Семейные взаимоотношения. Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка

Как избежать четырех самых больших ошибок в любви

Четыре симптома любовного кризиса

Любовь не распадается в одночасье. Есть симптомы, тревожные знаки, свидетельствующие о том, что эмоциональное напряжение дошло до критической точки.

Я делю эти симптомы на четыре стадии, охватывающие весь критический период. Люди попадают под влияние этих симптомов сплошь и рядом. Если не научиться ими управлять, симптомы превратятся в четыре этапа угасания любви.

Вот эти четыре симптома: СОПРОТИВЛЕНИЕ, ОБИДА. ОТКЛЮЧЕНИЕ, ПОДАВЛЕНИЕ.

Сопротивление

Совершенно нормально, когда, общаясь с другим человеком, даже очень близким, вы ему оказываете сопротивление. Происходит это тогда, когда вам не нравится что-то в его словах или поведении. Вы испытываете недовольство, раздражение, до определенной степени эмоционально отстраняетесь.

Пример 1. Вы лежите с партнером в постели, собираясь уснуть. Он вдруг проявляет активность, явно желая заняться любовью. Вы испытываете внутреннее сопротивление, думаете: "Как бы я хотела, чтобы он проявлял больше нежности и терпения. Он слишком торопится".

Пример 2. Жена разговаривает с лучшей подругой и все время шутит о том, какой вы плохой отец. В вас назревает внутреннее сопротивление, вы начинаете ощущать раздражение.

Большинство людей игнорирует фазу сопротивления, делая вид, что все в порядке. При этом люди думают примерно так: "Не стоит расстраиваться из-за ерунды. Не будь придирой, у всех свои недостатки. Лучше об этом забыть, к чему раскачивать лодку?" Это ваша первая ошибка. Нельзя игнорировать назревающее в вас чувство сопротивления, иначе вы вскоре окажетесь на втором этапе.

Если вы подавляете чувство сопротивления, не делитесь им с партнером, напряжение накапливается и превращается во второй симптом - хроническую обиду.

Обида

Я имею в виду обиду хроническую, которая накапливается в душе человека, если он постоянно подавляет в себе чувство протеста, сопротивление. Вас уже не просто раздражает поведение партнера, оно кажется вам невыносимым! Если сопротивление вызывает лишь раздражение, то обида вызывает гнев.

Вы постоянно испытываете злость, враждебность, разочарование, о любовных чувствах не может быть и речи. Именно тогда вы и начинаете воздвигать эмоциональную стену между собой и партнером.

Пример 1. Ваш партнер постоянно проявляет нетерпение, занимаясь сексом, а вы не говорите ему о своем недовольстве. В конце концов вы уже просто не в силах выносить его повадки - они делаются вам ненавистны. Вы думаете: "Почему он меня так грубо лапает? Какой же он бесчувственный!"

Пример 2. Ваша жена все время пилит вас за то, что вы якобы недостаточно уделяете внимания детям. Вам не нравится ее критика, но вы предпочитаете отмалчиваться. В конце концов в вас возникает нешуточная обида: "Почему она ко мне все время придирается? Ведь я с утра до вечера вкалываю на работе, а у нее только и забот, что возиться с детьми".

Если вы не говорите партнеру о своей обиде, обида накапливается и приводит вас к третьей стадии - стадии отключения.

Отключение

Отключение означает эмоциональное, а, обычно, и физическое отдаление от партнера. До этой стадии любовный кризис доходит тогда, когда чувство протеста и обиды полностью разрушают эмоциональную близость с партнером, поэтому вы от него предпочитаете отделиться. Отключение происходит двумя способами:

1. Активное отключение : вы отвергаете партнера открыто. Вы угрожаете уйти.
Отказываетесь выполнять его желания.
Жалуетесь на него всем общим знакомым.
Ругаете его последними словами.
Отказываетесь вступать с ним в сексуальный контакт.
Стараетесь проводить как можно больше времени без него.
Во время ссор выходите из комнаты, захлопнув за собой дверь.

2. Пассивное отключение : ваш партнер может не догадываться о вашем отношении, которое проявляется в скрытой форме.
Вы фантазируете о других сексуальных партнерах.
У вас роман на стороне.
Вы не реагируете, когда занимаетесь сексом с партнером.
Вы утрачиваете к нему сексуальный интерес.
Вы с головой погружаетесь в работу, чтобы поменьше времени проводить дома.
Вы не слушаете, когда партнер с вами разговаривает.
Вы не соглашаетесь с ним, о чем бы ни заходила речь.
Втайне вы мечтаете о "свободе" - порвать с партнером и начать жизнь заново.

Сексуальное отключение

На третьей стадии любовного кризиса нарушается сексуальная жизнь, а то и вовсе исчезает. Вы не можете испытывать сексуальный интерес к человеку, вызывающему у вас только раздражение, вы предпочитаете отключиться. Ваше сексуальное желание ослабляется, а то и вовсе исчезает. Очень может быть, что вы уверяете себя: секс меня вообще не интересует. Одна мысль об интимной близости с партнером способна вызывать у вас отвращение.

Если при этом супружеские отношения продолжаются, ваша жизнь постоянно наполнена либо отрицательными эмоциями, либо смертельной скукой. Это зависит от того, какой тип отключения вы избрали: активный или пассивный.

Большинство супружеских пар распадаются на этой стадии. Разрыв обычно проходит болезненно, поскольку в отношениях очень много гнева и горечи.

Если вы не говорите партнеру о том, что "отключились" от него, эмоциональное напряжение продолжает нарастать и выводит вас на четвертую стадию - стадию подавления.

Подавление

Подавление - это состояние эмоциональной глухоты. Когда вы устали от сопротивления, обиды, отключения, вы начинаете подавлять свои негативные эмоции, чтобы чувствовать себя лучше.

Этот процесс может происходить как сознательно, так и подсознательно. Впадая в состояние подавления чувств, вы говорите себе:

"Не стоит из-за этого больше ссориться".
"Все это не важно".
"Надо как-то уживаться - хотя бы ради детей".
"Я слишком устала, чтобы с ним препираться".
"У всех свои проблемы, лучше не обращать на них внимания".
"Надо соблюдать приличия - ведь у нас дети (на нас смотрят соседи, я должен думать о своей работе, церковь не одобряет развод и т. д.). Будем вести себя цивилизованно".

