Что делать, чтобы ребёнок заговорил. Что нужно делать для того, чтобы ребенок рано начал разговаривать

Лето, каникулы, отдых от учебников и тетрадей. Может быть, это идеальное время года для того, чтобы ребёнок подсел на чтение? Главное, подойти к процессу «книгоедения» творчески.

Рецепт № 1
Для родителей, которые сами не очень дружат с буквами
«Ему бы только в танчики играть в интернете, а за книжку приходится силой усаживать», - стандартное объяснение многих мам и пап (для самих себя и окружающих), почему их дети не рвутся читать с фонариком под одеялом или закрывшись в ванной. Таких родителей так и хочется спросить - а вы сами читаете? Именно книги, а не посты в социальных сетях? Не очередное творение модного автора (чтобы в компании честно сказать «Мне не понравилось!»), а для самого себя?
Если лично для вас это чуждое занятие, даже не надейтесь, что вы увлечёте им чадо. Потому что все ваши доводы выглядят искусственно и не подкрепляются личным примером. Сын или дочка вполне резонно может сделать вывод, что чтение литературы - это ещё один нудный, но обязательный атрибут детства. И только если у ребёнка внутри сидит «книжный червь», который так и подталкивает его открыть новую книгу, есть реальный шанс, что он полюбит литературу.
Поэтому родителям, которые сами не любят читать, можно посоветовать только одно. А именно - начать это делать. Помните анекдот: «Вы не любите кошек? Просто вы не умеете их готовить!» С литературой то же самое. Среди тысяч и тысяч книг обязательно найдутся те, которые станут вашими любимыми. Над которыми вы будете грустить, плакать и смеяться. Кстати, начать можно с тех самых произведений, которые вы безуспешно подсовываете ребёнку. Глотайте произведения в одиночестве, наперегонки с чадом, хоть аудиоверсию в машине слушайте, главное - постарайтесь «подружиться» с прозой и поэзией. Если у вас есть любимые фильмы, созданные по литературным произведениям, начните читать их. Зачастую первоисточник оказывается намного сильнее киноверсии, кроме того, режиссёрам приходится безжалостно обрезать многие сюжетные линии, чтобы фильм шёл не пять часов, а всего лишь два.
Рецепт № 2
Для родителей, которые очень любят книги и не понимают, почему это не передалось с генами их отпрыскам
Для начала забудьте пафосный довод, который многие родители (а также бабушки и дедушки) считают невероятно весомым: «Я в твоём возрасте читал очень много!». Проверить, правда это или нет, невозможно. Кроме того, в советское время не было ни интернета, ни многочисленных гаджетов. Не навязывайте чадам свои любимые произведения силком. Это то же самое, что упорно дарить ребёнку конструкторы только потому, что для вас в детсадовском возрасте это был лучший презент на день рождения.
Это не значит, что книги, изданные в СССР, хуже тех, что печатаются сейчас. Просто зачастую они ДРУГИЕ. И читают их ДРУГИЕ дети.
Вот как рассказывает о своём видении этой интересной проблемы Марина Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук»: «Важный вопрос, почему мне (как и другим «среднестатистическим» взрослым) хочется, чтобы дети читали те книжки, которые я любила. Будто бы моя прежняя «любовь», мой детский выбор - непременный залог качества. Логика здесь, видимо, такая. Мы, взрослые, себе нравимся. По крайней мере, в общем и целом. (Как ещё может быть?) А почему мы стали такими хорошими? Потому что нас правильно воспитали. Наше детство - золотой век нашей личной истории (не зря же детство считается «добрым и чистым»). И очевидно, что мы читали «правильные книжки» (детские книжки тоже, как правило, называют «добрыми»). Мы редко допускаем, что стали «такими хорошими» не благодаря, а, например, вопреки. И что нам пришлось бороться с множеством предрассудков и навязываемых взрослыми образцов поведения, чтобы стать теми, кем мы являемся. Почему-то такой ход рассуждений встречается крайне редко. И свои детские книжки мы тоже с большим трудом переоцениваем: они являются своеобразной гарантией нашего «доброго правильного детства». В крайнем случае, мы говорим, что их язык «устарел». Кстати, Мария Аромштам провела очень любопытный эксперимент - принесла на встречу детского литературного клуба свою главную книгу детства «Приключения доисторического мальчика» д’Эрвильи и его современного конкурента - «прикольную» книгу «Неандертальский мальчик в школе и дома» Мальмузи. Что предпочли дети и сама Марина Аромштам (которая перечитала любимую книжку после очень долгого перерыва), можно узнать на сайте papmambook.ru. Кстати, там собрано множество рецензий на самые разные творения авторов, которые сегодня издаются на русском языке. И даётся куча полезных советов. Например, как поставить настольный спектакль для малыша по конкретному литературному произведению.
Рецепт № 3
Для тех, кто собирается в книжный магазин за детской литературой
На самые популярные вопросы родителей по «магазинной теме» мы попросили ответить Татьяну Руденко и Марию Мелик-Пашаеву, которые возглавляют издательство «Мелик-Пашаев».
Как выбирать книги для ребёнка дошкольного возраста?
