожалуйста

Спасибо

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «мо­дели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания веж­ливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «эти­кетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен спо­собами и навыками общения, умениями ролевого речевого пове­дения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мими­ке, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть сло­весные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступ­ки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но осо­бо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем детям в течение дня.

Вспоминаем!

Утром:

«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравст­вуй», «Как ты себя чувствуешь?»

За завтраком, обедом, ужином:

«Приятного аппе­тита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухажи­вать», «Все было очень вкусно».

Во время общения:

«Разреши», «Будь добр», «Пожа­луйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Про­шу прощения».

После тихого часа:

«Как спалось?», «Как твое здо­ровье?»

Вечером:

«Добрый вечер», «До свидания», «До свида­ния», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Воспитанием вежливости воспитатели детского сада зани­маются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким мето­дам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного пове­дения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и рече­вого этикета является личный пример взрослых.

Н.И.Пирогов говорил:

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

«Вежливость воспитывается вежливостью»

Светлана Артемьева

Тема:"Будь вежлив".

Цели:

Уточнить и закрепить представление детей о вежливости.

Развивать грамматически правильную речь.

Воспитывать умение оценивать поведение товарищей.

Активизировать словарь.

Оборудование:

книга "Волшебное слово" В. Осеева, "Просто старушка", "Еже ли вы вежливы " С. Я. Маршак, "Урок вежливости" и др.

Предварительная работа:

Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.

Чтение произведений: В. Осеевой, С. Я. Маршака и др.

Заучивание стихов, песен о вежливости, работа над пословицами.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Садитесь, ребята. А у тебя, Настя, и стульчика нет? Возьми, пожалуйста (подаю стул сама, если не догадываются это сделать мальчики).

Молодец, Настя, не забыла сказать "спасибо".

Как приятно смотреть на воспитанную девочку или мальчика, которые не забывают поблагодарить за услугу, умеют обратиться с просьбой к товарищу или взрослому.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о вежливости.

2. Чтение рассказа "Случай на улице".

Я вам прочитаю рассказ "Случай на улице", а вы послушайте внимательно.

"Однажды, по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову вверх и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но тот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. "

Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?

Ответы детей:

Да, мальчик был вежливый. Толкнул нечаянно старичка и сразу же мальчик ему сказал: "Извините пожалуйста".

Недаром говорится: "Ласковое слово и камень растопит. "

Старичок сначала рассердился на мальчика, но услышав, вежливые, хорошие слова - сразу подобрел, стал добрым и приветливым.

3. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

Ребята, посмотрите к какому рассказу нарисована эта картина?

Ответы детей ("Волшебное слово")

Правильно, молодцы.

Кто нарисован на картинке? (Дедушка и Павлик)

Почему у Павлика такое грустное лицо? (Потому что он разозлился на Ленку, которая не дала ему краску. На бабушку, которая не дала ему морковку. На брата, который не берёт на лодке кататься.)

Посмотрите на следующую картинку. Кто здесь нарисован?

Ответы детей (Лена и Павлик)

Почему у Лены такое выражение лица?

Потому что она не ожидала, что Павлик скажет "Волшебное слово".

Ребята, скажите, а как вёл себя Павлик до встречи со стариком? (Он был грубый, невежливый)

Как помог старичок Павлику стать вежливым? Как старичок учил Павлика говорить слово "пожалуйста"? (тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь)

Как помогло это слово Павлику в дальнейшем? (ответы детей)

Вот поэтому слово "пожалуйста" называют волшебным. Как стал Павлик говорить это слово в разговоре со своими родными, сразу у всех у них изменилось отношение к нему: все стали добрыми, как будто волшебник махнул своей палочкой. Вот и вам всегда нужно говорить слово "пожалуйста", если вы обращаетесь с просьбой к товарищам или взрослым.

А какие ещё волшебные слова вы знаете? (Здравствуйте, до свидания, извините и др.)

А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)

Правильно, если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить словами "спасибо" или "большое спасибо".

А если вам сказали "Спасибо", что вы должны ответить (пожалуйста)

А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)

А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)

Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)

Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

Кого называют вежливым? (Кто знает все правила вежливости и их выполняет)

Физкультминутка "Пятачок"

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок. (сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Встал на ножки

Потянулся!

А потом присел,

Нагнулся!

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилёг, -

Но уже на левый бок! (сесть на корточки руки на поясе, делаем наклоны влево)

А кто у нас в группе самый вежливый? Какие вежливые поступки своих друзей вы знаете? Можете о них рассказать? (ответы детей)

Правильно, эти дети поступают хорошо. Они знают правила вежливого поведения и не забывают их выполнять.

Да, я совсем забыла, сегодня я в библиотеке взяла интересную книгу и хотела сейчас вам её показать. Она в ящике моего стола. Принеси мне книгу, Миша, пожалуйста. (выполняет задание).(Если Миша будет соблюдать все правила, хвалю его:"Молодец, Миша, спасибо!)

Посмотрите, ребята, какая хорошая книга. Эта сказка про фею и про двух девочек, добрую и вежливую, злую и нехорошую. Я вам прочитаю её в свободное от занятий время.

Скажите, ребята, как Миша выполнил моё поручение? (ответы детей)

Вежлив он был сейчас или нет?

Почему вы так думаете? Как можно ещё по другому сказать?

4. Пословицы о вежливости.

"Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится " ,- есть такая пословица.

А какие пословицы о вежливости вы знаете?

"Ласковое слово человеку, что дождь в засуху ", " От ласкового слова язык не отсохнет ", "Требуя вежливости от других, будь сам вежлив ".

