Влияние музыки на развитие ребенка. Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха

Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Влияние музыки на детей благодатно , и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки .

Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом .

/Дьюлане Михайи. /

В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет .

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения , игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке , различать контрастные особенности ее звучания (громкое-тихое, высокие - низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку , музыкальную память , слух.

Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни .

Услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;

С интересом смотрят музыкально -двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;

По показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;

Увидев музыкального руководителя , начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально -двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;

Запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр ;

При звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя , а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта , стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей . Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности : песни или пляски, музыкальные игры и упражнения .

Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей : консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой ; составлении музыкально -профессиональной фонотеки.

В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор . Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении . Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.

Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным , выполняется ряд условий :

В работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,

Каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей , не утомлялось их внимание,

Повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения . Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

В группе организован музыкальный уголок , который содержит :

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

Ударные (барабан, бубен, молоточки) .

Духовые (различные дудочки, свистульки) .

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Народные песенки, детские, колыбельные.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития :

«Собери игрушки» . Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку . Когда музыка стихнет , нужно остановиться.

«Громко-тихо» . Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите : «Я пою громко, тихо, очень тихо» .

«Угадай звук» . Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите : «Что это звучало?» . Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей , когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке , порой это выражено эмоциональными реакциями такими как : радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке .

В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов : во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей , значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы.

Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения , различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения .

На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры . В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально -эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте , до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности .

Многих родителей не удовлетворяет, если мы так неопределённо, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?». И тогда мы приводим афористично-ёмкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»

Чем раньше, тем лучше

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.

Известный сторонник раннего активного развития детей Масаре Ибука (Япония), отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками, а в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Они не смогли научиться не только читать или считать, но даже членораздельно говорить...

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, тоже утверждающего, что «после трёх поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе музыкантами высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остаётся открытым.

И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития , который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год. Звуковое окружение

Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

Пусть мама (да и папа тоже) поет малышу.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем...» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен , например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.

Когда музыка звучит с первых дней

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надёжный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Однако опыт семей, которые мы наблюдали, показал, что рекомендация Бехтерева срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку мало реагируют или реагируют достаточно неопределённо, чтобы сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем предлагает В. М. Бехтерев, но приемлемых для всех детей. Музыка, которую вы даёте слушать самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать маленьких слушателей от Баха, Чайковского, Бетховена и включать для них только музыку простую, элементарную, написанную специально для детей. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму. Как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже — «Преступление и наказание» Достоевского.

Музыка и движение

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

С большим интересом ребёнок до года слушает музыку, под которую ритмично движутся взрослые с флажком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под песню игрушечная птичка «поёт». И «улетает», как только музыка замолкает.

Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает и внимательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители. Он ждет музыку.

Опыт семьи Алферовых

Интересный пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе, опыт семьи Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с одного месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку на звук музыки, улыбался. Уже с четырёх месяцев проявилась избирательная способность малыша. У него появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Любопытно, что Грише нравились не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать. В год он уже чисто пел несколько простых детских песенок. К четырём годам песенный репертуар Гриши значителен. В нём как детские, так и взрослые песни. Он любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов — Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом. Потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу и всё ближе подбираемся к следующему вопросу.

Как слушание музыки организовать?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

И здесь нам поможет игра.

Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.

От 1 до 4. Музыкальные игрушки.

Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии , «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?

  1. Музыкальные игрушки не надо прятать в шкафу. Пусть игрушки лежат так, чтобы малыш без вашей помощи смог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент его интересует. Именно этот феномен свободного выбора используют в Израиле при кормлении детей с восьми-девяти месяцев и до двух лет. Перед ребёнком кладут на тарелочках четыре-пять различных блюд, и он сам выбирает, какое ему больше сегодня по душе.
  2. Избегайте игрушек, издающих резкие и громкие звуки.
  3. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если всё вокруг ребёнка звучит и поёт — это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, и музыка уже воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Анатолий Зак детский психолог
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы

Комментировать статью "Начинайте с колыбели. Часть I"

Вопрос про секции, когда и как ваши дети начали чем-то заниматься? Например, ей говорят "спой ЛЯЯЯ", а она как будто не слышит и начинает бегать по залу. Потом, когда начинает петь другой ребенок, Симона подбегает, перебивает и вместо неё поёт ЛЯЯ.

Обсуждение

Моя в 3 пошла на одно занятие начала баловаться и мешать всем(она очень активная) я ее сняла с танцев, в 4 пошла, тоже по началу было тяжело и в углу стояла и за дверь выставляли пару раз, но пришла в норму поняла в 4 года, что надо заниматься. Я это скинула на то что мы в сад не ходим и она дорвалась до общения.
К слову в том году моей было уже около 6, на наших танцах был набор малявок 3 летних и как то раз им занятия объединили. Моя жутко жаловалась, что они мешают, ходят не слушают, к ней пристают трогают балуются и мешают заниматься. Так что скорее всего ваша просто недозрела.

