Что "умеет" новорожденный? Питание ребенка после рождения

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

Содержание статьи:

После длительного ожидания, надежд и всех трудностей беременности мама встречается со своим малышом. После родов женщина испытывает значительные изменения, как в физическом, так и психологическом плане. Только что родившая женщина обеспокоена состоянием новорожденного малыша и иногда излишние переживания вредят ей самой. Особенно тяжело мама переживает, если ее ребенок находится под кислородом после родов.
Чтобы лишний раз себя не накручивать новоиспеченная мама должна знать, что происходит с ребенком после родов и как он реагирует на смену условий его жизни. Также из статьи можно узнать о том, какие реакции новорожденного являются нормальными, и каким должен быть ребенок в первые дни после родов.

Первые минуты после родов

Едва родившись на свет, малыш почти не двигается, так его мышечная ткань не имеет тонуса. Также он не реагирует на боль, звуковые и световые раздражители. Этот период имеет название «родовой катарсис», то есть «очищение». Состояние катарсиса наступает в связи с тем, что ребенок в процессе родов переживает огромное количество новых ощущений, у него наступает защитная реакция, которая помогает справиться с информационным шоком.
Ребенок сразу после родов должен приспособиться к температуре помещения, воздуху, силе земного притяжения, яркому свету и множеству звуков. Поэтому природой предусмотрена защита малыша от внешних раздражителей. Катарсис прекращается в тот момент, когда перерезается пуповина. В этот момент начинается самостоятельная жизнь новорожденного.

Первый вздох ребенка происходит сразу же после прерывания кровотока в пуповине. Так же в процессе родов в крови малыша возрастает уровень углекислого газа, а кислорода становится меньше. Это явление активизирует дыхательный центр головного мозга малыша. Центр отправляет в мозг мощный сигнал о недостатке кислорода, ребенок плачет после родов, при этом его легкие расправляются и наполняются воздухом – малыш совершает первый вдох.
Одновременно с этим включается в работу кровообращение между легкими и сердцем. Этот круг кровообращения бездействовал в течение беременности, вместо него плодовое кровообращение обеспечивали шунты (овальные окна между предсердиями) и артериальный проток, связывающий аорту и легочную артерию. Шунты прекращают свою деятельность через несколько часов или даже дней. Именно их наличие обуславливает то, что ребенок после родов синий в течение первых часов.

Первые полчаса жизни малыш максимально напряжен и старается адаптироваться к новым условиям жизни. Дыхательная система и кровообращение ребенка кардинально перестраиваются, мягкие ткани приходят в тонус, а зрачки находятся в расширенном состоянии.
Чтобы процесс адаптации проходил быстрее, а малыш снова почувствовал ритм материнского сердца и ее защиту, его прикладывают к маминой груди и выкладывают ей на живот. В этот период он чувствует, что экстремальная ситуация завершилась и можно отдохнуть. Первородящие женщины интересуются, сколько спит ребенок после родов. Первый сон новорожденного длиться шесть часов, после чего его обязательно нужно разбудить и покормить.

Первые шесть часов жизни ребенка

В это время состояние малыша стабилизируется и если все нормально, то он засыпает. При этом сердечный ритм становится ниже, а дыхание – не таким глубоким. Помимо этого у новорожденного снижается температура. Это происходит по двум причинам:

Быстрое охлаждение тельца в новой, более прохладной среде;
в это время замедляется метаболизм, что обусловливает снижение выработки тепла.

Малыши в первые несколько дней жизни не могут самостоятельно поддерживать постоянную температуру тела, поэтому мама должна позаботиться об оптимальной температуре для ребенка. При дополнительном обогреве важно, чтобы малыш не перегревался.
Следует помнить, что ребенок рождается в состоянии иммунодефицита. Несмотря на то, что первое время он находится под иммунологической защитой матери, новорожденный очень уязвим к микроорганизмам и инфекциям внешнего мира. С каждым днем его иммунитет будет укрепляться и уже через пару недель после рождения у малыша начнется выработка собственных антител. В первые часы и дни после родов мама должна оберегать себя и ребенка и не подвергать себя и его опасности заразиться инфекционными заболеваниями.

Первичный осмотр малыша

В первые сутки после рождения ребенка осматривает врач. Чтобы лучше узнать своего малыша маме лучше присутствовать при осмотре.

