«Путешествие». Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект занятия педагога психолога с дошкольниками в доу

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2155 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Солнечные лучики психолого-музыкальное интегрированное занятие для детей старшей группы ДОУ с задержкой психического развития ПСИХОЛОГО -МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ЛУЧИКИ РАДОСТИ» (личностно-ориентированная непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ) ЦЕЛЬ : посредством игровой деятельности создать условия для развития...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема : Калейдоскоп эмоций Цели : Сформировать знания детей о настроении и эмоциях. Задачи : Познавательная : 1.1.Познакомить детей с эмоциями «Радость» , «Грусть» , «Удивление» . Регулятивные : 2.1.Формировать умение детей...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями»

Публикация «Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими...» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ) через треннинговые упражнения. Задачи: Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; ...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки: разные или похожие?» Задачи: продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек; формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим; ...

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н.В. Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; Задача: научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении;...

Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Путешествие на волшебный луг» НОД по песочной терапии: «В гостях у песочной Феи». Педагог-психолог Харючи О.В. Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 2.Совершенствовать умение...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованная красавица»

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования эбру. Задачи: Образовательные: Научить нетрадиционной технике рисования эбру; Учит видеть красоту созданного изображения; Учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета; Научить приему рисования на воде с...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Цели:

  • способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой;
  • учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества;
  • развивать самосознание;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • формировать отношения доверия, умения сотрудничать;
  • снять телесное и эмоциональное напряжение.

Материалы:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра – приветствие “Я сегодня вот такой...”

(источник – Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011)

Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: “Здравствуйте. Я сегодня вот такой” – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: “Здравствуй, - называют имя водящего. Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: “Игорь сегодня вот такой” – при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят: “Здравствуйте ВСЕ!”.

Задание “Мое необыкновенное имя”

Педагог-психолог: Ребята, у каждого из нас есть имя, оно то и отличает нас от других людей. Давайте мы сейчас с вами произнесем наши имена, но не просто так, а необыкновенно... Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои имена... Дети произносят свои имена, передавая друг другу мячик. Молодцы! Ребята, а бывает и такое, что мы встречаем человека с таким же именем как у нас и это не удивительно... Что делать в этом случае? Ответы детей. Конечно, самое главное, не расстраиваться. Мы же можем себе в этом помочь... А как? Ответы детей. Правильно, сделать свое имя необычным. Для начала, мы с вами попробуем видоизменить наши имена, например, можно сократить свое имя, или сделать его ласковым, или даже назвать себя каким-то другим приятным словом...Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои видоизмененные имена... Дети произносят свои придуманные видоизмененные имена, передавая друг другу мячик. Молодцы!

А сейчас мы попробуем нарисовать наши имена и сделать их самыми необычными...

Упражнение-игра “Рисование цветным песком своего необыкновенного имя”

Педагог-психолог: Ребята, а Вы любите рисовать? Ответы детей. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на цветном песке пальцами, руками. Давайте нарисуем наши красивые и необыкновенные имена на песке, а потом их украсим их волшебными предметами: бусинами, камушками, пуговицами, ракушками. Вы согласны? Ответы детей. Придумайте свой образ вашего имени. Дети рисуют под музыкальное сопровождение “Волшебная дорога” свои имена на бумаге формата А3 цветным песком и украшают декоративными элементами. Замечательно! Какие у вас получились красивые и необычные имена! Посмотрите на имена своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

А сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную и волшебную игру...

Игра “Волшебный стул”

На “волшебный стул” приглашается один из детей: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства; остальные ребята рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (например: красивые волосы, глаза).

На стуле должен посидеть каждый ребенок. Дети играют в игру. После того, как все дети посидят на “волшебном стуле”, обсудить с ними:

  • что они чувствовали, когда сидели на “волшебном стуле”;
  • понравилось ли им слышать в свой адрес приятные слова и комплименты.

Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”

Мои пальчики расскажут, (Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь
Все умеют, все покажут. и наружу, затем хлопать в ладоши).
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (Далее подражать движениям, соответствующим
Мячик бросают, содержанию текста).
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.

Визуализация “Волшебный цветок”

(источник - Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011)

Педагог-психолог: Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Итак, начнем...

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Дети под музыкальное сопровождение “Таинственный сон” удобно устраиваются на мягком диване, мягких креслах или ковре. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще не распустившееся бутоны...

Представьте теперь, что вы - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг вас, постарайтесь почувствовать, как вам хочется чтобы эта оболочка раскрылась и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как ваши бутоны постепенно раскрываются. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются такими прекрасными цветами... Слышите, они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне! Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела. Например, вы можете вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения....

