Основные причины возникновения трудного поведения. Откуда берутся «трудные дети»

Влияние семьи на появление трудных детей

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Хотелось бы конкретизировать выше сказанное и выявить особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведение школьника.

3.КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей.

Л.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П.Бочкарева выделяет (1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю; (2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; (3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Как видим, в основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.

З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций в семье, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А.Е.Личко выделяет 4 стиля воспитания, способствующие появлению трудных детей: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

Примером иллюстрирующим результаты воспитания по системе гиперопеки является такой случай: сын приходит домой со школьного вечера, где был ответственным дежурным, наблюдал за порядком. Мать, встречая его, грубо с порога спрашивает: «Где был? Какой еще вечер! Какое еще дежурство? А ну выверни карманы! Дыхни! Знаю я ваши вечера, вот лучше бы дома сидел, уроки учил!»

Такое обращение омрачает отношение родителей и детей, унижает чувство собственного достоинства подростка, делает его внутренний мир замкнутым, недоступным для родителей.

Подобные отношения, как правило, характеризуют семьи авторитарного типа, когда один из родителей, чаще всего мать, откровенно доминируют в семье, единолично решают все жизненно важные вопросы своих взрослеющих детей. В случае непослушания применяют решительное воздействие в виде физических наказаний, угроз, лишений обещанных развлечений, покупок обнов. Матери такого рода пытаются застраховать свое велико-возрастное дитя от всех жизненных невзгод и проблем, взращивая его в парниках гиперопеки до седых волос. Подобная система домашнего воспитания зачастую дает осечку.

Пятнадцати летний Олег Б. вместе со своими друзьями совершил несколько грабежей и разбойничьих нападений, сопровождающихся жестким избиением потерпевших, один из которых от побоев скончался. При беседе со следователем, экспертом-психологом Олег вел себя совершенно спокойно, невозмущенно, не высказывал ни признаков раскаяния, ни чувства вины, ни сочувствия к убитому и его семье, ни даже волнения за свою будущую участь и страха перед наказанием. Такая безучастность к своей судьбе и судьбе окружающих здорового и психически полноценного парня вызывает крайнее удивление и естественный вопрос, в чем причины подобной эмоциональной тупости.

Более близкое знакомство с родителями Олега и условиями семейного воспитания позволяют ответить на эти вопросы. Семья Олега относится к числу благополучных, характеризуется материальным достатком. Родители живут относительно дружно, имеют высшее образование. Семья чисто авторитарного склада с явным доминированием матери. Мать занимает видное служебное положение. Она самостоятельно решает все семейные проблемы, в том числе и проблемы сына. Сама определяет характер его увлечений, но своему усмотрению отбирает ему друзей, сама выбрала ему будущую профессию…

2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) создание «кумира» семьи: постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушке» в семье.

Б. Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей: 1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток или юноша тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания молодежи; 2) конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; 3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.; 4) педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т. д. Так, иногда родители настойчиво добиваются волной откровенности подростков, не учитывая особенности возраста.

Б. Н.Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения школьника, вызванную его социальную дезадаптацией. Она имеет З стадии: 1) компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятным обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, человек демонстрирует уступчивость и услужливостъ, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу. В этом случае учитель часто ошибается: он нередко принимает «готовность» такого ученика за отзывчивость и любовь к преподавателю, не осознавая его затруднений в адаптации к среде; 2) конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов; З) внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т. д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ

Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний. Неверно, если за поздний приход домой один раз наказывают, а другой -- нет. Большую роль играет реагирование старших на хороший и плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение. Такие родители нередко уделяют слишком много внимания проступкам детей. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей), баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося или даже невротическим состояниям; вторая - к затруднениям в общении с детьми. В этих случаях целесообразно обратиться к психотерапевту. Трудности в поведении ребенка могут появляться из-за доминирования в семье одного из супругов, вызывающее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, уход из дома в связи с разводом). Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а разлады и дисгармония в отношениях родителей между собой. Способствуют появлению трудных детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений. В последние годы в зарубежных научных и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Они могут принимать физическую и психологическую форму. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка (нередко с опасностью для его жизни), нанесении ему ожогов, испытании голодом и т. д. Выявлены и многие случаи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. О последнем подробнее будет сказано ниже. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Она подавляет у ребенка чувства радости, любви и идентичности. При этом
происходит нарушение структуры личности, поведения и его социальной сущности. Жестокость создает основу для хронического психогенного травматизирования, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Причину насилия над детьми некоторые ученые видят в их подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителями своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случае нуждаются в помощи медиков и психологов.

Среди различных видов насилия в семье выделяют сексуальное насилие. В последние годы в России появились первые публикации об инцесте (кровосмешении).

По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблениям подвергались в детстве от 20 до 30 % взрослых женщин и 10 % мужчин. Их наносили в основном кто-нибудь из родственников или знакомых. Лишь в 25 % сексуальную травму вызывали действия незнакомых людей. 90 % насилий такого рода совершали мужчины. Половые связи отцов с дочерьми составляют 75 % известных случаев инцеста. Сексуальные оскорбления со стороны матерей весьма редки. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последними принимает отягощенные формы и более длительно. Случаи сексуального насилия выявлены во всех социальных слоях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные. Хотя инцест давно известен в истории человечества, нельзя не отрицать стимулирования этого явления людей сексуальной революцией.

Испытывая сексуальную травматизацию, ребенок боится засыпать, его нередко мучают ночные кошмары, возникает энурез. У школьника в этих случаях часто отмечаются трудности в обучении и поведенческие нарушения. У таких детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Некоторые подростки на почве сексуального насилия прибегают к суициду. Возможны побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков. Американские ученые установили, что значительный процент проституток имели в детстве интимные связи с отцами. Последствием сексуальных травм у женщин является заниженный образ «Я», недоверие к мужчинам, а иногда и к женщинам, трудность установления доверительных отношений даже со своими детьми. У некоторых женщин отмечаются депрессия, фобическая тревога, нарушение пищеварения и т.д.

Инцест запрещается Библией. Во всех штатах США имеется уголовно-правовой запрет на это деяние. Уголовный кодекс РСФСР запрещает инцест, но не называет его: вынуждение женщины на вступление в половую связь (ст. 118), половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ст. 119), и развратные действия в отношении несовершеннолетних. Однако к вопросу о передаче дела в суд надо подходить, осторожно. Во-первых около 30 % инцестных пар вступают в эти отношения добровольно или не испытывают неудовольствия при этом. В этом случае американские ученые говорят о преступлении без жертв и предполагают, что в будущем наказание за это будет отменено. Но у родившихся от такого брака детей опасность наследственных болезней возрастает в десяток раз. Во-вторых, насилие может быть кратковременным, насильник быстро раскаялся, и все вернулось в норму. Будет ли ребенок доволен, если лишится одного из родителей или вообще попадет в интернат? А каковы будут последствия публичной огласки случившегося? Мы не даем никаких рецептов и не указываем единственно возможный путь. Или следовать правилу: пусть гибнет мир, но торжествует закон? Считаем, что не люди для закона, а закон для людей.

В случае обнаружения инцеста нужен очень взвешенный индивидуальный подход. Главное, не навредить пострадавшему ребенку, не утяжелить его и без того трудную долю. Для этого необходима консультация со специалистами-психотерапевтами. Клиническое лечение жертв насилия часто существенно им помогает и возвращает к полной норме. Учитель должен получить вполне достоверное знание о факте насилия, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Некоторые люди из чувств ненависти или зависти склонны таким образом оклеветать определенную семью, а другие им охотно верят. История дает нам тому примеры. Так, обвинение в инцесте Марии-Антуанетты, французской королевы, понадобилось для того, чтобы «прочнее» обосновать ее отправку на казнь. В наше время некоторые разводящиеся с мужем женщины обвиняют в инцесте его мать. Как известно, жена и свекровь плохо уживаются друг с другом в одной семье. Имеются и другие причины для клеветы. Поэтому неосторожные действия учителей в подобных случаях способны поразить в самую сердцевину святое родительское чувство невинных взрослых и серьезно травмировать самого ребенка. А взаимная любовь родителей и детей не только естественно, но и необходима для полноценного психического развития последних.