И сейчас то рано еще, а вы уже в прошлом году куда-то пихали ребенка?! Нравится - ходите в "игровую", где можно бегать/прыгать/дурачиться и делать что захочется.
Мы вот только подыскиваем занятия:) Марфе почти 5 лет. До этого полу индивидуальные занятия в бассейне - у каждого ребенка свой темп, тренер подбирает каждый раз по-разному упражнения и т.п. В итоге, кто-то поплыл спустя месяц, а кто-то и спустя год не плавает (наша) - зато удовольствие получает, тренера и воды не боится, ну и польза для здоровья какая-то есть:)

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (ребенок стесняется петь но могут выгнать с хора). А нас из школьного хора выгнали. Не то, чтобы прямо выгнали, а сказали, что ходить дочери не надо. Все равно она тихо поет и голос так себе.

Обсуждение

Моему в детсаду сказали: Кирилл, ты так тихо поешь. Петь надо громче". Деть мой от удивления вытаращил глаза на музработника и выдал: "Петь надо мелодично, внимательно слушать музыку и нотки. Нужно чтобы твой голос звучал в одной тональности с нотками. Ну а для того, чтобы было громко, вообще-то микрофон существует". Произнеся все это, дитя гордо покинул музыкальный зал детсада и ушел в группу. Вечером мне все это рассказывали воспитатели и сильно так возмущались поведением сына. А я тоже стояла и думала: "А как поступить в данной ситуации?". Детка мой уже четвертый год посещает эстрадную студию, без которой просто не представляет своей жизни. На последнем празднике играл главную роль в мюзикле "Маша и Витя против диких гитар", а на детсадовском новогоднем утреннике в соревнованиях "Перекричи соседа справа в песнопении" не участвовал. "Ну и как тут петь, когда они кричат, и музыку совсем не слушают".

У моего 1 юношеский по лыжным гонкам, по физ-ре первый год 5, до этого 4 было.

мой ребенок совершенно не умеет петь:) в ноты не попадает, хотя очень старается. На музыке в школе петь стесняется, хотя сегодня даже 5 С таким не встречалась:) У меня у кого-то слух лучше, у кого-то совсем нет, но когда начинаем петь одну нотку (вот просто ДО первой октавы...

Обсуждение

Можно. Петь по нотам. С учителем или мамой. На пианино или синтезаторе.

Не умеет петь и нет слуха - это суть разные вещи. Мой сын совершенно не умеет петь и не хочет этому учиться, но он учится в МШ третий год (гитара) и очень неплохо (я бы даже сказала выше среднего среди своих). На сольфеджио тоже проблем нет,хотя там по-моему требования минимальны. Но - номера по нотам петь может. А на хор не ходит, потому что ненавидит это дело (яподозреваю, что преподаватель фиговая, во всяком случае моему точно не подходит такое обучение).
Я елси я чего не путаю, научитсья можно и тому и другом: и слух развить, и петь научитсья, был бы учитель хороший. ну абсолютного слуха не будет и певцом не станет, елси голоса нет, а на бытовом уровне - чтоб в кассу попадать - вполне.

Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. читаю,сочиняю сама, пою песенки с рождения.месяцев с 11 сам выбирал,что будем читать.Сейчас сынуле 2года и стал с...

Обсуждение

А у нас было так. Читать Леше я начала примерно в год. Перед дневным и вечерним сном мы ложились рядом на кровать, и я читала ему. Сперва были короткие стихи, простые сказки (Курочка Ряба, Колобок и т.д.). Через пару месяцев он уже сам требовал читать ему книги. Перед сном тогда (да и сейчас тоже) он мог час-два слушать мое чтение, особенно стихи. И без этого не засыпал. В полтора года он уже пытался рассказывать Курочку Рябу сам и заканчивал строки стихотворений. В год и 10 месяцев число стихотворений, которые он знал на память (заканчивая строки и даже полностью) выросло до 50 - и это на двух языках, а теперь я уже и не считаю. В последнее время он полюбил длинные стихотворения, а вот прозу слушает не очень. Любимое занятие - находить в книгах знакомые буквы. Пока знает не много букв, но его это интересует.
Кстати, думаю, что из-за любви к чтению Леша начал рано говорить, а сейчас говорит на уровне среднестатистического 4-летки, правильно выговаривая все буквы. Но я никогда его не заставляла слушать мое чтение, скорее это он меня заставлял. :-))) Он у нас вне конкуренции, правда летом она живет на даче, а там бабушки смотрят сериалы. Вот теперь у нее пристрастия к музыке из каких-то мыльных опер. :)

Когда нужно начинать заниматься музыкальным развитием своего ребенка? Многие мамы задаются этим вопросом. Ведь сегодня довольно часто в разных кругах ведутся споры о методиках раннего развития и об их влиянии на формирование личности. Что касается того, нужна ли грудничку математика или знание всех букв русского алфавита, то здесь, конечно, противоположных мнений найдется масса. Чего нельзя сказать о раннем музыкальном развитии ребенка, о формировании его музыкального и эстетического вкуса.

Музыка для грудничков: первые уроки музыки

Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные , из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.

Все мы в той или иной степени музыкальны. И даже если у вас нет выдающихся способностей, это ведь не значит, что вы не можете наслаждаться музыкой так же, как и одаренные абсолютным музыкальным слухом или вокальными данными люди.

Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыка для грудничков: поем ребенку потешки и колыбельные

Психологи по перинатальному (т.е. дородовому) воспитанию утверждают, что ребенок слышит голоса родителей и музыку, еще находясь в утробе матери. А после рождения малыш способен различать высокие и громкие звуки. Кроха реагирует на мамин голос и успокаивается от его звучания. И вы смело можете начинать музыкальное образование своего чада прямо в роддоме. Когда его переодеваете или , пойте малышу песенки-попевки любого содержания. Например, такие.

Чук, чук, чу-учки,
На горе – стру-учки,
Под горой – лопа-атки,
Бегают ребя-атки.

Ты мне ру-учки подай,
Да с крова-ати вставай,
Умыва-аться пойдем,
Где води-ичка найдем!

Потягушки-потягу-ушечки,
От носочков до маку-ушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не оста-анемся.

Застегнем застёжки-застежки
На твоей одёжке-одежке:
Пуговки и кно-почки-кнопочки,
Разные заклё-по-чки.

Тушки-туту-ушки,
Где твои у-ушки?
Ушки в ша-апке,
Троньте ла-апки.

Это – ло-ожка, Это – ча-ашка.
В чашке – гречневая, в чашке – ка-ашка.
Ложка в ча-ашке побыва-ала -
Кашки гречне-евой не-е ста-ало!

Ротик мой умеет куша-ать,
Нос дышать, а ушки слуша-ать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Не помешает вам также выучить несколько колыбельных песенок. В этом как нельзя лучше поможет видеоролик, представленный ниже.

Колыбельные песни для самых маленьких – видео

Даже если вы не успели запастись такими коротенькими потешками или колыбельными заранее, не беда. Вспомните хотя бы «Ложкой снег мешая…» из мультфильма про Умку или «Спят усталые игрушки…» из «Спокойной ночи малыши». А если хорошенько поскрести в закромах собственной памяти, там можно много чего ценного почерпнуть. Ведь все мы когда-то были детьми.

И еще. Попробуйте сочинять попевки-пестушки сами, прямо на ходу. Рифмуйте простые фразы, а можно даже и без рифмы. Пойте обо всем, что делаете, обо всем, что видите вокруг. Это и есть первые шаги к налаживанию контакта со своим новорожденным крохой, а еще - это его первые уроки музыки. Вот такие нехитрые, но очень важные на данном этапе .

Музыка для грудничков: слушаем музыку

Какую музыку лучше слушать маленьким детям? Все те же психологи не устают говорить о чрезвычайной пользе классики для формирования музыкального вкуса у малышей. Традиционно «детские» композиторы – Моцарт, Вивальди, Чайковский. Но здесь нужно сделать акцент на один момент. Все детки разные. У всех разный характер и темперамент. Некоторые крохи расстраиваются и даже начинают плакать при прослушивании грустных мелодий, а кто-то слишком возбуждается от звучания веселых и динамичных (это проявление так называемой музыкальной отзывчивости).

Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за ребенком во время прослушивания ним тех или иных композиций, чтобы корректировать репертуар в соответствии с предпочтениями маленького меломана. Ну, и конечно, не стоит забывать о детских песенках из . Им, как говорится, все возрасты покорны. И малыши намного активнее реагируют на песни со словами, чем на мелодии без голосового сопровождения.

В продаже можно увидеть диски с классической музыкой, которые адаптированы специально для прослушивания грудничками. На них преимущественно звучат скрипка и флейта, различные свистульки и колокольчики. А когда малышам исполняется 2 месяца , в список их предпочтений добавляются фортепиано и гитара, ксилофон и металлофон. Кстати, при мама может взять своего одно-, двух-, трехмесячного кроху на руки и хлопать его ладошками в такт музыке. Такое упражнение помогает развить в ребенке чувство ритма.

Что касается времени прослушивания, то малыши до года могут непрерывно слушать музыку не более чем 20-30 секунд . Затем желательно сделать перерыв 1-3 секунды . И после паузы можно продолжить прослушивание еще на 20-30 секунд . Далее любое музыкальное произведение будет звучать лишь в фоновом режиме, не поглощая полностью внимание ребенка. Но и этого, на ваш взгляд, короткого промежутка времени вполне достаточно для музыкального развития на самом начальном его этапе.


Музыкальные инструменты для детей до 1 года

В 3-4 месяца уже смело можно приобщать малыша к игре на музыкальных инструментах. Конечно, это не будет целенаправленное обучение, а, скорее, знакомство с разными инструментами и со звуками, которые каждый из них может воспроизводить. Обязательно приобретите некоторые из них. Для деток в возрасте до 1 года подойдут:

  • маракасы;
  • барабан;
  • колокольчик;
  • ксилофон;
  • металлофоном;
  • гитара;
  • детское фортепиано;
  • синтезатор.

В этом возрасте ваш кроха с легкостью позволит вам помогать ему стучать палочками по барабану, или звенеть в колокольчик. Этим вы положите начало формированию у ребенка музыкального вкуса. Ваша цель – показать малышу, насколько разнообразными могут быть звуки.

