Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.


Похожая информация.


«Слава предков – свет потомкам».
«Знание прошлого – культура,
незнание - дикость».
А.С.Пушкин.

План:

1. Краткая характеристика первобытного
общества.
2. Источники изучения первобытного
воспитания.
3. Возникновение первобытного воспитания.
4. Воспитание в дородовом обществе.
5. Воспитание в родовой общине.
6. Воспитание в период разложения
первобытного общества.
7. Основные выводы.

1. Краткая характеристика первобытного общества.

Если всю историю человечества, а это свыше
двух миллионов лет, условно приравнивать к
24 часам или одному метру, то на долю
первобытного общества из них придется
соответственно 23 часа 46 минут или 99
сантиметров. Это был самый
продолжительный и невероятно трудный
период истории человечества, тяжелейшее
время его выживания и утверждения на
Земле.

Условно этот период можно разделить на три стадии:

1. Дородовое общество.
2. Родовая община.
3. Период разложения первобытного
общества.

2. Источники изучения первобытного воспитания.

1. Памятники материальной и духовной культуры;
2. Труды ученых и путешественников 18 начала 19 веков,
которые исследовали быт аборигенов Австралии.
Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной
Америки, находившихся в то время на стадии детства
человеческой цивилизации;
3. Современные этнографические данные о сообществах, не
затронутых современной цивилизацией.
4. Археологические находки – орудия и предметы быта,
детские игрушки, наскальные изображения;
5. Фольклор – сказки, народные игры, древние обряды;
6. Метафорический уровень языка – эпос, поговорки,
пословицы, в которых сконцентрирована мудрость
народного воспитания.

Явь, Навь и Правь

ЭТИ ТРИ силы олицетворяют Время в славянской космогонии,
управляя мирозданием.
Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь,
осязаемый, плотский, вещественный.
Навь -мир подземный, где обитают тени прошлого: предки,
бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо
почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и
предкивозвращаются в третьем поколении. Именнопоэтому с
помощью обрядов и ритуалов сноваи снова как бы
воспроизводили прошедшее.
И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом,
воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо,
пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее
частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави,
возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх
по лестнице совершенства и праведности.

3. Возникновение первобытного воспитания

Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху
выделения человека из животного мира,
сопровождавшегося переходом к сознательной
передаче опыта собирательства и охоты.
Воспитание как социальное явление связано с
выделением человека из мира животных, с
систематическим занятием трудом и передачей
опыта от поколения к поколению. В этом смысле
воспитание существует столько же времени, сколько
существует и само человеческое общество. Однако
практика воспитания в разные периоды столь
продолжительного первобытного общества не была
одинаковой, она менялась.

Факторы становления воспитания как вида деятельности:

эволюция материальных связей между
людьми первобытной эпохи;
необходимость поддерживать и развивать
такие связи путем передачи опыта от
поколения к поколению, от человека к
человеку;
возникновение потребности людей в общении
как следствие эволюции форм примитивного
труда, когда усложнение производственного
опыта потребовало определенной
организации его усвоения.

Стихийно возникшие цели воспитания:

подготовка к простейшему виду существования вначале воспитание
было ориентировано на повседневную борьбу за
выживание;
осознание мира как анимистического феномена окружающий мир воспринимался первобытным
человеком как нечто живое, наделенное сознанием.
В первобытном обществе практически единственными
показателями при дифференциации обучения
являлись пол и возраст детей. Поскольку
первобытное воспитание проистекало из общинного
образа жизни, то
готовило к повседневной жизни всех одинаково - его
основу составляло
групповое, коллективное начало.

Социальная сущность воспитания
– преднамеренная и
целенаправленная передача
общественно-исторического
опыта подрастающему
поколению, в овладении им
практическими трудовыми
умениями, а также нравственными
нормами и опытом поведения.

Концепции происхождения воспитания:

1. Эволюционно-биологическая - сущность ее
в том, что происхождение воспитания
связано с деятельностью по интенсивной
заботе о потомстве, присущей высшим
животным (Ш.Летурно, Дж.Симпсон,
А.Эспинас).
2. Психологическая – происхождение
воспитания связано с проявлением у детей
бессознательных инстинктов подражания
взрослым (П.Монро).

Пол Монро американский педагог, историк педагогик.
Свыше 40 лет преподавал в Колумбийском
университете, первый директор Международного
педагогического института. Изучал школьное дело
в странах Латинской Америки и Азии, автор многих
проектов по реорганизации учебных заведений. В
истории педагогики предложил концепцию,
согласно которой в каждом историческом периоде
развития общества выделяется центральная
идея, лежащая в основе воспитания:
- первобытное общество – непрогрессирующее
приспособление;
- в Древней Греции - прогрессивное
приспособление;
- в Средневековье – дисциплина и так далее.