Отметим трудности в отношениях детей и воспитателей, вызванные особенностями развития современного общества. Растущая преступность вызывает у части подростков и старшеклассников недоверие и презрение к взрослым, враждебность по отношению к милиции, органам власти. Недавно в печати сообщили о 13-летнем подростке, убившем обоих родителей за то, что они «достали» его своим воспитанием. Своеобразно сказывается на школьниках новое отношение в обществе к экономическим факторам. Девочка-подросток участвовала в убийстве матери, чтобы получить в свою полную собственность приватизированную квартиру. Другая девушка организовала шантажирование собственного отца дружками, требовавшими солидный выкуп за мнимое похищение дочери. Эти трудности общество может преодолеть только совместными усилиями. Особенно важен союз учителей и родителей. К сожалению, многие родители считают, что воспитание их детей - это дело только школы, а они заняты работой. Конечно, родители теперь вынуждены много трудиться, чтобы содержать семью. Но такая ситуация существовала и десятки лет назад. Следует сказать о влиянии тоталитарной идеологии на сознание граждан. Считалось, что родители являются носителями дореволюционных взглядов и всевозможных буржуазных пережитков. Они не смогут воспитать граждан нового, коммунистического общества. Когда в послесталинский период получили широкое распространение школы-интернаты, ожидалось, что обучавшиеся в них дети станут счастливыми и правильно мыслящими людьми. Оказалось, что большинство школьников переживало даже временную разлуку с родителями как величайшее несчастье. В наше время вновь возвращается осознание важности и незаменимости родителей, семьи. Но многие педагогически не подготовленные родители не понимают этого. Поэтому большие положительные результаты принесет педагогическое просвещение родителей, открытие им вечных, но у нас забытых истин. В Московском педагогическом университете нами проводился опрос студентов: как следует понимать христианское выражение: «родительский крест»? У всех отвечающих эти слова вызвали представление очень трудного, почти непосильного, мучительного дела. Но никто не сказал, что понятие «крест» связано с величайшим подвигом, совершенным Иисусом Христом во имя спасения человечества.

Действительно, истинные родители - воспитатели совершают, особенно в нынешних тяжелых условиях, подвиг, в чем-то подобный подвигу Иисуса Христа. Только не во имя всего человечества, а небольшой части его -- своих детей. А такой подвиг можно совершить, только имея большую любовь к людям. В этом отношении представляется очень важной уже упоминаемая книга Э. Фромма, где подробно описывается материнская и отцовская любовь. Отличие материнской любви к ребенку от отцовской в том, что первая -- безусловна, а вторая -- условна. Мать любит свое дитя за то, что оно есть, что оно ее ребенок. Это блаженство и покой, которого не нужно добиваться и заслуживать. Материнская любовь к ребенку будет проявляться вне зависимости от того, что он сделал. Но этой любви нельзя добиться, если ее нет. Без материнской любви все прекрасное уходит из жизни.