Первое, что делает врач – рассматривает, как выглядит ребенок после родов, оценивая при этом цвет кожи, ритм дыхания, активность, позу, в которой он лежит. Далее осматривается головка и состояние родничков. Медработник должен измерить окружность головы и сравнить с нормой. Затем врач проверяет глаза – направляет в них источник света и рассматривает хрусталик. Бывают случаи, когда веки малыша опухают, тогда осмотр глаз делают через несколько суток.

Далее доктор осматривает носовые проходы и оценивает их широту. Убедившись, что воздух проходит через нос беспрепятственно, доктор осматривает ротовую полость и уздечку языка. Если последняя очень короткая, то врач ее подрезает. Эта процедура проходит быстро и безболезненно для ребенка. После осмотра рта и носа, доктор смотрит уши, шею и ключицу малыша.

Следующий этап осмотра ребенка – прослушивание сердца на наличие шумов, свидетельствующих о структурных патологиях сердца. Затем врач с помощью стетоскопа прослушает на вдохе и выдохе легкие малыша, прощупает живот и определит расположение и размеры печени, селезенки и почек.

После этого осматривается промежность. Врач оценивает выделения из влагалища у девочек (допускаются белые выделения с кровяными прожилками) и опущенность обоих яичек у мальчиков. Также необходимо убедиться в отсутствии паховой грыжи и в открытии анального отверстия. Врач может спросить, ребенок после родов какал или нет. При осмотре паховой области малыша, доктор проверит отсутствие вывиха бедренной головки и посчитает бедренный пульс.

Далее осматриваются нижние конечности малыша. В нормальном состоянии они должны быть слегка согнутыми, а ступни слегка повернуты внутрь. Если у новорожденного есть признаки косолапости (передняя часть ступни больше задней повернута внутрь), то первые пару недель жизни малыш проводит с гипсовой повязкой на ножках.

В ходе осмотра доктор оценивает неврологическое развитие ребенка, а также выставляет оценку по шкале Апгар. Чуть позже у малыша возьмут кровь на определение группы, а также на наличие генетических заболеваний. Также могут быть назначены дополнительные исследования и тесты, в зависимости от результатов первичного осмотра.

Оценка по шкале Апгар

В середине ХХ века доктор В. Апгар разработал шкалу, по которой можно быстро оценить состояние здоровья новорожденного. В первую и пятую минуты жизни медработники выставляют баллы за процессы жизнедеятельности малыша (частота сердцебиения, дыхания, цвет кожи, мышечный тонус, уровень активности, реакция на раздражители). Мнение о том, что ребенок, получивший 9 баллов, здоровее, чем малыш с 7 баллами, ошибочно. Шкала была создана для медработников, чтобы они быстрее ориентировались, какой ребенок больше нуждается в медицинской помощи. Максимальная оценка в 10 баллов встречается довольно редко. Также стоит отметить, что оценка по этой шкале не является показателем умственных способностей ребенка.

Реанимация новорожденных

В некоторых случаях родовая деятельность не заканчивается гладко. В процессе родов могут возникнуть осложнения и матери или ребенку может понадобиться реанимационная помощь. Ребенок в реанимации после родов оказывается в таких случаях:

Отсутствие или низкий уровень сердечного ритма;
грыжа диафрагмального характера;
отсутствие способности дышать самостоятельно;
аспирация мекония;
ребенок во время родов наглотался околоплодных вод.

В реанимации ребенок на ивл после родов оказывается, если он не может самостоятельно дышать.

Основные вопросы молодых мам и ответы на них

Почему ребенок желтеет после родов?

В организме каждого человека присутствует токсичное вещество билирубин (появляется в результате распада кровяных телец). При сбоях в обменных процессах уровень билирубина повышается, и кожа приобретает желтый оттенок. При превышении нормы, может возникнуть интоксикация организма и другие серьезные последствия.

Почему ребенок может впасть в кому после родов? Каковы последствия нахождения ребёнка в коме после родов?

Состояние комы может наступить у новорожденного при родовых травмах головы и головного мозга, а также от заражения вирусными инфекциями или кислородного голодания. Состояние комы опасно для новорожденного тем, что у него могут атрофироваться клетки головного мозга, а это вызывает тяжелые формы инвалидности.

Почему ребенок красный после родов?

В связи с активным развитием капилляров через час-полтора после рождения кожа новорожденного приобретает ярко-красный оттенок. Если ребенок доношенный, то краснота спадает через одни-двое сутки, а у недоношенных – чуть позже.

Где находится ребенок после родов?