Если вы оказались на четвертой стадии, эмоциональная глухота станет вашим спутником до конца жизни. Вы утрачиваете страсть, как бы перестаете жить. Настроение у вас делается ровным, тусклым, скучным. Вы все время испытываете усталость, нехватку энергии. Вполне возможно, что вам удастся подавить боль, но при этом из вашей жизни уйдут радость и острота ощущений.

Подавление - самый опасный из четырех симптомов, потому что человек легко может впасть в самообман: он начинает считать, что его семейные отношения вполне нормальны, хотя на самом деле над человеком нависла смертельная опасность. Мне нередко приходилось работать с парами, находящимися на стадии подавления чувств. Все они считали, что никаких проблем у них нет. Разумеется, они обходились без секса, без страсти, без радости. Обычно такие люди говорят, что они "разобрались со своими проблемами". При этом имеется в виду, что они научились подавлять свои чувства и теперь могут худо-бедно сосуществовать.

Со стороны может показаться, что такая супружеская пара вполне довольна своей жизнью. Супруги никогда не ссорятся, не спорят, всегда вежливы друг с другом. На первый взгляд подобные отношения могут даже вызвать зависть. А потом вы вдруг узнаете, что эта "идеальная" супружеская пара взяла и развелась. "Ничего не понимаю, - говорите вы. - Ведь они были так счастливы!" Они не были счастливы, они казались счастливыми. Эти люди подавляли свои неприятные эмоции, и дело закончилось тем, что они убили собственную любовь.

Жить на этой стадии ненормально и с чисто физиологической точки зрения. Когда человек подавляет надежды, мечты, желания, в нем накапливается напряжение, сказывающееся на общем состоянии здоровья.
Я полагаю, что одна из главных проблем нашего общества заключается в том, что вокруг нас живет масса людей, подавляющих свои чувства. Когда обычных средств оказывается недостаточно, эти люди прибегают к помощи алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, переедания, фанатичного трудолюбия и прочих неадекватных типов поведения.

Я потому и занялась семинарской деятельностью, что знаю: людей нужно учить избавляться от эмоционального напряжения, учить анализировать свои чувства и уметь их выражать. Тысячи людей, страдающих от подавления чувств, посетили мои семинарские занятия. Нередко случалось так, что через каких-нибудь пару дней они оживали, воскресали к жизни и любви.

Ваша эмоциональная схема

Я потратила много лет, работая психотерапевтом и руководителем семинаров, прежде чем разобралась в таинственном мире эмоций. В результате проделанной работы я разработала систему, которую называю "Эмоциональной схемой".

Эмоциональная схема представляет собой простую, но эффективную формулу, которая поможет вам разобраться в собственных чувствах и в чувствах окружающих. Благодаря ей вы научитесь избавляться от неприятных эмоций (гнева, обиды, страха) и воскрешать любовь. Я установила, что, когда человек чувствует себя расстроенным или разочарованным, он одновременно испытывает эмоции, которые подразделяются на пять групп.

Пять групп эмоций:

1. ГНЕВ , чувство мести, поиск виновного.
2. ОБИДА , горечь, разочарование.
3. СТРАХ , неуверенность.
4. РАСКАЯНИЕ , сожаление, чувство ответственности.
5. ЛЮБОВЬ , терпимость, прощение.

Когда вы расстроены, на передний план выходит одна из этих эмоций: гнев, обида, страх или раскаяние. Но эмоции расположены в вашей душе слоями, как земная кора. В недрах находится магма - любовь и потребность в близости и общении.

Гнев, поиск виновного, обида - это как бы первая линия обороны, помогающая вам защититься и отбить атаку. На более глубоком уровне находятся обида, горечь и разочарование - чувства куда менее активные. Еще глубже расположены страх и неуверенность, делающие вас уязвимыми. Затем следует слой, связанный с раскаянием, сожалением, чувством ответственности - верными спутниками несостоявшейся любви. А под всем этим расположена сама любовь. Остальные чувства - лишь реакция, жертвой которой мы становимся, когда наша любовь оказывается под угрозой.

Когда человек испытывает гнев, обиду или иное негативное чувство, он на время "отключается от любви*. Если считать, что самый глубинный слой ваших эмоций - это ваш "дом", то, испытывая гнев или страх, вы как бы "уходите из дома".

Эмоциональное напряжение может быть сброшено лишь тогда, когда человек последовательно проходит через все четыре слоя, лежащие поверх любви.

Если вы "проскакиваете" какой-то из эмоциональных слоев, конфликт остается разрешенным не до конца; в душе накапливается эмоциональное напряжение. Нельзя сразу спуститься на самый глубинный слой. При этом эмоциональное напряжение никуда не исчезает - вы накапливаете его и тащите за собой по жизни, оно сопровождает вас даже тогда, когда вы вступаете в новый любовный союз.

Как говорить полную правду

Теперь, когда вы получили представление об эмоциональной схеме, вам стало понятнее, в чем причина ваших семейных конфликтов.

Большинство проблем, возникающих в человеческих отношениях, происходит из-за того, что люди говорят друг другу не полную правду.

Когда вы расстроены и пытаетесь сказать партнеру о своих чувствах, вы, как правило, концентрируетесь на том эмоциональном слое, который расположен ближе к поверхности, - на гневе или обиде. Точно так же ведет себя и партнер. В результате вы говорите друг другу массу неприятных вещей, воспринять которые довольно трудно.

Давайте возьмем для примера очень простую ситуацию. Мария и ее муж Алекс только что вернулись из поездки в Японию. Друзья устроили вечеринку в их честь, Мария рассказывает им о поездке. Алекс все время ее перебивает, поправляет, вставляет всяческие замечания. Мария внутренне вся кипит, думает: "Как ему не стыдно!" Когда они остаются одни, она набрасывается на мужа:

Почему ты все время ко мне придирался? Я на тебя жутко зла. Ты испортил мне весь вечер!

Говорит ли Мария Алексу правду? Безусловно. Она сердита, обижена и не скрывает этого. Однако гнев и обида - это лишь часть правды, верхушка айсберга ее эмоций.

Как ведет себя в этой ситуации Алекс? Вероятнее всего, переходит в контратаку.

Мария: Почему ты все время ко мне придирался? Я на тебя очень зла.
Алекс: Я к тебе не придирался, я поправлял тебя.
Мария: Ты вел себя невежливо.
Алекс: Невежливо? Расслабься, не кипятись из-за ерунды.
Мария: Из-за ерунды?! Ты бываешь таким бесчувственным!
Алекс: Послушай, тебе просто не угодишь!

И пошло-поехало!