Особенность изданий для самых маленьких читателей (2–5 лет) в том, что художник в них выступает как полноправный соавтор. Ведь именно благодаря иллюстрациям ребёнок, не умеющий читать, общается с книгой напрямую. Очень важно, чтобы взрослый хотя бы пролистал книгу - присмотрелся к иллюстрациям, оформлению, прочитал несколько абзацев текста. Это как бы первичный отбор, который позволяет отфильтровать издания сомнительного качества. Самое важное, чтобы книги были очень разными: по стилю рисования, по цветовой гамме, по настроению. Ведь детская книга - это как первый поход в музей, ребёнок знакомится со всем многообразием мира благодаря хорошим иллюстрациям.
Стоит ли брать ребёнка (старше 4 лет) с собой в книжный магазин и позволять ему самому решать, что купить?
Да. Очень важно, чтобы ребёнок мог сделать свой выбор, но лучше, если он будет делать этот выбор из уже отобранных вами книг, потому что на полках магазинов встречаются издания самого разного уровня. Убедившись, что у вас в руках книга хорошего качества, стоит дать её посмотреть ребёнку - понравятся ли ему рисунки? Симпатичен ли ему герой, цепляет ли что-то в иллюстрациях? Бывает и так: взрослый сомневается, не может выбрать конкретную книгу, а ребёнку она сразу западёт в душу. И прочитав её потом вместе 150 раз, вы тоже полюбите этого героя.
На полках стоят произведения множества авторов, которые мне абсолютно незнакомы. Может, стоит отдать предпочтение классикам, проверенным временем?
Это понятно и естественно, что все мы тянемся к тому, что знакомо и любимо с детства. В советское время действительно издавалось большое количество хороших книг. Но очень важно разнообразить книжную полку с помощью новых и современных имён. Из наших любимых это немецкий писатель Янош, англичанин Ник Баттерворт, норвежский писатель Альф Прёйсен, книги бельгийской художницы Габриэль Венсан. Честно говоря, помимо конкретных имён, хочется посоветовать родителям не бояться неизвестных авторов и новых книг (не важно, российских или переводных). Ведь темы, которые интересуют и детей, и взрослых, практически неизменны, а вот свежий, современный взгляд может помочь по-новому увидеть знакомые вещи.
Кстати, в разных московских магазинах цена на одну и ту же книгу может различаться на 10–30%. Невыгоднее всего покупать литературу в киосках переходов - там можно переплатить до 40%. Для экономии бюджета стоит подобрать список понравившихся книг, а потом найти, где за них просят саму скромную цену (это может быть даже книжная лавка при издательстве или интернет-магазин).
«Без рецепта»
И напоследок, ответим ещё на несколько «литературных» вопросов с помощью Ирины Балахоновой, главного редактора издательского дома «Самокат».
Каждое лето школьникам нужно прочитать длинный список литературы «вне программы». Как совместить такую «обязаловку» и знакомство с новыми книгами (для души)?
Нужно ввести в школьную программу в обязательном порядке реальные «новинки» - книги, которым не больше 1–2 лет. Для чего необходимо учить студентов-словесников работать с современной детской прозой и поэзией, ориентироваться в ней, самим выбирать книги для классного и внеклассного чтения. Так делают в Европе и в Америке, где процент читающих детей и уровень понимания текста гораздо выше, чем сегодня в России. Все эти схемы давно изучены и успешно используются. Они наверняка знакомы Министерству образования. И я бы задала нашему министру образования вопрос, почему эффективные схемы пропаганды чтения не вводятся в России?
Может ли электронная книга заменить ребёнку бумажную?
Думаю, что подростки вполне могут читать книги и на электронных носителях. Что касается детей до 10 лет, и особенно совсем малышей - им нужна тактильность. И не важно, будет ли это бумага или какой-то её экологический заменитель.
До какого возраста стоит читать ребёнку вслух? И важно ли, кто именно и как читает книжку? Может ли оттолкнуть от литературы невыразительный голос рассказчика?
Читать вслух можно до любого возраста, даже взрослым людям. Я, например, очень люблю это делать. Конечно, важно, чтобы книга нравилась и читающему, и ребёнку. Если же это будет пытка для обоих, вряд ли ребёнок полюбит чтение. Вообще, как пишетДаниэль Пеннак, нужно «учить любить читать, а научить любить можно только что-то, что любишь сам». Насчёт голоса я не уверена. Скорее всего, монотонный голос папы-дальнобойщика, которого ребёнок видит раз в месяц, будет для него слаще всех хорошо поставленных актёрских голосов.
Как быть, если ребёнок предпочитает только один жанр литературы, а с другими даже отказывается знакомиться.
Лучше всего оставить его в покое и предлагать ему лучшее в этом жанре. Никто не говорил, что все должны предпочитать Толстого хорошему детективу.
Стихи - это ведь только для маленьких?
Это неверно в корне. Стихи - для всех, и прежде всего для родителей. Бродский, Мандельштам, Саша Чёрный - чем раньше вы начнёте читать их своему малышу, тем меньше вопросов о жизни он будет вам задавать.
Кстати
Искать хорошую литературу можно не только по авторам, но и по компаниям, которые их публикуют. Вот список издательств, которые выпускают много интересных детских книг:
«Розовый жираф»
«Самокат»
«Мелик-Пашаев»
«КомпасГид»
«Речь»
«Дрофа-Плюс»
«Махаон»
«Захаров»
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»
«Детская литература»
«Текст»
«Эксмо»
«Росмэн»
«Настя и Никита»
Издательский дом Мещерякова
ДЕТГИЗ
«Мир детства»
«Центр Нарния»
«Машинки творения»

