Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте. «Страна прекрасных слов». Конспект НОД по реализации образовательной области «Коммуникация

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».

Понятие коммуникации и ее функции.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.

Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) .

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация - передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия.

Система коммуникации в детском саду.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному .

Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.

Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.

Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.

Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин - папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний .

Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.

Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).

Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Главным средством такого общения, естественно, является речь , поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир .

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка .

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.

Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения. Таким образом, ведущим мотивом становится личностный. Главным стимулом, который побуждает ребенка начать разговор, является сам человек, вне зависимости от его функций и характеристик.

Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества .

Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.

На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.

Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.

На этом этапе п едагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очеред ь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. В оспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога .

В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен п роявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.

Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.

Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера .

Благодарю за внимание!

Образовательная область

«Коммуникация»

(от англ. communicate - сообщать, передавать),

направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической, монологической форм) в различных видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Коммуникация в ДОУ» Составила презентацию – Гребенникова Г.Н.

Федеральными государственными требованиям и к организации образовательного процесс а в ДОУ определены 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Коммуникация Праздники и развлечения Праздники Досуги Вечера развлечения Вечер Создание рукописных книг. Дидактические игры. Индивидуальная работа. Настольно – печатные игры Утро Дидактические игры. Работа по вос-питанию культурно гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Сюжетно – ролевые игры. Конструктивные игры. Подвижные, хо-роводные игры. Организация дежурств, наблю-дений в природе е. НОД По развитию речи и подготовке к обучению грамоте Комплексные Интегрированные

В подготовительной группе задачи образовательной области «Коммуникация» реализуются и на занятиях и направлены на формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, моторно-двигательной сферы; совершенствования коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи.

Развиваем речь и коммуникативные способности детей Задачи воспитания и развития детей Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

Организация детей в образовательной области О чем узнают дети Связная речь Подготовка к обучению грамоте Словарь Звуковая культура речи Грамматически правильная речь Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Приемы и формы работы: Специально организованное обучение (занятия), дидактические игры, театральная деятельность, режиссерские игры, чтение худ.литературы и другие

Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми; Процесс создания альбомов, книг, книгоиздательств, библиотеки, чтение художественных произведений Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические, конкурсы, этюды, жизненные ситуации; Работа по ЗКР проводится в процессе индивидуального взаимодействия детьми, нуждающимися в помощи

Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) Ребенок организует детей на совместную деятельность; Свободно вступает в общение с разными людьми; Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми; Проявляет интерес к речи как особому объекту познания; Проявляет устойчивый интерес к литературе; Самостоятельно использует речевые формы в процессе общения; Активно проявляет творчество в процессе общения; Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Проявляет интерес к чтению.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: Ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками; Общается с ограниченным кругом близких людей, не имеет друзей; Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях; Не проявляет интереса к письменной речи; В обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении; Используемые формулы речевого этикета однообразны; Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов. Не умеет читать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в разделе коммуникация в средней группе «Путешествие с колобком»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив разделе коммуникацияв средней группе«Путешествие с колобком»...

конспект открытого занятия по коммуникации в 1 младшей группе. "Куклы в гостях у ребят"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,Познавательно- исследовательская, музыкально–художественная.Цель: расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной...

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Термин «коммуникация» употребляется в разных значениях. Например, можно говорить об инженерных, транспортных, информационных коммуникациях как средствах или формах связи. По этому поводу регулярно возникают недоразумения, приводящие к неправильному их толкованию и пониманию.

Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку, В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация - это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувства¬ми, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).

Коммуникация - это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Коммуникация - это одно из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность - одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху. Под коммуникабельностью в социальных группах понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе.

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные - осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.). Способы обеспечения коммуникации хорошо известны - это слушание, речь, чтение, письмо. По значимости слушание находится на первом месте, занимая до 45% времени межличностных коммуникаций. Речь занимает до 30% времени межличностных коммуникаций (диалоги, совещания, переговоры, презентации). Для повышения эффективности коммуникаций важно уделять большое внимание культуре речи. Чтение играет важнейшую роль, особенно для людей, имеющих аналитический ум и владеющих техникой быстрого чтения. Чтение составляет около 15% времени межличностных отношений. Тип личности человека имеет также большое значение в процессе коммуникации. Своевременное распознавание типа личности собеседника позволит вам адаптировать свои предложения и даст дополнительную возможность добиться успеха в переговорах.

