Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.

Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.

В задачи экологического воспитания входит:

  • формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
  • развитие любви к родной природе;
  • понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
  • формирование понимания сути природных явлений;
  • получение начальных знаний об экологии.

Организация экологического воспитания в ДОУ

Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:

  • жизнедеятельность отдельного организма;
  • популяционная биономика;
  • взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.

Теоретическая часть

Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.

Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.

В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.

Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.

Практическая часть

На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.

Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.

С этой целью контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.

Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.

Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.

Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ

Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.

Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:

Тематическое мероприятие Цели и задачи
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога.
Конкурс рисунков «Я люблю природу» Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе.
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек.
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация.
Экскурсия «Осень золотая» Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного.

План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.

Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.

В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.

В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:

  • Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
  • Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
  • Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
  • Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
  • График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.

Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.

Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.

Видео

Доклад на тему «Экологическое воспитание в детском саду».

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.

У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром.
Детей учат делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжаются на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, опытнической деятельности, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. В процессе игр – драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных - сказочных персонажей.
Организуя деятельность детей, следует указывать на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым. Важна помочь детям увидеть зависимость организации всей жизни всей группы от поведения каждого ребенка.
Необходимо учить детей слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкость с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Воспитатель должен поощрять доброжелательный тон ребенка в общении с окружающими людьми.
Приучая детей к порядку, воспитывая бережное отношение к вещам, следует обращать их внимание на то, что в создание каждой вещи вложен труд людей. (Например, если ребенок плохо вымыл руки, оставив на полотенце грязные разводы, - это неуважение к труду прачки и т.д.).
В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков следует объяснять детям целесообразность процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.
Во время занятий и игровой деятельности объясните детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подводить их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.

Прогулки.

В этом возрасте дети продолжают учиться называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать их представления о многообразии растительного и животного мира.
Необходимо закреплять знания детей о домашних животных, уточнять, какую пользу они приносят человеку; формируйте желание ухаживать за животными, заботиться о них.
Необходимо наблюдать с детьми за животными, учить любоваться их красотой, силой и ловкостью; расскажите о том, что домашние животные преданы своим хозяевам, человек должен уметь содержать животных в домашних условиях. Продолжайте учить детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Ребенок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса(например, у лошади есть голова, четыре ноги, хвост; на голове – уши, глаза; тело покрыто шерстью; окрас – серый).
На прогулках обратить внимание детей на поведение домашних животных – собака во время встречи с хозяином прыгает и виляет хвостом, кошка ласкается.
Необходимо формировать желание любоваться природой и беречь ее, ежедневно упражняя детей в этом.
Продолжать учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать формировать у детей элементарные представления об изменениях в природе (холодает, небо стала серым, ветер теплый, голубое чистое небо…) . закреплять умение детей видеть красоту природы, расширять словарный запас (листопад, золотой, багряный). Уточнять представления о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь).
Учить наблюдать за поведением птиц в разные времена года. На прогулке рассмотрите следы птиц на снегу, побеседуйте с ребятами о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору. Таким образом формировать у детей желание помогать животным и птицам в зимние холода.
Нужно предоставить детям возможность активно действовать на прогулках и экскурсиях, создавать красивые букеты из осенних листьев, поделки из природного материала. Предложить собрать шишки, коренья, семена растений для изготовления поделок.Для закрепления знаний о животных можно предложить детям поиграть в игру «Изобрази животное». Дети образуют круг. В центр круга встает взрослый. Мимикой и движениями показывает какое-нибудь животное. Дети должны угадать это животное и повторить движения. Затем в центр круга можно пригласить желающего ребенка, который покажет свое животное.
Можно предложить детям игру – драматизацию чтобы подчеркнуть общее и разное в поведении животных.
Расширению знаний о природных явлениях способствует дидактическое упражнение «Да и нет». Педагог задает детям вопросы: «Зимой на деревьях много листьев? Летом идет снег? Летом дети катаются на санках с ледяной горки? Зимой прилетают бабочки? Летом речка покрывается льдом? ». Дети должны быстро ответить «да» или «нет».
Предложите детям поиграть с ветром, используя вертушки; подведите их к пониманию того, что чем сильнее ветер, тем быстрее движения вертушки, а в комнате вертушка не вертится, так как ветра нет.
Для закрепления умения классифицировать овощи и фрукты по определенным признакам можно в игре «Что сажают в огороде?». Воспитатель спрашивает: «Дети вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если я назову то, то в огороде не растет, вы скажите «нет». Тот, кто ошибется, тот проигрывает». Воспитатель вперемешку называет овощи и фрукты: яблоко, морковь, помидор, огурец…
Для уточнения и углубления знаний о временах года можно организовать игру «Когда это бывает?».
Для закрепления знаний о явлениях окружающей действительности организуйте на прогулке подвижные игры «Лето», «Воробушки и кот» и др.