Чтобы ребёнок быстрее начинал говорить.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта «Сюжетные картинки для развития речи» . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:


Почему ребенок молчит?
Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи. (О нарушениях развития речи при дефектах слуха и заболеваниях центральной нервной системы см. в статье«Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?»)

Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Но как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: «В чем причина задержки речи?»

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Саша (1 год 8 месяцев) - здоровый, крупный ребенок, он понимает довольно много обращенных к нему фраз (если его просят, показывает и приносит многие предметы, внимательно смотрит, когда ему объясняют содержание картинок), но сам говорит только «мама», «баба», «ням-ням», а в остальном пользуется жестами и звуком «ы-ы-ы». «Ы-ы-ы!» - выкрикивает Саша и тянется к апельсину. «Сашенька, скажи - дай-дай!» Но он упорно повторяет «ы-ы-ы» и свой жест. Няня хочет взять Сашу на руки - он отстраняет ее с тем же «ы-ы», только произносит его с другой, сердитой интонацией. Мать, отец, дедушка и бабушка подолгу разговаривают с мальчиком, но идут недели, месяцы, а его речь не развивается. Он по-прежнему объясняется жестами и отдельными звуками.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :


Именно такие случаи, как с Сашей, когда ребенок здоров, имеет индивидуальный уход, с ним постоянно разговаривают, а он молчит и молчит, заставляют усомниться в том, что развитие речи малыша определяется в основном тем, много или мало с ним говорят.

Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, были проведены специальные наблюдения. В доме ребенка Ждановского района Ленинграда совместно с логопедом М. Н. Рудневой мы выбрали 20 здоровых и физически правильно развивающихся детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 4 месяцев. Развитие речи у них было сильно задержано. Все эти дети оборачивались и смотрели на говорящего человека (т. е. давали ориентировочную реакцию на голос); трое из них понимали несколько фраз, но лишь в соответствующей ситуации (например, на слова «возьми ложку» давали правильную реакцию - брали ложку - только за столом при кормлении; на эти же слова в манеже или в кроватке реакции не давали); у двоих детей отмечалось редкое произнесение слогов, и ни один из них не повторял слов. С этими детьми ежедневно проводились двухминутные занятия по развитию речи, которые заключались в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, педагог ставил перед малышом игрушечную собачку и говорил: «ав-ав», показывал корову и произносил: «му-му» и т. д., пытаясь добиться звукоподражания от ребенка.

Кроме того, с каждым ребенком персонал группы и сотрудники лаборатории стали разговаривать при умывании, одевании, кормлении, специально играли с ним. Общая продолжительность речевого общения с каждым ребенком составляла около часа за день - это очень много. Однако достигнутые результаты были незначительны: проверка, проведенная через месяц, а затем через 3 месяца, выявила лишь небольшие сдвиги - появились редкие голосовые реакции («а-ах!», «у-у-у» и т. п.) во время занятий по развитию речи.

Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Это надо было выяснить.

Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: «Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?» Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления: ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.

Говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми - это тоже как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но, может быть, мы забываем о какой-то «двери», которую нужно открыть?..

Догадки о закрытой двери

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. Но как их вызывать? Мы уже знаем, что у маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но мы знаем и другое: к семимесячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает. У годовалых и более старших детишек, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. Следовательно, эта дверь остается закрытой, и нам нужно искать другую.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга (см. рис. 1), то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Рис. 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Штриховкой показаны речевые зоны: слева - передняя (Брока), справа - задняя (Вернике) и сверху - добавочная Цифрой 1 обозначена передняя центральная извилина (область двигательных проекций), цифрой 2 - задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

Исходя из этого предположения, были проведены следующие наблюдения. В том же доме ребенка, о котором мы только oчто говорили, было отобрано 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте 1 года 1 месяца - 1 года 3 месяцев. Девяти из этих детей (будем называть их 1-й группой) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные 10 детей (2-я группа) находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок ни пополз (или пошел), он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи, как это описывалось выше.

Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми и стереотипными - например, взрослый говорил: «ав-ав», «му-му», «га-га» и т. д., а ребенок на все это отвечал одним и тем же тихим звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Когда мы сравниваем результаты, полученные в обеих группах, мы видим, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем мы ожидали. Очевидно, и эта дверь оказалась закрытой, и нужно было продолжать поиски.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на рис. 2. Это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.

Рис. 2. Человечек Пенфилда.

В нем проекции всех частей тела в двигательной области мозга показаны в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Для изучения этого вопроса Л. В. Фомина в нашей лаборатории провела большую работу. В доме ребенка было взято три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев: в каждой группе занятия велись по своему плану.

Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены в 1-й и 2-й группах? В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, но они были слабы и стереотипны. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, а после 15-го дня в 10% случаев было отмечено довольно точное воспроизведение звуков. Результаты, полученные в 3-й группе, были неожиданны и для нас: голосовые реакции возникли уже на 3-й день; с 7-го дня - в 41%, а с 15-го дня - в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось и более совершенным.

Интересно, что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне наших занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п. Дети же 1-й и 2-й групп мелких деталей в предметах не различали, взяв игрушку, просто ею стучали или тянули в рот.

Далее Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице.


Итак, вы видите: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи мы проводим с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Удивителен, пожалуй, не сам факт влияния движений пальцев рук на развитие речи, сколько то, что мы так долго не догадывались его использовать.

Дело в том, что в невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии (речевые зоны развиваются в полушарии мозга, противоположном доминирующей руке).

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Очень интересные наблюдения сделаны дефектологами. Так, сейчас точно установлено, что грубая переделка левши в правшу (когда ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом - оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты, как нам кажется, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Так вот где оказалась открытая дверь, в которую смогла пробраться наша «черная кошка», - речь!

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придается такое большое значение в психологии).

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

На рис. 3 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.


Рис. 3. Этапы развития функций кисти руки ребенка: 1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.

Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?