И здесь вам очень помогут нехитрые погремушки, которые довольно легко можно смастерить своими руками. Из всяких коробочек и баночек, которых на кухне у любой хозяйки целое множество. Их наполняют разными крупами, можно шариками, болтиками и всем, что найдется под рукой, и красочно оформляют. В связи с тем, что в каждой баночке - разный наполнитель, и звучать они, соответственно, будут по-разному, при смене «инструмента» с новой силой привлекая внимание малыша.

В 5-6 месяцев ребенок уже вполне может взять инициативу в игре на музыкальных инструментах в свои руки. При этом он захочет использовать все, что под руку подвернется. Будет стучать, хлопать, тереть, бросать, гладить, издавая такие звуки, о существовании которых вы, в своей скучной взрослой повседневности, вряд ли даже подозревали.

Также полугодовалого карапуза уже можно начинать знакомить с историей искусств. Нет-нет. Это не опечатка. В возрасте от шести месяцев и до двух лет дети очень хорошо запоминают лица. И эту особенность их развития можно успешно использовать для их музыкального образования. При прослушивании разных произведений показывайте своему крохе портреты композиторов, их написавших. Впоследствии ему не составит труда ассоциировать музыку с образом ее автора.

Во время первой беременности я активно занималась музыкальным воспитанием еще не родившейся Олеси: слушала классические и современные инструментальные композиции, посещала концерты органной музыки в Кафедральном соборе (Москва, ул. Малая Грузинская 27/13, настойчиво рекомендую), пела на мессах. Когда дочка родилась и стала активно расти, я поняла, что совсем ничего не знаю о музыкальном воспитании маленьких детей. Со вторым ребенком я этот пробел уже смогу восполнить. Делюсь приобретенными знаниями с читателями.

На первом году жизни ребенка важнейшая задача - это заинтересовать растущего человека различными видами деятельности, непосредственно связанными с музыкой: прослушиванием мелодий и песен, пением взрослых, танцами, прихлопыванием в такт, сопровождением музыки погремушкой.

В первые месяцы в качестве отвлекающих звуков желательно использовать естественные, встречающиеся вокруг: звон колокольчика (или «поющие ветра»), шуршание, собственную речь в разных интонациях. Выбирая мобиль или другую электронную игрушку, стоит послушать звучание до того, как оплатите покупку.

К трем месяцам здоровый ребенок уже умеет находить источник звука, поворачивая в его сторону голову. Если, конечно, этот звук его заинтересует.

Включая спокойную или энергичную музыку, родители могут подчеркнуть различие и с помощью танца: кружиться, двигаться плавно или быстро с малышом на руках. Интересно наблюдать за эмоциональной реакцией маленького плясуна, когда, держа его за ручки или ножки, выполняешь движения в такт композиции. Полезно включать записи «чистого» звука, издаваемого одним музыкальным инструментом. Очень скоро становится понятно, что карапузу по душе: гитара, волынка, дудочка или клавишные.

После шести месяцев можно учить уже сидящего ребенка стучать ладошкой по барабану, бить в бубен, звенеть колокольчиком и разными погремушками, другими предметами, способными звучать. Ближе к годовалому возрасту деткам ненадолго включают видеозаписи с простыми танцами, побуждая их повторять увиденные движения: кружение, приседания, хлопки. Музыкальные инструменты годовасика - это игрушечный барабан, пианино, дудочка, бубен, треугольник, металлофон, деревянные свистульки.

Важно комментировать прослушиваемую музыку, подбирая как можно больше определений: быстрая, медленная, радостная, печальная, спокойная, энергичная, народная, иностранная, скрипичная. Частью музыкального воспитания младенца становится и пропевание (а не проговаривание) потешек и прибауток («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»), а также текстов к пальчиковым играм. Многие интересных идей почерпнете у Железновых.

Музыкальный репертуар для детей до года

  • Чайковский П.И. «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878);
  • Свиридов Г. В. «Детский альбом»;
  • Шуман Р. Пьесы для маленьких и больших детей для фортепиано;
  • Лядов А. Детские песни;
  • Кабалевский Д. Пьесы для детей;
  • Испанские, неаполитанские, французские, немецкие, польские и русские песенки в обработке классиков.

В качестве колыбельной можно выбрать детскую христианскую песню в исполнении Lena Karman.

Но нашей любимой была и остается музыкальная сказка «Лунная соната » - чудесное, нежное произведение с добрым сюжетом и музыкальным сопровождением из различных произведений Бетховена. Ее вы наверняка прослушаете не раз. Я приносила запись в педагогический колледж, и преподаватель музвоспитания включила ее для всей группы. Эту сказку слушали мои воспитанники в интернате, ученики в обычной школе и собственные детки - дома. Присоединяйтесь и вы. Я очень надеюсь, что эта (почему-то малоизвестная) сказка понравится и вашей семье. Приятного прослушивания!

«Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, других людей и действительности. Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца... Если до пяти лет он внимал природе, воспринимал ее красоту, музыку, ее гармонию, общался с детьми, играл и радовался, жил, как живет под солнцем, на зеленом лугу жеребенок, в нем на всю оставшуюся жизнь сохраняется радость и оптимизм, естественность в общении с людьми, гармоничность психического и физического». В. И. Гарбузов

Как появилась музыка?