Монро противопоставил два метода обучение как повторение (активная роль
принадлежит учителю) и обучение как
творчество (главенствующую роль играет
активность учащегося). Он считал, что
обучение как повторение лежит в основе
восточной культуры, особенно китайской, и в
значительной степени характерно для
системы европейского образования.
Обучение как творчество связывал с
американским образованием.

Пол Монро писал:

«Мир первобытного человека
сосредоточен в настоящем. У него нет,
почти нет сознания прошлого и
будущего. Его воспитание есть лишь
непрогрессирующее приспособление к
среде». В первобытном обществе
ребенок обучался в процессе
повседневной жизни. Он не готовился к
жизни, как это стало значительно позже,
а прямо включался в нее.

4. Воспитание в дородовом обществе

Дородовое общество делилось на три возрастные группы:
- Дети и подростки;
- Полноценные и полноправные участники жизни и труда;
- Пожилые люди и старики.
На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом
обществе - люди присваивали готовые продукты природы и
занимались охотой. Процесс добывания средств существования был
по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных
зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в
условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было
общим, между членами коллектива отсутствовали социальные
различия.
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с
кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем
базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего
существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а
также возрастное деление общественного коллектива.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу
подрастающих и стареющих, где он возрастал в
общении со сверстниками и стариками, умудренными
опытом. Интересно, что латинское слово еducarе
означает буквально «вытягивать», в более широком
переносном значении «выращивать», соответственно
русское «воспитание» имеет своим корнем «питать»,
его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в
древнерусской письменности слова «воспитание» и
«вскармливание» - синонимы.
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив
некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил
жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую
возрастную группу. С течением времени этот переход стал
сопровождаться так называемыми инициациями,
«посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых
проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить
лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной
группы и отношения с членами другой группы
регулировались неписаными, нестрого
выполняемыми обычаями и традициями,
которые закрепляли складывающиеся
социальные нормы.
В дородовом обществе одной из движущих сил
развития человека остаются еще и
биологические механизмы естественного
отбора и приспособления к среде. Но по мере
развития общества складывающиеся в нем
социальные закономерности начинают играть
все большую роль, постепенно занимая
главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к
жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в
доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их
руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в
этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали
всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и
повседневном общении со взрослыми дети и подростки
усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения,
знакомились с обычаями, учились выполнять обряды,
сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои
обязанности, полностью подчинять себя интересам рода,
требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и
рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
руководством женщин собирали и выращивали урожай,
готовили пищу, делали посуду и одежду.

5. Воспитание в родовой общине

На стадии патриархальной родовой общины появились
скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием
производительных сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело более
многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к
уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла
необходимость в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего поколения
наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей
трудовыми умениями и навыками они знакомили их с
правилами зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все
народное устное творчество играло огромную роль в
воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община
стала «самоуправляющейся, вооруженной
организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки
военного воспитания: мальчики учились стрелять из
лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
возрастных группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания усвоению
начатков знаний, а с появлением письменности и
письму.
Осуществление воспитания особыми людьми,
выделенными родовой общиной, расширение и
усложнение его содержания и программы испытаний,
которыми оно завершалось, - все это
свидетельствовало о том, что в условиях родового
строя воспитание начало выделяться как особая
форма общественной деятельности. Воспитание
носит общественный характер.

6. Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник
индивидуальный брак. Семья стала одним из
важнейших общественных явлений, основной
экономической ячейкой общества, к ней
перешли от родовой общины функции
воспитания детей. Семейное воспитание
стало массовой формой воспитания.

Основные черты семейного воспитания

Дети воспитывались на примере родителей. Они
воспринимали опыт, информацию
предшественников со слов родителей и путем
подражания.
2. Воспитание представителей различных социальных
слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов
общины) приобретало заметные различия.
3. Для детей элиты увеличивался срок детства и
соответственно усиливалось воспитательное
воздействие.
4. Действиям, связанным с воспитанием, придавали
магический смысл.
1.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,
вожди, старейшины) стремились отделить умственное
образование от обучения занятиям, требующим
физического труда. Зачатки знаний (обмер полей,
предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.
д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках,
сделали их своей привилегией. Для обучения этим
знаниям создавались специальные учреждения - школы,
которые использовались для укрепления власти вождей,
жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных
людей были освобождены от физического труда, учились
в особом помещении и изучали такие науки, которые не
были известны детям простых людей (например,
пиктографическое письмо, наблюдения за звездами,
расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их
семьях дети рано приучались к труду, родители
передавали им свой опыт. Организованное воспитание
детей, проводимое в школах, становилось все более
уделом избранных.

