Практические шаги к воспитанию честного ребенка. Детская честность и ложь – особенности возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 г. Лениногорска»

муниципального образования « Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Конспект совместной деятельности с детьми направлено на формирование представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе, о таких понятиях, как «честность», «совесть», «порядочность» и противоположных им понятий «обман», «корысть».

Тема: Поговорим о честности .

ВВоспитатель:

г. Лениногорск 2017г.

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация.

Цель: Закрепить понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие. Формировать понятия «хорошо – плохо», что такое ложь. Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении. Воспитывать желания быть добрым, честным, отзывчивым, бескорыстным человеко

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказа: Л. Толстой «Косточка»

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Учебно-методический комплект

для специалистов дошкольного образования и родителей: «Пословицы и поговорки (стр. 8), чтение корейской сказки «Честный мальчик», (стр. 10) и организации бесед с детьми из рабочей тетради по формированию антикоррупционного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста задание № 5 « Честный мальчик», плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, плакат с изображением солнца.

Ход

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали?

3. Послушайте пожалуйста пословицы и поговорки о честности.

    Честное здравствование сердцу на радость.

    Честных почитай, а гордых презирай.

    Честное дело не таится.

    Честный спит крепче.

    Не в силе честность, а в правде.

    Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

    Честность всего дороже.

    Где правда, там и счастье.

    Раз солгал – навек лгуном стал.

    Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

    У лжи короткие ножки.

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Честные глаза вбок не глядят.

4. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»

Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла с мальчиком.

5. Зачитывание детям сказки « Честный мальчик».

Вопросы и задания к сказке:

- Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что

золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

- Кем был старик из озера, и почему он решил испытать

мальчика на честность?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала

вам в трудную минуту?

- Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который

хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть,

надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на

себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

56 А теперь я вам предлагаю поработать на листочках, соединив ли-

нией изображение мальчика с правильным, по вашему мнению.

6. Беседа с детьми по итогам выполнения задания.

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.

В конце недели можно посчитать по солнечным лучикам, сколько раз Солнышко правдивости помогло детям быть честны ми.

Каждый родитель несет ответственность за своего ребенка.Не все можно предусмотреть заранее, но вести воспитательные беседы на разные темы с ребенком следует обязательно, тем самым, предупреждая неприятности и обучая ребёнка.

"Береги честь смолоду" – гласит народная пословица

Эта пословица для ребенка, прежде всего, о его честности. Насколько ребенок честен с вами? Ровно на столько, на сколько Вы смогли выстроить с ним доверительные отношения. Да, ребенок начинает врать в первую очередь дома своим родителям, потому, что им не доверяет или боится сказать правду. Знает, что его никто не постарается понять, простить, принять таким, каким он есть - его просто накажут.

Прежде чем говорить с ребенком о честности, следует подумать о своей реакции на проступки ребенка. Если ваша реакция всегда шумно-активная, агрессивная, в осуждающем ключе, то вести беседы о честности с ребенком и не следует заводить. Детское вранье само не рассосется, оно имеет обыкновение прогрессировать и принимать патологические свойства. А вырастить вечно врущего человека никто никогда не желает.

Не кричите на ребенка, даже если он тысячу раз не прав, завоевывайте его доверие и авторитет.

Доверительные отношения с ребенком – это труд взрослого родителя. Прежде всего, следует искоренить страх ребенка перед родителями за свои проступки. Проступки следует обсуждать, вместе делать выводы и исправлять последствия. Беседа с ребенком ведется, исходя из опыта и объема знаний ребёнка, учитывая его мнение.

Взрослые знают, что ошибаются все, и знают, как ошибки можно исправить. Ребенок должен получить урок исправления ошибки, сделать поучительный вывод из ситуации. Когда ребенок сможет доверять родителям, с ним возможны беседы о чести, достоинстве и неправде. Обратите внимание на то, что ребенок иногда просто фантазирует и поговорите об этом тоже.

Есть такая мудрая пословица – «Повинную голову меч не сечет», она, конечно, предназначена для родителей. Пришел ребенок к вам, признался – будьте добры, примите его смелый шаг, как благородный поступок. Отнеситесь к такому признанию как к признаку доверительных отношений со своим ребенком. Как к заслуге вашего воспитания. Спокойно прореагируйте, похвалите за признание и решайте вместе, как исправить ситуацию. Обсудите варианты дальнейших действий, как можно было бы избежать подобных неудобных ситуаций.

