Детская дружба и проблемы общения со сверстниками. Психолого-педагогический подход в общении с детьми

4 правила, которые необходимо соблюдать при общении с ребенком, чтобы не нанести вред его психическому здоровью

Воспитание детей - процесс кропотливый и трудоемкий. Но, мало кто из родителей задумывается о том, что в ребенка нужно вкладывать массу времени и сил, чтобы в будущем из него выросла успешная и уверенная в себе личность. Многие родители выбирают ту модель поведения, которую применяли их родители по отношению к ним. Зачастую эта модель всегда проигрышная, потому что раньше не задумывались о психологическом здоровье своего чада. Родители считали, что ребенка достаточно накормить и одеть для того, чтобы он был счастлив. В зарубежных семьях родители давно о психологическом здоровье ребенка, работают с ним, общаются так, чтобы ребенок рос здоровым психически.

У нас совсем недавно родители начали интересоваться психологией общения с детьми.

1. Принятие ребенка

Ребенок - это личность. Он приходит в этот мир со своим характером. Да, многое передается ему от родителей, но не все. Не спешите говорить ему: «Ты весь в папу», «У тебя характер как у дедушки». Он - индивидуален. У него свои потребности. Если ребенок с детства проявляет особое тяготение к чему-либо, вы не должны запрещать ему. Все, что должны делать родители - это помогать ребенку двигаться в позитивном и верном направлении, но это направление должен ребенок выбрать сам. Хвалите малыша, его самобытность, привычки. Не сравнивайте его ни с кем, иначе в будущем такой ребенок перестанет верить в себя. Из него вырастит завистник. Говорите ему: «Ты все можешь», «Мы так рады, что ты у нас есть». Даже в порыве гнева на ребенка не позволяйте себе грубые фразы: «Зачем я тебя родила?», «Будешь себя плохо вести, отдам в детский дом» и пр. Так вы прививаете ребенку мысль о суициде, что особо остро может проявиться в подростковом возрасте, когда на ребенка оказывает давление общество, гормональный всплеск, первая любовь.

2. Свобода и помощь

Ребенку нужно доверять заниматься чем-либо самостоятельно. Не спешите помогать собирать ему игрушки, делать уроки и мыть его чашку. Помощь предоставляйте только тогда, когда он вас попросит. Разбирайте проблему вместе, обсуждайте, что у него не получается, где он не уверен в своих силах. Будьте ему помощником, но не его правой рукой, которая все может сделать, как только у малыша что-то вдруг не получается. Чем больше он научится делать в детстве, тем легче ему будет в будущем. Он будет нести ответственность за свои поступки. Но если вдруг ребенок стесняется попросить о помощи, вы должны предложить свою, скажите: «Давай вместе сделаем то, что у тебя не получается». С ребенком нужно общаться как со взрослой личностью, с младшим сотрудником, который нуждается в некотором наставлении более опытного коллеги. Постепенно снимайте с себя ответственность. Если ему под силу заправлять свою постель, убирать игрушки, собирать портфель, помощь родителей не только неуместна, но еще и вредна.

3. Активный собеседник

Ребенок нуждается в общении. Даже самая маленькая проблема для ребенка будет проблемой мирового масштаба, в которой родители должны ему помочь. Не воспринимайте пренебрежительно его волнения и переживания. Всегда выслушивайте его, общайтесь с ним. Чтобы вовлечь ребенка в семейный процесс и приучить в будущем к ответственности, вы можете ребенку рассказывать о семейном бюджете, куда вы тратите деньги, сможете ли вы купить в этом месяце что-то ребенку или придется на чем-то сэкономить. Рассказывайте ему о том, как родителям достаются деньги, что любой труд должен оплачиваться.

Не забывайте ему сочувствовать и сопереживать, интересуйтесь его проблемами в школе, кругом общения. Но радикально ничего не запрещайте.

4. Никакого доминирования

Взрослый - не синоним мудрости. К многим людям возраст приходит без мудрости, это может проявляться в воспитании детей. Доминирование и власть над ребенком, агрессия и крик не сблизят вас с малышом, напротив - сделают его замкнутым, закомплексованным, с затаенным чувством агрессии и обиды. Да, родители должны проявлять строгость к своему ребенку, но не с позиции: «Я так сказала», «Потому что ты еще ничего не соображаешь» и пр. Если вам не нравятся в слова или действия ребенка, достаточно просто объяснить ему. Об оскорблениях в сторону малыша не может идти и речи. Это касается и физического давления. Шлепки и подзатыльники ведут к чувству страха и порождению неврозов. Не забывайте, что мы получаем ровно столько, сколько отдаем. А ребенок - это как раз тот ресурс, в который сначала нужно что-то вложить, чтобы потом получить.

У взрослых жизнь напряженная, часто стрессовая и очень суетливая, но свои поражения не стоит выплескивать на ребенке. Родитель всегда для ребенка авторитет. И от этого авторитета зависит, каким его ребенок будет в будущем, как примет его общество и какой будет семья у ребенка, когда он вырастит.

Когда речь заходит о таких понятиях, как психологическое подавление или психологическое подчинение личности ребенка, то перед нашим мысленным взором появляются образы неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, а дети являются для них балластом. По статистике, дети из неблагополучных семей действительно чаще других подвергаются грубому обращению, однако данное явление встречается и в самых обычных семьях.

Что такое психологически жестокое обращение?

А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?

Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение . "Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность", — объясняет психолог, член экспертного совета фонда "В ответе за будущее" Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка. "Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка", — поясняет психолог.

Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.

Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.

Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.

Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.

Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.

У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.

Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.

Грубое обращение — из собственного детства родителей

"Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг".

Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены .

По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.

Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.

Как изменить свой стиль общения с ребенком?

Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:

  1. Работа над собственным психологическим здоровьем. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хобби, релаксация.
  2. Осознание того, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является "пусковым механизмом".
  3. Попытка остановить себя в момент начала агрессивной реакции. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удается выразить свое недовольство мягче, отмечайте это и хвалите себя.
  4. Поиск занятий, во время которых вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством. Замечательно, если сначала такие занятия будут организованы опытным педагогом, который сможет выявить таланты ребенка и укрепить самооценку всех членов семьи. Постепенно этих радостных и позитивных моментов должно становиться больше, чем негативных.

К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.

Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.

Комментировать статью "Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?"

В число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Вывод: трудный ребёнок нуждается в помощи, а не в критике и наказании. Причины непослушания – эмоциональные, а не рациональные: 1. Борьба за внимание 2. Борьба за самоутверждение 3. Желание отомстить 4. Потеря веры в собственный успех Т.е. стремления трудных детей положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, в признании и уважении его личности, чувство...

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком? Агрессия родителей - крик, угрозы, наказания, психологическая травма. Общение с ребенком: как изменить? Помощь психолога, телефон доверия.

Обсуждение

У наших детей в классе - у всех зачет. Двоек нет, класс пишет пробник опять завтра - тренируются.

Сейчас посмотрела оценки в классе дочери - 4 двойки, 3 тройки, 10 четверок, 3 пятерки. Но это оценки в дневнике, а так им по всем критериям оценивали зачет/незачет. Получается из 20 человек 4 не написали - похоже на то, что у вас. Моя сидит, сама готовится, на школу надежды нет.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Обсуждение

Моя мучается над "Совестью". Дали на каникулы писать. С примерами из жизни как-то проблем не возникло, а вот с литературными героями проблема. Все какие-то бессовестные))) Помогите, люди добрые с литературными героями совестливыми. Буду всем очень признательна!!!