Обще́ние - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты.
Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

В самом общем смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.
Общение выполняет целый ряд различных функций:
1. Коммуникативная функция - связь человека с миром во всех формах деятельности.
2. Информационная функция проявляется в отражении средств окружающего мира. Она осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В процессе общения обеспечивается получение, хранение и передача информации.
3. Когнитивная функция заключается в осознании воспринятых значений благодаря мышлению, отображению, фантазии. Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознания, к необходимости раскрыть психологические качества личности.
4. Эмотивная функция заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания вторично отображаются в виде взаимоотношений: симпатий - антипатий, любви - ненависти, конфликта - согласия и т.д. Данные взаимоотношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.
5. Конативная функция связана с индивидуальными стремлениями человека к тем или иных объектов, которые выступают в форме побуджувальних сил. Благодаря этой функции отношения реализуются в конкретном поведении.
6. Креативная функция связана с творческим преобразованием действительности.

Понятие «коммуникативная культура детей дошкольного возраста» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.

Практическая часть

Предлагаем познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
«Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Раздаю участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Дотронься до...». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а
теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
"Волшебные конфеты"
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Всем спасибо!!!
Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», участники кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

Цель:

Задачи:

Воспитательные:

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

Обучающие:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

Планируемые результаты: употребляет в речи прилагательные, эпитеты, сравнения; выразительно произносит слова и сочетает их с движениями; запоминает и использует в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеет рифмовать слова, согласовывая окончания; может представить игровую ситуацию; применяет умение фантазировать, мыслительные и творческие способности;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относится к окружающим людям и природе; эмоционально реагирует на происходящее и отзывается на красоту окружающей природы.

Материальное обеспечение:

Костюм феи; магнитофон; аудиозаписи: шум моря, «Волшебная музыка», песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка» мультимедиапроектор, презентация, корзинка; небольшие камушки и вырезанные облака по числу детей; кисти; гуашь.

Ход игры – путешествия.

Организационная часть. Введение игрового момента.

(Дети сидят полукругом)

Сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон вручил письмо и сказал, что оно адресовано нам. (Читаю адрес на письме)

Всё правильно? И что же нам делать с этим письмом? (ответы детей)

Если письмо адресовано нам, значит, мы имеем полное право его прочитать.

(читаю письмо)

Здравствуйте, мои милые ребята! Я Фея из Страны прекрасных слов! В моей стране очень много красивых, тёплых, нежных слов. Кто попадает в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Если хотите, то я приглашаю вас в гости.

— Ребята, я совсем не знаю, что нам делать? (Ответы)

— Значит, мы с вами принимаем приглашение.

— А как же мы попадём в эту страну Слов, она же волшебная? (Ответы)

Давайте это путешествие мы совершим с помощью фантазии. Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (Ответы) Фантазия-это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляя то, чего на самом деле нет. Давайте произнесём это волшебное слово. (Дети повторяют) На чём вы хотите полететь?

— Закройте глазки и представьте, что вы на ковре самолёте летите в эту замечательную страну. (2 слайд)

(Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»).

С высоты мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш ковёр самолёт медленно опускается на землю (музыка стихает).

Основная часть.

— Вот мы и прибыли. (3 слайд) (воспитатель превращается в фею)

— Здравствуйте, ребята. Я фея из страны слов. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Чтобы убедиться, что в моей стране очень много замечательных слов и их можно найти повсюду, мы с вами совершим путешествие по этой стране

Фея: (загадка) Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это …(солнце!) 4 слайд — солнце

А теперь произнесите это слово ласково. (Ответы) Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. (Дети выполняют)

Что вы ощутили? (Ответы)

— Какими словами можно описать солнышко. Какое оно? (Ответы)

А может с чем — то его можно сравнить? (Ответы).

— Хотите поиграть с солнышком?

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Дети встают в круг).

Приготовили все пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

5 слайд – небо

А сейчас взгляните на небо. Что вы о нём можете сказать? (Ответы)

Каким оно ещё бывает, во время грозы, дождя? (Ответы).

Прекрасно! А теперь отдохните, сядьте поудобнее, выпрямите спинки, на облака посмотрите.