Появление организованных форм воспитания

На исходе первобытнообщинного периода
появились Дома молодежи для детей и
подростков, как следствие коллективной
традиции воспитания.
Главная цель: подготовка подрастающего
поколения к процедуре инициации.
Основная форма воспитания: совместные
игры и занятия.
Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили
ИНИЦИАЦИЮ.

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магич

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный
обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями,
ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Программа подготовки к инициации: для
мальчиков была более длительной и
сложной (проверялась трудовая,
нравственная и физическая подготовка)
и включала усвоение знаний и
практических умений, необходимых
охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
для девочек - обучение ведению
домашнего хозяйства.

Со временем характер деятельности, состав
воспитанников и наставников в домах
молодежи менялись:
- при матриархате женщины воспитывали
мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в
более старшем возрасте детей разделяли;
- при патриархально-родовом строе
воспитание мальчиков полностью переходит к
старейшинам и жрецам. Дома молодежи для
девочек и мальчиков становятся
раздельными;
- по мере роста имущественного расслоения
появляются отдельные дома молодежи - для
состоятельных и для рядовых членов
общины.

7. Основные выводы

1. Воспитание возникло в процессе трудовой
жизни первобытной общины.
2. Передача опыта от старшего поколения к
младшему так же, как и освоение этого
опыта осуществлялось в основном в
процессе самой жизни, игры,труда.
3. Заметно проявляются элементы свободного
воспитания, ненасильственной педагогики.
4. Физические наказания отсутствуют у
большинства

5.Воспитательная система этого исторического
периода не исчезла бесследно:
- Предложила два варианта формирования
новых поколений (через своеобразную
систему инициаций и посредством более
свободной организации воспитания,
исключающей насилие взрослых над детьми;
- Первобытнообщинное воспитание
убедительно продемонстрировало важную
роль педагога, обладающего качествами
мудрейшего и опытнейшего члена общины.

Воспитание в первобытном обществе

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта и воспитание.

в Зависимости от методологических позиций ученые по-разному объясняли природу воспитания. Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается лишь на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, а подражание е механизмом, в сущности воспитательного процесса. Согласно религиозной теории (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде всего творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей. Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс, 1820 - 1885, английский социолог Л. Моргай, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передачи молодому поколению знания и умение их изготовление и пользование ими. Однако все ученые соглашаются, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов является одной из важнейших предпосылок существования и развития общества.

Много информации о содержание и методику воспитания в первобытном обществе дают этнографические описания и этнологический анализ, наблюдение за племенами, до сих пор остались на очень низком уровне общественного развития. Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он преодолел этапы первобытного стада, родовой общины, распада. В каждом из них воспитание подрастающего поколения имело свои особенности.

На этапе развития первобытного стада (от древнейших времен до 200 тыс. лет назад) произошло завершение процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания тогда не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (собирание плодов, охота, рыболовство, обустройства жилища, изготовления орудий труда и др.), они постепенно вовлекались в жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным. На этом этапе возникают элементы обучения. Взрослые учили детей соблюдать племенных традиций, передавая им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, соблюдения добрых обычаев, обретение жизненной мудрости. их передавали от поколения к поколению как абсолютные истины.

За родового строя (примерно 10 тысяч лет назад) человек приобретает всех основных антропологических качеств, ее социальные параметры начинают доминировать над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды. Для периода расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников в трудовых процессах, загальнородова или загальноплемінна собственность на основные средства производства, уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, оказывая значительное влияние на воспитание подрастающего поколения.

Развитие общественной жизни первобытных людей обусловил соответствующие изменения в их воспитательной практике. их цель заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий жизни и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей общине; взрослые, что были полноценными и равноправными участниками жизни и труда; лица пожилого возраста, которые кормили и ухаживали детей (древнерусское слово "воспитание" корень "питать" (кормить) и префикс "вос", который означает рост вверх). В 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. С началом полового созревания хлоп эти-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в положении женщин. С тех пор они жили и воспитывались отдельно. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоты, рыболовства, изготовления орудий труда), девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, где они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых сопровождался специальными ритуалами - инициацией.

Инициация (лат. initiatio - совершать таинство) - система испытаний, церемония посвящения подростков в полноправные члены коллектива.

Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Ініціаціям подвергали как парней, так и девушек, но более распространены они были в отношении ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) мало удостоверить наличие у молодого человека физических и духовных качеств, которые бы отвечали требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь их приучали к исполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили играм, танцам, пению, рассказывали об истории рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, в них доминировали демократические порядки. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом, опытнейших жителей рода, которые были первыми в истории человечества воспитателями.

