Терапия искусством или арттерапия для пожилых. Арт — терапия для пожилых

анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

Арт-терапия, т.е. терапия искусством, используется, чтобы снять у пациентов психическое напряжение, уравновесить их эмоциональное состояние. Медики утверждают, что творческая деятельность уменьшает потерю памяти, улучшает умственное и психическое здоровье, обостряет интуицию. Существует множество разных способов выразить себя через искусство. Это – рисование, живопись, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Творческое хобби приносит моральное удовлетворение, отвлекает от повседневной рутины, расширяет кругозор и, зачастую, спасает от одиночества, помогая найти новых друзей. Терапия искусством развивает правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует, в основном, левое «логическое» полушарие. Гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, воспитание детей и внуков, романтизм в отношениях. Когда человек рисует, делает какие-то фигурки, украшения из глины, дерева или других материалов, он развивает также мелкую моторику. Ещё с древних времён было известно, что определенному пальцу руки соответствуют рефлекторные точки внутренних органов. Таким образом, движения кисти и пальцев рук повышают активность головного мозга, тонизируют и оздоравливают внутренние органы. Не случайно, творчески увлеченные люди, постоянно подпитывая жизненные силы организма, быстро выздоравливают и, как правило, долго живут.

Арт-терапия - метод, основанный на использовании художественного творчества в целях психокоррекции и личностного развития человека. Для участия в процессе не нужны специальные навыки или способности, каждый сможет выразить себя, свои переживания и свое состояние в коллективном рисунке. Использование данной техники не имеет особых ограничений и противопоказаний. Для ее проведения необходимо создание атмосферы доверия, непринужденности, терпимости и внимания внутреннему миру каждого участника. Цель - оптимизация психоэмоционального состояния пожилых людей. Группе пожилых людей предлагается лист бумаги, кисти, краски. Задается сообща придуманная тема, которая устраивает всех. Рисунок передается по кругу, каждый последовательно что-то дорисовывает. Рисование сопровождается комментариями. Значение данной техники заключается в том, что участники переносят на бумагу свой неповторимый внутренний мир. В ситуации, когда человеку тяжело описать свое состояние словами, рисование помогает раскрыться. Развивается умение передавать эмоциональное состояние через художественный образ; создаются условия для самовыражения. Самовыражение через коллективное творчество развивает способность к взаимодействию, позволяет лучше познать себя и других людей. Происходит самораскрытие, переработка переживаний в безопасной ситуации. Появляется ощущение свободы и творческой активности, развивается умение действовать сообща. Упражнение помогает сплотить группу. Специфическими задачами арт-терапевтической работы с пожилыми людьми являются: преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жиэненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, преодоление беспомощности и изоляции. В результате коллективного процесса творчества участники испытывают положительные эмоции: радость созидания, открытия, вдохновение, наслаждение совместной деятельностью и ее результатами.

Примерная комплексная развивающая программа для граждан пожилого возраста

    Психологический блок

    Изотерапия.

    Глинотерапия.

    Музыкотерапия.

    Кинотерапия.

    Сказкотерапия.

План проведения занятий:

ПОНЕДЕЛЬНИК - групповое занятие с психологом

1-я неделя: беседа на тему: «Сила внутри нас» о самовнушении и о том, какое значение имеет сила желаний. В процессе беседы проводятся упражнения: «Лимон», «Похвали себя», «Автопортрет».

2-я неделя: беседа на тему: «Здоровый - значит счастливый» о том, как черты характера и привычки человека влияют на его здоровье. В начале беседы проводится упражнение «Без маски» (методика неоконченных предложений), в конце беседы - упражнение «Розовый куст».

3-я неделя: беседа на тему: «В начале было слово» о тонких законах природы, о том, что словом можно исцелить и можно уничтожить. В начале беседы проводится упражнение «Телеграмма», по окончании - упражнение «Волшебники».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «ЛИМОН»

Инструкция: закройте глаза и представьте себе лимон. Вспомните, какой он упругий, какая у него кожица... Прикоснитесь мысленно лимоном к щеке, ощутите какой он прохладный. А теперь мысленно берём нож и разрезаем лимон пополам. Вспомните и представьте, какой аромат источает лимон, когда вы его разрезаете. Теперь возьмите мысленно стакан и выдавите сок из половинки лимона в стакан. Представьте, как мутноватый сок брызжет во все стороны и, попадая в стакан, стекает по его стенкам. Теперь возьмите стакан в руку и выпейте весь сок до последней капельки. Откройте глаза и поделитесь впечатлениями.