А теперь давайте попытаемся разобраться, каковы чувства Марии во всем их объеме.

Гнев. Ну, про гнев Марии мы уже все знаем.

Обида. Почему, собственно, Мария так разозлилась на Алекса? Потому что он ее обидел, она сочла, что он отнесся к ней без уважения. Это очень обидно, когда любимый человек проявляет к вам недостаточно уважения.

Страх. За обидой коренится страх и неуверенность в себе. Мария на подсознательном уровне думает: "Неужели я ему надоела? Наверное, я не умею вести себя на людях. Алекс мной недоволен".

Раскаяние. Еще глубже страха расположено раскаяние и чувство ответственности. Мария не ощущает себя виноватой, но чувствует, что втягивает себя и любимого человека в конфликт. Этот слой эмоций как бы говорит ей: "Как же ты могла допустить столько неточностей в своем рассказе? Нельзя было так нервничать в присутствии посторонних. Зачем ты затеяла эту ссору?"

Любовь. Еще глубже расположено желание сохранить любовь. На этом уровне Мария вовсе не хочет конфликтовать, она согласна признать свою неправоту. Мария хотела бы, чтобы Алекс ею гордился, чтобы она научилась рассказывать так же хорошо, как он.

Итак, в основе всего - любовь. Если бы Мария не любила Алекса так сильно, ей было бы наплевать, что он о ней думает. Но она его любит, поэтому ей горько, что ему не понравился ее рассказ. Она боится его потерять, обижена его критическим отношением и сердита на него за то, что он к ней так отнесся.

Вот что сказала бы Мария, если бы выразила все свои чувства, сказала бы всю правду: "Алекс, я хочу сказать тебе, какие чувства испытываю в настоящий момент, потому что они мешают мне ощущать близость к тебе, а мне этой близости не хватает. Выслушай меня до конца, прежде чем возражать. Я очень сердита на тебя за то, что ты критически отнесся к моему рассказу. По-моему, это было невежливо, мне было неловко перед знакомыми. Ты обидел меня тем, что критически отнесся к моей манере изложения. Я боюсь, что ты стыдишься меня, считаешь недостаточно умной. Еще я боюсь, что надоела тебе, и твои критические замечания - тому свидетельство. Я очень боюсь, что наш разговор перерастет в большую ссору. Мне очень жаль, что я рассказывала недостаточно хорошо. И извини, что разговор принял такой оборот. Я очень хочу, чтобы ты мной гордился, хочу, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. Я очень тебя люблю, наше совместное счастье - самое для меня важное. Для меня имеет большое значение то, что ты обо мне думаешь. Поэтому-то я и расстроилась".

Вот истина во всей полноте. Мария потому и разозлилась на Алекса, что любит его. Когда человек высказывает всю правду, тема разговора приобретает объемность: Мария может проанализировать всю гамму своих чувств, донести ее до мужа, а главное - гнев не повредит ее любви.

СЕКРЕТ: Неприятные эмоции таят за собой любовь и стремление близости.

Приведу несколько примеров, которые покажут, как нужно определять свои чувства во всей их полноте, когда происходит что-то неприятное. Обратите внимание на то, что первоначальное чувство разительно отличается от чувства глубинного.

Ситуация 1: Муж критически отзывается о вашей внешности, делая сравнение с другой женщиной не в вашу пользу.

Глубинные чувства:

Мне обидно, что я кажусь тебе недостаточно привлекательной.
Мне грустно, что ты сравниваешь меня с другой женщиной.
Мне страшно, что я тебе надоела.
Мне страшно, что ты разлюбишь меня, если я не похудею.
Мне жаль, что ты мной не гордишься.
Я раскаиваюсь в том, что за последнее время совсем распустилась.
Я хочу быть красивой - для тебя.
Я люблю тебя, и твое мнение для меня очень важно.

Ситуация 2: Жена ругает вас за то, что у вас не хватает денег на отпуск.

Ваши первоначальные чувства: гнев и обида.

Глубинные чувства:

Мне обидно чувствовать, что я зарабатываю недостаточно.
Мне горько, что, хотя мы оба работаем, денег постоянно не хватает.
Мне страшно, что я не такой удачливый, как тебе хотелось бы.
Я боюсь, что мне не дано проявлять предприимчивость во всем, что касается денег.
Мне жаль, что мы не можем отправиться в поездку.
Я сожалею о том, что не могу обеспечить тебя всем, что ты заслуживаешь.
Я хочу зарабатывать больше денег, чтобы мы могли путешествовать.
Я люблю тебя так сильно, что хотел бы обеспечить тебя всем самым лучшим.

Если вы в тупике

Вот что происходит, когда вы не проявляете чувства всех уровней. Вам может казаться, что вы сердитесь, а на самом деле вы страдаете от обиды. Вам может казаться, что вы в депрессии, а на самом деле вам страшно. Не выразив всю гамму чувств, вы не можете избавиться от эмоционального напряжения, вы увязаете в каком-то одном состоянии.

Еще раз взгляните на эмоциональную схему и задайте себе вопрос: какое из этих чувств дается мне с наибольшим трудом? Почти уверена, что вы воспитали себя таким образом, чтобы не чувствовать эмоций определенной группы. Это приводит к тому, что вы застреваете в эмоциях других групп. Если вы - мужчина, возможно, вам с детства внушили, что ни в коем случае нельзя выказывать обиду или страх, потому что это будет свидетельствовать о слабости.

Единственная эмоция, которую мужчинам можно проявлять в любом количестве, - это гнев. Тебя ударили - дай сдачи, главное - не сиди и не хнычь.

СЕКРЕТ О МУЖЧИНАХ (ДЛЯ ЖЕНЩИН): Когда мужчина испытывает сильное чувство, нередко он разряжает эмоциональный стресс единственным хорошо знакомым ему способом - впадает в ярость.

Если мужчина боится показать свою уязвимость, он нередко впадает в гнев или же замыкается в себе, прикидывается неприступным. Запомните, если вы обижены, когда ваша любовь под угрозой, вам очень трудно показать свою беззащитность. Чаще всего вы делаете вид, что вам наплевать, хотя на самом деле вам больно и обидно.

Гнев - один из способов, к которым мы прибегаем, когда пытаемся справиться с чувством обиды. Разумеется, это применимо не только к мужчинам, но и к женщинам, хотя женщины в меньшей степени боятся показывать свою беззащитность.