А с 1 января это будет узаконено. Видео: [ссылка-1] Этой осенью участились обращения в РВС от родителей из Москвы с жалобами на бесцеремонное поведение социальных служб. На основании простого доноса недоброжелателя они грубо врываются в квартиру, начинают придираться к обстановке, искать повод заявить об “угрозе для ребёнка”. При этом заявляют о своём праве регулярно посещать семью, которую они “ставят на контроль”, угрожают отобранием детей, а в нескольких случаях действительно детей...

Обсуждение

Семья, где мать детеи нужно разыскивать, по определению проблемная. В нормальнои семье дети 10-12 лет, в случае смерти отца, сразу звонят маме. Если дети маме не звонят, то не факт, что их стоит еи отдавать без предаварительнои проверки. И не факт, что их можно оставить с женщинои, у которои дети не знают, кто их мать и где она. Здесь одно из двух: 1) мать там опасна для детеи; 2) опасна для детие женщина, которая вместе с отцом лишила детеи более-менее ноормальнои матери. Третьего и не дано.

29.11.2014 10:19:06, __nevazhno___

Вас случайно или умышленно оскорбили. Задело? За дело? А почему? Почему вы приняли это оскорбление на свой счет? Чувствуете свою вину? Не научились реагировать на такие психологические выпады? А что такое оскорбление по сути своей? Обратимся к Википедии. «Оскорбление (инвективная лексика) – умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т. е. форме, контрастирующей принятым в обществе, в котором производится деяние, нормам...

Врать бессмысленно... все равно никто не поверит...поэтому признаюсь - я кричу на своего ребенка. По поводу, а порой и лишь потому, что не могу сама с собой справится. Накричу, а потом тихо ненавижу себя и всех кругом. Муж добавляет масла в огонь, обзывая психом и "совсемзапугаларебенка". К решению, что надо что-то менять, меня подтолкнул случай. Мне удалось посмотреть на себя со стороны. При чем в плане реалистичности детский фильм про кривые зеркала отдыхает. Уникальная возможность...

недаром люди заводят второго кота чтоб первый стал спокойнее)))) а дети - они тоже как котята
замыкают детей друг на друга - вместе и веселее и самостоятельнее
три - это уже вообще партийная ячейка))))
одному требуется много маминого внимания - а у мамы энергии не хватает
а грубых и хамоватых и озлобленных на жизнь людей много, и они тоже размножаются, но от этого ничуть не становятся вежливее и добрее
при чем тут мамы или нет

Вчера вечером после возвращения детей из лагеря, праздничного ужина и ухода супа, дети рассказали, что папа предложил им в выходные пойти в кино "вчетвером, вместе с его новой тётей, потому что он её очень любит, скоро они будут жить вместе, и он хочет познакомить их друг с другом" О_О Дети отказались со словами "вчетвером мы хотим ходить только с тобой и мамой", суп настаивать не стал... Дети "хотят видеть папу, а не папу в компании с другой тётей", как они мне объяснили свой ответ... Я...

Обсуждение

На собственном опыте. Муж (уже бывший) познакомил наших детей 9 и 4 года со своей возлюбленной, когда мы были еще в браке. Детям она понравилась, еще бы: она ж тоже хотела произвести на них впечатление: добрая ласковая тетя. Т.к. муж из нашего дома сразу переехал к ней, то и детей на выходные забирал к ней. Дети были не против: она их баловала. Я бесилась, пила успокоительные. И до сих пор (они еще не расписались) она себя так ведет. Бывают перегибы: звонит моему старшему и говорит как скучает по нему, как любит, ждет в гости. Я тут же звоню мужу (б/у-шному) и говорю, чтоб не вводили детей в заблуждение, по моему мнению это фарс... Он прислушивается, она не звонит какое-то время, но пишет сыну в одноклассниках... Короче, плывем по течению. Ситуация упрощается тем фактом, что сейчас с ней будет жить ее сын - 7 лет, а дети ну никак не дружат, еще и он называет БМ "папой", что злит моих))) Удачи вам, мудрости и терпения!!!

А как родилось слово "маромойка"? Это кто вообще? "Суп" - понятно, это сокращенное от "супруг". А "маромойка"?

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Крик, оскорбления - стандартная схема общения с учениками.

Обсуждение

>>
Может быть учителя делают все, что в их силах, чтобы как-то направить Вашего мальчика на верный путь? "Прогулял один день - не допускают в школу" - так если они начнут допускать, то он неделями в школе появляться не будет. Думаете так приятно орать дурниной на подростка? Попробуйте сами разочек поорать на сынульку. Гораздо проще нарисовать 3 балла и чтоб исчез. Не ходит - и не надо, меньше идиотов в классе, проще вести урок. Ваши учителя стараются, как могут, привлечь Ваше внимание к проблемам сына. А Вы вместо того, чтобы прислушаться и задуматься, и с ребенком что-то сделать, учителей обвиняете.

Нужно искать другую школу. Причем такую, в которую вы с сыном будете первое время ходить за руку. Потому что если детка ведомая и тянется к сильным, ярким натурам, то прежде чем он зацепится за хорошего педагога, за общий стиль в школе, нужно чтобы он какое-то время был законтачен за вас. Других вариантов нет.

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Обсуждение

Здравствуйте!

К сожалению, я не знаю вашу ситуацию в деталях, что происходит у вас в семье и по какому принципу выстраиваются взаимоотношения с ребенком. Но скажу вам честно – то, о чем вы пишете – это серьезный звонок, на который нужно обратить пристальное внимание. Очень хочется вам помочь, но, к сожалении, он-лайн общение имеет свои ограничения. Могу рассмотреть и оценить вашу ситуацию лишь приблизительно.

Что такое мама? Мама – это человек, давший жизнь, самый близкий человек для любого ребенка. Вы пишете, что, когда вы обижаете своего ребенка, кричите на него, шлепаете, ему не хочется жить. Мамина любовь необходима вашему сыну, как воздух, которым он дышит.

Задайте вопрос себе – зачем вы его обижаете? Какая у вас есть необходимость шлепать и кричать на семилетнего ребенка? Ведь что такое крик и шлепки? Это одна из разновидностей насилия. Вероятно, будучи не в силах воздействовать на ребенка спокойно, вы прибегаете к такому способу «воспитания». Поставьте себя на его место. К вам подходит, например, муж и говорит – сделай то и это. По какой-то причине вы отказываетесь. Он переходит на крик. Вы снова не хотите. Пара затрещин в ваш адрес «завершают переговоры». Я думаю вам, такой способ общения будет малоприятен.

Разберитесь с собою. Все ли в порядке у вас внутри? Ведь если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если взаимоотношения с ребенком выстроены правильно, нет никакой необходимости повышать голос и уж тем более драться. Спокойно объясните, чего вы от него хотите, выслушайте его мнение. Главное, чтобы вы сами четко понимали, чего вы хотите от вашего сына и, действительно, ли вам это нужно.