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь ко мне в кабинет бодрыми и отдохнувшими.

Ребята, вы запомнили свои красивые и необыкновенные цветы? Ответы детей. Тогда я вам предлагаю нарисовать их.

Упражнение “Рисование волшебного дерева”

Педагог-психолог: Давайте нарисуем волшебные и необыкновенные деревья, на которых и будут расти все те прекрасные цветы и бутоны, которыми вы были. Вы согласны? Ответы детей. Тогда начнем... Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами под музыкальное сопровождение “Таинственный сон”. Замечательно! Какие у вас получились необыкновенный деревья и цветы! Посмотрите на рисунки своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

Упражнение “Необычное прощание”

Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.

Список использованной литературы

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2. Монина Г.Б., Е.К. Лютова-Робертс Е.К. “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011.

татьяна ткачук
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «Путешествие в страну настроения»

Цель :

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Задачи :

Закрепить у детей знания об основных эмоциях; радость, удивление, злость, грусть.

Формировать умение подбирать цвет для выражения своего настроения .

Установить положительный эмоциональный настрой .

Методы и приёмы, используемые в работе :

Беседы, направленные на развитие самосознания детей;

Групповое обсуждения эмоций и чувств;

Психогимнастика , физ. минутка.

Структура занятия :

Вводная часть (приветствие) .

Основная часть (игры, упражнения, беседы) .

Заключительная часть (психогимнастика ) .

Количество детей – 4 человека.

Используемое оборудование :

1. Воздушно - пузырьковая колонна

2. Фибероптическое «Солнышко»

3. Набор «Дары Фребеля»

Продолжительность занятия – 25- 30 минут

Ход занятия:

Вводная часть

Ритуал начала занятия . Приветствие

Психолог : Дети, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с ними : - Здравствуйте!

Сегодня я – Фея из страны настроений . Я очень рада вас видеть!

(1 слайд – «Путешествие в страну настроений » )

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

1. Основная часть

Беседа : Настроение , его сравнение.

Ребята скажите, пожалуйста, какая бывает погода? (ответы детей)

Ребята расскажите, какое у вас сейчас настроение ? (ответы детей)

Как вы думаете, можно ли сравнить ваше настроение с погодой ? (ответы детей)

Говорят что, погода внутри вас – это и есть ваше настроение .

(2 слайд - Солнце)

Ребята, посмотрите на экран, какая здесь погода? (ответы детей) С каким настроением можно сравнить солнечную погоду? (ответы детей)

(3 слайд - Дождь)

А здесь ребята посмотрите, какая погода? (ответы детей) С каким настроением можно сравнить пасмурную погоду? (ответы детей)

Да, действительно наше настроение может иногда зависеть от погоды.

А еще наше настроение можно сравнить с цветом. Вот перед вами волшебная колонна. В ней плавают рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется. Посмотрите на эти цвета.

Ребята, каким цветом можно выразить радостное настроение , грустное настроение (ответы детей)

2. «Домик настроений » .

Посмотрите, какой красивый домик мне оставили жители сказочной страны . Это домик настроений , он расскажет нам какие эмоции, бывают у жителей этой страны . Присаживайтесь дети вокруг домика как вам удобно, и по очереди посмотрим, что там находится. (работа с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть. Последовательно дети выбирают по одной пиктограмме из домика и задаются следующие вопросы. Какая эмоция изображена на шаре) Видите ребята, какие здесь разные жители и они испытывают разные эмоции.

3. Физ. минутка (4 слайд – бабочки, релакс. музыка) А теперь ребята мы представим что мы гуляем по сказочной поляне :

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились

4. Упр. «Удивительная картина»

Ребята, посмотрите, что это за чудо – картина? Кого вы здесь видите? (ответы детей) Картине чего - то не хватает, как вы думаете чего? (ответы детей)

Я предлагаю вам дополнить удивительную картину, которую оставили для вас жители страны настроения разными цветами . (работа с дидактическим материалам «Дары Фрёбеля» )

5. Психогимнастика «Чудесное солнышко» .

(слайд 5 - солнце релакс. музыка)

В стране настроения есть удивительное солнце. Я приглашаю вас к «Чудесному солнышку»

(психогимнастика с фибероптическим солнышком)

Посмотрите, какие чудесные лучики. Прикоснитесь к ним, поиграйте с ними. Видите, лучики радуются вам и становятся разноцветными. Ребята, а солнышко какое (ответы? Что оно вам дарит (ответы?