2. «ПОХВАЛИ СЕБЯ»

Поднимите правую руку и погладьте себя по голове. При этом говорите следующее: «Я хороший (хорошая), потому что...». Продолжите предложение, произнеся вслух свои положительные качества.

3. «АВТОПОРТРЕТ»

На листе бумаги изобразите себя, своё лицо (условно). При этом вашими глазами будет то, на что вы любите смотреть, ушами - то, что любите слышать, вместо носа нарисуйте источник приятного для вас запаха, а вместо рта - то, что вы любите кушать. Вашими волосами пусть будут ваши мысли.

4. «БЕЗ МАСКИ»

Каждому предложена карточка с неоконченным предложением (на выбор). Нужно закончить предложение, передавая свои собственные ощущения. Предложения:

    Когда я был (была) маленькой, я часто...

    Меня обижает, когда мои дети...

    Мои друзья редко...

    Меня охватывает страх, когда...

    Знаю, что это очень трудно, но я...

    Мне особенно приятно, когда меня...

    Думаю, что самое важное для меня...

    Иногда люди не понимают меня, потому что я...

    Верю, что я ещё...

    Мои родители...

    Мой муж (жена) иногда...

    Чего мне по-настоящему хочется, так это...

    Мне очень трудно забыть, но я...

    Особенно меня раздражает то, что я...

    Мне бывает стыдно, когда я...

    Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

    О человеке, который не смотрит в глаза во время разговора, я думаю, что...

5. «РОЗОВЫЙ КУСТ»

Закройте глаза и представьте себе, что вы - розовый куст.

Вопросы: Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на нём цветы? Какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или есть ещё бутоны? А листья есть? Как они выглядят? Какие корни у куста или их нет совсем? А если они есть, то они прямые или изогнутые? Как глубоко они проникли в землю? А есть ли на кусте шипы? Где растёт куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или ещё где-нибудь? Он стоит в горшке или растёт из земли, а может быть пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие растения, кусты? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст, кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда или камни, скалы? По ответам можно выявить проблемы, волнующие человека.

6. «ТЕЛЕФОНОГРАММА»

Инструкция: выделить группу из 6 -7 человек и вывести их за дверь. Среди остальных выбрать «передающего», которому сообщить текст телефонограммы. После того, как содержание телефонограммы стало понятно, пригласить из-за двери одного человека - «принимающего», и «передающий» сообщает «принимающему» информацию из полученной телефонограммы. После этого «передающий» садится, а «принимающий» становится «передающим» и делает то же.

Текст: Звонил генеральный директор и просил передать директору, что он задерживается на базе, где получает для организации отечественное оборудование, которое не хуже импортного, и поэтому не успевает приехать на семинар для работников, где должен выступать, поэтому просит перенести семинар со вторника на четверг в 14.00.

Упражнение помогает понять, что одну и ту же информацию каждый человек воспринимает по-своему, исходя из личного опыта, личных интересов, личных приоритетов. Становится понятен механизм возникновения сплетен.

7. «ВОЛШЕБНИКИ»

Инструкция: из группы участников выбирается один человек, которому завязывают глаза. Остальным раздаются карточки с фразами. Каждый по очереди подходит к «слепому» касается его каким-нибудь образом и произносит свою фразу с карточки. Фразы:

1) Мы - волшебники, мы даём тебе силу. Помни, что ты - река, в тебе много источников, которые тебя подпитывают.

2) Как хорошо, что у меня появился такой хороший человечек, как ты.

3) У тебя прекрасные волосы, глаза, у тебя прекрасная улыбка.

    Я люблю тебя, и буду любить тебя со всеми твоими недостатками и слабостями.

