Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

В современной системе образования особое место занимает личностно-ориентированный подход к ребенку. Сегодня недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению. Важно способствовать становлению гармоничной личности ребенка. Для реализации такой задачи требуется внимательно исследовать желания и возможности, способности каждого малыша. В связи с развитием таких тенденций в мировом обществе, появилось и повышенное внимание психологов, педагогов к вопросу одаренности детей. Если еще буквально несколько лет назад данное понятие обозначало, что человек обладает какими-либо сверхспособностями, то сегодня оно формулируется иначе.

В нашей статье мы выясним, каким образом проявляются способности одаренных детей, какими методами диагностики возможно их выявить и какие существуют особенности педагогической работы с такими малышами.

История возникновения понятия «одаренность»

Несмотря на то что на сегодняшний день одаренный ребенок — это востребованная и перспективная личность, еще совсем недавно выявлением и развитием способностей у детей не занимались ни психологи, ни ученые.

История возникновения понятия «одаренность» (характеризующая взрослого человека) насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем интеллектуальных возможностей, выделялись из общей масса: их выбирали вождями племени, они становились шаманами или целителями.

Такие термины, как «гений» и «талант», зародились во времена античного мира. Известно, что указанная эпоха прославилась большим количеством выдающихся творческих людей, мыслителей. Исследуя труды разных авторов этого периода, можно выделить такую главную мысль, что гениальность и талант — это не что иное, как дар богов. Отсюда и появился термин «гений», который с латинского языка переводится, как «дух». Античные мыслители считали, что люди с нестандартными способностями в какой-либо отрасли были присланы богами для того, чтобы усовершенствовать существующий мир. Такая мысль описана в трактатах Г. Гегеля, И. Канта и других.

Кто же такой «гений» в понимании античных мыслителей? Это скорее мифологическая фигура, которая представлялась людям того времени бессмертным полубогом в человеческом облике. В первую очередь к гениям относили поэтов и художников и только позже к талантливым людям стали причислять выдающихся исследователей и общественных деятелей.

Лишь в середине XIX века ученым Ф. Гальтоном (двоюродным братом Ч. Дарвина) была выдвинута теория о «земном» происхождении одаренности человека. В своей книге «Наследственность таланта: ее законы и последствия» исследователь утверждает, что одаренность передается по наследству. Такие выводы ученый получил экспериментальным путем, проанализировав родословную историю 300 семей.

Но в это же время появляются и другие взгляды на происхождение таланта. А именно, исследователи предположили, что одаренный ребенок — это не дар природы или божественных сил. Авторы идеи «чистого листа» («табулы расы») утверждают, что дети рождаются без наследственных способностей, какой-либо предрасположенности к неординарной мыслительной деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. Такие взгляды имеют место и в современном обществе. И в них есть определенная доля правды — действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, но исключать природные задатки человека, генетическую предрасположенность никак нельзя.

Одаренность интеллектуальная

С развитием медицинской и психологической науки значительно расширились возможности анализа и исследования факторов, которые определяют понятие одаренности. В этот период наиболее важным критерием оценки способностей стал так называемые уровень интеллекта (IQ). Такими учеными, как А. Бине, В. Штерн, Г. Мюллер, Г. Вйзенк, Д. Хебб, были разработаны специальные тесты для определения указанной характеристики. Но такой подход был подвержен критике.

Противниками данной теории приводились доводы о том, что даже люди с невысоким уровнем умственного развития могут быть одаренными. Известны примеры, когда дети с врожденными генетическими заболеваниями обладали неординарными способностями в таких сферах, как, например, художественное, музыкальное, декоративно-прикладное искусство и другие.

Понятие одаренности в России в начале XX века

Данный период характеризуется повышением интереса к проблеме одаренности детей. Многие ученые, психологи и педагоги пытаются дать наиболее точную формулировку такого явления. Также разрабатываются различные методики диагностики способностей детей. Так, была составлена система Г.И. Россолимо, которая предполагала измерение таких качеств личности, как:

  • воля;
  • внимание;
  • ассоциативность;
  • запоминание.

Таким образом, как доказано экспериментальным путем, одаренный ребенок — это не только тот, который имеет высокий уровень интеллекта. Способные дети отличаются волевыми качествами, стойкостью внимания и памяти, нестандартным мышлением.

