Конспект занятия по пространственной ориентировке. Конспект занятия "ориентировка в пространстве"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Ориентирование в пространстве.

Различие правой и левой руки.

Раскладывание счетного материала.

Педагог дополнительного образования

Могилевец Виктория Валентиновна

Евпатория 2017 г.

План –конспект занятия в группе первого года обучения кружка «АБВГДейка»

Тема: Ориентирование в пространстве. Различие правой и левой руки. Раскладывание счетного материала.

Цель: 1. Учить различать и называть пространственные отношения: справа - слева.

2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

Образовательная:

1. Закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе.

2. Формировать понятия «посередине (между)»

Развивающая:

1. Активизация и обогащение словаря, систематизация словарного запаса.

2. Развивать умение употреблять в речи математические термины.

3. Совершенствовать умение слушать обращенную речь.

Воспитательная:

1. Предупреждение утомляемости, удовлетворение в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Вызвать делание детей включаться в совместную деятельность с взрослым.

4. Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

5. Воспитывать взаимопомощь.

Ход занятия:

Незнайка - Здравствуйте, ребята! Дело – то, вот какое. Решил я учиться. Думал, думал с чего начать и решил, научусь я различать, где у меня правая и левая рука. Поможете мне, ребята. (Да).

Педагог - Поможем мы тебе Незнайка. Сегодня мы как раз и начинаем с детьми этому учиться. Ты слушай внимательно и выполняй с детьми все, что я буду говорить и показывать. А начнем мы с приветствия. Повторяйте за мной, ребята.

«Мы с тобой одна семья

Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Педагог - Незнайка, ты что – нибудь хочешь нам сказать?

Незнайка - Я боялся сначала, а сейчас я понял, что не зря постучался в вашу дверь.

Педагог - Тогда слушайте внимательно отвечайте правильно.

2. Назовите части тела. А теперь, назовите каких частей поскольку? Как различить части тела, которых по два? А различают их так, одну руку называют – правой, а другую – левой. И сейчас мы с вами выполним небольшую гимнастику для наших рук. Возьмите мячики в руки.

3. Мелкая моторика с мячиком . «Это ручка – правая, эта ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю, будет сильной правая, будет сильной левая, будут ручки у меня ловкие, умелые!» Теперь наши ручки стали сильные, ловкие, умелые.

4. Работа с раздаточным материалом . Посмотрите, у вас на столе лежат геометрические фигуры. Я буду говорить, что нужно делать, а вы слушайте внимательно выполняйте правильно. Дети и Незнайка выполняют инструкции: правой рукой взять красный кружок; левой рукой взять синий кружок; положить синий кружок на левый край стола; На какой край стола тогда положите красный кружок? Незнайка, справляешься ли ты с заданием? Молодцы, ребята. Встаньте все за стулом. Слушайте внимательно выполняйте правильно. Встаньте слева от стула. Я теперь справа от стула. Перед вами карандаши ручка и книга. Положите книгу между ручкой и карандашом. Разложите карандаши так, чтобы синий оказался справа от красного, но слева от зеленого. (Педагог постоянно спрашивает детей, что они выполнили, активизируя речь детей). Молодцы! Слушали внимательно, отвечали правильно. Посмотрите на эту картинку.

5. Работа по сюжетной картинке . Расскажите, как катился Колобок. Используйте слова: вперед, прямо, влево, вправо. - Кто находится справа от дорожки? - Кто находится слева от дорожки?

6. Сейчас мы с вами наденем маски наших героев и попробуем занять их места на тропинке. (Надевают маски и занимают места в соответствии с изображением на картинке и рассказывают - кто где стоит).

Неплохо справились, и я предлагаю всем потанцевать.

7. Танец: «Буги – вуги»

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,

Мы танцуем «Буги – вуги», раз, два, три!

Буги – вуги окей!

Буги – вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Педагог - Незнайка, а сейчас ты хорошо запомнил, где у тебя правая рука, а где левая. А чтобы еще лучше ориентироваться, я предлагаю поработать в тетради.

8. Работа в тетради . (Предметы слева от елочки закрашивают синим цветом, а справа красным).

9. Итог занятия.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик. (В. Берестов)

Незнайка - Ребята, спасибо вам. С вашей помощью я усвоил левую и правую руку. Можно я буду к вам приходить, чтоб с вами вместе узнавать чего я еще не знаю?

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Ребята, а мы с вами узнали сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.

Минутка для отдыха

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Снова правою ногой, Снова левой рукой. Вот тогда придешь домой.

Задание: Необходимо раскрасить разными цветами предметы в соответствии с направлением движения (направо - налево).

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активное запоминание
  • Активизировать словарь
  • Учить словестно описывать место положение предмета в окружающем пространстве
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Незнайка»
  • игрушки (кукла, пирамидка, матрешка)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал (квадрат, круг, елочка, лисичка), клей карандаш

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут? (Незнайка)

Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

— Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

— Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

— Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей –рядом друг с другом);

— Где стоит кукла? (посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

— А где стоит пирамидка? (ответы детей – справа от неё);

— А как можно сказать, где стоит матрешка? (слева от куклы).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку. Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику на расслабление глаз.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает шоколадные медальки.