    Я буду с тобой всегда, во всех критических ситуациях.

    БОГ улыбнулся, когда ты появился (появилась) на свет, я ждал (ждала) именно тебя.

    Я буду любить тебя именно такой (таким), какая (какой) ты есть, я ждал (ждала) именно тебя.

    И, хотя в твоей жизни были трудности и невзгоды, пусть она будет удачной и счастливой.

    Ты будешь счастлив (счастлива). Муж (жена) будет любить тебя и будет всегда с тобой.

    Помни всегда о своей силе, энергии, твоя активная энергия бесконечна.

Перечисленные упражнения успешно можно использовать в работе с иными категориями граждан.

ВТОРНИК - групповые занятия

1-я неделя: Изотерапия. Техника коллективной росписи: рисование в круге на тему «Летний пейзаж».

2-я неделя: Изотерапия. Техника передачи листа.

3-я неделя: Изотерапия. Техника довершения каракулей.

ИЗОТЕРАПИЯ. Занятие №1 ТЕХНИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ РОСПИСИ.

РИСОВАНИЕ В КРУГЕ. Тема: «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ».

Цель: активизация творческой деятельности, мышления и чувства коллективизма. Выявление психологических особенностей участников.

Материал: стандартный лист ватмана, гуашь, кисти. Ход занятия:

На листе ватмана рисуется круг. В середине большого круга ещё один круг меньшего размера. Большой круг делится на сектора по количеству участников. Середина остаётся пустой. Предлагаем участникам выбрать любой из секторов и нарисовать рисунок по теме. При этом уточнить, что рисовать можно не только в своём секторе, но и в центре круга. Организовать деятельность участников так, чтобы каждый принял участие. Занятие проходит с участием психолога, который анализирует рисунки с целью диагностики и в индивидуальном порядке обсуждает с участниками их проблемы.

Занятие №2 ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ ЛИСТА.

Тема: « СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: проявление творческой фантазии в коллективном труде, от частного к общему, выявление психологических особенностей. Материал: большой лист бумаги, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Участники усаживаются вокруг стола. Даётся большой лист бумаги А-4 и первый участник рисует любую фигуру или её деталь, либо предмет. Далее лист передаётся следующему участнику, который дорисовывает свою деталь и снова передаёт лист. И так до последнего участника. В процессе рисования каждый высказывает свои ассоциации и комментирует рисунок. Добиваться активных и смелых ассоциаций, развивать чувство коллективизма. Результат оценивают все вместе, и каждый высказывает своё мнение по поводу общего рисунка, по поводу ощущений во время работы. Занятие проходит с участием психолога.

Занятие №3 ТЕХНИКА ДОВЕРШЕНИЯ КАРАКУЛЕЙ.

Тема: «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: активизация творческого мышления, развитие фантазии, выявление психологического состояния участников.

Материалы: лист бумаги А-4, карандаши, гуашь, восковые мелки.

Ход занятия: каждому участнику даётся лист А-4 , на котором предварительно психолог изображает «каракули». Участникам предлагается завершить каракули до какого-либо образа, в зависимости от ассоциаций каждого. Инструмент участники выбирают по желанию. В заключение занятия психолог подводит итог.

СРЕДА - групповые занятия с глиной.

1-я неделя: Глинотерапия. Изготовление сувенира – оберега «Подкова».

Арт-терапия – это одно из течений в психотерапии и психологической коррекции, которое подразумевает поддержание оптимального эмоционального уровня путём творческой активности. Проведение арт-терапии эффективно с людьми всех возрастов: со школьниками, с людьми среднего возраста, с пожилыми людьми. В этой статье расскажем о пользе арт-терапии для людей пожилого возраста.

Арт-терапия для пожилых людей

Выход на пенсию предполагает, что у человека появится много свободного времени, которое необходимо заполнить какими-то делами. Если этого не предпринять, у человека может развиться депрессия, он начнёт думать о болезнях, сложных жизненных ситуациях, о проблемах.

Почему в старости начинается затухание интересов?