Не замечали ли вы за собой, что гневаетесь чаще, чем вам хочется? Очень вероятно, что таким образом проявляется чувство обиды. Вы используете вспыльчивость как предлог - чтобы спрятаться от ощущения страха и обиды. Спросите себя, что именно вас обижает, чего именно вы боитесь в каждом конкретном случае. Не бойтесь почаще плакать, обращаться к ребенку, который живет в недрах вашей души и нуждается в любви. Когда вы даете себе позволение свободно проявлять обиду, страх, раскаяние, вы испытываете неимоверное эмоциональное и физическое облегчение, в результате гнев и раздражение стихают.

Может быть, у вас партнер, который очень часто впадает в ярость? Если вы подозреваете, что он таким образом прикрывает свою уязвимость, помогите ему:

Не отвечайте на его ярость своей яростью.
- Спросите, чем вы его обидели, чего он боится. Тем самым вы как бы дадите партнеру разрешение свободно выражать свои чувства.
- Возможно, партнер сам не догадывается о своих глубинных чувствах, поэтому помогите ему, подскажите, в чем могут заключаться истинные мотивы его недовольства. Например: "Милый, наверное, ты обиделся, когда я сказала, что твоя затея с рыбалкой - сущая глупость. Ты, должно быть, боишься, что я буду пилить тебя за пристрастие к рыбалке и что мы будем постоянно ссориться по этому поводу".
- Представьте себе, что ваш партнер - маленький обиженный ребенок, который хочет, но не может попросить утешения и ободрения. Это поможет вам реагировать на его поведение не с гневом, а с любовью.

Может быть, вам, наоборот, гнев дается с трудом? Есть люди, страдающие от проблемы противоположного свойства: они органически не способны проявлять агрессивность. Многие женщины воспитаны так, что привыкли считать: гневаться "неприлично". Для женщин этого круга ярость - проявление уязвимости, то есть нечто прямо противоположное. Женщинам "прилично" плакать, изображать испуг. Женщина может горевать, страдать, всячески выказывать свою незащищенность. Очень часто слезы становятся камуфляжем для агрессии. Есть и мужчины, которых с детства приучили гасить в себе ярость. Такие мужчины обычно заменяют гнев самоунижением.

Другая разновидность камуфляжа для гнева - критичность и сарказм. Как часто люди, не осмеливающиеся гневаться, изводят партнера придирками и едкими замечаниями. Тем самым они уклоняются от необходимости проявлять ярость, сталкиваться с партнером напрямую.

Результат подавления гнева

Главный результат - депрессия.

Депрессия - это вовсе не интенсивное ощущение горечи. Это подавленный гнев, перенесенный с партнера на самого себя.

Если вы не можете конструктивно дать выход своему гневу, он накапливается в вашей душе. На подавление гнева требуется огромное количество энергии, поэтому человек испытывает усталость, упадок жизненных сил, безнадежность, депрессию. Масса жизненной энергии расходуется на то. чтобы держать гнев в узде.

Если вы подвержены депрессии и твердо знаете, что ее причина не связана с физиологией, спросите себя: может быть, вы подавляете в себе гнев? Дайте себе позволение как следует разозлиться, не игнорируйте этот слой человеческих чувств.

Проще всего спрятать свой гнев, если твой любовник или друзья поступают точно таким же образом. Пара, боящаяся проявить в открытую гнев, как бы заключает безмолвный сговор: оба супруга не дают друг другу разрешения сердиться. В результате оба подавляют свои чувства, и такая любовь обычно бывает лишена страсти и открытости.

Если ваш партнер боится гнева точно так же, как и вы, обсудите с ним эту проблему. Постарайтесь объяснить ему, почему вы ведете себя таким образом, чего вы боитесь.

Что происходит, когда вы не говорите правду

В атмосфере нечестности любовь умирает. Нельзя подавить неприятные эмоции - гнев, обиду, страх, не приглушив одновременно и позитивные чувства. Если в любовных отношениях вы не говорите партнеру всей правды, страсть умирает. Ведь страсть - плод интенсивных чувств. Подавляя правду, вы приглушаете в себе способность чувствовать, а когда человек перестает чувствовать, он перестает и любить.

Сами вы отлично знаете, когда говорите не всю правду. При этом в вас нарушается состояние внутреннего мира, вы чувствуете себя не в своей тарелке, страдает ваше самоуважение. Вы как бы утрачиваете синхронность со своей индивидуальностью. Есть только один способ вновь обрести душевную цельность - приучайтесь говорить партнеру всю правду и, разумеется, говорите всю правду себе. Вы даже не представляете, насколько улучшатся ваши отношения с окружающими.

Счастливая семья - это большая радость, и каждому хотелось бы ее сохранить. Рассмотрим же причины, по которым может нарушаться семейное благополучие.

Очень часто проблемы в семье возникают из-за того, что вступающие в брак люди имеют разное представление о семейной жизни, у них разные ожидания от семейной жизни. Например, мужчина может ожидать от брака заботы, ухода, секса, внимания к себе, а женщина быть ориентирована на рождение детей, воспринимать брак как самоотречение во имя детей и ожидать от мужа поддержки в процессе воспитания. А может быть и наоборот.

Дети играют во дворе:

Миша, ты моим мужем будешь? - говорит девочка, насмотревшаяся на красивое свадебное платье невесты и настойчиво повторяет свой вопрос.

Я папой буду! - уверенно настаивает мальчик, который очень привязан к отцу.

Так сильные детские впечатления, формируют ожидания от брака.

Партнеры должны хотя бы в приближении «подходить» друг другу, то есть создавать отношения, подобные функциям замка и ключа. Замок - это ожидания, возлагаемые на партнера, а ключ - это его способности, установки и способ поведения.

Второй причиной может быть неполное удовлетворение потребностей (физических, психологических, потребностей развития) одного или обоих партнеров в браке и неумение донести до другого партнера свои претензии так, что бы и проблему решить, и отношения укрепить. Претензии либо замалчиваются, либо высказываются поздно и в очень негативной форме, что воспринимается партнером как личное оскорбление.

Иногда женщина или мужчина вступают в брак еще очень не совсем состоявшимися и не совсем самодостаточными людьми и тогда они начинают требовать от партнера сделать их счастливыми (постоянно требуют внимания, поддержки и заботы к себе и своим проблемам). Что, как правило, становится непосильной ношей для другого человека. Или с появлением штампа в паспорте человек начинает считать другую свободную личность своей частью и пытается слиться с партнером, полностью разделив с ним всю его жизнь, это часто выражается в попытках контролировать жизнь партнера и требованиях постоянно знать мысли и чувства другого человека, угадывать свои желания.