Заключение: Занятие проведено в целях формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. С последующим закреплением тифлопедагогом при моделировании простейших схем (планов) микропространства.

Конспект занятия по математике

(Для детей подготовительной группы)

Ориентировка в пространстве

Цели:

Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Закреплять название дней недели, умение на слух определять, какое число пропущено;

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова: «между», «впереди», «рядом»;

Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению;

Развивать произвольное внимание, самоконтроль, умение решать логические задачи;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.

Демонстративный материал: игрушки для счёта, мяч.

Раздаточный материал: веер цифр.

Ход занятия:

  1. Порядковый счёт игрушек

Воспитатель показывает детям посылку и рассказывает: «Сегодня утром я шла на работу и почтальон вручил мне посылку. Давайте посмотрим, что в ней».

Воспитатель открывает посылку и достаёт игрушки (7-8 шт.).

Дети считают игрушки.

Какая игрушка стоит на первом месте? третьем? и т.д?

Какая по счёту матрёшка (грузовик, мячик и др.)?

2. Игра «Что изменилось?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает игрушку (или меняет их местами).

Раз, два, три –

На игрушки посмотри!

Дети смотрят и отвечают, что изменилось.

3.Упражнение для глаз .

Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза),

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки (глазки вправо, глазки влево),

Лёгких – две штучки (глаза вверх),

Тяжёлых – три штучки (глаза вниз).

Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями),

Солнце на небе опять засияло (широко открыть глаза).

4. Игра на слуховое внимание «Какое число пропущено?».

Воспитатель считает до 10 и при счёте пропускает числа. Дети показывают на веере цифр, какое число пропущено.

5.Игра «Кто за кем стоит?». Игра проводится в кругу.

Задание . Ваня, встань рядом с..., между..., впереди....

Физкульминутка

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

6.Игра с мячом «Скажи наоборот».

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Высокий». Ребёнок ловит мяч, отвечает «Низкий» - и бросает мяч воспитателю.

Широкий – узкий, грязный – чистый, мелкий – глубокий, длинный – короткий, толстый – тонкий, сладкий – солёный, горячиё – холодный, красивый – страшный, большой – маленький, чёрный – белый, голодный – сытый, весёлый – грустный и т.д

7. Игра с пальчиками «Давайте заготовим капусту на зиму».

Тук, тук, тук, тук!

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили,

Перетёрли, посолили.

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке.

8. Логическая задача.

Сколько носов у двух псов?

Сколько лап у двух лисят?

Сколько колёс у машины?

Сколько хвостов у семи ослов?

Сколько ушей у двух малышей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"

Обучение ориентировке в пространстве, использование детьми схем....

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

    Совершенствовать счетные навыки детей.

    Учить соотносить цифру с количеством предметов.

    Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над, под, между, впереди, сзади.

    Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

Здоровье:

    Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

    Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

Социализация:

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

    Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)

    Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

    Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

    Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

    Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

    Учить сопереживать чужому горю.

    Поощрять желание участвовать в совместном труде

    Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

    Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки» .

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой; макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук, колонки.

Раздаточный: угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с гвоздями, маленькие мольберты.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик, печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить, кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

Игра «Вставь цифру по порядку» Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине стола.

Игра «Разложи правильно пирожки»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество соответствует цифре (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак надо повернуть направо и сделать 5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.: Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто нас ждет впереди? Ёжик

Дети: Ёжик, скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик: Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

Игра «Запомни повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку: Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи:

Месяц

Цель

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Сентябрь

Закрепить различение час- тей тела, определение сто- рон на самом себе, различе- нии левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении свер- ху вниз и слева направо. Закрепить умение детей ви- деть пространственное рас -положение предметов отно- сительно друг друга: «ря - дом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, бассейн, аппликация и рисование, конструирование. На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактичес -кого материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо. Игровая ситуация «Мышиные истории»1;41. «Три котенка»1,43. «Красная Шапочка»1;48 «Царевна - Лягушка»1;49 Математическая игра «Вперед и назад» 2;38 Математическая игра «Что изменилось?» 2;43 Конструирование «Постройка сарая для животных» 2;44. Аппликация «Угости зайку морковкой» 2;47 Конструирование «Теремок»2;51 Игра «Вопрос - ответ».2;53 Физкультминутка «Самолет»2;54 Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

^ ДИ: «Петрушки (клоуны)» Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра­женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?». Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель. показать, что пространственные отноше -ния между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. ^ Игра «Обезьянки». ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д.

^ Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя». 12 занятий.

Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»1,45 Математическая игра «По три в трех»2;66 Конструирование «Гаражи для своей машины» 2;83 Математическая игра «Найди ключи»2;86 Экологическая игра «Охотник и пастух» 2;88 Математическая игра «Узнай, что измени лось» 2;90

^ ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель. Обратить внимание на взаимное располо- жение объек­тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространст- ве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. ^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или ве­щей, находя- щихся от них в противопо- ложных направлениях: впе- реди - сзади, справа - слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» Аппликация «Теремок» 2;111

^ ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: Продолжать формировать у детей представ ление о заслоняемости одних предметов други- ми; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространствен -ного расположения предме -тов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем - кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игру- шек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Что измени лось» 2;127 Математическая игра «Пройди к избушке лесника» 2;133 Психогимнастика «Сосулька» 2;140 Пальчиковая игра «Коза и козленок» 2;144 Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт» 2;146

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

^ Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 12 занятий.

Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игровая ситуация «Путешествие», «Но -вые приключения Тома и Джерри» 1;46, 47. Отношения «длиннее - короче», «дальше - ближе». Понятия «близко - далеко». Игровое упражнение «Что изменилось?» Математическая игра «Уголки»2;159 Психогимнастика «Смелый заяц»2;163 Конструирование «Городской транспорт» 2;164 Математическая игра «Мастерская ков- ров» 2;166 Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 2;177

^ Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото»

Выбирать направление снача ла из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо).

Игровая ситуация «Отважные кладоиска- тели»1;48 Физкультурная минутка «Ладошки встретились и разошлись» Игровое упражнение «Кто впереди. Кто сзади?», «Кто слева, кто справа?» Математическая игра «Волшебный квадрат Воскобовича» 2;182 Математическая игра «Куда спрятался жучок» 2;183 Математическая игра «Найди игрушку» 2;195 Игра «Что изменилось?»2;199 Пальчиковая игра «Лиса и заяц»2;202 Игра «Моргалочки»2;202

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Выбирать направление сна -чала из 4 парных предложен -ных ему направлений (вперед - назад и налево - направо).

Математическая игра «Что изменилось?» 2;208 Конструирование «Мосты»2;214 Конструирование «Мосты через реку» 2;228

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

^ Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». 8 занятий.

Устанавливать связи между отношениями вида: «дальше - ближе», «близко - далеко»

Аппликация «Мы - строители»2;242 Конструирование «Домик с заборчиком для медвежат»2;242 Рисование «Почему матрешка грустная?» 2;247 Конструирование «Автобусы для гно- мов» 2;249 Конструирование «Двухэтажные дома» 2;255

^ ДИ: «Возьми игрушку». Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост­ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Игра «Как вести себя на улице»2; 286 Психогимнастика «Смелый заяц» 2;288

^ Игра «Доползи до игрушки».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи: - формирование пространственных представлений в различных видах деятельности. - использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. - упражнять в нахождении предмета по условным координатам, создавать план, следовать в соответствии с планом

Месяц

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Сентябрь

Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали.

Игра «Назови фигуры». Игровая ситуация «Гном строит дом» 1;62

^ Игра «Обезьянки». На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д. ^ Игра «Доползи до игрушки». Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока­зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ­ление.

Развивать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнения по ориентации в пространстве по представле-нию.

Игровая ситуация «Иван – крестьянский сын»1;63 Математическая игра «Дорожные знаки»3;21 Знакомство с разными видами штриховки. 3; 24

^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх. Игра «Я робот!»

Совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнять находить левую и правую стороны. Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игра «Угадай, что придумали взрослые?» 3;27 Игровое упражнение «Перчатки» 3;30 Игра «Закончи предложение»3; 31

^ Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай». Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево «Воробушки и автомобиль» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей ориентировать­ся в групповой комнате, пользуясь планом.

Освоение умения создавать план в заданном масштабе.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Мы учимся штриховать» 3;37 Игровая ситуация «Буратино» 1;64

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека. «Кукла Маша купила мебель» «Куда спрятался жучок!» Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Знакомство с понятием «плос кость»; «полуплоскость».

Игровая ситуация «Путешествие», Проблемная ситуация «Что такое плоскость?» 3;40 Игра «Найди и заполни клетку»3;42 Дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит» 3;42 Игра «Путешествие по комнате» Игра «Найди, где спрятано»

^ ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?». Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото» ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо­рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу­маге, с реальны- ми предметами.

Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Игровая ситуация «Дорога к Изум – рудному городу »1;65

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по­мещения, последовательно осматривать его ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево.

Развивать пространственное воображение выполняя постройку по рисунку. Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?» 3;52 Игра «Раскрась разными штрихами домик» 3; 55 Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.3; 58 Игровая ситуация «Спящая красавица» 1;71

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объяс­няют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на об­ратном пути - в левую сторону ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. «Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек) Дидактическая задача. Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Поиск пути по лабиринту

Игра «Автотрасса» 3; 64 Игровая ситуация «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» 1; 72

«Замри» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

Умение ориентироваться по плану. Поиск пути по лабиринту.

Игра «Поезда»3; 67 Игра «Секреты»3;73 Игровая ситуация «Винни – Пух и его друзья» 1; 77

«Где Маша?» Дидактическая задача. Учить детей соотносить ре­альное пространство с планом. «Три медведя» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

^ Распространение результатов. В проекте представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена по разделу «Ориентировка в пространстве». Включает в себя подборку игр и игровых упражнений с математическим содержанием, динами­ческие упражнения, пальчиковую гимнас­тику и специальные игры по теме, а также интеграцию различных видов детской деятельности, способствующих развитию и формированию пространственных представлений. Дано перспективное

Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

03.10.2012, 10:27

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).