Приведу пример: мама собирает сына в детский сад, подгоняет его – давай быстрее, тебе нужно успеть в сад, а мне на работу. А про себя думает: «Как же я не люблю эту работу, почему я должна ходить туда каждый день? Я ненавижу то, чем я занимаюсь. Если бы мне не были нужны деньги, я бы не ходила на нелюбимую работу, а сидела бы дома с ребенком, и мне не пришлось бы водить его в сад, где одни болезни и т.д. и т.п.» Мысли – сплошь негативные, самочувствие соответствующее. Мама – вся на нервах, на взводе. Ребенок все это чувствует и, «отражая» состояние матери, кричит во все горло: «Не хочу в детский сад. Не пойду». «Ах, не пойдешь? - далее разыгрывается знакомая ситуация с криком и затрещинами…

Что сделал ребенок? Он в данном случае вслух выразил то, что его мама усиленно обдумывала все последнее время, он всего лишь «отразил» ее состояние. Мама не хочет водить ребенка в сад по такой-то и по такой-то причине, а еще меньше – на работу. Она внутренне сама не хочет, чтобы ребенок шел в садик – боится, что он заболеет. Сама не хочет, а его заставляет. То есть думает и чувствует одно, а вслух говорит совсем другое.
Это несоответствие и выражает вслух ее ребенок.

Поговорите с вашим сыном. Что его беспокоит? Чего ему не хватает? Если это недостаток внимания с вашей стороны, постарайтесь по возможности уделять ему больше времени. Если это реакция на ваши крики и шлепки, немедленно прекратите такой способ общения и начните дарить своему сыну больше любви и нежности. Успокойтесь внутренне сами.

Если ситуация не выровняется, обязательно покажите вашего сына хорошему детскому психологу.

Кстати на своем сайте www.schastie.info я веду бесплатную рассылку. Вы можете подписаться и регулярно получать советы и рекомендации по улучшению качества своей жизни, здоровья, улучшению взаимоотношений с близкими, самореализации, поиске любимого дела и многое другое.

С уважением,
Татьяна Горчакова

Эти советы я решила написать в результате дискуссии, которая развернулась в комментариях ранее опубликованной записи "Не кричи и останься спокойной" [ссылка-1] Конечно, каждый родитель имеет свою точку зрения в вопросах воспитания своих детей, насколько допустимо кричать на ребенка и какой есть в этом смысл. Но мне почему-то после всех комментариев вспомнились стихи Григория Остера "Вредные советы", и я решила составить свой список вредных советов для родителей. Вредные советы для родителей...

пар" и "проговорить" ситуацию, что бы в последствии ее принять и криками в духе - "вы просто монстр потому что ТАК говорите о ребенке " а что лучше, что бы она ее просто молча Насилие - оно насилие и есть. Хоть оно на словах (угрозы и оскорбления), хоть на деле.

Обсуждение

Спасибо всем кто поддержал меня за поддержку и сочувствие.Ну и за тапки тоже спасибо,немного отрезвляют.Не все у нас так ужасно,просто действительно сорвалась,нужно было как-то выплеснуть внутреннее напряжение.Просто действительно очень сложная ситуация во всем одновременно.У матери подозревают очень плохой диагноз,у мужа фуру арестовали на границе,у одного ребенка сыпь по всему телу и тоже не поймут почему,у второй орз и все время плачет еще и поездки по невропатологам ни к чему не привели.Опека предлагает ей инвалидность сделать,я все же надеюсь что не все так плохо.Поехали на скорую с ребенком,так в машину скорой и вписались. Для анонима со множественными звездочками отдельно.Не переживайте,я детей не убиваю,на сковороде не жарю и не ем.Сорваться может абсолютно любой человек когда со всех сторон все наваливается одновременно.Просто буквально перед этим смс я разговаривала с клиникой Германии по поводу обследования,оплаты и лечения,а ребенок орал у меня на коленях пока не получила свою булку.Съедала ее практически не жуя и снова орала.Главное что при этом никто не пострадал кроме моей клавиатуры от пролитого кофе.

11.03.2012 17:26:01, выскажусь,может полегчает

Здравствуйте, автор! Прочитала ваше высказывание, это все про нашего ребенка. Нам 5 лет, с 1,5 мес. дома. Мне знакомо этот ор после сна по часу днем просто так, ничем не отвлечь. С утра если каша не сварилась уже, мы будем орать до того, как ее дадут. Меня просто трясло от того, когда ребенок проспался, все вокруг говорили, что это ненормально. Кололи кортексин, фенибут помогал уснуть. Книжки все перечитала. Все это продолжалось где-то до 4,6.ТТТ.Все осложнялось тем что он до 3 лет вообще не говорил.Соседи жаловались, что мы издеваемся над ребенком, т.к. так орать нельзя. Крик именно гортанный. Я поняла это внутричерепное давление, у нас повышенное и он просыпался с головной болью и главное чтобы все было по правилам, все четко как каждый день. Если кашу не ту подали не с тем выражением лица, он есть не будет и будет ор. Для себя я вынесла то, что надо делать то, что просит ребенок,хотя это очень тяжело, особенно не знаешь что. Заставлять его смеяться, найти какие-то жесты, щикотки, рожи корчить, чтобы ребенок мог отвлекаться и вам разгрузка. Много могу написать. Поведение неадекватное, согласна. С возрастом истерики ушли, но теперь начались кружения. Пока не добьется своего, не отстанет, повторяет все по 5 раз, пока не выполним его просьбу. С таким ребенком никаких дел нет. Сад для нас спасение. Но сынок наш очень ласковый, повторяет постоянно как он нас любит. обнимает, целует, хотя до 3 лет не давл себя обнимать.Делайте то, что ему нужно, стараййтесь не срываться. их это заводит, как ни странно это звучит. Терпения вам в воспитании

11.03.2012 15:46:59, 2012

Какие мы преследуем цели, отдавая ребенка в спортивную или какую-либо творческую школу? Как определить, к чему у ребенка талант и с какого возраста лучше его развивать? Что лучше для ребенка: посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном? Как выбрать учителя? На эти и другие вопросы отвечает психолог. Какие мы преследуем цели? Собираясь отдать ребенка в спортивную, музыкальную, художественную или еще какую-нибудь школу, задумайтесь о своих целях. Постарайтесь понять, почему вы...

Раздел: Усыновление (ребенок очень навязчив в общении с другими детьми). В любом случае нельзя добиваться от ребенка хорошего поведения при помощи насилия: криков, угроз, наказаний, оскорблений и унижений.

Обсуждение

Молодец ребенок, что подходит. В большинстве случаев изучение других людей - обязательный предмет в программе социализации индивида. Навязчивым поведение других людей считают те, к кому навязываются. А ребенок - исследователь. Даже если с 2х сантиметров рассматривает, даже если хочет потрогать - пусть трогает. Если взрослые не понимают этого очевидного факта - то это их проблемы.
Представбте, у вас появился младенец. Сколько желающих встает в очередь его потискать? Потребность в кинестетичеком контакте с изучаемым предметом весьма естественна.
А уж навыки социального общения появятся потом, ибо триаду знания-уумения-навыки еще никто не опроверг.