Наше путешествие по стране настроения подошло к концу .

И я надеюсь, что у вас всегда будет хорошее, веселое настроение .

Публикации по теме:

Сценарий выпускного в детском саду «Путешествие в страну знаний» Вед Дорогие. Дети! Сегодня особенный день вы прощаетесь с детским садом, а мы с гордостью выпускаем вас в большую жизнь и желаем счастливого.

«Путешествие в страну знаний». Конспект открытого занятия по математике Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в страну знаний» Воспитатель: Брицына О. М. Цель: 1. Повторить с детьми счет в.

Конспект итогового занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. Задачи: Снятие телесного и эмоционального напряжения. Создание эмоционально.

Конспект НОД «Путешествие в страну настроения» Тема ОС «Путешествие в страну настроения» Форма проведения занятия Игра- путешествие Цель Создание условий для развития эмоциональной сферы.

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Чувства и эмоции людей» Конспект открытого занятия педагога-психолога МБДОУ № 11 "Родничок" г. Тихорецка Витковой Татьяны Анатольевны в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.

Морозова Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог.

Конспект психологического занятия

«Учимся справляться с трудностями».

Цель занятия : решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли) .

Задачи:

    Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

    Формирование мотивации на преодоление трудностей.

    Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

    Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

Продолжительность занятия: 35 минут.

Оборудование : музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

Используемые педагогические технологии : проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

Универсальные учебные действия:

    Личностные универсальные учебные действия:

    -навыки конструктивного взаимодействия ,

    -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).

    Познавательные универсальные учебные действия:

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    - способность к волевому усилию , к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

    Коммуникативные универсальные учебные действия :

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:

Методы:

    сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

    дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

    игровые методы ( элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

Технологии:

    проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

    использование ИКТ (проектор).

    игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

Ход занятия

Этап

занятия

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Организационная

Часть

2 мин

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»

Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.

Приветствуют гостей.

Приветствуют друг друга

Сообщение

темы занятия, мотивация.

Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку) . Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.

Вы готовы помочь сказочным жителям?

Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

Дети отвечают

Все садятся в круг

Основная часть:

1.Постановка проблемной ситуации

Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?

.«История про котенка Сашу» (приложение)

Дети отвечают

Внимательно слушают

2.Обсуждение истории про котенка Сашу

Понравилась вам сказка?

Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

С чего все начиналось в этой истории?

Что после с ним случилось? Кто помог Саше?

Какие трудности встретились котенку Саше?

Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

А теперь давайте все дружно их проговорим.

Дети отвечают.

Дети отвечают - котенок Саша.

Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.

Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.

Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».

Дети отвечают:

1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» .

3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)

Взаимопроверка

Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.

Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.

А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.

Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.

- Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?

Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?

И третья трудность, с которой встретился Саша называется?

Как он решил её?

Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?

Когда не получается правильно написать букву, решить пример.

Дети пересаживаются.

Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.

Проверяют друг друга

Сравнивают правильный ответ на презентации

Дети отвечают:1 гора « Трудно» .

Подсказка «Если трудно - смелей и старайся сильней»

2гора «Скучно»

подсказка «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3гора «Неудача».

Подсказка «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»

Приводят примеры.

Физминутка

Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца

«Кис-кис»

Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.

(презентация с физминуткой).

Молодцы, ребята!

Делают физминутку

4.Ситуация "Школьные трудности"

Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.

Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?

Как бы вы справлялись с ними?

Плакали?

Прятались под парту?

Сами пытались справиться?

Просили помощи у друга? У учительницы?

Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?

- "У кого еще можно попросить помощи?"

Что мы можем посоветовать друзьям Саши?

Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?

В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).

Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

Отвечают

Отвечают

Высказывают свои мнения

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают ( с помощью «волшебных» слов ).

Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)

Дают свои ответы

Отвечают

5.АРТ-терапия «Лепка»

Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.

А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.

Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.

Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!

Чему они сегодня научились?

И они говорят вам спасибо, ребята.

Дети лепят друзей котенка Саши

Отвечают чему научились друзья котенка Саши

Итоговая часть:

рефлексия.

Ребята, предлагаю вам встать в круг.

Кто был нашим помощником?

Вам понравилось помогать котенку Саше?

Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?

А пригодится нам это в жизни?

Ребята, давайте похлопаем друг другу.

На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.

Всем спасибо за занятие!

Становятся в круг

Отвечают (Котенок Саша)

Отвечают (умение справляться с трудностями)

Дети отвечают

Хлопают друг другу за работу.

Приложение 1

История: «Сказка о котенке Саше».

Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: « Если трудно - смелей и старайся сильней!» Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скук ой справиться быстрей ». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: « Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом -пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Конспекты психологических занятий на развитие коммуникативных навыков.

Вводное занятие к тренингу «Маршруты моего здоровья»

Занятие 1: «Знакомство»

Цель: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

Задачи:
научить детей приемам знакомства и начала общения;
развитие согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.
формирование положительной установки на участии в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к здоровью

Комментарии

Психологу
Ход занятия

Данное приветствие становится ритуалом, одинаковым для начала всех последующих занятий

1. Приветствие
дети рассаживаются в круг так, чтобы каждый мог видеть друг друга и слушают песенку Е. Железновой «Мы все уже в сборе…»;
дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!!!»

Психолог знакомит участников с целями и правилами группового общения

Упражнение «Давайте познакомимся»

Психолог: «Это наша групповая комната. Здесь мы будем встречаться в течение всего времени нашей работы, говорить о разном, а главное – попытаемся узнать о себе и друг о друге больше и стать интересными и понятными. Кроме этого, мы сможем узнать много нового о том, что такое здоровье и как его сохранить, поэтому наши занятия принесут пользу каждому из вас.

Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем жить вместе. У нас будут определенные правила, которые мы с вами будем выполнять. Иногда мы будем сидеть, как на уроке за партой, и вести серьезный разговор, иногда на стульчиках в кругу и обсуждать что-либо, а иногда будем играть в задорные и веселые игры. И чем внимательнее и активнее вы будете, тем больше пользы принесут наши занятия каждому из вас. А сейчас я хочу всем сказать: в добрый путь!»

Нужно дать возможность “пообщаться” с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее

В дальнейшем, можно использовать следующий прием: «Мы попросим сейчас нашего Кузю помочь нашей игре. Попроси медвежонка о ….. и поднеси его к уху и послушай, что он тебе скажет. А теперь, когда Кузя что-то тебе нашептал на ухо, расскажи и нам: скажи это громко». Этот прием поможет ребенку заговорить и включает в занятие. В дальнейшем этот игрушечный персонаж следует использовать в случаях молчания детей, долгих пауз, трудностей в рассказах о себе и своих чувствах

Работа с игрушкой

Психолог: «Познакомьтесь с нашим новым другом – медвежонком Кузей. Кузя будет учиться справляться с трудностями вместе с нами и сопровождать нас во всех играх и занятиях. Кузя тоже учится в школе, и он уже многое умеет, а главное, что он умеет слушать и понимать других, и вас, ребята, тоже. Поэтому мы всегда можем попросить у Кузи совета.

А еще Кузя следит за своим здоровьем: он каждое утро желает зарядку, чистит зубы, всегда правильно питается. В этом, ребята, мы будем брать с Кузи пример. Для начала давайте разучим с вами гимнастику, которую постоянно делают йоги и которая придумана специально для малышей»

Цель данного комплекса упражнений: развитие самовосприятия; снятие мышечного напряжения

2. Разминка

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Пословицы для упражнения:

«В здоровом теле - здоровый дух»; «Пешком ходить – долго жить»; «Забота о здоровье – лучшее лекарство»(японская); «Застарелую болезнь трудно лечить; «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял»; « Кто встал до дня, тот днем здоров»

Цель игры: организация взаимодействия детей в группе; создание положительного психоэмоционального состояния у участников группы

Пешком ходить - долго жить

3. Основная часть

Упражнение “Волшебный Подсолнух”

Психолог: «А теперь посмотрите на доску. На ней “Волшебный подсолнух”. На каждом его лепестке есть какая-то надпись. Давайте прочтем первую. (Просит ребенка сорвать лепесток, показывает какой). Читает вслух “Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь”.

Что значит эта народная мудрость? Как вы ее понимаете?

Игра «знакомство»

Психолог: «Теперь, когда мы сорвали первый важный совет “Волшебного подсолнуха”, давайте этот совет выполним, пожелаем здоровья: и себе, и другим. Поиграем в игру “Знакомство”. Для этого расскажем всем кто здесь присутствует о себе и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой резиновый мячик). Мы будет его передавать по кругу и тот к кому он попадет в руки громко себя назовёт и поздоровается. Я желаю вам всем здоровья и добра!».

Психолог передает мячик сидящему слева ребенку, дети включаются в игру. После каждого приветствия, воспитатель говорит: “Спасибо”, называет ребенка по имени, хвалит: “Молодец”, “Здорово”. Кивает, поддерживает ребенка невербально.