Беседы. Занятия.

На занятиях и беседах взрослый должен помочь детям понять, что с животными нельзя поступать, как с людьми – кормить сладостями, заворачивать в пеленку, как маленьких детей, и т.д.; объяснить особенности обитания животных в природе (звери – на земле, птицы – в воздухе, рыбы в воде, червяки в земле). Необходимо научить детей сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.
Педагогу необходимо объяснить детям, что звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком, тело как, правило, покрыто шерстью, пасть с зубами и четыре ноги. У птиц тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детеныши проявляются из яиц. У рыб тело вытянутое, обычно сплющенное по бокам, покрытое чешуей; они передвигаются в воде с помощью хвоста и плавников; мальки появляются из икры или рождаются (у живородящих рыб). У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко; оно покрыто хитином (тоненькой кожицей); имеет шесть ног, потомство появляется из яичек.
Следует уточнить представления детей о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползет, жук и летает и ползает).
Дети этого возраста должны узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (зеленая кожа, на голове большие глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает); узнавать и называть представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно).

Экологическое воспитание осуществляется также и через -
чтение художественной литературы. Художественное творчество, рассматривание иллюстраций.

В процессе ознакомления детей с произведениями фольклора учите замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, покажите взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Загадывайте детям загадки, читайте детям стихотворения.
Если дети видели отгаданного животного, попросить их поделится своими впечатлениями, описать внешний вид. Предложите вспомнить стихи и загадки, в которых подчеркивается та или иная особенность животного.
Можно показать детям способы рисования животного и предложить нарисовать сказочного и настоящего животного.
Продолжать знакомить детей с животным и растительным миром в процессе рассматривания иллюстраций, картин.
В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Уголок природы.

В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений, организует дежурство детей в уголке природы.
В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, рыбами; учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья. Вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями. Для этого необходимо иметь в уголке природы инвентарь – лейки для поливки комнатных растений, палочки для рыхления, пульверизатор и т.д. В уголок природы можно поместить наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения»; дидактические игры; природный материалы (шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями.

У детей пятого года жизни следует воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться; закреплять умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботится о своевременном завершении совместного задания.
В осенний период привлекать детей к уборке листьев. Продолжать знакомить с рабочим инвентарем: грабли, лопаты и т.д.
Зимой необходимо учить убирать снег с дорожек; лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество (украшать снежные постройки цветными льдинками, дополнять природным материалом). Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю; приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место), бережно к нему относиться.
В конце апреля можно предложить ребятам посеять семена гороха, а в начале мая – посадить лук (дети делают лунки и кладут семена). Следует формировать у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети совместно с воспитателем могут выполнять несложные действия в городе и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно рыхлить землю, чтобы не повредить корневую систему растений. Летом предложите детям прополоть лук (под наблюдением взрослого), принять участие в уходе за овощами.
Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу, учить принимать помощь от своих товарищей. Следует учить детей наблюдать за окружающим и понимать, когда нужно полить растение, покормить птиц, протереть пыль. Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Следует помнить, что детей пятого года жизни больше интересует процесс деятельности, чем его результат.

Экспериментирование.