Все дело в отсутствии занятости. Это крайне негативно сказывается на психике молодых людей, тогда вполне закономерно, что у пожилых людей из-за отсутствия занятости начинаются депрессивные периоды. Оставаясь одинокими, лишаясь привычных дел, человек начинает думать о том, что он никому не нужен: ранее привычный рабочий процесс теперь заменяется пенсионным отдыхом, дети выросли, создали свои семьи, и уже не так часто посещают родительский дом.

Арт-терапия помогает престарелым не попасть в «бесцельное» состояние, сохранить хорошее настроение и позитивный взгляд на жизнь, привнося в рутинное течение маленькие радости и новые впечатление. Все упражнения, которые предполагает данная методика, нацелены на творческий потенциал и правильное распределение времени.

Основные виды «лечения искусством»

Существует две разновидности арт-терапии:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.

Индивидуальная форма предполагает прямой контакт с психологом, т. е. работа один на один, во время которой человек максимально раскрывается, поэтому можно определить его проблему, узнать, какие страхи или сложности есть у пенсионера. Врач после определённых анализов, старается найти наиболее подходящий способ изменения сложившейся ситуации. Но в таком методе есть один маленький минус: пациент не имеет возможности общаться и сотрудничать с другими пациентами.

Групповая арт-терапия для взрослых

Групповая форма – это изначально командная работа. Находясь в среде сверстников человек, может улучшить уровень интеллектуальной и физической сферы в организме, а также коммуникативные навыки.

Арт-терапия помогает пожилым людям с пользой проводить свой досуг.

Методы арт-терапии

Все, кто прибегает к психотерапии, намного легче переживают стресс и стрессовые ситуации, т. к. они знают, что является одним из секретов долгой жизни и какие методы помогут снять напряжение. Пенсионеры, ведущие активный образ жизни, занимающиеся творчеством, намного дольше остаются здоровыми и привлекательными для своего окружения и в кругу своих сверстников. Дело в качестве жизни, у таких людей оно намного выше. Плюс к этому, согласно данным последних исследований, занятие любимым делом становится неким «адаптационным трамплином» к новым жизненным условиям. Сейчас существует много разных методов арт-терапии, каждый может выбрать что-то для себя, исходя из своих интересов.

Название метода Характеристика
Рукоделие Данная отрасль подразумевает много разных кружков, это могут быть:
  • вышивание;
  • макраме;
  • плетение бисером;
  • шитье;
  • лепка;
  • вязание.

Все эти виды творчества, помогают развить концентрацию внимания на одном деле, хорошо влияют на мелкую моторику рук (пальцы становятся более гибкими и послушными). В определённом возрасте начинается спад интеллектуальной и физической активности, поэтому для поддержания общего тонуса такие формы творческой активности будут очень эффективными.

Пение Пение прекрасно тренирует память, что хорошо для страдающих болезнью Альцгеймера. Это отдых для пожилых и тренировка памяти. Дополнительно упражнения по вокалу улучшают функциональность всего дыхательного аппарата, поднимают настроение, блокируя резкие приступы депрессивного состояния. Но есть и обратная сторона медали, о которой часто упоминают эксперты: постоянные занятия пением, могут и в негативном свете сказаться на здоровье, потому что во время занятий у человека повышается уровень кортизола, запускающего процесс угнетения иммунитета. Частое пребывание среди большого коллектива людей, это довольно большой риск заражения вирусными и простудными заболеваниями.
Танцы Танцевальные занятия изначально нацелены на физический аспект здоровья, посещение кружка помогает поддерживать тело в тонусе. В пожилом возрасте крайне полезна физическая нагрузка (по мере возможностей человека), потому что во время танца улучшается чувство ритма и равновесия, увеличивается скорость ходьбы, укрепляются кости, соответственно, во время падений риск получить травму намного ниже.
Рисование Во время сложного заболевания человек оказывается наедине с собой, так как не всегда может найти должную психологическую помощь в центрах социального обслуживания (ТЦСОН). В таких ситуациях рисования будет оптимальным вариантом, так как оно помогает бороться с плохими мыслями и стрессом, даёт свободу самовыражения, успокаивает нервную систему, тренирует память и мелкую моторику. Хорошо, если для престарелых лечение и занятия взаимосвязаны, ведь человеку, любящему рисование, намного проще выразить свои эмоции и переживания на холсте.