Магическая сила звука

История музыкального искусства началась с природно-интонируемого звука, голосового звучания. Человеческий голос и был первым инструментом, дарованным человеку природой для выражения своих эмоций и переживаний. Многие музыкальные инструменты так или иначе подражают человеческому голосу. Так, струнные и духовые инструменты созданы по аналогии с человеческим вокальным аппаратом и в своем устройстве копируют работу напрягающихся голосовых связок, мышц гортани, приводящих к колебанию и изменению величины дыхательного столба. Ударные инструменты имитируют хлопки ладоней, притопы ног, то есть ритмичные движения человеческого тела в процессе пения и выразительного интонирования.

Голосу в древности люди придавали магическое значение. Голосовое звучание обладало огромной значимостью и было не только средством общения, но расценивалось как показатель внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоционального состояния. Звук служил средством ориентации в пространстве, соотнесения себя с миром природы. Звук выступал и способом контакта с собственным телом, средством включения адаптационных механизмов. В древних культурах с помощью звука умели воздействовать на свой организм, «налаживать» его, подключаться к естественным ритмам жизни, управлять адаптационной энергией, «контактировать» с божествами. Не случайно в религиях всего мира с богами общаются с помощью пения. Пение, голосовое звучание было самой древней и могущественной магической системой.

В древности знали, что пение и ритмичные движения могут исцелить человека. В мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Мифы Древней Греции донесли до нас образы певца Орфея, способного пением смягчать души людей и укрощать диких зверей, врача Асклепиада, звуками музыки усмирявшего раздоры и исцелявшего больных. Герой русского эпоса Садко с помощью пения управлял морской стихией. У народов Северного Урала и сейчас принято приглашать в дом к больному певца как лекаря, способного игрой и пением излечить больного и даже предсказать его судьбу. По поверьям народов ханты и манси научиться игре на музыкальных инструментах может только тот, кто вступил в связь с духами, кому они оказывают свое покровительство.

Представление о магической силе звука, существовавшее в древних культурах, вполне объяснимо. Звук напрямую связан со сферой эмоций человека, с его физиологией и внутренним миром. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого человека в связи с его состояниями в разных жизненных обстоятельствах, – это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Звучание голоса, его интонации говорят нам о человеке значительно больше, чем слова, которые он произносит.

Народная музыка для детей

Своеобразным ориентиром в организации развивающей музыкальной среды для ребенка могут служить и приемы народной педагогики.

Музыкальный фольклор в воспитании детей

Исполнение и звучание фольклорных напевов благотворно для детской психики. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на положительный психотерапевтический эффект. Кроме того, они содержат информацию о мироощущении народа и психосоматических национальных особенностях, что делает их носителями своеобразного «генетического кода». Эти интонации включают, приводят в действие определенные механизмы в организме ребенка, помогающие ему получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, о его фундаментальных основах.

В современных программах дошкольного обучения вопросам организации музыкальной среды с ориентацией на традиции народной педагогики уделяется большое внимание. Так, в программах «Радуга», «Истоки» исполнение напевов детского фольклора включено в режимные моменты: песни и приговорки звучат во время приветствия, прощания, умывания, одевания детей и т. д. Возможно, и родителям стоит взять это на вооружение.

Важно понимать, что фольклорные произведения вовсе не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Они создавались как функциональные, живые творения, связанные с определенными житейскими ситуациями, и были направлены на решение конкретных задач. Усвоить принципы «устройства» песенок детского фольклора, понять законы их соответствия психике ребенка – это и есть путь постижения традиций народной педагогики, творческая адаптация их к современным условиям.

Чем хороши колыбельные песни для детей?

Какие же воспитательные приемы заложены в незатейливых песенках детского фольклора? Каким образом можно воспользоваться этими приемами в реалиях современной жизни?

Выше уже говорилось о психотерапевтическом эффекте колыбельных песен – успокоении, гармонизации эмоционального фона, создании ситуации защищенности и эмоциональной комфортности.

Ребенок нуждается в ярких и разнообразных эмоциональных впечатлениях. Однако яркие всплески эмоций и переживаний у детей необходимо сознательно дозировать и чередовать с моментами полного успокоения и расслабления. Психика ребенка находится в процессе становления, развития, и ему трудно самостоятельно осуществлять контроль над своими эмоциями. Трудна для ребенка и эмоциональная саморегуляция, способность к восстановлению эмоционального равновесия, переходу от состояния возбуждения к успокоению.

Минуты тишины, покоя и умиротворения полезны для детского организма. Они дают не только возможность отдыха, но и значительно больше – возможность роста и формирования нервных связей, гармонизации психических функций, оптимального развития нервной системы. Переключить ребенка в состояние покоя помогают напевы колыбельных песен. Их расслабляющий психотерапевтический эффект в этом случае трудно переоценить.