Я прям обиделась за Вашего ребенка. Кровные ко всем лезут-это непосредственность, а приемные сразу под "колпаком". Забейте, если сами видите, что девочка к Вам привязана.
Моим 6 и 7, привязанность ко мне всепоглощающая, но младшая может вполне броситься обниматься к нравящимся людям, на колени залезть, так ей 6 лет. Добрая она, открытая и ничего больше.

Если бы это был мой ребенок - я бы просто не водила его в сад, честно, потому что он реально представляет угрозу для других детей. Причем наказание не должно быть физическим, это только провоцирует жестокость! или психическим, как крики, оскорбления..

Обсуждение

Насчет "что делать" не подскажу, т.к. по закону родители НЕ РЕШАЮТ, будет ли находиться ребенок в группе.Это решает только детсад.
Но расскажу свой собственный опыт. У меня сын СДВГшка. И вот как раз в средней группе он стал драться. О том, что он гиперактивный -мы не знали, считали просто активным. Съездили к врачам - ребенку прописали таблетки(неврологи), но сказали, что никакой спецсад не нужен, ребенок адекватен, но гиперактивен, диагноз СДВГ. Почему дерется -непонятно. Пошли к психологу. Ребенком занимались два психолога, долго (и дорого). Вердикт - ребенок подвергается травле, скорее всего со стороны воспитателя. Так и выяснили, что одна из милейших воспитательниц -не любит активных мальчишек считает, что нормальный ребенок должен тихо сидеть в уголке. А мой не сидел.Она начала его ругать, в любых ситуациях он был виноват, детям разрешалось его "наказывать" и обзывать, ребенка сделали изгоем...И он начал защищаться кулаками. При этом родителям воспитательница рассказывала, какой хулиган Вася, как он сегодня побил Таню/Маню и т.д. Дошло до того, что дети рассказывали родителям, как их обидел Вася в те дни, когда его в саду вообще не было - приходим с больничного, налетает мамашка -"ах ты, плохой-рассякой, ты вчера толкнул мою дочь, у нее огромный синяк" и т.д. А Васи неделю не было, пришли первый день... Конечно, никаких извинений -он же "плохой, дурновоспитанный". Ко мне подходили мамы и предлагали мне забрать моего "неадекватного, невменяемого" ребенка. После разбора с заведующей воспитателя тихо убрали, и драться мой ребенок перестал. Нет, шустрым и неуправляемым он остался, увы, психологи говорят, что психику ему эта травля сломала, и это НИКОГДА уже не исправить.Протестное поведение.
Интересно продолжение моей истории. Дети продолжали расти. И вот мальчик одной из тех мам, что больше всех старалась "выгнать из сада" моего ребенка - стал неуправляемым и агрессивным. Причем его агрессия распространялась на всех, бил всю группу,подворовывал, воспитатели ничего не могли сделать. А был "белый и пушистый". До подготовительной группы. Мама перестала ходить за сыном в сад, ходил папа, выслушивал очередные рассказы о побитых детях, о воровстве. Мне иногда было интересно спросить - как ей в моей шкурке, нравится? Но я знаю, как тяжело, когда все против тебя, и ты одна защищаешь своего активного несуразного ребенка...
Для справки - СДВГшки часто имеют очень высокий интеллект(моего в саду считали вундеркиндом, в школе отличник, хотя, конечно, не вундеркинд).По статистике таких детей 5-10%, они редко бывают агрессивными, но всегда неудобны для воспитателей-учителей, которые руками излишне чадолюбивых родителей стремятся избавиться от СДВГшек. А сделать гиперактивного ребенка виноватым легко - эти дети импульсивны, и их очень легко спровоцировать.Чем и занимаются не слишком щепетильные воспитатели.
И еще. В травле жертвы гиперактивныши,но на самом деле жертвами там являются все остальные дети - они учатся травить и забивать того, кто в этот момент уязвимее. Шикарное умение.
Сейчас ребенок учится в школе, проблемы есть - но учитель сумела подружить всех детей.

02.04.2010 18:03:18, Мама гиперактивного ребенка

У нас в группе (младшей) такой мальчик. Мамаша его работает в нашем саду, пристроила своего неуправляемого сына в группу детей по возрасту младше его, ну чтоб старшие не обидели, а малышки-то отпор дать не смогут, ясное дело. В итоге имеется такой здоровый лоб, совершенно неуправляемый, причем злобно неуправляемый, есть шилопопы или активные дети, этот злобный угрюмый переросток, явно с психическими отклонениями. Плюс всегда ходит кашляющим и с соплями до колен. Бросается стульями, бьет наших детей, его боятся не только дети, но и воспитатели. Мамаша его на замечания все плакалась, что он никого не слушает, что ой ей так тяжело с ним справляться вай вай. Мы с подругой пошли к заведующей, заведующая защищает мамашу, т.к. та у них работает, мол у ребенка первая группа здоровья, оснований для перевода его куда-то нет. Мы позвонили в департамент образования там нам сказали: "не вопрос, пишите письма нам и заведующей на стол, проведем принудительню комиссию, если он болен, удалим его из сада". В итоге мы зажали мамашку в коридоре, объяснили ей ситуацию, что либо она берется за воспитание своего отпрыска, либо мы будем бороться и пойдем до конца.Мамашка сначала включила дурку (ну она и вообще сама какая-то недоразвитая), потом поняла, что мы не шутим. Сейчас ребенок ее заметно поутих, достает детей, но гораздо меньше, она перестала его водить болеющим. Вот сегодня только говорила с нянечкой, что когда Вадим не ходит у воспитателей праздник и отпуск.
Если что-то опять пойдет не так, опять будет разговор с мамашей либо действительно письмо в департамент, потому что не надо решать проблемы своего ребенка за чужой счет, мой ребенок не обязан быть учебным материалом для адаптации больного ребенка в социуме, тем более с постоянной угрозой получения травмы.

А бывает крик без оскорбления? Ремнем? А престарелую мать, которой Вы станете, когда Ваш ребенок вырастит, можно? Да, бывает крик без оскорбления. Ухожу, стараюсь прекратить такое " общение ", оказалось, мне это вредно.

Обсуждение

Я стараюсь не кричать на ребенка,но иногда невозможно не кричать.По другому не понимает!Ему 9 лет.Раньше был послушный,а теперь изменился,повзрослел.Старается во всем мне противоречить.Я злюсь и начинаю орать.

а что нельзя кричать на ребенка?
Не больше и не меньше,чем на других членов семьи.Достанет-вполне можно и покричать.От темперамента родителя зависит.

В качестве терапии от ночного энуреза мои родители избрали побои, оскорбления «ссыкуха!», угрозы, устраиваемые для меня Нас отправляли в какой-то крутой центр с этим энурезом. Но там психолог была НАСТОЛЬКО отвратительная, что мы с ребенком сбежали от нее:)) удачи.

Обсуждение

нашла свой старый пост... копирую его.











МИЛЫЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Я СТОЮ ПЕРЕД ВАМИ НА КОЛЕНЯХ, Я ПРОШУ ВАС, Я МОЛЮ ВАС – НЕ РУГАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПИСАЮТСЯ, НЕ БЕЙТЕ ДЕТОК, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЗОРЬТЕ ИХ, ИБО ПИСАТЬСЯ ОТ ВАШЕЙ АНТИ-ТЕРАПИИ ОНИ БУДУТ ЧАЩЕ И БОЛЬШЕ. ПОВЕРЬТЕ, Я САМА ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ЭТО. ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ - ПОДНИМАЙТЕ ИХ ПО ЧАСАМ (допустим, через кажд. 3 часа, да я знаю, это тяжело и для вас, но поймите - только вы в состоянии помочь вашему ребеночку!)
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, РАДУЙТЕ ИХ, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ, И ВСЕГДА, ЗАПОМНИТЕ – ВСЕГДА ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ НОЧЬ ПРОШЛА БЕЗ «ПРОИШЕСТВИЯ», ДЛЯ РЕБЕНКА ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. ЛЮБИТЕ ВАШИХ ДЕТОК!!!С любовью…

24.02.2008 22:58:39, по понятным причинам..((((

Здесь советуют не грузиться и терпеть. До 9 лечить не советуют.

26.09.2006 13:18:49, 5,5 лет мальчик.

Прочтите, что я сейчас вам напишу здесь. Прочтите и запомните. Хорошенько запомните.
Я писалась от рождения до 19,5 лет. Уверена в 100% что это психологический фактор был в моем случае. Когда мне было 1,5 года, мама развелась с отцом и сошлась со своей первой любовью. Ей(маме) было тогда 20.
Уже сейчас я понимаю, что в то время я-малышка 1,5-годовалая была как «аппендицит» в семье. С одной стороны меня «любили», но это не видела и не чувствовала – да, я всегда была накормлена, чиста, опрятна, но с другой маме и отчиму были пофиг мои внутренние переживания, мои желания, мои мечты…
Никогда в жизни мама не назвала меня ласковым словом, ни разу в жизни не назвала «доченька», «солнышко», «зайчик», «мамина радость»… в доме у меня было только 3 прозвища: «макака», «ссыкуха», и «придурок»… родители(мама с отчимом) жили фактически своей взрослой жизнью, я внутренне не то чтобы переживала сильно, но с детства привыкла воспринимать такое отношение к себе как должное.
Меня лупили мама и отчим с детства. Били нещадно – солдатским ремнем, резиновой прыгалкой, кулаками… с самого рождения каждую ночь я писалась.. могла уписаваться до 5-6 раз за ночь. В качестве терапии от ночного энуреза мои родители избрали побои, оскорбления «ссыкуха!», угрозы, устраиваемые для меня «позорную терапию», мол, они считали что, рассказав кому-то из людей знакомых, моим сверстникам, соседям, одноклассникам, всем подряд- они таким образом меня излечат. Меня постоянно позорили… . Когда мне только исполнилось 11 лет, мы переехали с квартиру со всеми удобствами(до этого у нас был домик с частичными удобствами), т.е. теперь в кране всегда была горячая вода, и как только у меня случалась «авария» меня среди ночи поднимали мать или отчим(чаще он) и заставляли немедленно перестирать ВСЁ постельное белье + описанное одеяло. Среди ночи.
Плюс ко всему я очень крепко спала, вплоть до того, что будучи в подростковом возрасте (и раньше тоже) я могла упасть во время сна с дивана и не проснуться. Меня могли будить среди ночи по 20-30 минут (будить далеко не ласково – включив все лампы в комнате, с криком, оскорблениями, пинками и т.п.), я действительно НЕ МОГЛА заставить себя проснуться, более того – я даже не помнила что меня будили, просыпалась уже под оскорбления и пинки. Глаза слипались и я снова проваливалась в сон… лежала будучи подростком с собственной луже мочи и не могла проснуться, да и не чувствовала ничего.
Обе бабушки меня жалели.. одна все 19 лет таскала меня по больницам, по психиатрам, по детским психологам, по психотрапевтам… отлично помню, как после приватной беседы со мной врачи в один голос говорили, рекомендовали бабушке, чтобы со мной были более ласковы, чтобы во мне «видели человека» (врачи у меня спрашивали как проходит мой день, о моем хобби.. я честно и искренне им рассказывала, что у меня помимо школы и уроков только обязанности по дому и помощь маме с новорожденным братишкой). Мне запрещали гулять, мне категорически строго-настрого запрещалось пригласить кого-то из приятелей к себе домой, и не дай бог я зайду к кому-то из друзей или одноклассников в дом… (врачи настаивали на том, что «девочке ОБЯЗАТЕЛЬНО перед сном нужна спокойная прогулка на свежем воздухе»(С), бабушка разводила только руками, она не в силах была изменить волю моей мамы и отчима. Я была в доме как домработница, как прислуга и нянька для мл.брата – ведь родителям это было очень удобно. Мне также запрещалось посещать какие-либо кружки после школы. Ах, как я мечтала заниматься музыкой на фортепиано…з
Много раз (опять же – с бабушкиной помощью) мне клали в больницы разных городов, в разные отделения. Я помню названия этих отделений по сей день.. «эндокранологическое», «психоневрологиеское», «нейроурологическое», ………….
Другая бабушка до самой своей смерти (она жила в деревне) водила меня по «бабкам».. те шептали какие-то заговоры… совершали таинственные ритуалы, давали отвары трав… лили воск.. и все они в один голос после «диагностики» говорили что писаюсь я на почве испуга.
Кто-то еще из врачей и знахарок в один голос говорили, что все пройдет с началом половой жизни. Это произошло как раз в 19,5 лет.
Короче говоря, все было бесполезно. Как я переживала… как мне было стыдно… как я молила бога, чтобы он мне помог… лет в 15 я молила бога, ночью стоя на коленях в своей комнатушке чтобы я умерла…
Ровно в 19,5 лет у меня все прошло само собой.
Как-то последние месяцы кол-во «аварий» уменьшалось. И все прошло. Сегодня мне 31.
МИЛЫЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Я СТОЮ ПЕРЕД ВАМИ НА КОЛЕНЯХ, Я ПРОШУ ВАС, Я МОЛЮ ВАС – НЕ РУГАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПИСАЮТСЯ, НЕ БЕЙТЕ ДЕТОК, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЗОРЬТЕ ИХ, ИБО ПИСАТЬСЯ ОТ ВАШЕЙ АНТИ-ТЕРАПИИ ОНИ БУДУТ ЧАЩЕ И БОЛЬШЕ. ПОВЕРЬТЕ, Я САМА ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ЭТО. ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ - ПОДНИМАЙТЕ ИХ ПО ЧАСАМ (допустим, через кажд. 3 часа, да я знаю, это тяжело и для вас, но поймите - только вы в состоянии помочь вашему ребеночку !)
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, РАДУЙТЕ ИХ, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ, И ВСЕГДА, ЗАПОМНИТЕ – ВСЕГДА ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ НОЧЬ ПРОШЛА БЕЗ «ПРОИШЕСТВИЯ», ДЛЯ РЕБЕНКА ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. ЛЮБИТЕ ВАШИХ ДЕТОК!!!

С любовью…

26.09.2006 01:12:07, страдала...