В творчестве нет никаких ограничений пожилому человеку. Рисование, лепка или шитье – это способы самовыражения, которые должны приносить удовольствие. Творчество реально, если оглянуться, то можно увидеть множество разнообразных примеров, которые показывают, что наличие седины на висках – это неокончательный приговор. Уровень умелости снижается с возрастом у творческих людей 50 лет, и выше есть необходимость поддерживать его на прежнем уровне.

Преимущества арт-терапии

Арт-терапия – это простой и одновременно сложный процесс, дополнительные области которого имеют некоторые преимущества, если их сравнивать с другими формами взаимодействиями (например, получения психологической помощи в ТЦСОН). Можно выделить ряд преимуществ арт-терапии.

  1. Основания этого лечения – в невербальном общении, поэтому те, кто имеют ограниченные возможности, могут легко справляться с творческой деятельностью.
  2. Здесь нет чётких возрастных рамок.
  3. Во время занятий активизируются разные участки мозга, помогающие его взбодрить, а также открыть в себе творческое мышление и потенциал.
  4. При создании рисунки или занятии вышивкой можно поднять те темы, на которые не говорили ранее. Не всегда есть необходимость говорить на эти темы с другими, но благодаря такой тёплой атмосфере, психотерапевт может найти максимально деликатное решение проблемы.
  5. Улучшения коммуникативных навыков.
  6. Расширение кругозора.

Занятия Арт- терапией подходят для всех возрастов

Творчество – отличный способ продления жизни. Арт-пространство подходит для тех, кто желает проводить свободное время с пользой.

Особенности творческой личности

Наука доказала, что длительность жизни намного выше у тех людей, которые выделяют время для творчества. Этот человек имеет ряд уникальных характеристик:

  1. У него активное долголетие. Благодаря тому, что существуют фирмы, которые предоставляют услуги по уходу за пожилыми, у пенсионеров появляется много времени для самостоятельного развития и познания окружающего мира.
  2. Он не будет прятаться от неурядиц и будет искать решения даже для самых сложных ситуаций.
  3. Он обладает очень хорошей выдержкой, поэтому начатое дело обязательно доводит до конца.
  4. Все происходящее рассматривается с разных ракурсов, а не однобоко.

Заключение

Умные, живут намного дольше, Наталья Бехтерева академик Института мозга человека РАН, утверждает, что если постоянно тренировать мозг, то оживает не только один орган, а полностью весь организм. Так как все связующие звенья между структурами мозга и клетками становятся намного активнее, что способствует образованию новых клеток.

Арт-терапия – даёт возможности для долголетия, приятного времяпрепровождения, снимает стресса и дарит много хороших и светлых впечатлений. Не стоит проживать свою старость в четырёх стенах и одиночестве, нужно сделать один маленький шаг по направлению к помощи, и тогда все изменится в лучшую сторону!

После выхода на пенсию, многие люди тяжело переживают изменение привычного уклада жизни. Они остаются один на один с проблемами, трудностями и страхами. Теряются жизненные ориентиры, возникает депрессивное состояние, обостряются хронические болячки. Возникает острый недостаток общения и жизнь кажется тоскливой и бесцельной.

Учеными давно доказано, что люди активные, творческие дольше живут и меньше болеют, а качество их жизни значительно повышается. Занятие любимым делом становится определенной адаптацией к новым жизненным условиям.

Направление в психологии – арт-терапия является людей старшего возраста замечательным, эффективным способом психологической реабилитации.

Сегодня на сайте «Популярно о здоровье» мы с вами уточним, что представляют собой упражнения арт терапии для пожилых людей и некоторые из них рассмотрим. А также выясним влияние этой методики на физическое и психологическое здоровье:

Что такое арт-терапия ?

Арт-терапия или терапия искусством, является одним из методов психологической коррекции, с помощью творческой активности. Методика направлена на улучшение эмоционального состояния и психического здоровья.

