Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
Обеспечить открытость дошкольного образования;
Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
«повернуться» лицом к семье , оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
– создать единое пространство
Развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов
Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства
ДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество , а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
1.Познавательное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
Общие, групповые собрания;
Консультации и индивидуальные беседы;
Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
Открытые занятия;
Мастер-класс;
Семинары.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Совместное создание предметно-развивающей среды;
Телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
Утренние приветствия;
Информационно-аналитическое направление
-
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
Анкетирование;
Тестирование.
Личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Важные моменты :
Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
материала должно быть
действительно интересно
большинству родителей.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
Праздники, которые можно закончить чаепитием.
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
Развлечения;
Праздники
Празднование дней рождения;
Выставки;
Селфи-безопасности;
Конкурсы к традиционным праздникам;
Дни добрых дел.
Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны.
Необходимо ввести еще и такие нововведения:
Дни открытых дверей;
Родительская почта;
Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
«Гость групп.
В процессе тренинга с воспитателями были рассмотрены различные аспекты многогранного взаимодействия с родителями нашего ДОУ. Воспитатели проанализировали собственные качества, помогающие и препятствующие им эффективному общению с родителями.
Пословицы и поговорки о семье и о папе:
1. Семья сильна, когда над ней …(крыша одна).
2. Послушному сыну отцов приказ не ломит….(спину).
3. В хорошей семье хорошие…. (дети растут).
4. Каков ясень, таков клин,
Какой отец,….(такой и сын).
5. Не будет добра, коли в семье… (вражда).
6. Коли есть отец да мать, так и ребенку …(благодать).
7. В родной семье и каша …(гуще).
8. Бог для людей, а отец для….(детей).
9. На что клад, когда в семье…(лад).
10. Один отец значит больше, чем 100….(учителей).
Ст.воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление ст. воспитателя Прапро Е.А.
Из опыта работы МБДОУ д/с ОВ № 6
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- -обеспечить открытость дошкольного образования;
- -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
- «повернуться» лицом к семье , оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
- При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
- – создать единое пространство
- развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов
- Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
- Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства
ДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество , а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление
- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- - общие, групповые собрания;
- - консультации и индивидуальные беседы;
- - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
- - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
- - совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
- - открытые занятия;
- - мастер-класс;
- - семинары.
- Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
- сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- - совместное создание предметно-развивающей среды;
- - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- - утренние приветствия;
- - семейные проекты.
Информационно-аналитическое направление
-
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
Анкетирование;
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Важные моменты :
Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предполагаемого
Материала должно быть
Действительно интересно
Большинству родителей.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
- По данному направлению можно организовать:
- - праздники, которые можно закончить чаепитием.
- Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- - развлечения;
- - праздники
- - празднование дней рождения;
- - выставки;
- -акции;
- -селфи-безопасности;
- -конкурсы к традиционным праздникам;
- -дни добрых дел.
Вывод:
Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны.
Необходимо ввести еще и такие нововведения:
- - Дни открытых дверей;
- - Родительская почта;
- -Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
- «Гость групп.
В процессе тренинга с воспитателями были рассмотрены различные аспекты многогранного взаимодействия с родителями нашего ДОУ. Воспитатели проанализировали собственные качества, помогающие и препятствующие им эффективному общению с родителями.
Пословицы и поговорки о семье и о папе:
1. Семья сильна, когда над ней …(крыша одна).
2. Послушному сыну отцов приказ не ломит ….(спину).
3. В хорошей семье хорошие …. (дети растут).
4. Каков ясень, таков клин,
Какой отец ,….(такой и сын).
5. Не будет добра, коли в семье… (вражда).
6. Коли есть отец да мать, так и ребенку …(благодать).
7. В родной семье и каша …(гуще).
8. Бог для людей, а отец для ….(детей).
9. На что клад, когда в семье …(лад).
10. Один отец значит больше, чем 100…. (учителей).
Ст.воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6
Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Коллективные формы:
Конференции;
Круглые столы;
Индивидуальные формы:
Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;
Посещение семьи ребенка;
Записи бесед с детьми;
Фотографии;
Выставки детских работ;
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Почта и телефон доверия;
Конкурс семейных талантов;
Контрольные для родителей;
Портфолио семейного успеха;
Родительская гостиная.