Необходимо рассказать детям, что все природное окружение можно разделить на две части – живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.
В процессе проведения элементарных опытов подвести детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; показать, как комнатные растения могут поворачиваться к свету.
Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретет светлую окраску). Подвести детей к пониманию того, что недостаток света так же плохо влияет на рост растений.
Показать детям значение воды в жизни человека; уточнить их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формировать понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Рассказывать, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде.
В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных построек, продолжите знакомить детей со свойствами снега. Рассказывать, что частицы выхлопных газов и промышленных отходов, выбрасываемых в атмосферу, оседают на снег. В результате снег становится грязным. Показакть детям, как растаявший снег превращается в грязную воду; подведите их к пониманию: снег нельзя есть – он грязный, холодный (можно простудиться).
Снег и лед – неисчерпаемый материал для творческих игр. Дети охотно играют со снегом как с песком. Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами, тем интересней и содержательней игры, наблюдения детей за свойствами природных материалов, тем богаче их творчество. Можно предложить детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице. Объяснить, что замерзшие льдинки вынимают подогрев формочки в горячей воде или оттаяв их в теплой комнате.
Предложить детям рисовать палочками по слегка утрамбованному снегу; рассмотрите снежинки, а затем предложить ребятам их нарисовать.
Необходимо объяснить детям: для того чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу (в легкие человека попадает уже теплый воздух).
При рассматривании камней предложите определить их свойства (большой- маленький, гладкий – шершавый, светлый - темный), теплый – холодный). Предложить детям найти красивый камень и составить про него сказку. Можно организовать различные игры с камнями: «Попади в цель», «Подбрось и поймай».
Продолжать расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

МБДОУ «Детский сад № 15″ Г. Александровск, Пермский край.

Доклад Экологическое воспитание в ДОУ

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до экологического мировоззрения; сложилась определённая система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть личности модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы.
Экология родного края.

Экологические проблемы в нашем посёлке Оболенск Московской области актуальны, как и в любом регионе нашей страны (грязь и мусор на улицах, вырубка деревьев в лесу, загрязнение близлежащих водоёмов). Это нарушает экологическую безопасность населения посёлка и близлежащего природного окружения. Поэтому в нашем детском саду на протяжении восемнадцати лет экологическое воспитание дошкольников считается приоритетным направлением работы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Приступая к работе по экологическому воспитанию дошкольников, мы поставили перед собой цель – сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, воспитание гуманного отношения к миру, формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.
Для работы с детьми по экологии в нашем детском саду оборудованы уголки природы и центры исследовательской деятельности в каждой группе.
Содержание работы с детьми второй младшей группы.

Я работаю с детьми, начиная со второй младшей группы. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому нужно сосредотачиваться, прежде всего, на сенсорном развитии детей. Поэтому я, использую различные ситуации, накапливаю и расширяю его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом: «Что в мешочке?», «Найди такой же», «Разложи по размеру» и т.д. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр мы формируем знания об окружающем мире, воспитываем познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе.

Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые хорошо знакомы малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
Содержание работы с детьми средней группы.

Формы и методы работы с детьми средней группы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети средней группы сенситивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения. Интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды деятельности детей, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры, поэтому я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность созидания, творчества.

Особое внимание обращаю на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому я включаю игру в занятия, труд, наблюдения, продумываю и организую игровые обучающие ситуации.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, и я использую самые различные ситуации, продолжаю его накапливать и расширять – уточняю с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и др. особенности объектов природы. Все эти знания дети получают на занятиях по исследовательской деятельности, они проводятся один раз в неделю по 15-20 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (10 человек) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента в зависимости от сложности.
Содержание работы с детьми старшей группы. Дети старшей группы уже больше знают о природе. Имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже чем у 4 летнего. На данном этапе у детей на занятиях формируются обобщенные представления о временах года, домашних животных и др.

Я использую разные технологии эколого-педагогической работы с детьми старшего возраста:

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности: «любить – значит, беречь», помогают уголки экологического воспитания.
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в огороде и цветниках.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Циклы наблюдений, которые проводятся в течение всего года за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке.
Содержание работы в подготовительной группе.

Система работы с детьми в подготовительной к школе группе имеет ряд важных, отличительных особенностей. В начале года детей знакомлю с глобусом и картой, даю самое элементарное представление о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о месте положении России и родного поселка. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны.
Большое значение для детей подготовительной группы имеют занятия углублённо-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту, дети накопили много конкретных чувственных знаний – на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенные знания в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дети приобретают первые навыки учебной деятельности, учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

— экологические занятия;
— экологические экскурсии;
— экологический кружок;
— экологические конкурсы: КВН, викторины;
— экологические акции;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
— экспериментальные лаборатории;
— составление экологических карт;
— ведение «Панорамы добрых дел»;
— ведение календарей природы;
— экологические выставки и экспозиции;
— краеведческие центры;
— экологические праздники;
— экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование — экосистем; соревновательные, игры – путешествиия).