В этот период впервые была сформулирована и научно доказана мысль о том, что одаренность ребенка развивается на основе врожденных генетических задатков в процессе социальной, образовательной и воспитательной деятельности.

Большой вклад в психологию одаренности внесли Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.Г. Петровский и другие.

Также отметим, что в начале XIX века, помимо исключительно ученого интереса, к проблеме одаренности присоединяется и социальная потребность в разработке, исследовании данного явления. Современное общество нуждается в талантливых людях: инновационные идеи, научные открытия, высокие достижения в какой-либо области знаний способствуют развитию каждого индивидуума и страны в целом.

Понятие одаренности

На сегодняшний день не существует единой конкретной формулировки такого понятия, как «одаренность». Каждый исследователь находит свой подход к данной проблеме. Тем не менее, если проанализировать психолого-педагогическую литературу, можно определить «одаренность» как качество психики человека, развивающееся в течение всей жизни и влияющее на способность индивидуума достигать результатов, которые отличаются от стандартных. Также психологи отмечают, что такое явление — это результат взаимодействия врожденных данных человека, окружающего его социума и психологических механизмов саморазвития.

Почему психологи пришли к выводу о том, что именно в детском возрасте следует особое внимание уделять диагностике и развитию способностей? Дело в том, что именно в период взросления происходит формирование различных индивидуальных психологических качеств. Воспитание одаренных детей — важная составляющая последующего развития способностей. Поэтому педагогам следует уделить особое внимание таким ученикам. Детский возраст характеризуется повышенной активностью различных психических процессов, становлением личности. Такая почва является благодатной для развития врожденных задатков малыша.

Кто же такой одаренный ребенок? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Так, на сегодняшний день существуют такие прямо противоположные мнения, как:

  • одаренных дети — это редкость, нестандартные способности развиваются в процессе образования;
  • все дети рождаются одаренными, дальнейшее проявление их способностей зависит от условий социума.

Так или иначе, одаренный ребенок — это индивидуум, который проявляет какие-либо способности выше среднего установленного уровня. Как должны проявляться эти самые способности — в одной какой-либо области знаний или в нескольких, как их диагностировать в раннем возрасте, что является «стандартом», а что «неординарностью» — на все эти вопросы продолжают искать ответы психологи во всем мире.

Тем не менее, определенное структурирование, систематизация полученных данных от различных наблюдений, исследований, экспериментов отмечены в специальной литературе. Мы поделимся данной информацией ниже.

Характерные признаки одаренности

Какие же качества личности могут свидетельствовать о наличии у ребенка неординарных способностей?

Принято различать два аспекта поведения ребенка:

  • Инструментальный — то, как малыш выполняет какое-либо действие.
  • Мотивационный — определяет отношение ребенка к деятельности.
  • В свою очередь, данные аспекты поведения могут быть проанализированы по следующим критериям. Так, инструментальный характеризуется:

    • быстрым (что называется «не по возрасту») овладением какой-либо деятельностью, успешной ее реализацией;
    • изобретением новых путей решения сложившейся проблемной ситуации;
    • формированием креативных идей, открытий (новаторство).

    Также талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости. Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода.

    Мотивационный аспект проявляется в следующем:

    • у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;
    • малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;
    • стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;
    • повышенная избирательность (например, предвзятое отношение к предметам художественного искусства, музыки и другое).

    Нередко одаренные дети дошкольного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие малыши отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемной ситуации.

    Но заметив в поведении ребенка описанные признаки, можно лишь предположить наличие определенных способностей и склонностей.

    Виды одаренности

    Опираясь на данные наблюдений за детьми, обладающими определенными способностями, исследователи пришли к выводу, что классифицировать одаренность возможно по следующим критериям:

    • виду деятельности, в которой ребенок преуспевает;
    • форме внешнего проявления способностей;
    • степени сформированности;
    • широте проявления в разных видах деятельности ребенка;
    • по возрастным особенностям.

    По критерию «вид деятельности» классификация одаренности осуществляется на основе известных пяти видов деятельности: теоретической, практической, коммуникативной, духовно-ценностной и художественно-эстетической; и трех психических сфер: эмоциональной, волевой, интеллектуальной. Часто одаренные дети в саду обладают способностями в определенной сфере деятельности: пении, рисовании, конструировании и др.