Это
Учет индивидуальности ребенка
У
В .
В
Важные моменты:
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС- формы работы с родителями.»
Формы взаимодействия ДОУ и семьи,
изменение форм взаимодействия с родителями
в соответствии с требованиями ФГОС.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Коллективные формы:
Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
Конференции;
Круглые столы;
Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы:
Педагогические беседы с родителями;
Тематические консультации (проводятся специалистами);
Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
Посещение семьи ребенка;
Переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы:
Записи бесед с детьми;
Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
Фотографии;
Выставки детских работ;
Стенды, ширмы, папки-передвижки.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,
Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:
- «Круглый стол» по любой теме;
Собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
Интервью с родителями и детьми на определенные темы;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Устный журнал для родителей;
Семейные спортивные встречи;
Почта и телефон доверия;
Конкурс семейных талантов;
Семейные проекты «Наша родословная»;
Интеллектуальные ринги для детей и родителей;
Контрольные для родителей;
Аукцион секретов воспитания;
Портфолио семейного успеха;
Родительская гостиная.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка . Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
В озможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .
В озможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Важные моменты:
Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Принципы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения
:
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Информационно-аналитическое направление.
Цель : направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1)
доброжелательный стиль общения
; .Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2.Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада - этого единого пространства, объективной реальности - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности
2
) индивидуальный подход
; . Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого
3)
сотрудничество, а не наставничество
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь
4)
тщательная подготовка к каждому мероприятию
; . Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом
5)
динамичность
. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семье
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;
Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты) .
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть
проблемные ситуации
во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать
авторитет педагога
, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Вывод
. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей
Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В.А.Сухомлинского
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинского
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность
Тема нашего семинара : «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:
- Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,
а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6
Одна из главных задач стандарта направлена на
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.
Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.
В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:
- требования к образовательной среде П.3.1
создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности
- Психолого-педагогические условия П.3.2.1
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья
- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5
Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность
- условия для консультирования родителей П.3.2.6
Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.
Требования к результатам освоения ООП ДО
Настоящие требования являются ориентиром для
- взаимодействия с семьями
- информирования родителей (законных представителей)
Таким образом, дошкольная организация создают возможности для:
- Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
- Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
- Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации . Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в
глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)
Занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.
И так, используя этот метод, мы родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы.
Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.
К коллективным формам работы с родителями относятся родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.
Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.
Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы) В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз-можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
Регуляр-но проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Инте-ресно прошло, например, занятие, по работе с тестом во второй младшей группе, проводила его Еремина С.В., она учила родителей делать из соленого теста удивительные вещи, Балобановой Н.В. с родителями и детьми логопедической группы по изготовлению кукол оберегов, Прытковой Н.А., она показала родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
А один из пап показал, как можно из простых открыток создать интересную коллекцию.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые раз-деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они ви-дят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда со-хранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.
В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого--педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно--оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».
Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово-му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.
Традиционным стало проведение акции «Подари книгу де-тям».
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё инте-реснее и звучит по-новому в кругу друзей.
Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появ-ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при-мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле-ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.
В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни-мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Главная задача наглядной пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
- Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
- Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, альбомы и т.д
- Информационные листки , которые могут нести в себе следующую информацию:
- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
- просьбы о помощи;
- поздравляем с днем рождения.
- Памятки для родителей .
- Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
- Папки-передвижки , которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво-его труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих ро-дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да-ло определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе-ра взаимоуважения.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности в совместных мероприятиях.
И так, подытожим вышесказанное:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан: . информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; . обеспечить открытость дошкольного образования; . создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; . поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; . обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; . создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией., что мы и пытаемся делать.
Документы для скачивания:
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Ц ЕЛИ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: - совместное воспитание и развитие дошкольников; - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - вовлечение родителей в единое образовательное пространство; - Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм.
О РГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО В ДОО работают органы управления: Управляющий совет, Родительский комитет ДОО, Родительские комитеты групп, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения.
Т РАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Беседы Посещение семей Проведение мастер-классов Дни открытых дверей Родительские конференции Выставки совместных работ Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетомоформление папок-передвижек и стендов