Как все устроено: детские сады в разных странах. Каковы правила в дошкольном образовании в странах Европы

Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

В 1971г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования.

Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

Закон «Об общественном образовании» определил среднее число детей в группах дошкольного образовательного института в 20 чел. Максимальное число детей в одной группе – 25 чел. Два дошкольных учителя работают с группой попеременно, а два часа – совместно. У каждой группы детей своя комната. Одна треть всех дошкольных образовательных институтов имеет отдельные спортивные залы для физических занятий.

Число детских групп в дошкольных учреждениях можно распределить на два типа:

1 тип - институты с 1–3 разновозрастными группами;

2 тип - образовательные учреждения с 4–8 группами детей одного возраста.

Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов.

Часы работы дошкольных образовательных институтов определяются в соответствии с рабочими часами родителей и открыты для детей пять дней в неделю около 10–12 ч ежедневно.

Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

Дети, начиная с 5 лет должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни (4 ч каждый день).

Дети, достигшие 6-ти летнего возраста (до 31 Мая), по закону должны посещать школу. Считается, что они получили достаточную подготовку для начала школы.

Правила дошкольного образовательного института определяют права и обязанности детей. Эти правила составляются директором института и принимаются преподавательским персоналом. Для дошкольного образования характерны:

– забота о детях, удовлетворение их физических нужд;

– облегчение их гармонического и координированного развития;

– облегчение развития физических возможностей;

– защита и улучшение детского здоровья;

– установление привычки здорового образа жизни, умственное и здоровое сохранение;

– установление здоровой и безопасной обстановки, необходимой для роста и развития;

– развитие в детях социальной осознанности и уверенности в себе, поддержка их попыток к самоутверждении.

– удовлетворение социальных нужд детей, приучение их к кооперации и терпимости к различиям;

– развитие использования родного языка и других форм общения;

– поддержка желания говорить;

– разделение и усиление знаний, полученных в процессе обучения;

– развитие умственных способностей: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, познавательные и творческие способности.

Основной формой занятий в дошкольной жизни является игра, поэтому каждый педагог несет ответственность за создание соответствующей атмосферы в группе, места, времени для некоторых форм игр (подвижные, игры по ролям, на основе некоторых правил, с куклами и др.).

Дополнительными формами работы с детьми выступают:

– цитирование стихов и басен;

– пение, музицирование, игры с элементами пения;

– рисование, оригами;

– мероприятия с элементами работы;

Движение;

Активное изучение мира вокруг нас;

Изучение.

Переход детей из одной группы в другую автоматический, но педагоги остаются прежние, постоянно наблюдают за развитием детей (ведут дневник развития, лист личности). Местная образовательная программа должна определить процедуры оценивания, а также систему отношений с родителями. В Венгрии не существует определенных стандартов для оценивания подготовки детей к школьной жизни. На практике дошкольные учителя пользуются различными способами оценивания детей (в основном предпочитают опрашивать детей по пройденным темам).

Закон «Об общественном образовании» определяет педагогические процедуры с целью специального развития, коррекции, реабилитации, терапии для детей с отклонениями. Данная работа проводится в специальных группах, имеющихся в дошкольных учреждениях. Родители должны быть в курсе процесса воспитания ребенка, поэтому им предоставляются консультации.

Детский садик был обязательным опытом в жизни любого советского ребёнка. Редко кто бежал туда с радостью каждое утро. Наоборот, многих со слезами отрывали от санок и оставляли на попечение суровых воспитательниц, грозящих лейкопластырем заклеить рот в тихий час. Несмотря на это, место в приличном садике до сих пор считается большой родительской победой. The Village узнал, как с этим справляются жители Осло, Кенсингтона, Брюсселя, Парижа, Цуга и Валенсии.

Child Planet для закаленных

Норвегия, Осло

Норвежцы любят природу, а в самом Осло так много парков и лесов, что появление садиков friluftsbarnehage - на открытом воздухе - кажется закономерным. В такой садик детей приводят в непромокаемых тёплых комбинезонах с рюкзаками, в которых лежит ланчбокс с бутербродами и напиток. Этот садик - часть большого детского центра Сhildplanet, место для него огорожено на территории Фрогнер-парка - того самого, со знаменитыми скульптурами младенцев Вигеланда. В обед детям приносят горячую еду, которую они едят за большим деревянным столом под тентом. Ещё на территории есть небольшое помещение, где можно переодеться, если случился конфуз, и туалеты.




