Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕ

Хаитов Лазизбек Азаматович

Преподаватель кафедры философии

Бухарского государственного университета

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально - духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностного самоопределения. С этой целью первым президентом Узбекистана И.А. Каримовым была создана концепция национально-духовного возрождения, которая направлена на коренное духовное обновление общества. В качестве ключевых моментов концепции духовного возрождения И. Каримов выделяет следующие:

Приверженность общечеловеческим ценностям;

Укрепление и развитие духовного наследия народа;

Свободная самореализация человеком своего потенциала;

Патриотизм .

Для достижения главной цели - построение гражданского общества с высокоразвитой экономикой? необходимо обогатить национальный духовный опыт передовыми достижениями мировой культуры. К передовым ценностям современной цивилизации относятся, прежде всего, ценности, связанные с построением правового демократического общества - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.п. Эти демократические ценности имеют принципиальное значение для нашего общества, поскольку ни в историческом, ни в этнокультурном плане не противоречат менталитету нашего народа. Напротив, основные демократические ценности, такие как предпринимательство, социальная справедливость, культурная терпимость имеют исторические корни на нашей земле.

Укрепление и развитие духовного наследия предполагает, прежде всего, его глубокое изучение. Освоение духовного наследия способствует развитию национального самосознания, национальной самобытности, лучшему пониманию своего места в мировом историческом процессе. Решение этой задачи предполагает восстановление объективной истории народа, восстановление забытых имен, изучение деяний великих предков.

Важнейшим фактором духовного возрождения является патриотизм. Осуществить глобальное переустройство общества может только патриот, то есть человек, для которого его собственная судьба неотделима от судьбы родины. Однако этот патриотизм должен быть свободен от национализма и национальной ограниченности, он должен иметь здоровую рациональную основу, включающую в себя знание объективных социальных потребностей и интересов родной страны.

В духовном возрождении общества можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа являлось освобождение мышления людей от пережитков старого режима, прежних догм и устаревших мировоззренческих установок. национальный духовный общество личность

На нынешнем этапе возникла новая задача, которая заключается в том, чтобы формировать духовность свободного гражданского общества, воспитывать свободных, всесторонне развитых людей.

Проблема духовности является чрезвычайно сложной. С одной стороны, духовная жизнь человека и общества очевидна. Для каждого человека его «Я» это прежде всего внутренний, духовный мир. И наличие в обществе духовной сферы, включающей в себя религию, философию, мораль, науку, искусство, несомненно. Трудности возникают при попытке дать всеобъемлющее определение духовности. Духовность не улавливается посредством естественнонаучных категорий. Она не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабо поддается рационально-теоретическому толкованию. Ее можно выявить через человеческую субъективность, в ней проявляется духовность. К сфере человеческой субъективности относятся знания, чувства, эмоции, воля, идеалы. Человеческая субъективность объективируется, материализуется вовне в виде текстов, чертежей, схем, символов, произведений искусства, письменных источников литературного, религиозного, научного, этического и др. содержания.

Духовность существует и в индивидуализированной форме, как свойство личности, и как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Структурными компонентами духовной сферы общества являются духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология.

Духовное наследие - это нематериальное культурное наследие, созданное усилиями прошлых поколений. Сюда относятся:

Устные традиции, включая в язык в качестве носителя духовного наследия;

Исполнительские искусства;

Обычаи, обряды, празднества;

Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Другой важнейшей составляющей духовной сферы общества являются ценности. Понятие ценности выражает человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Ценности делят на предметные и субъектные. Предметные ценности - это то, что оценивается: природные богатства, продукты труда, социальные явления и отношения, исторические события, культурное наследие, научная истина, действия людей, произведения искусства и предметы религиозного поклонения. Субъектные ценности - это способы и критерии оценивания. Понятия добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного - все это есть критерии оценивания.

Ценности делят также на материальные и духовные. Критерием такого деления выступают потребности человека и общества. Предметы и явления природной и социальной действительности, удовлетворяющие материальные потребности, составляют систему материальных ценностей.

Предметы и явления, удовлетворяющие духовные потребности. Относятся к духовным ценностям. Отсюда вытекает, что субъектные ценности и продукты духовной деятельности - идеи, теории, идеалы, знания, этические и эстетические нормы, религиозные учения произведения искусства и литературы - составляют систему духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении его существования, называется культурой.

Духовность личности - это богатство внутреннего мира человека. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей:

Функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру;

Совокупность явлений духовной культуры (наука, искусство, религия, народное творчество, СМИ, традиции и обычаи, система образования и воспитания, отдых и спорт);

Воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость);

Установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.