5. Игра "Мы дошколята - вежливые ребята".

А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется " Мы дошколята - вежливые ребята " .

Я буду вам рассказывать один случай про мальчика Вову, а вы будьте внимательны и в том месте, где я остановлюсь,скажите недостающее слово все вместе, хором.

Однажды Вова, поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал, встав с места: "Садитесь. (дети хором - "пожалуйста".) Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову:(дети хором - "спасибо"). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал (все хором -"извините пожалуйста").

Молодцы!

Надеюсь, что если вы окажетесь в таком положении, как Вова, так же будете вежливы.

6. Итог занятия.

Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

Когда все дети будут вежливы, тогда, как поётся в песне: "и станут все на свете любить таких детей ".

Конспект этической беседы в подготовительной группе

«Вежливые слова и поступки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное, «Речевое развитие», «Физическое развитие»

«Речевое развитие»:

Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах

Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений

«Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать нравственные качества: вежливость, уважение к старшим

Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей

«Познавательное развитие»:

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц и поговорок о вежливости

«Физическое развитие»»

Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости

Предварительная работа: создание специальных ситуаций требующих вежливого обращения. Рассказы воспитателя из своего детства «Как я маленькая училась вежливости». Наблюдение за взаимоотношениями детей в играх, быту, чтение произведений с эстетической основой.

Ход занятия:

1 часть

Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, кого мы можем назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чём - то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести подать, помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.

Ребята представьте себе, что вы живёте в мире, где никто никогда не говорит: «извините», «простите», «Пожалуйста». Что по вашему мнению могло бы случится «Почему нам нужны такие слова?» (ответы детей)

А теперь назовите мне, какие вы знаете вежливые слова? (ответы детей).

Ведущий : Если кто-нибудь сделает что-то для вас, то следует сказать: «спасибо». Если кто-то скажет вам «спасибо», то вам следует ответить «пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, то следует сказать «извините пожалуйста».

2 часть

Ведущий : Чтобы убедиться, что вы действительно все поняли, давайте поиграем в игру. Игра заключается в том, что вы хором будите вставлять вежливые слова в мой рассказ.

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком, Вова встал и сказал женщине: «садитесь» (дети хором «пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила мальчика Вову (дети хором «спасибо») Неожиданно трамвай остановился, Вова тут же упал и толкнул сильно какого-то мужчину. Мужчина рассердился на мальчика, а Вова сразу же сказал (дети хором «извините пожалуйста»).

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3 часть.

Ведущий: Ребята случалось ли кому-то из вас вмешиваться в разговор других людей? Огорчались ли они? Были ли они довольны? (ответы детей)

Ведущий: Когда вы можете вмешиваться в разговор?

Дети: Только если это важно и срочно.

Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?

Дети: Когда люди не хотят, чтобы их перебивали, или когда они очень расстроены.

Ведущий: Кто ребята нам расскажет, как можно вежливо вмешаться в разговор двоих детей или взрослых?

Дети: Встать так, чтобы вас видели, дождаться ответа. Если ответ «нет» примите его и уйдите. Если ответ «да» скажите спасибо и быстро изложите причину, по которой вы вмешиваетесь в разговор.

Ведущий: А сейчас давайте поупражняемся (разыграть случаи, подготовить детей заранее).

4 часть

Ведущий: Закройте глаза и представьте себе мир, где все делятся друг с другом. Нет голодных и бездомных, у всех есть жильё. Представьте себе мир, где никто не толкается, не старается схватить что-то или влезть без очереди. Где все люди добры друг другу и вежливы.

Откройте глаза, как вам понравился мир, в котором вы только, что побывали? Что вы думаете? Хотели бы вы жить в таком мире? (ответы детей)

Ведущий: А это вполне возможно – иметь мир похожий на этот. Когда мы все научимся жить хорошо, в мире, быть добрыми, вежливыми, помогать друг другу, все это окажется возможным.

А сейчас немного развлечёмся и попробуем сделать то, о чём мы говорили.

5 часть.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Музыкальные коленки». (Дети встают в круг, держась за талию стоящего впереди. Когда заиграет музыка, они начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, каждый ребёнок должен сесть на колени и не упасть.) 2-3 раза

Ведущий: Молодцы! Никто никого не подвёл, не упал. А теперь поучимся говорить друг другу комплементы. Ведь очень приятно, когда кто-то говорит о тебе приятное, хочется стать ещё лучше добрее, чтобы некому не было обидно. Я ваши имена написала на листочках, чьё имя вы вытяните тому и будем говорить комплементы: «У тебя красивые волосы!», «У тебя красивое платье!», «Оля очень добрая, она угощает меня конфетами» и т.д.

6 часть

Ведущий: И с этим заданием справились. Егор Саша, Маша и Кристина очень много сказали хороших и добрых слов о детях.

Ну а сейчас мы с вами все станем журналистами и будем учится брать интервью у своих товарищей. Интервью это когда задают вопросы, а кто-то на них отвечает (снова вытягивает листочек с именем). Ребёнок выходит, а остальные задают вопросы. Можно спросить у своего товарища: « Что ты любишь кушать? Какая твоя любимая игрушка? В какие игры ты любишь играть? Помогаешь ли маме дома?» При этом не забывайте сказать «скажите пожалуйста» (вопросы детей).

Ведущий: Молодцы дети! На следующем занятии, мы ещё поучимся делать друг другу комплементы и брать интервью.

Итог: О чём сегодня мы говорили с вами? (ответы детей).