С развитием производительных сил сформировалась новая организация родового общества - патриархат. Общество перешло от мотижного к плужного земледелия, от разведения домашних животных к скотоводству, а затем и к новому разделению труда между полами. Руководящую роль в обществе исполнял мужчина, а женщина вела домашнее хозяйство. Возникла моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, происходил переход патриархального поселения. В такой семье женщина и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала самым опытным, специально назначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяли и углубляли его содержание и программы испытаний. Сформировались первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, во время которых детям прививали определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки), а также табу - религиозные запреты на использование предметов, действий, слов, нарушение которых, как считалось, вызывает кару сверхъестественных сил. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое (предметное) письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появилась первоначальная форма письменного сообщения или записи - пиктография, то есть малюнкове или образное письмо, которое состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистически или условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересту, кожу, кости.

Для периода распада первобытнообщинного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии отразились и на воспитании. Прежде всего возросла роль семейного воспитания. В семье дети учились труду, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Формирование состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировало общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитание на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправки религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Господствующие группы населения пытались отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнений, ориентирование по звездам, приемы лечения), обернув их таинственностью, мистикой. Жилье для молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, которые учились в этих заведениях, освобождали от физического труда.

В этот период сосуществовали элементы общественной и семейно-сословного воспитания, которое находилось под контролем общины. В то же время оно теряло при родовид сообщ ный и ненасильственный характер, поскольку усиливали тенденции авторитаризма в воспитании, все чаще использовалось наказание как метод воспитательного воздействия. Это было обусловлено несоответствием сословного воспитания непосредственным потребностям жизни ребенка, разрывом между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями преподавателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление воспитанника направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

Рост объема человеческих знаний и необходимость передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание стало сферой профессиональной деятельности.

Итак, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление преодолело путь от стихийного и ограниченного по содержанию и методике к специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

воспитание первобытный общество форма

Введение

Заключение

Введение

Проблема происхождения воспитания помогает представить и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий. Осмысление этой проблемы позволяет более широко взглянуть на привычный арсенал педагогических средств.

Процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно представить из-за малого количества письменных свидетельств о нем.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

Цель работы -охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

Дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;

Охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.

1. Концепции генезиса первобытного воспитания

1.1 Вопрос о происхождении воспитания

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то, что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей. Они приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания -- инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX--начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности .

Вывод. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители первой теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания во второй теории проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяло эти теории то, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей.

1.2 Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве .

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание .

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование - прежде всего следствие всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итог специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Вывод. 35 - 40 тыс. лет назад воспитание зародилось как особый вид деятельности человечества. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

1.3 Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение .

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков. Где основной формой воспитания были совместные игры и занятия. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины .

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослых. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

Вывод. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Формы воспитания, постепенно сосредоточиваются в руках специально назначенных для этого лиц. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания. На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков.

2. Воспитание в первобытном обществе

2.1 Воспитание в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» -- синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества, складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей--дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Вывод. Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, -- все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

2.2 Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения -- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Вывод. В период разложения первобытного общества, стало важным не только воспитание в семье, но и образование вне дома. Это привело к созданию школ. Но в школах имели право обучаться дети из состоятельных семей (разделение общины на классы). Уделом остальных был физический труд.

Заключение

Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -- несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией». Становится важным институт семьи.

Воспитание преодолевает долгий и тернистый путь развития от семейных традиций и навыков к общеобразовательным заведениям (хоть и не для всех). Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. И со временем семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Появились дома молодежи и школы. Но наравне с развитием воспитания, происходит и деление общества на классы бедных и богатых, что приводит к неспособности получать школьное образование «детям рабов». Их образование так и остается на уровне семейных навыков физического труда.

Список использованной литературы

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2009. 211 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов. СПб.: Питер, 2003, 2004.

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др. М.: Академия, 2011. 312 с.

4.Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 2011. 356 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2011. 431 с.

6. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие. М.: Гардарики, 2011. 567 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. М.: Школьная Пресса, 2011. 244 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1. М.: Владос, 2011. 333 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов. М.: Академия, 2011. 249 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2011. 390 с.

11.Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2011. 235 с.

13.Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. М.: Академия, 2009. 208 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    реферат , добавлен 20.11.2006

    контрольная работа , добавлен 24.07.2009

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Диагностическое исследование влияния негармоничного типа семейного воспитания на уровень агрессии детей.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности.

1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни,

питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-

ный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были

совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, где черпает историко-педагогическая наука све дения о воспитании в первобытную эпоху.

2. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

4. С какими работами по истории воспитания в первобытном обществе вы познакомились?

ЛИТЕРАТУРА

История педагогики. Ч. 1, гл. 1. М., 1995.

Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 199J.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 1. М., 1

Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М.,1989. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый / Пер. с нем. М., 1979.