Различные формы духовной деятельности остаются элементами исходной целостности. Их специфика выражается в присущей каждой из них особой структуре и определенного набора функций. У истока различных форм духовной деятельности лежат различные стороны человеческой личности: эмоции, чувства, интеллект, воля. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний личности и в изменениях функционального состояния всего организма. Чувства - способность к интенсивным, глубоким и устойчивым переживаниям. Интеллект - способность к понятийному мышлению, суждению преобразованию мира. Воля - способность человека сознательно и целенаправленно осуществлять свою деятельность.

Ценности - наиболее важные и значимые явления в жизни людей, материальные и духовные богатства, прошедшие длительный период отбора, постоянно обогащающиеся. Они оказывают положительное социальное, экономическое, духовное влияние на общество. Ценности воплощены в различных сферах культуры, соответственно выделяют материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: научные, религиозные, эстетические (художественные), правовые, социальные, этические и т.д. Различают следующие виды ценностей: национальные, региональные, общечеловеческие. В духовных ценностях отражается общественная природа человека, а также условия его бытия. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины, правды человечество выражает свое отношение к конечной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние.

Духовность воплощается в культуре. Духовность - усвоенное содержание культуры, превращенное во внутреннее убеждение, мировоззрение, потребность. Духовность - идейное сущностное содержание культуры, культура - ее внутренне организованная, внешне целостная универсальная форма. Духовность - проявление и объяснение общечеловеческих ценностей в содержании культуры, соотнесенное с историческим опытом народа и степенью осознания потребностей современного общественного прогресса.

Культура - явление социального бытия человека и человечества, представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, т.е. получив материальное воплощение в предмете, знаке, образе, символе. Структурными элементами духовной культуры являются наука, Философия, право, искусство, литература, мораль, образование, СМИ, обычаи, традиции, религия.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых является закон преемственности культурного развития. Для развития культуры необходимо ее сохранение, передача от старших поколений к младшим. Духовное наследие - заимствованные из прошлого духовные ценности, идеи, образцы, опыт, навыки, знания, т.е. любые результаты и способы творческой деятельности людей. Содержание духовных ценностей, их пересмотр и переоценка, способы их соотнесения, формы хранения и трансляции, вкусы, характер эстетического восприятия действительности находятся в непрерывном движении и изменении. Преемственность проявляется во всех сферах освоения человеком действительности, она протекает в виде локальных и глобальных процессов. Условия превращения возможностей использования духовного и культурного наследия в действительность не во всех обществах одинаковы. Они опосредуются социально-экономическими, политическими и идеологическими факторами. От них зависит объем, интенсивность, избирательность наследования. Но не существует таких обществ или народов, которые не имели бы или не использовали духовное и культурное наследие.

Элементы структуры духовности личности включают в себя развитие мышления, памяти, восприятия, формирование мировоззрения и выработка характера, настойчивости, трудолюбия, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие склонностей и способностей, необходимых в обществе, развитие потребности в дальнейшем самообразовании. Только обладающие такими качествами люди могут сохранять духовное наследие нации и народа.

Духовность прежде всего оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она исполняет роль социально- культурного фильтра и старается воспрепятствовать проникновению в национальную жизнь чуждых ей явлений, побуждает усвоить необходимые для национального развития достижения других народов. Духовность - это потенциал самосохранения и саморазвития нации, народа. Поэтому, важнейшей стороной духовности является забота о сохранении культурного наследия, исторических традиций, обычаев, обрядов. Благодаря независимости глубже и шире изучается культурное и духовное наследие узбекского народа, возрождаются духовные ценности прошлого. Целью является не восстановление буквально всех традиций и обрядов, т.к. многие из них устарели, а в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого двигаться вперед.

Литература

1. Каримов И.А. Независимость и духовность. - Т.: Узбекистан,1994.

2. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т., Узбекистан, 2008. - 176 с.

3. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Учебное пособие. - Т., 2002. - с. 24-30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    История идей о гражданском обществе, современные концепции. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Экономическая свобода и свобода труда. Воспитание ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Опасность социальных групп риска для общества и отдельной личности. Проблема деформации ценностных ориентаций у граждан. Молодежь группы риска: основные проблемы. Факторы риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей, подростков и молодежи.

    реферат , добавлен 21.08.2015

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Православное духовное воспитание связано с деятельностью церкви. Возрождение России предполагает одновременно возрождение разных религий, деятельности духовенства, восстановление православных храмов, мечетей, синагог; открытие при них духовных школ. Становление религиозного воспитания происходит параллельно светскому воспитанию, в сотрудничестве с государственной системой светского образования.