Создание предметно-развивающей среды.

В 2008 году на территории детского сада была оборудована площадка для наблюдений за природой и предсказаний погоды на последующие дни. На ней находятся: солнечные часы, живые барометры (шишки), прибор для определения силы ветра. По солнечным часам дети учатся определять время и наблюдают за движением солнца по небосклонам. Шишки, как живые барометры предсказывают погоду, если погода будет хорошей, то шишки раскрывают свои чешуйки, а если плохая, то чешуйки плотно закрываются. Так шишки защищают свои семена. Прибор определяет силу и направление ветра. Такая технология определения и предсказания погоды очень нравится детям, они чувствуют себя настоящими учеными. В 2009 году на площадке наблюдений была построена метеостанция с точными приборами для определения погоды: термометром, барометром, флюгером и дождемером. Теперь дети после наблюдений за природными барометрами проверяют свои предположения о погоде на точных приборах.
Содержание природоохранных акций.

С 2008 года в нашем саду проводятся природоохранные акции, в которых участвуют дети всего детского сада. В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций с детьми стало одной из интересных форм работы. Природоохранная акция — ряд действий предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Мы проводим несколько акций – «Накормите птиц зимой», «Сохраним ель — красавицу наших лесов», «День Земли», которые разработаны кандидатом педагогических наук С.Н. Николаевой. Кроме них мною разработаны и внедрены в жизнь акции – «Здравствуйте птицы», «Экологическая ситуация в поселке». Эти акции проводятся на протяжении всего года, плавно сменяя друг друга.

1 Акция — «Накормите птиц зимой».

В ее рамках были разработаны мероприятия с детьми, с сотрудниками и родителями. Для детей организуются занятия по ознакомлению и расширению знаний зимующих птиц нашего края. Дети вместе с родителями изготавливают кормушки для птиц, которые потом развешивают на территории детского сада. Дети всю зиму наблюдают за прилетом зимующих птиц на кормушки, ведут дневники наблюдений за птицами. Эта акция помогает детям понять, как тяжело выжить зимующим птицам в холодное и голодное время года.

2 акция — «Сохраним ель – красавицу наших лесов».

Все мероприятия этой акции направлены на сохранение живых елей в лесу в предновогодние дни. Детям нравится эта акция. Они становятся учителями для взрослых, пытаясь своими рисунками (плакатами) рассказать и доказать взрослым, что рубить ели в лесу нельзя.

Дети знакомятся с перелетными птицами, какие из них прилетают первые, какие гнездовья они делают. Мы просим родителей вместе с детьми изготовить скворечники, развешиваем их по территории детского сада. Часть скворечников мы дарим Приокско-Террасному заповеднику на экскурсии для выпускников детского сада. На его территории гнездится очень много птиц. И наша помощь им необходима.

Это праздник пробуждения природы от долгого зимнего сна. Затем праздник переходит в детский субботник, на котором дети собирают сухую траву, для того что бы быстрее выросла зеленая травка и весна радовала нас цветением цветов.

5 акция — «Экологическая ситуация в поселке».

Родилась, как реакция на нежелание жить в грязном поселке. Оболенск наш родной поселок, но жить в красивом поселке, не замечая мусор нельзя. Все мероприятия этой акции направлены на поддержание чистоты в родном поселке. Эта беседы с детьми, беседы детей со своими родителями, поддержание активной позиции детей в борьбе с мусором через детские рисунки, которые развешиваются в центре поселка. Данные акции помогают понять детям, как можно сохранить и приумножить природу родного края.

В 2013 году на основе этой акции я разработала проект «Экологическая ситуация в поселке». За реализацию данного проекта я получила диплом III степени премии губернатора «Наше Подмосковье» в номинации «Экология родного края».

Работа по экологическому воспитанию идет в неразрывной связи с краеведением, воспитанием любви к природе родного края. В нашем детском саду стало традиций посещение выпускниками Приокско-Террасного заповедника. Дети знакомятся с памятниками природы своей местности, узнают об охраняемых животных, проживающих на территории заповедника. Еще одной традицией детского сада стала посадка деревьев на «Аллее выпускников». Выпускники вместе со своими воспитателями и родителями сажают деревья. Тем самым озеленяя свой поселок, и оставляя о себе долгую и хорошую память.

