Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост. Развитие ребенка в третий месяц жизни

На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...

Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрым темпом, так интенсивно развиваться он больше не будет.

Это вполне объяснимо, ведь ваш кроха рождается довольно неприспособленным к жизни в этом мире и сильно зависимым от мамы.

А в 1 год он уже практически самостоятельный человек, умеющий ходить, кушать, иными словами, способный выжить в этом мире, не находясь при этом на руках у мамы.

Но и на протяжении первого года жизни бывают периоды спокойного развития, и наоборот, очень бурного и интенсивного. Как правило, таким периодом является 3 месяц, в конце которого ваш малыш перешагнет определенный рубеж своего взросления.

Физическое и психическое развитие 3-х месячного ребенка, их взаимосвязь

Третий месяц также характеризуется довольно интенсивным ростом – ребенок наберет 900 грамм и вырастет на 3 см. Где-то в этот период вам придется отправиться в магазин за новыми покупками для малыша, его одежда становится мала.

На 3-м месяце продолжает развиваться «комплекс оживления», то есть ребенок все сильнее проявляет радость при виде мамы. Он улыбается, издает звуки восторга, машет ручками, что свидетельствует о его правильном развитии.

Кроха все увереннее держит голову. В вертикальном положении это практически не доставляет ему труда. Лежа на животе ему немного тяжелее, но в первые секунды ребенок даже может приподниматься на ручках.

Довольно важным показателем развития к концу 3 месяца, по мнению педиатров, является заинтересованность ребенка своими ручками.

Малыш начинает разглядывать попавшие в поле его зрения кисти, пальчики, он может также схватить одну ручку за другую. Ему все еще тяжело управлять своим телом, поэтому эта заинтересованность длится недолго, но родители обязательно должны обращать на это внимание.

Теперь вложенная игрушка не просто представляет для вашего крохи интерес, а он уже начинает с ней играть. Он пытается притянуть игрушку к себе, трясет ею и прислушивается к издаваемому при этом звуку.

Можно подвесить над кроваткой несколько игрушек, чтобы малыш мог случайно их задевать при движении ручками и ножками. При этом он будет удивленно замирать, а затем пытаться повторить эти движения снова. Ну, вот и можно сказать, что ваш ребенок начинает играть самостоятельно.

Но это не означает, что родителям можно не участвовать в этих играх. Нужно также помнить, что тактильные ощущения и движения рук способствуют развитию речи, поэтому давайте ребенку игрушки из разных материалов, вкладывайте их в ручку малыша самостоятельно, чтобы он ощупывал разные поверхности.

Появляются они чаще всего вечером, во время или после кормления. Ваш малыш вдруг начинает плакать, напрягаться, краснеть, не хочет брать грудь. Он может плакать так от получаса до нескольких часов.

Возникновение колик связывают, прежде всего, с незрелостью детского кишечника, его неумением переваривать пищу, даже в виде грудного молока. Также малыши еще не знают, как какать и пукать, и легче всего им это делать во время плача. Колики почти всегда резко начинаются, и также резко заканчиваются, и малыш мирно засыпает. Но можно попытаться облегчить состояние крохи, массируя ему животик по часовой стрелке или положив на живот теплую пеленку.

Так же на нашем сайте Вы можете узнать, как правильно делать ребенку в 3 месяца, и как заниматься с вашим малышом.

Ваши достижения в 3 месяца жизни

ребенок достаточно долго (30-40 секунд) сосредотачивается на игрушке, следит за ней, поворачивая голову на 180 градусов

малыш хорошо удерживает голову и даже приподнимает плечики, когда его положат на живот

возможно, но вовсе не обязательно, ребенок начинает переворачиваться с живота на спинку или наоборот

«комплекс оживления» уже хорошо развит

ребенок ищет глазами источник звука

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.