Исполнение колыбельной вы можете превратить в игру, воспитательная цель которой – дать возможность ребенку отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость. Игровой момент может заключаться в том, что вы вместе с ребенком споете колыбельную для «уставшей игрушки». Не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно, чтобы ребенок подпевал вам или просто сидел в удобной позе, выполняя вместе с вами плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображал качание колыбели, укачивал игрушку на руках, поглаживал ее и т. д.).

Если вы не помните мелодии колыбельных песен, попробуйте придумать их сами. Правила очень просты. Вам достаточно сочинить простейшую мелодию, заканчивающуюся плавно нисходящей интонацией, и повторять ее в ровном темпе тихим, спокойным голосом. Средства выразительности фольклорной колыбельной песни: темп, ритмика, мелодический рисунок – направлены не на достижение яркого художественного эффекта, а исключительно на то, чтобы успокоить ребенка, выровнять его пульс, дыхание, снять эмоциональное возбуждение. Давайте вспомним слова некоторых из них.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

Ай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи,

Наша Лена будет спать,

Станет глазки закрывать.

Люленьки-люленьки,

Прилетали гуленьки.

Стали гульки ворковать,

Стали Таню усыплять.

Усыпляли, уважали, уговаривали:

У нас Таня крепко спит,

И не сметь ее будить.

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Люли-люли, прилетели

Да и на ворота сели.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

Колыбельную ребенку может спеть (с вашей помощь^о) какая-нибудь игрушка, например котик. Котик – частый герой колыбельных песен. Это связано с тем, что в давние времена кошку укладывали в колыбель к ребенку, чтобы она помогала ему уснуть, ведь кошки такие мягкие, пушистые, уютные и сами любят много спать.

У кота-воркота

Колыбелька золота,

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова,

У мого ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Изголовья высока,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Одеяльца хороша,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Занавесочка чиста,

У мого ли у дитяти

Есть почище его.

Вы, коты, коты, коты,

У вас серые хвосты,

Вы, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж ты, котичек-коток,

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

Уж ты, котик, ты, коток.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью,

Сапоги закажу.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком виляла,

Деток поджидала:

«Где ж мои ребятки –

Серые котятки?

Спать пора ребяткам –

Сереньким котяткам».

Вы можете подобрать стихотворение современного автора и пропеть его на манер колыбельной песни, дополняя пение плавными, покачивающими движениями. Главное, чтобы в тексте присутствовали образы сна, покоя, как, например, в стихотворении Гайды Лагздынь «Речка».

Знает наша речка

Волшебное словечко.

Позабыв о драке,

Засыпают раки.

Спят лягушки сладко

Под корягой гладкой.

А у дерева в тиши

Тихо дремлют камыши.

Знает наша речка

Волшебное словечко...

Музыка, как средство воспитания ребенка

Практически все маленькие дети проявляют интерес к музыке. Именно поэтому, приобщать их к этому виду искусства стоит как можно раньше. Уроки музыки проводятся в школах и детских садах. Это неудивительно, ведь такие занятия формируют музыкальный вкус и вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывайте любовь ребенка к музыке постепенно и ненавязчиво. Сначала просто включите музыку фоном в тот момент, когда вы делаете зарядку или готовите обед. Учтите, что музыка должна соответствовать обстоятельствам и настроению. Для утренней гимнастики желательно выбрать веселую и бодрую мелодию, а перед дневным сном и отдыхом можно включить более медленную композицию.

Хорошо, если перед тем, как проводить музыкальные занятия с детьми младшего возраста для воспитания у них любви к искусству, вы сможете показать малышам музыкальные инструменты, объяснив, что именно с их помощью на свет появляется мелодия. Можно даже предложить ребятам научиться играть на одном из инструментов. Например, дети часто интересуются барабанами, губными гармошками, дудочками.

Вы можете отдать ребенка в музыкальную школу - очень часто дети начинают играть на пианино уже с 4-5 лет. Только предварительно посоветуйтесь с самим ребенком, ведь, если он будет испытывать дискомфорт в процессе занятий, то вскоре возненавидит и школу, и музыку.

Важно, чтобы ребенок научился отзываться на музыку. Чаще прослушивайте композиции разного жанра: классику, обычные детские мелодии и т.д. Пусть ребенок прочувствует композицию и попробует определить, чему она посвящена.

Для совсем маленьких детей можно приобрести музыкальные игрушки. Вы уже знаете, что ребята лучше всего включаются в процесс обучения через игру, так что, этот способ формирования у них музыкального вкуса отлично подойдет. Только выбирайте игрушки, звук у которых не слишком громкий, а мелодия - приятная.

Предлагайте детям принимать участие в играх, которые проходят под музыку или связаны с ней.

Не заставляйте ребенка заниматься музыкой, если он не хочет этого делать. Вполне возможно, что малыш еще не готов к обучению. Подождите немного, не торопите события, и вскоре кроха начнет проявлять интерес к звукам, мелодиям, а, может быть, в будущем даже станет известным музыкантом. Время покажет!

Обучение детей музыке

Ваш малыш вступил в удивительный период жизни – от трех до пяти лет, время, когда закладываются основы характера, основы физического и психического здоровья. Вы очень хотите, чтобы он вырос здоровым, умным и стал успешным в жизни человеком. И вы готовы приложить к этому все усилия.