В идеале семья должна обеспечивать также возможности для развития каждого из ее членов. О чем часто также забывают партнеры, особенно увлеченно пытающиеся построить не союз двух людей, а симбиоз двух незрелых личностей.

Скрепляет семью общение, но не на тему быта и детей, а разностороннее общение в супружеской паре в сочетании с совместным времяпрепровождением (прогулки, походы в кинотеатры и прочее). Мощный стабилизатор семьи общие занятия, увлечения. Эмоциональная близость (умение адекватно выражать свои чувства), а также совместные сильные эмоциональные переживания. Скрепляют семью и общие жизненные цели ее членов. Дети не являются функциональным стабилизатором семьи. Если единственное, что удерживает супругов вместе это дети, то это портит жизнь всем, особенно детям.

В партнерстве микротравмы вызывают, прежде всего, следующие актуальные способности, которым придается чрезмерное значение кем-либо из партнеров: порядок, чистоплотность, вежливость, усердие/достижение, послушание и верность. Женщины, например, часто придают излишнее с точки зрения мужчин значение чистоте в силу заложенного с детства стереотипа, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Микротравмы в партнерских отношениях также вызывают недостаточная общительность, отсутствие доверия, безнадежность (пессимизм как основное настроение) и слаборазвитая фантазия в отношении к будущему и к вопросам о смысле жизни (мировоззрение).

Следующей причиной проблем в браке является тот факт, что в период влюбленности человек как бы неосознанно надевает «розовые очки», автоматически подавляя все негативное, что есть в человеке. «Мы ошибались друг в друге, и это было прекрасное время ». И.В.Гете. Т.е. любовь является сильнейшим позитивным фильтром. А в процессе совместной жизни, на фоне бытовых трудностей этот фильтр достаточно быстро сменяется негативным. И партнер видит теперь только негативные стороны своего избранника. Сознательно заставьте себя снова увидеть хорошее в супруге. Ведь человек остался тот же!

Того, кого мы любим, мы можем иногда ненавидеть, и это нормально. Но мы с трудом переносим это расщепление чувств - поэтому или идеализируем партнера, то очерняем его. Но восточная мудрость гласит, что «Никто из нас не может быть таким белым, как белый конь, и таким черным, как вороной. Мы все более менее серые как осел».

Что значит любить?

Если вы любите цветок, то вы к нему хорошо относитесь. Но этого мало он засохнет. Вы должны изучить его (этот сорт цветов), что бы знать, что ему нужно. Если вы любите цветок, то вы будете о нем заботиться. Но даже этого иногда мало. Иногда еще нужно набраться опыта или получить совет другого опытного человека. Любовь к человеку строится на тех же принципах.

«Любовь - это всеохватывающая, свойственная каждому человеку способность устанавливать эмоциональные связи со своим окружением. На протяжении всей жизни мы учимся любить и вести себя так, что бы нас любили. В этом смысле любовь - это умение принимать партнера во всем его своеобразии, не закрывая глаза на его «недостатки ». Носсарт Пезешкиан.

Семейные отношения строятся на трех уровнях: социальный, эмоциональный, сексуальный.

На эмоциональном уровне обещания и договоры не действуют «Ты же обещал меня всю жизнь любить!», и нет возможности что-то измерить, например, кто кого больше любит. Договоры - прерогатива социального уровня. Полезно договариваться в семье, кто за что отвечает. Но при этом следить, чтобы вы не были в роли родителя, т.к. в таком случае это вызовет в вашем партнере желание отвечать вам и вести себя как ребенок.

Проблемы, возникающие на социальном уровне могут быть решены путем своевременного выражения взаимных претензий, и заключения временных взаимных договоров и взятия на себя каких-то обязательств. Помогает сохранить любовь, стремление свести быт к минимуму, украсить его, внести в жизнь праздник.

Эмоциональная лестница, по которой мы движемся в браке: страсть, любовь, дружба, родство. Любовь в браке важна. Но еще важнее не путать любовь с привязанностью и симбиозом! (когда любовь подменяется чувством собственности и страхом одиночества). «Любовь как стакан: слабо держишь - упустишь, сильно держишь - раздавишь! ».

У каждого члена семьи должна быть своя интересная жизнь, члены семьи имеют право на определенную взаимную свободу, на отдельные от других цели и интересы. «Свяжи двух птиц вместе - и они не смогут летать, хоть у них и 4 крыла ». Восточная мудрость.

Вот возможные пути обновления сексуальных отношений:

1.откровенный разговор (полезно обсуждать то, что тебе нравится или не нравится в сексе, только тактично)

2. «детское отношение»: детям все можно

3. эксперименты

4. вести себя так, как будто «это» чувствуешь

5. снять внутренний контроль

6. оставаться личностью, оставаться интересной(ым) для партнера.

«Любовь на три четверти состоит из любопытства ». Казанова.

Рождение новой семьи - это не расширение старой (родительской)! Это новая система и она более приоритетна (важна), чем родительская. Все, что нам дали родители - мы не им возвращаем (река текущая вспять - это болото), а передаем нашим детям - также безвозмездно!

Однако ставить на первое место в своей жизни ребенка, на второе мужа, на третье себя - тоже крайне разрушительно для семьи и ребенка. Ваше самопожертвование рано или поздно обернется чувством вины ребенка за то, что он вообще живет. Сначала позаботьтесь о себе, потом создайте успешные отношения с супругом, а потом отношения с ребенком возможно и сами наладятся. Если с ребенком у вас более близкие отношения, чем с мужем, то постепенно муж будет терять для вас авторитет и вытесняться на обочину семьи, а ребенок может начать играть для вас роль его психологического заместителя, что испортит ребенку жизнь. Если девочка играла роль психологической жены для отца (слишком близкие отношения) или была им отвергнута, то она не осознанно будет искать в мужчинах отца - а мужчинам такая роль не нравится. И наоборот. Как бы не складывались отношения ребенка и вашего супруга, постарайтесь не вмешиваться в них.

В отношениях бесполезно и не продуктивно искать виноватого. Исправлять надо не другого человека, а отношения с ним путем своего личностного роста. Если у вас есть представления о «идеальных» отношениях, то решите, что для вас важнее ваши идеалы или реальный человек.

«До женитьбы смотри в оба, а женившись - сквозь пальцы ». Восточная мудрость.