В нашей лаборатории в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона? Так вот оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока (Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).
Кашку варила,
Детей кормила...

Этому дала, (Загибает мизинец ребенка).
Этому дала, (Загибает безымянный палец).
Этому дала, (Загибает средний палец).
Этому дала,
Этому не дала - (Вертит большой палец).
Ты, сын мал, (Щекочет ребенка).
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
(Загибает мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибает безымянный палец).
Этот резал, (Загибает средний палец).
Этот ел, (Загибает указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра «Пальчики» более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (Дети поднимают левую руку ладонью к себе.
Правой рукой берут мизинец левой руки и
загибают его после слов«хочет спать»).

Этот пальчик лег в кровать, (То же с безымянным пальцем).
Этот пальчик чуть вздремнул, (То же со средним пальцем).
Этот пальчик уж уснул, (То же с указательным пальцем).
Этот крепко, крепко спит. (То же с большим пальцем).
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет, (Поднимают левую руку и
Будут птички щебетать, распрямляют пальцы при
Будут пальчики вставать! слове «вставать»).

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра, с которой мы недавно познакомились:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал? (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу,
а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).

Мама, мама, это ты?
Да, да да! (Хлопает кончиками указательных пальцев).
Папа, папа, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется «Лесенки» и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же «лесенку» делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Хорошо ли быть левшой?

Еще с самых первых дней своего малыша каждая мама мечтает о том, как будет кормить своего ребенка вкусными котлетками и пирожками. Когда начинается , появляется глобальная проблема - как накормить чадо. Не каждый ребенок будет сидеть и спокойно есть всю еду, которую ему предлагают. Именно поэтому родителям приходится идти на весьма хитрые уловки для того, чтобы малыш с удовольствием съедал все до последнего кусочка.

Малыш не хочет есть: как решить проблему

Существует множество уловок, которые помогают перехитрить ребенка и заставить его незаметно съесть все, что ему подают. Главное правило кормления - не делать из процесса развлекательное шоу. Многие родители начинают давать ребенку игрушки, рассказывать сказки и петь песенки. Малыш в таком случае совсем расслабится и будет в будущем ассоциировать прием пищи как что-то веселое и активное.

Для того чтобы ребенок хорошо ел, необходимо:

  1. Показать малышу, что прием пищи - это отдельный ритуал, во время которого все члены семьи садятся за стол, каждый со своими приборами.
  2. Объяснить, что тот, кто встал из-за стола - поел. После этого его тарелку убирают. Этим пресекается постоянная беготня туда-сюда.
  3. Если ребенок начинает капризничать, его силой за столом не держат.
  4. Запретить перекусы: никаких бутербродов, печенья, сладостей между основными приемами пищи.
  5. Не кормить насильно - ребенок сам попросит еду, когда проголодается.

Хитрости для родителей капризных малышей

Существуют и другие уловки, которые могут помочь в решении проблемы отказа от еды. Необходимо сделать так, чтобы малыш заинтересовался процессом. Некоторые советы, которые опробовали многие родители:

  1. Можно пообещать малышу что-то интересное в качестве награды. Это может быть просмотр мультика, покупка игрушки, да даже та самая конфетка - ребенок захочет побыстрее получить желаемое и съест все без остатка!
  2. Тарелки должны быть красиво оформленными. Желательно с каким-либо рисунком на донышке. Тогда можно заинтриговать ребенка таким способом. Спросить, что же там нарисовано. Малышу станет интересно, и он съест всю или суп для того, чтобы добраться до заветного донышка.
  3. Еда обязательно должна быть выложена на тарелку красиво. Даже обычная манная каша, украшенная в виде солнышка или симпатичного личика, принесет ребенку небывалую радость. Оформить красиво можно и бутерброд, и гречневую кашу, рис, картофельное пюре, овощи и фрукты. В продаже есть фигурные макароны - машинки, буквы, звездочки и цветочки. Можно даже обычную морковь для супа красиво нарезать. Малышу будет намного приятнее есть такую еду.
  4. Ребенку можно объяснить, что еда обязательна для того, чтобы вырасти большим. Можно упомянуть любимого героя мультфильма или, например, папу. Каждый малыш захочет стать таким же большим и сильным, как его кумир.
  5. Еще один способ заставить ребенка поесть - обхитрить. Приготовить что-то одно, а подать под видом совершенно другого. Когда ребенок поймет, что в тарелке на самом деле не растопленное мороженое, а манная каша, нужно просто сказать, что он не распробовал. Малыш продолжит пробовать и съест абсолютно все!

Родители должны помнить, что принуждать ребенка есть, когда он капризничает, просто бесполезно. Намного лучше воспользоваться вышеописанными обманными маневрами и сохранить хорошее настроение себе и своему малышу. Тогда совместные завтраки, обеды и ужины станут только в радость!

Каждая женщина мечтает родить и вырастить здорового ребенка. А также всем мамочкам без исключения хочется, чтобы их детки были самыми умными, развитыми и красивыми. Даже одежду для новорожденных малышей мы начинаем выбирать задолго до их рождения. Обычно, дети начинают четко и осмысленно разговаривать с 2-х - 2.5 лет, кто-то немножко раньше, кто-то немножко позже. А можно ли научить ребенка разговаривать в более раннем возрасте? Отталкиваясь от собственного опыта, могу смело сказать: «Да, можно!»

Я мама девочки, который на данный момент времени 2 года и 9 месяцев. В этом возрасте моя малышка знает множество детских стихов и песенок, весь алфавит, умеет четко говорить, строит предложения из нескольких слов. Не хочу хвастаться, но это целиком и полностью моя заслуга. Причем специально я не учила ребенка стихам и песням, не заставляла ее повторять за мной слова, не учила разговаривать. Первое слово (естественно, мама) малышка произнесла в полгода. К году ребенок знал уже более 50-ти слов. Она спокойно могла объяснить словами, что ей нужно. Повторяюсь, специально, я ее этому не учила.

Моя малышка родилась не самым спокойным ребенком. При родах у нее была асфиксия, поэтому с нервной системой было не все гладко. Вдобавок ко всему прочему в роддоме ей кололи антибиотики, поэтому пищеварительная система тоже была нарушена. У нас очень часто были проблемы с животиком, девочка постоянно плакала. Все свободное время я проводила с дочкой. Сейчас существует множество методик развития ребенка - Монтессори, система Глена Дамана и еще куча разных систем, направленных на обучение и развитие малышей. К сожалению, у меня не было свободного времени, чтобы читать книги или искать информацию в интернете, рассказывающую о том как эти методики применять к детям. Воспитывая ребенка, я в большей степени полагалась на свою интуицию и руководствовалась своими материнскими чувствами. Каждая мама на подсознательном уровне знает, что хорошо для ее ребенка. Сама того не представляя, я выработала свою методику развития ребенка, которая достаточно быстро принесла свои плоды.

И так, что же я делала, для того, чтобы моя дочь могла научиться рано разговаривать:

