Ребенку 6 лет стал очень нервный. Родители требуют то, что не делают сами. Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Время чтения: 4 минуты

Детская психика обладает повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что, по сути, и обусловливает несколько обостренную реакцию несовершеннолетних на разного рода провокационные ситуации. При всем этом поведение непослушного нервного ребенка, беспричинно проявляющего раздражительность, требует оценки психолога. Узнайте, какие признаки свидетельствует о наличии у крохи проблем эмоционального плана.

Нервозность у детей

Процесс становления личности, а также высших механизмов, обеспечивающих осуществление поведенческих реакций, инициируется с самого рождения, но более активно начинает развиваться ближе к трем годам. В этот период кроха еще не может четко выразить свои эмоции, страхи, потребности. На фоне недопонимания со стороны взрослых и осознания собственного «я» нервный ребенок проявляет сознательные волевые импульсы.

В случае если малыш 2-3 лет становится капризным без видимой на то причины, следует обратиться к врачу для исключения серьезных расстройств психики. В остальном возникновение симптомов невроза у детей считается вполне естественным явлением, характеризующимся повышенной возбудимостью и обостренной реакцией на незначительные внешние раздражители.

Причины

Интеллектуальные перегрузки вкупе с нерациональным досугом и неправильным питанием могут стать пусковым механизмом развития у ребенка нарушений поведения. Первопричины детской нервности влияют на тяжесть ее симптоматической картины. Так, в зависимости от характера основного заболевания (если таковое имеется), повлекшего психологическое расстройство, последнее может дополняться склонностью к депрессии; нарушением сна и другими негативными состояниями. При этом другими причинами того, что ребенок очень нервный и возбудимый, могут служить:

  • ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • психотравмы (разлука с родителями, начало посещения детских коллективов);
  • неправильная модель воспитания (авторитарная, модель вседозволенности);
  • психические заболевания;
  • нервное напряжение;
  • особенности характера.

Признаки

Постоянные стрессы, капризы в конечном итоге перерастают в невроз или преходящее расстройство психики. В большинстве случаев данное состояние развивается к 4-6 годам, но некоторые признаки нарушений эмоционального плана чуткие родители могут заметить и раньше. При этом пристального внимания со стороны взрослых требует поведение крохи во время возрастных изменений психики. Как правило, в этот период нервный ребенок особенно интенсивно испытывает следующие состояния:

  • расстройство сна;
  • появление тревожных состояний, страхов;
  • развитие энуреза, желудочно-кишечных расстройств;
  • речевые нарушения;
  • нервные тики (покашливание, моргание, стискивание зубов);
  • нежелание общаться со сверстниками.

Что делать, если ребенок нервный

В случае, если приступы агрессии обусловлены патологическими состояниями, например, психологическими заболеваниями, бороться с ними нужно вместе с коррекционными педагогами и психологами. При ситуации, когда нервные срывы вызваны возрастными изменениями или какими-либо стрессовыми ситуациями, необходимо набраться терпения и попытаться выяснить, какие факторы способствуют возникновению приступов.

В этой ситуации полезно пересмотреть воспитательные методы. Так, если вы относитесь к числу авторитарных родителей, попробуйте несколько ослабить контроль. Крайне важно беречь уязвимую детскую психику, чтобы в дальнейшем избежать усугубления ситуации. С этой целью необходимо создать благоприятный микроклимат в семье, избегать необоснованных запретов и наказаний.

Успешное преодоление проявлений невроза у легковозбудимого малыша зависит, прежде всего, от реакции взрослых на сложившуюся ситуацию. Психологи советуют терпеливо переносить проявления агрессии. При этом непосредственно во время приступа важно постараться успокоить кроху и разобраться в причине его недовольства. В случае, если ребенок нервный и агрессивный, нельзя его пугать или каким-то образом умалять его достоинство. С целью преодоления симптомов повышенной возбудимости у детей психологи рекомендуют применять следующие методики:

  1. Попросите ребенка изобразить на альбомном листе причину проблемы, а затем предложите порвать его.
  2. Переключите внимание капризничающего крохи на что-то другое.
  3. Займите малыша спортивной игрой.

Методы воспитания

В большинстве случаев лечение нервного перенапряжения сводится к установлению и соблюдению правильного режима дня. По понятным причинам изменение привычного образа жизни может не понравиться малышу, поэтому любые коррективы лучше вносить в форме планирования досуга крохи. Возбужденный ребенок требует к себе особого внимания и терпения, ввиду чего неврологи рекомендуют проводить с таким малышом побольше времени. Так, хорошей альтернативой просмотру телевизора может стать прогулка на природе или поход в зоопарк. При этом не стоит забывать о родительской любви и внимании.

Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Почему малыш не слушается

Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

Попытки привлечь внимание

Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием. Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание.

Борьба за лидерство в семье

Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

Потеря уверенности в себе

Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

Помните! Чем дольше длится подобное обращение, тем сложнее вернуть мальчику или девочке уверенность в своих силах, тяжелее воспитать самодостаточную личность.

Желание отомстить взрослым

Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

Проявления детского непослушания:

  • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
  • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
  • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
  • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

Кризисные периоды

Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

  • от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;
  • от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;
  • с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника. От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;
  • с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма. Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

Как справиться с непослушными и нервными детьми

Полезные советы:

  • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
  • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест + затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
  • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
  • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
  • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
  • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.

По адресу узнайте правила применения детского сиропа Лазолван от кашля.

  • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
  • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
  • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
  • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.

Возьмите на заметку:

  • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
  • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
  • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
  • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
  • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

Тип темперамента ребенка

Учтите темперамент сына или дочки:

  • флегматик. Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
  • холерик. Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
  • меланхолик. Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
  • сангвиник. Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

Сложно сохранять спокойствие, когда внутри всё бурлит от негодования, но ради хороших отношений придётся постараться. Воспитание детей – не только радость и приятные эмоции, но и ежедневный труд. С этим утверждением сложно спорить. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, подумайте, что можно сделать, если ребёнок непослушный и нервный. Поможет ваше терпение, доброжелательное отношение, любовь к сыну и дочке.

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Чаще всего раздражительность ребенка указывает на наличие нервных расстройств. Узнайте, как правильно бороться с детской нервозностью.

Если ваш ребенок сильно нервничает, раздражается по пустякам, и с ним бывает тяжело вести беседу, то здесь, скорее всего, речь идет о врожденных нервных расстройствах, которые встречаются не так уж и редко. Такие дети легко возбуждаются, плохо идут на контакт со своими сверстниками, имеют проблемы со сном и плохой аппетит.

Обучение раздражительных детей также проходит с трудом, так как им достаточно сложно удерживать внимание на долгое время. Неспособность к эффективному обучению также связана и с тем, что при нарушении нервной деятельности отмечается повышенная утомляемость. В школе ребенок быстро устает, а на выполнение домашнего задания у него уже не хватает сил.

Детские неврозы характеризуются сильными эмоциональными перепадами. В некоторых случаях ребенок может проявлять излишнюю активность, а иногда бывает молчаливым и замкнутым.

Вегетопатии

Нередко повышенная раздражительность у детей отмечается на фоне вегетативных нарушений. Вегетативная нервная система – это та часть нервной системы, которая отвечает за нормальное функционирование внутренних органов. За вегетативную регуляцию отвечает гипоталамус – отдел мозга, расположенный в подкорковой зоне и представляющий собой скопление нервных клеток. Так как гипоталамус тесно связан с корой головного мозга, то любые психические нарушения сильно воздействуют и на вегетативную регуляцию.

В свою очередь вегетативные дисфункции негативно отражаются на работе многих органов и систем, в частности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.

Дети с вегетативными нарушениями очень плохо переносят физические и психически нагрузки, а также слишком чувствительно реагируют на перемену погоды. Нередко ребенок с вегетативной дисфункцией испытывает чувство нехватки воздуха, аритмичное дыхание и резкие перепады артериального давления. Также могут отмечаться неприятные ощущения в области сердца, головные боли, головокружения, тошнота и бессонница. То есть при вегетативных нарушениях нервозность сочетается с рядом телесных недуг.

Как помочь своему ребенку?

При чрезмерной раздражительности, вызванной вегетопатиями, родителям нужно позаботиться об укреплении вегетативной регуляции ребенка. Для этих целей эффективно применение водных процедур, таких как контрастный душ, закаливания и обтирания. Важное место в лечении вегетативных расстройств занимает здоровое питание и физические нагрузки. Также необходим прием специальных средств для нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы и иных проявлений вегетативной дисфункции.

Специально для детей Борщаговский химикофармацевтический завод разработал комбинированный препарат , который используется в комплексной терапии вегетативных нарушений.