    По форме внешнего проявления талантливые и одаренные дети могут обладать явными и скрытыми неординарными способностями. Если в первом случае результаты деятельности малыша наглядно указывают на его гениальность, то диагностировать воспитанника со скрытой формой таланта — задача психологов, педагогов и родителей ребенка. Нередко такие способности детей остаются незамеченными, что приводит к тому, что талантливый от рождения человек попросту не использует свой потенциал в течение жизни.

    По степени сформированности различают одаренность:

  • Актуальную, которая характеризуется наглядными результатами деятельности талантливого ребенка. Работа учителя с одаренными детьми, которые демонстрируют свой талан, заключается в том, чтобы дальше развивать способности, помогать преодолевать препятствия на пути к результату, мотивировать к деятельности.
  • О потенциальной говорят тогда, когда у малыша имеются природные задатки и способности, которые на данный момент остаются непроявленными. В диагностике такого вида способностей у ребенка должны принимать участие не только педагоги, но и родители одаренных детей, ведь именно близкие родственники имеют возможность наблюдать за поведением малыша длительное время, выявлять закономерности.
  • По широте проявления выделяют:

  • Общую одаренность, которая характеризуется тем, что ребенок проявляет нестандартные способности в разных видах деятельности и областях знаний. Именно о таких людях говорят: «Талантливый человек — талантлив во всем».
  • Специальная одаренность проявляется только в узкой сфере, например, в музыке или рисовании.
  • По возрастным особенностям одаренность классифицируют на следующие виды:

    • раннюю;
    • позднюю.

    Так, нередко педагогами выявляются одаренные дети в детском саду. Таких малышей называют вундеркиндами («чудесными детьми»). Буквально несколько лет назад в психологии появился такой термин, как «интеллектуальный вундеркинд». Это обозначение дается детям, которые не по годам развиты в умственной сфере, например, в двух — трехлетнем возрасте осваивают работу электронных гаджетов, компьютеров, бытовой техники. С развитием технологий и внедрением информационно-компьютерных технологий в процесс образования таких малышей становится все больше, не исключено, что вскоре описанные знания и умения будут считаться нормой развития.

    Методы диагностики одаренности

    Несмотря на то что психологами разработаны различные опросники и тесты, основными методами диагностики одаренности являются наблюдение и естественный эксперимент. Большой вклад в науку по данной проблеме внес А.Ф. Лазурский. Он предложил наблюдать за ребенком в течение длительного времени (нескольких лет). Такое изучение личности малыша, проявившего определенные способности, может проводиться непрерывно (каждый день), а может — эпизодически.

    Еще одним способом отслеживания предрасположенности ребенка к каким-либо способностям является биографический метод. Чаще всего на практике он проводится в виде опросника.

    Таким образом, для того чтобы обнаружить в группе детей одаренную личность, потребуется целый комплекс диагностических мер, в том числе:

    • наблюдение за поведением ребенка в условиях учебного учреждения, дома, на дополнительных занятиях и досуге;
    • профессиональное оценивание результатов деятельности малыша;
    • проведение различных психодиагностических мероприятий (опросов, тестов, экспериментальной работы и других);
    • организация интеллектуальных, физических и творческих соревнований.

    Проблемы одаренных детей

    К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный ребенок нередко сталкивается с целым рядом специфических проблем. Опишем самые распространенные из них.

    • Отсутствие интереса к обучению в общеобразовательной школе.
    • Нередко за смелость суждений, находчивость, активность, оригинальность такие дети порицаются, так как обычно учителями и воспитателями ценятся такие качества малышей, как послушание, четкое выполнение правил.
    • На одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить себя иначе.
    • Часто такие дети становятся изгоями в кругу сверстников.
    • Обычно способные дети выбирают друзей старше себя, но в такой ситуации малыши не могут реализовать свои возможности в полной мере за счет значительных отличий в физическом развитии.

    Таким образом, работа с одаренными детьми в ДОУ и школе требует знаний психологии, индивидуального подхода, внимания и отзывчивости.

    Особенности педагогической работы с одаренными детьми

    Безусловно, существуют особенности работы с одаренными детьми. В обществе бытует мнение, что такие малыши не нуждаются в руководстве и контроле взрослого. На самом деле все совсем наоборот. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети в детском саду еще вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта дошкольника. Помимо индивидуальной работы с такими детьми в стенах ДОУ, деятельность по развитию способностей одаренных малышей дошкольного возраста проводится в различных центрах раннего развития.