4 правила, которые необходимо соблюдать при общении с ребенком, чтобы не нанести вред его психическому здоровью

Воспитание детей - процесс кропотливый и трудоемкий. Но, мало кто из родителей задумывается о том, что в ребенка нужно вкладывать массу времени и сил, чтобы в будущем из него выросла успешная и уверенная в себе личность. Многие родители выбирают ту модель поведения, которую применяли их родители по отношению к ним. Зачастую эта модель всегда проигрышная, потому что раньше не задумывались о психологическом здоровье своего чада. Родители считали, что ребенка достаточно накормить и одеть для того, чтобы он был счастлив. В зарубежных семьях родители давно о психологическом здоровье ребенка, работают с ним, общаются так, чтобы ребенок рос здоровым психически.

У нас совсем недавно родители начали интересоваться психологией общения с детьми.

1. Принятие ребенка

Ребенок - это личность. Он приходит в этот мир со своим характером. Да, многое передается ему от родителей, но не все. Не спешите говорить ему: «Ты весь в папу», «У тебя характер как у дедушки». Он - индивидуален. У него свои потребности. Если ребенок с детства проявляет особое тяготение к чему-либо, вы не должны запрещать ему. Все, что должны делать родители - это помогать ребенку двигаться в позитивном и верном направлении, но это направление должен ребенок выбрать сам. Хвалите малыша, его самобытность, привычки. Не сравнивайте его ни с кем, иначе в будущем такой ребенок перестанет верить в себя. Из него вырастит завистник. Говорите ему: «Ты все можешь», «Мы так рады, что ты у нас есть». Даже в порыве гнева на ребенка не позволяйте себе грубые фразы: «Зачем я тебя родила?», «Будешь себя плохо вести, отдам в детский дом» и пр. Так вы прививаете ребенку мысль о суициде, что особо остро может проявиться в подростковом возрасте, когда на ребенка оказывает давление общество, гормональный всплеск, первая любовь.

2. Свобода и помощь

Ребенку нужно доверять заниматься чем-либо самостоятельно. Не спешите помогать собирать ему игрушки, делать уроки и мыть его чашку. Помощь предоставляйте только тогда, когда он вас попросит. Разбирайте проблему вместе, обсуждайте, что у него не получается, где он не уверен в своих силах. Будьте ему помощником, но не его правой рукой, которая все может сделать, как только у малыша что-то вдруг не получается. Чем больше он научится делать в детстве, тем легче ему будет в будущем. Он будет нести ответственность за свои поступки. Но если вдруг ребенок стесняется попросить о помощи, вы должны предложить свою, скажите: «Давай вместе сделаем то, что у тебя не получается». С ребенком нужно общаться как со взрослой личностью, с младшим сотрудником, который нуждается в некотором наставлении более опытного коллеги. Постепенно снимайте с себя ответственность. Если ему под силу заправлять свою постель, убирать игрушки, собирать портфель, помощь родителей не только неуместна, но еще и вредна.

3. Активный собеседник

Ребенок нуждается в общении. Даже самая маленькая проблема для ребенка будет проблемой мирового масштаба, в которой родители должны ему помочь. Не воспринимайте пренебрежительно его волнения и переживания. Всегда выслушивайте его, общайтесь с ним. Чтобы вовлечь ребенка в семейный процесс и приучить в будущем к ответственности, вы можете ребенку рассказывать о семейном бюджете, куда вы тратите деньги, сможете ли вы купить в этом месяце что-то ребенку или придется на чем-то сэкономить. Рассказывайте ему о том, как родителям достаются деньги, что любой труд должен оплачиваться.

Не забывайте ему сочувствовать и сопереживать, интересуйтесь его проблемами в школе, кругом общения. Но радикально ничего не запрещайте.

4. Никакого доминирования

Взрослый - не синоним мудрости. К многим людям возраст приходит без мудрости, это может проявляться в воспитании детей. Доминирование и власть над ребенком, агрессия и крик не сблизят вас с малышом, напротив - сделают его замкнутым, закомплексованным, с затаенным чувством агрессии и обиды. Да, родители должны проявлять строгость к своему ребенку, но не с позиции: «Я так сказала», «Потому что ты еще ничего не соображаешь» и пр. Если вам не нравятся в слова или действия ребенка, достаточно просто объяснить ему. Об оскорблениях в сторону малыша не может идти и речи. Это касается и физического давления. Шлепки и подзатыльники ведут к чувству страха и порождению неврозов. Не забывайте, что мы получаем ровно столько, сколько отдаем. А ребенок - это как раз тот ресурс, в который сначала нужно что-то вложить, чтобы потом получить.

У взрослых жизнь напряженная, часто стрессовая и очень суетливая, но свои поражения не стоит выплескивать на ребенке. Родитель всегда для ребенка авторитет. И от этого авторитета зависит, каким его ребенок будет в будущем, как примет его общество и какой будет семья у ребенка, когда он вырастит.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

(10 шагов к тому, чтобы ваши дети Вас слушали)

Знакомясь с идеями психотерапевта Изабель Фийоза, вы иногда улыбнетесь, возможно, будете роптать, чувствуя, что не в состоянии именно так вести себя с собственным ребенком, или, наоборот, сочтете ее советы чересчур тривиальными и поэтому несерьезными. Но их, пожалуй, и не стоит воспринимать совсем уж буквально. Эти необычные рекомендациипо воспитанию детей скорее помогут узнать родителям новые особенности общения с детьми – на случай, если старые и привычные себя не оправдывают. Эту статью, адресованную родителям детей 8 – 15 лет, стоит перечитывать не один раз, потому что изложенную в ней философию воспитания трудно усвоить сразу. Ею проникаешься постепенно, шаг за шагом, пока однажды она не станет привычным образом мыслей.

В своих советах Изабель Фийоза опирается на опыт всех тех, для кого ребенок и желание слышать его личность – самое главное в отношении родителей и детей. Это французский психоаналитик Франсуаза Дольто и представители американской гуманистической психологии Карл Роджерс, Томас Гордон и др. основная забота Изабель Фийоза – описать новый способ воспитания, благодаря которому наши дети стали бы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим. Не к этому ли стремимся и мы сами…нередко, увы, теряя эту цель из виду? Так что пути, которые предлагает нам эта статья, могут оказаться как нельзя более кстати!

Жить с ребенком – дело непростое…

Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы! Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растете и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. «Ты положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, — это указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя, и то только в краткосрочной перспективе: дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой»!

К тому же мы строги, то уступчивы – особенно когда устаем, когда чаща терпения переполняется или у нас просто не хватает времени. А главное — реагировать по-другому мы просто не умеем.

Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и завоевать его любовь. Но если мы так боимся расстроить ребенка, что не решаемся выразить свой гнев, позаботиться о собственных нуждах, потребовать соблюдения норм поведения и запретов, обеспечивающих безопасность, то в роли главного оказывается ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство.

Чтобы усвоить самодисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, нежели в запретах, — но только в правильных разрешениях, которые даются родителями, способными защитить и обладающими личным авторитетом (иначе у детей возникает ощущение вседозволенности). Ребенку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешение быть самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности…

На примере 10 распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои типичные реакции. Возможно, ваши родители требовали послушания и покорности, вы же предпочитаете самостоятельность, но запрограммированные реакции управляют вами помимо вашей воли. Не так-то просто согласиться с тем, что у наших детей есть права, которых не было у нас! Если мы отдаем себе отчет в чувствах, которые сами испытывали в детстве, мы сможем услышать своего ребенка и будем воспитывать его по-новому. Но если мы отрицаем свои детские раны, идеализируем собственных родителей, то рискуем вновь и вновь воспроизводить модель воспитания, от которой пострадали сами. И, не справляясь с ситуацией, станем винить ребенка: «Он меня довел!», «По-хорошему он не понимает!», «Он не выносим!»…

Итак, СИТУАЦИЯ 1: Тихо! Умейте слушать.