В состав препарата входят три активнодействующих компонента:

  • Таурин – серосодержащая аминокислота, принимающая активное участие в обменных процессах, в частности, в метаболизме белков, углеводов и жиров. Таурин обладает выраженными цитопротекторными свойствами и защищает органы и ткани от повреждений при психологических и окислительных стрессах. Эта аминокислота обладает нейро- и кардиопротекторным свойством, а также нормализует сердечную активность посредством прямого воздействия на симпатическую нервную систему.
  • Экстракт плодов боярышника . С древних времен боярышник известен как эффективное средство при лечении сердечно-сосудистых патологий. Экстракт плодов боярышника обладает кардиотоническими свойствами, улучшает кровоснабжение сердечной мышцы, а также улучшает обменные процессы.
  • Экстракт пустырника – третий компонент препарата, обладающий успокаивающим действием на центральную нервную систему. Кроме того, пустырник оказывает легкое спазмолитическое, гипотензивное и противосудорожное действие.

Кратал для детей улучшает эмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, успокаивает нервную систему и нормализует сон.

Препарат следует принимать по следующей схеме: дети в возрасте 6-11 лет - по 1 таблетке 3 раза в сутки, дети в возрасте 12-18 лет – по 2 таблетки 3 раза в сутки. Принимается препарат внутрь перед едой, запивая достаточным количеством жидкости. Длительность курса лечения составляет 1 месяц.

Побочные реакции: возможны аллергические реакции, брадикардия, артериальная гипотензия, сонливость и головокружение.

Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией и проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Хранить препарат в недоступном для детей месте.

Самолечение может быть опасным для вашего здоровья.

Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности.

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго: они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте.

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность. Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста: они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим, между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка.

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы.

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех. Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании. Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация, рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается.

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим, эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе.

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги.

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера: дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски. Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей. Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался, - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться, а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение, взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта.

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, кандидат медицинских наук.

Нервный ребенок - болезнь или непослушание. Что делать если вы замечаете что ваш ребенок стал нервным.

Нервный ребенок - болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении - повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват - родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание - заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество - развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы - причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние - невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики - от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

Травмирующие психику ситуации - алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

Сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

Излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

Атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

Рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины - авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

Появление страхов и тревожного состояния;

Проблемы со сном - нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

Возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

Речевые нарушения - заикание;

Нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей - причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

Моторные - кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

Вокальные - покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

Ритуальные - почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний - энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

Неправильное питание - недостаток магния и кальция;

Эмоциональные встряски - ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

Нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

Переутомление - длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

Наследственность - вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

Избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

Тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

Имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения - выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

Мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы - индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

Средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав - пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов - комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас - карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.

© 2012-2018 «Женское мнение». При копировании материалов - ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта:

Телефон редакции:

Проблемы с поведением ребёнка в 9 лет

Причины детской агрессии в 9 лет

Причины агрессии могут быть самыми разными: семейные конфликты, взрослые игры, частый просмотр телевизора, соматические заболевания.

Обязательно нужно реагировать на такое поведение. Можно проявить строгость и жёсткость. Такой вариант может успокоить совсем неуправляемого школьника в 9 лет. Но ни в коем случае не проявляйте агрессию и не повышайте голос. Ваша уверенность в правоте и спокойствие сыграют в вашу пользу.

Если же детская агрессия случайна и редка, то следует проявить снисхождение. Как только малыш успокоится, выяснить вместе с ним причины агрессивного поведения и устранить их.

Что делать, если ребёнок часто истерит?

Конечно, ни один родитель не хочет видеть детские истерики. Однако они случаются даже у девятилетних ребят. Крики и слезы являются сигналом того, что ребёнок устал. Дайте ему возможность отдохнуть.

Не стоит в этом возрасте перегружать детей дополнительными кружками и спортивными секциями. Для них до сих пор важен дневной сон и ежедневные игры на свежем воздухе.

Если же истерики не прекращаются лет с пяти, значит, ребёнок уже вовсю манипулирует взрослыми и делает это вполне успешно. Пересмотрите свою методику воспитания, сменить сложившиеся отношения будет сложно. Делайте это постепенно, но спокойно и уверенно, чтобы детские истерики сошли на нет.

Непослушный ребенок в 9 лет: что делать родителям?