    Работа с одаренными детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

    Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

    В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

  • Углубление знаний.
  • Изучение учебного материала ускоренными темпами.
  • Создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми.
  • Обогащение материала.
  • Государственная поддержка одаренных детей

    Государство заинтересовано в воспитании одаренных талантливых детей. Поэтому с учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. В рамках данной подпрограммы проводятся следующие мероприятия:

  • Всероссийские олимпиады по отдельным учебным предметам.
  • Олимпиады, конкурсы, соревнования в рамках дополнительного образования.
  • Творческие смены в оздоровительных лагерях, летние школы для талантливых детей.
  • Одаренные дети страны

    С гордостью можно отметить, что Россия богата талантами. Дети защищают честь страны на музыкальных и художественных международных конкурсах, участвуют в спортивных соревнованиях мирового масштаба, выступают на симпозиумах и научных конференциях.

    В рамках государственной программы был реализован проект создания энциклопедии «Одаренные дети России». В эту книгу занесены имена ребят, которые отличились в определенной сфере деятельности. Кроме того, отмечены и образовательные учреждения, которые создали наиболее благоприятные условия для развития способностей учащихся. Также занесены в книгу «Одаренные дети России» имена заслуженных учителей и даже меценатов.

    Таким образом, выявление и развитие одаренных детей — важная задача мировой общественности. Ведь в руках талантливых, креативных, способных к гибкому нестандартному мышлению людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.

    Ольга Кребель
    Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы

    Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

    Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.

    Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности , он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.

    Словосочетанием – «одаренные дети » (одарённый ребенок ) обозначается некая исключительность.

    Одаренные дети – дети , опережающие сверстников в развитии.

    Существует много видов классификации одарённых детей . Приведём лишь некоторые из них.

    Следующие виды одаренности :

    В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

    В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

    В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

    В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность .

    И, наконец, в духовно-ценностной деятельности - одаренность , которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

    Известный специалист в области детской одаренности Н . С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме , выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными :

    1. дети с высоким IQ ;

    2. дети , достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,

    3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству) .

    Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть :

    детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”) ;

    детей с высоким уровнем творческих способностей;

    детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

    детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность ) ;

    Имеющиеся в психологии материалы также позволяют обратить внимание педагогов и родителей на следующие категории одаренных детей .

    I. Дети с ускоренным умственным развитием.

    Нередки случаи, когда дети очень рано , начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так : у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.

    II. Дети с ранней умственной специализацией

    Это дети , у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники) . Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.

    III. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей

    Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т. д.

    Проблемы одарённых детей :

    1. Неприязнь к школе, потому что не интересно, скучно.

    2. Увлечение сложными видами деятельности, где нет попутчиков, как следствие нет общения и в результате одарённый ребёнок зачастую одинок.

    3. Погружение в философские проблемы : жизнь и смерть, загробная жизнь, религиозные верования.

    4. Дисгармония между физическим, психическим и социальным развитием.

    5. Стремление к совершенству, перфекционизму.

    6. Ощущение неудовлетворённости, неадекватность в самооценке (комплексы либо мания величия)

    7. Нереалистично завышенные цели.

    8. Сверхчувствительность к критике.

    9. Большая потребность во внимании окружающих.

    Мы дошли до очень интересной группы нестандартных детей. Это одаренные дети.

    Как только их не называют: ботаники, очкарики, индиго, гиперактивные. Да, гиперактивных некоторые считают не бесталанными. Существуют разные мифические представления об этих детях. Самое распространенное: очень умные, послушные, хорошо учатся. С ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так радужно. Какими качествами обладают представители этой группы, и как мы частенько ошибаемся в их выявлении почитайте

    Виды талантов по сфере проявления

    Так кто они – одарённые дети, эти странные владельцы Эльдорадо? Какой бывает одаренность ?

    1. Интеллектуальная – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, талант к обучению (усваивать, анализировать информацию). Она имеет следующие отлично развитые базовые компоненты:

    • объем памяти,
    • скорость восприятия,
    • время удержания информации в памяти.

    2. Творческая. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ученик или дошкольник. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Малыши начинают "идти не в ногу" уже в 3-5 лет. Подробнее о феномене

    3. Академическая. Самая благополучная в нашем обществе. Ею обладает большинство учеников-отличников. Лёгкое усвоение программы достигается приличным развитием внимания, памяти, трудолюбием. Колоссальное трудолюбие - их характерная черта.