Способов выразить себя через занятия творчеством много. Пожилой человек может выбрать для себя то, что больше нравится. Например, можно заниматься вязанием, вышивкой или лепкой. Многим помогает пение, рисование, танцы. Другим ближе фотографирование, лепка из глины или пластилин, резьба по дереву и т.д.

Никаких ограничений тут нет. Главное, выбранные занятия должны приносить радость и удовлетворение.

Лечебные свойства арт-терапии

Каждая разновидность творческих занятий обладает своим благотворным воздействием на организм пожилого человека.

В частности, рисование поможет побороть нервное напряжение, развивает мелкую моторику, способствует самовыражению.

Вязание, плетение из бисера, вышивка улучшает мозговую деятельность, снижает риск различных психических заболеваний, связанных со старением.

Пение улучшает состояние органов дыхания, мышечных тканей.

Танцы поддержат тело в тонусе, улучшат состояние суставов, научат держать равновесие и баланс.

Рисование, лепка, писательство, участие в театральных постановках способствуют активным вербальным контактам, устраняют чувство одиночества и снижают риск развития деменции.

Любое творческое хобби приносит человеку моральное удовлетворение, делает жизнь разнообразнее, спасает от повседневной рутины и одиночества.

Арт терапия для пожилых – виды и упражнения

Писательство

Написание рассказов, сочинение стихов помогает раскрыть у человека креативные способности. С помощью воспоминаний, чтения, сочинения стихов и сказок, находятся способы решения проблем, выходы из трудной ситуации, повышаются интеллектуальные способности.

Примерное упражнение из группового занятия сказкотерапией :

Участникам предлагают вспомнить героев сказки «Репка». Важно, чтобы они правильно их называли и верно указывали последовательность их участия в вытягивании репки. Помните: бабка за дедку, дедка за репку и т.д. Каждый участник должен правильно пересказать содержание этой сказки.

Потом можно предложить изменить героев и переписать финал. Каждый из участников получает такое домашнее задание или делает его тут-же, на занятии. После чего все делятся своими вариантами и обсуждают каждый из них.

Рисование

Каждому участнику в группе выдается обычный альбомный лист, на котором заранее изображены неопределенные каракули. Используя собственное ассоциативное мышление нужно дорисовать их до какого-то понятного образа, чтобы получился интересный рисунок.

Рукоделие

Тут вариантов множество – шитье, вязание, вышивание, макраме, плетение кружев, бисероплетение и т.д. Любой из них успокаивает нервную систему, снимает мышечное напряжение, повышает гибкость суставов, а также помогает активизировать воображение и интеллектуальные способности.

Например, можно предложить изготовить сувенир-оберег подковку (сплести, связать, вышить и т.д).

Пение

Вокальные упражнения – очень популярны и их часто практикует арт терапия для пожилых людей. Разучивание текстов песен тренирует память. Во время пения улучшается вентиляция легких, укрепляется весь дыхательный аппарат.

Занятия в хоре дают ощущение, что человек не одинок. Тут находятся новые знакомые, завязываются дружеские, а иногда и романтические отношения. Во многих группах практикуется исполнение популярных народных песен под аккомпонемент баяна или под караоке.

Танцы

Как пение, так и танцы очень популярный вид арт терапии для пожилых людей. С помощью танца поддерживается тонус тела, улучшается чувство равновесия, что очень актуально в старшем возрасте.

Вообще, легкие физические нагрузки очень полезны для здоровья сердца, сосудов и костей, повышают иммунитет и положительно влияют на состояние всего организма.

Если вы утратили интерес к жизни, чувствуете себя одиноким и больным, начните что-то делать, не сидите сложа руки. Многие после выходя на пенсию не позволяют болезням и депрессии одолеть себя. Ведь пенсионный возраст - самое время полностью отдать себя любимому хобби, заняться тем, что интересно.

Запишитесь на занятия арт-терапией, начните петь, рисовать, обучайтесь танцу, развивайте писательские и поэтические способности. Это поможет вам избежать рутины, жизни без цели. Ну а занятия в группе помогут найти новых друзей и защитят от одиночества.

Не стоит думать, что после 60 лет начинается старость - творчество может стать отличным стимулом для нового витка жизни.