Ситуация: он жалуется «Наша математичка плохая и несправедливая! Она поставила мне двойку, потому что я просто забыл тетрадь».

Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или приуменьшить значение проблемы («Ладно, это не так важно»), или обвинить его («Ничего удивительного, ты вечно все забываешь!»), или оборвать запретом («Не говори так об учителе!»). Или же, стараясь помочь, мы начинаем комментировать, даем советы и указания. Но они убивают в нем желания выражать свои чувства. Бесполезно объяснять ребенку, что вы бы справились с ситуацией лучше него. Да и потом, уверенны ли вы, что правильно поняли суть проблемы? За жалобой «Мне не нравится эта учительница» может скрываться «Я не справляюсь» или «Меня обидел товарищ».

Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям.

Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить – смотрите на него и слушайте. Приободренный вашим доверием, он почувствует в себе силы. И будет вам благодарен.

Подсказка! Чтобы показать, как внимательно вы слушаете, вы можете вставлять восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам просит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему.

СИТУАЦИЯ 2: Предлагайте выбор.

Ситуация: он не помыл посуду или не сделал уроки.

Обычная реакция: «Помой посуду!», «Немедленно садись за уроки!». Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он – всего лишь исполнитель. Так он не учиться самостоятельно осуществлять выбор и управлять своей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению – совсем не одно и то же. Большая разница, кто ты – субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что ребенок сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.

Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.

Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.

Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать). Например: «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать – с математики или английского?».

Подсказка! Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.

СИТУАЦИЯ 3: Говорите коротко.

Ситуация: его кроссовки валяются посреди коридора.

Обычная реакция: мы склоны преувеличивать значение его небрежности. Наш тон обычно раздраженный, а значит агрессивный и до некоторой степени обвинительный. На что мы надеемся? Что ребенок признает ошибку и исправиться. Так иногда происходит, пока он маленький…Но став постарше и привыкнув к нашим замечаниям, он перестает нас слушать после первых же слов! Мы же, устав его отчитывать, наводим порядок вместо него.

Ваша цель: приучить ребенка следить за своими кроссовками и вообще за своими вещами.

Привлекая к ним его внимание, вы постепенно научите его тому отношению к собственным вещам, которого вы от него ждете. Чтобы достичь цели быстрее и без конфликтов, будьте кратки! Конечно, одного напоминания будет недостаточно, чтобы он сам убрал кроссовки или помнил про сумку со спортивной формой. Особенно если он уже привык к замечаниям или к тому, что это делают вместо него. Но все равно результатов долго ждать не придется – ни вам, ни ему.

Новая установка: по возможности говорить одно – единственное слово. Просто привлекайте внимание ребенка к предмету. Произнесите спокойно: «Кроссовки!»

Подсказка! Нельзя забывать про тон голоса – он должен выражать обычное напоминание. Вы чувствуете, как накатывает раздражение? Переведите дух. Возможно, оставив кроссовки посреди коридора, он подумал о том, чтобы их снять и не пачкать пол в комнате.

СИТУАЦИЯ 4: Проводите время вместе.

Ситуация: он безобразничает, получает плохие оценки, ваши отношения портятся…

Обычная реакция: нравоучения, наказания…Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь. Но в действительности добиваемся одного: ребенок потеряет к нам доверие, замкнется в себе, и в конечном счете проблемы обострятся. Ведь чем спровоцированы эти выходки? Недовольством самим собой, растущим чувством тревоги и одиночества, которое рано или поздно еще более усугубят его странное поведение.

Занятые повседневными хлопотами, мы часто занимаемся ребенком между делом, следим лишь за тем, чтобы он совсем не распустился. Но если родители не находят для детей времени, те быстро начинают чувствовать себя неинтересными для них. И пока дети не получают своей порции внимания, не стоит рассчитывать, что поведение их изменится. И, конечно, не стоит ждать первого шага от ребенка – «пусть он сначала изменится, а потом я им заинтересуюсь». Ведь если цветок поник, вы не будете ждать, пока он снова расцветет, чтобы полить его!

Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения.

Прежде чем отчитывать ребенка, вспомните, сколько внимания вы ему уделяете. Детский расчет прост: мама и папа на меня смотрят, слушают меня – значит, я им интересен, я вовлечен в их жизнь, я тоже их слушаю, я им помогаю.

Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего внимания.

Подсказка! Не всегда легко демонстрировать любить ребенку, который проказничает…Но на то мы и взрослые! Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру, — вам кажется это слишком много? Можно начать с двух минут и постепенно увеличивать это время.

СИТУАЦИЯ 5: Делитесь информацией.

Ситуация: он берет два апельсина, съедает только один, а второй апельсин и кухонные очистки бросает на кухонном столе.

Обычная реакция: приказать («Немедленно убери апельсин и выброси очистки!»). В ответ от ребенка можно ждать трех реакций: он или подчинится, или уклонится, или открыто воспротивится. Но даже если подчинится, надолго его сговорчивости не хватит. Совсем скоро ребенок просто перестанет слушать, а потом и откровенно взбунтуется. Существует и другая опасность: приказывая, мы добиваемся покорности, но ребенок не учится действовать по собственному усмотрению. Мы вынуждены всякий раз повторять свои требования, но в наше отсутствие он не проявляет инициативы. Нам кажется, что мы своими указаниями объясняем ему, как следует поступать. Но это заблуждение. Структура фразы стирает содержащуюся в ней информацию.

Ваша цель: развить у ребенка чувство ответственности.

Ему необходимо навести порядок в своих мыслях и осознать круг своих обязанностей. Чтобы помочь, объясняйте, показывайте, давайте ему ориентиры. Постепенно детски мозг усвоит и упорядочит информацию. В этом случае ребенок не выполняет наши приказы, а работает над собственным мышлением.

Новая установка: давайте ему четкие указания относительно того, что ему следует делать.

Чтобы увеличить шансы на то, что ребенок сам станет поступать правильно, обучайте его: «Апельсин, который ты не съел, кладется в холодильник, а очистки выбрасываются в мусорное ведро».

Подсказка! Важно следить за своей интонацией и не сообщать ребенку то, о чем он и так знает, вроде: «Мусорное ведро – это место, куда выбрасывают отходы». Он справедливо разозлится: «Ты меня за дурака держишь?»

СИТУАЦИЯ 6: Описывайте проблему.

Ситуация: на полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно от варенья.

Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?» Обвинения, поиски виновного… Сколько растраченной энергии, поводов для ссор и обид на пустом месте! Разве так уж важно нам знать, кто виноват? А ребенок слыша в свой адрес «Ты разбил стакан, ты что, вообще не способен ни за чем следить?», чувствует себя униженным. Мы унижаем его еще больше, если наводим порядок вместо него, тем самым словно отрицая его способность исправляться.

Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.

Первое, что нужно сделать – устранить непорядок. Описывая то, что мы видим, мы помогаем ему сосредоточится на том, что необходимо сделать: «Тут пролито варенье, скорее, нам нужна губка!» Такое описание подтолкнет ребенка к действию, даст ему почувствовать свою долю ответственности. Привлекая его внимание к проблеме, к делу, требующему выполнения, мы постепенно научим его проявлять инициативу.

Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.

Оброните как будто невзначай: «Кошка, похоже, проголодалась» или «В этой комнате не пройдешь, не наступив на что-нибудь», или даже «Я вижу, тут один мальчик никак не усядется за задание по математике».

Подсказка! Фраза вроде «Я вижу, что двое ребят нацелились на один кусок торта» позволит не становиться на сторону одного из детей.

СИТУАЦИЯ 7: Называйте его чувства.

Ситуация: ребенок приходит в слезах. «Антон обозвал меня дураком при всех», «Мне жмут брекеты, не хочу их больше носить»…

Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или, пользуясь случаем, делимся житейской мудростью («Нашел кого слушать, мало ли идиотов на свете»). Или успокаиваем («Ты преувеличиваешь, наверняка не так уж и больно!»). Или даем здравые советы («Тебе следует поступить так-то и так-то»). Или обвиняем («А сам-то ты ему что сделал?»). В ответ ребенок замыкается в себе, становится агрессивным… Удивительное дело, чем старательней мы утешаем или пытаемся разрешить проблему, тем острее ребенок чувствует, что его оценивают, не понимают, отвергают. Постепенно он начинает скрывать свои чувства, перестает делиться своими трудностями.

Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями.

Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое наше участие, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается ребенком как (о)суждение, как недооценка его способностей решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ему требуется одно – сопереживание. Оно питает его уверенность в себе и в нас. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием.

Новая установка: выражайте словами его чувства.

«Если бы, очень обидно, когда тебя высмеивают на глазах друзей…», «Я знаю, брекеты стягивают зубы, да и вообще приятного мало носить эту штуку».

Подсказка! Называйте то, что видите, но не интерпретируйте!

СИТУАЦИЯ 8: Покажите, что вы внимательны.

Ситуация: ребенок приходит очень довольный. «Папа, смотри, что я нарисовал!», «Мам, ты видела, как я быстро бежал?».

Обычная реакция: чаще всего мы ограничиваемся восклицанием: «Какая красота!» или «Молодец! Отлично пробежал!». Словно он приходил за оценкой. Однако даже высокая оценка остается оценкой, со всеми вытекающими последствиями: зависимость от нее ребенка, чувство приниженности, сомнения. Нередко ребенок не верит комплиментам: «Ты так говоришь, потому что меня любишь». Конечно, всегда приятно, когда хвалят. Многие дети просто нуждаются в похвале, снова и снова требуя подтверждения: «Мам, как у меня получилось, хорошо?». Но в глубине души они продолжают сомневаться: действительно ли я так хорош?

Ваша цель: помочь ребенка обрести уверенность в себе.

Он должен сам увидеть достоинства того, что сделал, и убедиться, что ваш интерес к его «творению» – подлинный. Называя детали, «пересказывая», что увидели, вы показываете ему, что вам действительно интересно. Он ловит каждое ваше слово. Для него ценность его достижения измеряется количеством деталей, отмеченных родителями, то есть уделенным ему вниманием.

Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в деталях. «Так, ты хотела нарисовать собаку. Здесь у тебя четкая линия, а тут потоньше». «Конечно, я видела: ноги так и мелькали! На всей дистанции у тебя был очень сосредоточенный вид. А на третьем круге ты уже шел вторым!».

Подсказка! Чем внимательней, тем вам проще быть искренними. воскликнув «Как красиво!» при виде неудачного рисунка, вы рискуете потерять доверие ребенка. Наши дети далеко не дураки!

СИТУАЦИЯ 9: Не отвечайте на вопросы.

Ситуация: ребенок донимает вопросами: «Почему я должен ходить в школу?», «Почему всегда решаете именно вы?»…

Обычная реакция: наши родители редко отвечали на наши вопросы, зато мы считаем своим долгом всегда отвечать детям. Но всегда ли вопрос требует ответа? Часто бывает так: вы ответили, а ребенок спустя пару дней повторяет свой вопрос. За многими вопросами скрыты его переживания. Ответ «Ты должен ходить в школу, чтобы учиться» ничем не поможет, если ребенок хотел сказать: «Я боюсь туда ходить, потому что за мной гоняется мальчик из пятого класса». Отвечая, мы укрепляем в ребенке уверенность, что он все еще в нас нуждается. На самом деле он спрашивает потому, что это легче, чем подумать самому.

Ваша цель: научить ребенка размышлять, помочь ему стать самостоятельным.

Важное умение – искать ответ. Самостоятельно найденное решение прибавляет уверенности в себе. Да и информация лучше запоминается, когда сомневаешься, ищешь, анализируешь…

Для подростка куда больше имеет вес ответ, полученный от постореннего, а не от члена семьи. Поощряйте своего ребенка обращаться с вопросами к знающим людям. Всякий раз, когда он наберется смелости и обратится к человеку, который может обладать нужными сведениями, – в магазине, в аптеке, во дворе, – он почувствует свою значимость: ему ответили! И будет горд собой.

Новая установка: воздерживайтесь от ответа, когда ребенок может найти его самостоятельно.

Верните его вопрос, помогите ему поразмышлять: «Интересный вопрос! Где бы это узнать?», «А ты сам как считаешь?», «Задумайся, а что если…».

Подсказка! Вы привыкли отвечать на вопросы ребенка? Изменив этой привычке, вы, скорее всего, вызовете его раздражение, вынудив отвечать на свой же вопрос. Не уступайте! На кону его уважение к самому себе.

СИТУАЦИЯ 10: Добивайтесь соблюдения договора.

Ситуация: ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.

Обычная реакция: ребенок продолжает играть, хотя время вышло, и к тому же он вас не послушался… Соблазн накричать велик. Чувство бессилия часто заставляет нас соразмерять наказание со степенью нашего раздражения, а не с тяжестью проступка. Такое наказание снимает ответственность с ребенка, освобождая от осознания своей вины. Крики он пропускает мимо ушей, нотации не действуют… Но ведь смолчать тоже невозможно!

Ваша цель: приучить ребенка думать о других.

Ребенок должен уметь оценивать эффект от своих действий. Если вы ничего не предпримете (а ругаться, кричать, отчитывать – значит бездействовать перед лицом проблемы), ребенок подумает, что ничего страшного не произошло. Он не выключает компьютер вовремя? Лишите его доступа к компьютеру…пока у вас не будет гарантий, что он исправиться.

Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствует последствия своего поведения. «Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выключить компьютер. Я забираю твою мышь».

На следующий день:

– Можно мне взять мою мышь?

– Только когда я буду уверенна, что ты не просидишь за компьютером дольше, чем мы договорились.

– Я выключу, когда скажешь…

– Нет, так не пойдет. Я хочу, чтобы ты сам следил за временем.

– Я смогу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.

– Годится!

Подсказка! Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребенка. Они всегда несоразмерны провинности и потому вредны.