Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя. Воспитание дисциплинированности у ребенка

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок . Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение , и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете ?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной , как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к . В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье : игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает . Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Бриурош С.Н.

Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).

План:

    Мотивация проведения родительского собрания и выбора его тематики.

    Определение понятия «дисциплина».

    Пути формирование у детей сознательной дисциплины.

    Эффективность используемых методов поощрения и наказания.

    Решение родительского собрания.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители. Наше родительское собрание состоит из двух частей. Первая – теоретическая часть, тему которой мы определим позже вместе. Вторая организационные вопросы, которые мы должны решить до конца четверти.

На нашем собрании присутствует заместитель директора. Если у вас возникнут вопросы к члену администрации, то вы сможете их задать.

Предлагаю говорить чётко, конкретно и по существу, чтобы не затягивать наше заседание. По личным вопросам можно подойти после собрания.

Итак, начнём.

    Определение темы заседания. Мотивация.

Чтобы определить тему нашего собрания, прочитайте цитаты из известных источников. - Спрогнозируйте тему нашего разговора.

Почему именно сегодня важно говорить о формировании сознательной дисциплины?

Потому что первый класс является переломным в жизни ребёнка. Он приспосабливается к новым условиям. Осуществляется переход от ведущей игровой деятельности к учебной. Он должен научиться соблюдать определённые школьные правила поведения. Причём, у всех этот адаптационный период проходит по-разному.

И если упустить этот момент в плане воспитания, сделав упор только на предметные знания, то в перспективе мы будем иметь хоть и грамотную личность, но плохо адаптирующуюся в социуме.

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

Ещё и тем эта тема актуальна, что данная проблема воспитания в нашем коллективе присутствует.

    Определение понятия «дисциплина»

Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, у которого это качество стало как бы свойством характера.


- В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ... обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
- Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов “Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это “определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.
- На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

По каким признакам мы узнаём воспитанного человека, обладающего самодисциплиной? (см. слайд)

    Факторы, влияющие на формирование сознательной дисциплины.

Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Тем более, что наши дети, так отличаются от нас, взрослых.

Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных традициях. Интересную теорию поколений представили учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус.

По их теории … (см. слайд)

Но, не смотря на то, что мы такие разные, что родились и выросли в разные эпохи, основные ценностные ориентиры формируются именно в семье. И процесс формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь.

Какие же факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в семье?

От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие возможности доказать свою значительность.

Вот здесь и возникают проблемы.

    Причины негативного поведения младших школьников.

В чём же причины негативного поведения наших ребят?

- Сначала я предлагаю вам ответить на вопросы теста , который предложил родителям журнал “Воспитание школьников”. Проверять я ваши результаты не буду, поэтому прошу ответить честно, чтобы вы сами увидели реальную картинку.
Поставьте в строчку, через запятую, числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, записывая баллы под номером вопроса.

ТЕСТ


1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, имеют ли они постоянные обязанности в семье?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи и книги?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку?

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов. От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. Менее 10 баллов . Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Давайте определим, причины недисциплинированного поведения.

    Подражает взрослым;

    Желание выделиться, так как его не замечают;

    Мстит за нелюбовь и неуважение;

    Желание манипулировать взрослыми;

    Протест против существующих правил;

    Отсутствие единых требований;

    Вседозволенность и попустительство;

    Манипулирует взрослыми.

    Пути формирования у детей сознательной дисциплины.

Давайте определим пути формирования у наших детей сознательной дисциплины.

    Личный пример взрослых;

    Комфортная семейная среда;

    Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;

    Единство интересов;

    Участие в жизни ребёнка;

    Единство требований к ребёнку;

    Чёткий режим дня, труда и отдыха;

    Ответственность за свои поступки;

    Обязанности в семье;

    Адекватный контроль.

Предложения:

    Составляйте вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье.

    Научите детей навыкам работы и выполняйте её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.

    Обеспечьте детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.

    Установите время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.

    Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы он её полностью закончил.

    Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время, чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.

    Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом :

    обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;

    старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;

    обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;

    не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;

    не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

    Эффективность методов поощрения и наказания.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

    Вы можете ошибаться.

    Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

    Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

    Итог родительского собрания.

Я хочу, чтобы вы задумались над темой нашего собрания, потому что такие проблемы у нас существуют. И ненормативная лексика, обидные слова, нетерпимость друг к другу, повышение голоса, если его не услышали с первого раза, всплески гнева, вплоть до рукоприкладства, недисциплинированное поведение в момент отсутствия контроля со стороны взрослых, некачественное выполнение домашнего задания (если мама не проверила) и т.д.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник. Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.

С самого рождения малыша на формирование личности наибольшее влияние оказывает семья. Забота, любовь родителей, излишняя требовательность, запреты либо вседозволенность отражаются на характере и поведении маленького человечка.