Отцовская любовь обусловлена похожестью ребенка на отца своим поведением, следованием его советам и ожиданиям, выполнением установленных обязанностей. Мать -- это природа, дом, из которого ребенок уходит. Отец представляет мир вещей и мысли, закона и порядка. Он научает ребенка узнавать дорогу в эту важную сферу человеческого существования. Обусловленная отцовская любовь открыта для влияния, ее можно добиться, заслужить. В отличие от любви материнской ее можно контролировать. Отрицательной стороной отцовской любви является то, что ее можно потерять в случае непослушания. При рождении ребенок нуждается в безусловной материнской любви физиологически и психически. Мать дает ребенку веру в жизнь, она не должна быть тревожной. У нее должно быть желание, чтобы ребенок со временем стал независим и отделился от семьи. После шести лет ребенок начинает заметно нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает ребенку безопасность в жизни, то отец учит решению социальных проблем. Эта любовь направляется принципами и ожиданиями. Она должна быть снисходительной и терпеливой, а не авторитарной и угрожающей. Любовь отцовская способствует развитию у ребенка чувства собственной силы и позволяет ему в конце концов стать авторитетом для себя, освободившись от авторитета отца.

Взрослый человек соединяет в себе, казалось бы, противоположное сознание отца и матери. Если бы он ориентировался только на сознание отца, был бы злым и бесчеловечным, а одностороннее возобладание материнским сознанием привело бы зрелого человека к потере здравого рассуждения и препятствиям в развитии себя и других. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребенка -- основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. Так, преобладающая привязанность к излишне снисходительной или властной матери при слабом и безразличном отце нередко приводит к формированию в характере школьника черт беспомощности, внушаемости, зависимости от окружающих. Холодная, неотзывчивая и властная мать способствует односторонней направленности на отца. В таком случае создается характер человека авторитарного и педантичного, не ожидающего безусловной любви. В более тяжелых случаях односторонняя ориентация на отца способствует развитию маниакального невроза, а на мать - истерии, алкоголизма, депрессии, неспособности самостоятельно бороться за жизнь.

Итак, одного начала -- материнского или отцовского -- недостаточно для нормального психического развития ребенка. Э. Фромм отмечал, что подавляющее большинство женщин -- любящие матери в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Однако действительным наивысшим достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только младенцу. Сущность материнской любви в желании и способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Многие женщины не способны достичь именно этой высшей границы материнской любви. Каковы научные методы изучения межличностных отношений в семье? Это, прежде всего наблюдение, беседа, анкетирование. В настоящее время для исследования положения ребенка в семье успешно применяются графические методики. Одной из наиболее эффективных и признанных является методика «Рисунок семьи». Суть этой методики сводится к предложению ребенку нарисовать свою семью и в последующей интерпретации рисунка исследователем. Во время рисования экспериментатор отмечает: 1) последовательность изображения деталей; 2) паузы более 15 с; 3) спонтанные высказывания ребенка; 4) его эмоциональные реакции. После выполнения рисунка задаются уточняющие вопросы: кто здесь нарисован? Что делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый и почему? После беседы ребенку предлагается решить 6 ситуаций, из которых 3 должны выявить негативные чувства к членам семьи, а другие 3 - положительные. Несмотря на кажущуюся простоту методики, для интерпретации ее результатов требуется известная подготовка. Она может быть осуществляться с помощью только что цитированной книги по общей психодиагностики. При интерпретации рисунка семьи следует иметь в виду, что подчас изображение имеет не прямой, а скрытый смысл. Так, студенткой МПУ был поручен рисунок девочки - четвероклассницы, где она и ее родители были изображены в виде деревьев. Почему? Не только девочка, но и ее родители молодые, они еще растут. Но на маленьком дереве больше зеленых листьев, т.к. дочка все же моложе родителей. Дерево, изображающее папу, стоит прямо, а дерево - мама резко наклонилось и прикрывает своими ветвями маленькое деревце. Надо сказать, что в рисунках детей нередко отражается неблагополучие в семье. Так, изображение зеленых драконов и чудовищ свидетельствует о наличии насильника в семье. В рисунках маленьких детей бывает и прямое изображение сексуального оскорбления по отношению к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в преодолении проблемы трудных детей важен союз учителей и родителей. К сожалению, многие родители считают, что воспитание их детей - это дело только школы, а они заняты работой. Большую роль играет реагирование родителей на хороший или плохой поступок ребенка. Родители трудных детей часть этого не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто не правильно и непоследовательно ругают за плохое поведение. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

Педагогическая поддержка трудного подростка в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем подростка в поликультурной среде. Таким образом...