Малыши и воспитатели весь день проводят на улице, независимо от погоды. Они гуляют в парках, наблюдают за природой, кормят лебедей и уток, играют. Только один день в неделю - в четверг до обеда - дети проводят в помещении детского центра. Норвежцы считают, что такие садики закаляют и тело, и дух, и многие выбирают именно их для своих детей.

Биосадик Melimomes

Бельгия, Брюссель

Все садики в Брюсселе делятся на франкоговорящие и голландскоговорящие, причём считается, что вторые лучше первых. Как правило, садики (на самом деле это ясли) небольшие, обычно в них всего около 30 детей, которых делят на три группы: младшую, среднюю и старшую. Melimomes - представитель популярных в Европе биосадиков. Он находится в дорогом квартале Брюсселя, очень зелёном, что для этого города нетипично. В Melimomes особый контроль за мебелью, памперсами, постелью, игрушками, едой - всё должно быть экологически чистым и натуральным, даже средство для мытья детской посуды и мыло для поп. Продукты доставляют проверенные биопоставщики, игрушки сделаны только из дерева и ткани, никакого пластика. Занятия проходят нечасто, потому что дети ещё малы, но обычно пару раз в месяц - музыка, раз в неделю - физкультура с развитием моторики, два раза - театрализованное чтение. Еду готовят в мультиварках. Завтракают дети дома, обед в 11 часов, дают овощной суп-пюре, попозже - мясо или рыбу с рисом, овощами или кускусом, потом у детей сон, а после сна - полдник: йогурт, хлеб с мягким сыром, блинчики, вафли и непременно фрукты. Ужинают дети дома, с родителями. Хорошим считается тот садик, где есть французская кухня.




На трёх детей приходится одна няня, то есть в среднем три няни на группу. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. Такая вот социальная справедливость. А в коммерческих, конечно, плата фиксированная: от 500 евро в месяц и больше. В садике Melimomes оплата составляет 750 евро в месяц и деньги не возвращаются, если ребёнок болел или в отъезде.

Католические праздники в École Maternelle

Франция, Париж

Во Франции детских садов в нашем понимании нет. Сразу после яслей, едва научившись ходить в туалет самостоятельно, большинство маленьких французов отправляются прямо в школу. Обязательное школьное образование начинается с шести лет, но многие ходят в École Maternelle - учебное заведение для детей от трёх до шести. И там их действительно учат: различать цвета и времена года, считать до трёх и другим полезным вещам.

Школы есть частные и государственные. École Maternelle Notre Dame - частная, католическая, востребованная - в неё нужно записываться за год. Зато она сравнительно недорогая - 230 евро в месяц. За эту сумму ребёнок получает обед и продлёнку, а полдник нужно захватить из дома. Занятия проходят с 08:30 до 16:30.

В начале XIX века эта школа была основана как приют при церкви для девочек из бедных семей. То, что школа католическая, выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы.






То, что школа частная, выражается в основном в том, что педагогический персонал подбирается более тщательно, нет так любимых французами забастовок, нет неблагополучных семей. К обучению относятся очень серьёзно, доходит до смешного. Например, сын моей подруги несколько дней носил в класс книжку со сказкой про ведьму, а её всё никак не могли прочитать детям. На вопрос матери, почему не читают классу книжку, учительница ответила, что сейчас они занимаются домашними животными и так погружены в тему, что читать внеклассные сказки им некогда: у них программа.

Развитие психомоторики в El Solet

Испания, Валенсия, Альмусафес

Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей от рождения до трёх лет, поскольку многие мамы уже через четыре месяца должны выходить на работу (это оплачиваемое время декретного отпуска в Испании). Детский садик El Solet («Солнышко») - частный. Регистрационный взнос составляет 70−80 евро, ещё около 150 евро уйдёт на униформу и учебные материалы.

Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - священная для испанцев сиеста, а перед ней - обед. За этот детский сад нужно платить 130−250 евро в месяц. Завтракают дети дома и берут что-то с собой (печенье, йогурт, фрукты). Самым маленьким мамы приносят то питание, которое ест ребёнок (молочная смесь, каши, пюре). За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели. С детьми много и хорошо занимаются: музыка, рисование, эксперименты, физические упражнения, развитие психомоторики, английский.