Психолог: «Молодцы, ребята! Я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья, очень хорошо друг с другом поздоровались!

Во время релаксационной паузы можно включить приятную небыструю музыку

4. Заключение

Релаксационная пауза

Психолог: «Вот ребята, мы и поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Для этого мы говорили громко, называли себя по имени. А теперь попробуем пожелать здоровья всем молча, про себя. Для этого посмотрите по сторонам, посмотрите на лица всех детей, на мое лицо, рассмотрите комнату, где мы занимаемся. И пожелайте друг другу добра. Можете походить по комнате».

Помогает детям встать в два ряда, каждый напротив друг друга, показывает, как без слов выразить одобрение, поприветствовать, пожелать добра, здоровья. (Кивает, прикладывает руку к сердцу, делает жесты типа: “Удачи вам”).

Психолог: «А теперь садитесь на стульчики. Как вы думаете, где нужно стоять, чтобы другому было видно, что ты хочешь поздороваться, кивнуть? С кем можно поздороваться кивком?»

Объясняет, что стоять нужно близко, чтобы тебя увидели, кивать можно только другу, другому ребенку, но не взрослому. Кивнуть можно другу, если ты уже его видел и поздоровался раньше, а также тому, кому хочешь послать добро еще. Совсем нельзя кивать взрослым, незнакомым, им обязательно нужно сказать: “Здравствуйте” и так, чтобы они услышали.

Психолог: «А нашему Кузе можно кивнуть? Давайте и ему пожелаем здоровья!»

Эта часть занятия направлена на подкрепление положительного эмоционального настроя

Дети обычно повторяют последние слова воспитателя, ее короткие фразы и это создает позитивный настрой в группе
4. Подведение итогов.

Психолог: «У нас сегодня было совсем необычное знакомство, ведь в нем участвовали наши новые друзья – медвежонок Кузя и “Волшебный подсолнух”. Мы узнали, что люди каждый день по многу раз желают друг другу здоровья и научились здороваться по-разному.

А теперь расскажем друг другу о своих впечатлениях, что было хорошего на занятии, что понравилось. (Берет в руки мячик.) Я начну с себя. Я, Ирина Иннокентьевна, увидела сегодня какие вы все добрые и как вам хочется, чтобы все были здоровыми. Мне было интересно играть и заниматься с вами. Мне было весело. (Передает мячик по кругу детям.)

Включение ребенка в тему следующего занятия
7. Прощание

Психолог: «А сейчас я хочу, чтобы это первое занятие вам запомнилось надолго и я хочу, чтобы вы выбрали себе на память что-нибудь, что вам понравилось. (Проносит по кругу коробку, в ней различные предметы: пустые флакончики, шишки, открытки, куколки из бумаги, кусочки красивого материала и пр.)- Посмотрите внимательно, какой предмет сам на вас “смотрит” и “просит”: “Выбери меня!”. А теперь возьмите его с собой, пусть он вам напоминает, как хорошо когда людям весело, когда они добрые.

А теперь давайте выучим девиз нашей группы, который тоже будет помогать нам быть бодрыми и веселыми. Звучит этот девиз так: «Мы здоровьем дорожим. Мы здоровье сохраним!»

В следующий раз мы будет опять путешествовать по “Маршрутам нашего здоровья” и узнаем, что еще написано на лепестках “Волшебного подсолнуха”.

Исследовательское занятие

На тему «Вода. Знакомая и загадочная»

Цель: является развитие у детей развитие у детей учебно-познавательной и эмоционально-психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Задачи:
развитие мотивационно-волевой сферы учащихся;
развитие внимания и воображения;
развития навыков межличностного взаимодействия

Материалы: глобус; иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание), полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая); лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
1. Разминка

Имитация действий
Игра «Как живешь?»

Как живешь? (вот так!_)

А плывешь? ***********

Как бежишь?**********

Как глядишь? **********

Ждешь обед? **********

Машешь вслед? *********

Ночью спишь?**********

А шалишь?*************

2. Постановка задачи

Можно использовать иллюстрации

Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь,

В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все что выделено этим цветом?

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

3. Исследовательская часть

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Сейчас мы начнем исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода

4. Анализ

Можем ли мы сказать, что лед и пар – это тоже вода? (Да) Почему?

5. Подведение итогов

Игра: “Где спряталась вода”

– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

Выводы:

1. Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

2. Вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

5. Домашнее задание

Развитие памяти
Выучить стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Конспект содержит идеи проекта “Вода – источник жизни” (авт. Бронникова Д.В., Пивень Л.О.)