Психолого-педагогическая характеристика детей при ринолалии

Врожденные небные расщелины один из самых часто встречающихся пороков развития челюстей и лица. Врожденные расщелины неба могут быть вызваны различными как внешними, так и внутренними факторами...

Психолого-педагогические основы буллинга как социального явления

Практический опыт, наблюдения показывают: школа не случайно оказалась сегодня в эпицентре детского буллинга...

Работа педагога-психолога с трудными детьми

Как известно, аффективная возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндо-кринными изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения...

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях

Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации...

Социально-личностное развитие слепоглухих детей

В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней...

Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского Дома культуры

В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят подростков...

здоровый жизнь трудный подросток Мотивация интереса к здоровому образу жизни трудных подростков может стать эффективным способом коррекции девиантного поведения. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив...

Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст...

Формы и методы воспитательной работы с трудными подростками

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека...

Этические основы социальной работы с "трудными детьми"

«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей»...

«Как помочь трудному ребенку?»

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание , необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему . Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение , то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный , он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

6. Оказание психологической помощи родителям "трудного" школьника.

Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества,

контролировать его поведение и занятия в свободное время.(Пойми меня)

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Условия действенности приемов работе с «трудными» учащимися

(по Верцинской)

Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию:

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.

Самодисциплина.

2. Активизация волевой установки.

Единство перспективных линий развития коллектива и личности.

Целеустремленность.

3. Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий.

Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.

Самодисциплина.

4. Одобрение первых успехов деятельности.

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положи-

тельных качеств, сил и способностей подростка.

Уверенность в себе.

5. Уважение самолюбия.

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.

Требовательность к себе.

6. Подчеркивание неизбежности выполнения задания.

Строгая система контроля в отчетности.

Добросовестность.

7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.

Самоконтроль.

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.

В процессе контроля за подготовкой «трудных» учащихся рекомендуется:

Создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;

Снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;

Дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;

Дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;

Стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

Возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;

Привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно - абстрактному;

Привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;

Разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;

Указание на аналогичное задание, выполненное ранее;

Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;

Указание приема или способа выполнения задания;

Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;

Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;

Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

Выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение порядка выполнения задания;

Предположение о возможных затруднениях;

Дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;

Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;

В необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).

· экологических (неблагоприятная обитания)

· медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.)

· психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации)

· криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение- это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение – это , выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т. е. нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе.

Антиобщественное поведение – 3 вида:

· аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения;

· противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;

· преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Ранней профилактике подлежат первых два вида.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, учебных программ и социальных норм.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

Отечественные психологи выделяют такие особенности личности трудных подростков как лживость, аффективность, конфликтность, слабоволие, грубость, безответственность, агрессивность и т. п. Результаты изучения мотивационной сферы трудных подростков свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением ценой добиться определенного, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность и т. д.

Сопротивляемость педагогическим воздействиям, свойственная трудным подросткам, может быть обусловлена не только особенностями личности подростка, но и может быть связана с учителем как субъектом педагогического воздействия, с особенностями его взаимодействия с учащимися.

Обычно педагог, стремясь найти наиболее эффективные методы воздействия на учащегося, собирает обширную информацию о нем, включающую разнообразные сведения, зачастую не отражающие те , которые являются причиной существующих отклонений. Педагогическое на ученика осуществляется по методу проб и ошибок, что приводит к излишней затрате сил, а иногда и к прямо противоположному эффекту.

Существуют типичные педагогические ошибке в работе с трудными подростками:

· грубость, проявляющиеся в поведении ученика, могут быть ложными. На самом деле эти черты характера на присущи ребенку. Это похоже на те проявления поведения , которые являются реакцией на неумелые воспитательные воздействия. Кроме того, эти формы поведения могут быть лишь маской, за которой скрывается истинное отношение ученика.