В нашей светской литературе, особенно философской, предпринималось немало попыток исследовать причины устойчивого, многовекового состояния духа, который характеризует психологию верующего человека и является для него ведущим, направляющим в его поступках, поведении, деятельности вообще. Это положение в первую очередь относится к русскому народу, но оно в равной степени относится к людям других национальностей и религиозных верований .

Основу православной духовности для русских составляет учение Иисуса. Оно изложено в евангелиях и не утрачено за прошедшее тысячелетие, а со времени принятия христианства на Руси является для русского народа, а также для многих других народов, населяющих Россию, единственной признаваемой религией, которая с помощью церкви формирует психологию верующих.

Предваряя изложение некоторых положений этого учения, нужно заметить, что оно опирается на способность людей понимать божество и обретать его в своем сознании и сердце. «Кто не чтит в себе эту способность, тот не чтит и божество». В различных ситуациях Иисус излагал божественное понимание поведения людей. Ученые люди попытались соединить все сказанное Иисусом в «нравственный закон». Сам Иисус «твердо решил вечно хранить верность тому, что неугасимо было запечатлено в его сердце: чтить только вечный закон нравственности и того, чья святая воля не подвластна ничему иному, кроме этого закона».

1. Божество выделило человека из мира природы, вдохнуло в него душу отраженным сиянием своей сущности, дало ему разум, и только вера в разум позволяет человеку выполнить свое высокое предназначение.

2. Человек не только чувственное существо, его природа не ограничена одной жаждой наслаждения, в нем есть и дух; искра божественной сущности, данная всем разумным существам, дана и ему.

3. Разум (под разумом Гегель понимает само божество) не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Лишь тот, кто не повинуется разуму, сам осуждает себя, ибо он не осознал его света, не хранил его в своей душе и таким образом своими делами засвидетельствовал, какой дух его породил.

4. Истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствует лишь разум и его высшее проявление - нравственный закон.

5. Если в вас умрет сила добра, то ваши дела пропадут среди бессмысленных забот и дел людских. Помощь, которую вы оказали в беде, утешение, которое вы принесли в несчастье, - будет иметь благотворные последствия во веки веков.

6. Не судите строго других, ибо та мера, которую вы прилагаете к другим, будет применена и к вам, а это не всегда служит вам на пользу.

7. «Пусть властолюбие будет изгнано из вашей среды. Почитайте честью для себя оказывать взаимные услуги и служить друг другу подобно тому, как целью моей жизни никогда не было господство над людьми, но служение человечеству и готовность пожертвовать ради него даже жизнью» .

Это лишь некоторые положения. Православные христиане еще ссылаются на Нагорную проповедь Иисуса Христа, главная мысль которой состоит в том, чтобы люди делали «добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея. Гл. 5). Это дает представление о сущности православного нравственного воспитания.

Духовность православная состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея бессмертия души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (Ф.М. Достоевский) .

Люди, исповедующие христианскую религию, в большинстве своем не требуют доказательств появления среди израильтян Иисуса, таинства его рождения от Духа Святого, вознесения на небо после казни. Они просто верят в это. Для психологии вообще и для познания психологии верующего человека это очень важная сторона дела. Бесспорно, вера придает жизненные силы человеку, она порождает его жизненные смыслы, она управляет поведением не только отдельного человека, но и большими группами людей: за веру велись войны, неверных сжигали на кострах.

Что же такое - вера? Многие ученые пытаются понять православное учение, осмыслить православную нравственность, вернуться от коммунистической морали к морали общечеловеческой, выйти на создание программы развития духовности у детей в школах. Для понимания сказанного полезна статья В.И. Троцкого «Национальные духовные традиции и будущее русского образования».

Традиции подлинного образования в России, - пишет В.И. Троцкий, - изначально связаны с духовностью, с православием. Современное обезбоженное сознание с трудом воспринимает эту мысль. Поэтому целесообразно подойти к ней умозрительно и прояснить вопрос о духовности в общем культурном смысле. Но прежде всего вопрос: как православие смотрит на человека?

Патриарх Алексий II, действительный член РАО, поясняет, что «христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многом он замутнен и затемнен грехами. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставрации икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика .

Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа».

Рассматривая жизнь с точки зрения духовности, продолжает В.И. Троцкий, мы можем повторить вслед за В.Г. Белинским: жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте»… Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.