Чтобы попасть в государственный садик, нужно записываться заранее. Преимущества имеют семьи, где оба родителя работают, либо одинокие, либо где ребёнок инвалид. Да, в Испании дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы. Недавно на Тенерифе разгорелся скандал, когда одному из близнецов с ДЦП и инвалидностью 67 процентов было отказано в месте в садике, тогда как его здоровый брат место получил. Это противоречит правилам интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, считает их отец, который готов дойти до Страсбургского суда.

Обучение на трех языках в Little Star Day School

Швейцария, Цуг

Этот швейцарский садик, а точнее тоже школа, принимает детей от года до шести лет. Он открыт в рабочие дни с 07:30 до 18:30, но завтрак только в 9 часов, так что привозить ребёнка можно не слишком рано. У частного сада меньше каникул для удобства работающих родителей. Разбивка на группы в нём условная: на занятия они делятся, а на игры и прогулки детей объединяют. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти взрослых (педагоги и воспитатели). Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, и это скорее дошкольная подготовка на полдня, чем сад, поэтому мамы сидят с детьми дома до этого возраста или отдают детей в частные садики.









Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках - литературном немецком (в Швейцарии в быту люди говорят на очень сильно отличающемся от него швейцарском немецком) и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения.

Занятия проходят каждый день, но очень простые: буквы, цифры, поделки. Гораздо лучше организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ездят на них на разных видах общественного транспорта, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц.

Питание трёхразовое, включая горячий ланч. Соки детям не дают, а молоко - только однопроцентное. В Little Star Day School очень горды этим: всё направлено на здоровый образ жизни. По российским меркам порции маленькие, но здесь расчёт на плотный ужин дома с семьёй. Всегда есть меню на неделю, с которым родители могут ознакомиться заранее.

Социальный эксперимент в Crossway Community

США, Кенсингтон

Этот Монтессори-садик - часть большой благотворительной организации Crossway Community, которая оказывает поддержку матерям-одиночкам с детьми от трёх месяцев до шести лет. Их обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей - это часть социального эксперимента.







День начинается с утренней программы в 07:30. Детей кормят завтраком: овсянка, хлопья, молоко, омлет, фрукты. Поев, дети играют, читают книжки, рисуют. Собственно, Монтессори-программа начинается в 08:30 - ребята расходятся по классам. В саду три вида групп: «Нидо» (от трёх месяцев до полутора лет), «Инфант комьюнити» (от полутора до трёх) и «Праймари» (от трёх до шести лет). Программа на утро у каждой группы своя.

Как правило, дети в процессе перекусывают едой, принесённой из дома. В 11:30 обед - и снова дети едят свою еду из дома. Сад обеспечивает ребятам только воду и молоко. В Crossway Community воспитатели греют детям обед и подают его в настоящей посуде со столовыми приборами, хотя во многих садах дети едят из пластиковой посуды холодную еду.

После обеда малыши спят. Cтаршие ребята сначала гуляют на улице, а потом в 12:30 некоторые уходят домой, а остальным положен тихий час. Спят в одежде, укрывшись флисовыми одеялами. Полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.

Детский сад в Европе. Что это такое?

Слышала от приятельницы из Канады, что детский сад -это Дорого и не всем по карману.
Эта канадка жила несколько лет в России и её дети посещали российский детский сад.
Она была просто в восторге, т.к. каждая група имела помимо игровой комнаты ещё и отдельную спальню с обсолютно нормальными деревянными кроватками для детей,
Большой туалет, раздевалку с отдельными шкафчиками для каждого ребёнка и отдельную веранду для прогулок.
Ещё бассейн, куда все дети ходили плавать и где занятия проводила тренер по физкультуре.
Об огромном зале для музыкальных занятий и зале для физкультуры и говорить не приходится, т.к. это вроде бы само сабой разумющееся.
Да, и ещё ежемесячная плата 10 лет тому назад была просто символическая.