· Специфика труда педагога такова, что учитель довольно часто склоняется к признанию «нормальным» поведение ученика, который ничем не выделяется из общего фона. Яркое проявление индивидуальности подростка может иногда вызвать конфликтные отношения с учителем. Учителю нельзя также забывать, что многие так называемые шалости подростка часто свидетельствуют не об укоренившейся в нем недисциплинированности, а являются выражением его активных попыток самопроверки и самовоспитания.

· Очень часто отрицательное поведение подростка является следствием игнорирования воспитателем такой его возрастной особенности как чувство взрослости, которое выражается в стремлении подростка к признанию его самостоятельности, к удовлетворению потребности в самоутверждении, к попыткам негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

· Субъективизм учителя, пристрастное отношение к ученику. Оценки учителя оказывают существенное влияние на формирование личности ученика, влияют на взаимоотношения детей в классе, на их взаимооценку. Выражающую степень популярности ученика в коллективе. Особенно остро переживают несправедливую оценку, предвзятое отношение к себе учителя. Позиция «трудного», которая закрепилась за учащимся, с которой он почти примирился, распространяется на все ситуации, с которыми он встречается, а главное мешает ему определить свои действительные возможности. Чрезвычайно опасно для развития личности, соглашается с отведенной ему в коллективе позицией неполноценного, второсортного, если он этому не сопротивляется, если эта позиция оказывается для приемлемой и привычной. Основная роль в возникновении и становлении этой позиции принадлежит внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку из дня в день говорят, что он ленивый, . Он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть.

· Причиной сопротивления педагогическим воздействиям могут быть также противоречия, возникающие в системе «учитель- » в ходе УВП. Между учителем и учеником в связи с этим возникает «смысловой барьер». Это такое явление, когда ребенок хорошо понимая и умея то, что требует от него учитель, не принимает эти требования и упорно их не выполняет. Характерным признаком всякого смыслового барьера является требования. Причины возникновения смыслового барьера могут быть следующие:

Непонимание взрослыми истинных мотивов поведения ребенка, реагирование на результат его деятельности. В результате учитель неадекватно реагирует на действия ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего.

Слишком однообразное и длительное применение одних и тех же воспитательных приемов и средств. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.

В связи с отрицательной эмоциональной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и его достоинства.

В связи со сложившемся у сверстников негативного мнения об этом

педагоге.

Во многом смысловой барьер возникает из-за недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий. Это требует изменения поведения учителя по отношению к данному ученику, изменения методов и приемов УВР.

Наряду с педагогическими ошибками, оказывающими влияние на формирование личности трудных , необходимо указывать на недостатки семейного воспитания. (это тема следующего семинара).

Факторы появления трудных подростков:

1. Важным фактором формирования асоциальной личности является господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег. Презрение молодежи к таким социальным ценностям как , справедливость, честность, становится фактором, провоцирующим правонарушение.

2. Акселерация, причиной которой является диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами физического созревании. Процесс акселерации, с одной стороны, и недостатки школьного и семейного воспитания, с другой, приводят к неблагоприятным изменениям сфер общения подростка. Свободное общение приобретает доминирующую роль, возникают социально опасные связи. В связи с этим обостряется актуальность рациональной организации свободного времени подростка.

3. Снижение значимости классного коллектива и учителей.

4. Позиция взрослых на возможные неизбежные ошибки подростков в поведении. В большинстве случаев такая ошибочна и неадекватна. Дело в том, что подростки ищут свою дорогу в жизни методом проб и ошибок. Они экспериментируют вне зависимости от того, позитивен такой опыт или негативен. Взрослые не признают за подростком права на ошибку. Любые действия подростка признаются как окончательно принятая им . Изменение подростком линии поведения характеризуется излишне категорично: либо как исправление, либо как хулиганство, а не как . Тем самым подросток лишается права выбора вариантов собственного поведения. Эта грубая часто приводит к тому, что подросток, раз начав реализовывать какую-либо негативную форму поведения, чувствует обязанным продолжать ее реализацию, поскольку взрослые из его микросоциального окружения признали эту форму окончательной.