  1. Воспитания малыша начинает уже тогда, когда ребенок еще находится в животе у мамы. Возможно, не многие задумывались над этим, но это действительно так. Будучи беременной , я постоянно разговаривала со своим животиком. Рассказывала моему еще не родившемуся малышу обо всем, что меня окружает. Вечером читала детские книжки, пела песенки, слушала любимую музыку. Разговаривая с крохой, я мысленно представляла себе, какой она будет;
  2. Когда моя малышка появилась на свет, я стала разговаривать с ней еще больше. Многие молодые мамы крайне измотаны и утомлены домашними хлопотами и заботами о малыше. Ухаживая за ребенком - кормя его или купая, они проделывают все процедуры, молча. Я же постоянно комментировала крохе все свои действия: что я делаю сейчас, что сделаю позже. Одевая малышку на прогулку, я обязательно говорила с ней, рассказывала, как называется тот или иной предмет одежды, какого он цвета. На первый взгляд может показаться, что все это мелочи, и они никак не влияют на развитие малыша. А на самом деле, это совсем не так. Постоянно слыша мамин голос, ребенок лучше воспринимает человеческую речь, лучше запоминает слова, понимает их значение. Все время, пока малышка бодрствовала, я не переставала с ней разговаривать. Во время прогулки я постоянно рассказывала детские стишки, пела детские песенки. Доходило даже до того, что я с малышкой обсуждала, что приготовить на ужин и какие продукты мы будем покупать в супермаркете. Многим покажется странным такой подход к воспитанию еще совсем крошечного малыша, но мне он действительно помог;
  3. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал нужно разрабатывать мелкую моторику. Я покупала специальное тесто для лепки, и моя малышка с удовольствие лепила из него различные фигурки, или просто скатывала в руках шарики. Так же нам очень нравилось рисовать пальчиковыми красками. Когда я что-то готовила на кухне, моя дочь постоянно находилась со мной. Я поясняла ей все свои действия. Варя суп, я говорила, что мы кладем в кастрюльку, какие овощи, как они называются. А еще, я высыпала на противень различную крупу- манку, гречку, пшено, рис, и малышка пальчиками рисовала по крупе. Это очень полезно для детской моторики;
  4. Алфавит мы тоже специально не разучивали. Все происходило постепенно, в непринужденной форме. В течение дня я несколько раз показывала дочери одну и ту же букву, четко произнося ее название, и так в течение трех дней. Следующие три дня были посвящены другой букве. И так незаметно и ненавязчиво, к двум годам, мы выучили весь алфавит, причем ребенок совсем не почувствовал никакого принуждения с моей стороны. Опять же, отправляясь на кухню готовить обед, я брала малышку с собой, сажала ее перед холодильником и раскладывала перед ней магнитную азбуку. Дочери очень нравилось прикреплять буквы к холодильнику, а я попутно объясняла ей название каждой буквы;
  5. Укладывая дочь спать, я рассказывала ей сказки, стишки, пела песенки. Утром просыпались мы под «потягушки», умывались и чистили зубки под специальные стишки. Когда вечером я купала дочь, я так же рассказывала ей стихи на тему купания. Причем, когда мой запас песенок и стихов заканчивалась, я сочиняла ей сама;
  6. Моя девочка страдала отсутствием аппетита. Накормить ее было очень сложно, поэтому мне приходилось ее как-то завлекать, чтобы она съела хоть ложку. Здорово помогли книжки. Во время кормления, я раскладывала книги на столе и читала их ребенку. А если учесть то, что кушали мы 5 раз в день, то ребенок хорошо запоминал прочитанное, а это поспособствовало раннему развитию.

Резюме

В результате всех этих нехитрых действий моя дочь очень рано стала разговаривать. Каково было мое удивление, когда спустя немного времени она четко пересказывала мне все стихи, прочитанные или рассказанные ей ранее. На детской площадке все мамочки очень удивлялись, когда слышали, как разговаривает мой ребенок в этом возрасте, и это при всем при том, что мы еще не ходили в детский сад. А когда дочь пошла в детский садик, ей было очень легко найти язык со сверстниками, тем более разговаривала она лучше всех в группе.

Я рассказываю все это вовсе не для того, чтобы похвастаться и сказать: «Посмотрите, какой гениальный у меня ребенок»! Вовсе нет, и ребенок у меня самый обычный. А для того, чтобы молодые мамочки знали, что если у меня получилось научить ребенка рано разговаривать, то обязательно получится и у вас. Нужно только попробовать, и не переставать это делать. И тогда, вы совсем скоро услышите от своего крохи долгожданное «мама».

Мы все очень хотим дождаться первых слов ребенка, и это понятно и правильно. Но бывает и так, что у ребенка уже есть слова, на занятиях он может бойко называть картинки, а в повседневной жизни не уметь высказать свое желание, приходить от этого в отчаяние, протестовать, кричать и топать ногами, чтобы добиться своего.

Что нужно для того, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ говорить:

  • У ребенка должна возникнуть потребность в общении . Малыш из своего собственного опыта общения со взрослыми должен вынести очень важную мысль: меня слушают, меня понимают, я своими взглядами, движениями, жестами, звуками могу объяснить чего я хочу и взрослый это будет учитывать.

Если такого понимания не возникает, ребенок останется на уровне плача, криков и других нежелаемых проявлений своих потребностей. Например, чтобы дали мяч он не будет тянуться к нему и показывать рукой, а будет кричать, топать ногами и т.д.