Духовное начало было краеугольным камнем русского народного образования, обращенного прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия. В эпоху становления русского национального самосознания школа служила именно этому. «Главное внимание педагогии, - писал В.О. Ключевский, видимо, о начальном образовании, обращено было… на житейские правила , а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам .

XIX в. русского просвещения прошел в борьбе с нигилизмом, т.е. растлением духа. Воспитание умственное, писал в это время А.С. Хомяков, имеет целью не только передачу частных позиций, но и общее развитие всей мыслящей способности. При этом надо исходить из исторического национального опыта, признававшего верным лишь путь через возбуждение духовных переживаний, через презрение к голому нигилизму. Духовность, по мнению А.С. Хомякова, неразрывно связана с первоначальными семейными впечатлениями и невозможна вне целостности образовательных задач, поставленных школой. Целостность, обретаемую через широту охвата мира, через общее просвещение, А.С. Хомяков считал непременным условием отечественного образования. Ибо только полнота представлений о мире, включающих божественную реальность, превращает образование в познание мира как сотворенного Богом.

Отечественная школа советского периода, пройдя через отделение от церкви, «классовый подход к образованию», всевозможные педагогические увлечения, заменила духовность идеологией. Кодекс строителей коммунизма, будучи до неузнаваемости искаженным вариантом христианских заповедей, ни в коей мере не мог заменить их духовную сущность .

Следование традициям русской школы означало необходимость воспитания детей и подростков в атмосфере постижения образа Иисуса Христа, его нравственного вероучения. Религиозно-нравственное становление личности в ту пору оставалось первостепенной образовательно-воспитательной задачей.

Сегодня, когда поблекли или отвергаются национальные ценности, а новых пока не придумали, не следует ли нам, спрашивает автор статьи у читателя, с верой и любовью обратиться к народно-христианской традиции, связать, по мере возможного, духовное развитие детей с теми средствами воспитания, с которыми неизбежно столкнется русский человек на пороге третьего тысячелетия.

Пути возрождения современного православного воспитания и духовности изложил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на VI международных рождественских образовательных чтениях в 1998 г. Вот фрагменты его выступления.

Значительной проблемой остается духовная дезориентация общества. Многие люди утратили нравственный стержень жизни. Все дети независимо от типа школы нуждаются в православном воспитании. Наиболее острую тревогу вызывает современная государственная система образования. Преобразуя ее, надо прежде всего сохранить все лучшее в нашем образовании.

Средства массовой информации используются во зло, для разрушения нравственного уклада и порабощения ума и духа. Они используются для подавления созидающих внутренних сил души, чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Под угрозой оказалось само существование человеческой культуры.

Успешное развитие новых технологий - это еще не культурный прогресс. Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия человек все больше закабаляется и становится рабом вещей. По этой причине происходит возрождение архаичных культов, распространение тоталитарных сект. Магия, уничтожение детей в утробе матери, эксперименты с наследственностью и искусственное выведение живых особей, развращение малолетних, осквернение всего святого и чистого - вот последствия отрицания нравственных духовных начал, отрыв их от культурного фонда общения .

Православие может и должно помочь нашему народу вновь обрести дыхание жизни, возвратиться к истинной соборности, воскресить почти угасшее сегодня национальное бытие и достоинство.

В основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые к преемству традиций. Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной. Учить то, что не устарело и никогда не устареет. Все остальные знания должны быть сгруппированы вокруг этого ядра.

Прежде всего нужно «образование сердца» . «Зрение сердцем» предшествует умственному познанию. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему.

Школа изменяет свой тип и устроение. Но сегодня еще нельзя уяснить себе определенные черты новой школы. Какой бы она ни была, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнять свое главное назначение - дать нравственные и ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому и привить им способность научения новому и различения существенного от несущественного .

В современном информационном мире лоцманом для детей должен быть современный учитель. А компасом для него должна служить нравственная чистота и живая совесть и, конечно, прекрасное знание предмета. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, этого, конечно, не получится. Совесть - это глас Божий в душе человеческой, и она может не опираться на откровение Божие, данное людям на все времена.

Только развитие отношений между православной и государственными системами образования и нахождение точек взаимопонимания помогут им обогатить друг друга. Православная - развитием нравственного уклада жизни и гармонией личности, государственная - разработанными методами преподавания, школьными помещениями и др. Нравственное возрождение народа, укрепление начал семейной жизни, сохранение лучшего в российском образовании, взаимопомощь и взаимообогащение образования религиозного и светского, действенное противостояние силам разрушения и распада - вот реальная основа для конструктивного взаимодействия Русской православной церкви с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации .

Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища сокрыты в детских сердцах. Очень важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному.

Важнейший вопрос педагогики - не столько напитать знаниями, сколько утолить жажду духовную. Официально православное воспитание осуществляется параллельно светскому. В сложившихся условиях автономия двух систем воспитания и образования не имеет четких границ. Священники работают не только со взрослыми, но и с детьми школьного возраста, религия приходит к детям и от взрослых членов семьи. Соединение двух направлений духовного воспитания возлагает на ребенка немалые трудности: ему самому приходится решать в своем сознании и душе проблему взаимосвязи науки и веры. Для определенной категории детей это непосильный душевный труд, поэтому помочь ребенку может только учитель .

Перечень вопросов, необходимых для изучения различных видов духовности представлен в приложении 2.

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)

Ребенок, чтобы стать сильной, адаптированной к жизни личностью, должен развиваться не только физически, эмоционально и психологически, но еще и духовно. Развитие духовности в ребенке во многом зависит от его ближайшего окружения – родителей и других членов семьи. Какую обстановку родители создают в доме, в какой атмосфере растет малыш, какую картину изо дня в день он наблюдает? Все это непременно скажется на его духовном развитии. По мнению некоторых психологов, о духовном развитии ребенка необходимо начать беспокоиться еще в утробе матери.

Условия духовного развития ребенка

С самого рождения ребенок начинает активно исследовать мир, узнавать его особенности. Ребенок, который с первых дней в жизни видит и ощущает любовь, доброту, внимание и заботу в семье, активно духовно развивается. Родители должны обращать особое внимание на то, какую информацию от внешнего мира получает их чадо. Приучение ребенка к таким важнейшим человеческим чувствам и состояниям, как вера, любовь, осознанность, поможет ребенку духовно развиваться. Он должен расти, веря в свои силы, в победу. Задача родителей – дать ему понять, что основа всего – это вера, которая формируется в душе у малыша. Ребенок, направляемый родителями, осознает, что вера является источником его силы и стойкости.

Развить сочувствие у ребенка

Духовный рост невозможен без способности любить окружающий мир, а эта любовь зарождается в сердце благодаря умению сопереживать, сочувствовать, ценить. Важно приучать малыша ценить природу, видеть ее красоту, любить животных и заботиться о них. Психологи рекомендуют завести для малыша . Знакомство с домашним животным и дружба с ним являются важнейшим этапом духовного развития ребенка . Родители должны научить малыша помогать другим людям, осознавать важность сострадания и любви к окружающим.

Оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов

Все, что происходит в семье, ребенок впитывает, как губка, в том числе и ссоры, скандалы, ругательства. Семейные конфликты – это первый враг духовного и нравственного развития малыша . Ведь он неосознанно копирует родительское поведение, уверенный в том, что пример, который он видит, единственно правильный и его нужно повторить. Если малыш не будет расти в любви, гармонии и мире, то о его духовном развитии можно забыть.

Давать ребенку свободу

Неправильно и даже глупо постоянно держать ребенка рядом с собой, не давая ему возможность изучить окружающий мир и познать его так, как он этого хочет. Разумеется, не без помощи и наблюдения родителей, обеспечивающих малышу безопасность. Но если его жизнь и здоровье находятся вне опасности, то почему бы не позволить ему дать свободу в познании мира?

Родители должны научить малыша самостоятельно искать ответы на свои вопросы, не требовать их у взрослых. Это очень ценный навык, который, несомненно, пригодится в будущем. Ни в коем случае нельзя игнорировать детские вопросы, даже если они кажутся родителям глупыми.

Привить любовь к моральным ценностям

Важно научить малыша ценить дружбу, любовь, поддержку, честность. Ребенок с детства должен знать, что игрушки ломаются, теряются и счастье заключается не в них. Задача родителей - объяснить своему чаду, что такое счастье и как стать счастливым. Если ребенок с ранних лет видит счастье в простых вещах, умеет ими дорожить, то в будущем ему будет гораздо легче, приятнее жить.

Важно строго следить за тем, что читает ребенок или смотрит в интернете, по телевизору. Сказки должны быть добрыми, истории поучительными, никакой агрессии, зла, мести. Нельзя навязывать малышу свои убеждения, нужно мягко и безболезненно его направлять, давая свободу в пределах разумного и . Нужно помнить о том, что он – отдельная личность, которая должна обрести самодостаточность. Тогда ребенок станет счастливым и довольным своей жизнью человеком.