В рамках краеведения и преемственности со школой дети старших и подготовительных групп посещают краеведческий школьный музей. Экскурсовод рассказывает детям об истории нашего поселка Оболенск, в каком году основан, кто были первые жители. Затем детям рассказывают о наших соотечественниках, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны.

После краеведческого музея дети посещают памятник Защитникам Отечества Великой Отечественной войны — Мемориал Славы, который находится не далеко от нашего поселка в д. Станки. Это помогает детям лучше узнать историю своего края и вызывает у детей чувство гордости за людей, которые жили и живут в нашем поселке.

В 2010 году мы силами воспитателей и родителей воспитанников обустроили в нашем детском саду центр краеведения «Русская изба». Теперь и дети младшего возраста приобщаются к истокам нашей культуры.
Еще одной «самой красивой» традицией нашего детского сада стали снежные постройки. Воспитатели вместе с детьми и их родителями делают разные постройки из снега. И с 2005 года наш детский сад «Лесная сказка» в феврале превращается в настоящую сказку.

Все данные мероприятия проводимые по экологическому воспитанию в системе мною и педагогами нашего ДОУперспективная, наиважнейшая задача, в ходе которой дети учатся наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, учатся с любовью относиться к природе своей Родины, и я надеюсь, будут в будущем по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва. Мозаика-Синтез, 2014г.
2.Кондратьева Н.Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы» – СПБ: Детство-Пресс, 2003.
3.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. «Сервисшкола» Москва-Ставрополь, 2002г.
5.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
8.Масленникова. О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2009г.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Книги

  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы.

  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

  • Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.

  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

  • Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – М осква: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

Книга содержит рекомендации по ознакомлению детей с темой «Воздух». Рассказано о свойствах воздуха, о том, как человек использует воздух, о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Каждая тема раскрывается через игру, музыкальную, изобразительную и театральную деятельность, экспериментирование, наблюдение, чтение, конструирование.

    Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

  • Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

Пособие посвящено обучающим экологическим играм с дошкольниками. В книге собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории.

  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.

Статьи из журналов

  • Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».

  • Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.

  • Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

Пройдя по экологической тропе детского сада в г. Камышлове Свердловской области можно узнать много интересного о природе края: о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, полюбоваться ее красотой.

  • Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».

  • Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.

В статье представлен опыт работы ДОУ г. Челябинска по организации на территории учреждения «экологической тропы».

  • Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31 .

Комната природы (экологическая комната) предназначена для проведения мероприятий экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми существами.

  • Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

Цель тропы – познакомить детей с растениями, которые растут на участках детского сада. В статье даны примеры некоторых остановок на тропе, например, «Рябина», «Березка», а так же представлен дидактический материал.

  • Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

В связи с принятием ФГОС ДО, экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу. Задача этой статьи – показать связь экологического воспитания детей с областью «Физическое развитие».

    Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.

  • Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.

  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

ФГОС ДО с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию. В статье рассмотрены образовательные области, через которые система экологического воспитания может быть реализована на практике .

  • Обруч. - 2008. - № 4.

Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.

  • Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

В статье рассмотрена технология проектной деятельности в ДОУ, представлено перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе.

  • Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

Комплекс создан по авторскому проекту педагогом-экологом И. Г. Тимофеевой и включает в себя несколько зон: музей природы, акваторию с тропическими рыбами, макет «Этажи леса», электрифицированный макет сталактитовой пещеры, макеты теплых климатических зон Земли и другие.

  • Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

В статье описан опыт работы Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого и детских садов Ярославля.

Экологические игры

  • Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

  • Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».

  • Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

Из опыта работы педагогов г. Вязники Владимирской области. Даны примеры игр по сказкам, а так же тематические игры: о растениях, о воде, о воздухе.

  • Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61.

Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль), приведены примеры игр и опытов.

    Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…

  • Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.

Творческая игра «На лесной полянке»

  • Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.

Интересный и познавательный материал.

    Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.

  • Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Составитель: Н.Н.Малыхина

Представленные в списке книги и журналы Вы можете взять в Зале педагогического общения городской детско-юношеской библиотеки (ул. Дзержинского, д. 53, тел. 2-09-21).