  • Первые коррективы в воспитании ребенка вносят детские дошкольные учреждения

В детсадах дети приучаются послушанию, самоконтролю, выполнению общепринятых жизненных правил, воздержанию от неразумных желаний.

Первые навыки организованности и сдержанности получают малыши в младшей детсадовской группе. Они учатся спокойно вставать со стульчика («тихо, кукла спит»), собирать игрушки. Радуют Петрушку, одеваясь самостоятельно на прогулку.

Педагог добивается закрепления этих навыков, чтобы они становились устойчивыми и осознанными. Как результат, старшие дети дошкольники уже могут выбрать правильное поведенческое действие: «Хочу, но нельзя». Либо: «Не хочу, но надо».

  • Проводим работу по формированию уважительного отношения к взрослым

Окруженный любовью и лаской родителей и взрослых членов семьи, ребенок дома находится в атмосфере тепла и защищенности. В детском саду расширяется круг его общения со взрослыми. Ребенок начинает общаться с воспитателем, нянечкой, медицинской сестрой и прочими сотрудниками.

Очень важно малыша научить правильному обращению со взрослыми. Сформированное уважительное отношение, привязанность, послушание повлечет за собой желание слушать, выполнять просьбы, предложения, быть предусмотрительным и радовать своими поступками.

Старшие дошкольники уже могут заботиться о старших, стремятся им помочь, оберегают покой.

Важно научить предупредительности и вежливости в общении, научить себя вести в общественных местах.

  • Формируем нормы поведения в обществе сверстников. Доброжелательность, отзывчивость, уступчивость, взаимопомощь

Немаловажной задачей воспитателя является обучение общению детей в коллективе. Маленький ребенок учится играть с другими детьми, не забирать игрушку, а подождать пока сверстник поиграет, либо выбрать или попросить другую.

Воспитателю следует особое внимание уделять обучению навыкам положительного взаимоотношения, а именно доброжелательности и отзывчивости. Дети должны иметь желание заниматься и играть в коллективе. С одобрения воспитателя они совместно собирают замок, либо какую-то другую конструкцию, играют с мячом или катаются на санках. Все это обязательно поощряется воспитателем. Также не следует оставлять без внимания отзывчивость ребенка (пожалел плачущего, или порадовал игрушкой).

В более старшем возрасте,общение происходит произвольно, на основе большей сознательности. Они способны позаботиться о товарище. Могут разрешить спор доказав свою правоту, либо согласиться с мнением товарища. Воспитатель учит быть предупредительным: дать пройти, уступить стул, подвинуть игрушку, подать карандаш и т. п.

Ситуаций для воспитания дружелюбного взаимоотношения в детском коллективе предостаточно. Педагог имеет возможность использовать эти ситуации для побуждения к поступкам нормативного поведения.

  • Формирование норм поведения в общественных местах

Первому чему надо научить ребенка, это поведению в детском саду. Детям рассказывают об уважительном отношении к окружению. Учат заниматься своим делом, не отвлекая товарищей.

Воспитатель учит малышей спокойно одеваться, не мешая другим детям. Учит тихонько проходить по коридору, не нарушая работу взрослых (врача и др.)

Детям объясняют как себя вести на улице и в транспорте. Какие правила следует соблюдать, чтобы не нарушать покой отдыхающих в парке, уступать место старшим и соблюдать тишину в транспорте.

  • Воспитание бережного отношения к вещам и умения поддерживать порядок

Детям объясняется, что вещи – результат труда, а в небрежном отношении с ними проявляется неуважение к производящим их людям. Ребенка приучают соблюдать порядок, не разбрасывать вещи и класть на определенное место. Воспитатель должен проявить внимание и предупредить проявление жадности, стремлении беречь только свои вещи.

  • Учим любить природу

Воспитатель учит видеть красоту природы, все его сезонные изменения. Малыши привыкают ходить по дорожкам, беречь цветущие растения и не затаптывать газон.

Дети средней группы уже проявляют заботу и ухаживают за цветами и животными.

Старшие дети учатся наблюдать, сравнивать, отмечать новое в природе, проявляя возросший интерес. Они выращивают растения, собирают семена.

  • Поведение ребенка зависит от авторитета и культуры воспитателя и родителей

В формировании дисциплинированности детей немаловажное значение имеет культура и характер взаимоотношения педагога- воспитателя с детьми.

Необходимо проявлять интерес ко всем начинаниям детей, стремиться поддержать их, вместо замечаний дать полезный совет, тактично поправить. Ласка и доверие будет непременным условием для возрастающей привязанности ребенка, желания общаться, подчиняться распоряжениям, откликаться на любую просьбу. Дети подражают такому педагогу, переносят на взаимоотношение с товарищами его тактичность и ласковый тон.

При нарушении дисциплины будет достаточно укоризненного строгого взгляда воспитателя, чтобы виновник ощутил недовольство собой, попросил извинения и постарался исправить свою оплошность.