Если вы постоянно критикуете партнера за его ошибки, и вам искренне кажется, что он постоянно ошибается, то возможно вы самоутверждаетесь за счет вашего партнера (т.е. у вас низкая самооценка). Если однократное и подходящее к случаю замечание партнеру иной раз бывает полезным, то постоянно повторяющиеся одни и те же замечания вызывают агрессию, страхи и зависимость.

«В каждом человеке нужно видеть только то, что достойно похвалы. Если поступать так, то станешь другом всего человечества. Если мы будем замечать в людях только их недостатки, тогда будет крайне трудно дружить с ними ». Абдул-Баха.

Научиться балансированию можно, если рассуждать таким образом: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, даже если ты чего-то не умеешь делать. Я знаю, мы сумеем научиться на своих ошибках».

Правила высказывания претензий:

1. Успокоиться

2. Отделить человека от его качества

3. Сказать о своих чувствах

4. Смягчить критику комплиментом

Сильная любовь иногда ведет к долготерпению и мешает во время высказать свои претензии, а значит, и построить отношения, основанные на реальности. А долготерпение может привести в последствии к сильному эмоциональному взрыву. Вполне правильно предъявлять партнеру справедливые требования, он их даже ожидает, если он проявил неисполнительность или неумение что-то делать. Но стоит эти ошибки отличать от самого партнера. Если человек хочет самоутвердиться за счет другого, то ему не выгодно видеть целиком личность этого человека, ему достаточно замечать его слабости и недостатки. Как правило, люди с заниженной самооценкой так себя и ведут.

Не стоит всегда угождать партнеру, но не стоит и все всегда делать по-своему, а каждый кризис (столкновение интересов) нужно рассматривать не как трагедию, а как новый шанс улучшить отношения.

Конструктивные способы решения конфликта:

1. Включить внутреннего наблюдателя.

2. Правильно выбрать время (не на пике эмоций).

3. Выслушать партнера, принять чувства, не заводиться. Обдумать его аргументы.

4. Высказать свои претензии и чувства, отделяя поступок от человека. Привести аргументы.

5. Найти массу вариантов решения проблемы.

6. Выбрать лучшие и взаимно приемлемые.

7. Пойти на взаимные уступки: «Истинный компромисс тот, когда каждому кажется, что ему достался лучший кусок пирога».

Если партнер не идет на это, значит, он играет в другую игру: например самоутверждается за счет вас. Если вам самим трудно пойти на это, то возможно вам ваша правота дороже отношений.

Семья как система не может эффективно функционировать без иерархии власти. Власть - это ответственность. Ее отдают, только если получают что-то взамен. Можно попробовать в семье чередовать власть. Лучший лидер тот, кто хорошо заботится о подчиненных.

Зачем создавать в семье близкие отношения? Человек не может жить без эмоций, это как умереть. И если в семье нет близости и совместно переживаемых положительных эмоций, то мы будем мучить друг друга, чтобы получить хотя бы отрицательные (любовь = боль). Если у матери с отцом нет общих интересов - дети начинают играть роль медиаторов: плохо себя вести, чтобы объединить родителей против себя.

Иногда при эмоциональной не зрелости за любовь принимают потребность в ней (чем больше выражены патопсихологические свойства чел. тем сильнее любовь). Тогда любовь носит защитную функцию, пытаясь защитить его от собственной ущербности. Но в то же время любовь - условие эмоционального роста.

Если вы постоянно стремитесь к совершенству, прислушиваясь к любой критике, то вас ждет разочарование. Т.к. то, что для одного совершенство, то для другого извращение. Кроме того - стремление к совершенству, - еще один рычаг для манипуляций вами.

В работе над собой помните: ошибки неизбежны на всяком пути, проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отношении. Ошибку можно проанализировать и использовать на пути к цели. А можно ее использовать, как повод все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи.

Глубокая внутренняя проблема в чем-то похожа на злокачественную опухоль, метастазы которой проникают во многие личностные образования. Поэтому ее нельзя победить сразу. Не ругайте себя за срывы и не требуйте от себя совершенства. Если это случилось, вы опять сорвались, то запишите ответы на такие вопросы: когда это случилось? после чего? что послужило непосредственной причиной этого? После этого составьте список своих удач. Сосредоточьтесь на своих удачах. Стоит ли из-за небольшого срыва отступать? Расслабьтесь под музыку, вспомните приятное, потом напишите, чему полезному вас научил этот срыв. Теперь посмотрите на все со стороны, с чувством юмора, не придавая чему-либо вообще большого значения.

Жизнь сложна, но тем и интересна, если не пугаться ее сложности, а относится к ней с детским любопытством и оптимизмом, то у нас все получится! Желаю Удачи!


Полная версия статьи:

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Как распределяются роли в семье?

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая

Семья — это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация , которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами . Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным. В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал. Эта преемственность поколений называется родом .

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом. Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство , в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки , без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы — это её динамичность и изменчивость . Семья по природе своей не статична. Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности. Одним из видов таких изменений является изменение ролей членов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль — это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся:

  • на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и
  • те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор. Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами . С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья — это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность . Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе. Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка . В то же время, в современных условиях, другие социальные институты — средства массовой информации, детский сад, школа и пр., — дают свои образцы поведения. С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка — женщиной и матерью. Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей , например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой. Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют — или не хотят — распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли , также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются . Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию . Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину — супругу и мать — ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина — супруг и отец — начинает участвовать в различных работах по дому. В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской. Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй. Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией». Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома бо льшую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были бы , но те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье . Общение внуков с дедушками и бабушками — необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии. И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения. Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стои т опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений» . В самом широком и древнем смысле олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового. Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения» , имеющихся у каждого поколения. Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1. Более консервативны. 1. Открыты всему новому.
2. Хранят традиции. 2. Изначально настроены против традиций.
3. Волнуются о будущем своих детей. 3. Их интересует настоящее.
4. Защитники традиционной нравственности. 4. Считают для себя возможной любую нравственность.
5. Более недоверчивы. 5. Доверчивые.
6. Им необходима, прежде всего, безопасность. 6. Их привлекают приключения и риск.
7. Стремятся к спокойствию и тишине. 7. Им нравится шум.
8. Научены опытом своей жизни. 8. Готовы на любой новый опыт.
9. Заботятся о порядке и пр. 9. Отличаются беззаботностью и безалаберностью.
10. Ограничивают себя религиозными ценностями. 10. Для них характерны вольность и распущенность.
11. Беспокоятся о том, «что скажет общество». 11. Им безразличен контроль со стороны общества.
12. Первоочередная задача — «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём. 12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи — помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту , особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.

Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой…

В партнерских отношениях мы часто хотим достичь того, что нам не удалось в любви к своим родителям.
Но этого не будет, если сначала не заструится поток любви к родителям.
Берт Хеллингер

Быть женщиной - значит научиться быть "последователем", а не "рулевым".

Лучшее что может сделать женщина для мужчины – принять его таким, какой он есть, независимо от его достижений. Ему важно чувствовать, что его все равно любят. Энергия безусловной любви матери и жены дает внутреннюю опору. Так вырастает из мальчика – лидер, из неуверенного мужа – мужчина. Именно женщина дает энергию обрести силу.
.

Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Притча об идеальных женщине и мужчине.
Жил один мужчина, избегавший уз брака всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я все-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину...

Однажды, на прием к психотерапевту пришла молодая женщина лет 30 и сказала: «Я хочу выйти замуж, но только за миллионера. Он мне поможет привести себя в порядок – сделать пластическую операцию, выучится на дизайнера и воспитать моих детей…». Это было амбициозное заявление, психотерапевт тут же уточнила: «А как ты будешь его привлекать, чтобы хотя бы познакомиться?». Она посмотрела с удивлением: «Пусть сам со мной знакомиться…(а потом добавила после паузы)…Ну….не знаю…я ему готовить буду, ведь ресторанная пища ему надоела…». «Зачем, ведь у него есть повар?» Клиентка призадумалась. Она думала о себе, о решении своих проблем, как и старик из притчи, но никак не об интересах своей второй половинки. А, тем не менее, отношения – это целая наука, это интересы двух сторон.

Видеоролик о предназначении, о конфликтах в семье, о стадиях любви, о том, почему женщина не может выйти замуж, почему мужчина в 38 лет никак не может жениться, о деньгах и о том, какой бизнес процветает, о женской и мужской ответственности. И еще много мудрого о жизни.

И снова цитаты:
Верность – это сила, которая держит отношения. Мужчина, если он не видит в глазах женщины верность, он не может строить с ней отношения. Он не может приносить ей зарплату, потому что для него зарплата – это жизнь. Он отдает свою жизненную энергию той женщине, Которая ему верна. Верность означает: вот это мой единственный человек, с которым я связала свою жизнь, других мне не надо.
Олег Торсунов.

Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.

Мужчина несет в семью благосостояние, активность, защиту, а женщина - настроение и теплую атмосферу.

Любовь Мужчины - лучший рецепт молодости и красоты Женщины…
А Любовь Женщины - лучший рецепт силы и успешности Мужчины.

Реальная близость возникает только тогда, когда вы становитесь полностью открытыми. Мы все скрываем тысячу и одну вещь не только от других, но и от самих себя.
И если вы готовы к близости, другой человек благодаря вашей смелости тоже решится на ответную близость. Ваши простота и доверие позволят и ему насладится своей простотой, невинностью, доверием и любовью.
Если вы начинаете осознавать, что боитесь близости, это может стать для вас моментом истины, стать революцией. Тогда вы начинаете отбрасывать все то, чего раньше стыдились, и принимаете свою природу такой, какая она есть.
Говорите только то, о чем вы думаете. Эта жизнь так коротка, и вы не должны тратить ее понапрасну, думая о всякого рода последствиях.
На этой земле жили миллионы людей, но кто помнит их имена? Вы здесь всего лишь на несколько дней, и они даны вам не для того, чтобы вы тратили их, живя в лицемерии и страхе.
Вы можете прожить всю свою жизнь, веря только в то, что о вас говорят, завися от чужих мнений. Мы всегда боимся-что о нас подумают другие? Когда о вас думают плохо, когда вас начинают осуждать, вы тоже начинаете осуждать самих себя.
Не учите других, не старайтесь их изменить.
Быть истинным - значит быть правдивым по отношению к себе. Это очень-очень опасно, и люди достигают этого очень редко, но когда вы достигаете этого, вы достигаете всего-вы достигаете такой красоты, такого благородства, о котором вы не могли и мечтать.
Ошо.

Косметика, красивая одежда, украшения, танцы, комплименты, массаж, цветы и сладкая пища улучшают состояние гормональной системы женщины. Ей нельзя это запрещать. Это ее здоровье.

Мужчина, это тот кто действует, а женщина это та, кто даёт силы или забирает силы, действовать. Женщина это среда, которая или катализирует деятельность, или наоборот сжигает ее.

Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными.
Женщины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся.

Согласно ведическому знанию человек должен уменьшить свои ожидания от близких и увеличить выполнение своих обязанностей.
Насколько он будет способен это сделать, настолько он будет счастлив в семейной жизни.

Мужчины не решаются строить отношения, не берут ответственность за женщину, потому что боятся, что у них недостаточный материальный уровень. Но на самом деле женщине не нужна материальная помощь. Ее негативная судьба не приходит через то, что лишает ее денег или признания в обществе, а через глубокое чувство изолированности. Самое страшное из проявлений, как говорят Веды, тяжелой судьбы женщины - это ее ощущение: "Несмотря на то, что вокруг меня тысячи людей, я чувствую себя ужасно одинокой, изолированной". Самая большая помощь, которую можно ей оказать мужчине - это просто быть рядом, чтобы смягчить это ощущение.
.

Семья - это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые...

Гражданский брак – это, вроде бы дается возможность очень большие права людям – возможность жить, не расписываясь, очень удобно, да? Но, кто страдает от такого брака? Никто не думает об этом. Страдает женщина, потому что гражданский брак мужчину ничем не обязывает, если он уходит, женщина остается с ребенком. Она начинает страдать, потому что ей надо себя содержать и своего ребенка, а женское тело не предназначено для того, чтобы очень много работать и деньги добывать. Оно предназначено совсем для других целей.В результате, женщина испытывает огромные трудности. Таким образом, гражданский брак – это не достижение человечества!

Берегите друг друга, сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее! A мы из-за своей глупой гордости при малейшей ошибки, сразу же отказываемся от своего счастья...

Уважение мужчины к женщине - это принятие ответственности за нее и забота. Необходимо признать, что жена - самое хрупкое, нежное и важное существо во Вселенной - и в током настроении с ней общаться. Мужчине это очень сложно, потому что больше всего от женщины он хочет с e к c a.