Объясните своему любимому ребенку:

Честному человеку жить легче, у него нет страха разоблачения.

Честному человеку всегда доверяют и его уважают.

Честный человек – это порядочный человек.

Ложь всегда обнаруживается и чаще в самые неприятные моменты.

Ложь – причина неуважения и недоверия к человеку.

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.Объяснить истинное понятие слова «честность».Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Беседа

« О честности и правдивости»

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

Санкт – Петербург

2014г

Цель: формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

Объяснить истинное понятие слова «честность».

Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.

Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Информация.

Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости. Для того, чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».

2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить

(работа в группах)

Задание 1.

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.

Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Задание 2.

Как вы оцениваете поступок бедняка

Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?

Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!


Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

Детская честность и ложь – особенности возраста

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельност ь.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельност ь означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. Главная причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • з авышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Другая информация по теме


  • Ночной сон грудных детей и детей постарше

  • Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.

Тема: «Беседа о честности и правдивости».

Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формировать правильное представление об этих качествах. Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.

Воспитывать чувство ответственности, сопереживания, сочувствия, доброту.

Учить связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение, давать свои суждения, развивать речевую активность, грамотность речи, развивать монологическую речь.

Активизация словаря: ложь, неправда, трусость, чуткость, честность, биография, колхоз.

Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.

Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя, мольберт, небольшая выставка книг Н. Носова.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, садитесь поближе. Сегодня у нас занятие на серьёзную тему. Думаю, что для каждого человека она важна.

Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?

Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.

Говорить правду даже в пустяках. Ложь вырвется и станет стыдно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно.

Давайте, ребята, вспомним литературные произведения, которые прочитали.

Дети: Рассказ «Косточка».

Воспитатель: Напомните, какой поступок совершил Ваня.

Воспитатель: За свой поступок Ване стало стыдно до слёз. Да он ещё и струсил, узнав, что от косточки можно умереть. Назовите ещё рассказ.

Дети: Рассказ «Лгун».

Воспитатель: Какой конец этого рассказа?

Воспитатель: Вот видите, что из-за лжи может случиться. Ложь – это зло. Какой рассказ написала Осеева?

Дети: Рассказ «Что легче?»

Воспитатель: Поговорим о героях этого рассказа.

Воспитатель: Какой мальчик поступил правильно? Был ли он за это наказан?

Воспитатель: Верно. Второй мальчик так и сказал: «А я правду скажу, правду всегда легче сказать потому, что она, правда, и придумывать ничего не надо».

Давай сейчас отдохнём с хороводом «Ворон».

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым произведением. Может кто – то его и слышал, но он поучителен, поэтому будьте внимательны, мы будем беседовать о поступках мальчикаов. А сейчас послушайте биографию детского писателя.

Показ портрета писателя.

Воспитатель: Николай Николаевич Носов родился на Украине в семье киноактёра. Когда вырос, Николай Николаевич сначала работал режиссёром, ставил мультфильмы, а затем стал писать для детей. Ему нравились мальчишки и девчонки, и ему хотелось писать не только яркие и весёлые истории, но и чтобы дети научились видеть хорошее и исправлять плохое: уважать друг друга, дружить, исправляли бы свои ошибки, делали правильные поступки…

Сегодня один из его рассказов на книжной полке.

Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.

Вопросы по содержанию:

1. Как называется произведение?

3. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).

4. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).

5. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).

6. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).

7. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).

8. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).

9. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).

10. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).

11. Что сказал сторож о съеденном огурце? (Дедушка понял, что мальчик осознал свой поступок, что съеденный огурец будет считаться подаренным).

12. Какой был дедушка? (Мудрый).

Чтение отрывка (…остановился, закричал: «Дедушка, а как будет считаться украл я съеденный огурец….. на душе у Котьки было радостно…).

Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.

А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы всегда говорите правду? Вспомните случаи нечестности в вашей жизни. Можно сейчас вот как раз признаться в этом.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о честности и правдивости, мудрые народные слова.

Дети: Правда светлее солнца.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

С правдой весь свет обойдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Воспитатель: Верно. Понравилось вам, ребята, вот так при всех сознаться в своих нечестных поступках, как будто сбросить тяжёлый груз с души…

Воспитатель: И это дорого стоит! Каждый из вас должен стремиться быть честным, ведь это достойное качества человека. Желаю вам не хитрить и объяснять свои неверные поступки.