Уровень культуры родителей и сложившиеся взаимоотношение в семье в первую очередь становятся примером поведения, которое ребенок переносит на взаимоотношения с товарищами.

  • Режим дня и дисциплинированность ребенка

В уравновешенном состоянии малыши спокойно реагируют на замечание воспитателя и вмешательство в их игру сверстников, быстро успокаиваясь, они легче переносят обиду.

Уравновешенное состояние дошколят лучше всего поддерживается соблюдением режима дня. Своевременное переключение с одного занятия на другое, чередование активности с отдыхом предупреждает переутомление ребенка.

Соблюдение режима дня предупреждает срывы в поведении ребенка и формирует стереотип поведения. Усваивая продолжительность и последовательность режимных отрезков, дети привыкают к самостоятельной режимной деятельности. Они сами организуют и играют в подвижные игры между занятиями. После сна занимаются трудом и коллективными творческими играми.

  • Организация обстановки. Поведение, соответствующее правилам моральных норм общества

Оборудование помещения, подбор и размещение игрушек и материала – все должно создавать атмосферу доброжелательности для разнообразной деятельности малышей, формирования дисциплины и культуры поведения.

Правила, которых должны придерживаться дети формируются четко, в виде доступных для понимания указаний, но не запретов. «С просьбой надо обращаться вежливо, не забывать благодарить. Входя в группу, надо здороваться со всеми».

На усвоение нового правила требуется время. Воспитатель, разъясняет правило, затем периодически напоминает о нем. В доступной и понятной малышам форме предупреждает его нарушения.

Напоминания не надо превращать в назойливые назидания. Предотвратить назревающий конфликт воспитатель может фразой: « Я надеюсь, что вы помните, как должны поступать друзья, как надо договариваться?»

Очень часто следует объяснять, почему следует поступать именно так: «Если ты не извинишься, он обидится, так как подумает, что ты нарочно толкнул».

Чтобы закрепить правила поведения их надо проигрывать, пока они не станут привычным поведением. Одобряя действия ребенка, воспитатель одновременно подчеркивает его личностные качества: «Алена у нас старательная, карточки сложила, на место положила!»

При этом отрицательную оценку действия нельзя переносить на личность ребенка. Следует подчеркнуть, что он хороший, его отрицательный поступок совершен по оплошности. Ребенок будет недоволен собой и постарается скорее вернуть расположение педагога.

Не скупитесь на слово, чаще хвалите!

  • Причины нарушения дисциплины. Конфликты между детьми

Одна из основных причин – несогласованные требования к ребенку в семье и детском саду. Непоследовательность требований, окрики, угрозы одного из родителей.

Утомление ребенка, длительные ожидания, скрытый период начала заболевания. Необоснованная система запретов в группе, например: « Подождем, пока Артем найдет лопатку».

Если малыш перевозбужден, он не воспринимает никаких предложений. Вовлекать его в какие - либо дела можно только после того, как он успокоится.

Контроль воспитателя за соблюдением дисциплины, оценка и разбор проступков, доверительные беседы способствуют формированию опыта поведения. Недопустимо физическое наказание детей, а также наказания, травмирующие нервную систему, оскорбляющие достоинство, приносящие вред здоровью. Лишение прогулки, еды, удаление из комнаты, запугивание, насмешки, прозвища.

  • Если дети жалуются воспитателю

Прежде всего, следует вникнуть в суть и понять причину, почему ребенок обращается с жалобой.

Часто в жалобе выражается отношение ребенка к ситуации, возникшей в группе. Возможно это поведение кого-то, несоответствующее установленным правилам. Малыш хочет убедиться, можно ли так поступать, верно ли он запомнил правило.

Действия педагога, в зависимости от возраста ребенка, должна быть разные. Например: « Егор взял без разрешения книгу». У малышей интерес к новому превышает волевые процессы накладываемые соблюдением правил. Поэтому воспитатель подтверждает, книгу брать нельзя, просит Егора положить на место, с предложением подать ее, когда будет проводить занятие. С помощью воспитателя ребенок выполняет правило без капризов и упрямств.

Ребенку среднего возраста, воспитателю следует напомнить о необходимости соблюдения правил и необходимости сдерживания себя. Ребенку, обратившемуся с жалобой, нужно предложить в следующий раз остановить сверстника, и напомнить правило.

При несостоятельных жалобах воспитателю надо разговаривать с ребенком наедине, не вызывая негатива у сверстников.

Старшие дошкольники способны сами разбираться в возникающих недоразумениях. Задача воспитателя научить выслушивать и убеждать, доказывая свою правоту.

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива.

Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С.Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.). Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми. В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.

У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.

В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться. Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.

Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми. Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»

В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.

Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.

Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"

Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".

Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"

Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".

Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!

Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".

Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".

Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"

Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".

Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".

Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".

Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".

Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.

Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".

Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.