В 9летнем возрасте школьники сталкиваются со вторым возрастным кризисом. Именно из-за него меняется детское поведение, дети становятся непослушными и неуправляемыми. Что делать с такими детьми? Главное быть спокойными и не раздражаться на детей. Им и самим сейчас очень сложно. Больше времени проводите с сыном или дочерью, доверьте им самостоятельное выполнение важных для них дел. Для улучшения детского поведения желательно соблюдать расписание дня, иметь семейные традиции и никем не пререкаемые правила быта.

Как решить проблему детских обманов?

Если вы понимаете, что ребёнок начал вас часто обманывать, нужно задуматься, почему он это делает. Детский обман - это следствие душевного или мыслительного дискомфорта. Школьник не знает, как ему поступить, и начинает говорить не правду, а выдуманные истории. Возможно, это происходит по причине строгих и безосновательных наказаний, из-за нехватки родительской ласки или за хвалу и поощрения только при значительных детских успехах. Аккуратно определите причину обмана и докажите, что вам можно доверять в любой ситуации.

Очень часто дети этого возраста обманывают без причины, они просто выдают свои фантазии за реальность. В этом случае не спешите наказывать школьника, направьте его воображение в правильное русло. Например, начните записывать сказки детского сочинения.

Как реагировать на детское воровство?

Ваш малыш присвоил чужую вещь, и вы не знаете, как реагировать? Помните, что подобное отклонение распространено у детей девятилетнего возраста. Это связано с переходным возрастом. При обнаружении чужой вещи по возможности отдайте её владельцу. Расскажите малышу, что такие поступки запрещены и наказуемы.

Ни в коем случае не угрожайте малышу, не наказывайте его телесно и не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми. Такое отношение может подавить школьника, он перестанет вам доверять или начнёт воровать на зло вам.

Только с помощью разговоров, хорошего отношения к чаду вне зависимости от его поступков вы сможете объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо.

Нервный ребенок 9 лет что делать

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

Нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

Болями в области сердца;

Приступами головной боли;

Обостренной мнительностью и тревожностью;

Снижением учебной деятельности;

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

Патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет - это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

Размытость временных рамок;

Постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

Неуправляемость в поведении;

Желание делать все наоборот;

Упрямство и деспотизм;

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – этолет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.

Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Дочка очень нервничает по мелочам.

Её никто дома не бьет. Младший брат, в противовес ей, очень спокойный и добрый мальчик, его постоянно за это хвалят. У дочки почти нет друзей.

Правильно, что Вы нам написали. Вместе всегда легче разобрать проблемы поведения и найти причину и решение. Поведение Вашей девочки действительно вызывает опасения. Причинами тут могут быть и начало пубертата, который дает первые «звоночки» лет в 7-8; и ревность, так как к младшему ребенку всегда больше внимания и меньше требований, а к старшему наоборот; также это компьютерные игры, которые вызывают зависимость и раздражение, когда они не доступны. Я смотрю, что Вы живете не в России, не в русско-говорящей стране. Давно ли Вы там живете? Знает ли девочка язык? Ведь компьютер может быть как причиной не желания общаться, так и следствием проблем со сверстниками. Ну и последняя причина, которая может быть, это психические нарушения, которые могут быть наследственными, последствиями травмы и усугубляются внешними раздражителями - неудовлетворенностью семейной атмосферой, теми же компьютерными играми, ревностью. Об психических нарушениях может говорить и желание мучить или наблюдать мучения людей.

Ну и еще одной причиной такого поведения может быть серьезная семейная проблема, повлекшая за собой изменения психики ребенка. Например, ссора или драка родителей, развод, смена школы, переезд. Тем более, 6-7 лет это кризисный период для ребенка, который переходит от дошкольного детства к школе, от наглядно-образного мышления к логическому, от игры к обучению. В этот период особенно травматичны бывают семейные проблемы.

Что делать? Во-первых, если есть возможность, проконсультироваться с психологом и психиатром в реальной жизни. Именно занятия с психологом лично или в группе помогут девочке. Вам же надо научиться активному слушанию. В этом Вам поможет книжка замечательных авторов АдельФабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Или книга русского автора З.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» У меня самой трое детей и старшей девочке 10 лет. Она не увлечена компьютерными играми, но проявления негативизма, жестокости и злости на ровном месте также есть. Книга Фабер и Мазлиш уже давно стала моей настольной. Перечитываю ее постоянно. И действительно, те советы, способы говорить, слушать и действовать работают на 100%.

  • Назад: Купил автомобиль, а папа наорал.
  • Вперед: Мама против моего парня.