Для эффективной адаптации малыша к новым условиям жизни лучше всего, чтобы новорожденный два часа после родов находился на животе у матери. Если младенец родился в результате кесарева сечения, его выкладывают на грудь отцу.

Почему ребенок срыгивает после родов?

Существует несколько причин этого явления. Самая распространенная – переедание. Вторая причина, также часто встречаемая, - малыш неправильно прикладывается к груди и в процессе кормления заглатывает воздух.

Через сколько после родов ребенок должен покакать?

В норме первый раз ребенок какает через 6-8 часов после рождения. Малыш опорожняется меконием, состоящим из того, что малыш поглощал в материнской утробе. Отхождение мекония очень болезненно, и ребенок может сильно плакать. Для облегчения его состояния можно слегка погладить животик по часовой стрелке.

Молодая мама не должна поддаваться панике и переживать по разным поводам, например, почему ребенок после родов все время спит или почему ребенок после родов срыгивает. Чтобы предотвратить излишние переживания, она должна владеть информацией о развитии новорожденного малыша.

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

То, как ребенок проведет свои первые часы после появления на свет, может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. Исследования показывают, что младенцы, которые проводят свои первые часы вместе с матерью, имеют гораздо более стабильные показатели дыхания, температуры тела и уровня глюкозы в крови, а также кричат значительно меньше, что приводит к меньшему стрессу в дальнейшем как для матери, так и для самого ребенка. Как могут выглядеть первые моменты после рождения младенца? Если плоду повезло и он провел в утробе матери все необходимые 266 дней с момента зачатия, то все его потребности были удовлетворены. Матка и плацента обеспечивали тепло, защиту, питание и кислород, а также близость к материнскому голосу и сердцу. До рождения для плода матка является натуральной средой обитания, поэтому, когда младенец появляется на свет, материнское тело и грудь начинают исполнять функции матки и плаценты. Вместе с теплом и питанием, близость к матери обеспечивает защиту и знакомство с ней. Новая среда обитания ребенка — это быть в непосредственной близости к матери. Непосредственная близость матери и младенца сразу же после его рождения имеет ряд преимуществ, таких как улучшенная психологическая стабильность как матери, так и ребенка, лучшие материнские инстинкты, защита от негативного воздействия разделения матери и новорожденного ребенка и так далее. Именно поэтому очень важно, чтобы мать и ребенок могли провести первый час после рождения вместе в спокойной обстановке. Контакт с матерью в этот моент является бесценным, и если его не будет, то это может негативно сказаться на ребенке в самых разных ситуациях в дальнейшей жизни. Рождение ребенка — это невероятный момент, и вот какие эффекты оказывают первые часы после рождения, проведенные правильно.

Это позволяет ребенку инициировать кормление грудью

Хотя зачастую матери и работники роддома стараются помочь новорожденному ребенку, направляя его к соску, этого делать не стоит. Дело в том, что дети сами инстинктивно потянутся к груди матери и найдут сосок, если им дать такую возможность. Этот феномен является официально доказанным и впервые был задокументирован в восьмидесятые годы прошлого века.

Это обеспечивает регулирование систем тела

Те дети, которые оставались наедине со своими матерями в течение первых нескольких часов после рождения, лучше могли контролировать температуру своего тела и дыхательные процессы, что снижает риск снижения уровня сахара в крови. Сами по себе младенцы не способны так же хорошо контролировать температуру собственного тела, как это делают старшие дети и взрослые люди, так как в их теле еще нет достаточного количества изоляционных жиров.

Это позволяет ребенку получить больше кислорода

Отложенный пережим пуповины — это ситуация, в которой пуповина остается нетронутой, пока она пульсирует, благодаря чему младенец имеет возможность получать дополнительный кислород через плаценту. Это очень важно, так как в первые часы жизни младенец только начинает приспосабливаться к тому, чтобы дышать самостоятельно с помощью легких.

Это инициирует создание связи между ребенком и матерью

Если ребенок сразу после рождения останется с матерью, это позволит ему сразу же начать формировать связь с ней. Знакомство в совершенно новой форме — это большая перемена по сравнению с предыдущими девятью месяцами, поэтому подобная встреча лицом к лицу позволяет как можно раньше начать формировать материнские инстинкты и поведение. Это происходит из-за того, что рецепторы окситоцина в мозгу женщины увеличиваются во время беременности, и, когда ребенок появляется на свет, она является более чувствительной к этому гормону.