По рассказам своей знакомой из Европа узнала о частных садиках. Сдесь дети ютятся в маленькой комнате, где только имеют возможность играть, но не спать. Понятия "тичий час" zдесь нет.
Гуляют с мими Не каждий день,а только иногда и тольйко в хорошую погоду, т.к. свой участок для прогулок имеют НЕ все детские сады.
Такой ставки как музыкальный работник Не существует. Все воспитатели сами играют на гитаре и поют.
Дети подпевают и подтанцовывыют кто захочет, а кто нет- продолжает играть дальше.
Вообше, к обучению детей младшего дошкольного возраста относятся несерьёзно.
От них ничего не требуют и они растут вроде как сами по себе. Но зато существуют платные занятия, такие как например танцы, английский или игра на флеите, что сдесь очень популярно. Oплата за семестр, а это 15 часов,составляет примерно от 110 до 200 евро.
Туалет один на весь детский сад (~ 75 человек), куда они ходят всей группой парами как на прогулку. Музыкального зала нет и спортивного то-же.
Один раз пригласили родителей на детский концерт в конце учебного года, для которого приготовили только 3 номера: по одному от группы.
Все местные родители были довольны, т.к. ничего лучшего не видели. Но что самое ужастное, что все дети были грязно одеты.
Вроде бы нарядные платья у ничх и были, но родители привели их так одетых уже утром.
К вечеру все эти наряды у кого то были облиты супом, который ещё не успел высохнуть и поэтому от платья пахло, а у когото испачкан красками или ещё чем то.
Да, забыла сказать, что кухни в нашем понятии сдесь то же нет.
Детят могут заказать Пицу на обед из близлежащего бара или разогреть суп из консервной банки. На полдник они получают обычно только кекс с соком или водой.
Вообшем речь о здоровом питании сдесь то-же не идёт.
Ежемесячная плата за всю эту прелесть составляет € 320 .

Девочки, расскажите пожалуйста, про детские государственные сады в Eвропе и Америке. Неужели там такой же беспорядок как и в частных?!
И было бы интересно конечно узнать, а как же в российских д/с обстоит дело сейчас. Стало лучше или хуже чем раньше?

Спасибо.

Админ : Обсуждая эту тему, гостям журнала желательно помнить, что в своих комментариях они могут критиковать кого угодно, но только в доброжелательной форме.

В обязанности зарегистрированного пользователя входит: выполнение правил клуба, самодисциплина по выполнению этих правил. Выполнение правил во избежание неприятностей - забота пользователя, а не админа. Если админ пропустил нарушение - пишите в форму «написать админу», если админ заметил нарушение и наказал - обижаться надо только на себя. Чаще всего, отключение от эфира бывает по причине: недоброжелательная критика, в том числе России и россиян, агрессия в адрес собеседников, насмешки над кем-то (пусть даже в завуалированной форме), национальный вопрос.
Обсуждать и критиковать публично действия администратора запрещено. Таковы правила нашего клуба.

Подробнее - в правилах клуба внизу главной страницы клуба.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Все родители хотят, чтобы их малыш посещал самый лучший детский сад. Мы думаем, что за границей все намного лучше, чем у нас. Интересно, в какой стране самое безупречное дошкольное воспитание?


Россия. Новое поколение, старые методы

Так уж сложилось, что попасть в садик в нашей стране стало непростой задачей. После демографического спада 90-х много детских садов закрыли или помещения сдали в аренду. Чтобы малыш попал в дошкольное заведение, его надо туда записывать сразу после рождения.

В России в детский сад принимают малышей с двух лет, но могут быть исключения. У всех государственных садах одни методы воспитания.

У детей, включая самых маленьких, есть занятия, прогулки, дневной сон, трехразовое питание. Детей начинают учить писать и читать в подготовительной группе.

Сады в России работают по 8 часов, но есть также дежурные группы и даже сады-пятидневки.

США. За все надо платить

США считают одной из самых развитых стран в мире. Но американским мамам немного не повезло.

Декретного отпуска там нет. Родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение. Отправить ребенка в сад - не дешевая затея. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий - целая зарплата мамы, но ведь она делает карьеру!

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Есть частные сады или сетевые, что-то похоже на сетевые супермаркеты - один владелец, много заведений.

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе.

Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Режим работы у всех садиков разный. Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри.