6 слайд . (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).

Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое — на мчащееся авто, 7 слайд

А третье, похоже, не знаю на что! 8 слайд

А как вы думаете, на что похоже это облако? (Ответы).

Повернитесь к столу, возьмите в руки маленькие облачка, проведите пальчиком по контуру своего облачка. (Обводят)

Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите полным ответом. (Ответы) Какие замечательные слова вы придумали! А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде-

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

Для начала найдём нежные, ласковые слова на небе. (Ответы)

Сейчас найдём слова на земле. (Ответы)

— Где вы ещё хотите поискать слова? (Ответы)

— Какие интересные слова вы нашли! Молодцы!

Звучит шум моря. 9 слайд — море.

— Дети, послушайте, что это за шум? (Ответы)

— Да, это море. Какое оно? Ребята, когда я бываю около водоёмов, то очень часто вижу каких — то птиц, летающих над водой. А что это за птицы, я не знаю. А вы знаете? Что они высматривают в волнах? Послушайте про них скороговорку.

Чайка за рыбкой в море ныряла

Да выныривала

Выныривала, да ныряла.

Повторите эту скороговорку медленно хором. Посмотрим, кто лучше запомнил её. Сначала произнесут девочки тихо, чтобы не спугнуть чаек. (Девочки встают в круг)

— А сейчас – мальчики, но уже громко, чтобы птицы услышали вас. (Мальчики встают в круг)

Вы все молодцы! И за это я хочу вам подарить камушки из нашего моря.

Фея раздает детям камушки за скороговорку. (10 слайд)

— Поиграйте с камушками, покатайте их в ладонях, пройдите на коврик.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

— Чуть позже ваши камушки будут волшебными. А пока положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а помогите его закончить.

Если это рыбка — у нее улыбка.

Если это рыбочка — у нее … (улыбочка).

Если это рыба — у нее … (улыба).

Если это рыбина — у нее … (улыбина).

Если это рыбища — у нее … (улыбища).

Вот какие веселые, улыбчивые рыки обитают в нашем море.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Фея берет в руки корзинку.

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова —

Слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)

Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. От этих слов мир становиться добрее, а значит и прекрасней.

Пришло время заняться нашими камушками и превратить их в волшебные. Как вы думаете, как это можно сделать? (Ответы)

— Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камушке что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Ваши рисунки сделают камушки волшебными. (Дети рисуют.)

Звучит музыка «Улыбка»

Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята! Подарите их своим друзьям, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками.

Наше путешествие подошло к концу. Пора нам возвращаться. Нас ждёт ковёр самолёт. (11 слайд) Закройте, пожалуйста, глаза. Мы прощаемся с волшебной Страной. (Звучит музыка.)

Заключительная часть.

Восп: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие в Страну слов? Как вы думаете, вы изменились? Какие у вас ощущения после путешествия? Что вам больше запомнилось? Чем мы занимались в прекрасной Стране? Какие новые слова вы узнали и запомнили? (Ответы детей.)

Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид. А наш волшебный кузовок всегда будет пополняться этими замечательными словами.

Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною

Все прекрасное, родное.

А на память о нашем путешествии Фея передала вам «ключики» от замечательной Страны прекрасных слов. Открывайте чаще двери этой страны и находите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет ещё лучше. А поможет вам открывать двери волшебной страны фантазия. (Вручаются золотые ключики).

Список литературы:

Р.А.Жукова. Игра как средство социально – эмоционального развития детей.

И.О.Бочкарёва. Обогащение и активизация словарного запаса.

Интернет – ресурсы.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Страна прекрасных слов».

Краткая характеристика группы: общее количество детей, присутствующих на мероприятии – 20 человек. Дети старшей группы (5 – 6 лет), начало учебного года.

Форма проведения: игра — путешествие.

Цель: Расширять представления детей о добрых, нежных, ласковых (прекрасных) словах. Создать эмоциональный фон.

При планировании мною были поставлены следующие задачи:

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде;

Эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— развивать зрительное восприятие в процессе игрового общения;

— развивать память, воображение, мышление, творческие и художественные способности, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

Обучающие:

— обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;

— совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх;

— разучить скороговорку и произносить её с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом);

— совершенствовать умение отражать эмоции в рисунке.

Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках мероприятия.

В связи с этим НОД построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство и позволяет объединять следующие виды детской деятельности:

игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД, повышению результативности, положительного настроя.

Для реализации образовательных задач и областей мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Все использованные на мероприятии игры доступны детям.

Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия.

При проведении непосредственно образовательной деятельности особое внимание уделяла элементам здоровьесберегающих технологий – проводила упражнения на снятие мышечного напряжения. А так же учитывала своевременную смену видов деятельности.

НОД включало в себя организационную, основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой путешествием.

Для создания интереса воспитатель была в роли Феи из страны прекрасных слов.

Организационная часть непосредственно образовательной деятельности предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью полученного письма из страны слов и фантазии. Дети с удовольствием откликнулись посетить загадочную страну.

В основной части деятельности решались познавательные, речевые, социально — коммуникативные, художественно-эстетические и оздоровительные задачи. Для их реализации использовались игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, показ слайдов, динамическое упражнение, пальчиковая гимнастика.

Воспитательные задачи и задачи на развитие воображения решались на протяжении всей НОД, начиная с организационного момента.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей через беседы, диалоги, игровые ситуации: «Согрей ладошки», «Найди доброе слово», «На что похожи облака», «Слова повсюду».

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении – с помощью словесно – речевой игры «Улыбчивые рыбки».

Развивая связную речь, настраивала детей на полные, обоснованные ответы.

Зрительное восприятие развивалось при использовании слайдов.

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?», «Что вы можете мне предложить?»).

При разучивании скороговорки и её проговаривании развивалась артикуляционная моторика.

Развитие мелкой моторики проходило при использовании пальчиковой гимнастики, игровой ситуации «На что похоже облачко».

Все эмоции, полученные на мероприятии дети отражали в рисунках на «волшебных камушках».

Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о добрых, нежных, ласковых словах, об интересном и запоминающемся путешествии в страну слов и находили ответ на вопрос, поставленный в начале мероприятия: «Как меняются люди, попав в эту страну». Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено детям подарить «волшебные камушки» самым близким людям, чтобы их порадовать. А детям были подарены «золотые ключики» чтобы ребята могли в любое время попасть в эту страну.

НОД прошло по плану в доброжелательной обстановке.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, чувствовалась на протяжении всего мероприятия и в практической части.

Планируемые результаты: употребляют в речи прилагательные, сравнения; выразительно произносят слова и сочетают их с движениями; запоминают и используют в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеют рифмовать слова, согласовывая окончания; могут представить игровую ситуацию; применяют умение фантазировать, мыслительные и творческие способности; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относятся к окружающим людям и природе; эмоционально реагируют на происходящее и отзываются на красоту окружающей природы — были достигнуты.

По ответам детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. В конце дня дети с удовольствием дарили «волшебные камушки» своим родителям, объясняя, почему они волшебные, где они их взяли. А ещё они договаривались с родителями, что вечером, дома, они обязательно побывают снова в этой стране. И у них это получиться, потому, что они имеют сейчас «золотые ключики», с помощью которых они откроют «спокойно», дверь в эту страну.

От работы с детьми я также получила удовлетворение.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

(МАДОУ детский сад №16)

620023 г.Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел.(343) 289 – 25 – 20

ИНН 6674368867 КПП 667901001

Воспитатель

МАДОУ детского сада №16

Чкаловский район, г.Екатеринбург

Курсова Кристина Андреевна

КОММУНИКАЦИЯ

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Известно, что мы общаемся всегда, даже когда вокруг никого нет, мы общаемся сами с собой, в мыслях. Общение – это одно из необходимых условий существования человеческого общества. Его виды и формы чрезвычайно разнообразны: от случайного анонимного обмена репликами в транспорте до задушевного разговора с близким другом. Но, несмотря на это, процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Внутренний слой общения, это мотивы, потребности, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому.

Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире.

Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка.

Высокий уровень общения выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

На данном этапе полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Дети не могут занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», они часто замыкаются, начинают сторониться и избегать детского сообщества.

Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребенку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие емужить счастливо.

Следует отметить, что в коллективе у дошкольников среднего возраста потребность реализуется в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным, а также в общении со сверстниками и т. д.

Данный цикл занятий направлен наразвитие коммуникативных умений у дошкольников.

В основе данного цикла лежат разработки Н.В. Клюевой «Учим детей общению», Л.А. Снегиревой «Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников», Л.М. Шипициной «Азбука общения», А.И. Бурениной «Коммуникативные игры-танцы для детей», Ю.В. Авдеевой «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет».

Цель цикла - помочь детям выработать свой коммуникативный стиль, осознать свою индивидуальность, освоить способы общения с окружающими.

Задачи

    снижение эмоционального напряжения в группе;

    создание положительного эмоционального фона в детском коллективе;

    формирование у детей устанавливать и поддерживать контакты;

    формирование навыков саморегуляции и релаксации;

    развитие коммуникативных умений.

Ожидаемые результаты: дошкольники смогут научиться вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; контролировать свои эмоциональные реакции; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; уступать друг другу в конфликтных ситуациях.

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: Знакомство, раскрепощение участников.

Ритуал приветствия - Игра «Давайте познакомимся»

Психолог говорит: «Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге детей, и называть при этом имя того, кому адресован мяч.

Упражнение №1 - игра «Передай мой привет».

(создание условий для снятия психоэмоционального напряжения посредством телесного контакта и эмпатии между детьми)

Участники встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами. Водящий начинает совершать какое – либо движение, например, гладит впереди стоящего по голове, или щекочет под мышкой, или кладет руку на плечо. После того, как движение пройдет полный круг, следующий по очереди участник задает другое движение.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не передадут свой привет.

Все выполняемые действия осуществляются под музыкальное сопровождение. Желательно, чтобы музыка была подобрана с релаксационной направленностью.

На заключительном этапе этого упражнения ведущий обращает внимание детей на развитии способности создавать психологически безопасную среду в процессе общения, как необходимое условие формирования чувства доверия среди сверстников.

Упражнение №2 –Обучающая ролевая игра

(формирование способности анализировать свои и чужие поступки, находить выход из конфликтных ситуаций)

Ситуация 1 .

Петя и Коля были друзьями. В детском саду они всегда играли вместе. Но вот однажды с ними произошла вот какая история. Ребята перевозили в грузовых машинах кубики для стройки. И так увлеклись игрой, что не заметили, как стали соревноваться между собой. Каждый хотел быстрее довезти груз. И вдруг, на большой скорости Коля, не рассчитав расстояния, врезается в машину Пети. Машина, которой играл Петя, сломалась. Воспитатель группы решила выяснить, кто же сломал машину, но честного ответа она не получила. Ребята обвиняли друг друга, Коля не хотел признавать свою ошибку. В результате воспитатель наказал Петю, у которого сломалась машина.

После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, как вы думаете, Коля поступил правильно?»; «Коля хороший друг?»; «Как нужно было поступить Коле?».

Ситуация 2.

Маша, Кристина и Арина были неразлучными подружками. Когда дети стали собираться на прогулку Кристина нашла в своём кармане две конфеты. Одну она решила съесть сама, а другой угостить Машу. Арина сильно обиделась, когда поняла, что подруги с ней не поделились сладостью.

После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, можно назвать Машу, Кристину и Арину подругами?»; «Кто из них поступил неправильно?»; «Как бы поступили вы в данной ситуации?».

После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым, по мнению детей, способом выхода из конфликтной ситуации.

Ведущий обращает внимание детей на такие нравственные качества, как умение вовремя признавать свои ошибки, быть честным, умеющим делиться и помогать другу в беде.

Завершение - упражнение релаксация «Лифт»

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

ЗАНЯТИЕ №2

Цель: сплочение группы; формирование чувства близости с другими людьми.

Ритуал приветствия - игра «Доброе утро»

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Упражнение №1 – разминка «Карандаши».

( умение ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего на основе невербального восприятия друг друга.)

Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.

Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:

Поднять руки вверх и опустить их.

Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.

Присесть, встать.

Наклониться вперед, назад.

Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен.

На заключительном этапе этого упражнения ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания.

Упражнение №2 –ролевая игра «Пожалеем, сделаем доброе дело»

(Работа с эмоциями с элементами психогимнастики)

Психолог выбирает по желанию ребенка, который соглашается сыграть роль обиженной девочки Арины. «Ребята, посмотрите, как сильно расстроилась Арина, ведь ее самые лучшие подружки не поделились с ней конфетой! Арина даже заплакала от обиды (ребенок изображает эмоцию обиды). Может ей станет веселее, если каждый из вас подарит какой-нибудь подарок. Дети посредством жестовых движений дарят подарки, а ребенок играющий роль Арины пытается отгадать, что подарил каждый из участников.

Психолог: «Ребята случилось волшебство! Наша Арина стала счастливой! (ребенок играющий роль Арины улыбается и обнимает каждого из детей). Вы помогли ей прогнать обиду, пожалели, подарили от души подарки. Теперь Арина не одна, у нее много друзей!

Завершение - упражнение релаксация «Полет высоко в небе»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе

А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

ЗАНЯТИЕ №3

Цель: сформировать представление ребенка о своей индивидуальности, характерных особенностях и предпочтениях. Оптимизация развития позитивной «Я»-концепции.

Ритуал приветствия – игра « Встаньте все, кто…»

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Психолог. Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, любит дарить цветы и т.д.

Упражнение №1 – игра «Волшебные водоросли».

(игра направлена на снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться цели).

Дети образуют круг и держатся за руки, они водоросли (слегка покачиваются, имитируя движение водорослей в воде). Каждый участник по очереди пытался проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, если им нравится то, как их просят пропустить, они могут расслабиться и пропустить в круг, а если их плохо попросили, могут и не пропустить.

В конце игры обсуждение рефлексия, какой способ просить водорослям понравился больше, а какой меньше, почему.

Упражнение №2 – сюжетно - ролевая игра «Гости»

(Развитие умения вступать в процесс общения, применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач; формирование умения согласовывать свои желания с товарищами по общению)

Одна из девочек играет роль мамы. Двое или трое ребят -- ее дети. Другие - гости.

«Мама» говорит своим «детям», что к ним придут гости, и объясняет, как надо себя вести. Гости придут первый раз к ним в дом. Какими словами их нужно встретить? Как предложить чай? О чем можно поговорить за столом? О чем можно рассказать?

Участники могут меняться ролями. В игру могут быть введены новые персонажи (отец, бабушка, дедушка и др.).

В завершении игры обсуждение рефлексия, как принято встречать гостей, что было сделано правильно, что можно было бы изменить, понравилась ли гостям такая встреча, и как проявили себя сами гости по отношению к хозяевам дома.

Завершение - упражнение релаксация «Муравей»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе).

Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

ЗАНЯТИЕ №4

Цель: развитие способностей осознавать чувства других людей и понимать их; знакомство с невербальными формами общения.

Ритуал приветствия – игра « Сигнал».

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог- психолог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока « сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону.

Упражнение №1 – игра «Пойми меня».

(развитие уверенности в себе, формирование дружеских взаимоотношений)

Ребенок придумывает речь из трех предложений от лица какой-нибудь роли (мама, продавец, воспитатель, герой из мультфильма и т. д.), проигрывая ее, дети должны угадать, какую роль сейчас представляет ведущий.

После игры идет обсуждение, что помогало угадать роль ведущего кроме фраз (акцент на невербальную коммуникацию).

Упражнение №2 - подвижная игра «Жужа»

(игра направлена на формирование умения распознавать своё эмоциональное состояние; формирование адекватной самооценки)

Выбирается ребёнок на роль «Жужи». «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках, все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

В завершении обсуждение рефлексия на тему что нас больше всего обижает.

Завершение - упражнение релаксация «Необычная радуга»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

ЗАНЯТИЕ №5

Цель: обучение детей поддерживать контакты, владеть этически ценными формами и способами поведения.

Ритуал приветствия - игра «Доброе утро»

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ольга Александровна!(имя педагога-психолога, воспитателя)

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Упражнение №1 – игра «Друг»

(развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли)

Детям предлагается прослушать несколько стихотворений о дружбе и обыграть некоторые сценкой (см. приложение 1). После упражнение идет обсуждение рефлексия «что такое дружба»

Упражнение №2 – сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

(Развить умение выполнять различные роли, оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению)

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец (психолог) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Каждый участник игры должен сам придумать, какую игрушку он будет изображать. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки. После дети меняются, кто был игрушками, становятся покупателями и наоборот.

В завершении обсуждение рефлексия прожитой игры.

Завершение - упражнение релаксация «Бабочка»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.

Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

ЗАНЯТИЕ №6

Цель: развитие навыков конструктивного взаимодействия; воспитание способности к взаимовыручке и взаимопомощи; развитие способности к сопереживанию.

Ритуал приветствия игра « Волшебный клубок»

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.

Упражнение №1 – игра «Злючка-колючка»

(снятие эмоционального напряжения, развитие умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли)

Детям с помощью красок на листе А3 предлагается сделать отпечатки ладошек, а после проявить фантазию и превратить отпечатки в «злючку-колючку». В завершении каждый ребёнок презентует свою злючку колючку, рассказываетпочему ее так назвали, что она любит, что не любит и от чего станет доброй.

Упражнение №2 – сюжетно-ролевая игра «Встреча сказочных героев»

(Развить умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению, оценивать результаты совместного общения; сформировать новый опыт взаимоотношений между детьми)

Для каждого ребенка подбирается роль сказочного персонажа, который обладает противоположными личностными качествами.(например конфликтному ребенку подбирается роль персонажа, который со всеми дружит; с низкой самооценкой - роль героя, которым все восхищаются; активному ребенку - роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными. Также выбирается роль «волшебника», который дает ребятам по пять «жизней», и которых они могутлишится, если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывали встречу сказочных героев. (психолог задает тему разговора исходя из актуальной ситуации). Начинается беседа между детьми. После игры проводится дискуссия. Вопросы для дискуссии: Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало тебе сохранять определенный стиль поведения? Сможешь ли ты в реальной жизни вести себя так же, как твой герой? Какие сильные и слабые стороны каждого героя?

Завершение - упражнение релаксация «Лимон»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

(Выполнить это же упражнение левой рукой)

ЗАНЯТИЕ №7

Цель: завершение работы, закрепление результатов

Ритуал приветствия игра «Конкурс хвастунов»

(сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия)

Участники садятся на стульчики в круг.

Психолог. Сейчас мы проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет. Не забывайте, что это конкурс. Выигрывает тот, кто лучше похвастается своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств.

Участники по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективная оценка – реальные это достоинства или придуманные. Неважен также масштаб этих достоинств – это могут быть и громкий голос и аккуратная прическа и т.д. победителя выбирают сами участники, но в случае необходимости, психолог им помогает, или высказывает свое мнение. Победитель награждается аплодисментами.

Упражнение №1 – игра «Путанка»

(Игра направлена на развитие координации движений и внимания)

Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанкаготова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Упражнение №2 – «Мы вместе!»

(способствование творческому самовыражению, создание положительного эмоционального настроя в группе)

Детям предлагается в рисунках изобразить, что произошло с ними в течение занятий. Все участники рисуют по два рисунка: «Какой «Я» был до занятий?» и «Какой «Я» стал после занятий».

В завершении обсуждение рефлексия запомнившихся моментов из всего цикла занятий для каждого. Завершение цикловой работы

Завершение - упражнение релаксация «Палуба»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное).

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой друг

(Агния Барто)

У него вагон достоинств,

Недостатков нет почти,

Ничего ему не стоит

Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,

Он сильный, а не слабый,

О нём я толстую тетрадь

Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,

Не боится проиграть,

«Очень быстро он умнеет!» –

Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,

Дал котёнку молоко.

Он умеет извиниться,

Это тоже нелегко!

***

(Елена Стеквашова)

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг,

Так и рвет ее из pук.

Ну зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

***

Ты дружбу не купишь за деньги

Её не найдешь просто так,

Ведь дружба, как золото ценна

А так же не всем по зубам.

Она - это то, что не каждый

За жизнь себе сможет сыскать,

Но если нашел, береги же

Не дай никому отобрать!

И скоро поймешь ты, как важно

Найти тот единственный свет,

Что выслушать сможет тебя же,

И дать тебе нужный совет!

Стихи о настоящей дружбе.

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать –

То вряд ли это друг…

Список литературы:

    Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 36 с.

    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. - 231 с.

    Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 2-3.

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

    Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Академия, 2009. - 172 с.

    Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Под ред. О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 384 с.