    4. Художественная. Музыкальные и художественные таланты. Считается, что их не бывает при умственной отсталости. Но вот что интересно. У многих аутистов , в большинстве обучающихся по программам для умственно отсталых, такие способности имеют место. Объяснить можно только тем, что на самом деле это не школьники умственно отсталые, а специалисты, определившие их уровень развития, недостаточно квалифицированы, или методы тестирования применяются слабые.

    5. Лидерство – умение общаться, организовать и вести за собой. Лидерство можно воспитывать с дошкольного детства. Существуют воспитательные системы, позволяющие любому малышу побывать в роли лидера . И понять: для меня это или нет

    6. И, наконец, психомоторная – основа спортивных достижений.

    Одарённость по характеру проявления

    1. широкой (например, Леонардо да Винчи) и узкой;
    2. разной по уровню: от просто повышенного развития способностей до гениальности (вот здесь значительно сказывается отсутствие любви матери);
    3. разной по времени начала развития: вундеркинд – антивундеркинд .

    Вундеркинды – это ученики и дошкольники с ранним и быстрым развитием. Они обычно первые или последние по рождению в семье (по биографиям исторических личностей), или одиночные дети. У них огромная уверенность в себе, доходящая до самоуверенности. Об антивундеркиндах следует поговорить отдельно.

    Отношение к одаренным детям проявляется в обучении. В разных странах свои подходы. В скандинавских странах, Франции одарённых детей отдельно не обучают, чтобы не нарушать принципа равенства. В рамках образовательной системы все равны.

    Объясняется такой подход еще вот чем. Одаренные дети могут перестать быть таковыми. И тому действительно есть много примеров, порой оказывающихся трагичными (пример Ники Турбиной). Однако это не отражается на учениках. Классы маленькие, обучение идет по индивидуальным программам. Летом талантливые ученики собираются в лагеря.

    Надо ли работать с ними специально? Во многих странах, в том числе и нашей, считается, что надо. Однако у нас часто школы и классы для продвинутых школьников превращаются в таковые для благополучных учащихся (= школьников из "хороших семей"). Печально, потому что это не одно и то же. В последние годы в российской образовательной системе появились центры для талантливых. Туда собираются действительно одарённые дети.

    В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

    Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

    • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
    • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
    • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
    • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
    • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

    Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

    Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

    большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

    быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

    цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

    весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

    расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

    интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

    имеет необычное воображение;

    раннее появления умения читать;

    обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

    требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

    Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

    Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом. Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии. Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

    Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:


    • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
    • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
    • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

    Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

    • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
    • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
    • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
    • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
    • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

    Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.


    Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

    • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
    • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
    • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
    • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
    • проявление независимости, самостоятельная работа;
    • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

    Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу. Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами. Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

    Виды одаренности

    Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

    Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

    Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

    Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

    Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

    Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники. Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно. Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

    Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

    Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

    Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

    Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

    Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

    Курсы для развития талантливых детей

    Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности. При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске. Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

    И внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому. Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует. Еще одним достоинством подобных занятий - это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

    Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий. Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать. И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

    Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием и , который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

    Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации , компьютерной графике , фотографии и другим художественным видам деятельности. Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира. Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

    Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить , где каждый найдет для себя интересные моменты. Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей. Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

    Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

    Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

    Одаренные дети в мире

    Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

    В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:


    Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов. Одаренных детей иногда называют - детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни. Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.


    Еще из блога:

    Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

    В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

    Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

    Кто такой одаренный ребенок?

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

    На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

    Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

    Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

    • способности выше средних,
    • креативность,
    • включенность в задачу.

    Хорошо ли быть одаренным?

    Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

    Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

    Одаренность в школе

    Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

    Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

    Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

    Как живется одаренным детям в школе?

    Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

    К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

    Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

    Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

    Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

    Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

    Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

    Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

    Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

    Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

    Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

    Семь принципов сопровождения одаренных детей

    Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

    Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

    • различные варианты метода наблюдения за детьми;
    • специальные психодиагностические тренинги;
    • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
    • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
    • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
    • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
    • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

    Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

    Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

    Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

    Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

    Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

    Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

    Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

    Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

    • анализ продуктов деятельности
    • наблюдение
    • беседа
    • экспертные оценки
    • естественный эксперимент.

    Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

    Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

    • "Все дети являются одаренными"
    • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

    Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

    • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
    • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

    Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».