Ученые давно выяснили, что творческая активность дарит пожилым людям самое важное - жизненные силы и желание жить. Для человека, занимающегося любимым делом, не существует возраста. Увлечение интересным занятием помогает пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и - главное - сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму. А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни .

Пенсионная болезнь

Ни для кого не секрет, что после выхода на пенсию многие пожилые люди теряют жизненный ориентир, остаются один на один со своими трудностями. Так происходит потому, что они не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в интеллектуальном смысле занятием.

В медицине существует даже специальный термин «пенсионная болезнь», когда у ранее здорового человека, привыкшего к размеренной, постоянной трудовой деятельности, быстро развивается ряд болезненных состояний. К примеру, начинает беспокоить бессонница , появляется беспричинная утомляемость, повышается нервная раздражительность, падает моральный дух и обостряются хронические заболевания. Человек оказывается наедине со своими страхами, ощущает острую нехватку общения, жизнь кажется ему бесцельной.

Хобби как эликсир молодости

В то время пенсионеры, ведущие активную социальную жизнь и занимающиеся творчеством, дольше остаются молодыми и здоровыми. Уровень их жизни качественно повышается. Последние исследования ученых доказывают, что занятие любимым делом становится своего рода адаптацией к новым условиям жизни, способом психологической реабилитации пожилых людей.

Арт-терапия

В Европе успешно функционируют специальные кружки и школы для творческого развития пожилых людей. В них практикуются основы арт-терапии (особого направления психологии, где диагностика и лечение заболеваний происходит с помощью творчества). С недавних пор подобные заведения появились и в России: многие люди пенсионного возраста получили возможность начать жизнь с нового листа благодаря творческим занятиям, таким, как рукоделие, пение, литературная и художественная деятельность и др.

Рукоделие

Эти виды творчества (батик, вязание, вышивание, бисероплетение, макраме, шитье, плетение кружев, лепка и др.) тренируют мелкую моторику: пальцы рук становятся более послушными и гибкими, - а также помогают поддерживать интеллектуальную активность.

Пение

Вокальные упражнения тренируют память, улучшают вентилируемость легких и всего дыхательного аппарата, поднимают настроение и блокируют приступы депрессии. Кроме того, регулярные занятия в хоре повышают уровень особых веществ - иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета. Правда, некоторые эксперты отмечают: регулярные занятия в хоре могут дать обратный для здоровья эффект, так как постоянно повышенный уровень кортизола провоцирует угнетение иммунитета, а пребывание в большом коллективе - это повышенная угроза заражения простудными заболеваниями.

Рисование

Это занятие дарит свободу самовыражения, помогает бороться со стрессом , избавляет от переживаний, успокаивает нервы. И опять же, тренирует мелкую моторику и память . Очень хорошо заниматься рисованием на свежем воздухе, например, на берегу реки или в лесу.

Танцы

Это не только развлечение, но и отличная возможность поддерживать тело в тонусе. Легкая физическая нагрузка в пожилом возрасте только полезна. Кроме того, у танцующих увеличивается скорость ходьбы, улучшается чувство равновесия, что помогает предотвратить получение серьезных травм в результате падений.

Творчество реально

Если оглянуться вокруг, можно найти немало пожилых людей, которые вовремя взяли себя в руки и нашли способ реализоваться в творчестве и активной социальной жизни. Взять хотя бы музыкальный коллектив «Бурановские бабушки», который завоевал серебряную медаль на международном конкурсе песни «Евровидение-2012». К слову сказать, средний возраст участниц фольклорной группы - 70 лет. Однако этот факт не помешал женщинам разучить песню на английском языке и блестяще исполнить ее.

Многие люди, выходя на пенсию, обретают новую жизнь: путешествуют, отдаются увлечениям и хобби, впервые начинают рисовать, петь, писать стихотворения.

