Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом. По познавательному развитию

МК ДОУ детский сад «Теремок»

с. Частоозерье

Воспитатель – Плюснина В.Ю.

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)

Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,мыльные пузыри, видеоролики «Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке,карточки с рисунками, сундучок, листочки на поляну, символы, веера, 2 стакана: один с водой, баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.

Действующие лица: Карлсон.

(Дети выходят, поворачиваются к гостям)

Воспитатель. –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и пошлёмим воздушные поцелуи.

(Звучит музыка «Звуки природы»)

А мы с вами сейчас пойдемпогуляем по полянке. (Дети рассматривают деревья, листочки, животных)

Ой, а какой воздух свежий, давайте подышим с вами.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Поднимите глазки, на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.

А как это сделать? (подуть)

А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них

Что вы увидели? А почему он летают?

Дети- Мы дуем на него.

(ВбегаетКарлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я радвидеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Карлсон.А васкак зовут? Скажите мне хором все,ваше имя. Красивое имя. Очень приятно.

Карлсон.–А что вы здесь делаете?

Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.

А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: - Воздух.

Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель.-Такзачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха:

Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный,но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.

- Первыесимволымы можем уже выставить. (Глаз с крестом,не имеет цвета)

. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории . Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденемфартучки. Давайте пройдём в лабораторию и займем свои рабочие места.

Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы ужезнаем о воздухе? (ответы детей) ..

1 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

(Воспитатель с большим мешком)

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.А имеет ли форму воздух?

Да действительно формы он не имеет.(Ставим символ)

А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)

2 опыт

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Карлсон: - А давайте проверим!

Карлсон : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Карлсон: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Карлсон : - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. .

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети : Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

К: Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.

К: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос

А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель : У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения .

Воспитатель : Ну вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей.

Давайте поиграем в игру»Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.(Показываю предметные картинки)

3 опыт

У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой ) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос,- чем дышат рыбы? (ответы детей - водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детяхпереливает из стакана в другой стакан воду.
Воспитатель : Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети - воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.

4 опыт

Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Пригласить детей к столу)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане

5 опыт

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

(Пригласить ребенка для прокалывания)

В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

6 опыт

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Подожди Карлсон, мы с детьми наведём порядок на столах лаборатории, снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на стульчики)

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что –нибудьесть? (ответы).

К: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Да, действительно, людивывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

Рефлексия :Давайте ребята посмотрим надоску на наши символы, что же мы узнали о воздухе? Онне видим, бесцветный, не имеет форму,имеет вес, без запаха

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.Приглашаю вас к экрану телевизора посмотреть на волшебные шарики.

Организованная познавательно - исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи :

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Использовала различные методы приемы : Худ. Слова,(приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух .)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

:- А что такое воздух ? (ответы детей) -

Воздух - это то , чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух , как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха

А в космосе есть воздух ? (в космосе воздуха нет ) слайд

А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах - скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания ).

(Звучит шум пропеллера).

(влетает Карлсон)

К : - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

В : Мы с ребятами говорим о воздухе .

К : - О воздухе ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух ! А вы, ребята?

В : Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

Карлсон : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В : Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

В : Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? (Хотим) . Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие . Полетели с нами Карлсон.

(звучит мелодия)

В : Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

А что такое лаборатория, (презентация)

Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

В : Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух ? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

В : Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет .

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух ! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Ребята, а имеет ли воздух вес?

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

В : Это мы сейчас проверим.

В : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

В : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух ) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

Карлсон : Конечно! Ведь воздух легче воды ! И если внутри матраса воздух , то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Мыльные пузыри» .

Давайте возьмем в руки мыло

Осторожно пузыри… (намыливают руки)

Дети : Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

Отрываются! Летят! (руки вверх)

Мой со сливу! (Показывают разные

Мой с орех! Размеры руками)

Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Карлсон : Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух . Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Карлсон : Понятно! Вы выдыхаете воздух . Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
почему вы так сделали?

: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие вы молодцы.

Карлсон : Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

Воспитатель : - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух .

Дети : без воздуха ничто живое не может жить;

воздух бесцветный , поэтому мы его не видим;

чтоб увидеть воздух , его надо поймать;

воздух легче воды ;

воздух есть внутри людей ;

воздух не пахнет и может передавать запахи;

Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика

Воспитатель :. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон : Я тут! (дует) . Я надувал воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух .

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Наталья Манякина
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Образовательная область основная : Познание.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации : подгрупповая .

Программное содержание :

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер» .

Оборудование и материалы :

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух .

Воспитатель. Что такое воздух ?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух .

Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .

Мы решили рассказать, какие эксперименты можно провести с воздухом и в помещении.

Нетекучая вода

Возьмите две бутылки и вставьте в каждую из них по воронке. На одной из бутылок замажьте горлышко вокруг воронки пластилином так, чтобы не было ни щели, ни дырочки. Сначала налейте немного в бутылку без пластилина — беспрепятственно попадает внутрь.

А теперь попробуйте наполнить бутылку с пластилином — кроме нескольких капель воды больше в бутылку не попадет ничего! А все потому, что воздух, находящийся в этой емкости не имеет возможности выйти оттуда
через щели между горлышком и воронкой. И сила давление воздуха в бутылке больше силы тяжести, тянущей из воронки вниз, поэтому вода остается в воронке — пока не проделать хотя бы малюсенькую дырочку между горлышком и воронкой.

Запуск ракеты

Эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, «Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.

Наглядно вы можете увидеть весь процесс в этом видео, сделанном зарубежными энтузиастами. В принципе, все понятно и без перевода./p>

Танцующая монетка

Удивите своего малыша таким фокусом — на бутылку с длинным горлышком положите сверху большую монету, предварительно смочив ободок горлышка. Поставьте бутылку с монетой в таз. Начните наливать в таз теплую воду. Вы увидите, как монетка начнет двигаться и даже подпрыгивать — это связано с тем, что воздух расширяется от тепла и пытается вырваться из бутылки, толкая при этом монету.

Воздушные гонки

При помощи движения воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2-3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.

В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.

Поющий воздух

Покажите ребенку, как можно музицировать при помощи бутылок. Если подуть над горлышком пустой бутылки, то воздух внутри нее завибрирует и произведет звук. Расставьте в ряд несколько бутылок с различным количеством воды в них. Чем больше воды, тем соответственно меньше воздуха останется в бутылке, а чем меньше воздуха, тем быстрее он вибрирует и тем выше получается звук. Руководствуясь этим принципом можно попробовать воспроизвести какую-нибудь несложную мелодию.

Вес воздуха

Ваш юный исследователь сомневается в существовании такой невидимой субстанции, как воздух? Тогда проведите небольшой опыт. Возьмите палку и два одинаковых воздушных шарика. Палку подвесьте ровно посередине, а по краям повесьте одинаково надутые шарики. Палка висит ровно, что значит, что шарики весят одинаково. Теперь проткните один из шариков иголкой, он лопнет и выпустит воздух. Что происходит с палкой? Она сразу же накренится в сторону надутого шарика, потому что он тяжелее пустого, а значит воздух существует и даже имеет вес!

Спасательный жилет

Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с рисинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

маргарита климентьева
Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Неведимка-воздух»

Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе .

Тема : «Неведимка - воздух »

Цель : формировать представления детей о воздухе и его свойствах .

Задачи занятия :

1. Образовательные.

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха .

2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений.

3) Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивающие.

1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы .

2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха , о значении чистого воздуха для нашего здоровья , развивать экологическое сознание детей;

3. Воспитательные.

1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга.

3)воспитывать культуру общения

4) Воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, картинки, изображение планеты Земля, баночки с запахом апельсина комнатные растения, посадочный материал, плошки с землёй, палочки, лейка с водой, клеёнки, фартуки, целлофан,

Методы и приемы :

Наглядные (использование иллюстрации планета Земля, картинок с правилами поведения в лаборатории)

Словесные (беседа, вопросы к детям, аудио- запись) ;

Игровые (игра «Волшебный шарик» ) ;

Практические (эксперименты с воздухом ) .

Словарная работа : лаборатория, атмосфера.

I. Вводная часть

а. загадка

б. беседа о воздухе

в. правила поведения в лаборатории

II. Основная часть

а. Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

б. Эксперимент № 2 ««Воздух в воде » »

в. Эксперимент № 3 «как можно воздух услышать

г. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

д. Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

е. Беседа «почему загрязняется воздух ?