Верность женщины красива тогда, когда она направлена на человека, который хоть сколько-то это ценит. А не на того, который всем своим видом показывает: "Ну, хочешь быть верной, давай, будь верной".
Поэтому у женщины вера связана с качеством верности. Если она слишком верит мужчине, она может стать наивной дурочкой. Если она совсем не верит мужчинам, она станет умной и одинокой. Вот два варианта: наивной и с разбитым сердцем или умной и одинокой.
Поэтому женщине важно выбрать достойного мужчину, чтобы не впадать в эти две крайности. И никогда не нести "досрочную верность" тому мужчине, который находится еще на стадии неопределенности, в то время как женщина уже придумала себе в голове, что он ее муж.

Девушкам надо знать, что именно серьезные молодые люди, которые ведут себя более сдержанно и есть настоящие мужья.

У мужчины на лбу написано, как к нему относиться. И пишет это жена.
- Что нужно сделать женщине, чтобы мужчина добился всего?
- Уважать своего мужчину.

Уважать женщине мужчину - это признавать его мнение. Если женщина соглашается с мнением мужчины, признает его, он готов сделать для нее все, что она захочет. А если она хочет показать, что она лучше, важнее и умнее, - то мира в семье не будет.

Женщине очень полезно на листок записывать положительные качества мужа - и постоянно список пополнять. Лучше даже в большую общую тетрадь:)

Почему в начале отношений человек воспринимается по одному, а через несколько лет, совсем по другому? Человека нужно воспринимать таким, как Вы к нему относились в начале отношений и понимать, что все остальное, это просто испытания, которые нужно преодолеть.

Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона.

Согласно Ведическому знанию, самая основная проблема в семейных отношениях, это незнание своих обязанностей. Как ни странно, многие люди считают, что обязанности в семье создают сами люди, которые живут в семье, т.е. я сам решаю, что должна делать женщина, что должен делать мужчина, и в результате этого происходят большие проблемы.

В Ведах говорится, что ум и разум бегут оттуда, где есть насилие. Когда сказано просто, человек принимает. Когда сказано с давлением, человек не может принять.

Мужчина отвечает за внешнюю жизнь семьи, за ее достаток, за ее отношение в обществе, за то, как будут жить дети в семье, как они будут воспитаны, за то, как семья прогрессирует в духовной жизни – за это отвечает муж. Жена отвечает за внутреннюю жизнь семьи. И, если женщина это не понимает, то никаких шансов у ней иметь счастливую семейную жизнь нет. Потому, что в женском теле существует преимущество одно – ум женщины, чувства женщины в шесть раз сильнее мужских. Поэтому женщина создает атмосферу в семье, которая действует по всем направлениям.

Сила женщины в ее слабости. В мужчине на уровне инстинкта заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (например, обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней.

Индусы говорят, что для каждого мужчины своя женя - самая красивая. Но если мужчина не заботится, тонкая природа женщины не раскрывается. Женщина живет, как закрытый цветок.

Люди, которые не обладают знанием о том, как правильно поступать, чаще всего делают прямо противоположные вещи. Они пытаются изменить своих родственников и, согласно Ведическому знанию, эта идея сама и такие поступки еще больше усугубляют проблемы в семейных отношениях, что ведет к полной деградации этих отношений.

Кокетство с не своим мужем - вид измены.

Если человек действительно изучает духовные знания, он знает, что не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а значит, эта дружба – не просто дружба, и дальше все пойдет по известной схеме. Те кто этого всего не понимают находятся под влиянием первого врага человека – вожделения.

Разум женщины - пушинка, он часто меняет свое мнение. У мужчины разум - паровоз. Его сложно двинуть, но если сдвинешь, то сложно остановить. И двинуть его можно только Любовью.

Жена - чистота мужа, муж - решимость жены.

Только внешне женщина слаба, но все силы в семью идут через женщину.

Если женщина слишком скупа - то мужчина не хочет работать, и тогда она сама начинает много работать.

Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, заботиться о ней, заботиться, выполнять обязанности, – это тоже обязанность, – вся гормональная система женщины силой ее спокойного ума начинает действовать так, что она вдруг становится потрясающе красивой именно для этого мужчины.

Если взять и глазами Святого посмотреть на скандал: Два человека ругаются, обзывают друг друга, начинают драться... Он видит, что один человек мучается и другой мучается, и они друг другу пытаются объяснить, что им больно...

Про женские аскезы.
Женская аскеза направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, водой холодной обливаться. Но женщины в основном это делают, потому что это проще для них. Но такие аскезы, мужские, огрубляют женское сердце.
Женские аскезы – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью; не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. Учиться благословлять: муж пошел на работу – благословить его: чтобы у тебя все хорошо было… Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские аскезы связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных… Жертвовать, отдавать что-то из дому.
Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни.

Верная жена становится лучшим другом для мужа, если этого нет, тогда в доме нет процветания, бедность.
Если вы относитесь к любимому как к самому лучшему, он будет хорошо к вам относится и в дом придет достаток.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Абсолютное условие любви - это открытость; в идеале - взаимная, но порой - открытость со стороны одного любящего человека такая, что её хватает на двоих. Но открытость нам бывает страшна. Открыться значит стать уязвимым; открыться значит зависеть в своей радости и в своей боли от другого человека. А это сделать можно,только если в нас хватает веры в другого человека. ...

Однажды, один очень хороший человек рассказывал мне о любви… Он сравнивал сердце со скотчем, обычным клейким скотчем… Он сказал очень мудрую вещь, объяснив очень просто…
«Наше сердце, как скотч. Вот оторвали кусочек и приклеили на стену… Отклеили от стены и приклеили к шкафу, но он уже плохо клеится…Отклеили от шкафа и приклеили к подоконнику и все… клейкость пропала… скотч еле держится на подоконнике и его клейкости не хватит на то, чтобы приклеить действительно нужную вещь… Так же и сердце… Отдаешь одному, другому, третьему, а когда встречаешь того самого, единственного и самого лучшего – клейкости нет, нет огня, нет той былой нежности... и тогда уже поздно задумываться.»

Притча:

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две
дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Это моё решение, и я это сделаю.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём
корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него
жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит:
сидит его друг, вокруг детишки бегают.

Как живёшь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился ещё раз?

Нет, это всё та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: "А кто еще получил пятерку?") , послушание ("Тебя сегодня не ругали?") и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни ("В классе из окон не дует?" , "Что вам давали на завтрак?"), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: "Что было сегодня в школе?" рано или поздно приведет к соответствующему ответу: "Ничего особенного", "Все нормально".

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

Родители регулярно указывают детям, что им делать;

Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

Решение часто принимает сам ребенок;

Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.