Любовь Николаевна, 63 года: «Пока работаешь - много забот, дел, некогда сконцентрироваться на чем-то другом. А с выходом на пенсию все меняется. Много свободного времени - можно сосредоточиться на том, что всегда хотелось, но не было возможности. И тогда творческое начало просто прорывается: я так начала писать песни. Сначала рождались стихи, потом мелодии, так потихоньку все и завертелось. Мои знакомые увлеклись живописью - просто взяли кисточку и краски и решили попробовать. И вошли во вкус. Главное - в этом: вкус к жизни нельзя терять ни в каком возрасте. А обрести его заново всегда можно. Или начать что-то. Я вот никогда не думала, что буду писать стихи, выпускать книжки, участвовать в выставках. Надо просто не бояться вернуться в детство, когда творчество было повсюду».

Надежда Алексеевна, 60 лет : «Мне казалось, что я всю жизнь буду молодой, но пенсионный возраст подобрался как-то неожиданно. Я долго не могла смириться с тем, что буду получать “трудовую пенсию по старости”, ведь я чувствую себя еще молодой и довольно привлекательной женщиной. После увольнения с работы мне показалось, что жизнь остановилась. Появилось огромное количество свободного времени, которое совершенно некуда было деть. Я стала заметно хандрить: появились недомогания, обострились хронические заболевания. Меня спасли дети и друзья. Одни подарили маленькую внучку, другие - возможность заниматься творчеством. Мы вместе с подругами создали небольшой коллектив, в рамках которого помогаем организовывать праздники для пожилых людей - юбилеи, дни рождения, встречи ветеранов. Подбираем интересное музыкальное сопровождение, продумываем конкурсы и оформление залов: рисуем плакаты, надуваем воздушные шары, клеим стенгазеты. На недавний юбилей “мои девчонки” мне такую программу провели - любой тамада позавидовал бы! Плохие мысли сразу куда-то пропали, появилась утраченная легкость, я снова хочу танцевать, смеяться и радоваться жизни».

Гормон творчества

Не так давно ученые открыли особый гормон - дегидроэпиандростерон (ДГЭА). Гормон вырабатывается надпочечниками только у людей и человекоподобных обезьян. Он еще полностью не изучен, однако уже сейчас специалисты называют его «гормоном творчества». Исследования показали, что максимальное количество ДГЭА в крови наблюдается у эмбрионов, с возрастом же его концентрация уменьшается. В 70 лет уровень ДГЭА составляет лишь 10% от ранее наблюдаемых значений. До сих пор неизвестно, связано ли это со старением или же с другими физиологическими процессами. Парадоксально: у долгожителей уровень ДГЭА по-прежнему высок.

Достаточно одной таблетки?

Специалисты, отмечают, что не у всех людей уровень ДГЭА активно снижается с возрастом. У творческих людей 50 и более лет он может поддерживаться на том же уровне, который был у них и в 30, и в 40 лет.

Гормон выпускается в лекарственной форме, однако его прием может назначить только врач после определенных анализов . Кроме того, отсутствие опытов с участием добровольцев не позволяет делать стопроцентные выводы об абсолютной безвредности медицинских форм гормональных препаратов с ДГЭА.

Ренессанс мозга

Как работает целительная сила творчества? Медики утверждают, что при постановке творческой задачи активируется большое количество «лишних» зон мозга - тех, которые не использовались ранее, но которые необходимы для творчества. Одновременно активизируются и другие участки мозга, помогающие взбодрить не только сам этот орган, но и деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, гомеостаз организма, обмен веществ и прочие жизненно важные физиологические функции и системы.

При этом неважно, приступает ли человек к каким-то новым для себя занятиям или же пытается возродить былую умственную активность.

Сколько прожили знаменитые люди мира? Приведем некоторые примеры:

  • И. В. Мичурин прожил 80 лет;
  • Л. Н. Толстой - 82 года;
  • Вольтер - 84 года;
  • И. П. Павлов - 86 лет;
  • древнегреческий врач Гиппократ - 104 года;
  • Н. Д. Зелинский - 92 года.

«Умные живут дольше»

Научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева утверждала, что « именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда “умные живут дольше”. Оживает мозг, оживает и организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны».

Творчество не обещает нам бессмертия, но благодаря ему на активное долголетие мы вполне можем рассчитывать. И это уже весьма неплохо.

Эксперт: Наталья Долгополова, врач-терапевт
Наталья Карпова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com