Как влияет музыка на развитие личности ребенка?

Как же сделать музыку своим союзником в воспитании ребенка? Мир музыки так богат и разнообразен. С чего же начать?

Ваш малыш делает первые шаги в жизни. И разумеется вам интересно как влияет музыка на развитие личности ребенка. Поэтому давайте заглянем в детство музыкальной культуры. Возможно, именно там мы найдем нужные нам ответы.

Одним нравится слушать музыку, ходить в театры и музеи, а другим - этим заниматься. Для развития будущих способностей познакомьте ребенка с искусством уже в раннем детстве, и он сам определится со своими предпочтениями.

Понятие «всесторонне развитая личность» подразумевает и творческое начало. Если в доме звучит музыка, то дети привыкают к гармонии и растут более спокойными.

Слушайте с ребенком магнитофон, музыкальные игрушки, диски, радио, концерты по телевидению и живую музыку. Чередуйте классику, популярные мелодии и сольные выступления инструменталистов.

Существует теория о «детском эффекте Моцарта», в которой утверждается, что классическая музыка, особенно высокочастотные звуки произведений Моцарта, благотворно влияет на умственное развитие и математические способности детей.

Более того, исследовательская группа Калифорнийского университета (Ирвин) обнаружила, что после восьми месяцев занятий на музыкальных инструментах у дошкольников улучшилось логическое и пространственное мышление.

К тому же другие исследования также подтверждают влияние музыки на умственное и творческое развитие, на концентрацию внимания и координацию. Поэтому и некоторые музыкальные фильмы для детей созданы на основе подобных теорий.

Учите ребенка экспериментировать со звуками. Фортепиано, гитара, барабаны, ксилофон или даже обычные тарелки и ложки помогут развить музыкальный талант.

Детям нравится отбивать ритм. Попросите малыша погреметь коробочкой с рисом и любуйтесь его улыбкой.

Танцуйте с ребенком: кружитесь, почувствуйте ритм и двигайтесь в такт музыке. Пусть он и сам покачивается, двигает руками и ногами или прыгает, как зайчик, под музыку.

Насколько необходимо музыкальное воспитание ребенка?

Посещайте подходящие по возрасту концерты, детские спектакли, короткие танцевальные представления или выступления фигуристов. Так как дети младше трех лет не могут долго сидеть на месте, покупайте билеты на боковые места. Уходите, когда у ребенка заканчивается терпение. Подобные мероприятия должны приносить радость и желание больше увидеть и услышать.

Просмотр и познание. Чтобы малыш стал более наблюдательным и разбирался в искусстве, добавьте в интерьер своей квартиры картины, статуэтки и обсуждайте их. «Посмотри на красные цветы. А видишь маленькую девочку на картине? У нее голубое платье». «Найди на картине зеленые деревья». «Покажи, где нарисована белая собачка».

Ходите вместе в музеи. Во многих городах есть музеи для детей или специализированные детские отделы в больших музеях, где можно повеселиться и потрогать экспонаты руками.

Обращайте внимание ребенка на красоту природы, форму и цвета окружающих предметов. «Посмотри на голубое небо. Зеленые деревья почти касаются пушистых облаков». Малыш научится ценить гармонию и разнообразие естественных форм.

Пусть малыш познает мир с помощью прикосновений:

  • он может потрогать и помять овсяную крупу, рис или пасту.
  • научите ребенка (18-24 месяца) пользоваться цветными карандашами. Используя разные цвета, нарисуйте что-нибудь на бумаге: солнышко или веселую рожицу. Дайте малышу в руки фломастер и, придерживая, помогите ему рисовать самостоятельно. Обведите карандашом его руку или ногу.
  • дайте ему пластилин, тесто или глину, которые можно мять, катать или рвать. так укрепятся мышцы на пальцах, необходимые, чтобы писать, резать, застегивать пуговицы, молнию и т.д.
  • рисуйте на бумаге или тарелке пальцами, используя в качестве краски шоколад. ребенку будет очень весело (и безопасно) облизывать каждый пальчик.

Ребенку понравится трогать различные материалы и чувствовать себя творцом. Разумеется, нельзя оставлять его без присмотра. И не забудьте заранее приготовить воду, полотенце и салфетки, чтобы вытирать руки.

Обучение детей пению

Все малыши без исключения, очень музыкальный народ. Все они любят танцевать и особенно петь. Очень тонкая детская душа, чувствительна к мелодиям, и довольно часто малыши начинают петь гораздо раньше, чем ходить. В раннем детстве они все больше выступают подражателями, только позже в каждой мелодии и пении проявляется индивидуальность.

Польза музыки для малыша

Малыши очень любят слушать, как поют дети детские веселые песенки. Малыши с легкостью копируют эстрадных певцов, зажав в руке, что-то типа микрофона. Пение очень важно для развития голосовых связок. Поэтому пение следует всячески поощрять различными спектаклями и совместным семейным пением.

Музыка развивает вкус ребенка и память. А ведь песня это не только мелодия, это и стихи. Предлагая слушать малышу, хорошие красивые песни вы тем самым подводите малыша в дальнейшем к распознаванию взрослой и серьезной музыки.