  • То, о чем идет речь, должно находиться в поле интересов ребенка. Когда взрослый предлагает малышу игру, забаву, игрушку или занятие он должен быть уверен, что это интересно ребенку. Нужно подумать о том, как заинтересовать ребенка или изменить вид деятельности так, чтобы цель была достигнута, но на другом материале. Например, если ребенок не хочет строить дом из кубиков, то может быть, он сделает это из рулонов туалетной бумаги. И тогда с ним можно будет поговорить о том, что ставить нужно "на рулон", что "сначала поставит Ваня, а потом мама", а теперь можно сломать и кричать"Бах!" и т.д.

Если взрослый предлагает что-то, что считает полезным, что вписано в программу "работы" с ребенком, заставляет малыша заниматься этим - его ждет неуспех. И сами занятия и общение в процессе совместной деятельности.

  • Оба собеседника должны быть настроены на одну волну . Убедитесь в том, что вы с ребенком в данный момент говорите и интересуетесь одним и тем же. Если на прогулке ваш малыш засмотрелся на кошку, то поговорите о ней: назовите, попросите его сказать, как киска кричит, обсудите, что она делает.

Даже если вы знаете, что малыша интересуют машины, не обсуждайте их, пока его внимание направлено на кошку или ворону.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

  • Значимость неречевых средств общения. У маленького ребенка, еще не умеющего говорить, есть достаточно средств общения, просто нужно их увидеть, понять и ответить.

Неречевые средства общения - это контакт глаз, улыбка, интонация, выражение лица, движения ребенка (поворачивается и смотрит на объект, идет/ползет к объекту, тянется к нему, показывает, привлекает внимание голосом). Если взрослый заметит эти синалы, кротко прокомментирует их, используя жест "дай" и слова: " Дать? Ваня хочет мяч?" и выполнит просьбу ребенка "На, вот мяч, возьми мяч!" - это будет первым шагом на пути развития собственной речи ребенка. Постепенно у него появятся жесты и простые слова.

  • Взрослый собеседник должен ясно представлять речевые возможности ребенка. Когда вы задаете вопрос или предлагаете что-то малышу, вы должны предусмотреть то, как он ответит. Например, если вы хотите узнать, что он хочет есть: яблоко или грушу, и знаете, что этих слов у него нет, то у ребенка должна быть возможность ответить, указав на яблоко или грушу или их изображения.
  • Благожелательное внимание слушающего взрослого, правильная интерпретации любых сигналов ребенка. Будьте внимательны к любым инициативам ребенка. Нам очень важно, чтобы он не только понимал и выполнял просьбы собеседника, но и сам проявлял инициативу в общении. Если ребенок принес совок, важно понимать, что он этим хотел сказать и продолжить разговор. Возможно, вы не сразу поймете, чего хочет малыш и только ваше благожелательное терпение может вам помочь в этом случае.

Если вы будете ВСЕГДА придерживаться этих простых правил, ребенок будет постепенно переходить от неречевых средств общения к речевым. И только после этого мы сможем заняться качеством его речевых средств, то есть двигаться от лепетных слов, ко взрослым словам, фразе и связной речи.

Никакой массаж рук и рта, и другие второстепенные способы не вызовут у ребенка желания сказать что-то.

Наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и адекватной СИТУАЦИИ – стимулирует речевую активность ребенка.

В младенческом возрасте ребенок понимает интонацию и ситуацию, а чуть позже и речь окружающих, у него возникает желание сообщить, попросить, предложить что-то своим близким. Но отсутствие речи, понятной даже его родителям, может сделать это сложным или невозможным, если не учитывать, что помимо речевых, есть и неречевые средства общения.

Как помочь ребенку общаться, используя доступные средства: жесты, движения, звуки

Мы уже говорили, как важно видеть инициативу ребенка, выраженную с помощью взглядов, звуков, движений. Теперь поговорим о том, как обучить ребенка жестам, которые будут доступны малышу и понятны окружающим.

Мы предлагаем использовать с этой целью систему простых жестов, входящих в культуру русской речи, а потому знакомым все без исключения.

Изучать жесты можно в специально отобранных песенках и потешках.

Аналогичные занятия вы с успехом можете проводить дома. Обратите внимание на медленный темп исполнения песен. Это дает возможность детям выпонить нужный жест, а в ряде случаев и сказать слово.