е. Уход за комнатными растениями.

III. Заключительная часть.

а. рефлексия

б. подведение итогов. Анализ НОД

Ход НОД:

I. Вводная часть.

Дети заходят в зал, встают полукругом

Воспитатель :

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку

«Здравствуй!» - и улыбнется он в ответ

И не пойдет сегодня он в аптеку

И жить он будет много, много лет!

Давайте ребята поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки и пожелания здоровья.

– а теперь ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух . (Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.)

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха .

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух .

– А кто из вас, ребята, видел воздух ? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи, которые хотят разгадать все загадки природы и работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия? Для этого я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты)

В : В лаборатории нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать.

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте подойдем к столам. Итак, начнем наши опыты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : - Ребята, чтобы увидеть воздух , нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет . Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха . (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух . (Ответы)

В : Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод : воздух можно почувствовать .

В : А вы знаете, как можно увидеть воздух ? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Воздух в воде »

В : - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный , а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас . А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас , как вы думаете? (ответы) .

В : - А давайте проверим!

В : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В : - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д : Выходят пузырьки.

В : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В : - Я поняла, пузырьки - это воздух , который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод : когда мы выдыхаем много воздуха , то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха , пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух . А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды .

А теперь давайте продолжим наши исследования. Нас ждут новые открытия.

Эксперимент № 3 «Слышим воздух »

В : Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Что вы слышите? Звук, воздух .

С помощью чего мы услышали воздух ? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод : воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух , и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А когда можно увидеть воздух , который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар) .

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается , очищается от загрязнений и поступает в легкие.

В : А можно почувствовать запах воздуха ? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В : - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .

В : - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В : - Действительно, пахнет апельсином.

В : - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В : - Чем пахнет воздух в этой баночке ? (ответы) .

В : Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

В : - Получается, что собственного запаха у воздуха нет . Чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В :Сам воздух не имеет запаха , но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод : Воздух не имеет запаха , но он может его переносить

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух .

– Что в нашей жизни загрязняет воздух ? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым ?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха , поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)

А как можно очистить воздух в группе (проветривать помещения, протирать пыль)

А знаете ли вы, что комнатные растения чистят воздух ? а какие вы знаете комнатные растения? Ребята, я сегодня нашла в группе цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок) .

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум) а какую пользу приносит знаете?

Очищает воздух .

Увлажняет воздух

Он поглощает вредные вещества в воздухе и растет . Чем грязнее воздух , тем быстрее будет расти цветок. И такая особенность растения даже подтверждена экспериментально .

Украшает дом и поднимает настроение.

Хлорофитум к нам привезли из Африки. Если его занести в помещение с грязным воздухом , то уже на следующий день воздух станет абсолютно чистым.

Что нужно делать, чтобы растения хорошо цвели и росли в помещении?

(Ответы : поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать)

Как нужно поливать? (водой комнатной температуры, по краям горшка) .

Как узнаем, что растение пора поливать? (потрогаем землю пальчиком, если палец сухой - пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано).

При рыхлении правила соблюдай :

Разрыхлять верхний слой земли необходимо на следующий день после полива;

Рыхлят землю на глубоко, только поверхностно.

Рыхлят осторожно, в основном возле стенок горшка, чтобы не повредить корни.

А как протирать от пыли?

Ответы детей : кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем. Какой результат мы получим? (красивые, ухоженные растения) .

Давайте обговорим порядок работы. начала рыхлим землю, затем поливаем, после вытираем пыль.

Все! Теперь наш хлорофитум в порядке, я вам дарю его,а вы ребята смотрите за ним и ухаживайте. И тогда воздух в группе будет чист , а вы здоровы!

А сейчас нам пора возвращаться в группу

III. Заключительная часть.

В : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей) . Скажите, что же нового вы узнали о воздухе ? (дети находят и прикрепляют знаки к мольберту)

В : Какой опыт вам показался интересным больше всего? дети отвечают, опираясь на графические изображения.

В : Что вы сегодня узнали нового? Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. и за это я награждаю вас медалями «Юные исследователи»

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.