Родители должны понимать, что петь громко не всегда значит петь хорошо. Поэтому указывайте малышу на интонацию и голос слушаемого исполнителя. К тому же у маленьких детей слабые, тонкие голосовые связки и им просто противопоказано громко петь в холодную погоду, можно сорвать голос.

Совместное пение объединяет детей и родителей, приобщает к музыке. Пойте детские песенки, которые нравятся малышам, замечательные песни можно выбрать из мультфильмов. В семейном пении не надо перепевать ребенка, пусть он солирует, вы лишь тихо подпевайте, задавайте тон и интонацию.

Родителям о занятии пением с детьми:

Когда ребенок поет, он ждет от вас одобрения и поддержки. Это крайне важно, так как малыш не совсем уверен в своих силах, а ваш одобрительный взгляд лишь добавит ему смелости. Вам и малышу будет полезно послушать, как дети поют в хоре. Возможно, и ваш ребенок захочет ходить в такой кружок.

Ни когда не смейтесь над ребенком, если он фальшивит. И тем более не ругайте. Дети ранимы и возможно ваши укоры навсегда отвернут у ребенка желание петь, но это еще не самое страшное, вы посеете в нем неуверенность. Рассказывайте ребенку, что при пении голос должен совпадать с инструментом или другим певцом.

Дети мыслят реальными образами. И петь могут примеры из жизни. Разучивайте с ребенком разные песенки, с разными мотивами. Маленькие исполнители хорошо входят в образ, если перед ними лежит рисунок исполняемой песенки. Если песня новогодняя, то положите перед глазами ребенка деда мороза или зимний пейзаж.

Очень любят дети петь с другими детьми. Подыщите кружок с детьми такого же возраста, где учить его будет профессиональный учитель пения.

Про музыкальные инструменты для детей

«При движении под музыку детям нравится использовать цветные шифоновые шарфы. Дети любят танцевать под музыку; им нравится рок, буги и прочие современные ритмы.

Детские игры на музыкальных инструментах. Особой привлекательностью для детей обладают ударные инструменты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. <...> Дети любят использовать инструменты, подчеркивающие ритм. Тамбурины, трещотки, барабаны всех видов, колокольчики, да и вообще все инструменты, производящие ритмические звуки, можно применять, когда дети маршируют, слушают музыку или игру на гитаре, и все это вместе способно составить симфонию... <...> Когда дети слушают такую запись, они светятся, осознавая собственные достижения, и постигают чувства коллективного взаимодействия». В. Оклендер

Как сделать музыкальный инструмент своими руками для ребенка?

Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Им чрезвычайно интересны звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т. п.

Современные родители приобретают звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты в магазине. Выбор очень велик: от простеньких дудочек и бубенцов до дорогих электронных музыкальных инструментов. С чего же нужно начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Обучение детей игре на музыкальных инструментах

Начинать лучше всего с самодельных музыкальных игрушек:

  • Жестяная баночка из-под кофе, наполовину засыпанная крупой, пригодится в игре в качестве маракаса.
  • Чугунная крышка от кастрюли, подвешенная за веревочку, может превратиться в колокол, если бить по ней ложкой.
  • Плотная бумага, согнутая в рулон (с пространством внутри) издает гулкий, глубокий звук при постукивании о различные предметы или собственные колени.
  • Перевернутая вверх дном картонная коробка вполне заменяет барабан.
  • Два обыкновенных маленьких камешка или две пластмассовые шариковые ручки при ударах друг о друга также превращаются в инструменты.

Такие превращения обычных вещей в инструменты увлекают детей. Они и сами быстро включаются в игру по изучению звуковых возможностей окружающих вещей и по изобретению новых инструментов-игрушек.

Темброво-шумовой аккомпанемент можно подбирать к знакомым песенкам, стихам, сказкам, загадкам и даже к картинкам. Игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное и для детей, и для самих взрослых. Попробуйте с помощью шумового аккомпанемента инсценировать сказку: изобразить героев, характер их действий, окружающую обстановку. Совместное с ребенком исследование звуков, «живущих» в разных предметах, и создание собственной темброво-шумовой драматургии к знакомым сказкам приведет вас к настоящему творческому общению. Вот тогда поход в музыкальный магазин обретет совсем иной смысл. Ведь вы пойдете покупать не просто очередную игрушку, а будете выбирать звуковой наряд для сказочной принцессы, или для лягушки-квакушки, или для волка – зубами щелк.

Игры со звуками обогащают эмоциональную сферу ребенка

При доминирующем значении положительных эмоций дети четырех-пятилетнего возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Именно в этот период взрослые начинают обучение детей музыке. Взрослые могут помочь ребенку сформировать основы полноценного продуктивного общения: научить сочувствию, отзывчивости, пониманию переживаний другого человека, развить умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные состояния. В этом плане музыкальные игры с ребенком, произведения народного творчества, музыкального искусства прошлого и современности могут стать для него настоящей «школой чувств». Обогащая его эмоциональную сферу, музыкальные игры развивают и способность ребенка откликаться на добрые чувства, поступки окружающих, побуждают к сопереживанию и в реальной жизни.