Еще одно весомое отличие от наших садов - здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках. Нет такого понятия как пижама для сна. Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять.

В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронке.

Канада. Не делают того, что ребенок может делать сам

Канада, как и США, - страна эмигрантов. В здешних садах можно найти много общего с нашими учреждениями, но все же различий больше.

Государственных садов в Канаде мало. В основном детские дошкольные заведения частные.

Если доход семьи не может позволить платить за сад - ребенка могут взять туда бесплатно, но не на полный день, а на несколько часов.

Очень большое внимание уделяют адаптации малыша к саду и развитию ребенка. В канадских садах просто огромное значение имеет развития самостоятельности и ответственности у детей.

Если родители дали ребенку перекус в лотке, которого он не может открыть, - это проблема родителей. Воспитатель может показать, как снимать куртку, завязывать шнурки, но не будет этого делать вместо вашего ребенка. Дети должны учиться справляться сами.

Накричать или ударить ребенка воспитатели не могут даже теоретически. Наоборот, во всех садиках детей учат тому, что нужно жаловаться педагогу, если ребенка обижают дома.

В Канаде есть специальный онлайн-портал, где родители могут в любой момент посмотреть, чем занят их малыш.

Великобритания. Спокойное отношение к детским болезням

В Великобритании садики делятся на два типа - государственные и частные. Частные баснословно дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Это касается всех детей, даже если родители живут в стране нелегально.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

У детей старше двух-трех лет нет дневного сна. Уложить спать ребенка могут по требованию на коврике в той же игровой комнате и в той же одежде.

Обедать можно за счет садика, но не запрещается приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если малыш обедает гамбургером, шоколадкой, печеньем или другими неполезными продуктами.

Еще одна особенность английских садиков, которая у нас вызвала бы, мягко сказать, удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура - не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Вообще, в Великобритании не принято кутать детей. Даже в прохладную погоду малыши гуляют без шапок и с расстегнутыми курточками.


Швеция. Грязный ребенок - счастливый ребенок

Швеция - прекрасная страна для воспитания детей. В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно.

Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов. Если детей в семье несколько, за всех следующих платит государство или оплату родителям снижают.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные ребята.

В Швеции большое внимание уделяют физическому развитию детей. Здесь малыши очень много гуляют на свежем воздухе.

Все, что не грозит жизни и здоровью детей, - разрешено. Дети спокойно могут ходить по лужам, лежать на земле, осыпаться песком - изучать мир по-своему. В этой стране считают, что грязный ребенок - счастливый ребенок.

В некоторых садах дети даже спят на улице в спальных мешках. Так воспитатели укрепляют иммунитет и прививают детям любовь к природе.

Германия. Не отбираем у детей детство

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Плата в каждом саду разная и зависит от дохода родителей. Время посещения садика тоже разное.

Группы в немецких садиках смешанные. Считается, что это способствует развитию ребенка и учит его общаться с разными детьми.

Дети с особенными потребностями также посещают обычные группы. Вообще здесь не принято употреблять слово «инвалид». Малышей учат быть толерантными и сочувствовать другим.

Большое внимание в Германии уделяют общему развитию ребенка. Основная задача немецких садов - научить ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как действовать в той или иной ситуации, помочь решать детские трудности.

Подготовки к школе практически нет. Дети лепят, рисуют, поют, играют. Считается, что не надо воровать у малышей их детство, всему необходимому их научит школа.

Китай. Учеба - прежде всего

В Китае с садиками тоже не все так просто. Есть также два вида садов - государственные и частные. Попасть в оба сложно. Детей принимают в ясли примерно с года. Группы большие, примерно как у нас.

Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют.

Но отличие все-таки есть. Китайские дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания.

Подвижных детей здесь не очень любят. Воспитанникам чаще предлагают поиграть в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Подведем итоги

Не раз слышала, как много украинских мам сетуют на наши садики: не так накормили, не так обули, не ту сказку читали, не носили на руках и так далее до полного абсурда. Конечно, в нашей стране обеспечение групп лежит на родительских плечах, и иногда не все сотрудники детсада добросовестно выполняют свою работу.

Но все же давайте подумаем, какие услуги предоставляют дорогущие заграничные садики, и какую работу делают наши воспитатели за копеечную зарплату.