Синонимы аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное.

В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МБК-10) аномальное поведение рассматривается современной клинической психиатрией как болезнь – поведенческое и эмоциональное расстройство, начинающееся в детском и подростковом возрасте.

Разработанная под эгидой ВОЗ диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает 5 групп факторов, способствующих формированию болезни:

1) клинический психиатрический синдром (н-р, синдром гиперкинезии);

2) отставания в развитии (н-р, ЗПР, ЗРР);

3) уровень интеллекта;

4) органические заболевания (МДМ);

5) аномальные психосоциальные условия (н-р, наличие психически больных членов семьи).

Среди психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. По шкале тяжести можно разделить на следующие группы:

отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания. стресс: переход в другую школу, с другом; хронический – в условиях перенаселения (

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

1. Характеристика понятия"трудный ребенок"Классификация"тяжелых"

2. Причины появления трудных детей и подростков

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфа антильнисть личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопат.

1. Баженов. ВГ . Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

2. Буянов. МЫ . Ребенок из. Неблагополучное семьи:. Записки детского психиатра -. М, 1988 - 207 с

3. Захаров. АИ . Неврозы у детей и подростков -. Л, 1988 - 248 с

4. Кудрявцев. ВН . Причины правонарушений -. М, 1976 - 286 с

5. Леви. В . Нестандартный ребенок -. М, 1992 - 225 с

6. Личко. А. Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков - 2-е изд, доп и перераб -. Л, 1983 - 225 с

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся /. Под ред. ВАТатенко,. ТМТитаренко -. К, 1989 - 128 с

. Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других л людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие"трудные дети"обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в со би максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении ученикиедінці учнів.

. ЛСВиготський в 1929 г дал первую тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопа-ти, психически и физически больномуі.

. Хевитт и. Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественной поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся

2. Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы

. ОЕЛичко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный т.д.

. ВИАбраменко и. ОИСелецький подают следующую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, избалованные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, проказники);

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивы, психопаты, гиперсексуальны)

. ДИФельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения

. ГГБочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: те, которые каются, бесконфликтные и циники

. В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1. Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

2. Педагогическая запущены ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия,"изолированные"дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев ни, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

3 неуспевающих дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

. Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм;

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общения с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты с ровесниками

6. Влияние средств массовой информации

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков

8. Отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей частности:

Ухудшение социально-экономических условий жизни у детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.д.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного

Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ю ухудшение здоровья может стать экологическим загрязнениемння.

. Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм);

Неподготовленность к школе (дисгармония эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)

. Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

. Нарушение образа"Я" - неадекватная самооценка, недовольно-лена потребность в признании (быть хорошим учеником, быть принятым) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм

. Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, не-восприятия р ровесникам.

. Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений

. Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, развитая произвольность психических процессов

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе ее интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения

Подростковый период - трудный период психического развития он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития д детей подросткового возраста. . Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием

3) деформированное развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена до других;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность);

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков

. Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, подростки с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональных отклонений--ниями_

. Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда

2 . Диагностика : а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин);

3 . Коррекционная работа . Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким х видов деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозирования, поэтапного осложнения, систематического контрололю.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка, знать степень своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив;, создать для этого надлежащую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания согласовывать различные воспитательные воздействия, организовать совместный досуг, способствующим накоплению общих эмоций, пош уку совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы влияниеу.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предполагает:

1 глубокий изучения личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности

2 разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирование адекватной самооценки, особенности влияния на р развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитанияня.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

. Специальные формы работы

- с учениками :

индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств

- с родителями

консилиумы; школа для родителей

- с учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя