Нравственное воспитание детей. Морально-нравственное воспитание дошкольников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по возрастной психологии

" Нравственное воспитание детей дошкольного возраста "

Введение

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Цель исследования-проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие нравственности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

1.1 Соде ржание нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это:

Одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Подморалью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

Гуманности;

Трудолюбия;

Патриотизма;

Гражданственности;

Коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

1.2 Механизм и задачи нравст

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главнаяособенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

Формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

Воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

Овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

Формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

Воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенкомморально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной, связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма - стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

1.3 Средства и методы нравст венного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсяприрода. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсясобственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся таатмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

Методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

Соответствие метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

Подготовленность условий и средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

Тактичность применения метода;

Планирование возможного результата воздействия метода;

Терпение и терпимость педагога при использовании метода;

Преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).

2. Развитие нравственности де тей дошкольного возраста в игре

2.1 Игра как ведущая деятель ность в развитии нравственности

Игра для дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие - активности, третьи регулируют взаимоотношения и т.д.

Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.

Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарища, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правила и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае, когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.

В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

Дети с помощью воспитателя могут составить «Правила дружной игры»:

· Всем вместе договориться о правилах игры;

· Честно соблюдать правила игры;

· Не злиться и не драться, если проиграл.

Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:

Нет большего позора - не выполнить договора.

Уговор дороже денег.

Сам себя губит, кто других не любит.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Используя пословицы и поговорки в работе с детьми, воспитатель дожжен понимать, что уровень обобщения может ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений.

Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни. Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами. Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет.

По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований к внутренним мотивам, когда правила становятся для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но они не тождественны. Поэтому руководство педагога должно быть направлено на те и другие взаимоотношения. При этом нельзя забывать, что для возникновения игры необходима потребность к игре, в выполнении роли. Игровые интересы детей требуют внимание педагога: он должен выяснить, умеют ли они играть вместе, какие сюжеты предпочитают, насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли.

Дети старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает настолько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способна к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнении им социальной роли. Так, дети упрекают: «Вася, ты не умеешь играть, ссоришься со всеми. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают». В игре, таким образом, освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.

Сюжетно-ролевые игры не имеют таких четких условий и требований, как игры с правилами. Поэтому здесь требуется значительная самостоятельности детей и их способности перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Их введению в игру способствует литература. Она же помогает расширить сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведения, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, вливается в инсценировку. Важно, чтоб сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащает игру.

2.2 Программы занятий и развлечений на развитие нрав ственности детей в детском саду

нравственный игра дошкольник воспитание

Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру.

Проиллюстрируем сказанное на примере сказки «Три поросенка».

Игру «Три поросенка» предваряет чтение сказки в обработке С. Михалкова и обсуждение ее содержания. Начать беседу с детьми можно с вопроса: «Кого мы называем добрым человеком!» этот вопрос позволит детям назвать качества доброго человека и обратить внимание на то, что многие хорошие черты личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому, трудолюбие) взаимосвязаны. Так, доброта - это забота о других, которая проявляется в умении помочь, что в свою очередь предполагает трудолюбие. Все это можно проследить с дошкольниками на примере сказки.

«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все три одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что внешне поросята были очень похожи друг на друга.

«Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лугах.

Но вот наступила осень….

Пора нам подумать о зиме, - сказал Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода.

Он предложил всем взяться за работу и построить дом, где можно зимовать вместе под одной крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать на лугу, чем рыть землю и таскать камни.

Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - Сказал Ниф-Ниф и перевернулся через голову….

Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. - Я не буду вас дожидаться».

Воспитатель. Чем же отличаются поросята, внешне так похожие друг на друга. (Наф-Наф трудолюбивый, а братья беззаботные.) Кому из них можно отнести пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

«У ленивого Егорки всегда отговорки», «Кто ленится, тот не ценится»!

«Когда стало совсем холодно, два брата взялись за работу. Ниф-Ниф быстро сделал дом из соломы. Побыстрей старался закончить постройку дома и Нуф-Нуф. Он сделал его из веток и тонких прутьев. Чтобы, как он думал, было теплее. Братья пели песни: «Хоть полсвета обойдешь. Лучше дома не найдешь!». Они отправились посмотреть. Какой дом сделал Наф-Наф. Он натаскал камней, намесил глины и теперь неспеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом. Чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться».

Воспитатель. Как работали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно ли сказать, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли к ним отнести пословицу «Не хвались началом, а хвались концом» (учитывая песню братьев - лентяев)? А как работал Наф-Наф? Можно ли сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук! Как объяснить эти выражения?

Воспитатель. Кому из героев и почему можно отнести пословицы: «Что посеешь, то пожнешь», «Без труда нет добра», «Лениться да гулять - добра не видать», «Ленивые руки чужие труды любят», «Повинную голову меч не сечет», «Лежачего - не бьют»?

Затем можно прочитать детям басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей». После чтения произведения и уяснения детьми его смысла воспитатель выясняет: «Похожа ли эта басня на сказку Три поросенка? (Ответы детей) правильно. Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к муравью. «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она. Не оставь меня друг милый, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». На что Муравей ответил: «Ты все пела. Это дело. Так пойди же попляши». Окончание сказки или басни вам понравилось больше? Хотели бы вы изменить конец сказки или басни и почему?».

В заключении можно напомнить детям народную мудрость: «Труд горек. А плод его сладок. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Игра «Кто больше»

Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых»

Детям раздают по несколько кружочков из цветной бумаги. И они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружочек «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше всего кружочков) получает бант или значок.

Особое внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как например, в приведенном ниже стихотворении.

Вот-те-на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать -

На Валетку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться -

Это плохо, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться.

Пусть немного побранят.

Я. Полонский

Воспитатель. О чем размышляет героиня этого стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что, в конце концов, она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (правдивые, честные, смелые.) Почему?

Стихотворение С. Маршак «Ежели вы вежливы»

И ежели вы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьба -

То есть сами.

И ежели вы

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой.

И с бабушкой

Вы их не перебьете…

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея

Воспитатель. О каких правилах здесь говорится? Назовите их.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла маленькая лисичка по берегу моря. Из воды высунулся бычок - морская рыбка. Лисичка стала дразнить бычка: «Бычок пучеглазый, большеротый, бычок - колючий бочок!» А бычок говорит лисичке: «а ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!». Заплакала маленькая лисичка, побежала домой. «Кто тебя обидел?» - спросила мама. А лисичка отвечает: «Бычок сказал, что я косматая и глаза у меня круглые».

«А ты бычку что-нибудь говорила?» - «Я сказала. Что он пучеглазый и большеротый». «Вот видишь - сказала мама - лисица, - ты первая его обидела».

После чтения сказки воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведением детей, не называя конкретных имен. Затем педагог делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу

Но папа нашелся.

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое

Чудесное слово.

Воспитатель. Когда мы говорим слово «простите»? Какие еще слова, подобные этому, вам знакомы? (Извините, виноват, больше не буду…).

Россия - наша родина

Программное содержание: формировать у детей представления о стране, в которой мы живем; вызывать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».

Ход занятия

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это Родина, родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое - Родина? (Рассуждение детей)

Место, где родился человек. - город. Село, деревню - называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Кто где родился? (Ответы детей.) большинство из вас родились в Егорьевске. Значит. Это ваша малая родина. Ваш родной город. Куда бы не занесла вас жизнь. В каких бы дальних городах нашей страны вы не жили. Всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. А многие из вас навсегда останутся здесь жить. Получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днем все краше.

У каждого человека есть еще одна Родина. Родина - это и наша огромная великая страна Россия, в которой мы живем. Большая Родина - это наше государство, Россия, со столицей Москва.

Итог занятия

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться. Любить ее глубоко и нежно. Заботиться о ней.

Заключение

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с нравственностью, проведя несколько занятий и игр по ее воспитанию, можно сделать следующие выводы.

Для ребенка очень значимо нравственное воспитание, оно составляет часть его жизни, миропонимания.

Мы через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Побуждаем эмоциональность - свойство, которое побуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Прививаем любовь к родине, как к большой, так и к малой, чтобы ребенок испытывал гордость за свою страну, с радостью отзывался о своем родном городе, поистине ценил каждый прожитый день в нем.

В ходе проведенных игр и занятий было выявлено, что дети стали меняться в лучшую сторону, а именно стали более вежливыми, общительными. Стали больше интересоваться своей страной и ее героями.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - 385 с.

2. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984. - 125 с.

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - 196 с.

4. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. - 112 с.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. - 196 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - 318 с.

7. Нечаева В.Г. Макарова Г.А. Нравственное воспитание в детском саду. - М., 1984.

8. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.

9. Тонковая-Ямпольская Р.В. Шмидт-Кольмер Е. Хабинакова Э. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. - М., 1984. - 284 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974. - Т.9. - 286 с.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980. - 237 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Экспериментальное выявление уровня духовно-нравственного развития с помощью внедрения программы "Истоки".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование влияния семьи на нравственное воспитание младшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Актуальность нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования. Роль сказки в воспитании нравственности. Нравственность и воздействие средствами театральных постановок. Игра и нравственность.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2012

    Механизм нравственного становления личности. Задачи нравственного воспитания, основные факторы, средства и методы. Личный пример, фольклор, связь поколений, идеал. Национальное своеобразие воспитания. Духовное богатство народа и народная педагогика.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания. Роль дошкольного учреждения и семьи в формировании духовной нравственности детей. Проведение игр, бесед, творческих занятий и экскурсий для развития патриотизма, духовности и доброты у дошкольников.

    аттестационная работа , добавлен 25.03.2014

    Раскрытие и описание понятий "нравственное воспитание", "обряды", "традиции", изучение и анализ литературы по данному направлению. Педагогический опыт нравственного воспитания дошкольников, место и значение в нем украинских народных обрядов и традиций.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.).

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» .

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» . Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» .

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» . По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» . Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Материал по теме:

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» .

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» . В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» .

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» . Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» . Результатом нравственного воспитания, - добавляет Ю. К. Бабанский, - является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» .

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» .

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение .

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников - это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» .

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями - это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой - к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» .

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» .

Воспитание нравственного поведения дошкольников , по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, - это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» .

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста - общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» . Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». . Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» . Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» . Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств , среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы .

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка - социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада - это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение . Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа . Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» .

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников - нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

Библиографическое описание: Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.

Литература:

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - 2009. - № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Академия, 2014. - 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. - М.: Владос, 2009. - 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.

http://www.moluch.ru/archive/87/16622/

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования .

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.


Предварительный просмотр:

Общая характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных

чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда

Дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении ко взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.

Даже в каждодневных обычных ситуациях взрослый всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность,

целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д., формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.

Можно быть более требовательным в оценке, сдержаннее пользоваться поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Взрослый выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, взрослый не должен осуждать самого ребенка.

Роль семьи в нравственном воспитании детей

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Известные деятели педагогики

о роли нравственного воспитания в развитии личности

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней»

философ Сенека

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»

народное изречение

«Только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям»

педагог- демократ Генрих Песталоцци

«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность»

немецкий педагог Иоган Гербарт

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

«Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

К.Д.Ушинский

«Целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека»

К.Д. Ушинский,

Если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.


Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые препятствуют формированию личности ребенка.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников являются формирование нравственных чувств, положительных навыков, нравственного поведения, представлений и поступков.

Важную роль играет воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь, учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не получает одобрения.

Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников. В процессе нравственного воспитания необходимо избегать отрицательных эмоций, недовольства, замечаний в адрес ребенка. Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита.

Наглядным примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать, подбадривать и радовать.

В процессе нравственного воспитания дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр, познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям различных вероисповеданий и национальностей.

При нравственном воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и стремиться к нравственному содержанию действий. Ребенок должен получить разъяснения моральных понятий и научиться действовать в различных ситуациях. Нравственное дошкольное воспитание должно быть направлено на формирование правильного поведения ребенка в общественной жизни и семье.

Важными задачами нравственного воспитания дошкольников являются представления ребенку основ поведения, знаний о патриотизме и помощь в формировании правильных мотивов поведения.

Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников

Нравственное дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к справедливости, дружбе, состраданию и добру.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Ребенок начинает правильно воспринимать нравственность и мораль, если осознает для себя необходимость их соблюдения, а не следует нормам по принуждению.

Нравственное воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Формой восприятия нравственности могут быть переживания, различные вербальные и невербальные средства восприятия.

С нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда, в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

В процессе обсуждения нравственных вопросов формируется четкая система ценностей. Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и положительными поступками.

Эффективного нравственного воспитания дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность, можно использовать примеры из художественных произведений и реальной жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие, развитие способности к эмпатии.

При нравственном воспитании можно использовать различные средства, в том числе художественные, природные, музыкальные и т.д. К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

При выборе определенных средств нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития и творческие способности.